Фото ковчега с мощами св.прав.Симеона Богоприимца в католическом храме в Хорватии. После смерти старца, его святые мощи были перенесены в Константинополь при императоре Иустине (565-578 гг.) и положены в Халкопратийском храме, в приделе Иакова Брата Господня. В Иерусалиме сохранялось древнее предание, что «что на холме, лежащем в югу от продолговатой горы, находился дом праведного и благочестивого Симеона с его садом, в котором были и семейные их могилы, как это было к обычае у Иудеев и других древних народов, например у Египтян, у жителей Палестины, Сирии и проч. Что касается до построек древнейших времен, то все они с течением времени были истреблены и исчезли; существование же в древние времена прочных и великолепных построек свидетельствуется тем, что и по ныне сохраняются от зданий больше и обтесанные камеи, также различные подземные водоемы около зданий и многие места на поверхности земли, устланные мозаикой, – что свидетельствует о великолепных зданиях, бывших в эпоху христиан. В 1859 году этот участок приобретает монах Аврамий, из города Мадита, бывший тогда поверенным по постройкам Греческого монастыря. Он производит раскопки и обнаруживает под скалой внизу вырубленные гробницы, наполненные землей, камнями и костями, которые, однако, при соприкосновении с воздухом, тотчас обратились в прах. Эти погребальные пещеры и были признаны за место погребения праведного Симеона. Русские колокола, изготовленные московскими мастерами – дар русских правславных людей храму св.Симеона в Иерусалиме. Современный храм в Катамоне состоит из двух частей, соединенных общим широким портиком. Могила праведного Симеона находится в боковом левом приделе. Это пустая могильная яма (мощи, как мы говорили, давно были перенесены в Константинополь, а ныне, унесенные при разграблении города крестоносцами, находятся в городе Загорье, в Хорватии). Над могилой беломраморная плита, покоящаяся на четырех столбах, над ней – высокий резной деревянный киворий. Слева от гробницы, на северной стене храма, размещен ряд икон, иллюстрирующих историю о Симеоне. На первой из них Симеон со своими сотрудниками работает над созданием Септуагинты. На второй – он бросает перстень в реку, и рыба тотчас подхватывает его. На третьей иконе изображена трапеза. Симеон разрезает рыбу и видит свой перстень. На восточной стене придела в особом аркосалии находится икона " Не рыдай Мене Мати " , интересно, что по-гречески этот извод называется " Крайнее смирение " .

http://pravoslavie.ru/16358.html

Итак, когда уже окончено это сплетение, я хочу внушить тебе, брат, что из выражений, приводимых иконоборцами, одни явно еретические, ибо невозможно, чтобы ложь не примешивалась к истине, как плевелы к пшенице (ср. Мф.1325 ); другие принадлежат святым отцам, но превратно понимаются омраченным умом их; иные же совершенно неуместны, приписывая иконе Христовой относящееся к идолам; не должно без рассуждения одобрять их речь и даже вступать в беседу с еретиками, вопреки апостольской заповеди (см. Тит. 3:10 ­11). Впрочем, да спасешься, чадо мое; молись, чтобы и мне спастись. 1 Это и следующие два письма к преп. Платону написаны св. Феодором из Фессалоники в 797 г., во время первой его ссылки. Более точная дата написания предположительно вскоре после 25 марта, времени прибытия преп. Феодора в Фессалонику (см.: Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский: В 2 ч. Ч. 2. Одесса, 1914. С. 156; далее Доброклонский; Theodori Studitae Epistulae/Recens. Georgios Fatouros. Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Vol. 31. Pars I. Berolini: Novi Eboraci, 1992. Prolegomena. S. 141–142; далее Fatouros). Ред. 6 Высказываний с подобным содержанием в Словах св. Епифания на Пасху не обнаружено (см.: Fatouros. Pars I. S. 6). Ред. 15 Греч, εν οιχσχφ. Как показывает А.П. Доброклонский (Доброклонский Ч. 1. C. 388, примеч. 2), наиболее вероятным местом заключения Платона бьш монастырь свв. Сергия и Вакха близ императорского дворца в Константинополе. Феофан же пишет: «.. .царь послал Вардана и Иоанна и привели Платона в город и заключили Платона в запертую комнату в храме Архистратига во дворце» ( Феофан Исповедник . Хронография. Год 6288). Ред. 20 Написано между апрелем и августом 797 г., когда император Константин VI был свергнут с престола в результате заговора и ослеплен (15 августа 797 г.). О датировке см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 157. Ред. 21 Речь идет о монастыре, сохранившем лояльность императору Константину VI; назывался монастырь Кафара или Кафары. Точное место его нахождения в настоящее время не определено, но наиболее вероятное у Никомедийского залива (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 143, anm. 10; Доброклонский. Ч. I. С. 318, примеч. 7). Согласно преданию, основан евнухом Нарсесом в царствование Юстина II (565–578 гг.), однако в действительности этот монастырь был основан монофизитами в конце V в. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Впрочем, относительно первого из этих сборников не с такой достоверностью можно утверждать, что он предназначался служить дополнением к сборнику канонов, как это возможно относительно двух других сборников 756 . Первый составлен был вскоре по издании кодекса императора Юстиниана, пока еще не появились его новеллы; в него вошли отдельные конституции из четырех первых титулов первой книги юстинианова кодекса 757 . Второй из упомянутых сборников составлен был как дополнение к систематическому сборнику канонов в 50 титулов Иоанна Схоластика самим же Иоанном Схоластиком, после смерти Юстиниана (следовательно, между 565 и 578 гг., когда Схоластик был патриархом константинопольским) 758 . Этот сборник содержит в себе частью буквально извлеченные, частью в сокращении, отрывки из юстиниановых новелл: V, VI, LXXXIII, XLVI, СХХ, LVI, LVII, III, XXXII, CXXXI, LXVII, CXXIII, в особенности последней. В предисловии к этому сборнику Схоластик выразил мысль, что императорские новеллы не только следуют канонам православных отцов, но и придают им силу, вытекающую из императорского авторитета, подтверждение с законным и богоугодным дополнением, заключающим в себе, в подражание Богу, нечто полезное всему роду человеческому 759 . Третий сборник составлен тем же лицом, которому принадлежит систематизирование канонов по 14 титулам, и прямо предназначен был служить дополнением к сборнику канонов, на что автор прямо и указал в предисловии к этому последнему, выразившись, что в особенной части своего труда он сделал краткий свод того, что в императорских конституциях, а также в сочинениях римских юристов, относится к регулированию церковных дел 760 . Впрочем, дошедший до нас сборник под названием: «collectio constitutionum ecelesiasticarum» имеет уже некоторые интерполяции, которых не было в первоначальном сборнике. А что collectio constitutionum ecclesiasticarum есть именно тот сборник, о котором говорится в вышеупомянутом предисловии, нужно заключить из того, что не существует никакого другого сборника, в котором бы содержались извлечения из сочинений римских юристов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Исследование древних списков доказывает, что, действительно, св. Василию Великому принадлежат именно молитвы, начиная с молитвы после Херувимской. Что сделал для литургии св. Иоанн Златоуст В своих сочинениях Златоуст не раз местами описывает, как совершалась литургия в то время в его церкви. Это описание, за немногими частностями, соответствует описанию Климентовой литургии. Она, очевидно, была основой константинопольской литургии. Позднее вошло в нее многое из литургии Василия Великого , но, кажется, не непосредственно, а из третьего общего источника, так как некоторые молитвы здесь не короче, а длиннее, чем в литургии св. Василия. Молитва приношения, молитва заамвонная взяты из литургии св. Василия. Однако установить, св. Иоанном Златоустым ли сделаны эти изменения, невозможно. Есть основания думать, что литургия с его именем была будничной литургией константинопольской Церкви и сложилась постепенно, получив имя св. Иоанна Златоуста от центральных литургических молитв, составленных им, или даже от одной его евхаристической молитвы. Нечего и говорить, что наши литургии не соответствуют древним чинам литургии св. Василия и св. Иоанна Златоуста . Эти чины носили еще следы литургии древней, т.е. начинались чтением Священного Писания. Все части, предшествовавшие малому входу, позднейшего происхождения. Трисвятое не могло быть составлено ранее 438–439 гг., когда было внесено в чин литургии при Патриархе Константинопольском св. Прокле. Молитва входа, по Барберинову списку, как мы уже говорили, заимствована из литургии ап. Иакова, а молитва предложения – из литургии ап. Марка в то время, когда уже начал зарождаться чин проскомидии. Не принадлежит поздним составителям наших литургий и молитва во время пения Херувимской, так как сами Херувимские («Иже Херувимы» и «Вечери Твоея») введены при императоре Иустине II (565–578), «Ныне силы» в 645 г., а «Да молчит» условно допущена по первопечатному Типику (1577 г.). Не только древность, но и нынешняя греческая Церковь не знает пред освящением Даров чтения предстоятелем тропаря 3-го часа со стихами из 50-го псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   Чин литургии святой Василий Великий начинает с молитвы приношения, следующей за Херувимской песнью. Затем, по словам Амфилохия, он написал евхаристическую молитву («Сый, Владыко, Господи»), молитву пред «Отче наш» («Боже наш, Боже спасати»), молитву главопреклонения («Владыко, Господи, Отче щедрот») и, наконец, молитву возношения Агнца («Вонми, Господи»). Эти пять молитв стояли с именем святого Василия Великого в списках его литургии, известных автору его Жития.    Есть основание считать, что литургия святого Иоанна Златоуста была будничной литургией Константинопольской Церкви и сложилась постепенно, получив имя святого Иоанна Златоуста от составленных им центральных литургических молитв или от его евхаристической молитвы. Таким образом, наши чины литургии не соответствуют древним чинам литургии святого Василия Великого и литургии святого Иоанна Златоуста, следы которых носят. Все части, предшествовавшие малому входу, позднейшего происхождения. Трисвятое не могло быть составлено ранее 438—439 гг. и внесено в чин литургии при архиепископе Константинопольском Прокле. Молитва входа, по Барберинову списку, заимствована из литургии апостола Иакова, молитва предложения – из литургии апостола Марка в то время. Не принадлежит ранним составителям наших литургий и молитва во время пения Херувимской, так как сами Херувимские («Иже Херувимы» и «Вечери Твоея») введены при императоре Иустине II (565—578), «Ныне силы Небесныя» – в 645 г.; молитва – «Да молчит всякая плоть человеча» помещена в первопечатном Типиконе 1577 г.    Не только древняя, но и нынешняя греческая Церковь не знает пред освящением Даров чтения предстоятелем «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа» со стихами из псалма 50. Песнопение «Единородный Сыне» внесено в 536 г. против несториан. Пение «Да исполнятся уста наша» введено в 624 г. Предпричастная молитва древнего происхождения.    Нелишне заметить, что употребляемая в настоящее время римская литургия, то есть месса, получила свой окончательный вид на Тридентском Соборе (XVI в.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Следует поэтому убить его и затем безбоязненно напасть на вражескую [землю]». Послушавшись его, авары, презрев почтение к послам и ни во что не поставив справедливость 24 , убивают Мезамера. С того времени более, чем раньше, стали они разорять землю антов и не переставали порабощать жителей, грабя и опустошая [ее] 25 . (Конец фрагмента) Фр. 14 21 ноября 565 г 26 . (В Константинополь прибывают аварские послы. Домогаясь даров, они произносят хвастливую речь перед Юстином II и, перечисляя свои заслуги перед империей, в частности, заявляют «Ибо и отца твоего 27 , дарами изъявлявшего нам расположение 28 , мы отдаривали тем, что, и имея возможность, не совершали набегов на ромейскую [землю], но выказывали [и] нечто большее. Ведь из ваших соседей мы разом истребили варваров 29 , постоянно грабивших Фракию 30 , и никого из них не осталось для набегов на фракийские пределы. Ибо боятся они силы аваров, дружественно относящихся к державе ромеев» 31 . IV Фр. 47 (Выше рассказывается о ходе мирных переговоров между ромеями и персами.) 577/578 г. 32 Итак, пока в такого рода делах проходило время и ими были заняты послы обеих держав и, таким образом, восточная война была в неопределенном положении 33 , – тогда, на четвертый год царствования Тиверия Константина кесаря 34 , случилось 35 , что во Фракии 36 народ славян 37 , примерно до ста тысяч 38 , разграбил Фракию и многие другие [области] 39 . (Конец фрагмента) V Фр. 48 578 г. Книга... 40 [Менандр повествует о том], что, когда Эллада 41 опустошалась елавянами 42 и со всех сторон одна за другой нависли над нею опасности 43 , Тиверий, вовсе не имея войска, достойного сразиться даже с одной частью противников, ни тем более со всеми, и не будучи в состоянии выступать против них на битву, так как силы Ромеев были обращены на сражения на востоке , посылает посольство к Баяну, вождю аваров, который не был тогда враждебно расположен к ромеям, но, более того, охотно выражал дружеские чувства к нашему государству 45 с самого начала царствования 46 Тиверия 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Скачать epub pdf Cod. 36 Косьма Индикоплов, Христианская топография Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Прочитана книга озаглавленная «Книга христиан», толкующая Восьмикнижие. 23 Автор, 24 который процветал в царствование Юстина, посвящает труд некому Памфилу, он начинается с защиты определенных церковных догм доказательствами, взятыми из Священного Писания . Стиль плох, и переделка вряд ли (возможна) до обычного уровня. Он рассказывает много того, что невероятно с исторической точки зрения, так что он может справедливо рассматриваться как баснописец, но не как заслуживающий доверия авторитет. Взгляды на которые он делает главный упор таковы: что ни небо, ни Земля не является сферами, но что первое является своего рода сводом, а последняя – прямоугольной плоскостью, [в два раза длиннее по ширине], которая на концах соединяется с концами неба, что все звезды с помощью ангелов приводятся в движение, и другие вещи того же рода. Он также упоминает книги Бытия и Исхода, так сказать, в качестве отступления, и вступает в длительные обсуждения и рассуждения о скинии. Пророки и апостолы рассматриваются бегло. Он говорит, что солнце только вдвое больше, чем два «климата»; 25 что ангелы не живут на небе, но над твердью и общаются с нами, что Христос во время Вознесения вошел в пространство между небом и твердью, и что только это и есть Царство Небесное; и тому подобные глупости. Он посвящает первые шесть книг некоему Памфилу, из оставшихся шести (то есть всего двенадцать) седьмая – Анастасию, в которой он утверждает, что небеса неразрушимы, восьмую – о песни Езекии 26 и обратном движении солнца – некоему Петру. В этой книге он также утверждает, что написал комментарии к Песни Песней. Остальные четыре книги не имеют посвящения. 24 Косьма Индикоплов («Индийский кормчий»), александрийский купец, живший в шестом веке. Он побывал в Аравии и Восточной Африке, но вряд ли заслуживает звания «Индийский кормчий». Название работы, которая, обычно, известна как «Христианская топография»; ее цель – ввести новую систему физической географии в соответствии с учением христианства, физико–астрономическая интерпретация Писания, Фотий дает ей подзаголовок «Интерпретация восьмикнижия».Фабрициус (Bib. Gr., IV. 230) принимает это просто как «трактат в восьми книгах», принимая четыре других книги как более позднее дополнение, или что это может относиться к «восьми книгам» труда по географии Птолемея. Фотий говорит, что он процветал при «Юстине», но так как он не уточняет при каком Юстине, возможно, следует читать «Юстиниан» (527–565). Он, конечно, возможно, родился при Юстине I (518–527) и умер при Юстине II (565–578).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Император принял послов с большой честью, обещал платить кагану ежегодную условленную сумму и одарил их подарками. До самой смерти Юстиниана в 565 г. каган не нарушал с империей дружественных соседских отношений и не переходил границы. Совершенно изменяются дела на дунайской границе с вступлением на престол Юстиниана II (565–578) и при его ближайших преемниках. Аварский каган заявил притязания на город Срем (Sirmium) на Саве, считавшийся ключом на северо-западной границе и довольно сильно укрепленный. Хотя в VI в. Срем не был уже главным городом Иллирика и центром военной и административной власти, но все же империя не отказывалась от своих исконных прав на эту область, оспариваемую сначала остготами, а затем гепидами и лангобардами. Ко времени Юстиниана II на этой границе произошли важные перемены, вследствие которых политическое влияние перешло к аварам и славянам. Та область, которую заняли и на которой твердо осели авары, принадлежала гепидам, владевшим частью нынешней Венгрии и нижними течениями Дравы и Савы. Ближайшими соседями гепидов на северо-западе были лангобарды, занимавшие провинцию Паннонию. В 567 г. гепиды потерпели сильное поражение от лангобардов, лишившее их на будущее время всякого политического значения; с другой же стороны, победители их, не воспользовавшись одержанной победой, начали свое известное передвижение в Италию. Все это было весьма благоприятным для аварского кагана сочетанием ряда обстоятельств, которые выдвинули аваров на передовую роль и побудили их передвинуться от нижнего течения Дуная на оставшиеся свободными места после гепидов и лангобардов. Притязания на Срем обозначали определенную цель кагана утвердиться на южной стороне Дуная и господствовать в области, освободившейся после гепидов и лангобардов. С 568 г. они овладели Паннонией и более полустолетия тревожили империю почти непрерывными набегами и грабежами. По более распространенному мнению, державшемуся почти до позднейшего времени, авары одно время были полновластными господами в Юго-Восточной Европе, владея обширными землями от Савы до Балтийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Феодора тайно покровительствовала монофиситам, и именно в ее покоях находили приют и убежище опальные их патриархи. В XIII в. даже появилась легенда, дававшая ей происхождение от благочестивого сенатора-монофисита. У Юстиниана и Феодоры не было детей (хотя императрица имела дочь, рожденную задолго до знакомства с мужем). Ни один из историков, упоминавших о безнравственности Феодоры до замужества (особенно в том преуспел Прокопий, сообщающий прямо-таки невероятные подробности, см. не смог указать ни единого примера аморальности ее после этого события. Напротив, она часто помогала попавшим в беду женщинам, сурово преследовала растлителей. Во многом благодаря ей в Византии появились нетипичные, скажем, для западного средневековья законы, охранявшие права женщин, – например, о возможности женщины наследовать имущество, о разводах, и законы, карающие соблазнителей. «Грабители чести и похитители целомудрия» приравнивались к уголовникам. Столичные дома терпимости были закрыты, их содержатели – изгнаны, а проституткам предоставили возможность жить в специально отведенном для их «исправления и раскаяния» монастыре. Влияние Феодоры при дворе не ослабевало до самой ее смерти – 28 июня 548 г., когда после страшных мучений императрица скончалась в Константинополе от рака. Юстиниан, считавший ее «даром Божьим» 32 , очень тяжело переживал свою утрату. Юстин II (? – 578, имп. с 565, факт. до 574) Юстиниан Великий умер, так и не назначив себе преемника. Покойный василевс обладал многочисленной родней, но в последние годы его жизни наибольшим авторитетом при дворе пользовались два его племянника: Юстин, сын сестры Юстиниана I Вигиланции и некоего Дульциссима, и Юстин, сын Германа. В конце концов между ними возникла договоренность, что если один из них вступит на престол, второй займет следующее за августом место в государстве, однако случилось иначе. Юстин, сын Вигиланции, стал все больше и больше выделяться императором, а то, что он был женат на племяннице Феодоры, Софии, еще увеличивало его шансы взойти на трон. В 558 г. Юстин получил титул куропалата и постепенно начал играть при особе одряхлевшего Юстиниана ту же роль, что и сам Юстиниан в молодости играл при своем дяде. Однако собственное положение все-таки казалось ему недостаточно прочным, поэтому смерть Юстиниана до коронации Юстина II тщательно скрывали, а само венчание на царство произошло 14 ноября 565 г. не на ипподроме или поле Евдома, а во внутренних помещениях дворца, в окружении небольшого числа приближенных и стражи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Глава 3 Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518–610) Как во внешней, так и в религиозной политике преемники Анастасия пошли по иному пути, перенеся центр тяжести с Востока на Запад. Государями за время с 518 по 610 год были следующие лица: один из начальников гвардии (экскувиторов), 336 необразованный Юстин I Старший, случайно избранный на престол после смерти Анастасия (518–527); после него знаменитый его племянник Юстиниан I Великий (527–565), а за ним племянник последнего Юстин II Младший (565–578). С именами Юстина и Юстиниана связан вопрос об их славянском происхождении, которое в течение долгого времени признавалось очень многими за исторический факт. Основанием для этого взгляда послужило напечатанное в начале XVII века ученым книгохранителем Ватиканской библиотеки Николаем Алеманном жизнеописание императора Юстиниана, составленное каким-то аббатом Феофилом, наставником Юстиниана. В этом житии приведены были для Юстиниана и его родни особые имена, которыми они назывались на родине и которые являлись, по мнению лучших славистов, славянскими; так, например, Юстиниан назывался Управдой. Рукопись, которой пользовался Алеманн, была найдена и исследована в конце XIX века (1883 г.) английским ученым Брайсом, который показал, что данная рукопись, будучи составлена в начале XVII века, носит легендарный характер и исторической ценности не имеет. Таким образом, теперь теория о славянском происхождении Юстиниана должна быть отброшена. 337 На основании источников, Юстина и Юстиниана можно считать иллирийцами, может быть, албанцами. Во всяком случае, Юстиниан родился в одной из деревень верхней Македонии, недалеко от современного Ускюба, на границе Албании. Некоторые ученые производят семью Юстиниана от римских колонистов в Дардании, т. е. в верхней Македонии 338 . Итак, первые три императора эпохи были иллирийцами, или албанцами, хотя, конечно, романизованными. Их родным языком был латинский. Слабоумный, не имевший детей Юстин II усыновил и сделал кесарем начальника гвардии, фракийца Тиверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010