Седьмой Вселенский Собор составил 22 канона, регулирующие разные виды церковной дисциплины: поставление епископов и других клириков, в том числе избрание архиереев, пресвитеров и диаконов (25, 19), образ жизни клириков (10, 15, 16, 22), распоряжение имуществом храмов и монастырей и хранение его (1113). Значительная часть правил Собора относится к тематике, связанной с монашествующими и монастырями (14, 17, 18, 20, 21). Правила Поместных Соборов Начиная с IV века до половины V века насчитываются 58 Поместных Соборов Православной Церкви. Некоторые из них были широко известны как на Востоке, так и на Западе в силу того, что предметом обсуждения на них служили важнейшие догматические вопросы, выносившиеся впоследствии и на Соборы Вселенские. В совокупности на них было издано более тысячи правил (1120), которые в подавляющем большинстве своем сегодня представляют лишь исторический интерес, не войдя в сборники действующего в настоящее время церковного права. Однако правила восьми из них приняты как общецерковные на Трулльском Соборе (Трулл., 2; см. также: VII Всел., 1). С тех пор и по настоящее время они входят в состав канонического корпуса текстов Православной Церкви и помещаются во все сборники действующего канонического права. Это Соборы: Анкирский, Неокесарийский, Гангрский, Антиохийский, Лаодикийский, Сардикийский, Карфагенский и Константинопольский. К этим восьми Соборам причисляются также два Собора, бывшие при патриархе Фотии в IX веке: так называемый Двукратный Собор и Собор, бывший в храме святой Софии. Авторитет этих Соборов в Греческой Церкви сравним с авторитетом Вселенских Соборов, и правила, изданные ими, вошли в «Книгу правил» как ныне действующий церковный канон. Анкирский Собор Анкирский Собор состоялся в 314 году в Анкире, главном городе Галатии. Он был созван после прекращения жестоких гонений на христиан, бывших при императоре Максимине. Многие христиане, из страха мучений отрекшиеся от Христа, стремились вновь вступить в Церковь . Поводом к созыву Собора и стало рассмотрение вопроса о возможности возвращения в церковное общение падших. На Соборе присутствовали только 18 епископов, но они представляли почти все части Сирии и Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

На окружных митрополичьих Соборах обязаны были присутствовать лично все епископы округа, так как эти Соборы должны были представлять всю поместную церковь и каждый из ее епископов должен был заботиться о ее благоустройстве. Притом, Собор давал каждому епископу много поучительного для управления Церковью: «епископам, на Собор призываемым, не подобает небрещи, но идти и вразумляти, или вразумлятися ко благоустроению Церкви и прочаго,» говорится в одном из канонов (Лаод. 40). Пренебрежение кем-либо из епископов своей обязанностью являться на Собор делало его виновным перед Собором (Лаод. 40, Карф. 88); такой епископ сам себя отчуждал от общения с представителями других Церквей округа (Карф. 87). Только на большие Соборы, напр., патриаршие, первенствующие в округах епископы или митрополиты могли присылать двух или трех уполномоченных епископов своего округа Карф. 27). Поместные Соборы были высшей законодательной и судебной властью для той поместной Церкви, которую они представляли. Они должны были охранять чистоту христианского учения (Апост. 37; 7 всел. 6); при появлении лжеучений они составляли вероопределения, на основании Слова Божия и предания, и произносили суд над лжеучителями. (См. Карф. 123–130. Гангр. 1,2,3,5,9,10 и др.). Они устанавливали для своей Церкви правила церковного благоустройства или принимали и делали для нее обязательными постановления других частных Церквей. Вообще, областной Собор должен был заботиться о благоустройстве Церкви своего округа (2 всел. 2), разрешать всякие недоразумения (Ант. 20) и церковные распри (Апост. 37), исправлять в ней допущенные кем-либо погрешности (7 всел. 6). В частности, ему принадлежало право судить и наказывать епископов своего округа (Апост. 37; Ант. 4; 2 всел. 6), разбирать жалобы на них, тяжбы с ними кого- либо (1 всел. 5; Ант. 20; 4 всел. 9) и всякие споры между ними (4 всел. 17; Трулл. 25). Относительно значения поместных Соборов общим правилом Церкви было то, что Соборы большие (напр., патриаршие) имели преимущество власти перед меньшими (напр., митрополичьими); таким образом, в некоторых случаях допускались апелляции на последние к первым (Ант. 12; 2 всел. 16), и первые могли исправлять постановления последних (Карф. 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

2003 Напр. в толковании на 7 правило Трулльского собора Зонара говорит: «18-е правило Никейского собора повелевает, чтобы диаконы не сидели среди пресвитеров, а неповинующиеся должны прекратить свое диаконство. А настоящее правило тем, которые дерзновенно и бесстыдно садятся выше пресвитеров в наказание за их дерзость полагает не лишение диаконства, а понижение в собственной их степени. Ибо если, напр., оказавший подобное бесстыдство и занявший место выше пресвитеров состоял в высшей степени между остальными диаконами; то должен был низведен на последнее место и быть ниже всех... Итак, каким же образом первое из сих правил наказывает строже того, кто сел среди пресвитеров, так как отставляет его от диаконства, а это назначает более легкое наказание тому, кто сел выше пресвитеров и только низводит его на последнее место в собственной его степени? Говорят, что правило первого собора говорит о тех, которые садятся среди пресвитеров в алтаре вопреки священнодействия, когда они в особенности обязаны исполнять обязанности диакона и служить священникам и предстоять пред ними; а правило этого собора говорит о тех, которые вне алтаря, на каком-нибудь седалище займут место выше пресвитеров, ибо хотя и повсюду диаконы обязаны воздавать честь священникам, но особенно при священнослужении». Ср. толк. на 79 Апост.; 15 Халкид.; 20-е и 87-е Трулл.; 19-е седьм. всел. соб., 25-е Анкирск.; 4 Антиох.; 12-е Карф., 14-е, 20-е, 46-е, 59-е, 80-е, 81-е и 83-е Вас. Вел. 2004 Напр. 73-е пр. Васил. Вел. «Кто-нибудь скажет, что отцы положили (разные) епитимии соответственно своему времени». 2005 Так в толков. на 44 пр. Трулл. собора Зонара, приведя содержание других правил (16 Халкид.; 19 Анкирск; и 60 Васил. В.), несогласных с толкуемым правилом, говорит: «я думаю, что это (т. е. 44-е Трулл.) правило должно иметь большую силу, как позднейшее прочих». 2006 В толк. на 20 пр. Карф. собора Зонара говорит: «чтобы чтецы, достигающие совершенного возраста, т. е. до 14 года, были побуждаемы или вступать в брак, или дать обет безбрачия, я не знаю, соблюдалось ли в Африке; а в прочих церквах не соблюдается; да думаю, что и никогда не соблюдалось, потому что противоречит 26-му Апостольскому правилу»... Ср. толк. на 10-е Анкирск., и 11-е Неокесар. собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Чтобы постановления Собора имели законную силу, он, согласно канонам, должен состоять не менее чем из 3 иерархов — митрополита и двух епископов (Антиох. 16, 20). Карфагенский Собор в своем 12 правиле предусматривает присутствие 12 епископов для суда над епископом, 6 для суда над пресвитером, 3 для суда над диаконом. Но в судебной практике Древней Церкви это правило не считалось обязательным. В случае, если бы местные гражданские начальники воспрепятствовали епископу явиться на собор, то, согласно церковным канонам, они подлежат отлучению (VII Всел. 6), а на основании 137-й новеллы Юстиниана такие начальники отстранялись от своей должности. К компетенции собора относятся все дела, касающиеся церковной области, однако, естественно, решаться эти дела должны на общецерковных основаниях, в соответствии с догмами и канонами; в противном случае поместная Церковь рискует отпасть от кафолического единства. По определению VII Вселенского Собора, вопросы, относящиеся к ведению соборов, разделяют на " канонические " и " евангельские " . Согласно толкованию Вальсамона, " канонические предания суть: законные и незаконные отлучения, определения клириков, управление епископским имуществом и таковое, то есть все, относящееся к области церковного управления и суда, а евангельские предания и Божий заповеди суть: крестить во Имя Отца и Сына и Святаго Духа; не прелюбы сотвори, не любодействуй, не лжесвидетельствуй и подобное (иными словами, литургическая жизнь Церкви, христианская нравственность и вероучение). В соответствии с 37 Апостольским правилом и 20 правилом Антиохийского Собора к компетенции Собора относятся и " рассуждения о догмах благочестия " . Поместный Собор является также и судебным учреждением. Он представляет собой первую инстанцию при рассмотрении споров между епископами о границах их областей (IV Всел, 17; Трулл. 25), по жалобам клириков на чужого архиерея (IV Всел. 9) и по жалобам на епископов с обвинением их в действиях, несовместимых с достоинством архиерейского сана (Ант. 12). А для всех мирян и клириков, в отношении которых епископ изрек приговор об их отлучении, Поместный Собор представляет собой вторую апелляционную инстанцию (I Всел. 5; Ант. 6, 14, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Нравственным качествам священнослужителя и препятствиям к рукоположению посвящены мн. правила: в 89-м прав. В. В. говорит, что «по обычаю издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители церкви приемлемы были по испытании со всякою строгостью» (ср: I Всел. 9); в 3-м прав. речь идет о наказании диакона, впавшего в блудодеяние, извержением из сана (ср.: Ап. 25); 14-е прав. указывает, что никто из духовных лиц не может заниматься лихоимством; в 90-м прав. В. В. обличает симонию, ибо берущий деньги продает Дары Божии, он как бы вторично продает Христа (ср.: Ап. 29; IV Всел. 2; Трулл. 22, 23; VII Всел. 4, 5, 19, последнее правило ссылается на В. В.: «Якоже глаголет великий Василий, непотребно все, чего начало нечисто: понеже богу и мамоне служити не подобает»). На правилах В. В. основывается VII Вселенский Собор, осуждая роскошь в одежде, «ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Великий» (прав. 16; ср.: Basil. Magn. Asc. fus. 22; Asc. br. 90). 69-е прав. упоминает о специальном наказании для членов клира: по выдержании наказания клирик должен остаться на той же степени, на к-рой был, когда совершил преступление, без права на производство в высшие степени. Церковное наказание за воровство определяет прав. 61, за раскапывание и расхищение гробов - прав. 66. 71-е прав., как бы завершая правила о наказаниях за различные грехи, всякого, кто знает о каком-то грехе, но скрывает и потворствует грешнику, предписывает подвергать тому же наказанию, что и совершившего данный грех. Однако в 74-м прав. В. В. предоставляет епископу - тому, кто получил от Бога власть «вязать и решать», право прощать грешника, если он чистосердечно кается, и сокращать ему срок епитимии. Но это не касается тех, кто продолжают упорствовать в своем грехе, более того, закоренелых грешников должно оставлять на суд Божий, чтобы «не попустить себе увлеченным быти их беззакониями» и «свои души спасти от вечного осуждения» (правила 84, 85).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

По определению 7 Вселенского Собора, вопросы, относящиеся к ведению Соборов, разделяют на «канонические» и «евангельские». Согласно толкованию Вальсамона, «канонические предания суть: законные и незаконные отлучения, определения клириков, управление епископским имуществом и таковое, то есть все, относящееся к области церковного управления и суда, а евангельские предания и Божии заповеди суть: крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа; не Прелюбы сотвори, не любодействуй, не лжесвидетельствуй и подобное», иными словами, литургическая жизнь Церкви, христианская нравственность и вероучение. В соответствии с 37-м апостольским правилом и 20-м правилом Антиохийского Собора к компетенции Собора относятся и «рассуждения о догматах благочестия». Поместный Собор является также и судебным учреждением. Он представляет собой первую инстанцию при рассмотрении споров между епископами о границах их областей (4 Всел. 17; Трулл. 25), по жалобам клириков на чужого архиерея (4 Всел. 9) и по жалобам на епископов с обвинением их в действиях, несовместимых с достоинством архиерейского сана (Антиох. 12). А для всех мирян и клириков, в отношении которых епископ изрек приговор об их отлучении, Поместный Собор представляет собой вторую апелляционную инстанцию (1 Всел. 5; Антиох. 6, 14, 15). Карфагенский Собор в своем 12-м правиле предусматривает присутствие 12-ти епископов для суда над епископом, 6-ти для суда над пресвитером, 3-х для суда над диаконом. Но в судебной практике Древней Церкви это правило не считалось обязательным, и пресвитеры и диаконы обыкновенно подлежали суду одного своего епископа, но суд над епископом может совершаться только соборно. 29.2.Высшее управление в Патриархатах Права патриархов, согласно канонам, в главном аналогичны правам автокефальных митрополитов, но круг их более широкий. Патриархам принадлежало право утверждать митрополитов, избранных провинциальными соборами, и рукополагать их. В отличие от митрополитов, патриархи имеют право ставропигии, то есть, посылая свой патриарший крест при основании храма или монастыря, они могут изъять этот храм или монастырь из юрисдикции местного епископа. По толкованию Вальсамона на 31-е апостольское правило, право ставропигии, не упомянутое в канонах, покоится на «долговременном церковном неписаном обычае, который с незапамятных времен и поныне имеет в Церкви силу правил».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

2. Что касается нравственных качеств священника (диакона), то они достаточно указаны пастырскими посланиями ап. Павла, особенно 3-ей главой послания к Тимофею и 1-ой главой послания к Титу. Эти свойства: благочестие, трезвенность физическая и душевная (по Златоусту, в смысле неустанного бодрствования о пастве), целомудрие, т.е. ум и сердце, не потемненные страстями, благоговение, т.е. церковность, глубокое чувство любви к Богу и Церкви, честность, миролюбие. Несмотря на важность анализа этих свойств пастыря, мы считаем невозможным говорить о них подробно. Содержание указанных терминов понятно, а за подробным анализом отсылаем к толкованиям апостольских, так называемых пастырских посланий (особ. еп. Феофан). Отметим ст. проф. Зарина «Значение некоторых наименований, коими св. ап. Павел характеризует пастырское служение (пасторологический этюд)». «Христ. Чт.», январь, 1913 г. 3. Физические условия. Правилами 11-м Неокесарийского собора и 22-м Карфагенского поместного собора постановлено было, чтобы в пресвитеры избираемы были лица не моложе 30 лет, а в диаконы не моложе 25 лет, и это правило потом утверждено было Шестым Вселенским собором (прав. 14, 15). Подобные же правила издревле существовали и в Русской Церкви. В 1869 г. это правило было снова подтверждено, но фактически оно почти совершенно забыто. Для прочих степеней церковного служения лета определены на соборах следующим образом: для иподиаконов – не менее 20 лет, для диаконис – 40, а чтецы и певцы могут быть и моложе 20 лет (IV Всел. соб., прав. 15; VI Всел. соб., прав. 14 и 15; Трулл. соб., прав. 14). Относительно прочих физических качеств в ветхозаветной Церкви требовалось, чтобы во священники избирались только те из левитов, которые не имели никакого телесного порока или повреждения в членах, так что, если бы после посвящения их случалось какое-либо повреждение в теле, они исключались из священного звания: «Да не осквернят, – сказано в законе, – святилища Бога своего» ( Лев.21:16–24 ). Теперь не дозволяется рукополагать только с такими телесными недостатками, которые могут препятствовать надлежащему исполнению священнических обязанностей и трудов. Таковы: глухота, слепота (апост. прав. 78) и падучая болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Но церковь , как институт, в противоположность корпорации, понятие не конкретное, а отвлеченное, мало доступное для обыкновенного сознания. Народ же не любит абстракций. Он старается олицетворить их, заменить абстракцию каким-нибудь конкретным образом. Таких образов, облегчавших понятие о церкви, – было два. Вместо учреждения могли мыслить или Божество, как Учредителя церкви, или храм, посвященный Богу, как вещественный символ института; вместе с этим и все церковное имущество в обычном сознании могло мыслиться как собственность Бога или как собственность храма. Такой способ представления мы нередко встречаем в древних источниках и даже в канонах. Но оба эти представления имеют символический, описательный характер. За ними всегда стоит понятие церкви, как учреждения. Храм, как собственник церковного имущества, мыслится непременно в связи с церковью, как учреждением, и означает отнюдь не самое здание, а материально воплощенное учреждение. Это явствует из того, что каноны, упоминая о христианских храмах под их собственным именем νας (Трулл. пр. 33 и 38; 7 Всел. пр. 4 и 7), никогда, однако не усвояют им права собственности на церковное имущество, но всегда считают собственником имущества εκκλησα, хотя иногда и в смысле храма. Равным образом, как в доканонической, так и в канонической литературе на ряду с церковью собственником церковного имущества представляется Бог (τ το εо или τ κυpιακ, δεσποτικ ( Ориген 43 ), Κιιприан 44 , Ап. Пост. II, 25 и др.; Ап. пр. 38. 40; Карф. 41; Двукр. пр. I). Но выражение «имущество Божие» отнюдь не обозначает особого, отличного от церкви, самостоятельного собственника церковного имущества. Это видно из того, что в одном и том же каноне одно и то же церковное имущество называется то собственностью церкви, то собственностью Божией (например Ап. пр. 38. 40; Карф. 41; Апост. Постан. II, 25). В каком смысле церковное имущество называется Божиим, это прекрасно объясняет первое правило Двукратного собора 45 . Из него видно, что имущество посвящается Богу, но принадлежит известному церковному учреждению и значится потому в его описи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Целый ряд канонов (апост. 29, Трулл. 22, 7 Всел. 5, 7 Всел. 19, Вас. Вел. 90, Канонические послания патриархов Геннадия и Тарасия Константинопольских ) требует, чтобы рукоположение совершалось бескорыстно. Хиротония, полученная за плату, признается недействительной, а совершившие ее подлежат извержению из сана. Особенно подробно об этом преступлении говорится во 2-м правиле Халкидонского Собора: свое название «симония» оно получило от имени Симона Волхва, который, увидев, как чрез возложение рук апостольских подается Святой Дух, принес апостолам деньги и просил           их дать и ему такую власть, на что святой Петр ответил: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги ( Деян. 8:20 ). 48-е апостольское правило содержит угрозу отлучения от Святых Таин двоеженца: «Аще который мирянин, изгнав свою жену, поймет иную, или иным отринутую: да будет отлучен». Канону соответствуют слова Спасителя: А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32 ). Часто в канонах даются прямые ссылки на те места Священного Писания, которые послужили основой для этих правил. 19(16)-е правило Карфагенского Собора гласит: «Разсуждено, да не бывают епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти, или управителями, и да не приобретают пропитания занятием безчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирати на написанное: никто, воинствуя Богу не обязуется куплями житейскими». В правиле приведены слова апостола Павла (см.: 2Тим. 2:4 ). А в 15-м правиле 7 Вселенского Собора цитируется Евангелие от Матфея и 1-е Послание к Коринфянам: «Отныне клирик да не определяется к двум церквам, ибо сие свойственно торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церковнаго обычая. Ибо мы слышали от самаго гласа Господня, яко не может кто- либо двема господинома работати; либо единого возненавидит, а другаго возлюбит, или единаго держится, о другом же вознерадит ( Мф. 6:24 ). Того ради всяк, по апостольскому слову, в нем же призван есть, в том должен пребывати (см.: 1Кор. 7:20 )». 6. Источники церковного права доникейской эпохи

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Благо Церкви. Важнейшим условием провозглашения автокефалии является благо самой Церкви, под которым подразумевается ее максимальная способность к реализации своей исторической и духовной миссии. В этой связи всякие церковно-административные преобразования, способствующие более совершенному выполнению этой миссии, являются безусловным благом для Церкви. Если же провозглашение автокефалии чревато для жизни Церкви негативными последствиями (неприятие церковного народа, порабощение Церкви государственной властью, уклонение в унию и т. д.), превышающими возможную пользу, то такую автокефалию необходимо воспринимать не соответствующей принципу церковного блага. Важнейшим условием нормальной организации административно-канонического утроения церковной жизни является ее согласование с гражданским административно-территориальным делением. Необходимость соблюдения этой нормы прописана целым рядом канонических правил (Ап. 34; I Всел. 4, 6, 7; II Всел. 2, 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; Антиох. 9; Трулл. 36:39), рассматривающих подобный принцип церковной организации именно в категориях церковного блага. Так, 9 правило Антиохийского Собора гласит: «В каждой митрополии епископам должно ведати епископа, управляющего главным городом митрополии и принявшего на себя попечение о всей митрополии, так как в главный город митрополии отовсюду стекаются все, имеющие дела» 175 . Вполне естественно, что крупные государственные административно-территориальные преобразования могут повлечь за собой не менее существенные изменения в административно-канонической организации Церкви. История знает немало примеров провозглашения церковной автокефалии после возникновения новых государственных образований. Однако государственно-территориальная отделенность церковной области от кириархальной Церкви не является самоочевидным признаком необходимости наделения ее автокефальным статусом. По мысли святителя Тихона (Беллавина), Святейшего Патриарха Московского и всея России (1917–1925), «государственный меч (...) не может сам по себе определять границы Поместных Церквей» 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009