Для седмицы, следующей за седмицей о мытаре и фарисее, не предусмотрено никаких богослужебных текстов. Непосредственно после Недели о мытаре и фарисее в Постной Триоди идет богослужение Недели о блудном сыне. Примерно по тому же принципу, как и в прошлую неделю, включаются в богослужение тексты из Постной Триоди, соединяясь с воскресными. Так же на Господи, воззвах сначала поются 6 воскресных стихир, потом 4 Триоди, Слава из Постной Триоди, И ныне, разумеется, догматик. Так же на стиховне, на Славу поется стихира из Постной Триоди; принцип включения текстов Постной Триоди един для всех подготовительных недель. Так же и на утрени на своем месте будет исполнено песнопение, о котором мы уже говорили: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» Оно будет петься от Недели о мытаре и фарисее до 5-й Недели поста включительно, поэтому в дальнейшем специально упоминать о нем мы не будем. Что же отличает богослужение Недели о блудном сыне? В эту неделю впервые поется знаменитый 136-й псалом На реках вавилонских. Это как раз тот период года, когда мы не нарушаем Устав о воскресном богослужении. Мы уже говорили, что псалмы 134-й и 135-й, которые мы всегда привыкли слышать, вовсе не являются обязательной частью воскресной службы. Большую часть года в воскресенье должны петься так называемые Непорочны – 17-я кафизма. Но именно в те недели, о которых мы сейчас говорим, должны петься 134-й и 135-й псалом, и с ними в ряд встает 136-й: На реках Вавилонских. Этот псалом здесь поставлен отнюдь не случайно и, конечно, не ради исторического события пленения Вавилонского – он изображает удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». И те слова, которые обращены к дщери, к дочери Вавилона, такие грозные, естественно, относятся к порождениям греха – тем «младенцам», которые должны быть разбиты о камни. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Принося в дни Великого поста покаяние в своих грехах, будем помнить о том, что поприще Святой Четыредесятницы совершается нами в преддверии Страстной седмицы и Пасхи. Мы посвящаем это время покаяния не просто самоанализу, не просто исследованию своей жизни, не просто попыткам избавиться от своих грехов, страстей, греховных помыслов, дурных наклонностей и дурных привычек. Все это важно и необходимо. Но этот подвиг Великого поста мы приносим Самому Господу как наш смиренный дар с надеждой на то, что в течение Великого поста мы чему-то научимся от Него и что в дни Страстной седмицы вновь переживем все то, о чем мы сегодня слышали, — историю спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Мы надеемся на то, что эти переживания помогут нам исправить свою жизнь, что мы в духовной радости, очищенными и просветленными сможем встретить Пасху Господню. Надеемся, что  наш земной опыт, который мы здесь переживаем в дни Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи станет предвкушением того опыта, который уготован для каждого человека в Царстве Небесном, когда Сам Господь будет встречать человека на пороге жизни и смерти для того, чтобы человек не умер, но из одной жизни перешел в другую. Аминь». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 9 апреля, 2023 2 апреля, 2023 27 марта, 2023 19 марта, 2023 12 марта, 2023 5 марта, 2023 4 марта, 2023 28 февраля, 2023 27 февраля, 2023 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-gos...

В самый праздник. Всенощное бдение (если праздник случится не в понедельник) начинается великим повечерием На нем после псалма «живый в помощи Вышняго» поется (а не читается) с нами Бог; затем читаются обычные тропари: День прешед... Бесплотное естество... Верую во единого.. Пресвятая Владычице Богородице. Три святое и по Отче наш тропарь святого праздничного (а седмичные тропари, напр. Невидимых врат моих и др., оставляются) По 2-м трисвятом (читаемом после молитвы Господи Вседержителю) читается кондак праздничного святого, и после него – Господи помилуй 40 (Тропари же: «Помилуй нас Господи» не читаются). После чтения «Слава в вышних Богу» бывает лития. Если праздник случится в понедельник 2-й, 3-й, 4-й и 6-й недель поста, то в неделю вечера всенощное бдение начинается великою вечернею. На ней, вместо стпхословия кафизиы, поется «Блажен муж» 1-й антифон; «Господи воззвах» поется во глас первых стихир Стихир поется 8: триоди дня 3 и празднуемого святого 5, слава святого, и ныне Богородичен – догнать по гласу славы. Вход Прокимен великий, – в недели 3-ю и 5-ю «Дал еси, достояние», а в недели 2-ю и 4-й: Не отврати лица Твоего, Партии святому празднуемому 3 Ектенья: Рцем вси., «Сподобя Господи», Ектенья «исполним вечернюю молитву» и лития. На литии стихиры и слава празднуемого святого, и ныне Богородичен по гласу славы «Спаси Боже люди Твоя» и проч. что положено на литии. Стихиры на стиховне триоди: самогласен дня и мученичен, слава – святого, и ныне – Богородичен воскресен. Ныне отпущаеши. Трисвятое, Отче наш. Тропарь святого дважды, Богородице Дево – однажды. Благословение хлебов. Буди имя Господпе Псалом: «Благословлю Господа» до – «ие лишатся всякого блага». Шестопсалмие Великая ектенья Бог господь во глас тропаря святого 2-жды, слава и ныне богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; после 1-й и 2-й кафизмы седальны триоди, и ектеньй после кафизм не бывает; 3-й кафизмы оба седальна святого и бывает ектенья. Полиелей. Величание святому. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа «От юности моея»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Для самого производства дел Консистория имеет определенную штатом Канцелярию из секретаря, в качестве ее начальника, нескольких столоначальников, казначея, регистратора, архивариуса, канцелярских чиновников и служителей, из коих секретарь определяется и увольняется Св. Синодом по предложению обер-прокурора, а прочие лица – Консисторией с утверждения епархиального архиерея. Секретарь Консистории, находясь под ближайшим начальством епархиального архиерея, состоит, вместе с тем в непосредственном ведении обер-прокурора Св. Синода и обязан исполнять все его предписания. Увольнение в отпуск зависит: секретаря от епархиального архиерея на срок до 28 дней, а на более продолжительный срок – от обер-прокурора, прочие же чиновники от Консистории – с разрешения архиерея. О награждении всех светских чинов Консистории за отличие по службе и назначение им и семействам пенсий епархиальный архиерей сносится с обер-прокурором, коему преосвященный сообщаете и о производстве секретаря в чины за выслугу лет, а о таковом производстве остальных членов епархиальный преосвященный входит непосредственно в сношение с Департаментом Герольдии Правительствующего Сената. Внешнее устройство Консистории должно быть во всем согласно с другими губернскими присутственными местами, за исключением времени присутствия членов, которые, сообразно своим священнослужительским обязанностям, собираются в Присутствие только в первые пять дней недели, а в субботу лишь по особой надобности, и вовсе не присутствуют в первую и последнюю недели и в каждую пятницу Великого Поста, а также от 24 до 29 декабря и от 4 до 9 января включительно, а по средам в течение Великого Поста собрание бывает только после литургии, время же занятий как Присутствия, так и Канцелярии определяется общими требованиями самих дел. Канцелярия разделяется на «столы», которые, представляя собою особые отделы, заведующие определенными делами, состоят под начальством столоначальников и вверяются особому наблюдению одного из членов Консистории. Ведению Консистории подлежат дела: 1) об охранении и распространении православной веры, 2) по надзору за благоустройством церквей и благолепием храмов т., 3) о представлении кандидатов на должности, наведение справок о кандидатах в священно-церковно-служители и о постригающихся в монахи, наблюдение за должностными лицами, рассылка по епархии указов и постановлений высшей власти, 4) по надзору за правильным ведением церковного хозяйства, 5) по проверке и хранению церковных документов, 6) по приведению в исполнение распоряжений Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

— Владыка, в завершение беседы мы просим вас напутствовать наших читателей, желающих соблюдать Великий пост. — Прежде всего я хочу попросить у всех прощения. Мы не всегда отдаем себе отчет в том, что наше слово может ранить другого человека. Мы забываем обиды, которые походя наносим своим ближним. Именно поэтому, вступая в Великий пост, необходимо примириться со всеми нашими ближними и в мире приступать к соблюдению поста. Во время поста прежде всего нужно следить за своим сердцем: не рождается ли в нем дух нетерпимости, дух ненависти? Не теряем ли мы драгоценный мир с ближними? Никакая жертва не может быть угодна Богу, если она приносится в состоянии злобы и ожесточения. Сегодня всем нам крайне трудно обрести состояние внутреннего покоя. В нашей стране продолжается военное противостояние, гибнут люди. Увы, заключенные недавно в Минске договоренности пока не принесли в Украину долгожданного мира. Тем не менее мы должны найти в себе силы вырвать ненависть из нашего сердца и взращивать в нем подлинную христианскую любовь. Призываю на всех нас Божие благословение. Пускай Господь подаст Свою всесильную помощь всем нам, вступающим в новое великопостное странствие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 21 июля, 2017 22 июня, 2015 7 мая, 2015 28 апреля, 2015 5 ноября, 2014 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Если обратим внимание на современную жизнь, то часто заметим здесь то, что справедливо назвать ложным терпением, следовательно, терпением нехристианским. Состоит оно в том, что мы часто снисходительно относимся ко злу, замалчиваем его, не искореняем его, иногда даже прямо потворствуем ему. Происходит это то из ложной любви, то из ложного страха, то из других каких-нибудь вообще ложных побуждений. Ныне, как известно, очень распространено учение, что никакой преступности, собственно нет, – что всякое преступление есть только необходимое следствие окружающей нас среды, воспитания, неблагоприятных условий жизни, неправильного общественного строя, и т.п. А где же, спрашивается, в таком случае, наша собственная воля, наше нравственное самоопределение? Неужели эта неблагоприятная среда создается помимо нас? Неужели она есть какой-то неумолимый закон природы, перед которыми мы бессильны и которому не можем противодействовать? Не станем нравственно себя расслаблять и потворствовать своим низменным влечениям и страстям. Указанное отношение ко злу вытекает несомненно из ложного терпения. Не забудем, что Христос Спаситель всегда обличал грех , и неправду, и всякое лицемерие, и не говорил Он книжникам и фарисеям: «вы неповинны; неблагоприятная среда, ложные предания привели вас к такому состоянию». Христос Спаситель молился за врагов и научил нас любить врагов и молиться за обижающих нас ( Мф.5:44 ), но Он всегда обличал Своих врагов, не любящих света, а идущих ко тьме. «Измите злаго от вас самих» ( 1Кор.5:13 ), – дает наставление Апостол. «Мал квас все смешение квасит» ( 1Кор.5:6 ). Христианство всегда заповедует, чтобы мы были строги ко греху и в то же время снисходительны к согрешающим. Милуйте с любовью, с рассмотрением ( Иуд.1:22–23 ), но и обличайте; вскрывайте язвы греховные и давайте соответствующее врачевание, да исцелеем в нынешнее тяжкое время. Сам Бог есть Бог терпения ( Рим.15:5 ). Он отвращается от греха, карает его, ибо грех стоит в безусловной противоположности Его святейшему Существу, но Он не отвращается от грешников, милует их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Далее приводится двенадцатисложник, написанный ямбом: «Твою к наукам зря и к святости любовь, Дерзаем сей наш труд предать Тебе в покров. Воззри на оный Ты благоутробным оком, Хотя не состоит во слоге он высоком, Твой ласковый один, о меценат, мы взгляд, Во место дорогих почтем себе наград» . В нем речь идет об архиепископе Викторе (Садковском; † 1803 г.), первом архиепископе Минском, трудившемся на благо православных в Речи Посполитой и как раз на рубеже веков занимавшем Черниговскую епархию . Предметом особых забот архиерея была Черниговская семинария, одна из крупных в регионе. Архиепископ Виктор всячески способствовал улучшению бытовых и педагогических условий духовной школы . Представленный перевод основан на последовании Великого канона утрени четверга 5-й недели Великого поста (без тропарей на блаженнах). Пропущен только тропарь ВК 2:15 . Симеон Риндовский и Феодор Ленкевич переложили весь канон тринадцати- и двенадцатисложниками. Стихотворный размер — шестистопный ямб. На протяжении всего перевода встречаются как двустишия, так и четверостишия с шестистишиями, восьмистишиями и даже десятистишие, что свидетельствует о большой поэтической свободе авторов. Каждый тропарь канона представлен отдельной пронумерованной строфой, как например, тропарь ВК 5:7 «Моисéов слы´шала еси´ ковчéжец…»: «Моисей во младенчестве был по реке носим, В ковчежце заключен, и способом он сим Избавился того жестокого закона, Что от свирепого был издан Фараона» . Но бывают и редкие исключения (два случая), когда несколько песнопений переложены в одной строфе. Так, в следующей строфе тесно переплелись два тропаря — ВК 3:4 и ВК 3:5, — причем первая строка обыгрывает первый из указанных тропарей, а вторая — второй: «Я признаюсь, Христе, что грешен пред Тобою, Но пощади меня, не возгнушайся мною» . Стихотворный перевод в целом верно следует за оригиналом, как, например, в случае тропаря ВК 4:18 «Тéло Твоé и Крóвь…»: «Представил Ты Свое и Тело всем и Кровь: Ты, Слове, Тело дал, чтобы вид принял я нов,

http://bogoslov.ru/article/6176293

Как поэтому заблуждаются те, которые в настоящее время так усиленно защищают «плоть», натуральное человеческое, взятое в самом себе, решительно утверждая, что это человеческое не заключает само в себе никакой безусловной нечистоты и оно должно быть воспринято христианством, соединено с ним, ибо путь к сверхъестественному, христианскому лежит для нас только от этого натурального, человеческого, взятого в самом себе. Кто ведает Писание и кто внимательно всматривается в свою внутреннюю духовную жизнь, тот хорошо знает, что это человеческое, натуральное в нас омрачено, заражено, греховно; в нем нет единства и гармонии, а замечается всегдашний разлад между духом и плотью. Вот дела плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное ( Гал.5:19–21 ). А вот дела духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22,23 ). Поэтому христианство не может воспринять человеческого в его непосредственной натуральности, а должно его преобразовать, одухотворить. Рожденное от плоти плоть есть ( Ин.3:6 ), – всегда оно носит на себе печать чувственности, плотяности, греховности. Христос Спаситель принял нашу плоть кроме греха, и потому Богочеловечество Христа Спасителя вовсе не говорит о существовании в нас «святой плоти». И к чему, спрашивается, это восхваление натурального человеческого, взятого в самом себе, это горделивое самоублажение чистотой человеческой природы, когда и христианство не отрицает в нас задатков добра, хотя и помраченных, и не подавляет лучших сторон человеческого, а только очищает последнее от всяких плевел, возросших на нем. Хорошо ли человеку больному, но могущему стать здоровым, при надлежащей врачебной помощи, усиленно твердить, что он совершенно здоров и никакого врача не требует? Хорошо ли человеку не знающему, но могущему обладать знанием, постоянно говорить, что он много знает и в помощи образования не нуждается? Не значит ли это вводить нас в явный обман, ослаблять в нас нужную нам духовную энергию? А так именно поступают эти защитники «святой плоти».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Таинство Евхаристии в том, что хлеб и вино здесь силою преложения суть Тело и Кровь Христовы, в них пребывает Христос в полноте Своего Боговоплощения и Вочеловечения. Это чудо любви Божьей совершается на Божественной литургии, которая через это и становится местом пребывания Христа на земле. И перед Чашей не соединяемся ли мы во Христе? О первохристианской Церкви, образ которой является руководящим, так говорится: И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян. 2:42 ). Об их единодушии и взаимной любви даже сказано: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 ), и: Из посторонних же никто не смел пристать к ним ( Деян.5:13 ). И наше общение в Евхаристии должно также иметь последствием внутреннее сближение, в котором преодолевается взаимная отчужденность. Если нами утеряно чувство такого единения, то к нему всё-таки ведёт нас литургийное общение. Сердце наше невольно расширяется через участие в жертвоприношении " о всех и за вся«, как в широте его беспредельной, так и в определённом устремлении, в памяти любящего сердца о живых и отшедших. Отблеск радости такого единства подаётся и нам во дни общего причащения, в недели Великого поста, в Великий Четверток, в день самого установления Христом святейшего таинства. Эти чувства должны в нас воспитываться непрестанно, возрастая вместе с разумением всей силы великого таинства. Аминь. 3. «Мир вам!» Тьма сгущается над миром, и на сердце ложится чёрная тоска. Таков вопль беззвучный, который стелется над землёй, такова слёзная жалоба, плач человека о самом себе перед лицом происходящих бедствий. И кажется ему, что совершающееся в судьбах мира происходит нежданно, по чьей-то ошибке и злобе. Пусть это в частных случаях будет даже и так, но не забывается ли общее предварение Христово, обращённое, без обозначения времени, ко всем, по крайней мере, указующее такую возможность? Господь так говорил ученикам на горе Елеонской о «кончине века», иначе сказать, о всех временах человеческой жизни без ограничения, до самого её окончания: Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней ( Мф.24:6–8 ). Главным же бедствием будет оскудение любви в людях: и возненавидят друг друга ... и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф.24:10, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   «Беззаконие мое познах, и греха моего не покрых» (Псал. 31:5). По сему образцу Давидова покаяния, испытание грехов наших должно быть искреннее. Не скрывай себя от себя и Бога. Скроешь здесь? Откроют там, и к безотрадной скорби. Скроешь от себя? Не скроешь от Бога, и к более тяжкому осуждению. Мы все твердо признаем святость обязанностей христианских: но коль скоро прилагаем их к самим себе, тотчас начинаем ослаблять их строгость; коль скоро начинаем судить себя за неисполнение их, тотчас уменьшаем виновность свою разными предлогами, разными извинениями. Охотно признаем всеобщность правил, но себя самих помещаем в исключение. Самолюбие действует в этом случае и усердно и искусно; оно так успевает прикрывать самые тяжкие измены долгу, что оне кажутся малыми недостатками. Но какой это страшный богопротивный труд! Что делает в таком случае самолюбие? Оправдывая нас преступников, оно возстает против суда Божия объявляющого нас преступниками. Сокращая пределы власти заповедей Божиих над нами, оно нагло оскорбляет власть законодателя — Бога. И преступно и безразсудно и пагубно желание наше уменьшать вины свои. Грех ищет защиты себе в душе твоей. Вот что значит твоя неискренность в сознании грехов своих! Грех ищет твоей погибели. Если теперь, когда ты собрался изгнать его из души покаянием, ты сам прикроешь его в душе: после он более будет иметь силы над тобою, более и сильнее будет растлевать душу твою. Молись Господу «не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (Псал. 140:4). Страшись придумывать извинения грехам. Не уклоняй взора например многих, идущих широким путем: в аду будет место и многим. И многие погибающие не защитят тебя от погибели. Они дадут ответ за себя точно так, как с тебя потребуется особый отчет. К чему обращаться к примеру многих грешников? Тебе повелено следовать примеру святых, а не грешников. К чему обращаться теперь к многим? Дело идет не о многих, а о тебе, о твоих грехах; суд над твоими делами, в них требуется отчет. Не ссылайся и на слабость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010