РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 8 (21) июля Священномученик Николай Брянцев Священномученик Николай родился 3 ноября 1867 года в селе Воскресенском-на-Пуре Ростовского уезда Ярославской гу­бернии в семье диакона церкви Воскресения Словущего Иоан­на Матвеевича Брянцева и его супруги Надежды Васильевны. За­тем семья переехала в Ярославль, где отец Иоанн стал служить в Петропавловской церкви. Окончив в 1888 году Ярославскую ду­ховную семинарию, Николай был назначен учителем в находив­шееся в Ярославском уезде Путятинское начальное училище. 29 июля 1890 года он был рукоположен во священника ко хра­му Рождества Пресвятой Богородицы в селе Туношна Ярослав­ского уезда, в 1895-м – переведен служить в Троицкую тюремную церковь в Ярославле. Отец Николай, как священник тюремной церкви, входил в состав общества пособия лицам, освобождае­мым из тюремного заключения, задачей которого было оказание материальной помощи освобождавшимся из заключения, содействие в поисках работы, а также отправка их на родину. В Ярославской губернской тюрьме действовала в то время школа грамоты и была библиотека, собранная в основном из книг, пожертвованных благотворителями. Обучением занимались свя­щенник Николай Брянцев и диакон. В 1904 году занятия в школе проходили в течение семи месяцев, и занималось в ней восемнад­цать заключенных. За это время они научились читать и писать, выучили некоторые молитвы, получили представление о событи­ях Священной истории, истории отечественной, географии и арифметике. Занятия проходили четыре раза в неделю по три часа в день. В 1908 году отец Николай был переведен во Владимир­скую церковь, в 1914-м – в храм Параскевы Пятницы на Туговой горе, где когда-то служил псаломщиком его дедушка Матвей Пе­трович Брянцев. За время пастырского служения отец Николай достиг значи­тельных успехов в преподавании Закона Божия, за что не раз был награждаем епархиальным начальством. Он был законоучителем Туношенского начального народного училища, заведующим и законоучителем тюремной школы грамоты, законоучителем 1-й духовной начальной школы и ярославской школы садоводства, огородничества и пчеловодства, законоучителем начального училища при спичечной фабрике Дунаева и заведующим и законо­учителем Пятницкой Туговой церковно-приходской школы.

http://fond.ru/kalendar/1638/nikolay/

Иринеи (Орда Харисим Михайлович), еп.·Орловский и Севский Родился в 1837 году в семье священника Полтавской епархии в с. Самовице. Обучался в Полтавской духовной семинарии· В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию.· 26 апр.1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания. 25 сент.1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.· С 1880 года – благочинный Киево-Подольских церквей.· 4 авг.1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре· С 12 июля 1890 года – епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии. С 19 дек.1892 года – епископ Могилевский и Мстиславский, вик. Киевской епархии.· С 17 июля 1893 года – епископ Тульский и Белевский. С 2 ноября 1896 года – епископ Подольский и Брацлавский (в БЭС m.II, в стб.1824 ошибочно указан год пребывания его на Подольской кафедре 1899. См. Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., стр.106–107). С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии. С 29 марта 1900 года – епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 28 марта 1902 года – епископ Орловский и Севский. Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от разрыва сердца. Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи. Издавал и редактировал журнал «Воскресное чтение», редактировал журнал «Руководство для сельских пастырей " · В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания . Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К 90-м годам XIX века в обители собралось около 900 сестер. В Дивееве было более 30 корпусов для сестер и потребностей обители: трапезный, свечной, портновский, богадельня, больница, училище, живописный, стекольный, погребной, огородный, садовый, малярный и пр. За оградой – две гостиницы, конный двор, пять домов для священников. Игуменья Мария (Ушакова) управляла обителью 42 года. Скончалась она 6/19 августа 1904 года. По ее завещанию и по единодушному выбору сестер ее преемницей стала казначея, монахиня Александра (Траковская). Игуменья Александра была строгая и требовала от сестер точного исполнения монастырского устава. При ней был построен Преображенский собор. В то время в Дивеево и в Саров приезжало множество паломников. После революции земля и имущество монастыря были конфискованы. В 1919 году монастырь был преобразован в артель. В этом состоянии обитель просуществовала до 1927 года. 7/20 сентября 1927 года игуменья Александра и проживавшие в обители на покое епископ Серафим (Звездинский) и архиепископ Зиновий (Дроздов) были арестованы и отправлены в Нижний Новгород. Монастырь был закрыт. После освобождения игуменья с сестрами, спасшими монастырские святыни, поселилась в Муроме, где они и проживали до конца своих дней. Возрождение Дивеевской обители В октябре 1989 года православной общине был передан Троицкий собор. Он был вновь освящен в апреле 1990 года. 21 июля 1991 года Священный Синод принял решение о возобновлении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. 29 июля того же года в Дивеево были торжественно перенесены мощи преподобного Серафима Саровского. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. В 1992 году Дивеевской обители были возвращены Казанская и Рождественская церкви. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Последний Российский Император Николай II был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны (дочери датского короля Христиана VII). Он родился 6 мая 1868 года. Император Николай Александрович восшел на престол после смерти своего отца – Императора Александра III – 20 октября 1894 года. Коронование на Царство совершилось 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля. Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская, внучка английской королевы Виктории. Родилась принцесса Алиса будущая Российская Императрица Александра Феодоровна – 25 мая 1872 года в Дармштадте. Венчание Николая Александровича и Александры Феодоровны совершилось 14 ноября 1894 года. В Царской Семье родились четыре дочери: Ольга (3 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года), Анастасия (5 июня 1901 года). 30 июля 1904 года у Царской четы родился долгожданный сын, наследник Российского престола Цесаревич Алексий. Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу. Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и в других церковных торжествах. В царствование Императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося. Личное благочестие Государя проявилось в канонизации святых. В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святитель Иоанн Тобольский (1916 год). Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского , святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского . Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского . После его блаженной кончины Царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Страстотерпица Александра Феодоровна Св. императрица Александра Феодоровна Императрица Всероссийская Императрица стремилась стать «настоящей помощницей во всех отношениях» своему самодержавному супругу. Протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский писал, что государыня видела «в лице своего мужа священного Помазанника Божия. Став русской царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины» . Впоследствии историки отмечали теоретический ум императрицы и называли ее письма, детально освещавшие состояние русского двора и Петербурга, «историческим материалом первостепенной важности» . Венценосная семья сделалась образцом подлинно христианской, сплочённой семьи. У императорской четы родились 4 дочери: страстотерпицы великие княжны Ольга Николаевна (3 ноября 1895 ), Татиана Николаевна (29 мая 1897 ), Мария Николаевна (14 июня 1899 ), Анастасия Николаевна (5 июня 1901 ). 30 июля 1904 года на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола - страстотерпец цесаревич великий князь Алексий Николаевич , которому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории - гемофилия. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, передала им свою культуру переписки и ведения дневника, свою религиозность. Не случайно царская семья, по словам историков, принадлежат «к числу лучше всего документированных в истории» . Кроме письменных источников сохранилось более 150 тысяч фотографий императорской семьи, в которой каждый имел личный фотоаппарат; известны более тысячи альбомов с фотоснимками . Императрица заботилась о здоровье всех членов семьи, особенно сына. Первоначальное обучение наследника она вела самостоятельно, позже пригласила к нему выдающихся педагогов и наблюдала за ходом учения. Благодаря большому такту императрицы болезнь цесаревича была семейной тайной. Постоянное беспокойство за жизнь Алексия стало главной причиной появления при дворе Г. Е. Распутина , который обладал способностью останавливать кровотечение с помощью гипноза, поэтому в опасные моменты болезни он становился последней надеждой на спасение ребенка. Материнские терзания императрицы и желание сохранить мир в семье со стороны царя обусловили роль Распутина в жизни двора.

http://drevo-info.ru/articles/15514.html

Дионисий (Прозоровский) Дионисий (Прозоровский Димитрий), архп. Ростовский-на-Дону. Родился в 1871 году в Самарской епархии. В 1891 г. окончил Самарскую духовную семинарию. Был псаломщиком. С 1892 г. священствовал в Самарской епархии. В 1894 г. поступил в СПб. духовную академию, где принял монашество. В 1898 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и определён преподавателем Рижской духовной семинарии. 1900 г. – инспектор Благовещенской духовной семинарии. 1901 г. – ректор той же семинарии в сане архимандрита. 1904 г. – настоятель Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря. 1910 г. – смотритель Архангельского духовного училища. 06 авг. 1912 г. хиротонисан во епископа Петровского, вик. Саратовской епархии. Хиротония состоялась в Спасо-Преображенском монастыре г. Саратова. Чин хиротонии совершали: епископ Саратовский Алексий; епископ Уральский Тихон; епископ Козловский Григорий и епископ Вольский Досифей. С 16 дек. 1916 г. – епископ Кустанайский. С 1922 г. – епископ Челябинский. В 1925 г. был прислан в Троицк для исправления ошибок епископа Николая (Амасийского), проводившего политику примирения с обновленцами, который даже по приезде епископа Дионисия публично высказывался за необходимость участия в обновленческом соборе. В результате энергичных трудов еп. Дионисия, разъяснившего верующим недопустимость для православных участия в раскольничьих (в данном случае обновленческих) собраниях, на епархиальном съезде присутствовали всего три священника и два мирянина от православных. С 1926 года – архиепископ Оренбургский. С 29 ноября 1928 года – архиепископ Феодосиевский, Таврической епархии. Тогда же временно управлял Крымской епархией. С 25 июня 1930 года – архиепископ Иркутский. 16 июля 1933 года уволен на покой. С 3 сентября 1933 года – архиепископ Минусинский. С 3 января 1934 года – архиепископ Ачинский и Минусинский. С 3 мая 1934 года – архиепископ Уфимский. С января 1936 года – архиепископ Ростовский на Дону. После 1936 года епархией не управлял. Был добрым, отзывчивым, бесхитростным человеком. Из-за своей простоты часто испытывал неприятности. Будучи епископом Читинским очень недолго, он оставил о себе хорошую память, как заботливого архиерея. Духовенство его уважало. (Из записок прот. Георгия Логинова, 269 по каталогу). Труды

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– Да ладно, ладно, не беспокойтесь, отец. Извините, что потревожили. Мы ведь и проголодаться-то не успели. Мы недолго пробыли у отца Нила. А когда его хибарка скрылась в кустах, отец Петр рассмеялся тихим, беззлобным смехом. – Господи, ну чем только этот человек питается, прямо удивительно... И мы, скитские, не так сладко едим, ну а он... – Да что ж такое? – Хотя бы эти самые фиги. Они у него на цельный год запасены, больше ведь и ничего нет! И, не думайте, чтобы там хлебца, картошечки. А фиги-то зимой загнивают. Прямо ко рту не поднесешь, вся слизкая, запах... а он потребляет и всегда здоров, ведь это подумать только. Он, значит, и ходил, искал для вас, не осталось ли свежих. Куда там! С прошлого года лежат, разве убережешь? К нему и в чулан-то от смрада этого не войти. Прихожу к нему однажды, слышу, кафизму читает. Прочел и за другую взялся. Думаю, дай кончит, не стану мешать. Сижу под окошечком. А он кафизму за кафизмой... Посидел я, думаю, время идет, и его перебивать не хочется... Оставил ему знак, что был, положил предметец, а сам домой, хе-хе... Кабанов своих стережет да Псалтырь читает, по тысяче поклонов в день выкладывает» 384 . 29 ноября 1932 года отец Нил тяжело заболел и был вынужден оставить свою каливку и переехать в Руссик. Еще 13 лет пришлось ему бороться со своей болезнью, но все время был спокоен и уравновешен, за испытания все время благодарил Бога. Преставился отец Нил 21 июля 1945 года. Схимонах Иоанн (Попович) Схимонах Иоанн (в миру Иван Андреевич Попович) родился в 1904 году в крестьянской семье Андрея и Марии в селе Горинчево Марамарошской губернии Карпатской Руси, которая до Первой мировой войны входила в состав Австро-Венгерской империи, а между двумя мировыми войнами в состав Чехословакии. Карпатская Русь из-за известных событий в России оставалась одним из немногих мест вне территории Советского Союза, где в неизменном виде сохранились традиции старой дореволюционной России. Именно сюда стекались большие группы первой волны эмиграции, среди которых было немало духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Москва. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм построен в 1844-1847 г. (арх. Ф. Рихтер) на средства и по инициативе А.Д. Нарышкиной. В 1830-х годах среди москвичей стало модным приобретать дачи в Петровском парке. Среди владельцев дач была и действительная камергерша А.Д. Нарышкина, основательница храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Анна Дмитриевна похоронила свою единственную дочь - графиню Марию Булгари, а летом 1841 г. на даче в Петровском парке скончалась и ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки. Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е.Д. Тюрину. Его вариант - храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом - представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф.Ф. Рихтер.Директор Московского Дворцового архитектурного училища, член комиссии для строений в Москве, впоследствии старший архитектор Московской Дворцовой конторы, реставратор кремлевских церквей, участник строительства Большого Кремлевского дворца, Федор Федорович оставил значительный след в русской архитектуре. Одним из первых он изучал и обмерял лучшие образцы древних храмов, а за свой знаменитый труд " Памятники древнерусского зодчества... " был награжден бриллиантовым перстнем. В основу замысла церкви Благовещения лег один из обследованных им храмов - церковь Иоанна Предтечи XVI в. в селе Дьякове. В разработанном проекте над крыльцом возвышался столп колокольни с параболическим куполом. Эта необычная деталь на чертеже была перечеркнута (не исключено, что самим императором). В окончательном варианте купол колокольни сделан шатровым, и глава храма изменена на традиционную луковичную. 7 апреля 1844 г. недалеко от Петровского дворца, на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда, состоялась закладка храма. 24 августа (5 сентября н. ст.) 1847 г. освящен верхний, Благовещенский храм. В 1899 г. верхний храм был заново расписан, вызолочен иконостас и возобновлены иконы, после чего 4 июля храм вновь освятили. 18 марта 1901 г. на колокольне установили колокола. 29 ноября 1904 г. центральный престол освятили во имя Боголюбской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=01903

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЖИНОВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ажиновский Богородице-Рождественский храм Церковь построена в 1850 году на средства прихожан вместо ветхой старой. Она представляла собой «молитвенный дом самого маленького размера и притом без купола, даже не из рубленого леса, а просто стояны, обитые досками снаружи и внутри». В 1857 году деревянная церковь была расширена: пристроены с трех сторон приделы и перекрыта кровля, «возведен купол, [храм] распространен до колокольни и построена из толстого леса колокольня. Кроме того, иконы местные и почти вся утварь пожертвована из г. Новочеркасска бывшим наказным атаманом Хомутовым». Причта положено 1 священник, 1 псаломщик. Имелся 1 причтовый дом. С 11 июля 1879 года имелось сельское приходское училище . В 1890 году начался сбор средств на строительство новой церкви. 6 сентября 1890 года архиепископ Донской и Новочеркасский Макарий (Миролюбов) , посетив хутор, заметил и «выразил пожелание о строительстве новой церкви». Тогда же хуторяне и приняли решение: распахать 50 десятин под посев пшеницы — «чтобы собранный хлеб пожертвовать на постройку нового храма». Строительство началось в 1900 году на новом месте «между хуторами Ажиновом и Кудиновом и представляет собой не заселенное ничем пространство... оное расположено на бугру». Место под строительство было освящено 17 сентября 1900 года. Храм освящен 3 января 1903 года. Он был однопрестольный, крестообразный, деревянный, с такой же колокольней. В ночь на 29 января 1909 года церковь сгорела по неизвестной причине со всем церковным имуществом. После постройки нового храма в 1903 году старый храм предполагалось сломать и сжечь. Однако казаки хут. Ажинова Тимофей Игнатьевич и Иван Игнатьевич Нестеровы 19 июня 1903 года возбудили ходатайство перед архиепископом Донским и Новочеркасским Афанасием (Пархомовичем) о переносе старого храма на кладбище хутора Кудинов и его освящении в качестве приписного в честь св. Димитрия Солунского. Их просьба мотивировалась тем, что храм, освященный в 1850 г., был построен на средства их деда казака Пантелеимона Ермолаевича Нестерова. Духовенство церкви хут. Ажинов воспротивилось переносу церкви в хут. Кудинов, опасаясь снижения собственных доходов. Кроме того, выяснилось, что П.Е. Нестеров был не жертвователем, а только попечителем по постройке церкви, собирая средства среди прихожан. 3 ноября 1904 года указом императора ходатайство Т.И. и И.И. Нестеровых о переносе храма было отклонено по причине нежелания жителей хут. Кудинов иметь церковь.

http://drevo-info.ru/articles/13676833.h...

Митрофан (Симашкевич Митрофан), митр. Донской и Новочеркасский Родился 23 ноября 1845 года в Подольской епархии. В 1871 году окончил СПЬ духовную академию со степенью кандидата богословия и 21 окт. назначен преподавателем Подольской семинарии по Истории Русской Церкви и французского языка. В 1875 году утвержден в степени магистра богословия. В 1877 году назначен ректором Подольской семинарии. 25 февраля рукоположен во иерея и возведен в сан протоиерея. С 1884 года – ректор Донской семинарии. Овдовев, в 1904 году принял монашество и возведен в сан архимандрита. 29 января 1906 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, вик. Казанской епархии. Хиротонию совершали: архп. Казанский Димитрий, епископ Симбирский Гурий, епископ Нижегородский Назарий и епископ Чистопольский Алексий. С 25 июля 1907 года – епископ Пензенский и Саранский. С 1910 года – почетный член Петербургской духовной академии. С мая 1914 года возведен в сан архиепископа. 10 янв.1915 года назначен архиепископом Донским и Новочеркасским. Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве. В 1918 году ко дню Св. Пасхи награжден крестом на клобук. Не позднее 1922 года возведен в сан митрополита. В 1926 году уклонился в Григорианский раскол (ВВЦС), оставаясь на той же кафедре. Умер 80-ти лет от роду после 1928 года, не примиренным с Православной Церковью. Человек умный, справедливый, хороший проповедник и духовный писатель. Из-под его пера за 34-летний период учено-воспитательной и административной службы вышло много учено-литургических трудов. Труды эти разнообразны по содержанию. Много трудов по вопросам историко-археологическим, по церковно-литургическим, а также биографического характера, историко-этнографического исследования о Подолии. Капитальным трудом является его магистерская диссертация «Пророчество Наума о Ниневии». Им составлен акафист «св. Симону, еп. Владимирекому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу». Много слов и речей на разные случаи напечатаны в различных изданиях. Труды: «Историко-статистическое описание заштатного города Хмельника, Подольской губернии, Литинского уезда».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010