Однако действующая ныне церковная дисциплина полагает продолжительность Рождественского поста в сорок дней. Заканчивается пост в ночь перед Рождеством (25 декабря/7 января). В течение этого времени растет молитвенное напряжение, все крепче становится предчувствие праздника. За пять дней до Рождества, то есть со 2 января (по новому стилю) начинается так называемое предпразднство, по образцу Страстной седмицы. Особенный день поста — канун праздника — Навечерие Рождества, или Сочельник. Это день строгого поста, а богослужение Сочельника построено по образцу Великой (Страстной) Пятницы. «Нельзя» или «нужно»? Как же подготовиться достойно к празднику Рождества Христова? Празднуя пришествие в мир воплощенного Бога, открывшегося как любовь, мы и сами стремимся научиться любви к Богу и ближним, искренней молитве, прощению и мирному устроению духа. Ошибочно рассматривать пост как время, когда чего-то «нельзя»: нельзя употреблять мясо, иметь супружеские отношения, смотреть телевизор и пр. Суть поста — не в том, чего нельзя, а в том, что мы можем сделать, когда освободим свои силы и время. Так что цель некоторых ограничений во время поста – не в них самих, а в том, что мы можем сделать благодаря этому. Согласно церковному уставу, во время Рождественского поста не разрешается употреблять продукты животного происхождения — мясо, яйца, молоко и его производные. Рыбу и вино в обычной приходской практике вкушают во все дни, кроме среды и пятницы (кроме тех случаев, когда на среду или пятницу попадает великий церковный праздник, например, Введение Божией Матери во Храм или храмовый праздник), а также кроме периода предпразднства Рождества (со 2 января по новому стилю). Монастырские же правила несколько суровее. Исключение мяса во время поста не значит, что оно «нечисто» само по себе, или употреблять его — грех. Мы воздерживаемся от мяса, потому что хотим воспитать свою волю и доказать: человек — не только материальное существо, живущее «хлебом единым». Церковный устав регулирует не только виды пищи, но и ее количество. Цель поста — дать возможность человеку ощутить голод, познать свою зависимость от материальной пищи и преодолеть ее. Как дети Божьи, мы зависим только от Него, и не должны становиться рабами еды или плотских пристрастий. Пост телесный и духовный

http://pravmir.ru/post-kak-nasha-svoboda...

Православное Рождество по юлианскому календарю празднуется сейчас только в Кобе, где очень много русских прихожан. В других крупных городах Японии (в том числе и в Кагосима и в Нагоя) часто устраивают два богослужения: по григорианскому календарю – для православных японцев и по юлианскому – для верующих преимущественно из России и Украины. Однако на деле все православные христиане – и японцы, и восточноевропейцы, и американцы, где Рождество тоже отмечается 25 декабря по новому стилю, и давно живущие в Японии русские – все равно приходят в храм именно в этот день или в ближайшее к этому дню воскресенье, на которое здесь обычно переносится праздник. И один раз встретив всей Церковью пришествие в мир Спасителя, второй раз в свой же храм на то же самое богослужение практически никто уже не идет. Лишь немногочисленные русские туристы или временно работающие в Японии люди, чаще даже не особенно церковные, хотят именно 25 декабря по старому стилю – 7 января по новому – услышать Рождественские песнопения, чтобы ощутить связь не столько со Вселенской Православной Церковью, сколько просто со своей родиной. Зато на Рождественские богослужения в других приходах своего благочиния многие верующие Японской Православной Церкви ездят несколько воскресений подряд. В Саппоро с этой целью отменяется совместная молитва прихожан – обедница, которая в Японии обычно совершается самими верующими, если в это время священник служит в других храмах. Празднование Рождества в Японии начинается обычно с середины декабря и продолжается до конца января. На Кюсю первая Рождественская служба совершалась 16 декабря в центре благочиния в Хитоёси, вторая, вместе с елкой для окрестных ребятишек, – 23 декабря в Кагосима, третья – 13 января в храме Кумамото. Рождественские молебны были в других приходах Кюсю, где нет постоянных храмов – в Миядзаки, в Фукуока, в Китакюсю. Небольшой старинный город Хитоёси, с узкими улочками, домами со старинными черепичными крышами и населением всего около 40 тысяч жителей, расположен примерно в двух часах езды к северу от Кагосима.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Со времени прекращения рода князей Боремельских и до перехода своего в руки Францишка Чацкого, Боремель, не имея постоянных владельцев, которые бы жили в нём, мало-помалу стал падать и из местечка стал селом. В тарифе от 1775 года он называется селом, состоящим из 93 дымов (хат). В 1781 году 1 декабря чрез Боремель проезжал, по пути из Каменца, король Польский Станислав Август. Чацкие, как Боремельские, так и Порицкие, с большим почётом принимали высокого гостя в своём Боремельском палаццо. Здесь король наградил Михаила Чацкого, старосту новогрудского, орденом св. Станислава I степени. На другой день король отправился в дальнейший путь. В 1782 году Францишек Чацкий, украсив Боремель роскошным дворцом и костёлом, по просьбе своей получил от короля привилегию на учреждение в Боремле опять местечка с ярмарками – 23 апреля, 13 июля и 4 октября по новому стилю и 11 декабря по старому стилю. Этот Чацкий умер в Порицке 13 февраля 1787 года. В 1784 году в Боремле была заведена ещё двухнедельная ярмарка, на св. Феодора, 8 июня по старому стилю. Это было время процветания Боремля. На том месте, где ныне стоит запущенный дворец Чацких, некогда стоял дом прежних владельцев – православных князей Боремельских. Вблизи дома находилась и православная замковая церковь во имя Св. Троицы. Эта церковь существовала ещё в 16 веке; о ней упоминается в вышеприведённом акте от 30 января 1575 года в инвентаре замка и местечка Буремель, с исчислением крестьянских повинностей, где сказано, между прочим: «на посеред замку церков Светое Тройцы, побитая кгонтами»·(Архив, ч. 7, т. 1, стр. 237–241). В этой церкви издавна славилась чудесами святая икона Спасителя, Который изображён на ней несущим крест и изнемогающим под тяжёлым бременем его. Кроме главного креста, несомого Спасителем на плечах, на этой иконе есть ещё до 33 крестов, изображённых как бы в тени. Предполагают, что эта икона первоначально находилась в бывшем некогда в Боремле православном монастыре, о котором сохранились в народе только тёмные предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Затем митрополит прокомментировал факт празднования католического Рождества на государственном уровне, определенный выходным днем для всей Украины , несмотря на то, что даже греко-католики, а также раскольнические «УПЦ-КП» и «УАПЦ» остаются верными Юлианскому стилю и празднуют Рождество 7 января. «Наша Церковь уже давала комментарии по этому поводу. Напомню еще раз, что Иерусалимская Церковь, на земле которой родился Спаситель мира, как мать всех Церквей, празднует это событие по Юлианскому календарю, т. е. 7-го января по новому стилю. В нашей Церкви с времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром принят и действует устав Иерусалимской Церкви. Поэтому, несмотря на то, что в ряде православных государств Церковь перешла на Григорианский стиль, мы остаемся верными исторической традиции, не меняя стилевой календарь. Всякое изменение традиций всегда влечет за собой новые противоречия, споры и противостояния. Нам же следует сохранять единство и мир, не осуждать ближнего и дальнего, не нарушать закон христианской любви», - подчеркнул Владыка. «Не все высокие решения бывает удачными. Подавляющее большинство граждан Украины по-прежнему будет праздновать Рождество 7-го января, как наши деды и прадеды. И потом, мы свою веру во Христа подтверждаем не стилем, хотя и храним традиции, а выполнением заповедей Божиих. От того, как мы проводим Рождественский пост, как помогаем ближнему, как храним мир в семье, в обществе, насколько добросовестно выполняем свою профессиональную деятельность, зависит и отношение к нам внешнего мира, всех, кто пребывает за церковной оградой. Поэтому не следует особенно озираться кругом, кто как живет, а держать, хранить свою веру и своей жизнью во Христе убеждать и привлекать на верный путь тех, кто не разделяет с нами празднование в этот светлый день. Любовью можно сделать то, что невозможно сделать ни спорами, ни диспутами, ни иными человеческими аргументами. " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13, 35), – взывает к нам Спаситель мира. Если сумеем хоть немного сделать добра, следуя Заповедям Христа, Он непременно родится в душе каждого человека и наставит нас на всякую истину», - отметил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/30/my...

— Многих православных христиан смутил факт празднования католического Рождества на государственном уровне, определенный выходным днем для всей Украины. Ведь и греко-католики, и неканонические «УПЦ КП» и «УАПЦ» также остаются верны юлианскому стилю и празднуют Рождество 7 января. А процент римо-католиков в стране небольшой. Как относиться к этому нововведению православной пастве, Ваше Блаженство? — Наша Церковь уже давала комментарии по этому поводу. Напомню еще раз, что Иерусалимская Церковь , на земле которой родился Спаситель мира, как мать всех Церквей празднует это событие по юлианскому календарю, т.е. 7 января по новому стилю. В нашей Церкви со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром принят и действует устав Иерусалимской Церкви. Поэтому, несмотря на то, что в ряде православных государств Церковь перешла на григорианский стиль, мы остаемся верными исторической традиции, не меняя стилевой календарь. Всякое изменение традиций всегда влечет за собой новые противоречия, споры и противостояния. Нам же следует сохранять единство и мир, не осуждать ближнего и дальнего, не нарушать закон христианской любви. — Но ведь два национальных празднования Рождества в одной стране выглядит, по меньшей мере, странно. Следуя логике этого решения, нужно сделать выходными днями великие праздники мусульман и иудеев — других малочисленных конфессий … — Не все высокие решения бывает удачными. Подавляющее большинство граждан Украины по-прежнему будет праздновать Рождество 7 января, как наши деды и прадеды. И потом, мы свою веру во Христа подтверждаем не стилем, хотя и храним традиции, а выполнением заповедей Божиих. От того, как мы проводим Рождественский пост, как помогаем ближнему, как храним мир в семье, в обществе, насколько добросовестно выполняем свою профессиональную деятельность, зависит и отношение к нам внешнего мира, всех, кто пребывает за церковной оградой. Поэтому не следует особенно озираться кругом, кто как живет, а держать, хранить свою веру и своей жизнью во Христе убеждать и привлекать на верный путь тех, кто не разделяет с нами празднование в этот светлый день. Любовью можно сделать то, что невозможно сделать ни спорами, ни диспутами, ни иными человеческими аргументами. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), — взывает к нам Спаситель мира. Если сумеем хоть немного сделать добра, следуя Заповедям Христа, Он непременно родится в душе каждого человека и наставит нас на всякую истину.

http://patriarchia.ru/db/text/5538057.ht...

Закрыть Кураев готов признать папские притязания патриарха Варфоломея? Подлежащий извержению из священного сана блогер намекает на возможный уход к фанариотам 06.01.2021 4143 Время на чтение 7 минут Блогер Андрей Кураев, признанный Епархиальным церковным судом г. Москвы подлежащим извержению из священного сана, выступил в передаче «Персонально ваш» на либеральной радиостанции «Эхо Москвы». Напомним, 29 декабря 2020 года Епархиальным церковным судом г. Москвы принято решение о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Текст судебного решения здесь . В интервью «Эху» блогер мечтает об европеизации России: «Есть надежда. Если эта европеизация будет расти, то тогда, со временем, конечно, изменится и способ контакта, коммуникации людей, в том числе, в церковных общинах. Вот эта надежда моя есть. Она гаснет потихоньку, потому что кажется, что мы дрейфуем в сторону Северной Кореи». «Северная Корея нас притягивает, кажется, больше, чем Западная Европа», - пугает своих братьев по либеральному разуму бывший миссионер. Особенно забавно это читать, когда Европа стремительно уходит от христианства и ещё стремительнее смуглеет и чернеет. Кураев в очередной раз высказал свою вздорную идею о переносе даты празднования Рождества Христова: «Я вообще предлагаю праздновать Рождество 31 декабря по новому стилю для того, чтобы смысл нашего летоисчисления стал бы ясен. Если я праздную 25 декабря Рождество, почему год от Рождества Христова начинается через неделю? Если я отмечаю начало года от Рождества Христова 1 января, почему Рождество я праздную через неделю. То есть в обоих случаях возникает тот же вопрос. Поэтому предложение мое простое: как бы нам так договориться в рамках хотя бы одной конфессии, одной страны, чтобы перенести Рождество на 31 декабря по новому стилю. Это так логично: Христос родился - и сразу Новый год по этому поводу». По мнению блогера, дата празднования Рождества - это «чисто конвенциональные вещи»: «Мы не знаем, когда именно родился Христос. По косвенным данным, где-то в середине зимы, не более того. А кроме того, все равно не пройдет и 80 лет, эта проблема станет актуальной, потому что в XXII веке придется праздновать Рождество 8 января, все равно сдвигать. Все равно реформа нужна будет. И накануне её возникнут церковные дискуссии. Может быть, вспомнят и эту мою идею».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/06/ku...

К лику святых причислены митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий и схииеромонах Вассиан Слепой 29 августа. ПРАВМИР. В Киево-Печерской Лавре в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, умер в 1900 году) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, умер в 1827 году). Как сообщает  информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, за богослужением, которое возглавил Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, была совершена последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану, после чего были объявлены решения Священного Синода УПЦ от 19 апреля и 20 июля 2016 года о причислении их к лику святых. Также были зачитаны жития новопрославленных подвижников. church.ua Память преподобного Вассиана Слепого (Балашевича) Священным Синодом УПЦ установлено совершать 25 апреля по старому стилю (8 мая — по новому), в день его преставления, а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого 7 июня по старому стилю (20 июня — по новому), также в день его преставления. Оба святых были похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила святого Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. church.ua Митрополит Иоанникий, в миру Иван Максимович Руднев (1826-1900) родился в семье бедного дьячка в Новосильском уезде Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. 21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 января 1864 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 27 июня 1882 года – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

Проф. В.В. Болотов не согласился с этим постановлением и заявил, в связи с этим, особое мнение. В заявлении говорилось: «При голосовании предлагаемых постановлений я должен ответить на предложение отрицательно («нет, не желательно»). К сожалению, я не мог принять своевременно участия в заседаниях Комиссии и вошел в ее состав уже тогда, когда принципиальный вопрос («желательна ли реформа календаря?») был решен в положительном смысле. Поэтому я не имел случая изложить мою точку зрения на этот основной вопрос со всей решительностью... Вследствие этого, во всех предшествующих голосованиях я участвовал, не высказывая своей оговорки, но всегда ее предполагая. Мои заявления имели такой смысл. Если полагают, что и Россия должна отказаться от юлианского стиля, то реформа календаря, не погрешая против логики, должна выразиться в следующем: а) неравномерные месяцы должно заменить равномерными; б) по мерке солнечного тропического года должно сократить все годы условного принятого летосчисления; в) поправку Медлера должно предпочесть григорианской, как более точную. Но сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество пред всякими календарями исправленными...» 13 . 29 ноября 1899 года была образована новая Комиссия при Академии наук для обсуждения вопроса о введении нового стиля в России. Ей были переданы как проект постановления, так и материалы Комиссии, функционировавшей при Русском астрономическом обществе. Однако в скором времени государственная власть через обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева отклонила проектируемую реформу. В 1902–1904 годах представители ряда Автокефальных Православных Церквей высказались против календарной реформы, опасаясь возникновения церковной смуты. 26 января 1918 года декретом Совета народных комиссаров РСФСР был введен новый стиль, начиная с 1 февраля (по старому стилю) этого года, так что день 1 февраля считался днем 14 февраля по новому стилю. Всероссийский Церковный Собор 1917–1918 гг. рассматривал вопрос о возможностях приспособления церковной жизни к новому гражданскому календарю. Профессору Московской духовной академии священнику Димитрию Александровичу Лебедеву было предложено изучить некоторые частные проекты календарно-пасхальной проблемы, и он, согласно свидетельству проф. Н.Н. Глубоковского , «отдал безусловное преимущество» юлианскому календарю перед григорианским. Взвесив имевшиеся данные, Собор принял (в 7-м отделе) решение «держать и сохранять старый стиль (календарь) как для церковного исчисления, так и для богослужебной практики» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Простите, если резко. И Патриарх Пимен был против! Р.Н. Юрьев 24 декабря 2015, 19:33 Что до канонических вопросов, то нам, мирянам, в них лезть не с руки, а вот практическая польза от празднования Рождества по старому стилю очевидна. Все новогодние наценки заканчиваются после 1-го января, и даже ёлки на базарах раздают бесплатно. НН 24 декабря 2015, 18:38 Наталиа24 декабря 2015, 15:00 У нас в семье есть финны, так они празднуют Рождество и 25 декабря, и 7 января. И никаких проблем. марина 24 декабря 2015, 17:25 Спаси Господи о.Александра и редакцию за статью! Это Божий промысел, что мы отдельно от католиков празднуем Рождество! Кирилл 24 декабря 2015, 17:21 В настоящее время 11 из 15-ти Поместных Церквей пользуются новоюлианским календарём. Поэтому нужно задуматься о единстве с православными, прежде, чем обличать единство с католиками. К сожалению, автор статьи не ответил на несколько других аргументов в пользу отказа от старого стиля. 1) Это избавило бы всех нас от " календарного раздвоения личности " , когда мы заявляем, что живём по юлианскому календарю, а фактически живём по новому стилю: новым стилем датируются все церковные документы, даже в официальном патриархийном календаре указываются две даты. 2) Вернуло бы символику установленной церковью дате празднования Рождества Христова. " 25 декабря в северном полушарии – день зимнего солнцеворота, день начала наступления света на темноту ночи после зимнего солнцестояния. Т.о. теряется знаменательная богословская символика победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для великих христианских богословов решающей в определении времени празднования дня Рождения Христа. «В этот день, – говорит святитель Григорий Нисский, – тьма начинает уменьшаться, и при возрастающем солнечном свете мера ночи сокращается. Не случайно, братья, и не сам собою установлен такой порядок во время праздника, когда Христос является среди человеческой жизни, но сотворенный Богом мир через эти явления открывает внимательным людям свою тайну» " .

http://pravoslavie.ru/89117.html

Парламент Молдавии отказался объявлять выходным днем Рождество по новому стилю Кишинев, 2 июля 2007 г. Парламент Молдавии отказался объявить день 25 декабря - Рождество Христово по новому стилю - выходным. На заседании в конце минувшей недели предложение депутатов от Социал-либеральной партии (СЛП) поддержали только представители оппозиции, а коммунистическое большинство проголосовало против. Лидер СЛП Олег Серебрян сказал, что объявление 25 декабря выходным днем поставило бы в равные условия с остальным населением республики 25% граждан, которые отмечают Рождество по новому стилю, сообщает ИНТЕРФАКС . При этом О.Серебрян отметил, что большинство Церквей мира отмечают Рождество по новому стилю, за исключением Русской, Сербской и Иерусалимской Православных Церквей, на что депутат от Партии коммунистов Виктор Степанюк возразил, что " эти три Церкви фактически и объединяют большинство православных христиан в мире " . " Празднование по старому стилю - давняя традиция в Молдавии, которой не следует пренебрегать. Дни 7 и 8 января являются выходными с момента провозглашения независимости республики. Это святые дни для православных христиан Молдавии. Только в 1918-1940 годах, когда нынешняя территория Молдавии входила в состав Румынии, была предпринята попытка перейти на празднование 25 декабря, но и тогда люди отмечали Рождество по старому стилю " , - подчеркнул В.Степанюк. 2 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22962.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010