1996. Bd. 46. S. 97-155). Однако наряду с культом чиноначальников существовало и отдельное почитание М. Помимо празднования Собору Небесных сил бесплотных (8 нояб.) есть отдельная память Чуда архистратига М. в Хонех (Хонах). Арх. Михаил. Камея. XII в. (мон-рь Ватопед, Афон) Арх. Михаил. Камея. XII в. (мон-рь Ватопед, Афон) В К-поле было ок. 35 храмов, часовен и мон-рей, посвященных М. (подробнее см.: Janin. Églises et monastères. P. 337-350); они возникали на протяжении всего существования города; т. зр., что при императорах-иконоборцах почитание М. стало приходить в упадок, не находит четкого подтверждения. В IV-VII вв. было построено наибольшее число храмов М., особенно много - во время правления имп. Юстиниана I (527-565); 2-м этапом строительства и возрождения храмов М. можно считать период правления Македонской династии (867-1056). Помимо К-поля значительное число храмов было в М. Азии (в основном во Фригии, в Галатии и Вифинии), прослеживается связь центров почитания М. с расположением термальных источников (в Хонах, Гермиях , Пифиях Фермах (ныне Термал, близ Яловы, Турция)). Одно из самых ранних упоминаний о постройке храма во имя М. содержится в Мученичестве сщмч. Автонома Вифинского (пам. 12 сент.), еп. г. Пренесте (Италия) (BHG, N 198; PG. 115. Col. 691-698), где говорится, что мученик, спасаясь от Диоклетианова гонения, покинул Италию и, придя в Вифинию, в сел. Сореи, построил там храм во имя М. и тем самым вручил архангелу паству, как «хранителю рода христианского». Автоном принял мученическую кончину († 313) во время богослужения в этом храме. В К-поле важнейшая ц. во имя М. была в квартале Евсевия (ν τος Εσεβου). Точно неизвестно, где находился этот квартал, т. к. ни один из источников не дает его четкой локализации ( Janin. Églises et monastères. P. 341). В описании к-польских построек сказано, что квартал построил патрикий Евсевий при имп. Юстине II (565-578) и его супруге Софии; видимо, церковь относится к тому же периоду (Patria CP. T. 1. P. 252).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Он не признал эдикта православным, так как находил, что, выходя из него, должно признать страдание и смерть Христа призрачными. 22 января 565 г. Евтихий за свое сопротивление был арестован и едва не был убит. Затем император отправил его в ссылку. Передают, что после этого в Константинополе состоялся собор для осуждения Евтихия, чтобы дать этому приговору церковную санкцию. Сведения о нем находятся в биографических записях его ученика Евстратия. Обвинения, выставленные против Евтихия, были самые мелочные и даже несколько комического характера. Важнейшее из них состояло в том, что Евтихий ел дичь, что считалось в то время чисто сибаритским лакомством (некоторые монашеские на западе ордена, между прочим, отличались тем, что дозволяли вкушать дичь на том основании, что в уставе Бенедикта Нурсийского запрещалось вкушать мясо только четвероногих); другое обвинение состояло в том, что Евтихий подолгу на коленях Богу молился (οτι συκοτκυλα ρνιθων εφαγεν, κα τι πολλς ρας γονυκλισας ποιων ηυχετο). После собора к Евтихию было послано посольство из его же собственных клириков. Евтихий прямо спросил у них: «к кому вы посланы»? «К господину патриарху, епископу константинопольскому», отвечали те. «Правильно вы сказали; хотя я и нахожусь в таком положении, но я все-таки остаюсь патриархом, и вы так веруйте». После сего он своею властию предал их отлучению. На место его поставлен был Иоанн Схоластик († 31 августа 577 г.). Как лавировал Иоанн Схоластик, отказавшись подписать эдикт и в то же время сохранив расположение императора, сказать трудно. Эдикт императора отказались подписать и другие епископы, мотивируя свою нерешительность тем, что желают знать суждение других патриархов об этом догматическом вопросе. Анастасий антиохийский высказался со всею решительностью против эдикта и, ожидая себе за это изгнания, написал уже прощальное слово к пастве; но Юстиниан до этой новой меры скончался (14 ноября 565 г.). Преемником Юстиниана был его племянник Юстин II († 4 октября 578 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Скачать epub pdf Память святого Флора, епископа Амийского Память 18 декабря Святой Флор жил в царствования греческих императоров Иустина, Тиверия и Маврикия 8514 ; отец его носил то же имя Флор, а мать называлась Евфимиею; родители дали ему хорошее образование. Потом он поступил на царскую придворную службу и удостоился звания патриция 8515 ; женился и имел детей. Когда жена его умерла, а потом умерли и дети от оспы, он сильно опечалился и, находя в таких обстоятельствах своей жизни указание Промысла Божия на то, что ему нужно озаботиться о своем спасении, оставил царскую придворную службу и поселился в Анапле 8516 . Проводя там благочестивую жизнь, Флор удостоился поставления во епископа в город Аминс 8517 . Как добрый пастырь овец Христовых, он добре пас порученное ему стадо, поучал пасомых в Православной Вере и наставлял их соблюдать волю Божию и хранить заповеди, и так скончался о Господе 8518 . 8514 Императоры византийские – Иустин II с 565–578 г.; Тиверий с 578–582 г. святой Маврикий с 582–602 г. 8515 Патриций – довольно высокий чин византийской служебной иерархии, дававший право на звание синклитика или сенатора. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

He was promised to see the Savior of the world, born of the Most Pure Virgin Mary. Righteous Simeon, distinguished by his brilliant learnedness, as a wise man who knew the Divine Scripture very well, labored together with seventy-two translators on the island of Pharos in Alexandria in the 380’s B.C. over the translation of the books of the Old Testament from Hebrew into Greek. While translating the book of the Prophet Isaiah, he came to the words, Behold, a virgin shall conceive in the womb, and shall bring forth a son (Is. 7:14). When he read this, he doubted, thinking that it was impossible for a woman to give birth without a husband. Simeon took a knife and wanted to erase these words from the scroll and replace “virgin” with “woman”. But then an angel of the Lord appeared to him stayed his hand, saying, “Have faith in the words written, and you yourself will behold their fulfillment, for you shall not see death until you have seen the Lord Christ born of a virgin.” Believing the angels words, the elder Simeon waited impatiently for Christ’s coming into the world, and led a righteous and blameless life. According to tradition, elder Simeon was vouchsafed a blessed end in the 360th year of his life. His holy relics were translated during the reign of Emperor Justinian the Younger (565-578) to Constantinople and placed in the chapel of the Apostle Jacob of the Chalkoprateia church. The prayer of St. Simeon the God-Receiver ( now lettest Thou Thy servant depart, O Master ) is sung (on feast days) or read (during simple services) every evening, so that the passing day would remind every believer of the sunset of his life, which ends with his departure from this temporary life. We must live our lives in peace with God and fulfillment of the Gospel commandments, so that like the holy elder Simeon, we might joyfully greet the endless and bright day in the Kingdom of Heaven. Hieromonk Job (Gumerov) Translation by OrthoChristian.com Pravoslavie.ru 15 февраля 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/90681.html

и того видвъ свительствовалъ еси, ов. Втри нцїи ре радость его (об.) провъзвщаху неизреченное пришествїе тво 562 и с нбсъ 563 прочее сшедыи гла. иже ко и пръсто сна показаша. о стго дха свтелствуема 564 в показаеми голубь того бесчисленое 565 , впро. Доволно убо реко то самъ очь 566 б гла възгласивыи. или силы нкы о лица бжїа въ з гласиша, ов. Самого оца, въпро. І какъ реко 567 рци ми чювственаго гла. хотше потребовати. в бесплотн си невидм еств, ов. Се ко 568 органо нкы гласо 569 бжтво вщае ре но ега хощеть свту своему слышану быти ко гла св свщава 570 . иже о бжїа диства постркаемы т . имже слышати убо хоще 571 слыши. аще купно где будоу должни слышати 572 . тмже и на един токмо мсте то. иде кртис гь слышанъ бы гла. аще не бы сице было всь убо миръ чюлъ бы о толикы высоты гласу изшедшу. аще и аггльскый 573 бы былъ гла. се еалїа 574 паче. иже о бжественаго марка. л е хотщему навыкнути. и бо на гор ега преобразис гь. сшешїи глсъ поминаеть гл. и 575 бы облакъ оснаи. и бы гла о облака гл. се е снъ мои възлюбленыи того послушаите, впро. Перво реко научилъ еси. е в виднїи витис стму дху и животворщему. како 576 рдзумти. прносущенъ бо е и непреложенъ, ко ре кто убо е 577 каково е бжтвеное ество, ов. І се ре иже о глас 578 оч. тамо дивитис виднїю. не дха бо стго невидимо. и непреложно ество. в голувинъ преложис 579 обра з , да се ко хотше ви(л. 360)тис. но того 580 спобивыис видти доброты. внемже витис члка. бжтвеныи дхъ сход с нбсъ въсхот. ко хотнїа ре обра з витис видщему. а неизренное и недомыслимо оно ество рече. аще в тои кто смиреныи зракъ. ко по съкровенїю въобрас видти си оубо ре обра з въ виднїи зрака.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами — ред. 563 Ион 1. 564 У пер.: уразумеваем — ред. 565 Из пещер, где погребали. 566 У пер.: разуметь — ред. 567 Мф 11,27. 568 Лк 5, 8. 569 По новому Синодальному русскому переводу: Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно, и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои — ред. 570 У пер.: с разбитыми во всех членах силами — ред. 571 Ис 43,25. 572 У пер.: имеет быть — ред. 573 Прит 18, 17. — По новому Синодальному русскому переводу: Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его — ред. 574 Ис 43, 26. — По новому Синодальному русскому переводу: Говори ты, чтоб оправдаться — ред. 575 По новому Синодальному русскому переводу: И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные — ред. 576 Ос 6,6. 577 У пер.: лощением — ред. 578 Мф 3, 7. 579 У пер.: нисшествие — ред. 580 У пер.: как долго — ред. 581 По новому Синодальному русскому переводу: И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое — ред. 582 У пер.: Пока кто–либо возрожден и, отложив ветхого человека, через Мои страдания будет — ред. 583 Гал 3, 1. 584 По новому Синодальному русскому переводу: Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики — ред. 585 У пер.: было то — ред. 586 У пер.: восставить — ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Кто принял истинное Священство и подчинил себя великому Архиерею, тот, конечно, и сам пребывает иереем вовек, и смерть не помешает ему остаться иереем навсегда ( 23, 393 ). Сила слова делает и священника важным и досточтимым, отделяя его через новое благословение от сообщества многих. Вчера и прежде был он одним из простого народа, а сегодня – становится наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных Таинств – и все это он делает, нимало не изменившись по телу или виду. Но, внешне оставаясь тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе некоей невидимой силой и благодатью. Святитель Григорий Нисский ( 113, 578 ). Кроме важности обычая, который, как знаем, дошел до нас через апостольское предание, и Священное Писание открывает, что, когда, по повелению Святого Духа, апостолы посылали Павла и Варнаву проповедовать Евангелие язычникам, «совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 3 ), – да научимся, с каким благоговением должны стараться и дающие и приемлющие, чтобы Таинство такого благословения не совершалось небрежно. Святитель Лев Великий ( 113, 578 ). Господь наш, определяя достоинство епископа и образ Своей Церкви, сказал в Евангелии Петру: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф. 16, 18–19 ). С того времени преемственно продолжается поставление епископов. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 576 ). Кто дает благодать епископства? Без сомнения, ты ответишь: Бог. Но Бог дает ее через человека. Человек возлагает руки, а Бог изливает благодать; священник возлагает смиренную руку, а Бог сообщает достоинство. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 577 ). Священство поставлено как бы в середине между естеством Божеским и человеческим, чтобы Одному служить, а в другом производить перемену к лучшему. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

5 . Увидели народы и убоялись, концы земли сблизились 578 и сошлись вместе, 6 . Думая каждый ближнему и брату помочь, и заговорили. 7 . Собрался с силою плотник и кузнец, ударяющий молотом и кующий, и сказали: «Спайка хороша», укрепили ее гвоздями, положили, и она не содвинется 579 . 8 . А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, которого Я возлюбил, 9 . Которого Я взял от концов земли, и от краев 580 ее призвал тебя и сказал тебе: ты – раб Мой, Я избрал тебя и не оставлю тебя. 10 . Не бойся, ибо Я с тобою, не обману, ибо Я – Бог твой, укрепивший тебя, и помог тебе, и утвердил тебя праведною десницею Моею. 11 . Вот постыдятся и посрамятся все сопротивляющиеся 581 тебе, ибо будут как ничто, и погибнут все соперники твои. 12 . Будешь искать их и не найдешь людей унижающих 582 тебя, ибо будут как ничто, и не будет борющихся с тобою. 13 . Ибо Я – Бог твой, держу (тебя за) правую руку твою и говорю тебе: 14 . Не бойся, Иаков, малолюдный Израиль 583 , Я помог тебе, говорит Бог твой 584 , избавитель твой Святый Израилев. 15 . Вот Я сделал тебя, как новые колесничные колеса, стирающие, как пила, и ты сотрешь горы, и истончишь холмы, и обратишь их в пыль. 16 . И ты будешь веять, и ветер подхватит их, а ты возвеселишься во святых Израилевых 585 . 17 . И возрадуются убогие и неимущие. Ибо будут искать воды и не будет (ее): язык их высохнет от жажды. Я – Господь Бог , Я услышу их, Бог Израилев, и не оставлю их. 18 . Но открою на горах реки и среди полей источники, сделаю пустыню влажным лугом и жаждущую землю – источником воды. 19 . Посажу в безводную землю кедр, и бук 586 , и мирт, и кипарис, и тополь 587 , 20 . Чтобы увидели, и уразумели, и размыслили, и поняли, что рука Господа соделала все это и Святый Израилев явил. 21 . Приближается суд ваш, говорит Царь Иакова. 22 . Пусть приблизятся и возвестят вам, что произойдет, или скажите, что прежде было, и мы напряжем ум и уразумеем отдаленное и наступающее; скажите нам, 23 . Возвестите нам отдаленное будущее, и мы узнаем, что вы – боги; сделайте доброе или худое, и мы удивимся и вместе с вами увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Закрыть Зачем тратить деньги на возрождение храмов, или Несколько слов о культуре Мы часто слышим: «Зачем тратить огромные деньги на восстановление церквей, если вокруг столько нищих» 09.12.2017 578 Время на чтение 3 минуты В последнее время на постсоветском пространстве восстанавливается множество ранее оскверненных и разрушенных святынь. Однако у некоторых людей деятельность Церкви, направленная на возрождение храмов, порой вызывает резко негативную реакцию. И вовсе не потому, что кому-то не нравится стиль или качество обновленных росписей или внешнего убранства восстановленных храмов. В качестве главного негативного аргумента чаще всего звучит предположение, что на реставрацию должно тратиться много денег, которые, по частному мнению недовольных, лучше было бы направить на благотворительные цели. Подобные упреки Церковь слышит не первый раз и не первое столетие. Самым первым критиком на данном поприще был Иуда: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:3-8). Впрочем, не будем проводить прямые параллели с библейскими личностями (в конце концов, у всякого своя мотивация). Давайте посмотрим в корень ситуации. Если бы тратой денег на церковное благолепие обеспокоились аскеты, раздающие все свое имущество на благотворительность, можно было бы впечатлиться. Но кто вопрошает? Например, большинство обывателей смотрит по телевидению контент, который часто стоит огромных денег (возьмем безумно популярный сериал «Игра престолов», на производство только одной серии которого американский телеканал HBO тратит более 10 миллионов долларов). Так почему бы всем критикам траты церковных денег не отказаться от сериалов, а заодно призвать НВО перестать снимать телефильмы и переквалифицироваться в какой-нибудь благотворительный фонд? При этом на производство фильмов денег уходит в сотни, а то и тысячи раз больше, чем на роспись храма.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/9/zac...

С кем же тогда Он разговаривает? С кем Иисус ведет беседы тысячу дней и тысячу ночей, Феодул? Втайне – с Отцом Своим Небесным, а открыто – с людьми. О чем говорит Иисус с людьми? В основном – о трех предметах: во-первых, о Царстве Небесном, еще неизвестном людям; во-вторых, о Себе как единственном настоящем Друге и всесильном Спасителе людей, но враге бесов; в-третих, о приготовлении людей к Царству Небесному, к сыновству Божию, к чему не допускается никто неверный, дерзкий, нечистый, оземлянившийся, боязливый, нераскаявшийся, небратолюбивый и так далее. Мы уже говорили с тобой о первых двух предметах, остановимся же и на третьем и последнем. Что значит подготовка к всыновлению в Царстве Небесном? Покаяние прежде всего. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», говорит Господь 569 . «Покайтесь и веруйте в Евангелие» 570 . «Если не покаетесь, все так же погибнете» 571 . Говоря о поведении по отношению к грешникам, Он так заповедует: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» 572 . На вопрос Петра: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семиджы семидесяти раз» 573 . «Сказываю вам, что так на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» 574 . «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» 575 . Сыны Царства покаянием добровольно разрывают связь с сатаной, обманувшим и соблазнившим их, исправляются и обращаются к Царю, Отцу своему Небесному. Всем Бог оставил «покаяние ко спасению» 576 , и «язычникам дал покаяние в жизнь» (ср.: Деян. 11, 18 ). Кто покается, того Бог прощает и принимает его в чада Свои в Царстве Своем Небесном. В беседе на Горе 577 Господь назвал блаженными, то есть счастливыми, тех, кто «нищ духом», кто «плачет», кто «кроток», кто «алчет и жаждет правды», кто «милостив», кто «чист сердцем», кто «миротворец», кто «изгнан правды ради», кто «осмеян и оклеветан Христа ради». Таковым Он говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010