Окрепли торговые связи Италии с К-полем и вост. провинциями империи. В 531 г. престол Сасанидов занял Хосров I Ануширван. Зная, что вост. границы В. и. обнажены, он в 540 г. захватил и разграбил Антиохию и неск. др. городов Сирии, вывел в Персию большое количество пленных. Т. о. империи был нанесен удар, какого она не испытывала со времени адрианопольской катастрофы 378 г. В 541 г. Хосров вторгся в Лазику и взял мощную визант. крепость Петру, воздвигнутую имп. Юстинианом. В 544 г. Хосров опустошил Месопотамию. Озабоченный войной в Италии, Юстиниан был рад купить у персов перемирие на 5 лет. Это перемирие было возобновлено в 551 г., но оно не распространялось на Лазику, где персы продолжали ожесточенную борьбу за выход к Чёрному м. Имп. Юстиниан употреблял все усилия, чтобы не допустить этого. Лишь в 561 г. Хосров, поняв, что Лазика не может быть удержана персами, вывел оттуда свои войска, но при этом получил от Византии крупный денежный выкуп. В янв. 532 г. в К-поле вспыхнуло восстание, получившее название «Ника» (от νκα - побеждай!) и объединившее все слои населения - от люмпен-пролетариев до сенаторов. Восстание было потоплено в крови, унеся более 30 тыс. жизней, во время восстания был сожжен собор Св. Софии. В 542 г. в империи распространилась тяжелейшая эпидемия чумы, к-рой переболел и имп. Юстиниан. В К-поле ежедневно умирали тысячи людей. Ремесло и торговля замерли. Завоевания Юстиниана на Западе, расширение границ империи от Херсонеса в Крыму до Гибралтара крайне затрудняли оборону империи. Огромных средств требовало и обширное строительство, к-рое развернул император. Все больше увеличивались налоги и сокращались расходы на армию; страна разорялась налогами и вымогательствами чиновников. К концу жизни имп. Юстиниана волнения особенно участились. На это время приходится усиление роли сената и активизация димов (общественно-политические организации населения, сформировавшиеся вокруг ипподрома). Имп. Юстин II. Солид Имп. Юстин II. Солид Следующие за Юстинианом императоры - его племянник Юстин II (565-578), его преемник Тиверий I (578-582) и зять Тиверия Маврикий (582-602) - унаследовали истощенную как в финансовом, так и в военном отношении империю, к-рой приходилось выдерживать ожесточенный напор авар, славян, лангобардов на севере и персов на востоке.

http://pravenc.ru/text/372674.html

14-го числа Преп. отец, в Синае и Раней избгенных В начале IV столетия (311–13) отшельники, жившие на г. Синае, Хориве и в Раифской пустыни (на восточном берегу Красного моря, в двух днях пути от Синая), и проводившие строгую, подвижническую жизнь, подверглись нападение Сарацин (одного арабскаго племени, необузданно предававшегося в это время разбою по случаю смерти своего вождя). Все почти иноки (из 40 – 38) были убиты. Между ними были необыкновенные подвижники, проявившие истинное христианское величие во время этого нападешя и истязания от варваров, домогавшихся ошибочно предполагаемых ими у иноков богатств. «Не готовимся ли мы всякий час к смерти, – убеждал смутившихся иноков настоятель их Павел, – если Богу угодно освободить нас от земной жизни, то неужели скорбеть и бояться? Не следует ли радоваться и благодарить! Предадим себя Богу и встретим смерть мужественно!» – И настоятель сам первый принял мученическую смерть от варваров, напрасно домогавшихся выпытать от него, где он скрывает несуществующее золото... Это избиение описано очевидцем Аммошем, одним из иноков, подвизавшихся в Египте. Во второй раз произошло такое же кровопролитное избиение Сарацинами иноков в V веке; оно описано подвизавшимся тогда на Синае Нилом постником (пам. его 12 ноября), бывшим прежде того префектом Константинополя. Варвары разорили Синайскую обитель, многих иноков предали смерти, а других забрали в плен, в том числе и молодаго сына Нилова – Феодула, котораго продали потом в рабство; но из рабства он был выкуплен епископом Елузы, в доме которого и был встречен отцом своим Нилом, и посвященные епископом в иереи, оба они возвратились в Синайскую обитель, где мирно подвизались до конца их жизни. Нетленные останки их были перенесены в Царьград при императоре Иустине Младшем (565–578) и положены в церкви св. Апостолов в Орфанотрофии. ...Св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии Св. Нина, просветительница Грузии Чудное явление представляет в истории распространения христианской веры просветительница Иверии (Грузии), св. равноапостольная Нина. Высокий жребий выпал на долю её, как бы отзыв на благодатную почву души её, подготовленную влиянием чистых существ, которыми окружена она была с детства, в годы своего первоначального воспитания. Жизнь св. Нины являет новый пример того, как важно и, можно сказать, всемогущественно значение воспитательного влияния на молодую душу: оно, можно сказать, почти исключительно определяет участь всей дальнейшей судьбы человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Принесение мощей ап. Варфоломея . В Деяниях св. (Aug. V. 49) довольно пространное исследование о принесении св. мощей ап. Варфоломея. Феодоре чтец в 6 веке говорит об импер. Анастасии (491–518). Царь Анастасий построил город Дары (Дару или Анастасиополь иначе) и, построив его, видел во сне ап. Варфоломея, который говорил ему, что они сам будет хранить сей город. По этой причине Анастасий перенес туда и положил там останки его» (стр. 532 по русск. перев.). Это было около 508 и мощи, вероятно, принесены из Албаны армянской (т. е. из Баку). О принесении мощей в Дару согласно с Феодором говорит и Никифор (кн. 16 гл. 37). В конце сего же века Григорий турский († 594) говорит, что язычники бросили свинцовый гроб св. ап. Варфоломея в море и они приплыл в Липару (de glor. martyr lin. 1). Так. обр. чудеское перенесение совершилось в конце 6 века и засвидетельствовано современным писателем. Как св. тело, будучи в Даре в Месопотамии, брошено в отдаленное от ней Черное море? Известно, что Персы под начальством царя Хозроя взяли Дару при импер. Иустине II (565–578) и простерли свое опустошение до берегов Черного моря. Некоторые из дарских христиан, взяв св. мощи, удалились к беретам Черного моря, но были застигнуто врагами, которые и бросили мощи св. апостола с мощами других четырех мучеников в Черное море. Св. Иосиф песнописец в каноне (25 авг.) разумеет чудесное принесение мощей в Липару. В его время мощи принесены были из Липары в Беневент ок. 839 года. Но, вероятно, канон написан Иосифом ранее сего События. Судя по житию Иосифа, вскоре после возвращения его из критского заточения в 820 г., св. ап. Варфоломей явился ему и обещал дар песнопения. По сему канон сей на принесение мощей апостола не Феофана, как доказано в греческой Минее 1870 года, а Иосифа, как в слав. Минее. Он не имеет в акростихе имени Иосифа, потому что был первый или из первых. С именем Иосифа он находится в древнем греч. манускрипте Румянцев. Музея 79 августа 30. Во многих западных мартирологах 24, и в иных 25 августа, показано страдание, а не принесение мощей ап. Варфоломея и нет другого дня для памяти, как у восточных 11 июня, кроме Иеронимова, в коем память его 13 июня. Очевидно, в тех мартирологах слито перенесение мощей с памятью о кончине. О мощах его идет спор: находятся ли они в Беневенте или принесены в Рим в Х веке. В средине 8 века часть мощей его перенесена в Царьград, без сомнения, из Липары (Binterim V. 441). По Мордвинову (стр. 158) они в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

565 При всем том Его преимущества были недостижимы для других и бывают у них вторично – по простому заимствованию от Него. Это заставляет думать, что здесь привходит нечто необычное для смертных и потом раскрывается в космической сфере. Очевидно, Христос был раньше Своего земного явления и в нем постепенно осуществляет свои премирные потенциальности. Ему необходимо сообщаются предикаты преэкзистенции 566 с признанием одинаковой близости к Богу и человеку. Он – посредник между обоими сторонами, 567 почему и Его божественность должна быть комментируема в христианском духе 568 отображения Божия. 569 Но точкой опоры для Апостола была христианская реальность, требовавшая достаточного причинного обоснования, а оно могло быть лишь в предшествующем и превышающем человеческие рамки. В этих интересах к историческому Избавителю благовестник применяет школьную логологическую схему, 570 когда человеческое начало наделяется сверхкосмическими атрибутами со способностью радикального претворения всего прежнего строя. Следовательно, это догмат ограниченно – субъективной теологии, где все возникает и держится на идеализации факта чрез перенесение реального в вечность. 571 Неудивительно, что в этой теоретической проекции сохраняются все элементы отвлечения, – и предсуществующий Христос будет для св. Павла только «небесным человеком». 572 Так предвечность плана искупления прилагается к его органу 573 и категории конечности (цели) и силы обращаются к категории бытия и субстанции. 574 Реальная божественность домирного Христа оказывается «метафизическим идолом», 575 и в этом отношении устранение спекулятивной идеи Сына Божия ничуть не равняется отрицанию христианской веры в божественное достоинство Иисуса. 576 Второе обеспечивается религиозным опытом несомненной христианской святости, убеждающей в божеских прерогативах совершителя нашего спасения с бесспорностью, тожественной самой наличности оправданных. Напротив, догмат божественного предсуществования Господа отличается производным характером 577 в качестве вторичной теологической интерпретации, 578 дозволительной разве для религиозно – моральных увещаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Юстиниан оставил свое государство в плачевном состоянии. Это была внешне блестящая огромная империя, которая изнутри прогнила. Крестьянство и широкие слои городского населения были разорены непосильными налогами. Население ненавидело империю за ее грубую религиозную политику. Казна оказалась пуста. Армия в полном раздрае, вплоть до того, что нечем было платить жалованье солдатам. Ближайшие преемники Юстиниана: его полусумасшедший племянник Юстин, правивший с 565 по 578 год, его преемник Тиберий Константин, правивший до 582 года, занимались лишь тем, что с трудом латали дыры на теле имперской государственности. На севере империи, на Дунае появился новый страшный враг – Аварский каганат, который подчинил всем местные тюркские племена, взял под контроль славянские племенные союзы и стал все более и более настойчиво вторгаться на имперские территории. По сути, полоса границ в Придунавье была разрушена. Славянские отряды бесконтрольно проникали на Балканы, вплоть до Пелопоннеса и Коринфа. На европейских территориях Восточной Римской империи образовалось несколько реально не контролируемых Константинополем славянских территорий – склавений, как их называли авторы той поры. Оказалось, что удержать территории, завоеванные Юстинианом на западе, также невозможно. Уже через несколько лет после окончания готской войны в Италию начинается переселение восточногерманского племени лангобардов под началом короля Альбоина. Разоренная длительным конфликтом Италия, защищаемая лишь небольшими контингентами восточно-римской армии, ничего не может сделать с захватчиками. А императорские войска, постоянно занятые на Дунае и на восточной границе с Персией, отношения с которой тоже ухудшаются, просто не высылаются туда. По сути, к 560 году значительная часть Италии была потеряна, остается лишь округ вокруг Равенны, Рим, Сицилия и южные области Италии. Отношения с Сасанидским Ираном также испорчены, причем во многом из-за чрезвычайно заносчивой дипломатической линии Юстина II. Он отказывается выплачивать персам причитающиеся им донативы, не посылает причитающиеся подарки, в итоге это приводит к возобновлению войны, которая продлится с небольшими перерывами до 591 года. На оборону восточных границ опять же тратятся огромные средства.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-viza...

в Мизию. Здесь готы осели, спасая свое христианство. Вульфила шел в курсе компромиссного с арианством греческого богословия. Он лично присутствовал на известном Константинопольском соборе 360 г., утвердившем ариминское исповедание в смысле «омийства». В 376 г. причерноморские готы, теснимые новой волной переселенцев из Азии, снова продвинулись в глубь имперской территории. При императоре Феодосии I Великом готские епископы разделились. Некоторые приняли провозглашенное пришедшим с запада Феодосием никейское православие. Большинство упорно осталось в арианстве, считая это верой Вульфилы. Авторитет Вульфилы победил. И с тех пор арианство стало национальной верой готов. И так и повелось впредь не только на нижнем Дунае, но и на всей западной границе с приходящими с севера варварами: их обращали готы в свое, не сливающееся с «ромеями» христианство. Арианством они отгораживались от католиков – ромеев. За этим арианским знаменем шли бургунды, свевы, вандалы, лангобарды. Готы при Феодосии I массовым образом пошли на военную службу для охраны границ империи. За эту службу императоры вынуждены были даровать готамарианам исключительную привилегию – иметь свои храмы. В Константинополе готские церкви вынесены были за заставы ( ξω κινων – за столбы). Отсюда название этих терпимых еретиков-ариан: εξωκιονται. По временам эта готская «гвардия» требовала себе построения новых церквей. Даже Юстиниан Великий (527–565) вынуждался уступать готам. Еще в 578 г. 5-й готский полк перед персидским походом потребовал у императора Тиверия, чтобы их семействам отведены были некоторые церкви в самой столице. Император уступил, но вызвал недовольство греков. В церкви ему народ кричал: « ανασκαφητω οστα των αριανων – Πазнесем кости ариан!» Император вынужден был сократить свои обещания. Но время стерло этот отживший национализм вместе с его выдохшимся арианством. Арианство на западе В момент Ариминского собора самым страстным арианином Запада был Авксентий Миланский. Он умер в 374 г. Вопрос о замещении миланской кафедры послужил поводом для утесненной православной («никейской») стороны поднять голову с надеждой на освобождение от арианского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

565 Платон, Epinomis 99 Id (цит. по: Платон. Послезаконие. Перевод А. Н. Егунова в кн.: Платон. Законы. М.: Мысль, 1999). Аристотель в своей Физике (IV.4.212 21 и IV.6–9) утверждает, что нет такой вещи, как пустота. 566 Аристотель, Metaphysics, Book Z, ch. 7 (ed. J. Warrington; London, 1961) (цит. по: Аристотель. «Метафизика». М. – Л., 1934, перевод А. В. Кубицкого). В Метафизике Аристотель ставит вопрос о том, может ли нечто, что существует, происходить из своего отрицания (например, «здоровый человек» после лечения может заключать в себе «больного», то есть отрицание здоровья), или из идеи, которая существовала прежде (в приведенном примере – идеи здоровья), поскольку всё всегда проистекает из чего–либо иного. Он предпочитает второе решение: всё, говорит он, происходит из некоей стихии, и, добавляет он, не подобает, чтобы эта стихия была его отрицанием (например, ничто, предшествующее «христианскому творению»); скорее эта стихия – материя (разумеется, связанная с формой). В такой философии трудно и даже невозможно найти источник – абсолютный источник – чего бы то ни было, начиная с источника мира. 567 Любовь к прекрасному диктуется притягательностью, проявляемой прекрасным. Любовь к кому–либо безобразному или к грешнику, напротив, не диктуется никакой притягательностью, то есть никакой необходимостью: это акт абсолютной свободы. 575 Все личностные идентичности появляются в сетке отношений: биологическая идентичность в семье, социальная идентичность в обществе и т. д. 576 Обратите внимание на тот факт, что грех – это падение в состояние не против природы, но «в соответствии с природой». 578 Св. Афанасий Александрийский , De Incarn. 4.4–6 (PG 25b, 104B–C) (цит. по: Свт. Aфahaciй Beлukiй. Слово о bonлoщehiu Бога–Слова, и о npuшecmbiu Его къ намъ во плоти. Tbopehiuя иже во святыхъ отца нашего Aфahaciя Великаго, Apxienuckona Aлekcahдpiйckaro. Часть первая./Uздahie второе исправленное и дополненное. СТСЛ.: Собственная munorpaфiя, 1902, с. 191–264.). 581 Только Бог «имеет бессмертие» ( 1Тим 6:15–16 ). Поэтому если творение по своей природе бессмертно, оно – Бог. Этот вопрос тщательнейшим образом рассмотрен в связи со святоотеческими источниками первых двух столетий в работе J. Romanides, The Ancestral Sin, 19892, p. 124–128 (на греческом языке).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Приходится многократно и разнообразно подходить к убеждению, чтобы вкоренить в уме привычки правой мысли. А для прочного их усвоения требуется долгий молитвенный подвиг 561 . И к нам, монахам, относится необходимость преимущественно отдаваться этому подвигу, нежели умствовать 562 . Иначе самим легко впасть в заблуждение» 563 и, обвиняя других, подпасть под церковную клятву 564 . Так, нам показалось сомнительным то, что пишете о Синодском послании. Ведь – есть Сам Господь Иисус, и есть Имя Его 565 . Имя неотделимо от Него Самого 566 , и потому в Имени и Именем мы соприкасаемся с Самим Господом 567 и усвояем себе от Него Самого даруемое Им спасение 568 . Поэтому и говорим, что Имя Божие Сам Бог» 569 . Но Он не есть Имя 570 , и, не оговорив этого последнего обстоятельства, можно вызвать некоторое смущение. Имя Иисус действительно значит Спасение, Спаситель. Этого не отвергают и имяборцы 571 , то есть что оно значит по смыслу своему – Спасение. Не отрицают они и того, что Сам Господь есть наше Спасение, что Им мы спасаемся 572 . Заблуждение имяборцев не в отрицании смысла Имени Иисус и не в отрицании спасительности Самого Господа, носящего это Имя, а в отделении Имени от его Носителя, т. е. Самого Господа 573 . Имяборцам представляется, что Имя Господа – само по себе, а Он – Сам по себе 574 , и потому они считают это имя тварным, случайным, лишённым сущности и силы 575 . Если же бы кто, допустив отделение имени от Господа, признал за Именем собственную силу Имени, не зависящую от Самого (Господа) Спасителя, то тогда действительно он впал бы в заблуждение, что можно волхвовать Именем Господним и Именем Господа действовать против Самого Господа 576 . Но всё дело в том, что Имя неотделимо от Господа и сила не иная какая, как Самого же Господа. Именем нельзя действовать против Господа, потому что Он не станет действовать против Себя Самого. Имя и Господь – нераздельны 577 . Однако надо бояться и обратного заблуждения – счесть их смешивающимися, слиянными: нераздельны, но и неслиянны 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

К сожалению, ближайшее рассмотрение монетных штемпелей употреблённых в бляшках цепи, не даёт тонкого определения; на глаз знатока византийских монет – известного нумизмата X. X. Гиля, и брактэат и бляшки совершенно варварской работы и не составляют даже штемпеля определённой монеты, или медальона. Мелкие бляшки, в 20 экземплярах, представляют подгрудные изображения (рис. 101) императора и императрицы (?), разделённых большим крестом, и внизу надпись , которая напоминает медную монету Юстина II и Софии (565578), только там полные фигуры и надпись латинская іта. Первая византийская монета, на которой имеются два подгрудные изображения, малого размера и серебряная, относится к Феодосию III (716), при чем на обороте её находятся подгрудные изображения жены и сына императора и надпись АСТІ. Рис. 101. Бляшка из цепи в Тарск. кладе. Вторая шейная цепь клада (XVII, 12) относится уже к отделу служебных цепочек с тельными крестами и талисманами; цепь тонкая, связанная из тонких, проволочных, на двое перегнутых, золотых колечек с застёжкою, ажурною бляшкою со вписанным в нее крестом; подвески на цепи разделялись промежуточными золотыми цилиндрами, резными ажурно, с решёткой и волною; сохранился один цилиндрик. Подвесок было пять, из них осталось четыре, так как из пары репий одного недостаёт. Из числа этих подвесок главная, конечно, есть тельный крестик, грубо отлитый из золота, явно варварской работы, украшенный по рукавам (на место фигурных медальонов) пальметками, а в перекрестье выдолбленным вглубь крестиком для вложения частицы Животворящего Древа. Пара круглых щитков, украшенных ажурно пальметками, и каемкою из волны, заступают место амулетов с символами или надписями. Репий, уцелевший от пары и также украшенный прорезною пальметкою и волною, заступил, судя по его форме в виде запятой или индоперсидской пальмы, место тигрового зуба или подобного ему амулета. Все эти подвески грубо выбиты штамповыми формами и затем не вычищены и не докопчены: грубость варварского изделия обращает на себя внимание, как в древностях северного Кавказа и берегов Дона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Посему теодицея стала необходимостью даже и для них. Для таких безгрешных и святых существ моральное «примирение» безусловно не нужно, но за то совершенно необходимо примирение интеллектуальное. Они должны были некогда убедиться опытно, что, несмотря на таинственное попущение зла, Бог во веки бесконечен в праведности, благости, любви и могуществе. Это полное и славное прояснение для ангельского созерцания бесконечного совершенства Отца чрез пролитую на кресте кровь Христову и означает умиротворение всего небесного, о котором говорит Апостол» (в Кол. 1:20 ). В связи с этим автор успешно опровергает и устраняетъ (ibid., р. 565–567) все перетолкования, какие некоторыми допускаются для термина ανιος в пользу доктрины апокатастасиса (см., напр., у нас выше). 2639 F. С. Сопувеаге в «The Jewish Quarterly Review» IX, 63 (July, 1897), p. 594: «The oldest Talmud, though it often mentions evil spirits and exorcism of them by means of the tetragrammaton, is yet less dualistic than the New Testament, for it does not contemplate arrival kingdom of evil, really antagonistic to the divine creator. Therefore it is that we so rarely find in it the titles so common in the New Testament of Satan, Beliar, Beelzebul, Devil, Adversary; or such a phrase as the kingdom of Satan». 2640 F. С. Сопувеаге в «The Jewish Quarterly Review» VIII, 32 (July, 1806), p. 578: «With an absoluteness, hardly lees than that of Marcion, the apostles John and Paul insist on the entire subordination of this world to Satan. He is, according to the former, the prince or ruler of this world, in whose causting out the world itself is judged. And Paul calls him outright the god of this world». 2641 F. С. Сопувеаге в «The Jewish Quarterly Review» IX, 36 (July, 1897), p. 594: «The New Testament іs often dualistic with the dualism of the Persians; and, in reading it, one can easily comprehend how and why the heresy of Marcion should have arisen. There is not a little in the fourth Gospel and in Paul’s epistles upon which Marcion and Manicheee could base their peculiar teaching, which was but a slight accentuation in other respects also of Paul’s beliefs.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010