По свидетельству Агнелла, П. Х. при содействии Галлы Плацидии построил в Классе (порт Равенны) 4-угольный (tetragonus) баптистерий базилики, именуемой Petriana, отличающийся большими размерами и изяществом архитектурных форм. Гробница П. Х., скончавшегося предположительно в Равенне, находилась в «монастыре» (капелле-часовне) св. ап. Иакова, к-рый располагался внутри баптистерия базилики Petriana. Агнелл говорит, что сам лично в сопровождении Георгия, пресвитера г. Классе, обнаружил мощи П. Х. С трудом подняв могильный камень, они нашли саркофаг из кипариса и в нем тело святого, издающее благоухание, к-рое они ощущали в течение недели. Над саркофагом было помещено изображение святого, содержащее надпись: «Господин Петр архиепископ» (Domnus Petrus archiepiscopus - Ibid. 26). Титул архиепископа, применяемый к равеннским епископам, впервые упоминается во времена епископства Максимиана (546-556). Это приводит исследователей к предположению, что либо гробница, обнаруженная Агнеллом, принадлежала Петру III (570-578), либо это гробница П. Х., к-рая подверглась реставрации в VI в. По мнению Р. Бенеричетти, если принять 1-ю гипотезу, то место захоронения П. Х. следует искать в «Базилике Проба» (Basilica Probi), в которой, согласно Агнеллу, покоилось тело Петра III. Однако ученый считает более вероятным, что П. Х. был погребен в базилике Petriana, поскольку она была построена при Галле Плацидии попечением именно этого епископа ( Benericetti. 1995. P. 160-161). Агнелл полагает, что П. Х. построил также дом внутри епископской резиденции в Равенне, к-рый называли Tricollis, потому что он имел 3 входа (colla), т. е. походил на 3-нефную базилику. Недалеко от этого дома стараниями П. Х. был построен мон-рь (капелла-часовня) во имя св. ап. Андрея со зданиями, богато украшенными мрамором и мозаикой ( Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 50). Скорее всего основателем 2 последних сооружений был Петр II, а не П. Х. Допуская явный анахронизм, Агнелл приписывает П. Х. освящение церкви во имя прор. Иоанна Предтечи и прп. Барбатиана Равеннского (духовника Галлы Плацидии), якобы построенной попечением этой императрицы и некоего Бадуария. Бадуарий - возможно, зять имп. Юстина II (565-578) - являлся главнокомандующим визант. войск в Италии в 575-577 гг., и упомянутая церковь могла быть освящена Петром III, архиеп. Равенны (570-578).

http://pravenc.ru/text/2580428.html

Св. София описана подробно ниже. Точно так же он заботился о постройках даже в горах далекого Крыма, где он приказал построить большую церковь (базилику) в Дори, главном центре готского поселения. Там был найден фрагмент надписи с его именем. Непосредственные преемники Юстиниана    Когда сильная фигура Юстиниана сошла со сцены, то вся его искусственная государственная система, временно удерживавшая империю в состоянии равновесия, разрушилась. С его смертью, по словам английского историка Бьюри, «ветры вырвались из темницы; разъединяющие элементы начали действовать с полной силой; искусственная система пала, и метаморфоза в характере империи, совершавшаяся, наверное, уже давно, но несколько затемненная среди поражающих событий деятельного царствования Юстиниана, начала теперь совершаться быстро и заметно».    Время с 565 по 610 гг. принадлежит к одному из самых безотрадных периодов византийской истории, когда анархия, нищета и эпидемия свирепствовали внутри страны. Царившая тогда смута заставляла говорить жившего в эпоху Юстина II историка Иоанна Эфесского о близости кончины мира. Английский историк Финлей писал об этом времени: «Может быть, не было периода в истории, когда общество находилось в состоянии такой всеобщей деморализации ».    Ближайшими преемниками Юстиниана были, как уже сказано выше, Юстин II Младший (565—578), Тиверий II (578—582), Маврикий (582—602) и Фока (602—610). Из них более других выдавался энергичный воин и опытный вождь, Маврикий. Большим влиянием на государственные дела и сильным характером отличалась супруга Юстина II, София, напоминавшая этим Феодору. Наиболее важными фактами во внешних делах этих государей надо считать персидскую войну, борьбу со славянами и аварами на Балканском полуострове и завоевания лангобардов в Италии. Во внутренней жизни империи за это время надо иметь в виду строго православную политику императоров и образование двух экзархатов.    Пятидесятилетний мир с Персией, заключенный в 562 году Юстинианом, был нарушен при Юстине II, который не захотел дальше платить условленной ежегодной суммы денег.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Крест Юстина II. 565-578 гг. (Сокровищница собора св. Петра. Ватикан) Изображения агнца не только как символа Христа, но и христиан были широко распространены в раннехрист. и ранневизант. искусстве. Агнец с нимбом является наиболее частым символическим образом Христа (напр.: мозаика апсиды старой базилики св. Петра в Риме, IV в.; мозаика свода капеллы базилики св. Иоанна Латеранского в Риме, V в.; рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.; диптих VI в. из сокровищницы собора в Милане). Агнец с изображением креста на голове или держащий крест (Крест Юстина II. 565-578. Ватикан) указывал на искупительную жертву Христа. В раннехрист. искусстве символические образы существуют параллельно с реалистическими. Изображение агнца с нимбом может соседствовать с образом Спасителя (мозаики свода вимы Сан-Витале в Равенне. Ок. 547). В катакомбах Претестата, IV в., в виде агнца изображена ветхозаветная Сусанна , по сторонам от к-рой 2 волка, и она же представлена в позе оранты в катакомбах святых Петра и Марцеллина, III в., по сторонам от Сусанны двое юношей. Типичной композицией, украшающей триумфальные арки ранних рим. базилик, является изображение 2 градов - Иерусалима и Вифлеема, из врат к-рых выходят или перед ними стоят 12 агнцев, символизирующих апостолов (базилика св. Петра, IV в.; Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440, и др.). В алтарной мозаике ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, ок. 549 г., помимо вышеуказанного изображения 12 апостолов также под видом агнца представлены апостолы Петр, Иаков и Иоанн в композиции Преображение. 82-е прав. Трул. Собора (691-692) запретило символические изображения Христа, отдавая предпочтение историческому образу Воплотившегося Слова Божия: «На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истинного Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхого агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившегося искупления мира». Однако в зап. художественной традиции древнейшие формы сохраняются и позднее (мозаика апсиды ц. Сан-Марко в Риме, 829-830). Изображение агнца встречается в памятниках, следующих традиции визант. искусства (медальон с агнцем в композиции «Сошествие Св. Духа»; мозаика мон-ря Гроттаферрата (XII в.), а также в рус. искусстве XVI в. напр., в клейме Владимирской иконы Богоматери с Акафистом вместо Эммануила в медальоне на груди Богоматери изображен агнец (XVI в., СИХМ).

http://pravenc.ru/text/63318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН IV ПОСТНИК Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. Ιωννης Νηστευτς; лат. Iohannes Jejunator] († 2.09.595, К-поль), свт. (пам. 30 авг., 2 сент.; пам. зап. 2 сент.), патриарх К-польский (с 12 апр. 582), канонист. По происхождению провинциал, возможно, из Каппадокии, сын бедных родителей; обучался ремеслу резчика и не получил классического образования. С юных лет интересовался аскетическим образом жизни, принял монашество. При визант. имп. Юстине II (565-578) был введен в состав клира собора и патриаршего ведомства Св. Софии в К-поле. При патриархе Иоанне III Схоластике (565-577) занимал пост сакеллария (главы патриаршей сокровищницы); до 582 г. в сане диакона. Был избран на Патриарший престол после смерти патриарха Евтихия (552-565, 577-582) по предложению имп. Тиверия I , который знал И. П. как благочестивого монаха и нестяжателя. И. П. был прост и обходителен в общении, отличался крайним аскетизмом, отчего его тело иссохло почти до костей. В источниках к-польского происхождения И. П. представлен твердым защитником православия, к-рый неизменно жестко относился к отступникам и еретикам. Так, в 583 г. некий Павлин был обвинен в колдовстве и публично казнен по настоянию И. П. ( Theophyl. Sim. Hist. I 11). Авторы-монофизиты часто изображают И. П. как тихого старца, который мирился с присутствием в Византии противостоящих офиц. Церкви исповеданий и не применял к ним таких репрессивных мер, как его предшественники патриархи Иоанн III и Евтихий ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 5). Сведения о периоде Патриаршества И. П. скудны. 14 авг. 582 г. И. П. участвовал в коронации Маврикия как соправителя смертельно больного имп. Тиверия, вскоре умершего. В дальнейшем И. П. поддерживал имп. Маврикия в его стремлении утвердиться на престоле и закрепить власть за своей семьей. В 582 г. И. П. короновал имп. Маврикия и благословил его свадьбу с дочерью имп. Тиверия Константиной. 26 марта 590 г. И. П. короновал сына Маврикия и Константины Феодосия как соправителя и наследника. В 590-591 гг., в период военно-политических успехов Византии на Ближ. Востоке и междоусобной войны в Персии, И. П. выступил против похода византийских войск в Месопотамию и восстановления на персид. престоле шаха Хосрова II, заключившего союз с имп. Маврикием. И. П. считал, что этот договор не принесет выгод империи ( John of Nikiou. 1916. P. 156).

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

3. Гангра — главный город Пафлагонии. 4. Имя Кесарии носили несколько городов. Кесария, главный город Римской провинции Каппадокия, был впоследствии разрушен землетрясением. 5. Император Аврелиан царствовал с 270 по 275 гг. 6. Серапис — языческое божество, изображавшееся в виде мужчины на троне, со скипетром в руках и орлом у ног; на голове — корзина, символ обилия. Оно олицетворяло собою мужественную и производительную силу природы. Во времена мч. Маманта почитание этого идола в Римской империи было особенно распространено. 7. Город Эги находился в провинции Киликии, в Малой Азии, при Исском заливе. 8. Голиаф — известный библейский великан, филистимлянин, считавшийся непобедимым и павший в единоборстве с Давидом (1Цар., 17 гл.). 9. Цирком называлась площадь, огороженная рядом скамей или стеною. Там происходили состязания бойцов между собою и со зверями. На эту площадь или арену бросали и христиан и потом выпускали сюда хищных зверей, которые содержались при цирке в особых клетках. 10. Мамант скончался в 275 г. 11. Император Юлиан царствовал с 361 по 363 гг. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества. Посему он и называется Отступником. 1. Константинополь — столица Византийской империи, ныне Стамбул; основана Константином Великим в 326 г. по Р. Х., на месте прежнего незначительного городка Византии. 2. Юстин II младший — восточно-римский император, царствовал 565-578 гг. 3. Тиверий — преемник Юстина II; царствовал 578-582 гг. 4. Преемник Тиверия; царствовал 582-602 гг. 5. Евтихий был патриархом в первый раз 552-565; затем патриархом был после него в продолжение 5 лет Иоанн III Схоластик; потом Евтихий снова был возведен на патриаршество и патриаршествовал до самой смерти своей, последовавшей в 582 г., когда был возведен на его место св. Иоанн IV Постник. 6. Газа расположена на берегу Средиземного моря; в древности была одним из пяти известнейших Филистимских городов и служила пределом хананеев на юге Палестины. В Новом Завете о Газе упоминается только в истории обращения вельможи Ефиопской царицы Кандакии (Деян.8:25). С IV века Газа была уже христианским городом, а в VII веке покорена магометанами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобный имел власть изгонять и нечистых духов. Так, одна жена, имевшая бесноватого мужа, повела его к одному пустыннику, но он сказал ей: " Иди к святейшему Иоанну, патриарху Константинопольскому, – тот исцелит твоего мужа " . Исполнив сие, жена получила просимое, и вместе с мужем, исцеленным молитвами преподобного, пошла с радостью домой. И вообще многие больные получали исцеления от святого. У многих женщин по его молитвам, разрешалось неплодие. Так мудро упасши словесное стадо, преподобный в маститой старости достиг блаженной кончины и перешел от земли в небесные селения7. Когда тело святого лежало уже мертвым, к нему пришел для прощания известный начальник области Нил и, преклонившись, поцеловал его. Святой же, будучи мертвым, на виду и к удивлению всех, прошептал начальнику области Нилу несколько слов на ухо, которых тот никому не сказал. Похоронили св. Иоанна внутри алтаря св. Апостолов, как достойного такой чести, прославляя и благословляя дивного во святых Бога – Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Примечание 1 Константинополь – столица Византийской империи, ныне Стамбул; основана Константином Великим в 326 г. по Р. Х., на месте прежнего незначительного городка Византии. 2 Юстин II младший – восточно-римский император, царствовал 565-578 гг. 3 Тиверий – преемник Юстина II; царствовал 578-582 гг. 4 Преемник Тиверия; царствовал 582-602 гг. 5 Евтихий был патриархом в первый раз 552-565; затем патриархом был после него в продолжение 5 лет Иоанн III Схоластик; потом Евтихий снова был возведен на патриаршество и патриаршествовал до самой смерти своей, последовавшей в 582 г., когда был возведен на его место св. Иоанн IV Постник. 6 Газа расположена на берегу Средиземного моря; в древности была одним из пяти известнейших Филистимских городов и служила пределом хананеев на юге Палестины. В Новом Завете о Газе упоминается только в истории обращения вельможи Ефиопской царицы Кандакии (Деян. 8:25). С IV века Газа была уже христианским городом, а в VII веке покорена магометанами.

http://pravicon.com/info-2484

В 558 г. Иаков Барадей рукоположил И. Э. во епископа Асии (митрополия Эфес). После этого роль И. Э. в жизни монофизитской общины К-поля еще более возросла. В 50-х гг. VI в. он стал помощником проживавшего в К-поле низложенного Александрийского патриарха Феодосия I († 566). Послания Феодосия часто сопровождались подписью И. Э. Кроме того, И. Э. был главным администратором монофизитской общины К-поля и продолжал пользоваться расположением двора, в то время как Феодосий после смерти имп. Феодоры (548) в значительной мере утратил влияние. Тем не менее И. Э. никогда не оспаривал положение Феодосия как главы столичных монофизитов. При императорах Юстине II (565-578) и Тиверии I (578-582) И. Э. стал представителем столичных монофизитов в общении с халкидонитами, представителями имп. власти и монофизитами Сирии и Египта. Авторитет И. Э. в монофизитской среде уступал только влиянию Иакова Барадея и Феодора , еп. Бострийского. Различные партии, образовавшиеся в среде монофизитов, пытались привлечь И. Э. (порой против его желания) на свою сторону как посредника либо третейского судью в спорах с оппонентами. После 566 г. лидеры монофизитской партии тритеистов Конон, еп. Тарсский, и Евгений, еп. Селевкийский, хотели, чтобы И. Э. примкнул к их ереси. В 570 г. в К-поле по инициативе имп. Юстина II состоялся диспут, третейским судьей на к-ром выступил патриарх К-польский Иоанн III Схоластик . Тритеистов представляли Конон и Евгений, а в числе их оппонентов упомянут И. Э. (Ibid. P. 259, 294). Однако патриарх К-польский Фотий I называет вместо И. Э. Стефана, еп. Кипрского ( Phot. Bibl. Cod. 24). Возможно, И. Э. присутствовал на диспуте, однако предпочел соблюдать нейтралитет. Позднее И. Э. написал послание Конону, предостерегая его от распространения новых учений. В 575 г. И. Э. занял нейтральную позицию и в споре за Александрийскую кафедру между Феодором и Петром, хотя и симпатизировал Феодору. В письмах Иакову Барадею И. Э. настаивал на своем нейтралитете, надеялся на скорейшее мирное преодоление схизмы в Александрии и на то, что Иаков будет действовать в том же направлении.

http://pravenc.ru/text/471574.html

менее значительных каменных построек. Если отождествление этого комплекса с обителью св. Даниила верно, то известно, что игумен монастыря Агафон ок. 565 г. участвовал в составлении письма 20 настоятелей монофизитских обителей Сирии в К-поль по вопросу об избрании Павла из Бет-Уккаме в патриархи Антиохии. Т. о., мон-рь в это время входил в число важнейших монофизитских монашеских центров в стране. В 567 и 569 гг. тот же игумен подписал соборные определения Сирийской яковитской Церкви по вопросу о ереси тритеизма. Согласно записи в рукописи Vat. syr. 112 (собрание творений прп. Ефрема Сирина), 20 февр. 552 (или 551) г. переписчик Варлаха из Эдессы завершил работу над этой рукописью по заказу данного мон-ря. Дар-Кита (    ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 88-91; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1088-1089), позднеантичное поселение средних размеров в сев. части плато Бариша; начало развиваться со II в. Сохранилось неск. надписей владельцев домов II-VI вв. Атрибуция нек-рых из этих зданий как общественных остается спорной. Начальный период присутствия христиан в селении зафиксирован в надписях неких Флавия Евсевия и его жены из Александрии, названных христианами (339/40 и 355). В Дар-Ките 3 больших христ. храма. В сев.-вост. части селения хорошо сохранилась большая 3-нефная базилика. Согласно надписи 418 г., она была посвящена святым Павлу и Моисею и построена архит. Маркианом Киром во время служения свящ. Диодора. В 515/6 (или 615/6) г. к базилике были пристроены баптистерий и мавзолей, к западу от базилики располагался странноприимный дом (пандохион). В зап. части селения находилась вторая 3-нефная базилика (VI в.) с прямоугольной алтарной апсидой, посвященная, вероятно, Св. Троице. Третья подобная базилика в вост. части селения была построена в 537 г. и посвящена св. Сергию. На ее портале сохранилась обстоятельная греч. надпись, в к-рой указано, что в 566/567 г., в правление имп. Юстина II (565-578) и при предстоятельстве Антиохийского патриарха Анастасия I Синаита (559-570, 593-598), базилика была обновлена стараниями священников Иоанна, Даниила, Вакха и Ралмия (?).

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Законы из " Сборника из 87 глав " , которые составитель не смог отнести ни к одному из 50 титулов, он поместил в конце " Номоканона " под заглавием " Другие церковные главы из того же нового законоположения " (ετερα κεφαλαια). О времени появления сборника А.С. Павлов писал: " Составление этого " Номоканона " Цахариэ относит ко времени императора Маврикия (582-602 гг.). Мне кажется, напротив, что эта компиляция произошла несколько позднее, именно после появления " Номоканона в 14 титулах " . По крайней мере, то обстоятельство, что в " Номоканоне в 50 титулах " каноны церковные не излагаются уже в тексте, а только цитируются цифрами, может быть объяснено только тем, что автор этого Номоканона уже имел перед глазами готовый образец такого изложения канонов и законов в " Номоканоне в 14 титулах " [ 1 ]. Епископ Никодим (Милаш), ссылаясь на немецкого ученого Бинера, относит составление " Номоканона Иоанна Схоластика " к более раннему периоду — к царствованию императора Юстина II (565-578 гг.) [ 2 ]. Впоследствии сборник дополнялся новыми канонами. В дополненном виде он был переведен на славянский язык св. Мефодием. В паннонском житии святого говорится: " Тогда же и Номоканон рекше закону правило и отеческие книги преложи " [ 3 ]. Самый знаменитый и исторически важный из церковно-правовых сборников Византии — " Номоканон в 14 титулах " . До начала XIX века общепринято было приписывать составление этого сборника Константинопольскому Патриарху св. Фотию. Поэтому в литературу он вошел как " Номоканон Фотия " . Однако благодаря исследованиям Бинера и русского ученого барона Розенкампфа в 20-30 гг. прошлого века было установлено, что предисловие к " Номоканону " состоит из двух частей, написанных разными авторами. Скрупулезные текстологические исследования Бинера, Розенкампфа, Биккеля, Цахариэ, Суворова, Павлова, Бенешевича привели к бесспорному выводу, что существует две редакции " Номоканона " , составленные двумя разными авторами, и в разные эпохи. В конце XIX века лишь иеромонах Каллист продолжал настаивать на том, что автором не только второй, но и первой редакции " Номоканона " является патриарх Фотий [ 4 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕТИАН Прп. Дометиан, еп. Мелитинский. Фрагмент Минеи на январь. Хромолитография. Нач. XX в. (ГЛМ) Прп. Дометиан, еп. Мелитинский. Фрагмент Минеи на январь. Хромолитография. Нач. XX в. (ГЛМ) [Домициан; греч. Δομετιανς] († 10 или 11.01.602), прп., еп. Мелитинский (пам. 10 янв.). Род. в богатой и благочестивой семье, отца звали Феодором, мать Екдикией (или Евдокией). По сведениям Синаксаря К-польской ц. (кон. Х в.), Д. был родственником имп. Маврикия (582-602), предположительно племянником или двоюродным братом (первое наиболее вероятно). По сведениям Минология имп. Василия II, Д. род. во время правления визант. имп. Юстина II (565-578), однако, по мнению П. Губера, датой рождения Д. следует считать 50-е гг. VI в. Д. получил хорошее светское и духовное образование. Вскоре после женитьбы он овдовел и посвятил себя подвигам благочестия. Маврикий, к-рого имп. Тиверий назначил командующим войсками Востока, ок. 579 г. добился для Д. сана епископа г. Мелитина (столицы пров. Армения Третья, ныне Малатья, Турция), незадолго до того разоренной и сожженной персид. шахом Хосровом I Ануширваном. Когда Маврикий был провозглашен императором, он сделал Д. ближайшим советником, и тот окончательно обосновался в К-поле, где приобрел большое влияние. Д. пребывал в столице до 585 г., о его деятельности в 585-590 гг. нет сведений, в частности неизвестно, какова была его роль в сенатских дебатах по поводу оказания помощи персид. шаху Хосрову II Парвизу. Тем не менее, после того как императором и сенатом было принято решение поддержать Хосрова, желавшего возвратить свой престол, Д. было поручено отправиться на Восток и сопровождать шаха, помогая ему во всем. Д. встретил Хосрова в г. Константина в Сев. Сирии как личный представитель императора. Хосрова также в течение неск. недель сопровождал свт. Григорий I, патриарх Антиохийский, однако главную роль при шахе играл все же Д. Он сопровождал Хосрова в военном походе в Персию через города Мардин, Дару и Аммодий и покинул его, только когда тот перешел персид. границу. Д. вел с Хосровом вероучительные беседы и нек-рое время, вероятно, питал надежду на обращение его в христианство. Эта цель не была достигнута, однако в благодарность за возвращение ему трона Хосров впосл. предоставил христианам в своем царстве многочисленные льготы.

http://pravenc.ru/text/178812.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010