Было тогда Арсению 29 лет. Про себя он потом будет говорить, что поздновато, конечно, стал монахом. Это при том, что в монахи он готовил себя сызмальства! Он потом будет интенсивностью подвига постоянно пытаться наверстать упущенное время. А вообще впоследствии наставлял молодежь, что до 30 лет надо уж точно определиться: кто ты – семейный или монах? В общежительном монастыре, каким оказался Эсфигмен, братия жили одной монашеской семьей. Был здесь и брат-столяр И. (имя его даже не упоминается в житии старца), попирающий все уставы ремесла – а плотничество, которому Арсений выучился еще в миру, он благоговейно чтил за ремесло Самого Господа! Никто из братии с этим надменно-грубым столяром и недели выдержать не мог, а Арсений, постриженный через год в рясофор с именем Аверкия, нес у него свое мученическое послушание в течение 2,5 лет. «Он бил меня, как бьют пойманного осьминога, – вспоминал потом старец, – но он очистил меня от всей внутренней нечистоты!» Но были в Эсфигмену и утешения от встреч. Вот что писал старец: «Будучи в общежитии, я получил большую помощь от одного из отцов. Он совсем не разговаривал, ни с кем. У него была потребность беседовать со Христом. Его сердце не лежало к тому, чтобы говорить с людьми. Достаточно было просто видеть этого человека. Он помог мне больше, чем Жития Святых». Потом точно также сам старец Паисий помогал другим: в его присутствии людям, даже далеким от истинной веры, от литургической жизни, открывающей нам Христа, становилось вдруг ясно, что все, что написано в Евангелие – правда, и она осуществима в жизни каждого из нас. Так развеселые студенты становились внезапно для самих себя монахами, а после и митрополитами. Сам старец был точно «ходячим житием». А жития, как известно, есть лишь личные истории воплощения Слова Божия христианином в жизни своей… «Для того чтобы прожить тогда в Эсфигмене сорок дней Великого поста, надо было взойти на настоящую Голгофу, – писал старец о своем первом святогорском поприще-монастыре. – В сутки – только одна тарелка водянистой похлебки без масла. Это было самое строгое общежитие. Первую седмицу Великого поста все отцы почти целый день проводили в церкви».

http://pravoslavie.ru/97061.html

Евангелие от Луки ничего не говорит о дальнейшей судьбе Закхея, и в Деяниях его имя не упоминается. Согласно церковному преданию, Закхей после воскресения Иисуса был поставлен в епископа Кесарии Палестинской. По свидетельству сочинения, приписываемого священномученику Клименту Римскому , он был спутником апостола Петра, проповедовал в Риме и принял мученическую смерть при императоре Нероне. Рассказ о Закхее читается в Православной Церкви в воскресенье за четыре недели до Великого поста. Им открывается серия евангельских чтений, посвященных покаянию: в последующие три воскресенья читаются притчи из Евангелия от Луки о мытаре и фарисее ( Лк. 18:9–14 ) и о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ), а также поучение о Страшном Суде из Евангелия от Матфея ( Мф. 25:31–46 ). Таким образом, история Закхея становится первым звеном в цепи из четырех чтений, призванных подготовить верующего к вступлению в Великий пост как время сугубого покаяния, пересмотра жизненных ориентиров, молитвы и активного доброделания. По церковному учению, пост заключается не только в воздержании от пищи. В одном из песнопений, звучащих в начале Великого поста, говорится: Постящеся, братие, телесне постимся и духовые, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем. Дадим алчущим хлеб и нищия бескровныя введем в домы, да примем от Христа Бога велию милость. Постясь, братья, телесно, будем поститься и духовно: разрушим всякие оковы несправедливости, расторгнем узы насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую расписку, дадим голодным хлеб и введем в дома нищих и бездомных, чтобы получить от Христа великую милость. То, что пообещал сделать Закхей, вполне соответствует тону этих призывов. Может быть, не случайно пост упоминается в качестве одной из добродетелей фарисея в притче о мытаре и фарисее. Связь между историей Закхея и этой притчей прослеживается не только в церковном календаре, но и в самом Евангелии от Луки. Добродетели, которые перечисляет фарисей в молитве к Богу, включают в себя пост (полное воздержание от пищи от рассвета до заката) дважды в неделю и десятину от всего, что он приобретает. Закхей не дает обещание соблюдать пост, но обещает отказаться в пользу нищих от половины всего, что имеет (а не только половины того, что приобретет в будущем), и рассчитаться со всеми обиженными. В очах Иисуса эти заявленные намерения оказываются более драгоценны, чем вся показная праведность фарисеев, не вызывающая у Него ничего, кроме жесткой критики ( Мф. 5:20; 6:2,5,16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

За состоявшимся сегодня в Благовещенском соборе Московского Кремля Патриаршим богослужением управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий поздравил Предстоятеля Русской Церкви с отмечаемой датой. 6 апреля 2024 г. 22:41 Священники оказывают помощь пострадавшим при прорыве дамбы в Орске 45 пациентов из подтопленной больницы помог эвакуировать руководитель социального отдела епархии протоиерей Вячеслав Кочкин. Также священники Орской епархии доставили 30 кг одежды и продуктов в четыре пункта временного размещения. 6 апреля 2024 г. 19:31 В канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя 6 апреля, в канун недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, дня преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Фото Видео 6 апреля 2024 г. 15:26 Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством встретился с атаманом Союза казаков Семиречья 5 апреля состоялась встреча ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерея Тимофея Чайкина с атаманом Союза казаков Семиречья, председателем филиала ОЮЛ «Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана» по г. Алма-Ате, членом Ассамблеи народа Казахстана казачьим полковником Владимиром Шихотовым. Последние публикации 7 апреля 2024 г. 15:04 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля [Патриарх] 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

http://patriarchia.ru/index.html

Пусть Господь благословит все наши добрые намерения: достойно провести Великий пост, воздерживаться от скоромной пищи, изменить стиль нашей жизни, чаще посещать храм, причащаться Святых Христовых Таин. Но самое главное — работать над собой. Семь недель трудов на самой благодатной духовной почве, на почве преодоления наших недостатков — без этого не может быть духовного развития человека… Давайте представим себе, если бы покаяние стало доминантой в человеческих отношениях, разве происходили бы гражданские конфликты? Разве были бы эти страшные столкновения политических сил? Разве имели бы место преступления в области экономики? Разве наполнялось бы ложью информационное пространство? Разве воевали бы народы? Как же можно воевать, если ты простил и просишь прощения? Как же можно обманывать, если ты простил и просишь прощения? Прощение и покаяние — та сила, которая способна изменить нашу жизнь к лучшему. И дай Бог, чтобы Великий пост всему этому послужил. После прочтения молитвы на начало Великого поста Святейший Патриарх Кирилл вновь обратился к присутствующим: Сердечно у всех вас испрашиваю прощения за то, что, может быть, я не успел сделать или не смог сделать, может быть, кого-то не услышал, кому-то не ответил, кого-то, может быть, соблазнил словами или делами своими. У всех вас искренне прошу прощения. Благословите и простите меня, грешного, отцы, братья и сестры. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 марта, 2024 15 марта, 2024 18 октября, 2023 1 марта, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 6 марта, 2022 6 марта, 2022 5 марта, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

Согласно календарю памятных дней, в белорусских епархиях в субботу Первой седмицы Великого поста совершалось поминовение «всех подвизавшихся в спасительном деле воссоединения униатов с Православной Церковью ». Этот день был назначен потому, что Соборный акт о воссоединении был оглашен в первое воскресенье Великого поста - Неделю Торжества Православия. Таким образом, накануне годовщины этого события совершалась заупокойная служба о его участниках. В четверг после первого воскресенья по Пятидесятнице (Недели Всех святых) было еще одно ежегодное поминовение возвращения униатов. В народе этот день назывался «девятухой», т.к. приходился на девятый четверг после Пасхи. Это чествование должно было покрыть почитаемый в католичестве и популярный в простом народе Праздник Тела Христова. В этот день совершался Крестный ход и служилась служба Нерукотворному образу Спасителя (по церковному календарю эта служба 16 августа). Так напоминалось, что верховным Пастырем Церкви является Христос, и возвращение в Православие - это возвращение к истинному главе Церкви, исход из власти мнимого наместника-папы. Поэтому на памятной медали в честь воссоединения была изображена икона Спас Нерукотворный с надписью «Такова имамы Первосвященника», а под иконой: «Отторгнуты насилием 1596 г., воссоединены любовью 1839 г.». Конечно, воспоминание об упразднении унии невозможно себе представить без чествования главного вдохновителя этого дела - митр. Литовского Иосифа Семашко . Поэтому в день его кончины 23 ноября 1868 г. (по новому стилю 5 декабря) совершалась панихида. Можно вспомнить еще один день особого поминовения. Это 19 февраля (по новому стилю 4 марта) - день, когда в 1861 г. был провозглашен Манифест об отмене в России крепостного права. Во всех церквях в этот день совершалась панихида по убиенному царю Александру II. Здесь уместно вспомнить, что жители Минска в 1901 г. установили памятник Царю-освободителю (находился в маленьком сквере возле воссозданной ратуши), а в 1917 г. его снесли революционеры. На обращение группы историков и представителей интеллигенции в 2013 г. о восстановлении памятника городские власти отказали по политическим мотивам .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

            Из дневника, сделав непременную скидку на авторскую субъективность, мы узнаём, как происходило " то " , о чём нам расскажет церковный историк. Что-то удивит и озадачит. Монологичный, он отличается от " письма " неспешностью, от " воспоминаний " – обилием любопытных деталей. (Впрочем, как и люди, дневники бывают разными. Сравните, к примеру, то, о чём и как писали святитель Николай Японский и протоиерей Александр Шмеман.)             Все эти (небольшие) замечания сделаны для презентации книги, выпущенной Научно-исследовательским центром им. В.В. Болотова, совместно с ТвГУ, в минувшем 2012 году: " Записки священника В.Ф. Владиславлева " (серия: " Тверская епархия в прошлом и настоящем " ). Это хрестоматия для студентов, изучающих историю Русской Церкви, но её читателем может быть кто угодно.            Марк Блок говорил, что " все христиане – историки " , в том смысле, что каждый обращённый во Христа понимает историю земную как поток времени, направляемый Творцом с лоцманом-Спасителем Иисусом, а не как каскад случайных событий. Поток изменчив, Лоцман непоколебим. " Жив и действует " .            Василий Фёдорович Владиславлев (1820 – 1895) – известный тверской священник, краевед, основатель и редактор (18 лет! Как " Православная Тверь " ) " Тверских епархиальных ведомостей " , большой умница, проповедник, литератор и, судя по " Запискам " , – человек замечательного духовного здоровья (ещё одна причина в пользу выбора современного читателя), практически каждый день на протяжении многих лет художественно фиксировал те самые " мелочи " , что помогают разобраться человеку в самом себе.            Для того, чьи представления о церковных буднях второй половины XIX в. составлены на основе впечатлений от произведений Лескова, Писемского, Мельникова-Печёрского, " хрестоматия " Владиславлева будет неожиданным текстом.           Например: " Молодежь сегодня в церковь не ходит " , – сетуют те, кто и сами довольно приблизительные прихожане. Дело в Церкви современной России? А м.б., молодёжи? Молодёжи вообще? " В.Ф. Владиславлев 5 августа 1852 г. записывает: " Купеческие дочери в течение целого года совсем не ходят в церковь, кроме Успенского поста, когда они говеют, или ещё двух или трёх дней, именно: середы первой недели… и первого воскресенья Великого поста… Причиной этому выставляют то, что им не во что одеться, что если часто ходить в церковь, то подумают, что уж и совсем замуж не пойдёт… Я жестоко бранился с отцами и матерями за это… " (С. 90-91)

http://radonezh.ru/analytics/tayny-i-och...

Вот среди каких опасностей мы находимся. Вначале чисто человеческая мудрость, для которой требования жизни в Духе кажутся безумием, а за нею — распад сознания и гибель всего. Не сразу преступный, как говорит Феофан Затворник, атеизм, но вначале просто как бы неотрицание «высшего разума». Но наш Бог — больше, чем «высший разум», Он — Отец, Который любит, и Сын, Который был распят и победил смерть, и Дух Святой — Свет, Просвещающий всякого человека, приходящего в мир. Время поста и молитвы. Стой насмерть, христианин, будь готов заплатить всею кровию своею за одну каплю благодати, купленной дорогою ценою! Мы должны им помешать, не дать им победить, удержать зло — быть «удерживающим» — теми, кто на самом деле причастны крепости Божией, благодати Святого Духа, заградить открытые уже для последнего приговора Церкви уста растления и лжи. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии sergej 15 марта 2020, 20:02 Живу в Западной Европе и могу подтвердить: здесь Христианство действительно уже " сдано в музей " . Именно так, как написано в данной статье. Говорят, что оно сыграло большую роль, что все это красиво, но сейчас... не нужно просто. Человеку, охваченному духом потребительства, Бог перестал быть нужен. Здесь даже крупные магазины называют Konsumtempel, храм потребления. И еще у них вера в " демократию " сильнее и важнее, чем вера в Бога. Простой пример: сегодня, 15 марта 2020 года, из-за эпидемии коронавируса даже местный католический епископ в Германии призвал не ходить в церковь и молиться дома. В Риме у католиков службы Страстной недели будут без верующих. Но коммунальные выборы в Баварии прошли Ольга 15 марта 2020, 01:43 Каждый год на второе воскресение Великого поста читаю эту проповедь о. Александра.... и поражаюсь мудрости его слова..., Многая и благая лета славному батюшке! Сергей 8 марта 2018, 01:11 Господи, помилуй нас грешных молитвами блаженного Феодосия Киевского и всех святых! Аминь. Галина И. 5 марта 2018, 19:34 Христианство-это Сам Христос, это крестоношение. Христос непобедим! " Православные христиане! Крепко храните благодать, дарованную вам; никогда не подходите к ней с чисто человеческими мерками и не требуйте от нее логичности или понятности...Истинное Православие должно казаться совершенно не к месту в эти бесовские времена... Пусть же православные христиане укрепятся перед грядущей битвой, не забывая, что во Христе победа всегда за нами. Он обещал, что врата ада не одолеют Церковь Его, что ради избранных Своих сократит дни этой последней мерзости запустения. И воистину, если Бог за нас, кто против нас? Даже посреди жесточайших искушений нам сказано: мужайтесь, Я победил мир " (о. Серафим (Роуз

http://pravoslavie.ru/60489.html

Все эти (небольшие) замечания сделаны для презентации книги, выпущенной Научно-исследовательским центром им. В.В. Болотова, совместно с ТвГУ, в минувшем 2012 году: " Записки священника В.Ф. Владиславлева " (серия: " Тверская епархия в прошлом и настоящем " ). Это хрестоматия для студентов, изучающих историю Русской Церкви, но её читателем может быть кто угодно. Марк Блок говорил, что " все христиане – историки " , в том смысле, что каждый обращённый во Христа понимает историю земную как поток времени, направляемый Творцом с лоцманом-Спасителем Иисусом, а не как каскад случайных событий. Поток изменчив, Лоцман непоколебим. " Жив и действует " . Василий Фёдорович Владиславлев (1820 – 1895) – известный тверской священник, краевед, основатель и редактор (18 лет! Как " Православная Тверь " ) " Тверских епархиальных ведомостей " , большой умница, проповедник, литератор и, судя по " Запискам " , – человек замечательного духовного здоровья (ещё одна причина в пользу выбора современного читателя), практически каждый день на протяжении многих лет художественно фиксировал те самые " мелочи " , что помогают разобраться человеку в самом себе. Для того, чьи представления о церковных буднях второй половины XIX в. составлены на основе впечатлений от произведений Лескова, Писемского, Мельникова-Печёрского, " хрестоматия " Владиславлева будет неожиданным текстом. Например: " Молодежь сегодня в церковь не ходит " , – сетуют те, кто и сами довольно приблизительные прихожане. Дело в Церкви современной России? А м.б., молодёжи? Молодёжи вообще? " В.Ф. Владиславлев 5 августа 1852 г. записывает: " Купеческие дочери в течение целого года совсем не ходят в церковь, кроме Успенского поста, когда они говеют, или ещё двух или трёх дней, именно: середы первой недели… и первого воскресенья Великого поста… Причиной этому выставляют то, что им не во что одеться, что если часто ходить в церковь, то подумают, что уж и совсем замуж не пойдёт… Я жестоко бранился с отцами и матерями за это… " (С. 90-91) Деньги. Вопрос – откуда они у современной Церкви, волнует многих, и это притом, что в России нет " церковного налога " , не говоря о библейской десятине. Можно услышать в Твери: " Это не храм, а магазин. Вот раньше было… " Было даже и так: 26 июля 1852 г.: " Жоровато платит Василий Матвеевич соборным. Кузьме, например, дал 3 рубля серебром, а летась связь бутылку рому, донского, хересу, мадеры. Архиерею целковых 10-ть, певчим – 25 р. ассигнациями. Зато его все хвалят… Мих. Мих. Дал мне 30 р. за уроки.

http://pravoslavie.ru/71989.html

Обвиняю себя в самолюбии, жестокосердии, скупости, любостяжании, чревоугодии, невоздержании, внутрением блуде, в злобе, завести, недоброжелательстве, равнодушии и холодности, нерадении и презрении к бедным. Эти грехи сказываются во мне ежедневно, особенно при обращении с нищими, коих столь много в Кронштадте. Грешен, Господи. В воскресенье сказать слово о собрании попечительства для чтения обсуждения отчета. В понедельник к Гречухиным по поводу присоединения одной лютеранки. Суббота четвертой недели поста. Благодарю Господа: встал утром покоен и здоров в высшей степени после вчерашних трудов исповеди, на которой было 238 человек. Дай, Господи, и сегодня всю предстоящую службу совершить покойно, без суеты и преткновений во славу Твою, Господи! Благодарю Господа за явленное мне великое спасение, за слезы умиления. Господи! Даруй взяти победу над врагами спасения, борющими меня нещадно. Пришел я от исповеди в девять часов вечера с половиной, начал в половине третьего. Давка была сильная. Враг бесплотный мешал, не давал говорить слово разрешительной молитвы, особенно слова человеколюбия, ему противного. И ныне утром враг запнул сердце мое тоскою и унынием, расслабив и убив душу мою ожиданием искушений его, но я воззвал ко Господу от всего сердца, и Господь спас меня от его всезлобных и пагубных сетей, даровав мне покой и свободу. Благодарю и славлю Господа. Рука Господня, избавляющая меня от горьких, всезлобных и вселукавых бесов, со мною – чего мне бояться, тосковать и унывать! Отыми от меня, Господи, малодушие, даруй великодушие, дерзновение, свободу, мир глубокий имени Твоего ради! 5 марта. Благодарю Господа за чудное избавление от тли греховной и от врагов бесплотных и за чудное оживотворение Божественными Тайнами во время литургии, мною совершенной. Во время утрени и особенно ранней обедни я ощущал в себе крайнее нравственное растление, нечистоту, немощь, тесноту, скорбь, смерть. Теперь я понял всю необходимость распинания плоти многострастной, необходимость воздержания и поста, молитвы, бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Христос идет на добровольные страдания ради спасения каждого из нас. И мы, подобно Марии Египетской, должны задуматься, в чем наша сегодняшняя жизнь не соответствует званию христианина – ученика и последователя Христова, что препятствует нам предстать Кресту Христову и воспринять дарованное Им спасение. Стремление приобрести внутреннюю целостность, очистить душу от греха стало мотивом удаления преподобной Марии Египетской в пустыню. Мы не можем в полной мере последовать ее примеру – условия жизни и ежедневные обязанности не позволяют нам сделать это даже в дни поста, но мы можем и должны воспринять ее ревность о спасении и неприятие греха и идти вслед Христу. Если мы соединены со Христом «подобием смерти Его», «умерли для греха», то будем соединены с Ним «и подобием воскресения» (Рим. 6, 5–6). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/post-delo-lyubvi-nedel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010