Как Мария Египетская решилась, и сразу переплыла за реку Иордан, так и нам с грехом нужно рвать сразу. Вот что ты медлишь: «Ещё один глоток!» — а вдруг этот глоток будет смертельным? Покаяние приводит нас к воскресению. Пятая седмица Великого поста, ещё немного — и будет Воскресение Христово , Пасха . Пасха — это не земной праздник, Пасха — праздник небесный, и по-небесному, через покаяние, мы к нему должны готовиться. Вот спросим себя сейчас, с каким грехом мы порвали в этом году? Без освобождения от грехов не увидеть Пасхи, хотя бы по-земному мы её и достигли. Пасха — освобождение от грехов, примирение наше с Богом и друг с другом. Будем же торопиться восполнить свой пробел. Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас! Аминь. Публикуется по изданию: Протоиерей Димитрий Дудко. Из виноградника Божия. Проповеди. М., 2010 г. Читайте также Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 июня, 2022 19 апреля, 2022 5 апреля, 2020 25 марта, 2015 18 апреля, 2013 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 19 июня, 2022 19 апреля, 2022 5 апреля, 2020 25 марта, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/mariino-stoyanie-3/

В корне извращают христианское учение о терпении и нынешние так называемые непротивленцы злу. В самом деле, Христос научил нас терпению не для того, чтобы мы терпели вокруг себя зло и давали ему полную свободу развития, ибо Он Сам боролся со злом и принес Себя в жертву для полной победы над ним. Непротивление злу для христианина нравственно невозможно, ибо зло составляет противоположность добру, к которому мы должны стремиться. Добродетель ведь не восторжествует потому, что я не буду подавлять зла, так как последнее есть такая же действительная сила, как и добро, и оно естественно крепнет и усиливается, если на противоположной стороне замечается слабость и недеятельность. Верно, что в борьбе с добром зло получает новое напряжение, выступает во всем своем, так сказать, всеоружии. Но разве оно исчезнет потому, что мы не будем с ним бороться и предоставим ему полную свободу? Не проходит тьма сама собою без проникающего ее луча света; не утихнет разбушевавшееся море, если не появится противный волнам ветер; не уменьшится яростное пламя огня, если не будут его тушить... Не было и не будет такого времени, когда бы всякого рода неправда, грабежи, убийства, насилие, пьянство, разврат уменьшались и совершенно исчезали потому, что никто с ними не борется, никто не предпринимает против них никаких мер. Христос Спаситель учит вовсе не тому, чтобы не противиться злу, а чтобы не противиться обиде и страданию. Противься злу, но, при своем христианском терпении, не стань сам злым, в виду окружающего тебя зла: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» ( Рим.12:21 ). Противься злу, в какой бы форме оно ни выступало, но не противься тому страданию, которое причиняет зло, ибо, где борьба со злом, там неизбежны обиды, огорчения, всякого рода скорби. Если после удара тебя в правую твою щеку, ты обратишь врагу и другую свою ланиту ( Мф.5:39 ), ты не сделал уступки злу, a приобрел только большую силу действовать против него. Зло желало склонить тебя на свою сторону, а ты не согласился и за это претерпел обиду, которой не испытал бы, если бы жил в мире со злом. Продолжай борьбу; теперь она для тебя легче. В виду зла не стань сам злым, а побеждай зло, хотя бы пришлось испытать тебе тяжелое страдание. Никогда не говори ни себе, ни другим: «уступите злу; примиритесь с ним; легче и спокойнее будет жить». Это искусительный голос плоти, и от такого непротивления злу, недостатка христианского мужества и терпения, как много нарождается нового зла и как оно крепнет и усиливается!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Таково вообще свойство нашей природы, что дух наш бодр, а плоть немощна. Дух наш есть начало божественное; он пламень от божественного пламени; он – от неба, а потому, естественно, обращается к небу, как своему истинному отечеству, где он может найти для себя полное успокоение. Он жаждет правды, стремится к истине, тяготеет к вечной и неизменной красоте; он ищет горнего, услаждается только законом божественным ( Рим.7:22 ). Но, окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея? ( Рим.7:24 )… Плоть или плотяность приковывает нас к земному, внешнему, чувственному; она ослабляет или даже совершенно подавляет богоподобные порывы нашего духа. Умом моим – говорит св. Апостол – работаю закону Божию, плотию же закону греховному ( Рим.7:25 ). Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть ( Гал.5:17 ). Вникнем в свою внутреннюю, духовную жизнь, и мы ясно увидим этот всегдашний мучительный разлад в нас между вечным и временным, небесным и земным, духовным и плотяным. Мы часто одушевляемся самыми возвышенными, благородными, чистыми желаниями и стремлениями. Жить по Богу, делать все от души, совершать все по совести, по чувству долга – вот что предносится нам как нечто, безусловно, необходимое с нашей стороны, без чего сама жизнь наша немыслима, потеряет свой истинный смысл. Правда, честность, полное бескорыстие, неустанное делание для блага других – вот что нас одушевляет. Мы готовы выступить самоотверженными борцами всякой поруганной справедливости, твердо стать на защиту оскорбленной, угнетенной личности. Яркой путеводной звездой сияют перед нами высшие идеалы добра… Что, думаем мы, значит наша себялюбивая личность, наши мелкие житейские интересы, наше пустое честолюбие?… Все это должно быть принесено в жертву ближнему; меньше нужно думать о себе и больше о других; в любви ведь полнота жизни, в любви человек усовершенствуется. Прощай, терпи, люби, борись, страдай, – будь готов всех заключить в свои объятия – вот истинная жизнь. А дела, – думаем мы, – сколько дела на всех поприщах, – делания самого плодотворного, живительного, где необходимо самоотверженно приложить свои силы; жатва, ведь на всех поприщах многа, а делателей мало. И каким образом – задумываемся мы – люди живут, не сознавая всего этого, – не сознавая того, что придает жизни истинную цену? Нет, искренно повторяем мы: «Если и все отвернгутся, мы не отвергнемся».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

В каноне Андрея Критского говорится о «самохотных стремлениях» — то есть о стремлении делать то, что хочется. О самовластии. Но слово«самовластие», синонимичное самодурству, имеет еще и другое, положительное значение, и вот это положительное значение и составляет весь смысл Великого поста. Мы стараемся научиться самовластию как умению владеть собою— наивысшему из умений, доступному для христианина. Самовластие в этом значении— способность отказаться от того, что выглядит привлекательным, но является ядовитым и опасным. Способность не сорваться в крик и в истерику там и тогда, где и когда очень хочется. Отказаться от искусства, которым мы владеем в совершенстве, — манипулировать другими людьми, вызывая в себе то искусственное чувство жалости, то ничуть не менее искусственное чувство восхищения. И в конечном итоге— отказаться от гримас, ужимок, от саморетуширования и предстать перед Богом в обнаженной простоте сердца. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 марта, 2021 4 апреля, 2020 5 марта, 2017 12 марта, 2017 19 марта, 2017 22 марта, 2024 18 марта, 2024 1 марта, 2023 5 марта, 2022 7 марта, 2021 4 апреля, 2020 5 марта, 2017 12 марта, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/ekvator-posta-prazdnue...

Чему же особенно поучает сегодняшнее евангельское чтение об исцелении Иисусом Христом расслабленного? Тому, что вера и молитва одних может действовать для пользы других, как показано в примере исцеления расслабленного по вере принесших его к Иисусу Христу. Вот основание молиться нам, братие, друг за друга, молиться и за умерших, которые в ином мире уже лишены возможности полезно молиться за себя. Какое великое утешение в этом для нас, братие! Я особенно нуждаюсь в чем-либо, молюсь сам, но по своим грехам не надеюсь, чтобы молитва моя была услышана. В таком случае я знаю, что за меня молятся другие, между которыми есть более достойные меня, и я могу надеяться, что молитва их за меня может быть услышана и я могу получить просимое. Не утешительно ли это для меня? Молятся родители за своих детей, дети – за родителей, супруги, братья и сестры – друг за друга, молятся родные и, вообще, все близкие, знакомые – друг за друга. Какое утешение для молящихся в том, что молитва их будет услышана, и Бог по этой молитве даст просимое тому, за кого они молятся! Так, повествуется и еще в Евангелие, кроме сегодняшнего повествования об исцелении расслабленного, мать просила Иисуса Христа за свою любимую больную дочь, отец – за умирающую единственную свою дочь, добрый господин – за своего верного больного слугу ( Мф. 15:22 ; Лк. 8:41 ; Мф. 8:5, 6 ), и Господь исполнил просимое сими людьми. Но если по отношению к кому, так это по отношению к умершим, весьма утешительно и весьма благодетельно то, что вера и молитва одних может действовать на других! Известно, что все мы живем и умираем во грехах и что после смерти нельзя исправиться и покаяться ( Пс. 6:6 ): что здесь посеял, то и пожинай там. Правда, по большой части каемся мы пред смертью, но для совершенного очищения грехов достаточно ли только, как бывает по большой части у нас, довольно несовершенного раскаяния – без плодов покаяния (т. е. без разных подвигов и добрых дел), для заглаждения грехов? Другие же из нас, бывает, умирают и внезапно, не успев покаяться. Но кто из нас не знает и того, что худо грешнику на том свете, а поправить свое худое положение самому никак невозможно? Какое ужасное состояние! Но вот тут-то милосердный Господь и благоволит являть нам Свою милость в том, что принимает молитву живущих за умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Понедельник 5-й седмицы (вечер) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) Вторник 5-й седмицы (вечер) с 20 марта (с Недели 5-й поста) с 17 марта ( с четверга 5-й седмицы ) с 7 апреля (с Четверга Светлой седмицы) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) Неделя 5-я поста (вечер) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) с 20 марта (с Недели 5-й поста) Понедельник 6-й седмицы (вечер) с 9 апреля (с Субботы Светлой седмицы) Вторник 6-й седмицы (вечер) с 10 апреля (с Недели Фоминой) Среда 6-й седмицы (вечер) Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я. 1 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648. 2 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава). 3 В текущем году на Лазареву субботу приходится отдание Благовещения Пресвятой Богородицы и празднование Собора Архангела Гавриила (26 марта). Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-27/

Почему только 3 праздника получили такие особые субботы и недели? Наверное, потому что эти праздники — наиболее важные по статусу. В Типиконе Великой Церкви они празднуются более торжественно, нежели другие неподвижные великие праздники. Рождество Христово действительно здесь является исключением в отношении воскресных дней, так как у него есть две предварительные недели и одна неделя по, и все недели имеют особые богослужения. Воскресенья, выпадающие на Господские двунадесятые праздники и на Фомину неделю не вспоминаются. Воскресные элементы в них  опускаются. Сами субботы имеют особый статус, они как-бы завершают прошедшее до того воскресенье, идёт отдача гласа предыдущей недели. Суббота это всегда праздник, это полная Литургия, это радость от создания мира (вспомним 4 заповедь), это послабление поста. То есть, обычно суббота это как попразднество воскресенья. Связка воскресенье-суббота сохраняется практически всегда. Особый статус суббот и привязка их на воскресенье заложены Лазаревой Субботой (своего рода предпразднество Воскресения Христа) и Великой Субботой (сошествие в ад, заря Воскресенья), в эти субботы много воскресных элементов. Но 5 суббот: по Рождестве Христовом, перед и по Богоявлении, перед и по Крестовоздвижении выбиваются из этой связки. Они не имеют своей службы, стихир, не имеют своего канона, но только апостольские и евангельские чтения на Литургии. Рождество и Богоявление — два связанных праздника, когда-то это был один праздник. Как Пасха центр Триоди, так и Рождество с Богоявлением центральное событие в Минеях. В нём есть некая параллель, пересечение со Страстной Неделей — на службах читаются трипеснецы и двухпеснецы, вспоминается Великая Суббота, когда “молчит всякая плоть”, перед праздниками подготовка 40-дневным постом, и подготовка в службах задолго до Рождества. Обычный смысл радостной субботы, увязанной на предшествующее воскресенье, в этот период теряется на фоне “растянутого” на несколько дней Господского праздника. В богослужебном плане, Крестовоздвижение это праздник из периода пения Триоди, периода Великого Поста, а именно Крестопоклонной недели. Логично, что здесь службы суббот опускаются вследствие воспоминания Крестных Страданий. В эти субботы читаются особые Апостол и Евангелие.

http://azbyka.ru/vopros/v-chem-smysl-sub...

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8й: «Не отврати лица Твоего…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя…». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (с 18 апреля). Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4я, 5я и 6я. На 1м часе – кафизмы нет; на 3м часе – кафизма 7я; на 6м часе – кафизма 8я; на 9м часе – кафизма 9я. На вечерне – кафизма 18я. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прп. Симеону Псково-Печерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/3103686.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/265). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Софии, кн. Слуцкой. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/3481130.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/440). 3 При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2й Недели поста, а с 1й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

в) Мясопустная неделя названа так потому, что ею оканчивается мясоястие, и в следующую седмицу разрешается только на вкушение сырной пищи, напр., сыра, масла, яиц и т. п. В Богослужении этого дня Церковь воспоминает страшный суд и будущее на нем воздание, чтобы предохранить нас от беспечности о своем спасении и пристрастия к земным заботан и развлечениям. г) При воспоминании о страшном суде, на котором навеки определится участь умерших св. Церковь в субботу пред сим воскресеньем творить память всех от века усопших православных христиан и особенно молится о тех, которые умерли внезапною смертью, чтобы Господь сподобил и их предстать на страшном суде неосужденными. Чинопоследование заупокойной службы в эту субботу указано в триоди на ряду и определяется заупокойным служением субботним, указанным выше. д) Сыропустная или сырная неделя названа так потому, что ею (т.-е. этим воскресеньем) оканчивается употребление сырной пищи. В молитвах и песнопениях этой недели Церковь воспоминает грехопадение наших прародителей, происшедшее от невоздержания; а на литургии положила читать евангелие о прощении обид, как непременном условии прощения наших грехов, и о нелицемерном посте. В этот день христиане испрашивают друг у друга прощение в своих обидах и оскорблениях, чтобы в мире со всеми встретить святой пост. На вечерни в это воскресенье, а также во 2-ю и 4-ю неделю поста после стихир на Господи воззвах бывает вход, а потом поется великий прокимен: Не отврати лица... а в недели: 1-ю, 3-ю и 5-ю: Дал ecu достояние... Далее Богослужение, со Сподоби Господи, совершается и оканчивается по чину постному (см. в великой, вечерни). е) В среду и пяток этой недели все службы, как-то: вечерня (во вторник и четверток вечера), великое повечерие, полунощница и утреня, часы вместо лнтургии, совершаются по уставу постному с молитвою св. Ефрема и поклонами (см. о них в великой. Богослужении). Читать далее Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство/[Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Мы любим нашу Святую Православную Церковь, потому что она дает нам спасение, дает силы нести наш жизненный крест. Именно в Церкви мы приобщаемся к Богу через Таинство Святой Евхаристии и участие в других церковных Таинствах, через богослужения, через молитву. Православная Церковь – это спасительный Ноев ковчег, который каждого из нас ведет в Царство Небесное посреди бушующих волн мира сего. Мы не должны сомневаться в спасительности нашей православной веры. Но не следует рассуждать о тех людях, которые находятся вне этого корабля, — нужно предоставить их воле Божией. Мы должны с ними дружить, их любить, а самое главное – быть для них и для всех окружающих нас примером истинной христианской жизни. Великий пост – это время, когда мы задумываемся о смысле своей жизни, о том, на чем она зиждется. Это время, когда мы можем не просто вспомнить свои злые поступки и принести в них покаяние, — мы можем пересмотреть все свои жизненные ориентиры, обратиться к Богу, попросить прощения в прежних грехах и постараться не повторять их в дальнейшем. Ведь не для того Господь призывает нас к покаянию в дни Великого поста, чтобы мы непрестанно копались в своем прошлом, вновь и вновь возвращаясь мыслью к содеянным нами злым деяниям, но для того, чтобы мы изменились и осознали, что же отделяет нас от Бога и мешает нам на пути к христианскому совершенству. Бог призывает нас к покаянию для того, чтобы мы, если не можем сразу избавиться от всех грехов и недостатков наших, хотя бы сделали в течение Великого поста еще один шаг на пути ко спасению».   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2016 5 октября, 2016 25 декабря, 2023 25 декабря, 2018 16 августа, 2017

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010