На Ефесском соборе 451 года, который и заседал в храме, посвященном Божией Матери, Она была официально, в догматическом документе, названа Богородицей. (Хотя само именование – Богородица, – несомненно, более древнего происхождения. В 4-м веке Марию Богородицей называют повсеместно. Так, св. Григорий Богослов предупреждает Клидония: «Кто не исповедует Марию Богородицей, тот чужд Богу».) С 4-5-го веков Богородице посвящаются отдельные праздники. Уже в 4-м веке в Иерусалиме и вообще в Палестине широко праздновалось Успение Богоматери. В Византии в 5-6-м веках особенное прославление Богоматери совершалось на следующий день после Рождества Христова – 26 декабря по старому стилю (празднование Рождества было приурочено к 25 января в 5-м веке). И с тех пор в этот день (по новому стилю – 8 января) празднуется Собор Пресвятой Богородицы. В 4-м веке уже существовал и праздник Благовещения, так как упоминания о нем мы находим в сочинениях авторов этого времени, например Афанасия Александрийского и Иоанна Златоустого. Святитель Афанасий назвал этот праздник «Первым всечестным днем Благовещения Божия о снисхождении Сына Божьего на землю», а св. Иоанн Златоуст именовал праздник Благовещения «Первым праздником» и «корнем праздников». В 6-м веке в «Слове на Положение Ризы Богоматери» византийский богослов Федор Синкелл отмечал: «Сей царственный и богохранимый град, который говорящий или пишущий должен с похвалою называть “градом Богородицы”, украшен многими… божественными храмами; выше же громадной части и числа их стоят божественные храмы Богоматери… чисто восхваляется всечестное имя Ея, и оно вполне считается стеною и забралом спасения. Весь город так блистает и возносится в этой красоте». К 7-му веку были установлены главные Богородичные праздники: Успение, Рождество Марии, Благовещение. Чуть позже стали праздновать Зачатие Богоматери и Введение Божией Матери во Храм. Новым этапом почитания Божией Матери становится время… иконоборческих споров. В 8–9-м веках группа христиан выступает против икон с утверждением, что иконы – идолы, что изобразить неизобразимое – Божество – невозможно. И вот тогда образ Богоматери, ласкающей Сына, становится особым символом правоверных. Бога изобразить мы не можем. «Бога не видел никто никогда!» – повторяли за апостолом Иоанном святые отцы и продолжали: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). Или можно привести иные слова апостола: «Бога никто никогда не видел…», но: «Мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» ( 1 Ин. 4, 12,14 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

10 марта (по новому стилю) 1949 года старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Иннокентий отошел ко Господу. Покоится прах Зосимовского старца на кладбище храма Тихвинской Божией Матери, что на Церковной горке в Москве. Упокой, Господи, душу раба Твоего схииеромонаха Иннокентия. Иеросхимонах Феодосий Федор Коробкин. Родился в 1850 году в Курской губернии. Грамоте обучался дома. В двадцать пять лет решается посвятить себя монашеству. 20 января 1885 года он принят на послушание по лесному хозяйству в Киево-Троицкий монастырь, и ровно через год зачислен в указную братию. Ему поручают послушание келаря, затем эконома. Одновременно он поет на клиросе. 9 декабря 1890 года пострижен в монахи. Через четыре года, 24 января, переведен в Зосимову пустынь. Проходит всего год, и его рукополагают в иеродиакона, а еще через два года, 7 июня 1897 года, он принимает священнический сан. Отец Феофил в конце июля 1906 года был награжден набедренником. В семьдесят два года, 5 марта (нового стиля) 1922 года, он принимает постриг в великую схиму с именем Феодосий. К этому времени он прожил в Зосимовой пустыни тридцать восемь лет! О дальнейшей его судьбе сведений не выявлено. Упокой, Господи, душу раба Твоего иеросхимонаха Феодосия. Иеромонах Корнилий Константин Зоря родился в семье крестьян Харьковской губернии в 1861 году. Грамоте обучался дома. 11 апреля 1889 года принят в Троице-Сергиеву Лавру. Послушание нес в странноприимном доме. 15 мая 1890 года переведен на послушание в Троицкую церковь . 8 января 1892 года переведен свечником в Никонову церковь.18 сентября 1892 года зачислен в указную братию Лавры. 13 января 1894 года перемещен в Зосимову пустынь. 16 декабря 1895 года принял постриг. 28 апреля 1896 года рукоположен во иеродиакона, а 6 августа 1897 года в иеромонаха. Нес послушание у бывшего строителя Зосимовой пустыни иеромонаха Иоанна. Выполнял обязанности ризничного, библиотекаря. По распоряжению лаврского начальства был послан на должность духовника женской общины «Отрада и Утешение» при селе Щеглятьеве Серпуховского уезда Московской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дмитриевым собрало настоятелей всего г. Петрозаводска и " после долгих прений и рассуждений, пишет тот же о. Дроздин, – обязало нас подпискою оставаться верным Священному Синоду и архиепископу Александру и отнюдь не переходить на старый стиль, а отправлять богослужение по новому стилю, предупреждая при этом нас, что если мы пойдем вопреки Священному Синоду и архиепископу Александру, то можем подвергнуться той же участи, что и епископ Евфимий. Скрепя сердце, подписка была нами подписана " , – заканчивает о. Дроздин, хотя, в сущности, причт этой подпиской только закрепил факт, уже совершенный им ранее: свое согласие идти с мирянами он еще ранее взял обратно. Однако приходской совет кафедрального собора предпринял реальные шаги для исполнения постановления общего собрания прихожан: он обратился телеграфно к Преосвященному Мануилу, прося принять в общение и дать руководящие указания. Преосвященный Венедикт вступил с ними в сношения, и послал было туда игумена Трифона (настоятеля Кирилло-Челмогорского монастыря), но тот мог видаться только с некоторыми членами приходского совета, снабдив их соответствующими указаниями. Между тем архиепископ Александр и протоиерей Дмитриев, очевидно, приняли " свои меры " в отношении членов приходского совета – руководителей старого церковного течения, и те, в количестве 6-7 человек, были вызваны в ГПУ, где с них взяли подписку, что в 7-дневный срок они выйдут из состава приходского совета. Те обратились за разъяснениями к местному прокурору, который нашел действия ГПУ относительно отобрания подписок неправильными, и таким образом вопрос с подпиской был ликвидирован. Несмотря на это, члены приходского совета еще несколько раз вызывались в ГПУ, где им угрожали высылкой, а один – Вал. Н. Подкользин – и действительно едва не был выслан, сообщением на место службы для увольнения оттуда и т.п. Ободренные прокурором, члены приходского совета начали действовать более решительно. 4 января 1924 г. (нового стиля) они собрали приходской совет для решения вопроса о праздновании дня Рождества Христова - по старому стилю.

http://bogoslov.ru/article/4350772

В 2005 году территория церкви была обнесена узорчатым забором и произведено благоустройство. Вокруг церкви были заасфальтированы дорожки, посажены деревья, устроены газоны с цветами, посажены ели. За весь период строительства – с 2002 по 2006 год – имена всех меценатов, ктиторов, благочестивых и добрых людей, помогающих строительству храма, были записываемы в ктиторскую книгу, которая и сегодня прочитывается за каждым богослужением. В день празднования памяти преподобного Серафима Саровского, 15 января 2006 года, митрополит Мефодий совершил чин великого освящения храма. В 2007 году, за две недели до Светлого Христова Воскресения, началась роспись стен Свято-Серафимовской церкви, продолжавшаяся до 25 ноября. С середины 2006 года по декабрь 2009 года на территории велось строительство здания, в котором размещены жилые помещения для священнослужителей и церковно-приходская школа. Современное состояние [ править править код ] Имеется престол нижней церкви в честь царственных страстотерпцев . Деятельность прихода [ править править код ] Воскресная школа Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 010000, г. Астана, проспект Богенбай батыра, 8 Проезд: Храм находится по адре­су проспект Богенбай Батыра, 8 (по Астраханской трассе; проезд автобусами и маршрутными такси: 4, 8, 16, 109, 112, 120 до остановки «Сарыбулакская», рынок " Эталон " ).  Телефон: 7172) 28-95-88 (+7 7172) 28-95-88 , 7172) 28-95-89 (+7 7172) 28-95-89 Паломнику [ править править код ] Богослужения в храме совершаются ежедневно. Вечернее Богослужение на­чинается в 16.00. Начало Литургии: Начало исповеди за 15 минут до начала литургии. Таинство Крещения совершается ежедневно в 14:00 по предварительной записи. Огласительные беседы проводятся непосредственно перед таинством. Таинство венчания не совершается: накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых, великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня - 14 (27) сентября, (в скобках даты по новому стилю). В остальные дни венчание совершается.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_во_имя_св...

Земные поклоны, т.е. поклоны до самой земли, до прикосновения челом к полу, тоже совершаются в определенных местах богослужения, но самопроизвольно вставать на колени в храме и молиться так во время богослужения не стоит, так как это отвлекает молящихся и привлекает к вам ненужное внимание. Во время священнического возгласа " Мир всем " , или " Глава наша Господеви приклоним " , или во время чтения Евангелия нужно слегка наклонять голову. Посещать храм нужно во все воскресные и праздничные дни. Работать у себя в доме или на даче ради своего личного благополучия или заработка в эти дни запрещается Божьей заповедью, за исключением тех случаев, когда мы помогаем нуждающимся людям, напр., вдовам и сиротам. Если начальство заставляет работать по праздникам, можно подчиниться, но обязательно поставить в известность руководство, что работа по воскресеньям и великим христианским праздникам противоречит вашей вере и настойчиво просить о том, чтобы с вами в этом считались. Главным христианским праздником является Воскресение Христово Пасха. Он выделяется изо всех праздников года, даже из самых двенадцати торжественных, называемых " двунадесятыми " . Поэтому к нему прилагают наименование " Праздников Праздник и торжество из торжеств " . К этому дню верующие готовятся длительным сорокадневным постом, называемым Великим с прилагаемым к нему постом Страстной седмицы, богослужения которой весьма величественны и умилительны. Помимо Пасхи в годовом круге богослужения выделяется двенадцать особо великих праздников, о которых мы уже сказали двунадесятые. Это Рождество (день рождения) Пресвятой Богородицы 8 сентября (21 сентября по новому стилю), Введение во Храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря н.ст.), Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), Рождество Христово 25 декабря (7 января), Сретение Господне 2 февраля (15 февраля), Крещение Господне 6 января (19 января), Преображение Господне 6 августа (19 августа). Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) празднуется за шесть дней до Пасхи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/285/...

Рождественский пост (28 ноября – 6 января ) Рождественский постпоследний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 24 декабря (6 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Все о Рождественском посте Все о Рождественском посте Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение).  Читать подробнее  Проповеди Как провести Рождественский пост — лучшие материалы Ответы священников Питание Как отметить Новый год   Проверим знания Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/articles-new/rozhdestv...

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД > > РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - ПРОПОВЕДИ, СТАТЬИ, КНИГИ 25 декабря (7 января по новому стилю) 7 января Святая Православная Церковь торжественно отмечает великий праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Проповеди: Книги и рассказы: События, новости, интервью: Фильм 1-го канала «Рождество»: День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников. Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник — особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. Рождественский сочельник — день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это — особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды — в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова. В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу). Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

http://zavet.ru/k/christmas/

Иоанн Предтеча: Предшественник новой жизни Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины — а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев — и спросили, что им делать. 6 июля, 2010 Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины — а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев — и спросили, что им делать. Это о нем Христос сказал: «… из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его » (Мф. 11: 11, ср.: Лк. 7: 28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей, и не произносил цветистых речей, как Исайя. Почему же он оказался «больше» их и в каком смысле можно понять это «больше»? На стыке Заветов Церковь тоже принимает этот масштаб, посвящая Иоанну целый ряд праздничных и постных дней: зачатие (6 октября по новому стилю); рождество (7 июля); усекновение главы (11 сентября); первое и второе обретение главы (8 марта); третье обретение главы (7 июня), не говоря уже о перенесении десницы с Мальты в Гатчину при императоре Павле (25 октября, сегодня эта святыня находится в черногорском городе Цетинье, куда ее неведомо как вывезли после революции). Наконец, его память, т. н. «собор», отмечается и в день после Крещения (20 января). Под именем пророка Яхьи почитают его и мусульмане; особую роль отводили ему в своем богословии самые разные религиозные учения и секты древности – например, гностики и манихеи. И даже знаменитое празднество Ивана Купала (его отмечают далеко не только на Руси) в церковном календаре не что иное, как день рождества Иоанна, хотя здесь наверняка старинные языческие обычаи в сознании народа просто соединились с датой христианского праздника. Иоанна считали и считают своим небесным покровителем многие общины, города, провинции и корпорации — например, канадский Квебек и Мальтийский рыцарский орден, а с ним и все островное государство Мальта.

http://pravmir.ru/predshestvennik-novoj-...

Чудо крещенской воды      Уже в Ветхом Завете при посвящении левитов использовалась вода как символ нравственного и духовного очищения: И сказал Господь Моисею, говоря: возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою (Чис 8, 5–7). Когда совершилась великая тайна Боговоплощения, явилась спасительная благодать Божия: вода, в которую вошел Спаситель, чтобы принять крещение от святого Иоанна Предтечи, освятилась, стала очистительной не символически, а реально. В память этого евангельского события установлен праздник — Крещение Господне, или Богоявление. Это — один из двенадцати великих православных праздников. Мы празднуем его 6 января по старому стилю (19 январяпо новому). Богоявлением праздник называется потому, что в момент крещения произошло явление всей Божественной Троицы. Господь, приняв крещение, освятил водное естество и сделал воды крещения спасительными для нас. В память этого Церковь каждый год служит особый водосвятный молебен накануне Крещения (18 января) и в сам день праздника. Освящение воды происходит в храме, а также, если есть такие условия, на реках, озерах и других источниках вод. Крещенскую воду называют великая агиасма, что означает великая святыня. Вода, освященная в день Богоявления, обладает особой благодатью исцелять духовные и телесные недуги. Крещенская вода много лет не изменяет своих физических свойств, не подвергается порче, не зеленеет, как обычная вода. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников». Каждый православный христианин знает это по опыту. Авторам этой книги знаком человек, который имел у себя дома сосуд с крещенской водой, освященной московским протоиереем Павлом Лепехиным (1880–1960) еще в 50-е годы XX века. Эта вода оставалась прозрачной более тридцати лет и даже не имела осадка.

http://pravoslavie.ru/105270.html

5 . Крещение Господне (6/19 января); Двунадесятые праздники 6 . Сретение Господне (2/15 февраля); 7 . Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля); 8 . Вход Господень в Иерусалим; 9 . Вознесение Господне; 10 . Пятидесятница; 11 . Преображение Господне (6/19 августа); 12 . Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа) 119 . Праздники подвижные Главным подвижным праздником церковного года является Воскресение Христово. Воскресение Христово. Современная икона. Россия В память о том, что Воскресение Спасителя произошло в дни празднования еврейской пасхи, этот праздник в христианской традиции также называется «Пасхой». Слово «пасха» буквально означает «переход». Однако событие, в честь которого был установлен древний праздник (исход израильского народа из земли Египетской), в христианской традиции переосмыслено как прообраз Воскресения Христова (благодаря которому уверовавшие во Христа – Новый Израиль – осуществляют переход от смерти к жизни, от времени к вечности, от земли к небу). Дата празднования Пасхи исчисляется на основе принципа, сформулированного в IV веке: в качестве этой даты избирается первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днем весеннего равноденствия. Пасха может выпасть на любой из 35 дней в период с 4 апреля по 8 мая по новому стилю 120 . От даты Пасхи отсчитывается время начала Великого поста. Он начинается за семь недель до Пасхи и завершается в канун Лазаревой субботы, когда вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря ( Ин.11:1–45 ). За ней следует праздник Входа Господня в Иерусалим, совершаемый за неделю до Пасхи: он посвящен торжественному вхождению Иисуса Христа в Иерусалим перед Своей крестной смертью. Далее следует Страстная седмица, в течение которой день за днем вспоминаются последние дни и часы земной жизни Иисуса Христа (с понедельника по четверг), Его смерть на кресте (в Великую Пятницу) и погребение (в Великую Субботу). В богослужении Великой Субботы осуществляется переход от скорби Страстной седмицы к пасхальному ликованию о Воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010