Может быть, Вам известно решение этого вопроса, то я был бы весьма Вам признательно благодарен, если бы получил бы от Вас ответ по этому поводу. Сейчас служим по Пост[ной] Триоди и в ней читаем в Синаксаре под субботу 1-й нед[ели]: «Градскому бо Архиерею Евдокию, аще и неправому (арианину) и неправославно бывающему, Всевидящее Божие око, запинающее премудрых в коварстве их и о нас рабех своих присно промышляющее, посылаем великаго своего страстотерпца Феодора, Тирона именуемаго и убо яве, а не во сне тому». От Вас получил в Прощеное Воскресенье, а отвечаю в среду 1 -й недели. Еще приветствую Вас с преблагословенною благодатию всечестного поста. Всечестное воздержание начнем светно, призывает нас св[ятая] Ц[ерковь], яко да светоносни предварим во святое и тридневное воскресение, об исполнении сего прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения. Ваш нед[остойный] п[ослушник] [подпись] 26/II–58 г. 5-я Завокз[альная], 77 Д. 30. Л. 30–31 об. Подлинник. Автограф. Около 29 мая 1958 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка – благословите! Приближается св[ятая] 50-ница – Духа св[ятаго] пришествие, – лето, для нашего спасения, благоприятно – праздник Нашего Первообраза – св[ятой] Троицы. Велико и спасительно имя св[ятой] Троицы. Оно путь и дверь нашему образу Ея: нашему уму, слову и духу для богоподобного творческого бытия – перехода нашего «я» из статики в динамику – богоподобнаго нашего духа, с чем Вас приветствую – с великой для богоподобного творчества – личности – возможностию – живого общения с Богом до обжения человека чрез стремление к Богу. Цель нашей жизни согласно св[ятых] о[тцов] – Царствие Божие внутри нас или блаженство, которое состоит не только в том, [чтобы] зреть царственную св[ятую] Троицу, но и в том, чтобы получать Божественное влияние и как бы принимать обжение и в сем влиянии находить исполнение и совершение всех недостатков и несовершенств. В сем-то и состоит пища умных сил, то есть в восполнении недостатков от Божественнаго онаго влияния, чтобы быть единым растворением и единым духом с Духом Божьим. Душа и Господь бывает един дух, едино растворение и един разум. Необходимо, чтобы не только человек был в Боге, но и Бог был в нем. Соотвержение – переход нашего «я» из статики в динамику богоподобия – это единственный путь к сему бого-подобию. В опыте жизни познаем свое бого-подобие и свою немощь и богатство Божьей Благодати. Лишь опыт жизни открывает нам нашу личность – бого-подобное творчество и нашу духовную свободу, то есть радость от вдения, созерцания своего творчества в сторону богоподобия. Чрез Бога Отца узнаем, познаем Истину, а чрез Истину, любовь к нам Сына Божия, а чрез Любовь радость Божественную – св. Духа. Посему упование наше – Отец – Прибежище – Сын, покров – Дух Св[ятой], Пресвятая Троице, Боже наш, Слава Тебе!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Наряду с единством веры, таинствами и каноническим устройством А. п. является внешним выражением единства Церкви . В определенном смысле говорят о сохранении А. п. и в сообществах, отделившихся от правосл. Церкви. В первую очередь под этим подразумевается схизматическая иерархия, восходящая через чреду хиротоний к правосл. епископату. Вопрос, возможна ли передача А. п. в хиротонии, совершаемой вне правосл. Церкви, и если возможна, то каким образом, с догматической т. зр. остается открытым (см. Границы Церкви ). Различные авторы высказывают на этот счет противоречивые мнения (свт. Филарет (Дроздов) (О непрерывности епископского рукоположения в Английской Церкви. С. 86), свт. Игнатий (Брянчанинов) (Письма//Творения. М., 1993. Т. 7. С. 313), свт. Феофан Затворник (Собр. писем свт. Феофана. М., 1899. Вып. 6. С. 144, 202), свт. Иларион (Троицкий) (Единство Церкви и всемирная конференция христианства// он же. Христианства нет без Церкви. М., 1991. С. 54-105), митр. Антоний (Храповицкий) (Вера и разум//Жизнеописание и творения блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Н.-Й., 1956-1969. Т. 5. С. 329), митр. (впосл. Патриарх) Сергий (Страгородский) (Значение апостольского преемства в инославии. С. 35), А. С. Хомяков (Соч. М., 1886. Т. 2. С. 90, 369, 374), прот. Георгий Флоровский (О границах Церкви. С. 160)). Сохранение А. п. рукоположений является обязательным условием для положительного решения вопроса о принятии в клир лиц, рукоположенных вне Церкви. При этом условия принятия могут быть различными. 8-е прав. Всел. I Собора признает действительность рукоположений у раскольников-кафаров (новатиан), но 19-е прав. того же Собора постановляет принимать в Церковь бывш. еретиков-павлиан ( павликиан ) только через Крещение. В древней Церкви вопрос о признании действительности хиротоний бывш. еретиков и раскольников решался не только теоретически, в каноническом праве, но и практически: во Всел. VI Соборе участвовали бывш. монофелиты; Всел. VII Собор состоял в основном из бывш. иконоборцев; то же можно сказать относительно Торжества Православия 843 г. В службе 1-й недели Великого поста говорится по этому поводу «о разстоящихся удах Христовых, совокупленных во единство». Церковь в этих случаях отклоняла требования ригористов не признавать еретических хиротоний. Свт. Марк Эфесский, согласившись участвовать в Ферраро-Флорентийском Соборе , тем самым показал, что считает католич. епископов епископами, и, отказав им в общении, не отказал в епископском звании.

http://pravenc.ru/text/апостольское ...

Падение и восстание апостола Петра напоминает нам, братие, о наших собственных падениях и о необходимости нашего восстания от духовного сна. Мы многоразличным образом отрекаемся от Христа; есть нам в чем каяться. Оскудевает среди нас истинная и искренняя вера, иссякает христианская любовь, угасает христианское упование жизни и бессмертия. Нет между нами мира, нет единения, а враг сеет среди нас всякого рода вражду. Какая-то тайная и явная злоба разделяет нас; самому искреннему слову мы часто не верим. Истинное Христово нравоучение мы готовы считать каким-то низшим научением и выше всего ставим защиту себя, своих прав, свое собственное самолюбие, не щадя при этом личности других. Мы как будто совершенно забыли слово Господа нашего: любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящыя вам напасть и изгонящыя вы ( Мф.5:44 ). Апостол пишет: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:1,2,3 ). Неприложимы ли эти слова святого Апостола к нам, к нашему времени? Мы враждуем, и завидуем, и нравственно убиваем других. Мы ничего не можем достигнуть, потому что только препираемся и творим всякого рода распри. Мы не имеем, нуждаемся, так как не просим у Бога: религиозное сомнение разъедает нас, а надеемся на свои собственные силы. А если просим, то просим не того, что действительно нам необходимо, что служит к нашему истинному благу, что подлинно нас возвышает, а желаем того, что удовлетворяет наши низменные чувственные вожделения. Есть, братие, нам в чем каяться. Апостол научает нас отложить, – сбросить, как ветхую одежду, «всякую злобу, и всякое коварство и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» ( 1Пет.2:1 ). Эти пороки теснейшим образом связаны между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Памятник сильно пострадал от обстрела в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910 г., выполненная по эскизам В. Васнецова. Преимущественно деревянные жилые и хозяйственные монастырские здания в один и два этажа, в том числе просфорный дом, трапезная, иконописная мастерская, представляют образцы рядовой массовой застройки своего времени и в этом отношении очень характерны. В наружной обработке одних живы традиционные ампирные мотивы, другие тяготеют к псевдорусским формам. Статья из " Памятники архитектуры Московской области " . -  Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская. В августе 2002 года монастырь представлял из себя одну большую стройплощадку. Ремонтировалось все одновременно, что видно на фотографиях. Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Своим возникновением Спасо-Вларенский женский монастырь, расположенный в селе Деденево, обязан прославленному роду Головиных. Деденево, ранее называвшееся Ново-Спасское, принадлежало этому роду с 1687 года, когда его купил Василий Петрович Головин. Его сын в 1798 году заложил в своем родовом имении храм во имя Спаса Нерукотворного. Строительство этого обширного и величественного здания продолжалось почти сто лет, и было завершено в 1890 году.

http://sobory.ru/article/?object=00515

Первые годы архипастырского служения святителя Николая были радостными, хотя трудными. На вершине Суругадайского холма, где находились миссия и ее учреждения, по плану архитектора М.А. Шурупова в 1885–1891 годах был построен собор Воскресения Христова. В 1897 году для работы в миссии был откомандирован иеромонах Андроник (Никольский, † 1918, священномученик). В своем дневнике он писал о владыке Николае: «Февраля 21/марта 5 1898 года. Суббота под воскресенье первой недели Великого поста. Я исповедал епископа, а вчера сам у него исповедовался. Замечательно молодая у него душа: при немалых годах (62 года), при постоянных житейских и деловых передрягах – совсем молодая душа молодого идеалиста, чуждая всякой неискренней прикрасы своего настроения, прикрасы хотя бы умными и высокодуховными словами; он, напротив, говорит так, как чувствует, – просто, искренне. И самопревозношения над другими никакого не заметно. Владыку здесь, конечно, вся Япония знает, конечно, не лично, а просто как “Николая”; и само Православие здесь большей частью известно под именем “учения Николая”; так как он один ведь здесь и положил начало и вел до сих пор это дело. И жаль мне его, бедного: как будто всегда он один и был, и есть, и будет, а мы все какие-то временные работники, постоянно готовы убежать, то рассорившись с ними, то заболевши». Во время русско-японской войны 1904–1905 годов на долю святителя Николая и его паствы выпали тяжелые испытания. Деятельность епископа Николая, много помогавшего русским военнопленным, была по достоинству оценена: церковным священноначалием он был возведен в сан архиепископа и ему усвоен титул «Японского». Преодолевая послевоенные трудности, умудренный опытом 70-летний старец продолжал руководить основанной им Церковью. В марте 1908 года помощником архиепископа Николая стал епископ Киотский Сергий (Тихомиров; 1871–1945), впоследствии митрополит Японский. Архиепископ Николай видел в своем преемнике истинного миссионера. 3 февраля 1912 года на 76-м году жизни приснопамятный святитель Японский мирно отошел ко Господу. В тот же день Святая Церковь празднует его память. Архиепископ Николай для японской православной паствы был не только проповедником слова Божия, но и любящим пастырем и отцом, отдавшим ей и свое сердце, и свою жизнь.

http://pravoslavie.ru/41329.html

Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28—32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать. «Мама! Молись! — кричала Зоя. — Молись! В грехах погибаем! Молись!» О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует». Из посетителей к Зое были допущены следующие лица: 1. Приехавший из Москвы известный профессор медицины. Он подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость. 2. По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли этого сделать. 3. В праздник Рождества Христова приехал иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он сумел взять икону из рук Зои и, воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира». 4. Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха. 5. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну, что, устала стоять?» Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай.

http://zavet.ru/kamendev.htm

Получив такой жестокий ответ, жители мировой столицы снова излили в скорбной молитве всю свою душу. Между тем хан велел наполнить Золотой Рог челноками и дал приказ одновременно идти с суши приступом. Но Богоматерь вдохновила защитников Царьграда и вложила в сердца их дивное мужество. Все приступы были повсюду отбиты, а в то же время морская стихия, освященная погружением в нее ризы Богоматери, взволновалась бурей и потопила множество аварских челноков. Хан видел с высокого холма поражение и бегство сухопутной силы своей, гибель своего флота. Он бил себя в грудь и лицо руками, видя окрестности Константинополя, усеянные трупами аварских воинов. Ночью жители, открыв ворота, сделали вылазку и перебили еще много неприятелей. Хан отступил, а город наполнился великой радостью, и всю ночь константинопольские улицы и площади оглашались песнью в честь Богоматери. Через 30 лет совершилось новое чудесное избавление Константинополя от сарацин силой Богоматери. Полчища их были разбиты, а большая часть флота истреблена греческим огнем и бурей. Через полвека подступили к Константинополю сарацины на 1800 судах. Жители искали заступничества у Богоматери. С Крестом Животворящим и иконой Одигитрии они обходили город, в слезах взывая к Богу о милосердии. Поднялась в Эгейском море буря, и сарацинский флот был весь разрушен. Едва спаслось 10 судов. Трупами завалены были берега близлежащих островов и входы в гавань. В память всех этих многократных побед, одержанных силой Пречистой Девы, установлен в Константинополе в субботу 5-й недели Великого поста праздник Похвалы Богоматери. Он совершался сперва в царских чертогах, и народ проводил там всю ночь, воспевая акафист, т. е. пение неседальное. Акафист этот сложен в честь заступничества Богоматерью Константинополя и представляет собой высочайший образец молитвенной похвалы и безбрежного сердечного умиления. Сколько говорят сердцу христианина, который видел над собой заступничество Богоматери, рассеяние Ее силой великих опасностей, такие, например, слова: «Взбранная Воевода, как имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи!» Из Царьграда праздник Похвалы Богородицы перешел в другие города и постепенно стал общим в церкви восточной. В России с особым торжеством совершается он в Киево-Печерской лавре, где ко всенощной украшают местную икону Богоматери цветами и зажигают пред ней множество лампад.

http://sedmitza.ru/lib/text/440284/

Сегодняшние праздники призывают нас к решимости следовать за Христом. Пресвятая Богородица на слова Архангела Гавриила смиренно ответила «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Эта святая женщина, видевшая впоследствии распятие своего Сына и все равно не усомнившаяся в Его Божестве, явила всем нам пример такой смиренной решимости. Поэтому Церковь и чтит ее превыше Херувимов и Серафимов. Я думаю, что каждый из нас должен быть готов в любую минуту произнести те же слова что и она, отвечая на призыв Бога. Но, при всем этом не следует думать, что христианство — это сплошные скорби и страдания. В этом году мы празднуем одновременно Благовещение, Крестопоклонную неделю и Воскресение. Крестом не закончилось Евангелие. После смерти Господней последовало Его Воскресение. Сегодня мы поем, что не только поклоняемся Кресту, но «и святое Воскресение Твое славим». Два этих события не могут пониматься в отрыве друг от друга. Печаль креста обязательно сменяется Пасхальной радостью. Память об этом очень укрепляет наши духовные силы в середине Великого поста.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 апреля, 2023 7 апреля, 2022 7 апреля, 2020 7 апреля, 2020 7 апреля, 2019 6 апреля, 2019 7 апреля, 2018 5 апреля, 2018 7 апреля, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-artemij-bl...

Церковь Св. Живоначальной Троицы, построена, вероятно, без плана и Фасада, потому что глава, венчающая единственный купол ея, своею высотою и толщиною ни сколько не гармонирует целому зданию. При очень не большой высоте стен, длина храма от западных дверей до горного места 9 саж., ширина 7 саж., высота до оконечности креста 11 саж. Престол в ней один - во имя Св. Живоначальной Троицы. Местные иконы: Спасителя, Богоматери, Живоначальной Троицы и св. Николая в серебряных ризах. В 1811 г. храм обгорел: тогда же сгорела и школа, где находились все книги и бумаги Троицкой церкви, который держал у себя священник Павел Бутовский. Церковь Троицкая бедна утварью. Более других вещей стоят внимания: 1) Евангелие к.п. 1707 г., на нижней доске изображен Василий великий, а под ним вырезана надпись: «1723 года мая 5 дня старанием (т.е. обделано в настоящую оправу медную) протопопа борзенского Василия Величковского». Это евангелие начинается первым днем Пасхи, продолжается по всем неделям пятидесятницы и по пятидесятнице, а также во все недели великого поста до великой субботы включит. За тем сборник 12 месяцев, и евангелия следуют но дням праздников не преходящих (с 1 сентября до 31 августа) и проч. Такие евангелие называются: Апракос. Такой состав евангелие принесен из Афонской горы одним архимандритом гетману Мазепе и напечатан в первый раз по благословению митрополита Киевского Валаама. На первом листе, внизу, следующая надпись: «я Степан Забела даю сие евангелие до церкви Воскресения Христова». 2) Евангелие в лист, я.п. 1688 г., в медной оправе по темно-зеленому бархату; надпись по листам: «Сие евангелие надал черниговский полковник его милость пан Яков Лизогуб до храму рождества пресвят. Богородицы, от его в месте Седневе новоизданном даруючи... а кто от именованного храму отдалять будет, тот будет под неблагословением Божьим и проклятием - анафема. Року от Рожд. Христова 1690 сент. 21 по сем паденье выраженном подписи, попущением Божьим в нынешнем року 1693 место Борзна выгорела с церквами Божьими; а в Седневе до именованного храму моим коштом сооруженного инше две евангелие свяла надане. Для намеренного пожарного в Борзне припадку и в тамошней церкви храму св. Живоначальной Троицы все книги погорели; сие св. евангелие до оного надаю храму, а для ведомости потомственной, часть же в доле моей переменилась - сие повторяя чиню надпись року 1693 авг. 7 дня в Чернигове, подписал черниговский полковник Яков Лизогуб».

http://sobory.ru/article/?object=56945

Тит. 762). З. пятидесятный в основном соответствует З. постному, в добавление к последнему содержит Слова на Пасху, на Антипасху, на Неделю 2-ю после Пасхи, на Неделю 3-ю, на среду и воскресенье 4-й седмицы после Пасхи, на Недели 5-ю и 6-ю (иногда и на четверг 6-й седмицы), на субботу и воскресенье 7-й седмицы, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы и на Неделю всех святых (см., напр.: РГБ. Троиц. 142; РНБ. Тит. 752 и 755; ГИМ. Увар. 158/314 и 782/315). Наиболее распространены списки З. годового. Он встречается в 2 основных разновидностях: краткой и пространной. З. годовой краткого вида содержит Слова на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботы и воскресенья мясопустной и сыропустной седмиц, на субботу и воскресенье 1-й седмицы поста, на воскресные дни 2-й и 3-й седмиц, на среду и воскресенье 4-й седмицы, на субботу и воскресенье 6-й седмицы, на четверг и субботу Страстной седмицы, на Пасху, на воскресные и нек-рые будние дни 2-7-й послепасхальных седмиц, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы, на Неделю всех святых и на все последующие воскресные дни до приготовительных седмиц к Великому посту, причем в воскресенья 7, 8 и 10-й седмиц читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 33.13.15 и 16.18.1; РГБ. Больш. 215). З. годовой пространного вида содержит Слова не только на воскресные, но и на будние дни поста, совпадая в этой части с З. постным и З. пятидесятным. В статьях после Недели всех святых краткий и пространный виды идентичны (см., напр.: РГБ. Больш. 215; ГИМ. Увар. 111/316; РНБ. Тит. 751 и 753). Ряд Слов, читающихся в пространном виде З. годового после Недели всех святых, повторяют Слова, читающиеся в будние дни поста: так, Слова на субботу мясопустной седмицы, на вторник-пятницу 1-й седмицы поста, на субботу 2-й седмицы поста, на среду и четверг 3-й седмицы поста повторены соответственно в 14, 5, 6, 8, 3 (в составе Слова о богатом и Лазаре), 18, 11, 9 и 12-е воскресенья после Недели всех святых. В некоторых списках З.

http://pravenc.ru/text/199907.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010