Не удалось извлечь искомое из базы (((

Юстин II или Младший–племянник Юстиниана, византийский император в 565–578 гг. 500 Колумба или Колум Килле (Колумкилл) — один из великих святых ирландской церкви, почитаемый до сих пор. Он родился ок. 520 г. в семье вождя крупного клана, родственника королевской династии О’Нейл. Колумба получил блестящее образование в монастырях Клонард и Гласневин, потом сам основал монастыри в Дерри и Дарроу. Он стал на сторону противников верховного короля Диармайта в битве при Кул–Дремне и был в 563 г. изгнан из Ирландии. Явившись к королю пиктов Бриде, он крестил его, а затем обратил в христианство все королевство пиктов, основав в Шотландии множество церквей и монастырей. Все они вошли в монастырскую «семью» Ионы, которую возглавлял Колумба. Он был горячим защитником кельтской Пасхи и тонзуры. Умер Колумба в 597 г.; сохранилось два его жития, одно из которых написано в конце VII в. известным аббатом Ионы Адамнаном. 501 Южные пикты населяли Фортриу–область, отделенную от северных пиктов Грампианскими горами. В VI–VII вв. эта территория была частично захвачена Нортумбрией. 502 Св. Ниниа или Ниниан жил в V в. и основал монастырь Кандида–Каса (Уитхорн) в Голуэе. Его житие не сохранилось, хотя на нем основана одна англосаксонская поэма VIII в. Слова Беды «как говорят» (ut perhibent) здесь, как и в других местах, означают, что автор не имел письменных свидетельств о том, что он описывал. 503 Латинское Candida Casa; англы назвали это место Уитхорн («Белый рог» или «мыс»). В 731 г., когда Голуэй находился под контролем Нортумбрии, там было основано самостоятельное епископство. Как и сама церковь, оно было уничтожено скандинавами в начале IX в. 504 Бриди (вернее Бриде) мак Мелхон правил пиктами около 557–586 гг. Имя Бриде было традиционным у королей пиктов. 505 Имеется в виду знаменитый монастырь Дарроу в Ленстере. В VII в. там было создано богато иллюстрированное Евангелие (Codex Durmachensis), которое ныне хранится в библиотеке Тринити–колледжа в Дублине. 506 Система церковного управления в Ирландии отличалась от принятой в других странах Европы. Формально епископы были главами церкви, но многие из них не имели своих диоцезов и жили в монастырях или в отшельничестве. Позже, когда моральный дух ирландской церкви упал, появилось много жалоб на недолжный образ жизни этих «бродячих enuckonob»(episcopi vagantes). 507

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

2-ю часть составляют извлечения из «Дигест» и «Институций», имеющие отношение к церковному праву. В 3-й части помещены извлечения из «Новелл». Дополнением к сборнику являются 4 новеллы имп. Ираклия. Компиляция составлена не из подлинных текстов, а из текстов, переработанных визант. юристами VI в.: Кодекс в переработке Анатолия, Новеллы - Афанасия, «Дигесты» и Институции - анонима. Этот сборник служил главным пособием для визант. толкователей церковно-гражданских законов. Древнейший из Номоканонов приписывается свт. Иоанну Схоластику. Но эта компиляция, по мнению ученых, ему не принадлежит. С именем Иоанна Схоластика она связана потому, что в ее основу легли его «Синагога канонов» и «Собрание 87 глав». По мнению Павлова, составление этого Номоканона относится ко времени имп. Маврикия (582-602) ( Павлов. 1902. С. 74); еп. Никодим (Милаш), ссылаясь на нем. ученого Ф. А. Бинера, относит составление Номоканона к царствованию имп. Юстина II (565-578). Самый знаменитый и исторически важный из церковно-правовых сборников Византии - «Номоканон XIV титулов». До нач. XIX в. было общепринято приписывать составление этого сборника К-польскому патриарху свт. Фотию, поэтому в литературу он вошел как «Номоканон патриарха Фотия». Однако благодаря исследованиям Бинера и рус. ученого Г. А. Розенкампфа в 20-30-х гг. XIX в. было установлено, что предисловие к Номоканону состоит из 2 частей, написанных разными авторами. Текстологические исследования Бинера, Розенкампфа, И. В. Биккеля , К. Э. Цахарие фон Лингенталя , Суворова, Павлова, В. Н. Бенешевича привели к выводу, что существует 2 редакции Номоканона, составленные двумя авторами в разные эпохи. Относительно 1-й редакции сборника Бенешевич писал: «...с наибольшей долей вероятности можно указать на 629 год, как на год завершения труда. Начало же работы относится к 620-629 гг...» ( Бенешевич. 1905. С. 229-230). Бинер высказывал предположение, что автором сборника был К-польский патриарх Сергий I (610-638) ( Biener. 1856. S. 195-196). Номоканон состоит из предисловия и 2 частей.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

50 ямбов на гимны Дионисия монаха 564 , его же 50 глав 565 , Катихизис об аскетическом последовании (возможно авторство самого Фикары) 566 , Толкование на гимны и последование монаха Митрофана 567 . Самая ранняя рукопись Фикары, как уже было сказано, – сборник ГИМ, греч. 305, 1341 г. 568 . В этом древнейшем сборнике, помимо троичных гимнов и молитв Фикары, содержатся его же Слова о вере, 50 глав Дионисия монаха, Катихизис об аскетическом последовании и Изъяснение о гимнах монаха Феодула. Сочинение Митрофана в этой рукописи отсутствует: видимо, оно было написано после 1341 г. Часослов Фикары, составленный как для частного, так и для общественного употребления, был весьма популярен в монашеских кругах во все время турецкого владычества над Грецией, особенно на Афоне 569 , а также – в переводе – и в славянских странах 570 . Сборник Фикара издавался на греческом языке неоднократно начиная с 1643 г. 571 . Наиболее полное издание, куда вошли и приложения-толкования к Фикаре, было осуществлено в 2008 г. афонской ставропигиальной обителью Пантократора (Вседержителя) 572 . Под заглавием Вертоград душевный книга Фикары была переведена на церковнославянский язык архимандритом Свято-Духова Виленского монастыря Леонтием (Карповичем) и издана в Вильно в 1620 году 573 . Покаянные молитвы и размышления на каждый день седмицы, представляющие собой вариации на темы из сочинений Пс.- Ефрема Сирина («Ephraem Graecus»), были извлечены из этой книги, переведены на русский язык (по-видимому, с церковнославянского без привлечения греческого подлинника, хотя и с учётом текстов Ефрема Сирина – вероятно, лишь в русском переложении) и изданы впервые в 1881 г. 574 . Коснувшись сборника Фикара, перейдём теперь к переведённому в настоящей книге сочинению и его автору монаху Дионисию. Время жизни монаха Дионисия Х. Г. Сотиропулос определяет промежутком 1180–1270 гг. 575 . Однако самые ранние рукописи Познавательных глав, как и самого сборника Фикара, датируются, как уже было сказано, XIV в. Дионисий, согласно свидетельству многих рукописей, был учеником Фикары 576 . Исходя из указанной выше приблизительной датировки жизни Фикары и других фактов очевидно, что монах Дионисий жил в XIV в., а 50 глав были написаны до 1341 г. На основании слов «и не запрещаю» в главе 8 Х. Г. Сотиропулос делает предположение, не скрывая гипотетичности своих построений, что Дионисий был игуменом. П. И. Скалцис предполагает, что этот Дионисий может быть тождественным с ктитором афонского монастыря Дионисием 577 , житие которого написал иеромонах Митрофан 578 . Однако тождество Дионисия и Митрофана с двумя комментаторами Фикары остаётся недоказанным.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   Самый важный для церковного права византийский сборник — это «Василики» («Царские законы» — Τα βασιλικα νομισμα) . Издание сборника предпринято при Василии Македонянине и завершено его сыном Львом Мудрым. Источником для «Василик» служили Юстиниановы «Дигесты», «Кодекс», «Институции», «Новеллы», а также «Прохирон». В «Василики» вошли в исправленном виде лишь те из старых законов, которые не утратили силы ко времени царствования императора Василия Македонянина.    Сборник разделен на 60 книг, книги — на титулы, титулы — на главы, главы — на параграфы. О церковных делах говорится в 1, 3, 4 и 5 книгах.    В XII веке в Византии юридическая сила признавалась лишь за теми законами из «Корпуса» Юстиниана, которые вошли в сборники «Василики». Вальсамон произвел пересмотр законов, внесенных в «Номоканон»; при этом критерием их важности он считал следующее обстоятельство: внесены ли они в «Василики». Но поскольку ни «Василики», ни толкования Вальсамона не были в то время переведены на славянский язык, византийская правовая реформа не отразилась на церковном праве славянских народов. Сборники государственных законов по церковным делам    Постоянный рост числа гражданских законов по делам Церкви вызвал потребность в особых сборниках, где бы эти законы сведены были вместе. Известно три таких сборника, появившихся на греческом Востоке.    Патриарх Иоанн Схоластик между 565 и 578 гг. в дополнение к своему каноническому сборнику в 50 титулах составил «Сборник из 87 глав» (Collectio 87 capitulorum). В него вошли извлечения из нескольких новелл Юстиниана, особенно из 123 новеллы, составившей 60 глав (28—87) сборника Иоанна Схоластика.    Самим Патриархом Иоанном сборник озаглавлен весьма пространно: «Различные постановления из божественных новелл благочестивой памяти Юстиниана, изданных им после «Кодекса», именно такие постановления, которые в особенности согласны с божественными и священными канонами и доставляют им особую силу и которым мы дали некоторый порядок и счет для удобнейшего нахождения искомой главы, так как эти главы извлечены из разных новелл».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Принци). В Зале св. колонны выставлены предметы из древней базилики. Среди них витая мраморная колонна (Colonna Santa, высота 4,75 м (рубеж II и III вв., вероятно, из Эфеса)) - одна из 12, поддерживавших киворий над гробницей ап. Петра и алтарную преграду, согласно легенде происходившую из Иерусалимского храма; золоченая бронзовая скульптура петуха (сер. IX в.), при папе Льве IV (847-855) венчавшая колокольню (снесена в 1608) древней базилики, после удара молнии в 1575 г. перенесенная на решетку перед ц. Мадонна-делла-Феббре, а после ее разборки служившая навершием часов в Зале Общей сакристии. В Зале кафедры ап. Петра экспонируются: ставротека (Crux Vaticana, 2-я пол. VI в.), пожертвованная между 565 и 578 гг. визант. имп. Юстином II и его супругой Софией; т. н. далматика Карла Великого - шелковый визант. саккос XIV в., украшенный изображениями Христа Судии и сценой «Преображение Господня» (упом. среди имущества базилики в 1466 и 1498); т. н. Большая ватиканская ставротека времен визант. имп. Романа II (959-963) в виде двойного креста (футляр - 1838, Ф. Боргоньони); копия Кафедры ап. Петра. В 3-м зале (бывш. капелла Бенефициариев) выставлена мраморная дарохранительница (1432-1433, вероятно, Донателло) из старой базилики, превращенная в обрамление для образа «Мадонна делла Феббре» (XV в., с поновлениями) - первого образа Пресв. Богородицы, коронованного ватиканским капитулом 27 авг. 1631 г. В Зале реликвариев выставлены золотые с изумрудами нагрудный крест, перстень и цепь католического св. папы Пия X, серебряный со смальтой потир готического стиля (работа ювелиров г. Витербо), 2 лицевых муз. кодекса 1-й пол. XVI в. В Зале канделябров экспонируются 2 набора канделябров для главного алтаря (ок. 1581, А. Джентили да Фаэнца; ок. 1585, С. Торрезани), 4 канделябра по эскизам Бернини (1670-1672, К. Спанья). В Зале ангела - модель Дж. Л. Бернини для статуи одного из ангелов на алтаре капеллы Св. Даров, золоченые бронзовые скульптуры апостолов Петра и Павла (1585, Торрезани); литургические утварь и облачения, экспозиция к-рых продолжается в галерее.

http://pravenc.ru/text/2580436.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 4 Окт 2021 Экскурсию по древнему византийскому храму, найденному археологами, можно совершить через новое приложение В Избранное Создано приложение , в котором можно совершить виртуальную экскурсию по древнему храму VI beka, обнаруженному археологами в Израиле. Реконструкция церкви была сделана на основе реальных артефактов, найденных в процессе раскопок. При создании проекта ученые использовали самые передовые цифровые технологии, сообщает сайт «Фома» со ссылкой на Управление древностей Израиля. Древний христианский храмовый комплекс был обнаружен несколько лет назад в 24 километрах от Иерусалима. Кому посвящен храм, до сих пор неизвестно. На основе имеющихся здесь надписей на греческом языке, в которых говорится о некоем «славном мученике». Руководитель археологической экспедиции Беньямин Сторчан так и назвал свою находку — «Храм славного мученика». Существует предположение, что церковь была освящена в честь некоего мученика Захарии, чье захоронение, по свидетельству ряда средневековых текстов, находилось недалеко от места обнаружения храма. По утверждению археолога, сам храм воздвигнут над пещерной часовней, которая потом служила для хранения мощей неизвестного святого. Храмовый комплекс состоит из дворика и собственно здания храма, спроектированного в обычном для того времени стиле базилики. Необычны только его размеры. «И базилика, и внутренний двор огромны для того периода — они больше, чем большинство византийских церквей, найденных на Святой Земле», — сообщил Сторчан в интервью израильской газете «Гаарец». Сама церковь была построена во время правления императора Юстиниана (527-565 гг.) и расширена в царствование императора Тиберия II Kohcmahmuha (578 — 582 гг). Между 634 и 638 годами Палестина была захвачена арабским Рашидунским халифатом. С приходом ислама церковь не перестала существовать и была оставлена последними прихожанами только в Х веке. В храме были найдены следы иконоборчества, в частности, археологи обнаружили, пострадали храмовые мозаики: остатки стертых мозаик с изображениями животных, которые были заменены на рисунки из случайным образом выбранных тессер (мозаичных кубиков). Лишь некоторые мозаики остались нетронутыми. До наших дней сохранилась мозаика с орлом — символом Византии. Это обстоятельство позволило археологам предположить, что «храм славного мученика» находился под особым покровительством императорского дома. О церквях, пользовавшихся благосклонностью императора, известно немного. Поэтому это открытие может помочь исследователям лучше понять роль таких храмов на Святой Земле.

http://azbyka.ru/news/jekskursiju-po-dre...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

А и где буду погреших от своего неразумия и тех странских древних пословиц или будет где посреде тех святых книг написано ложное и отреченное слово святыми отцы, а мы того не возмогохом исправити и оставити и о том от господа бога прошу прощения за молитв всех святых и в книгах сих написанных. А прочитающих молю сиа святыя книги, иже могущих с божиею помощию в них недокончанная таковая исправити и за то от бога восприимут сугубо воздаяние, а от всех святых благословение, понеже в тех святых в четьих минеях все святыя книги четьи собраны и написаны и того ради всех молю и коленома касаюся, с верою прочитающих сия святыя книги, да воспоминают смиренную и грешную мою душу в святых своих ко всесильному богу молитвах, да бых получил деснаго предстояния со всеми святыми иже от века богу угодившими в день втораго пришествия господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, в оньже хощет господь судити всем и воздати комуждо по делом его» 12 , л.1–7. Указ главам. Другие статьи: л.156, 158–166, 168. Память Иоанна, архиепископа Новгородского, 7 сентября: л.215. Предисловие к житию Иосифа Волоколамского, составленное Саввой, епископом Крутицким (1546 г.). л.234. Духовная грамота Иосифа Волоцкого . л.261 об. Вторая духовная грамота Иосифа Волоцкого . л.560, 565 об. Житие Людмилы, бабы святого Вячеслава, князя Чешского, 16 сентября. л.578–588. Преставление князя Феодора Смоленского и Ярославского, «нового чюдотворца», 5 марта, 23 мая, 19 сентября. л.596. Страсть великого князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, 14 февраля, 20 сентября. л.647 об. Житие преподобного Сергия (краткое сказание), 25 сентября. л.649. Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием, учеником его, и добавленное Пахомием сербом. л.675 об. Слово похвальное преподобному Сергию. л.936 об., 944 об. Житие Вячеслава, князя Чешского, 28 сентября. л.983–988. Житие игумена Григория Пельшемского (Вологодского), ЗО сентября. Киноварные заглавия и инициалы, заставка (л.1) византийского стиля в красках. Переплет сер. XVI в. – доски с прекрасным тиснением, застежки не сохранились. Переплет реставрировался в XVII в., на это указывают переплетные листы с водяным знаком бумаги XVII в. (голова шута в воротнике с семью зубцами). Арх. Савва. Указатель ... стр.188, 209. (Син.987) Минея-четья, месяц Октябрь, 1°, русский полуустав разных рук в два столбца, 879 л. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин с надписью на тулове и одной ручкой, Бр. 12666, 1547 г. 3. Рука с розеткой, Бр. 11463, 1524–1539 гг. л.1–2 об. Летописец (текст см. в Сентябрьской минее) 13 . л.3–7. Указ главам. л.18–23 об. Житие Саввы Вишерского, 1 октября. л.448. Житие Константина-философа, «перваго наставника словеньску языку», 14 октября. л.457 об. Похвала Кириллу и Мефодию. л.665 об. Житие Иоанна Рыльского, 19 октября, л.847. Житие Арсения, архиепископа Сербского, 28 октября. л.862. Преставление Авраамия, архимандрита Богоявленского, ростовского чудотворца, 29 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010