Migne 23, 233: Quam sancta sit digamia, bine ostenditur, quod digamus in clerum eligi non potest.. Quae duos habuit virus, etiamsi anus sit, et decrepita, et egens, Ecclesiae stipes non meretur accipere. Cp Haller. S. 16. 520 Творения, т. II, стр. 72; Migne 22, 559: Praedicator continentiae, nuptias no conciliet. Qui Apostolum legit, dicentem: Superest, ut qui habent uxores sic sint, quasi non habcant, cur virginem cogat, ut nubat? qui de monogamia sacerdos est, quare vidua hortus, ut digama sit»? 521 G. Rauschen, Jahrbücher der ehristlkhen Kirche... Freiburg im Bresgau, 1897, S. 565–578. Cp. Haller, op. cit. S. 81, Anm. 3. 522 Migne 26. 1205. Apostolus qui unius uxoris virum praecipiat esse, non quo exsortem excludat coniugii (nam hoc supra legem praecepti est), sed ut coniugii castimonia servet... 523 Apostolus legem posuit dicens: si quis sine crimine est, unius uxoris vir. Ergo qui sine crimine est, unius uxoris vir, tenotur ad legom sacerdotii suscipicudi: qui autem iteravit coniugium, culpatn quidem non habet coinquinati, sed pracrogativa exuitur sacordotis. В начале 63-го отдела защищается западный взгляд на брак до крещения. 524 Выше (стр. 77) было ошибочно напечатано «предание – traditionis», тогда как следует «разум» – «rationis». 525 Migne, 16, 1206: Quomodo enim potest consolari viduam, honorare, cohortari ad custodiendam viduitatem, servandam marito fidem, quam ipse priore couiugio non reservaverit? Aut ouid interesset inter populum et sacerdotem, si iisdem astringerentnr leginus? Debet praeponderare vita sacerdotis, sicut praeponderat gratia; nam qui alios praeceptis suis ligat, debet ipse legitima praecepta in se custodire. 527 Таким образок аллегорическое толкование «единыя жены», явившееся на востоке в позднее время после введения безбрачия епископов (см. выше, стр. 15, примеч.), на западе явилось ранее, в связи с попытками введения целибата. 528 Таким образом защищаемое нами толкование «единыя жены» в смысле запрещения не только всякого вида полигамии, но и нарушения супружеской верности встречается и у Иеронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

…«с сошки». — Сошка — подставка с развилкой для ружья при стрельбе с упора. 560 Грифон — порода длинношерстных легавых собак. 561 Первоученка — первая работа ученика. 562 «Больничка» — кольцо, продетое сквозь губу или носовой хрящ зверя. 563 Творило — отверстие, лаз. 564 «Садка» — травля собаками пойманного сначала живьем зверя. 565 …рождественский ужин, который справлялся «при звезде», за один раз с обедом…— В канун рождества полагалось воздерживаться от пищи до появления в небе первой звезды. 566 …плавал с Ноем в ковчеге. — По библейскому сказанию, во время всемирного потопа, уничтожившего все живое, праведный Ной остался жив в ковчеге (корабле) со своей семьей и несколькими парами различных животных. 567 Стременный (или правильнее: стремянный) — конюх при верховой лошади. 568 Архалук — азиатское короткое мужское платье. 569 …с пахвами и паперсями, убранными бирюзой и «змеиными головками»…— Пахва — седельный ремень с кольцом, в которое продевается хвост лошади. Паперсь — конский нагрудник. Пахва не дает седлу скатываться наперед, а паперсь — назад. «Змеиная головка» — вид раковины. 570 Вершник — всадник. 571 …шведские Штрабусы, немецкие Моргенраты, английские Мортимеры и варшавские Колеты. — Старбус, Петр — стокгольмский оружейник конца XVIII века; Моргенрот, Ганс — нюрнбергский оружейник XVII века; Мортимер, Г. В. — лондонский оружейник конца XVIII века. Колет — возможно, вместо Клет. Клет (Стефан, Ганс и др.) — немецкие оружейники XVI–XVIII веков. 572 Свора — ремень или шнур, на котором водят борзых собак, обычно по две. 573 Орчак — остов седла. 574 Вальтрап — покрышка седла. 575 Доезжачий — старший псарь, распоряжающийся собаками во время охоты. 576 Арапник — охотничий кнут для собак. 577 …на ворке. — Ворок — скотный двор. 578 Гуменник, или гумно — место, где складывают и молотят сжатый хлеб. 579 …будылья соломы. — Будыль — срезанный стебель. 580 …с бронзовым крестом двенадцатого года — то есть данным в награду за участие в Отечественной войне 1812 года. 581 Фуляр — легкая и очень мягкая шелковая ткань. Здесь: фуляровый платок. 582

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

в субботы четыредесятницы, за исключением великой субботы 565 .– Святость имени Божие охраняется воспрещением клятвопреступления 566 , так как воспрещение самой клятвы вообще, отстаивавшееся учителями церкви, не могло быть поддержано в церковном законодательстве периода вселенских соборов, когда императорскими законами прямо предписывалась христианам клятва в известных случаях 567 . – Канонами воспрещается начертание изображений креста на земле 568 , неправильное изображение на иконах агнца 569 , повреждение книг Св. Писания или отдача их на истребление 570 . – Относительно храмов в канонах содержатся следующие запрещения: воспрещается устраивать храмы без святых мощей 571 , воспрещается обращать храмы, епископии и монастыри в обыкновенные жилища или в мирские обиталищ 572 , устраивать вечери любви и пиршества в храмах 573 и постилать постели в них 574 , запрещается проживать с женами в священных местах 575 , вводить какое-либо животное внутрь священного храма 576 , запрещается вносить в алтарь мед и молоко 577 , а также части вареного мяса, для раздела их между священниками 578 , запрещается устраивать корчемницы и производить куплю-продажу в священных оградах 579 . – Для ограждения богослужебного порядка в храмах предписывается, чтобы чтение и пение чередовались одно с другим при богослужении 580 , чтобы молитвы употреблялись не иные, как принятые церковью 581 , чтобы молитвы об оглашенных, молитвы о кающихся и молитвы верных совершаемы были в правильной последовательности 582 , чтобы в четыредесятницу полная литургия не служилась, за исключением суббот и воскресных дней 583 -воспрещается производить бесчинные вопли в пении церковном 584 , служителям церковным воспрещается даже на малое время оставлять двери, дабы упражняться в молитвословии 585 , воспрещается кому бы то ни было уносить с собой остатки от трапезы любви (агапы) 586 . Святость должности церковной охраняется как вообще специальными предписаниями относительно условий, наличность которых требуется в лицах посвящаемых, и относительно обязанностей, лежащих на лицах посвященных (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

На Южную Африку католические миссионеры обратили внимание довольно поздно. Только в Капландии они появились в 1837 году. Но результаты их деятельности, особенно в немецких колониях, стали заметны лишь с 1892 года, когда там поселились облаты непорочной Марии, а с 1900 года – салезианцы. В настоящее время в Южной Африке числится: миссионерских станов – 82, патеров-миссионеров – 147, орденских братьев – 369, сестер – 425, школ – 161, учеников – 7,493 (в том числе девиц – 3,565), католиков – 12,200. В Восточной Африке католические миссионеры-иезуиты явились только в 1879 году; тем не менее достигнутые ими успехи громадны. В настоящее время там католических миссионерских станов – 63, патеров-миссионеров – 162, орденских братьев (простых иезуитов – 89), сестер – 64, школ – 107, учеников – 7,771 (в том числе девочек – 3,578), католиков – 69,288. В Северной Африке, в качестве католических миссионеров с 1846 года действовали итальянские капуцины; но успехи их были не блестящи; им оказывали сильное противодействие абиссинцы, из столкновений с итальянцами хорошо узнавшие, что такое католичество; тогда на помощь итальянским капуцинам в 1863 году парижская семинария прислала французских капуцин; наконец, явились даже и лазаристы, как наиболее ревностные (после иезуитов) и наиболее подготовленные миссионеры. Но и они могли обращать в католичество туземцев лишь на началах унии, т. е. с сохранением абиссинских обрядов. В настоящее время в этой части Африки числится: католических миссионерских станов – 15, патеров-миссионеров – 45, орденских братьев – 14, сестер – 24, школ – 18, учащихся – 574 (в том числе девочек – 175), католиков – 108,930. На африканских островах первыми католическими миссионерами были испанцы – сыны непорочного сердца Марии. Но скоро нагрянули на Мадагаскар и иезуиты, и лазаристы (с 1896 г.), и отцы Св. Духа (с 1898 года). И их деятельность достигла, по крайней мере, по статистическим данным, весьма значительных успехов. В этой миссии числится: миссионерских станов – 28,патеров-миссионеров – 90, орденских братьев – 82, сестер – 61, школ – 863, учеников – 148,503 (в том числе девочек – 68,509), католиков – 64,900.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

90 Возможно, Карл не смог найти для своих дочерей достойных женихов. Но, быть может, таким образом он хотел предотвратить появление законнорожденных внуков – претендентов на престол. 95 Скорее всего речь идет об ирландцах (скоттах), которые прибывали во дворец Карла во время начатой им культурной реформы в огромных количествах. Большей частью они являлись переписчиками и учителями грамматики. Против них выступал Теодульф Орлеанский, в стихах которого встречаются злобные выпадки, как, например: «скотт, тупица, тюфяк» (scottus, sottus, cottus). См.: MGH, «Poet. lot». I, 492, 63. 96 Многие детали этой главы и следующих взяты из «Жизни двенадцати Цезарей» Светония, где говорится об Августе (II, 68–93), Тиберии (III, 68–71), Клавдии (V, 30–42), Нероне (VI, 51–52). 97 Петр Пизанский, итальянский грамматик и поэт (VIII-haч. IX вв.), находился при дворе Карла с 783 г. 99 Следует отметить, что культура каролингского двора мало чем отличалась от культуры варварских королей. Сам Карл умел лишь читать, что было не малым достижением, но не писать, однако охотно забавлялся сделанными для него большими буквами, которые угадывал ощупью. 100 Это сооружение, находящееся внутри дворца, являлось недосягаемым образцом для зодчих последующего времени. Скорее всего архитекторы Карла, прежде чем построить дворцовый ансамбль, внимательно изучали ранние строения в Риме, Равенне, Милане, Тьере. Возможно, что идея дворца-церкви основана на принципе строительства эпохи императора Юстина (565–578). 101 Существует письмо («Codex Carolinus», 67, «MGH, Epistolae Merovingici et Karolini Aevi», I, 614) от папы Адриана I, в котором он разрешает Карлу перевезти мрамор и мозаику из дворца в Равенне для строительства в Аахене. 103 Карл посещал Рим в 774 г. – во время осады Павии, по приглашению папы Адриана I; в 781 г. – во время коронации своих сыновей Пипина и Людовика в качестве королей лангобардов и аквитанцев; в 787 г. во время Пасхи и в 800 г. в рождественский день, когда папа Лев III провозгласил его императором.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Смиренномудрие – всецело личный подвиг, поприщем которого является содержание ума и мысленных способностей; обращенное к миру, к людям и тварям, объективированное, смиренномудрие есть смирение. Процесс возрастания личности посредством этической триады совершается не под контролем и тиранией обладаемого грехом ума, а под неусыпным водительством молитвы и смиренномудрия 565 . Только так человек может стать сыном Божиим 566 ; только так можно на земле жить «жизнью ангельской» 567 и совершить «величайшее дело любомудрия» 568 . Смирением сохраняется данный Богом порядок личности и «смиренный никогда не падает. Куда и пасть тому, кто ниже всех?» 569 Смирение – это единственное оружие, которым побеждается дьявол 570 . Поэтому смирение – это необходимое условие спасения; поэтому «нужно принуждать себя к смиренномудрию перед всяким человеком» 571 , «принуждать себя... хотя бы сердце того и не хотело» 572 . в) Любовь Усвоение этической триады совершается таинственно путем длительного подвига существенного самоуничижения смирения себя), (духовного) перенесения себя из своей природы в природу Божества. Самоуничижительным подвигом смиренномудрия и покаяния ум исходит из узких теснин трехмерных категорий и входит « ες τν θεικν ρα» (в божественный воздух); непрестанным самоуничижительным подвигом молитвы вся личность постепенно погружается и сплавляется со всеми добродетелями, пока не достигнет самой сущности всех добродетелей, сущности Бога – любви. «Любовь больше молитвы» 573 , больше всех прочих добродетелей, больше настолько, насколько Бог больше добродетелей, ибо «Бог есть любовь» 574 . Бог не только имеет любовь, но и есть любовь. «Ибо любовь – это не имя, а божественная сущность» 575 . Любовь есть не только «res Dei» (действие Божие), но и substantia Dei (сущность Божия), Его «esse» (бытие) 576 . «Бог есть абсолютное Существо, ибо Он есть субстанциональное действие любви, действие­субстанция» 577 , любовь – это специфическая Божественная сущность 578 ; любовь – это Господь 579 ; любовь – это φσις (природа) Бога 580 , в которой природа человеческой личности имеет свой прообраз, свой оригинал. Участием в любви как сущности и природе Божией человеческая природа очищается от всякого греха и освящается 581 . Молитва – это средство, смиряющее сущность человеческой природы и переносящее ее в природу Божества. Молитва вводит и любовь, «ибо кто ежедневно принуждает себя пребывать в молитве, тот духовною любовию к Богу воспламеняется к божественной приверженности (любви – ες ρωτα θεον) и пламенному желанию и приемлет благодать духовного освящающего совершенства» 582 . В молитве достойные приемлют мистическую силу, святое настроение и общение самого ума с Богом через несказанную любовь к Господу 583 . Имея молитву путевождем и союзником, человеческий дух воспламеняется жаждой Господней любви, и горит желанием, и не перестает молиться пламенно и непрестанно 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

С глубоким уважением относится Златоуст и к некоторым из неканонических книг Ветхого Завета. Премудрость Сирахову он даже причисляет к классу нравоучительных книг на одной линии с тремя каноническими книгами Соломона 562 . С этим вполне согласуется то обстоятельство, что книга Сираха очень часто называется божественным Писанием 563 , святым Писанием 564 , а составитель её – пророком 565 . Из этого справедливо можно заключить, что во время Златоуста в антиохийской школе авторитет Премудрости Сираховой был очень близок к каноническому. В то же время среди антиохийских экзегетов были колебания насчёт автора этой книги. Отголоском таких колебаний является то, что Златоуст иногда усвояет книгу Соломону 566 , но чаще называет составителя неопределённым именем: „некто” 567 , „некоторого мудрого мужа” 568 , одного премудрого 569 и пр. Мнение о другой Премудрости, как подлинном произведении Соломона, представляется у Златоуста только как гипотеза 570 . Тем не менее, Златоуст пользуется книгой с авторитетными предварениями: „говорит божественное Писание” 571 , „божественное слово” 572 . Книга Товит в отдельных нравоучительных извлечениях представляется откровением Бога ( Тов. 4:15 ) 573 и приводится в параллель евангелию (ср. Мф. 7:12 ) 574 . Всё это доказывает, как высоко ставила антиохийская школа авторитет неканонических книг, вошедших в состав ветхозаветной Библии. Ввиду потери и порчи по вышеуказанным причинам библейского подлинника восстановителем его Златоуст представляет Ездру. Это был любознательный и сведущий чтец. Он сохранил все книги, потом принёс их с собой и снова издал 575 . Подобно бл. Феодориту, который называет Ездру не простым переписчиком ( ντιγραφος), но вдохновенным от божественного Духа 576 Златоуст говорит: „Дух Святой вдохновил чудного мужа Ездру, чтобы он изложил книги, составив из отрывков” 577 . История происхождения перевода 70-ти излагается у Златоуста в несколько смягчённой редакции, с умолчанием о чудесном элементе сказания. Его редакция в этом отношении несколько отличается от той, какую приняли более древние отцы и учители Церкви, как Иустин Философ , Ириней Лионский  и др., и позднейшие, как Епифаний из восточных и бл. Августин из западных. Перевод боговдохновенных книг на греческий язык был проявлением провиденциального попечения, бодрствовавшего над Библией . Этот перевод предуготовила благодать Божия 578 . Птолемей Филадельф, любитель книг, когда узнал, что Писания иудеев преподают учение о Боге и наилучшем устройстве жизни, счёл нужным приобрести эти книги и перевести на греческий язык. Это дело было исполнено через иудеев, приглашённых для этой цели из Иерусалима. Домостроительство Божие обнаруживается в том, что книгами этими после сего получили возможность пользоваться все обитатели вселенной. Кроме этого, примечательно, что не кто-либо из последователей иудейской религии, но человек, враждебный истинному богопочтению, показал такое усердие 579 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Под давлением супруги 7 декабря 574 г. Юстин II сделал соправителем с титулом кесаря комита экскувитов Тиверия. Возлагая на него пурпурную хламиду, полусумасшедший император грустно произнес: «Да не прельщают тебя блеск этой одежды или пышность видимых тобой предметов; увлекшись ими, я незаметно подвергся тяжким наказаниям», а на стоявших поодаль придворных указал со словами: «Они-то и привели меня к тому, что ты видишь!» (Еваг., с. 265]) По окончании церемонии Юстин II обратился к кесарю: «Если ты хочешь, я существую, если не хочешь – я не существую» (Ф.Сим., с. 85]). После этого он удалился на покой, практически совсем отказавшись от участия в управлении страной и лишь изредка присутствуя на торжествах. Болезни августа, которые он считал наказанием от Бога за грехи, усиливались, хирургические операции на ногах приносили мучения, а разум все более отказывался служить ему. 26 сентября 578 г., почувствовав близость смерти, Юстин II вызвал Тиверия, передал ему венец и титул августа, а спустя восемь дней, 4 октября, умер. София (до 530 – после 600, августа в 565 – 580) Племянница Феодоры София унаследовала ее апломб и властолюбие, но, не обладая соразмерным умом и хитростью, не сумела удержаться у власти. Молва возлагала на нее ответственность за неудачи византийцев в Италии. По слухам, когда в 569 г. Юстин II, подначиваемый супругой, сместил Нарсеса, августа насмешливо предложила престарелому евнуху пост надсмотрщика за рабынями-прядильщицами в гинекее. Смертельно обиженный Нарсес в ответ пообещал ей подарить такую прялку, с которой она не справится вовек, и призвал в Италию лангобардов. Во время тяжкой болезни мужа София договорилась относительно перемирия с Хосровом I u hacmoялa на избрании соправителем василевса Тиверия, к которому была неравнодушна. Еще при жизни Юстина II она решила добиться развода Тиверия с его супругой, чтобы впоследствии женить его на себе. Овдовев, она предложила этот план новому августу, нимало не смущаясь тем, что по закону считалась его матерью. Тиверий отверг притязания Софии, равно как и ее предложение взять в жены дочь Юстина П. Вместо этого он привез по требованию народа в столицу своих жену и дочерей (тремя годами ранее София буквально выжила семью Тиверия из дворца).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Реш. 1870 г. 592 по иску Варлаамова). Провладевший бесспорно купленной землей в течение земской давности приобрел на нее неотъемлемое право собственности, не смотря на то, каким образом земля досталась первому продавцу. В собственность по давности не могут быть обращены те казенные земли, которые находились только в пользовании крестьян, или других лиц и обществ; но не те, которые находились в отдельном на праве собственности владения. (Ст. 557, 558, 560 п 565 т. 10. ч. 1 Зак. Гражд. Свод. Зак. изд. 1857 г. там. Реш. 1866 г. 221) ВЫСОЧАЙШИМ указом 26 Января 1799 г. и мнением Государственного Совета, изложенным в указе Правительствующего Сената от 21 Июля 1814г. узаконенная для всей Империи общая десятилетняя земская давность распространена на все гражданские дела в Западных губерниях. С изданием этого закона отменены постановления Литовского статута, допускающие различные сроки давности для начатия дела и исключившие некоторые роды дел вовсе от действия давности. Затем во всех делах Западных губерний, возникших по обнародовании ВЫСОЧАЙШЕГО указа 1799 г. и мнения Государственного Совета 1815 г., должны быть применены действующие в Империи правила о давности; (Реш. 1864 г. 153 по делу наследников мещанина Саковаго). Факт давностного владения не может быть доказываем актами укрепления недвижимых имуществ; но коль скоро последствием этого, по закону, является приобретение прав собственности, то очевидно, что оно и может быть доказываемо всеми допущенными законом относительно удостоверения фактов доказательствами. (Там. реш. 1870 г. 578 по делу Яздовского) Давность владения по закону признается самостоятельным способом приобретения права собственности даже при отсутствии крепостного акта на имущество. Поэтому возражение ответчика против иска о предоставлении в собственность купленного им дома, – что дом был куплен на силы истца единственно, в виду воспрещения самому ответчику приобретать недвижимую собственность, – при давностном владении истца собственностью, тем менее может быть признано основательным доказательством, ибо подставное владение, само по себе, есть уже действие, клонящееся к обходу закона, и потому, хотя терпимое администрацией при отсутствии жалобы, оно не может быть принято за основание, при судебном рассмотрении дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Юстиниана против «Трех Глав» . Вплоть до кончины Мина был последовательным сторонником и проводником политики Юстиниана, направленной на достижение компромисса с антихалкидонитами посредством осуждения «Трех Глав», и лишь немного не дожил до их соборного осуждения. В начале Патриаршества его преемника патриарха Евтихия (552-565, 577-582) в К-поле (553) был созван V Вселенский Собор, осудивший «Три Главы»: личность и учение еп. Феодора Мопсуестийского, а также отдельные сочинения Феодорита Кирского и еп. Ивы Эдесского. В 565 г. Евтихий был низложен; по одной версии - за то, что воспротивился попыткам имп. Юстиниана ввергнуть Церковь в ересь афтартодокетизма , а по другой - из-за своей вовлеченности в борьбу придворных к-польских партий, обострившуюся накануне кончины Юстиниана. Сменивший Евтихия патриарх Иоанн III Схоластик (565-577) гл. обр. известен тем, что после неудачной попытки имп. Юстина II (565-578) на объединительном Соборе достичь компромисса с антихалкидонитами воздвиг суровые гонения на монофизитов в К-поле и в провинциях (571), перемежавшиеся диспутами и новыми переговорами об объединении. Патриарх Иоанн III нередко также выступал арбитром в спорах монофизитов между собой, в т. ч. по вопросам тритеизма. Патриарх Иоанн, человек с глубоким юридическим и богословским образованием, еще до своего Патриаршества, будучи апокрисиарием Антиохийского патриарха в К-поле, составил свод канонов (т. н. Синагогу) в 50 титулах, а также собрание законов (новелл Юстиниана) в 87 главах. После его смерти в 577 г. на Патриарший престол был возвращен Евтихий. Он занимал активную антимонофизитскую позицию, выступая против антихалкидонитов в офиц. документах, но принимая адм. меры. Его политика не находила понимания у имп. Тиверия I (578-582), но император не препятствовал его действиям. Патриарх Иоанн IV Постник (582-595) воздержался от дальнейших преследований антихалкидонитов, и гонения против них время от времени возобновлялись за пределами территории КПЦ. В его Патриаршество впервые папой Пелагием II, а затем свт.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010