Примечание 1. Употребляемая ныне форма возношения при богослужениях, как на эктениях, так и в прочих случаях, Высочайших Имен Августейшей фамилии утверждена в 27 день декабря 1875 г. (ук. Св. Син. 22 янв. 1876 г. 6). Примечание 2. Когда высокоторжественные дни случатся на первой седмице великого поста, то празднование их переносится в неделю православия, а если на страстной или на первый день Пасхи, то праздновать в светлый понедельник (см. уст. о праздн. св. велик. Георгию); празднование дня восшествия на престол Его Императорского Величества, если случится в неделю православия, то молебствие православия отправляется пред литургией, a молебствие о восшествии на престол – после литургии (ук. Св. Син. 28 янв. 1875 г. и 22 янв. 1862 г.). Если высокоторжественный день случится на сырной неделе в среду или пятницу, то накануне совершать всенощное бдение, а в самый день праздника литургию Златоустого в свое время, как в день праздника Сретения Господня (см. уст. о сем празд.). Если Высокоторжественный праздник случится на 2, 3, 4, 5 и 6 неделе великого поста – то всенощную и литургию Златоустого совершать но Марковым и Благовещенским главам; но если этот праздник случится в воскресный день 2, 3, 4 и 5 недели вел. поста – то литургия должна быть Василия Великого . По полученным телеграммам о событиях в царствующем Доме, не ожидая указа в епархиальных и уездных городах одновременно, когда подлежащие начальства обратятся с письменными в указанном порядке требованиями, совершать торжественное богослужение во всех церквах города одновременно. Требования эти должны быть с приложением копий с телеграмм надлежаще засвидетельствованных. Многолетие в сих случаях возглашать применительно к событию объявленному в телеграмме. По получении же указа о том событии уже в тех церквах, в которых богослужение совершено вследствие полученной телеграммы – не совершать в другой раз (ук. Св. Син. 23 февр. 1867 г. 10). 3 . В память чудесного спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшего их Семейства 17 октября 1888 г. в день сей ежегодно во всех церквах совершать торжественное служение Божественной литургии а после оной молебствие с коленопреклонением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

82 . Апостол, в четвертку, неполный, 284 л., полууставом XV–XVI в.в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета; разбит. Язык с множеством болгаризмов. 83 . Апостол , в лист, 445 лл., красивым полууставом XVI в., с цветочною рамкою (2 л.), изящными заставками (одна из них с миниатюрными изображениями Воскресения и Вознесения Господня на 2 л.) и разрисованными буквами, в кожаном переплете (без верхней доски), 1 и 443–445 листы порваны. Чистые листы: 83а, 115а, 262а, 276а, 286а и 383а. На нижней доске переплета приписка скорописью: «Сия книга глаголемая апостол Ильи пророка да Власия епископа Севастийского домовая, а подписал сию книгу апостол Федька Семенов». Состав: 1) Сказание деяний апостольских, списанных святым апостолом и евангелистом Лукою (1 л.); на л.л. 134–146 Первое слово Паула апостола книгам предчитаемо; 2) текст Деяний и Посланий Апостольских (2–383); 3) указатель апостольских чтений на все дни от недели Пасхи до Великого поста (384–400 об.); 4) указатель апостольских чтений в субботы и недели Великого поста (400 об.–403 об.); 5) указатель апостольских чтений на все дни года от сентября по август и на разные случаи (404–422 об.); 6) прокимны и апостольския чтения в службах общих святым (423–424 об.); 7) прокимны воскресные восьми гласов (424 об.–425 об.); 8) прокимны на каждый день седмицы (425 об.–426 об.); 9) апостольския и евангельския чтения заупокой на вся дни (426 об.–427); 10) антифоны по вся дни (427–428); 11) главопочитаниа чтением колико кояждо епистолиа глав имать и сведетель и гранес (429 об.–431 об.); 12) начало главам Божиих сведетелствий (цитат из Священного Писания 431 об.–442); 13) написание всем главам всякой епистолии Павла апостола имящим етером чтениа и разделениа, одно заглавие (442); 14) починаем Господи благослови сице пракас благословимый Богом о десятих словесех (442 об.–443 об.–десять заповедей); 15) в Деяних произволники – варианты текста южнославянского происхождения (443 об.–444); 16) в соборных посланиих произволники (444–445); 17) в Павловых посланих 14 произволники, без конца (445).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И к Пасхе мы можем подойти в сознании, что ничего мы не совершили достойного этой встречи с торжеством Воскресения, ничего не совершили, что нам дало бы право на эту радость. Как Иоанн Златоустый говорит в своем пасхальном слове: постившиеся и не постившиеся, трудившиеся и ленивые – все придите, потому что всех Господь равно приемлет: одним Он отдает долг, другим Он дарит дар Своей любви... Долг Он нам, вероятно, платить не будет, потому что мы не трудились; но дар любви каждому из нас дается. И поэтому, в каком бы мы ни были настроении, как бы ленивы мы ни были, как бы мало мы ни трудились, пойдем эти недели, последние, шаг за шагом, к этому свету, чтобы и самим загореться славой, засиять светом Воскресения и стать подобными Неопалимой Купине, которая горела, не сгорая, в пламени Божественного бытия. Аминь. Преподобная Мария Египетская 5-е Воскресенье Великого Поста – 27 марта 1977 г. В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого Поста мы сегодня вспоминаем святую Марию Египетскую. Почему Церковь включила ее образ в эти недели? Не потому ли, что в ней мы видим торжество Божией силы и торжество воистину ответной человеческой любви? Или, может быть, мы видим торжество человеческого отчаянного зова о помощи и победу, которая дается Богом, Его любовью, Его силой и крепостью. О святой Марии Египетской можно сказать кратко: она была жительница Александрии, женщина дурной жизни, позор своих сограждан, соблазн, погибель. В какой-то день ей захотелось поклониться живоносному Кресту Господню, частица которого находилась в одном из храмов. И не думая о своей греховности, не думая о том, что по ее жизни у нее ничего общего нет с тем Богом чистоты и любви, Которому она хотела поклониться, она дерзновенно захотела войти в храм. Но какая-то сила ее остановила; каждый раз, как она приближалась к вратам, она была отброшена. И она пришла в ужас, и она обратилась к Матери Божией за помощью и за милосердием – и была допущена в храм. Но из храма она не вернулась к прежней позорной жизни; она ушла в пустыню и там провела, в неописуемом подвиге, в совершенном одиночестве, всю свою остальную жизнь до смерти; жизнь, которая не была жизнью бесплотного существа, но была поистине жизнью воплощенного духа, ожившего покаянием и благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (свт. Григория). «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». Прокимен – Недели 2-й Великого поста (глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...»; стих: «Спаси мя, Господи...»), и свт. Григория (глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...»). Аллилуиарий – воскресный рядового гласа (на основании общего устава, может быть еще второй аллилуиарий – святителя общий, глас 2-й: «Уста праведнаго поучатся премудрости...») . Апостол и Евангелие – Недели 2-й Великого поста и свт. Григория. Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется...». Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и свт. Григория: «В память вечную...». Примечание. «На трапезе же ядим, имиже и в 1-ю Неделю удоволихомся, во славу Божию» (Типикон, гл. 49, «Неделя 2-я святых постов»). 1 См.: Минея-Февраль. М., 2002. С. 755–766. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученицам Сходненским Наталии Баклановой (память 18 марта), Екатерине Константиновой (память 7 марта) и Елене Коробковой (память 25 мая). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5445882.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/460 ). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондака и величания преподобномученице Наталии Баклановой. Тексты тропарей, кондака и величания размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731610.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/521 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-31/

«Если кто из клира или мирян будет поститься в субботу или воскресенье (исключая Великой Страстной субботы), тот да будет отлучен» (прав. 62 пост. апостол.). «Если епископ, пресвитер, диакон, чтец, певец или мирянин отказываются поститься в течение Великой Четыредесятницы и во все среды и пятки, тот да будет отлучен (даже по болезни нельзя нарушить поста)» (прав. 67 пост, апостольских). Дни поста и воздержания в настоящее время у несториан следующие 89 : «Великий пост», или святая Четыредесятница. 2. «Пост апостолов», начинающийся с 1-го понедельника по пятидесятнице и продолжающийся до 29 июля. 3. «Пост Девы» 15 дней – от 1-го до 15-го августа. 4. «Филиппов пост» – 25 дней пред Рождеством Христовым. 5. «Пост ниневитян» – 3 дня – с понедельника до четверга 3-й недели Вел. поста 90 . 6. «Пост Мар (святого Зейя» – 3 дня.) 7. «Пост дев» – 3 дня спустя три дня после праздника Богоявления. 8. «Пост Мар Илии», простирается 7 недель. 9. «Пост Моисея» продолжается от одной до 4 недель. 10. Все среды и пятки в году 91 a С. Лица, при богослужении В клире несториан находится 8 степеней: 1) патриарх, который ныне обыкновенно называется Мар Шимуном (Симеоном), 2) митрополит, 3) епископ, 4) архидиакон, 5) пресвитер, 6) диакон, 7) иподиакон и 8) чтец. Лица первых трех степеней должны быть безбрачны. Звание патриарха наследственно. Дядя передает свое служение племяннику. При таком преемстве патриаршего сана – в кругу одного только известного несторианского семейства – требуется правилами, чтобы дитя, предназначенное быть преемником дяде-патриарху, с самого своего рождения во всю жизнь не вкушало мясной пищи 92 . D. Священнодействия Отрадно для православного христианина видеть богослужение несторианское. Так много в нем заметно древнего порядка, благолепия; так полно оно знаменательности, выразительности и самостоятельности. Нет в нем ни схоластической папистической дробности в обрядах и мелочности в их объяснении 93 ; незаметно того тягостного для чувства отрицания внешних знаков при богослужении, той бессвязности и, так сказать, безотчетной подражательности протестантов, какую можно видеть в богослужении последних 94 . Богослужение несторианское носит следы глубокой древности, отличается от западных европейских служб церковных и разнообразием и смыслом, сближающим ее с богослужением церкви православной восточной, и уже этим самым обличает незаконные новизны папистов и протестантов. А поэтому оно заслуживает особенного нашего внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

М. Т. является одной из редакций Студийского устава, древнейшим представителем калабро-сицилийской группы южно-италийских греч. Типиконов (см.: Ibid. P. XI). В предисловии к М. Т. его составитель архим. Лука пояснил, что он взял за основу уставы Студийского мон-ря, Св. Горы (М. Т. в богослужебной части имеет близкое сходство с афонским Георгия Мтацминдели Типиконом сер. XI в.) и Иерусалима. Очевидно, он также ориентировался на устав, принятый в обители Пресв. Богородицы «Новая Одигитрия» в Россано (насельником к-рого Лука был до того, как стал игуменом Сантиссимо-Сальваторе): вероятно, этот устав был близок к известному по рукописи Crypt. Г. а. 1, 1300 г. (т. н. Гроттаферратский Типикон, или Типикон Варфоломея Россанского) (см.: Rocchi. Codcrypt. P. 209-211; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. cxxx-cxxxix). М. Т. включает дисциплинарную (ктиторскую) и богослужебную части. Греч. оригинал его дисциплинарной части не сохранился, но он известен в переводе на итало-калабрийский диалект, к-рый был выполнен в 1571 г. Франческо Вучизано и сохранился в Типиконе мон-ря Варфоломея Тригонского. Архим. Лука, посетив находившиеся под его управлением мон-ри, остался недоволен уровнем их внутренней организации и духовной жизни монахов - это и побудило его к составлению свода дисциплинарных указаний. Дисциплинарная часть состоит из 2 разделов, включающих 33 и 10 правил соответственно: в них описаны обязанности настоятеля монастыря, требования для желающих поступить в мон-рь и принять духовный сан, монастырские должности, повседневная жизнь киновиального мон-ря, монашеские добродетели и даны указания литургического характера. Богослужебная часть М. Т. составляет основной объем рукописи Mess. 115. Первостепенное значение имеет подробное изложение богослужебных указаний на каждый день года с сент. по авг. (т. н. Синаксарь), а также для великопостного цикла и периода от Пасхи до 1-й недели по Пятидесятнице. Типикон отражает студийскую богослужебную практику; всенощных бдений и малой вечерни, характерных для Иерусалимского устава, в М. Т. нет. Суточный богослужебный круг имеет привычную структуру: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6, 9-й часы, изобразительны (последние в зависимости от периода года могут предшествовать 9-му часу). Полная Божественная литургия совершается во все дни церковного года, кроме будних дней Великого поста, а также Великих понедельника, вторника и среды; литургия Преждеосвященных Даров назначается по средам и пятницам Великого поста, в четверг 5-й седмицы Великого поста, в Великие понедельник, вторник и среду.

http://pravenc.ru/text/Мессинский ...

После исполнения соответствующих стихов следуют особые тропари, получившие название «Троичные». Основной тематикой троичных тропарей является то, что мы, подражая бесплотным силам, приносим в Троице Единому Богу трисвятую песнь. Тропаря три. По Уставу они исполняются по клиросам «велегласно и косно» . Троичные тропари регулируются текущим седмичным гласом, только окончание первого тропаря зависит от дня недели. В некоторых Типиконах студийской традиции встречается замена троичного тропаря иным – посвященному литургическому событию дня. Мессинский Типикон (1131 г.) предписывает в среду четвертой седмицы Великого поста (преполовение Четыредесятницы) вместо троичных тропарей исполнять тропарь: «Креста Твоего древу поклоняемся, Человеколюбче…» и богородичен . Аналогичная особенность встречается и в Евергетидском Типиконе (ΧΙ в.) . Она придает значение преполовению Четыредесятницы, так как пение тропаря – признак особой литургической памяти. Согласно рассматриваемому Типикону, а также Типикону прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.), указанную литургическую память, обозначенную подобным образом, имело и предпразднство Благовещения Богородицы. Особыми покаянными тропарями выделялся и четверг 5-й седмицы Великого поста – день, в который положен Великий покаянный канон . Вышеописанная замена троичных тропарей свидетельствует о том, что стихи из книги пророка Исаии, используемые за утренним богослужением вместо псаломских стихов «Бог Господь», не составляют с троичными тропарями единого блока. Рассматриваемая богослужебная особенность в прошлом не являлась особой принадлежностью постных служб, а относилось к вседневному богослужению. В частности, данный тезис подтверждает и наличие Троичных тропарей (исполняемых вместо тропаря в честь святого на аллилуарных службах) в греческом Часослове ΧΙΙ–ΧΙΙΙ века , – книге, которая содержит неизменяемые песнопения суточного круга. Также в ряде древних месяцесловов указано пение «Аллилуйя» на вседневном богослужении. В Евергетидском Типиконе (ΧΙ в.) , отражающем практику Константинопольского Богородичного монастыря, явно указанно пение «Аллилуйя» и троичного гласа (τ τραδικ το χου) в седмичные дни. Например, 2 сентября – память мч. Маманта и прп. Иоанна Постника; 17 сентября – память мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; 21 сентября – память пророка Ионы и прп. Иоанна пресвитера; 4 октября – память сщмч. Иерофея; 10 октября – память мчч. Евлампия и Евлампии и т. д .

http://bogoslov.ru/article/4484655

Таким образом, анализ акафиста заставляет искать происхождение памяти субботы пятой седмицы Великого поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют и некоторые древние уставные предписания, которые касаются данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе пятой седмицы. Память субботы являлась как бы предпразднством Благовещения. Связь ее с Благовещением видна и из того, что многие ее песнопения берутся из службы на данный праздник. То есть в рассматриваемой памяти приходится иметь дело с перенесенным праздником Благовещения. Возобновляя разговор об историко-событийной подоплеке празднования акафиста, надо констатировать: оно, в соответствии с разнообразной аргументацией И.А. Карабинова, находится в связи не с осадой Константинополя, а со всей Персидской войной императора Ираклия, точнее, с ее финалом, благополучным для византийцев . Неслучайно данное событие по числам почти совпадает с праздником акафиста и Благовещением. Свидетельствуют об этом паримии (из пророка Исаии), читаемые как раз на четвертой и пятой неделях Великого поста, к которым, в свою очередь, содержательно примыкают чтения среды и пятка Сырной седмицы. Следовательно, исторически память окончания Персидской войны праздновалась вместе с Благовещением: с одной стороны, поскольку война кончилась почти в этот день, а с другой – поскольку Богородица считалась покровительницей Константинополя, где данный праздник был первоначально положен. Когда Трулльский Собор разрешил установить Благовещение в его собственное число, за субботой акафиста закрепилась память войны. Причем со временем произошло смещение и сужение событийно-хронологических пластов, в результате чего актуальной стала осада Константинополя 626 года, поскольку была наиболее памятным эпизодом большой войны, которая по преимуществу велась вдали от столицы. Закрепление праздника акафиста за субботой пятой недели Великого поста окончательно произошло достаточно поздно – лишь после XI века. Рейтинг: 9.7 Голосов: 436 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/34566.html

Это очень красивое богослужение совершается только в дни Четыредесятницы, Великого поста: по средам и пятницам, в праздники 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи , в четверг 5-й седмицы Поста (« Стояние св. Марии Египетской »), а также в дни храмовых праздников. На этой литургии верные причащаются Святого Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы (недели) на престоле в алтаре храма. Достоверно неизвестно, кто является составителем этой литургии. В древности авторство приписывалось и святому Иакову, брату Господню, и Василию Великому, и Григорию Богослову, и Иоанну Златоусту, и другим. Современный славянский служебник (книга, по которой священники совершают богослужения) указывает авторство св. Григория Двоеслова (VII в.), епископа Римского. Но это надписание появляется не ранее XVI века в греческих богослужебных книгах, напечатанных униатами в Италии, которые были взяты за образцы на Руси при проведении книжной справы (реформы) при патриархе Никоне в XVII веке. В современных греческих служебниках указание на святителя Григория Двоеслова, как автора чина литургии, отсутствует. Но это никак не мешает нам поминать великого святого древней Церкви как небесного покровителя совершаемого богослужения, следуя сложившейся традиции. Ведь о подобном богослужении, как об особой литургии — вечерни с причащением, известно уже с VI — VII в., и не исключено, что и святой Григорий совершал её в том или ином виде. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с Великопостной Вечерней. Но это не значит, что она обязательно совершается на закате дня, хотя в некоторых храмах и существует такой обычай. Дело в том, что византийское время отличается от принятого сегодня. Часы вечерние в пересчете на наше время — это около 14 часов дня. Перед этой великопостной литургией поется длинная утреня, читаются часы и изобразительны. И даже если служба началась рано, собственно литургия начинается ближе к полудню. Так что разница не такая уж и большая, и не стоит думать, что если служить Преждеосвященную вечером, часов в 18.00, это будет правильнее. Другое дело, что на вечерней литургии люди могут причаститься, придя в храм после работы. Причастие в будни. Зачем?

http://foma.ru/o-liturgii-prezhdeosvyash...

Г. С. состоит из 3 книг, разделенных в соответствии с литургическим годом и включающих ок. 1700 молитв. 1-я книга содержит 107 глав. В нее входят молитвы для месс и служб суточного круга вигилии Рождества Христова, для дня праздника и его октавы (Гл. 1-5, 9), молитвы для месс на праздники святых Стефана (Гл. 6), Иоанна Богослова (Гл. 7), Вифлеемских младенцев (Гл. 8), Богоявления (Гл. 11-12); для месс воскресений за 3 (70-ца) (Гл. 13), за 2 (60-ца) (Гл. 14) недели и за 1 неделю перед Великим постом (Гл. 17); для 1-й седмицы Великого поста (Гл. 18-19) и воскресений Четыредесятницы (Гл. 25-28); для служб Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы и Пасхи (Гл. 37, 41-43, 45-46), Светлой седмицы (tocius albae) (Гл. 47-52), октавы Пасхи (Гл. 53) с отдельным чином, совершаемым «за стенами Рима» (in parochia) (Гл. 55); для воскресений периода Пятидесятницы (Гл. 57-62, 65), для праздника Вознесения Господня (Гл. 63-64), для вигилии Пятидесятницы и дня праздника (Гл. 77-81), для октавы Пятидесятницы (Гл. 84). Также в 1-ю книгу входят крещальные чины, чины хиротоний и освящения храма, дополнительные главы. Крещальные чины включают предкрещальные чины, совершаемые в течение Великого поста: избрание и молитвы за готовящихся к принятию Крещения (pro scrutinio), объявление их имен (denuntiatio) в понедельник 3-й седмицы поста, молитву над оглашаемыми, благословение соли, экзорцизмы, толкование Евангельских чтений после совершения обряда «отверзения ушей» (in aurium apertionum), толкование Символа веры и молитвы Господней (Гл. 26-36); чин благословения елея и мира (хризмы) в Великий четверг (Гл. 40); экзорцизм и передачу Символа веры (приводится на греч. и лат. языках) утром в Великую субботу, процессию к источнику и благословение его вод вечером (Гл. 44). На октаву Пасхи празднуется годовщина Крещения на прошлую Пасху (de Pascha annotina) (Гл. 54). На вигилию Пятидесятницы выписаны предкрещальные чины без длительного оглашения для особых случаев: возложение рук на бесноватых, больных, язычников, благословение вод источника, экзорцизмы, исповедание веры, благословение елея (Гл. 64-76).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010