В 1918–1920 годах в административном порядке было закрыто 673 монастыря из 1025 дореволюционных обителей. Читайте также: Как русская Церковь встретила русскую революцию? Первые жертвы Первым российским новомучеником стал в1917 году протоиерей Иоанн Кочуров, убитый большевиками после отступления отряда генерала Краснова из Царского Села только за то, что во время крестного хода попытался обратиться к народу со словами мира и утешения. А 25 января (7 февраля по новому стилю) 1918 года революционные солдаты убили в Киеве митрополита Владимира, первым из архиереев принявшего мученическую кончину при советской власти. В гражданскую войну ЧК были уничтожены тысячи клириков и мирян. Началась травля Церкви в печати. В 1922 году состоялся первый публичный процесс над духовенством — начались расстрелы «по приговору суда». Только в 1923 году погибли 2691 священник, 1962 монаха и 3447 монахинь и послушниц. Атеистическая литература хлынула потоком: за 15 лет после революции было издано 1700 названий антирелигиозной литературы общим тиражом 40 миллионов экземпляров. В 1928 году Церковь была объявлена «кулацко-нэпманской агентурой», которая «мобилизует реакционные и малосознательные элементы в целях контрнаступления на мероприятия Советской власти». Намерение властей физически уничтожить носителей религиозного сознания стало очевидным. «Служители культа» вновь в массовом порядке стали подвергаться арестам, заключению, ссылкам, а иногда и расстрелу. За 1929–1933 годы было репрессировано около 40000 священно- и церковнослужителей. Как правило, сажали их «за антисоветскую агитацию» и «как социально чуждый элемент». Не мытьем так катаньем К началу 1935 года число зарегистрированных церковнослужителей Русской Церкви не превышало 20000 человек. Многие перешли на нелегальное положение. И все-таки в 1937 году во время переписи населения из 98 миллионов 400 тысяч человек старше 16 лет, проживавших в Советской России, православными себя назвали 41,6 млн. человек — 42,3 % взрослого населения страны. И началась новая волна репрессий. Только в 1937 году было расстреляно 60 епископов. В массовом порядке арестовывали и рядовое духовенство. Произвол в гонениях был возведен на общегосударственный уровень.

http://foma.ru/ne-prohodite-mimo-jetih-s...

   25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.) святитель Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреоевященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому».    На основании этого распоряжения сонм архипастырей в составе 60 иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона, 30 марта (12 апреля) 1925 г. постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополитов Кирилла и Агафангела в Москве не оказалось, было признано, что митрополит Петр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послушания». Митрополит Петр (Полянский) возглавлял Русскую Церковь в качестве Местоблюстителя до 6 декабря 1925 г. 23 ноября (6 декабря) своим распоряжением на случай невозможности для него исполнять обязанности Местоблюстителя он поручил временное исполнение этих обязанностей митрополиту Сергию (Страгородскому), который и приступил к их отправлению 23 ноября (6 декабря) 1925 г. в должности Заместителя Местоблюстителя. С 13 декабря 1926 г. по 20 марта 1927 г. (здесь и далее даты приведены по новому календарному стилю) Русскую Церковь временно возглавлял митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), а после него — архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). Первый был назван в распоряжении митрополита Петра вслед за именами митрополитов Сергия и Михаила (Ермакова); второго назначил митрополит Иосиф, когда и он лишен был возможности управлять церковными делами. 20 мая 1927 г. кормило высшей церковной власти вернулось к митрополиту Нижегородскому Сергию (с 1934 г. митрополит Московский и Коломенский). 27 декабря 1936 г., после получения ложной информации о кончине митрополита Петра (в действительности митрополит Петр был расстрелян позже, в 1937 г.), он принял должность Патриаршего Местоблюстителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Священник рано овдовел и проживал со своей младшей дочерью Варварой, которая решила посвятить себя служению Богу и людям. После окончания высших женских курсов в Казани Варвара Чернышева работала в Воткинске учителем. Во время Ижевско-Воткинского антибольшевистского восстания 1918 года протоиерей Николай ревностно исполнял свой пастырский долг, продолжая окормлять и наставлять свою паству. Его дочь трудилась в качестве сестры милосердия, ухаживая за раненными. После подавления восстания большевиками протоиерей Николай не покинул города, как многие, кто участвовал в восстании, и был арестован. Его дочь добровольно пошла на мучения вместе с отцом. Святые были расстреляны 2 января 1919 года (по новому стилю). После того, как город ненадолго был освобожден армией Колчака, горожане отыскали тела новомучеников и похоронили за алтарем Преображенского храма на Нагорном кладбище Воткинска. Место погребения хранилось в тайне верующими и было открыто лишь в 1990-х годах. Постановлением Священного Синода (Журнал 6), заседание которого состоялось 7 марта в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, протоиерей Николай Чернышев и его дочь Варвара включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 октября, 2010 8 августа, 2012 30 октября, 2012 9 февраля, 2022 30 октября, 2021 29 марта, 2021 15 февраля, 2021 30 октября, 2020 6 декабря, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-udmurtii-vpervyie-so...

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Прочитав эту статью, вы узнаете про Рождество Иоанна Крестителя, его благочестивое житие и усекновение главы святого Пророка. Рождество Иоанна Предтечи — Крестителя Иисуса Христа Архиепископ Аверкий Таушев, www.days.ru Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю). Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах. Священники были разделены Давидом на 24 чреды, причем во главе одной из них был поставлен Авия. к этой чреде причислялся Захария. Жена его Елисавета происходила также из священнического рода. Хотя оба они отличались истинной праведностью, но были бездетны, а это считалось у Иудеев Божиим наказанием за грехи. Каждая чреда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники жребием распределяли между собой обязанности.

http://pravmir.ru/prorok-predtecha-i-kre...

Господня») было вполне распространенным, так что в этом нет ничего удивительного, да и автор книги Откровения говорит о себе крайне мало, по сути дела, мы знаем о нем лишь одну подробность: это откровение было ему явлено на острове Патмос, а именно там закончилась жизнь Иоанна Богослова. Но ведь мог там жить и тот самый пресвитер. С другой стороны, ничего нет невозможного и в едином авторстве. Да, автор Откровения явно писал по-гречески хуже, чем автор Евангелия, – так первая книга была написана на десятилетия раньше, чем вторая! За это время евангелист вполне мог отточить свой стиль, ему наверняка приходилось много говорить и писать по-гречески. А если это были разные люди – то кто остальные? Мы ничего толком не знаем об этом. Может быть, некоторые тексты, изначально восходившие к апостолу Иоанну, были затем несколько дополнены и отредактированы его учениками? Но это ведь совершенно не значит, что они придумали какое-то свое собственное богословие, не связанное с тем, что приняли от учителя! В любом случае авторство тут не играет первостепенной роли: эти книги в равной мере приняты Церковью как ее Священное Писание, и никакого «альтернативного христианства» ни в одной из них не обнаружится. 30. Иоанн Креститель: на шаг впереди Христа Рождение как чудо Это о нем Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного – просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей, и не произносил цветистых речей, как Исайя. Почему же он оказался «больше» них и в каком смысле можно понять это «больше»? Православная Церковь тоже принимает этот масштаб, посвящая Иоанну целый ряд праздничных и постных дней: зачатие (6 октября по новому стилю); рождество (7 июля); усекновение главы (11 сентября); первое и второе обретение главы (8 марта); третье обретение главы (7 июня), не говоря уже о перенесении десницы с Мальты в Гатчину при императоре Павле (25 октября) – кстати, сегодня эта святыня находится в черногорском городе Цетинье, куда ее неведомо как вывезли после революции 1917 года. Наконец, его память отмечается и в день после Крещения (20 января).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Итого восемь раз (из них дважды непонятно, больше лечился или больше беседовал, но факты посещения Императором стоматолога документально зафиксированы в его дневниковых записях. Кроме того, за несколько месяцев до своей смерти Император лечился также у местного дантиста Марии Рендель, а именно 23, 24, 28 и 30 декабря 1917 года, а потом еще 6 января, 24 февраля и 3 марта 1918 года (даты приводятся по новому стилю), итого еще 7 раз. Получается, что только за 1917 – март 1918 г. Царь посетил стоматологов в общей сложности 13 раз. Императрица, как доподлинно известно, лечилась у стоматолога Кострицкого четыре раза (1, 3, 4 и 5 ноября), еще два раза доподлинно общалась с ним в это же время, но лечилась или нет, понять из дневников сложно. Показательно, что полутора годами ранее Императрица Александра Федоровна прибегала к помощи стоматолога многократно. Так, С.С. Кострицкий оказывал ей помощь 16, 17 и 18 марта 1916 года, а в июне 1916 года провел в Царском Селе 14 дней, и « ...пользовал почти исключительно Ея Императорское Величество Александру Федоровну и лишь самое незначительное время посвятил пользованию августейших детей » . Таким образом, версия о том, что люди, которым принадлежат черепа 4 и 7, долгие годы не получали стоматологического лечения, страдали дентофобией и при этом являлись Императором Николаем Вторым и его супругой Императрицей Александрой Федоровной, не получает подтверждения. Точно так же сложно представить, что любящие отец и мать, коими являлись Николай Второй и Александра Федоровна, допустили бы развитие запущенной формы кариеса, пародонтоза и периодонтита у троих своих дочерей Цесаревен, которые, по заключению экспертизы, « не получали стоматологическую помощь в течение 1–2 года до смерти », то есть в то время, когда и в Санкт-Петербурге, и в Тобольске Царскую Семью регулярно посещали стоматологи С.С. Кострицкий и М. Рэндель. Как видно из вышесказанного, проблем с вызовом врача-стоматолога у Монаршей Семьи не было никаких. Даже в условиях содержания под арестом существовала возможность вызова из Ялты личного стоматолога С.С.

http://pravoslavie.ru/112133.html

Армянская Апостольская Церковь отмечает сегодня праздник Богоявления 6 января 2009 г. 14:24 Армянская Апостольская Церковь отмечает 6 января праздник Рождества Христова одновременно с Крещением под общим названием Богоявления. «Только Армянская Церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день. Другие Церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря или 7 января, а Крещение 6 или 19 января», — сказали РИА «Новости» в пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Вечером 5 января, в Рождественский сочельник, во всех храмах совершается Чракалуйц (возжигание лампад и свечей). В этот вечер люди уносят с собой зажженные в церкви лампады и свечи, символизирующие божественный свет, а также вифлеемскую звезду, которая указала путь евангельским волхвам. 6 января, после Рождественской литургии, совершается Водоосвящение, которое символизирует Крещение Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и священным миром, после чего раздается верующим. На следующий день после Рождества, как и после других великих праздников Армянской Церкви, — поминовение усопших. 7 января повсеместно совершаются заупокойная Литургия и панихида. Празднование Рождества и Крещения Господня продолжаются до 13 января. Затем Церковь воспоминает евангельские события обрезания Богомладенца и наречения Ему имени. Ряд епархий Армянской Апостольской Церкви (в России, Грузии, на Святой Земле) продолжают придерживаться старого стиля. В этих епархиях праздник Богоявления будет отмечаться 6 января по юлианскому календарю (19 января по новому стилю). Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/520693.htm...

Я ничего не говорил капитану о том, чтобы он завез меня на Афон. В 10 часов утра показалась Гора Афон. Капитан вдруг повернул корабль к Афону. Я не помню, что со мной было – радость, слезы. Восемь лет не был на Афоне, переживал горе. С 1914 года с Афоном был разделен. В 3-и часа дня пароход подошел к пристани Дафна. Капитан спросил меня об обратном отправлении. Я сказал, что обратно поеду через две недели. Он мне ответил, что 20-го по новому стилю, а 7-го января по старому стилю заедет за мной на обратном пути. После чего спустили лодки и вывезли нас с парохода на берег в пристани Дафне. Тогда я пантелеймоновского монаха послал в Пантелеймоновскую обитель сообщить о моем приезде, а через два часа за мной приехали на лодке и в 6 часов вечера под Рождество Христово я приехал в Пантелеймоновский монастырь. Меня встретили с таким торжеством и радостно. Они все не знали, что я жив или нет. Повели прямо к игумену монастыря. И он был поражен, и так все монашествующие. Я рассказал, как сюда попал и все слушали. Принесли мне кушать, и даже некогда было кушать, все рассказывал им. Прошло 1,5 часа, а я говорю: «Давайте меня отправьте в свою обитель, в Андреевский», но ночью ни в коем случае не пустили. – «Завтра проводим». – «Я к вам после приеду и все расскажу». – Они говорят: «Никто с вами под праздник не поедет».«Пойду один, только дайте мулку или коня». Мне дали мулку, который ходит в Карею каждый день, возит провизию для членов Афонского Синода. Они мне дали этого мулку, который знает сам дорогу. Темно, туман. Я выехал из Пантелеймоновского монастыря. Ехал. За всю дорогу встретилось только три пустынника по разным местам. Мулка меня привез на Карею, куда он возит провизию, дальше не мог. Тогда я слез с мулки и веду его за собой. Он идет. Пришел к своей обители, мулла привязал к беседке. Пришел к воротам, стал стучать в ворота. Открывает калитку монах, который меня не знает. Я стучу. – «Кто?» – спрашивает он. – «Свои». Он открыл и я вошел. Он не знал меня и говорит: «Как же? Вы не наш». – Я говорю: «Нет, ваш». – Он перепугался и говорит: «Давайте обратно, а то меня будут ругать. За то, что я пустил чужого человека». Я стал спрашивать: «Кто старший тут у вас вратарем?» – Он сказал: «Отец Архип». – «Позови его». – Он ответил, что Архип ушел за кипятком. Я просил, когда он придет, сказать ему, что приехал какой-то монах. Сам же я пошел за ворота. Стал отвязывать мулла и вещи. Пришел о. Архип и его помощник сказал ему, что кто-то чужой приехал. Вошел о. Архип и стал спрашивать меня: «Кто Вы?» – Я сказал: «Я». – «Да кто – Вы?» – «Я» – второй раз сказал я. – «Да, ну, кто – Вы?» – «Да, ну, я» – сказал я. Когда я сказал: «Ну, я» и тогда он узнал мой голос и бросился к ногам и говорит: «Благословите». Тут мы с ним поцеловались, поздоровались. – «Игумен здоров?» – спросил я. – «Больной» – ответил он. – «Смотри, никому ничего не говори, что я приехал», – сказал я. – «Боже, избавь».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

В Латвии православные вновь пытаются сделать Рождество официальным выходным Рига, 2 декабря 2008 г. В четверг, 4 декабря, сейм Латвии рассмотрит предложение партии “Центра согласия” объявить выходными 6 и 7 января, так как в эти дни Рождество отмечают православные и старообрядцы, сообщает Благовест-инфо .   Это уже далеко не первая попытка левой оппозиции уравнять в праве на праздник жителей Латвии, отмечающих Рождество по Юлианскому календарю, с жителями Латвии, отмечающими Рождество по новому стилю.   Но правящее большинство сейма в течение долгих лет остается непреклонным – ни православная Пасха, ни православное Рождество в латвийском календаре красными днями не будут. 2 декабря 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28506.html

Лето Господне благоприятное Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день церковного новолетия Иеромонах Ириней (Пиковский) «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк 4:18-19). Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:04 мин. Размер 7.3 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! День 14 сентября по новому стилю, или 1 сентября по старому стилю, мы по церковной традиции обозначаем как Новолетие, проводы старого и начало нового года. Эта дата пришла на Русь из Византии, в которой каждые 15 лет 1 сентября, по окончании уборки урожая, собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по 15 лет. На Руси Новолетие стало церковно-государственным праздником с 1492 года. И несмотря на то, что Петр I в 1700 году перенес гражданское празднование Нового года на 1 января, в церковном календаре Новолетие свою привязку к 1 сентября сохранило. Однако это празднование в настоящее время уже не имеет никакой связи ни с армией, ни с государственным налогом. Смысл богослужения в Новолетие связан с проповедью Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Спаситель сказал, что Он пришел «проповедывать лето Господне благоприятное» (см.: Лк. 4: 16–22). Выражение «лето Господне благоприятное» в ушах древних иудеев воспринималось как ссылка на «субботний год» или на год «Юбилейный», когда рабам-евреям даровалась свобода и можно было за выкуп вернуть землю разорившихся собратьев (см.: Исх. 21: 2; Втор. 15: 12–18; Лев. 25). Для пророков Юбилейный год – год прощения и освобождения от рабства (см.: Иез. 46: 17; Иер. 34: 8). Раб для древних людей – это бесправное существо, собственность господина своего. Раба можно было купить и продать за деньги (см.: Исх. 21: 32). И хотя у евреев законы о рабах были мягче, чем у язычников, однако и евреи-рабы зависели от произвола своих хозяев-соплеменников. По Псалтири, раб или рабыня «следили» за рукой господина или госпожи, ожидая милости (см.: Пс. 122: 2). Работая под палящим солнцем, раб, по книге Иова, «жаждал тени, как наемник ждет окончания своей работы» (Иов 7: 2). Даже и в наши дни выражение «рабский труд» носит оттенок изматывающей работы без отдыха при тяжелых условиях. А по современному Уголовному Кодексу, рабство – это принудительный труд, от выполнения которого человек по не зависящим от него причинам не может отказаться (ст. 127 УК РФ).

http://pravoslavie.ru/73597.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010