Как напомнил Алексий II, " и в самых трудных обстоятельствах " христианин не должен забывать слова Спасителя: " Не бойся, только веруй " , которые " обращены к каждому из нас " . В воскресенье, 6 января, с утра до поздней ночи патриарх Московский и всея Руси Алексий II будет совершать торжественные службы в храме Христа Спасителя: в 9:00 - Божественную литургию и Великую вечерню, в 17:00 - Великое повечерие и утреню и, наконец, в 22:00 здесь начнется главное рождественское богослужение, которое продлится около пяти часов. На следующий день, 7 января, в 16:00 патриарх Алексий совершит в храме Христа Спасителя рождественскую вечерню. Прямую трансляцию главной службы будут вести телеканалы РТР (с 22:00) и ОРТ (с 23:00). Сайт Русской Православной Церкви будет также вести online-mpahcляцuю, которая начнется уже в 17:00. На время Рождественских праздников московские церкви возьмут под усиленную охрану. Как сообщили в ГУВД Москвы, дополнительные милицейские наряды будут выставлены возле Храма Христа Спасителя, Елоховского собора, Донского и Новодевичьего монастырей, в музее-заповеднике " Коломенское " , а также около всех церквей, где будет проходить праздничная служба и ожидается большое скопление прихожан. Церковный год > > Рождество Христово Митрополит Кирилл: " не надо ради календаря ломать человеческую душу " 06.01.2002 В Московской патриархии считают, что переход Русской Православной Церкви на Григорианский календарь мог бы привести верующих к расколу. Как передает РИА " Новости " , о возможности такого раскола предупредил в субботу глава отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в прямом эфире радиостанции " Маяк " . Русская Православная церковь отмечает Рождество после Нового года, хотя наши предки делали наоборот. " Это - вопрос календаря, - ответил митрополит Кирилл. - Все западные христиане отмечают праздники по Григорианскому календарю, то есть по новому стилю. Русская православная церковь и ряд других православных церквей сохраняют Юлианский календарь " .

http://zavet.ru/news/news020101.htm

Выделение отдельного праздника, посвященного по плоти рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу. Во-вторых, 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце». До сих пор в Армянской церкви (нехалкидонской) отмечаются не Рождество и Крещение, а один праздник Богоявления — 6 января. Когда мы будем праздновать Рождество в XXII веке? Вопрос кажется забавным — ведь церковный календарь неизменен, а значит, мы должны будем праздновать Рождество в тот же день, что и сейчас, то есть 25 декабря по юлианскому или 7 января по григорианскому календарю. Между тем, юлианский, то есть церковный, или старостильный, календарь не меняется, а вот григорианский, то есть «гражданский», или «новостильный» изменяется по правилам, согласно которым разрыв между старым и новым стилем будет постепенно увеличиваться. Мы привыкли к тому, что високосными являются те годы, которые делятся на четыре. Но это правило действует только для юлианского календаря. Для «гражданского» григорианского, правила високосных годов следующие: -если порядковый номер года не оканчивается двумя нулями и делится без остатка на 4, то год високосный; -если порядковый номер года оканчивается двумя нулями и число сотен в порядковом номере года делится без остатка на 4, то год високосный, а если не делится, то — простой. Таким образом, 1900 год — простой, 2000 — високосный, 2100 — простой. Следовательно, с 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится еще на один день, и с 2101 года Рождество будет отмечаться 8 января по новому стилю, что станет соответствовать 25 декабря по старому. Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники.

http://pravmir.ru/sem-faktov-o-rozhdestv...

Этот авторский труд способен принести благочестивому читателю большую духовную пользу и поддержку в стяжании дара молитвенного подвига. 1)  Определением Священного Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. архимандрит Лев причислен к лику преподобномучеников. Память празднуется 7/20 сентября. 2)  Здесь и далее: если указывается одна дата, то она соответствует новому стилю. 3)  Особо радостное событие в жизни Александро-Невского Братства совершилось в Вербное воскресенье, 9 апреля 1922 г. В этот день архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Петроградской епархии. Торжество возглавил митрополит Вениамин, который через четыре месяца после этого удостоился мученического венца, а через 70 лет, 5 апреля, был причислен к лику священномучеников. Владыка Иннокентий после арестов в 1922, 1925, 1931 и 1937 гг. также принял мученический венец. Произошло это в Виннице 29 ноября 1937 г. В октябре 1922 г. епископа Иннокентия сослали в Архангельск, где он и пробыл до лета 1923 г. Сохранилось 21 письмо, написанное им в Архангельске. 4)  Карточная система в СССР действовала с декабря 1929-го по 1 января 1935 г. 5)  В этот день архимандрит Варлаам, находясь в лагере Беломорканал, был арестован и ровно через месяц, 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, расстрелян. 6)  Благословение «этому святому уголку» было дано архимандритом Варлаамом в тот момент, когда духовная жизнь в общине замерла. Вскоре после ареста игумена Варсонофия, иеродиакона Нектария и сестер в феврале 1932 г. храм прп. Серафима был закрыт. Во время Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало. После войны оно было перестроено и превращено в склад. Церковные службы в уголке данного перестроенного здания начались в 1990 г. Таким образом, благословение, данное архимандритом Варлаамом, пребывает в силе. 7)  Отец Варнава был арестован позже, в октябре 1932 г., и приговорен к трем годам лагерей. Второй раз его арестовали 10 марта 1938 г. и 26 марта этого же года расстреляли. 8)   Пс.62:2 . Псалом 62 входит в шестопсалмие.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Рубрики Коллекции Джон Уильям Уотерхаус - Благовещение Благовещение: Воля Бога и согласие человека 6 мин., 05.04.2020 Поделиться 7 апреля Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.  Об истории праздника, его духовном смысле и особом значении для Церкви «Фоме» рассказал настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов. Праздник во времени 7 апреля православные христиане празднуют один из величайших праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы. Так сложилось исторически, что зачастую праздник Благовещения совпадает со временем Великого поста. Дело в том, что вся земная жизнь Христа связана с тем спасением, Которое Он нам принес. Это спасение, как раз, и начинается с момента принесения благой вести архангелом Гавриилом Деве Марии, а завершается страданиями и искупительной смертью Господа на Кресте. В Благовещении в мир пришла благая весть о том, что явилось наше освобождение, произошло соединение Божественной и человеческой природ, которое в полной мере раскрылось именно в победе над смертью. Сам праздник повсеместно в Церкви был установлен к VI веку, то есть к тому времени, когда, начиная с конца IV – начала V века, Рождество Христово уже праздновалось отдельно от  Богоявления, то есть Праздника Крещения Иисуса Христа от Иоанна, а не вместе, как было раньше. Так как Рождество Христово называется в Церкви рождением Солнца Правды, а именно 24-25 декабря (6-7 января по новому стилю) начинается увеличение солнечного дня, то именно с этим событием и решили связать рождение Спасителя, потому что точную дату этого дня мы не знаем. В связи с этим Благовещение, то есть непорочное зачатие Девы Марии, отнесли за девять месяцев до Рождества Христова, которое, как раз, и выпадает на 25 марта (7 апреля). Можно сказать, что Боговоплощение произошло в соответствии с законами земного бытия, ведь все женщины в нормальных условиях рожают на девятый месяц после зачатия. " Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему "

http://foma.ru/blagoveshhenie-volya-boga...

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу…». Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни. В самый день Богоявления (6 января, 19 января по новому стилю) водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан». Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненными водой. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, образа, клир и народ. Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа», «Днесь вод освящается естество» и других. Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1-10; 55, 1-13; 12, 3-6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55, 1; 6-7).

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-znat-o-svy...

В день памяти преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение в Александро-Невском скиту близ Переделкина 1 августа 2021 г. 13:18 1 августа 2021 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение. Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. В этом году отмечается 30-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Православной Церкви направил приветствие участникам торжеств , которые проходят в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре по случаю дня памяти и 30-летия принесения в этот монастырь мощей преподобного Серафима. 19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года, в день рождения преподобного Серафима Саровского, в Сарове при участии Царской семьи состоялась канонизация почитаемого старца. Его святые мощи были открыты для всеобщего поклонения. В 1920 году в г. Темникове представителями советской власти мощи прп. Серафима, вывезенные из Сарова, были вскрыты. Известно, что затем их перевезли в Москву, в Донской монастырь, превращенный в музей атеизма, затем их след затерялся. В 1990 году мощи преподобного были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга (при советской власти ставшем Музеем истории религии и атеизма). 11 января 1991 года мощи преподобного Серафима были переданы Русской Православной Церкви. В июле состоялось их перенесение в Дивеево. Путь следования Всероссийского крестного хода со святыней лежал через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Арзамас, где при большом стечении народа проходили торжественные богослужения. От Москвы святые мощи сопровождали Святейший Патриарх Алексий II и члены Священного Синода. В перенесении вновь обретенной святыни участвовали более 50 тысяч верующих. 30 июля 1991 года рака с мощами преподобного Серафима была помещена в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, а 1 августа на монастырской площади Святейший Патриарх Алексий при большом стечении народа совершил торжественную Литургию. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5833577.ht...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Яко с нами Бог! Рождество всегда было одним из любимейших праздников православных христиан. Рождество и Богоявление (Крещение) празднуются Православной Церковью почти одинаково. Основное различие заключается в том, что на Крещение служится чин Великого освящения воды, или Схождение на Иордань. В разных странах, Церквях, народах Рождество встречают по-разному и даже в разные дни. Кто-то – 25 декабря по новому стилю, а кто-то – по старому, а значит – 7 января. С появлением интернета, всемирная паутина, ее многочисленные социальные сети и отдельные сайты, не обходят вниманием праздник Рождества. Там можно найти не только виртуальные, в том числе, и анимированные открытки, видеосюжеты, поздравления с Рождеством в стихах , но и сведения по истории, обычаям праздника, о связанных с ним преданиях и реликвиях. И все же, несмотря на легкодоступность информации, мало кто из верующих знает, что сходство Рождества и Крещения вовсе не случайно. Некогда праздновались они в один день, 6 января, и назывался просто Богоявлением (и в том и в другом случае Бог является людям). Но затем отцы Церкви решили разделить 2 праздника. К тому было много причин, самыми вескими из них было желание подчеркнуть важность воплощения Бога во плоти и отвлечь внимание людей от языческого праздника зимнего солнцестояния – так называемого «рождения» бога-солнца. Ну, кто может сейчас пожаловаться на то, что подобное решение было принято? Ведь это так замечательно – в очередной раз собраться всем вместе, дружной христианской семьей, и вознести хвалу Богу. Традиционно Рождество – День рождения богочеловека – считается, как и обычный День рождения, семейным праздником. Православные же христиане понимают семью в более широком смысле этого слова – мы все братья и сестры во Христе. Поэтому они встречают праздник в храме за совместной молитвой. А поскольку накануне был пост, то после торжественной службы, заканчивающейся под утро, они устраивают большую совместную трапезу. Эта традиция существует сегодня во многих храмах Русской Православной Церкви. Ощущение единения и семейности необычайно трогает и радует и прихожан, и монахов. Окончание поста, разделенная радость, что Бог родился, Бог воплотился, приносит порой удивительные плоды. Ведь в эту ночь каждый ощущает: «С нами Бог! Разумейте, языцы (языческие народы, иноверцы) и покоряйтеся, яко с нами Бог!» [ главная библиотека новости родителям информация предложения ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/040pozdr.htm

Полнометражный фильм производится при содействии Татарстанской митрополии, в Казани уже приступили к съемкам. Продюсер и режиссер фильма Алексей Барыкин, главные роли в фильме исполнят Дмитрий Дюжев, Ольга Будина, Ирина Купченко, Николай Бурляев. 2 ноября. ПРАВМИР. Российские звезды снимутся в фильме «Заступница», посвященного 400-летию прославления Казанской иконы Божьей Матери. Полнометражный фильм производится при содействии Татарстанской митрополии, в Казани уже приступили к съемкам, сообщает сайт митрополии . Продюсер и режиссер фильма Алексей Барыкин, главные роли в фильме исполнят Дмитрий Дюжев, Ольга Будина, Ирина Купченко, Николай Бурляев. Действие фильма охватывает четыре века российской истории. В нем будут показаны такие исторические события, как освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского в 1612 году от иностранных интервентов, Полтавская битва 1709 года, Отечественная война 1812 года, события Великой Отечественной войны и многое другое. Помимо Казани, съемки будут проводиться в Москве, Петербурге и Волгограде. По преданию, Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля (21 июля по новому стилю) 1579 года 10-летней девочкой Матроной, которой во сне явилась Богородица и указала, что икона находится под слоем золы на пожарище недалеко от Казанского кремля. Принято считать, что в 1611 году икона была унесена из города в составе Казанского ополчения, и в 1612 году помогла освободить Москву от поляков, — с этого времени начинается ее прославление. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 февраля, 2024 6 февраля, 2024 25 января, 2024 1 января, 2024 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023 10 октября, 2023 27 мая, 2023 9 июня, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-filme-o-kazanskoj-ik...

Рубрики Коллекции Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница? 5 мин., 25.12.2023 Поделиться Содержание Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Почему Рождеств в России – 7 января, а не 25 декабря? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы. Юлианский календарь (старый стиль) Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем , поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем. Юлианский год — 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день — 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет. Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская, Чешских земель и Словакии), в Китайской Автономной Православной Церкови и Японской Автономной Православной Церкови, а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона. Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем. Григорианский календарь (новый стиль) Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет . Год високосный, то есть содержит 366 дней, если: Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

http://foma.ru/infografika-kalendari-v-c...

О владыке Николае (Ярушевиче) Воспоминания монахини Магдалины (Некрасовой) 31 декабря 1891 года (13 января 1892 г. по новому стилю) родился выдающийся иерарх Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич; † 1961). В сентябре 1945 года владыка Николай с визитом посетил Париж. Монахиня Магдалина (Некрасова ), насельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От во Франции,вспоминает, как русский Париж встречал владыку Николая и какую роль сыграл владыка в жизни ее семьи. Париж. 1945 год – Матушка Магдалина, сколько вам было лет в это время? – Мне было тогда 12 лет. Но я рано по духу, по сердцу повзрослела. В нашей нерелигиозной семье я с детства ощущала потребность в религиозном. Первой книгой, которую я читала на французском, была детская Библия графини де Сегюр. Я знала ее наизусть в свои 6–7 лет. Домашние надо мной посмеивались, но для меня это было совершенно особенное чтение. Мое сердце горело. И когда митрополит Николай приехал (в конце августа или сентябре, а занятия в школе у нас начиналась в октябре), меня трудно было удержать дома. Я ходила на все его службы. Это был первый официальный приезд высокого представителя Русской Православной Церкви. Помню, что вся наша эмиграция пришла в смятение. Всего несколько месяцев прошло после окончания войны, о положении Церкви в Советском Союзе ходили разные толки… – А где служил владыка Николай? – Служить московский митрополит мог, конечно, сначала только в храмах, состоящих в юрисдикции Московской Патриархии, а их в Париже и его предместьях было не так много. Собственно храмов тогда не было, а были «гаражи», переделанные под храмы… Их вместимость была весьма мала, и в большие праздники бывало очень тесно. Можете себе представить, какая давка там образовывалась, когда туда кинулась вся эмиграция, чтобы посмотреть и послушать московского митрополита! В первые дни мне пришлось слышать слова «приехал чекист в рясе», «чекист в митре». Но очень скоро русские люди сердцем своим почувствовали в приехавшем иерархе глубоко верующего, искреннего человека и стали проникаться к нему доверием

http://pravoslavie.ru/33528.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010