« В феврале 1917 г. произошла революция. К нам, в Петрозаводск, известие об отречении Государя пришло только 4 марта. С поздним вечерним поездом приехали из Петрограда матросы, обезоружили полицию, объявили о свержении царизма, устроили в театре митинг, на котором, кажется, был избран временный совет управления. Впоследствии был избран Комиссаром Временного Правительства Иерон. Феликс. Кучевский. В Петрозаводске не было пролетариата в собственном и строгом смысле слова: подавляющее число рабочих Александровского сталелитейного завода были мещане города, почти все имевшие свою оседлость, домики, огороды и т.п. Настроения революционного здесь особенно не чувствовалось. Наоборот, в первые дни, скорее, чувствовалась растерянность. Даже и потом, после октябрьской революции, происшедшей в Петрограде, у нас все шло по-старому, и только 5-го января 1918 г. вся власть перешла к Совету рабочих и красноармейских депутатов» — писал прот.Н.Чуков в IV части «Мои воспоминания ». Манифесты Государя Императора об отречении и великого князя Михаила о передаче власти Временному Правительству, напечатанные 4 и 5 марта в газете «Олонецкое утро», 5 марта были прочтены преосв. Иоанникием в Петрозаводском кафедральном соборе после литургии. Затем было совершено молебствование Господу. Возглашение имен царствовавшей фамилии было прекращено... Оба манифеста были перепечатаны из «Олонецкого утра» в шестом номере от 15 марта 1917 года. Также в официальном отделе этого номера напечатана телеграмма на имя епископа Иоанникия от имени первенствующего члена Св. Синода митрополита Владимира (Богоявленского): «Моления следует возносить за Богохранимую державу Российскую и Благоверное Временное Правительство»... Таким образом, в четверток крестопоклонной недели Великого Поста, за месяц до решающего наступления в Великой Войне, когда победа России была уже обеспечена, от власти был отстранен главнокомандующий, Государь Император; уставшая от войны страна была ввергнута в хаос и анархию. Временное Правительство, помимо свободы революционерам всех мастей и уголовникам, устами обер-прокурора В.Н.Львова объявило «свободу» от так называемого «цезаро-папизма», под которой следовало понимать «свободу церковной жизни от опеки государства». О том, насколько эти заявления были к тому же и декларативны, говорит и насильственное низложение с кафедр некоторых достойных архиереев, объявленных ставленниками Распутина, и роспуск состава Синода зимней сессии, и то, как вопреки мнению Синода церковно-приходские школы указом Временного Правительства 20 июня 1917 года были переведены в ведение Министерства народного просвещения с соответствующим сокращением сметы Святейшего Синода вдвое.

http://bogoslov.ru/article/747541

Молоко и его производные имеют достаточно богатым минеральным составом. Его можно использовать в качестве слабого удобрения для огурцов, разбавив в пять раз и поливая растения. Молоко также является средством для профилактики мучнистой росы и других грибковых болезней. Обрабатывать молоком растения нужно в начале сезона раз в две недели. Борная кислота Борная кислота находится в природе в виде минерала сассолина, в горячих источниках и минеральных водах, а потому может считаться натуральным удобрением. Бор является одним из важнейших элементов в жизни растений, поскольку отвечает за начало цветения почти всех садовых и огородных культур. Благодаря бору также закладываются новые точки роста стеблей, корней и бутонов. Содержание сахара в плодах также регулируется бором. Если бора не хватает, то точки роста и новые бутоны отмирают, а растения часто поражаются сухой и коричневой гнилью. Для внекорневой подкормки используют 0,05% раствор борной кислоты, а для подкормки под корень требуется 0,01–0,02% раствор. Проще сказать: 5 г. и 1–2 г. на 10 литров воды. Борная кислота сравнительно мало растворяется в воде: при комнатной температуре в 100 мл воды растворяется 5,74 г, а это чуть больше 5%. Очевидно, что для получения раствора в сто раз меньшей концентрации нет необходимости нагревать воду: достаточно всыпать борную кислоту в воду и размешать. Как кислота она очень слабая, а потому не закисляет почву. Заключение К сожалению, одних только природных подкормок недостаточно, чтобы насытить почву. Зато можно её «перекормить», поскольку точный состав неизвестен. Если использовать рациональный подход к удобрениям, тогда на огороде вырастет богатый и полезный урожай. Рекомендуемые статьи Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830).

http://azbyka.ru/garden/luchshie-natural...

7 . Кроме того, в трапезной был храм в память Великого князя Александра Невского. Там служили большей частью зимой, поскольку храм Тихвинской иконы Божией Матери был тесен и душен. Ранее на этом месте стояло сельское кладбище. Кладбище перенесли за монастырские постройки поближе к Сарову. Монастырское же кладбище занимало юго-восточный угол канавки, располагалось вокруг храма Преображения. Еще было два Рождественских храма во имя Спасителя и Божией Матери. Пристроены к Казанской церкви еще при отце Серафиме. Стало быть, храмов насчитывалось девять, а престолов- пятнадцать. Под все престольные праздники за малой вечерней служился параклис Божией Матери и утром бывало водоосвящение. На престольные праздники образу Божией Матери «Умиление», 28 июля, и в день памяти преподобного Серафима, 19 июля и 2 января, а также на день основания обители, 9 декабря, день Зачатия праведной Анны, после поздней Литургии обязательно совершались крестные ходы по канавке с пением параклиса Божией Матери «Многими содержимь напастьми». Накануне 9 декабря бывала торжественная всенощная празднику иконе Божией Матери «Умиление» и преподобному Серафиму. За всенощной читался акафист пополам: Царице Небесной – Благовещению с 1 по 6 кондак и икос и с 7 по 12 – преподобному Серафиму. Иконе Божией Матери «Умиление» существует особая служба, составленная митрополитом Серафимом Чичаговым . Кроме того, на праздник Живоносного Источника был крестный ход внутри обители за канавкой, а на преполовение – вокруг обители за оградой. Духовенство монастыря почти все было из рода отца Василия Садовского. При разгоне старшим был протоиерей о. Иоанн Смирнов , родной племянник о. Василия (скончался в глубокой старости в Дивееве). Кроме него были: о. Михаил Гусев, сын родной внучки, воспитывавшейся у о. Василия (скончался в тюрьме); о. Иоанн Полидорский, муж сестры о. Михаила (скончался на Соловках). Ежедневно Служба утром (кроме Великого поста) начиналась: ранняя обедня в 5 часов и поздняя в 6 часов (в разных храмах). По воскресным дням обязательно перед поздней бывал параклис на распев, по очереди оба канона. Вечером в половине шестого – вечерня и заутреня. Затем малое повечерие с каноном (дневным по уставу). Перед ранней обедней с 4 утра и перед поздней с 5 часов читались правило причастникам, утренние молитвы и сборный акафист. Полунощница читалась иногда с вечера или по келиям. Вечером в половине пятого всегда неопустительно, кроме только Пасхальной недели, читалось данное преподобным правило: 12 избранных псалмов, помянник и по 100 поклонов Спасителю, Божией Матери и преподобному, затем маленькое правильце и, конечно, поминали благодетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

17 марта 1894 года Василий Казанский выступил со своей первой беседой для народа «Житие св. Алексия, человека Божия, и нравственные уроки, в нем заключающиеся». Эту беседу, как и последующие, он читал в районе Песков, неподалеку от духовной академии, в доме 19 по Кирилловской улице. В густо населенной части города к северу от Александро-Невской лавры, с вереницей промышленных предприятий вдоль Невы, особенно ощущался недостаток храмов, поэтому Общество снимало здесь зал для религиозно-нравственных чтений. Перед тем, как предоставить слово студенту-первокурснику, беседу «О говений» предложил настоятель церкви Покрова на Боровой улице священник Сергий Николаевич Слепян (1858 – 17 февраля 1912). Строительство этой двухэтажной церкви, ставшей центром Епархиального братства Пресвятой Богородицы, велось в 1890–1897 годах – в основном на средства, собранные самим С.Н. Слепяном. На две недели раньше Василия Казанского свою первую беседу в том же зале провел его однокурсник Александр Васильевич Рождественский (11 октября 1872 – 5 июля 1905), – впоследствии петербургский священник и страстный борец за народную трезвость 94 . И в дальнейшем они постоянно сотрудничали как студенты-проповедники. Темы первых бесед В. П. Казанского были следующие: «О важном значении в деле нашего спасения благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии», «Особенности богослужения пятой седмицы великого поста (стояние Марии Египетской и похвала Богородице) и рассказ об Иосифе», «О терпеливом перенесении скорбей по примеру Иова», «О страданиях Иисуса Христа». Студенты В. Казанский и А. Рождественский вели попеременно беседы до конца мая. На них присутствовало обычно 300–350 человек 95 . Кроме того, Василий Казанский дважды, 3 и 10 апреля, выступал в школе при писчебумажной фабрике братьев Варгуниных (на правом берегу Невы) – с беседой о Марии Египетской как примере борьбы с греховными привычками и с беседой на текст «Господь близ» ( Флп.4:5 ) 96 . При этой фабрике существовало одно из первых в столице обществ трезвости – Свято-Никольское. Оно было основано в 1890 году студентом С.-Петербургской духовной академии Александром Петровичем Васильевым (впоследствии протоиерей, с 1914 года – духовник императора Николая II и его семьи). Члены этого общества и составляли основной контингент слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этих трех разрядах нахолим первообразы всех последующих изменений. Из них Русские творцы в XV и XVI столетиях извлекали материалы для своих книг. Теперь еще трудно определить, когда все три разряда Стихираря были соединены в одну общую книгу. Наши Археологи нотных книг должны начинать свое изучение с Стихираря. Одии только критические исследования могут определить с достоверностью, в каком виде Стихирарь перешел в нашу Русскую Церковь ? Что в нем есть чужого и что нашего? Русские дополнения очевиднее всего в Стихираре месячном. Древнейшие и замечательные списки Стихирарей находятся в библиотеках: 1) Московской Синодальной–харатейный список, писанный 1157 года, при князе Юрии Владимировиче, Киевского письма; 2)С. Петербургской Публичной–харатейный список XII века Болгарского письма(из коллекции Гр. Толстова 11, 1. ); 3)Троицкой Сергиевой Лавры, харатейный список 1303 года, Московского письма; 4)Новогородского Софийского Собора – харатейный список XIV века; 5)Румянцевского Музеума– харатейный список XIV века; 6) М. П. список 1422 года, Псковского письма. II. Кондакарь Кондакарь принадлежит к числу древних книг Русской Церкви. Трудно теперь решить: перешел ли он в таком составе к нам из Греции, или принадлежит к Славяиской Церкви, Болгар и Русских? В России он начал выходить из употребления в конце XV века. В состав Кондакаря входили следующие: 1)Кондаки дневные на весь год. 2)Кондаки праздннчные от Великого Поста до Недели всех Святых. 3)Кондаки всех 8 гласов. 5)Катавасии праздничные. 6)Трипеснец. Книга Кондакарь встречается в наших библиотеках и без крюковых нот, один только текст. Явление Кондакаря должно быть тождественно Стихирарю, потому что они составлены по одной форме, на одни и те же случаи. Замечательный харайтейный список Кондакаря из древней редакции сохраняется в библиотеке Московской Троицкой Сергиевой Лавры. В этом списке нотные знаки отличаются своею особенностию и не походят на крюковые XV века. Он принадлежит к числу Русских списков, и следовательно служиг доказательством, что в древней Русской Церкви были нотные знаки: азбучные и крюковые. III. Демественник

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Земные власти могут класть оковы на руки и ноги; у них есть темница, заточение: но все это связует ли душу? Нет. Гордость не ставит выше себя ничего человеческого. Другое дело — власть не земная, а небесная. Злодеи, которых не могли исправлять никакие казни, пред смиренным служителем Божиим приходили в глубокое сокрушение, и раз навсегда отказывались от прежней жизни. Хищник возвращал чужое, непримиримый враг мирился с врагом, тяжущиеся прекращали тяжбу, ссорившиеся супруги забывали ссору, по внушениям служителя Божия, — потому что он не слуга человеков, а слуга и посланник Божий. О, мудрость земная! как слепа она, отвергая помощь неба, столько полезную даже для земли! «Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви» (Псал. 31:5), так говорит кающийся Давид. Что это значит? Означает ли только сердечное сознание в беззаконии своем? Но об этом он уже сказал, когда сказал пред тем: беззаконие мое познах и греха моего непокрых. Если говорит Давид: исповем на мя беззаконие: то, и по значению слов, он говорит не о сознании греха в своей совести, а о поведании, обнаружении беззакония пред другим. Поверим слова песни Давидовой историею Давида, и найдем то же. Пророк Нафан обличал Давида в грехе с Вирсавиею, и Давид не ограничился тем, чтобы сознать грех в душе своей; он исповедал беззаконие пред Нафаном, сказал в слух его: «согреших ко Господу» (2 Цар. 12:13). Заповедь Божию о исповеди видим еще в законе Моисеевом; там Бог повелел возвестить Израилю: «Муж или жена, иже аще сотворит от всех грехов человеческих, и презирая презрит Господа, и преступит душа она: да исповест грех, егоже сотвори, и да отдаст преступление истое» (Числ. 5:6—7). Известны различные жертвы за грехи; принося их, исповедывали над ними грехи свои в присутствии жреца, который молился, дабы, для веры в будущую всемирную жертву, не взыскано было за согрешения (Лев. 4:1—26). Предтеча Иоанн крестил во Иордане только тех, которые, приходя к нему, исповедали грехи свои. Он давал при том особенные наставления мытарям, особенные воину, и особенные людям простым (Лук. 3:10—15; Матф. 3:6); а эта частность наставлений, конечно, сообразна была с тем, что неодинаковые открываемы были грехи, или неодинаковое положение душ открывалось исповедию. Что исповедь пред Иоанном не была делом произвола человеческого, о том ясно сказано. Фарисеи не хотели исповедывать Иоанну грехов своих и креститься от него, — и слово Божие говорит о фарисеях: «совет Божий отвергоша о себе, не крещшеся от него» (Лук. 7:29—30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2984...

Иероним де называется святым триодью постной в службе сырной субботы на утрени 918 , в уставах древних виленских и львовских под 15 июля и в книге Жезл л. 50 об. О непорочном же зачатии Богородицы упоминается в Жезле л. 5 об. и в песни шестой Рождеству Пресвятой Богородицы; «о сем стязании во училища отсылаем богословския на соборное определение те листы два, но еще тогда нам не было запрещения так глаголати и печатати; ныне же без всякаго прекословия повинуемся и не будем того воспоминать, переменив те оба листы, избравше удобне нам о том молчати, а не испытовати о том, пленяюще всяк разум». 919 Конечно дело о разрешении дальнейшего печатания миней пока, впредь до избрания патриарха, было отложено. Между тем и киевский митрополит Гедеон Четвертинский чувствовал себя плохо. 21 марта по его просьбе архимандрит киевский Варлаам Ясинский написал духовное завещание, коим между прочим было отказано на сорокоусты «сто золотых до Батуринского монастыря» 920 , a 6 апреля 1690 г. в воскресенье 5 недели Великого поста многострадальный митрополит преставился. 921 На соборной элекции в Киеве 1 и 2 июля митрополитом был избран Варлаам Ясинский. Был ли на элекции Димитрий, не знаем, но подписи его на соборном акте нет. 31 июля Варлаам отправился в Москву 922 , где новоизбранный патриарх Адриан, вообще благоволивший к малороссам, торжественно посвятил его в церкви Успения 31 августа 1690 года. 923 Единственным происшествием в монастырской жизни св. Димитрия был пролет саранчи с юга на север между 6–15 августа, что он и занес в свой диарий. 924 28 октября было перенесение иконы Руденской Божией Матери из Рудни (возле Любеча, в 60 верстах от Чернигова) в Киев. 925 31 октября в Батурин прибыл новый митрополит Варлаам, и 1 ноября вручил Димитрию «благословляющую грамоту» патриарха Адриана от 3 октября 1689 г. (по московски 1690 г.): «Сам Бог в Троице животворящей», писал патриарх... «да воздаст ти брате... за твоя Богоугодные труды в писании, исправлении же и типом издании книги душеполезныя житий святых на три месяца первыя Септемврий, Октоврий и Ноемврий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Противостанем с решимостию, с самоотвержением душепагубной и льстивой страсти тщеславия! Противостанем ей, утвердив на камени Христовых заповедей наше слабое сердце, которое само по себе удобно колеблется, как бы от ветров, от влияния и действия на него различных страстей. Отвергнув, и постоянно отвергая тщеславие, мы будем уже в безопасности от другой страсти, от ужасной страсти лицемерства. Добрые дела наши и подвиги будем совершать по наставлению Спасителя – втайне. Принимая участие в церковных последованиях, остережемся от проявления при них каких-либо особенных порывов нашей набожности, которые бы резко отличали нас от братий наших. “Обрати внимание на то”, – сказал святой Иоанн Лествичник , чтоб, находясь между братиями твоими, тебе отнюдь не показаться праведнее их в чем-либо. Поступая иначе, соделаешь два зла: братий уязвишь твоим притворным усердием, а себе непременно дашь повод к высокомудрию. Будь усерден в душе твоей, не обнаруживая этого ни телодвижением, ни видом, ни словом, ни паданием” 41 . Если же в уединенном затворе, при уединенной молитве, при душеназидательном чтении и размышлении, тщеславный помысел, проникнув сквозь заключенную дверь, проникнув к самому уму нашему, к самому сердцу, будет представлять нам для прельщения нашего славу человеческую, как украшенную блудницу, – возведем скорее мысль на небо пред Бога. Когда ум человеческий озарится духовным созерцанием Божественной славы и величия, и низойдет оттуда к созерцанию самого себя: тогда он видит уже не величие человечества. Он видит его нищету, греховность, немощь, падение; видит приговор смертный, изреченный на всех; видит тление и смрад всех при постепенном, никем неминуемом исполнении приговора. Он стяжавает правильное понятие о человеке, чуждое тщеславного обольщения, и восклицает вместе с Иовом: Владыко Господи! «ныне око мое виде Тя. Тем же укорих себе сам и истаях: и мню себе землю и пепел» ( Uob. XLII, 5, 6 ). Истинное смирение – от Богопознания. Аминь. Читать далее Источник: Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова/[Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижев]. - М. : Паломникъ, 2001-./Т. 4. Аскетическая проповедь. - 2002. - 783 с. ISBN 5-87468-179-5 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Регулярное же, ничем не стесняемое чтение воскресных евангелий начинается с первой недели (воскресенья) по Пятидесятнице — т. е. со Дня Всех святых. В этот день мы слышим первое воскресное евангелие, на следующей неделе — второе, и так далее, до последнего — одиннадцатого. После этого цикл возобновляется. Так продолжается даже во время Великого поста — вплоть до воскресенья, предшествующего Входу Господню в Иерусалим  — 6-го воскресенья Великого поста. Воскресное евангельское чтение на утрене может быть отменено лишь в том случае, если с воскресеньем совпадает двунадесятый праздник — так будет в 2014 году в день Богоявления. Итак, какие же именно евангельские сюжеты мы слышим по воскресеньям? 1) Мф 28:16–20 (зач. 116) — Христос отправляет учеников на проповедь; 2) Мк 16:1–8 (зач. 70) — ученицам является ангел; 3) Мк 16:9–20 (зач. 71) — краткое изложение различных явлениий воскресшего Спасителя ученикам, вознесение; 4) Лк 24: 1–12 (зач. 112) — ученицам является ангел; Петр прибегает к пустой гробнице; 5) Лк 24:12–35 (зач. 113) — Христос является Луке и Клеопе, идущим в Эммаус; 6) Лк 24: 36–53 (зач. 114) — явление Христа ученикам и вознесение; 7) Ин 20:1–10 (зач. 63) — ученицы и ученики приходят к гробнице Учителя; 8) Ин 20:11–18 (зач. 64) — явление Христа Магдалине; 9) Ин 20:19–31 (зач. 65) — неверие и вера Фомы; 10) Ин 21:1–14 (зач. 66) — чудесный улов рыбы; 11) Ин 21:15–25 (зач. 67) — диалог Иисуса и Петра; предсказание о судьбе Иоанна. Как видим, на Евангелие от Матфея приходится лишь один фрагмент, на Евангелие от Марка — два, на Евангелие от Луки — три, на Евангелие от Иоанна — остальные пять. Такая диспропорция почти целиком объясняется вполне естественными причинами: у Иоанна событиям после Воскресения отведено две главы против одной у прочих евангелистов; у Луки в 24-й главе действительно выделяется три эпизода; у Марка последняя глава очевидным образом распадается именно на две части (причем не только сюжетно, но и с точки зрения текстологии). Но вот с Матфеем картина несколько сложнее. То, что мы читаем в качестве первого воскресного евангелия, — это всего лишь пять стихов в самом конце 28-й главы. Но ведь первые 15 стихов этой главы образуют еще два эпизода (стт. 1–8, 9–15) вполне праздничного содержания — почему же их не включили в число воскресных евангельских чтений? Неужто только для того, чтобы соблюсти верность числу 11? Отчасти, несомненно, по этой причине. Но эти 15 стихов отнюдь не обижены: они (впрочем, и концовка 28-й главы также) читаются на самой торжественной службе всего церковного года. Мы знаем ее как литургию свт. Василия Великого в день Великой субботы . Эта служба, которая по уставу должна совершаться вечером (а вовсе не утром, как у нас заведено, — чтобы потом весь день можно было освящать куличи), по сути дела, первая литургия Пасхи. И вот на этой службе мы впервые после Страстной седмицы слышим весть о Воскресении Христа.

http://pravmir.ru/evangelskie-chteniya-n...

В Риме VII века Папа служил только одну Мессу, зато в приходских церквах их было три: первая – в связи с принятием в общение отлученных грешников, вторая – в связи с освящением елея, третья – в честь установления Евхаристии. Ныне Месса «Тайной Вечери», главной темой которой является установление Христом Таинства Евхаристии, совершается в вечернее время. С литургией Великого четверга сопряжены следующие обряды: -  Mandatum  – «Заповедь». Речь идет о заповеди любви («Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»), внешним выражением которой является обряд умывания ног другому человеку. Это – древнее выражение гостеприимства (ср. Быт 18,4), жест, воспроизведенный впоследствии Самим Иисусом Христом по отношению к апостолам (Ин 13,1-11). Обычай практиковался в монашеских общинах, а в литургию был введен впервые в Испании (синод в Толедо 649 г.). Перед реформой 1955 г. данный обряд был зарезервирован исключительно для епископов и аббатов, а ныне его рекомендуется совершать в каждом приходе. Правящий епископ или настоятель прихода моет ноги двенадцати (по числу апостолов) священникам и (или) мирянам. -  Перенесение Святых Даро в. Этот обряд оформился в связи с почитанием в Западной Церкви Святых Даров. Начиная со Средневековья, развивается символика гробницы. Однако в обновленной литургии не говорится уже о гробнице, но об «алтаре выставления». Во время процессии перенесения Даров полностью исполняется знаменитый гимн св. Фомы Аквинского Pange lingua , прославляющий Евхаристию. -  Denudatio altaris  – «обнажение алтаря». Собственно, до VII/VIII века покровы на алтаре оставались только на время совершения Литургии, а затем убирались. Однако ныне алтарь покрыт постоянно, а обнажается лишь после перенесения Даров в Великий четверг. Считается, что это должно символически знаменовать  denudatio  – оставление Христа самыми близкими людьми и Его обнажение перед распятием. -  Crepitacula  – отказ от использования колоколов, колокольчиков и органной музыки. Все музыкальные инструменты умолкают после ликующего гимна Gloria в начале Мессы. Могут употребляться лишь деревянные колотушки ( crepitacula ,  tabulae ). Обычай этот восходит еще к VIII столетию. Считается, что он символизирует смирение и уничижение Христа, а также является воспоминанием о тех временах, когда музыкальные инструменты в литургии вообще не использовались, как это и доныне имеет место в Православной Церкви. Кое-кто говорит о «посте ушей», подобно тому, как обычай закрывать изображения и кресты, начиная с 5-ой недели Великого Поста, свидетельствует о «посте зрения».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010