(Трулл., 37) Епископы, возмущающие церковный мир, подлежат отлучению: Если некоторые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты епархией, в которую наречены, захотят на иные епархии наступать, и поставленных там утеснять, и воздвигать против них возмущения, таких отлучать от общения церковного. Если же захотят с пресвитерами сидеть, где прежде были пресвитерами, не отнимать у них этой чести. Если же будут воздвигать смятения против поставленных там епископов, лишать их и пресвитерской чести, – и быть им отрешенным. (Анкир., 18) В своей епархии епископ не должен менять место своей резиденции, имея в виду свои личные (например, вопросы своего личного хозяйства), а не церковные интересы: Заблагорассуждено, да не будет позволено никакому епископу оставлять главное место своей кафедры и отходить к какойлибо церкви, в его епархии состоящей, или более надлежащего упражняться в собственном деле и оставлять попечение и прилежание о своем престоле. (Карф., 82) В своей епархии епископу по преимуществу принадлежит право и обязанность учить. Ему вверена проповедь Евангелия и забота о чистоте христианского учения среди клириков и народа (священники проповедуют лишь постольку, поскольку епископы поручают им это): Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людех и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен. (Апост., 58) Предстоятели Церквей должны во все дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отцов; и если будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют его, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и ими более да удовлетворяются, чем составлением собственных слов, чтобы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающего. Ибо через учение вышереченных отцов люди, получая познание о добром и достойном избрания и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла и страхом угрожающих наказаний соделывают свое спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Его литературная история еще не вполне выяснена… В рукописях мы встречаем и своды отеческих речений по отдельным вопросам, например, о догматическом смысле некоторых текстов… (в частности Мф. 26:39 [ 3 ] сл. или Лк. 2:52 [ 4 ]) Эти сборники подвергались дальнейшей обработке, дополнялись новыми статьями, когда новые вопросы занимали богословское внимание. В иконоборческое время возникают особые сборники свидетельств о почитании святых икон (свод текстов уже у Дамаскина, потом в деяниях VІІ-ro собора)… Впоследствии получают большое распространение разнообразные сборники назидательного содержания. Их возникновение связано, скорее всего, с литургическими потребностями, с обычаем так называемых «уставных чтений», заменивших свободную проповедь (срв. Трулл. 19). В раннее время за богослужением читали обычно мученические деяния, позже их стали заменять более или менее обширными выдержками из отеческих творений, всего чаще из творений Златоуста. Впрочем, окончательно обычай «уставных чтений» утвердился сравнительно поздно… Для историка все эти сборники представляют двоякий интерес. Во-первых, нередко в них сохранились важные отрывки из утраченных произведений. Во-вторых, эти своды позволяют установить средний уровень и охват историко-догматической осведомленности в определенную эпоху. Они свидетельствуют нам скорее о читателях, нежели о писателях.   2. Другой характер имеют сборники экзегетические. Они слагались в процессе экзегетической работы над Священным Писанием, развивались из примечаний или замечаний к библейскому тексту, из так называемых «схолий». (Это был античный обычай; срв. схолии к различным классическим авторам; иного рода были «схолии» к законодательным и другим юридическим актам)… Объяснения различных толкователей наслаиваются друг на друга. В процессе переписки или переработки очень часто опускаются т. наз. «леммы», т. е. точные ссылки. Толкования сливаются иногда в связный текст. Обычно имена толкователей обозначаются краткими знаками, часто условными, иногда неясными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Думаю, каждому понятно, что попирать изображение храма и креста на нем ягодицами и испражнениями пользователя прикольной туалетной бумаги с принтом тысячерублевой банкноты гораздо кощунственнее, чем попирать ногой нарисованный на земле крест (73-е пр. Трулл.). Кроме того, на банкноте достоинством 1000 рублей изображен скульптурный портрет св. Ярослава Мудрого (в виде ростового памятника). Поэтому кощунственное действие в отношении этого изображения восходит к самому святому князю и подпадает под анафему Седьмого Вселенского Собора. А теперь о том, что делать с теми, кого не пугает церковная анафема. Немного об Уголовном кодексе РФ Как уже говорилось выше, в Уголовном кодексе РФ есть статья 148, которая начинается словами: «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются…» Как пишет юрист Т.О. Крючков, современное российское законодательство защищает не веру и предметы культа, а «либо чувства верующих, либо их право на исповедание религии». Органы власти не имеют прямых предписаний действовать в пользу церковного благочиния. «Однако церковные порядки в конечном счете входят в более общую категорию “общественного порядка”». И его нарушение в части, касающейся веры, «государство считает более опасным, а потому рассматривает как уголовное преступление» . Т.О. Крючков разъясняет, что является «оскорблением» с точки зрения закона: «…сам характер действия должен быть таков, что его оскорбительность очевидна для любого субъекта права, не только верующего, но, например, и судьи, который должен будет констатировать оскорбительный характер без привлечения экспертов. Например, очевидная брань, непристойность и т.п. – словом, все, что может оскорбить человека в любой ситуации, но перенесенное на священный предмет» . Размещение изображения священного на неподобающем предмете оскорбительно уже само по себе На наш взгляд, все сказанное вполне подходит для ситуации с кощунственной туалетной бумагой, ибо что может быть более непристойного даже для светского изображения?! Размещение изображения священного на неподобающем предмете оскорбительно само по себе, не говоря уже о применении такого товара по прямому назначению. Если на туалетной бумаге разместить фотографии близких людей заказчика, художника и ее производителя или их самих и развесить такие рулоны в клозетах, эти люди очень обидятся.

http://pravoslavie.ru/158224.html

   Поскольку от ставленника требуется абсолютная моногамия, даже брак на вдове или женщине, оставленной своим мужем, т.е. так называемая пассивная бигамия, составляет препятствие к священству. 18 Апостольское правило гласит: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (актрису. — В. Ц.) не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина».    Не допускаются к хиротонии и лица, продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодеянии: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею, Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго» (8 прав. Неокес. Соб.).    Брак кандидата священства должен быть не только моногамным, но также беспорочным и в других отношениях. На основании 19 Апостольского правила возбраняется священство вступившим в брак с близкой родственницей — племянницей. А 36 (45) правило Карфагенского Собора не допускает к рукоположению лиц, связанных браком с нехристианками и вообще с неправославными женами.    Все эти требования относятся лишь к низшим клирикам, диаконам и пресвитерам, ибо для епископов, согласно 13 правилу Трулльского Собора, обязательным является безбрачие.    В Католической церкви со времен папы Григория VII все клирики связаны обетом безбрачия. Впрочем, в Римской церкви целибат утвердился раньше, когда она еще хранила единство со Вселенским Православием, хотя обязательность его и отвергается канонами (13 прав. Трулл. Соб.),    Кандидат священства должен быть свободен от исполнения таких обязанностей перед государством, которые несовместимы со священнослужением.    Согласно 81 Апостольскому правилу, не дозволяется епископам, или пресвитерам, заниматься «делами народного управления», а 83 Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

(Анкир., 1) Подобно и диаконам идоложертвовавшим, но потом возобновившим подвиг веры присвоенную им честь иметь, но престать им от всякого священного служения, от возношения Хлеба и Чаши и от провозглашения молений. Если же которые из епископов усмотрят в таких некий труд или смирение кротости и захотят нечто более дать или отъять: да будет это в их власти. (Анкир., 2) Убийство: Если кто из клира в сваре кого ударит и единым ударением убиет, да будет извержен за продерзость свою. Если же мирянин это сотворит, да будет отлучен. (Апост., 66) В том числе совершённое в состоянии самозащиты: Разбойников взаимно поражающие, если не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Таин, если же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: Все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф. 26, 52 ). (Васил., 55) 35 Блуд, прелюбодеяние, воровство, преступление клятвы: Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмстиши дважды за едино (см.: Наум. 1, 9 ). Так же и прочие причетники. (Апост., 25) Пресвитер, если оженится, да извержен будет от своего чина. Если же блуд или прелюбодейство сотворит, да будет совсем изгнан от общения церковного и низведен в разряд кающихся. (Неокес., 1) Лихоимство: Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен. (Апост., 44) Епископ, или пресвитер, или диакон, взимающий лихвы, или так именуемые сотые, или да престанет, или да будет извержен. (Трулл., 10) 2 . Из жизни духовных лиц должно быть также устранено все, что может послужить соблазном для мирян. Так, каноны запрещают им пьянство и азартные игры: Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. (Апост., 42) Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Для принимающих монашеский постриг существует, однако, ряд условий. Что касается возраста, то каноны дозволяют принимать для подготовления к постригу десятилетних (40 прав. Трулл. Соб.), а для произнесения самих обетов — семнадцатилетних (18 прав. Вас, Вел.). В России же в синодальную эпоху государственное законодательство дозволяло постриг мужчинам не ранее 30 лет от рождения, а женщинам — 40 лет. Из этого закона допускались и отступления, но при рассмотрении ходатайств Святейшим Синодом. На учащихся духовных семинарий и академий этот возрастной ценз не распространялся. Им дозволялось принимать постриг в 25 лет. Не распространялся возрастной ценз и на вдовых священников. Другое условие — предварительный послушнический искус, который нормальным образом должен продолжаться 3 года, но в случае тяжкой болезни или для лиц, очевидно расположенных к иноческому житию, послущнический искус мог быть сокращен. (5 прав. Двукр. Соб.). Согласно указу Святейшего Синода от 25 мая 1832 г., лица, окончившие духовно-учебные заведения, и вдовые священнослужители освобождались от послушнического искуса. Необходимое условие для пострига — свободное и непринужденное стремление к иночеству. В 40 правиле Трулльского Собора говорится, что " мы должны не без испытания безвременно приимати избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдати преданное нам от Отец постановление: и сего ради должно приимати обет жизни по Бозе, яко уже твердый и происходящий от ведения и разсуждения… " В Российском законодательстве синодальной эпохи принуждение к монашескому постригу квалифицировалось как уголовное преступление. Обеты родителей, обрекающих своих детей на постриг, сами по себе, без согласия на то детей, признавались и в церковном, и в государственном праве не имеющими силы. В Византии и Древней Руси существовало ошибочное мнение, что принудительный постриг и даже только облачение в монашеские одежды (хотя бы и в шутку) делает монахом. Истории известно много примеров насильственных постригов государственных деятелей — политических соперников государя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Поскольку от ставленника требуется абсолютная моногамия, даже брак на вдове или женщине, оставленной своим мужем, т.е. так называемая пассивная бигамия, составляет препятствие к священству. 18 Апостольское правило гласит: " Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (актрису. — В. Ц.) не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина " . Не допускаются к хиротонии и лица, продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодеянии: " Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею, Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго " (8 прав. Неокес. Соб.). Брак кандидата священства должен быть не только моногамным, но также беспорочным и в других отношениях. На основании 19 Апостольского правила возбраняется священство вступившим в брак с близкой родственницей — племянницей. А 36 (45) правило Карфагенского Собора не допускает к рукоположению лиц, связанных браком с нехристианками и вообще с неправославными женами. Все эти требования относятся лишь к низшим клирикам, диаконам и пресвитерам, ибо для епископов, согласно 13 правилу Трулльского Собора, обязательным является безбрачие. В Католической церкви со времен папы Григория VII все клирики связаны обетом безбрачия. Впрочем, в Римской церкви целибат утвердился раньше, когда она еще хранила единство со Вселенским Православием, хотя обязательность его и отвергается канонами (13 прав. Трулл. Соб.), Кандидат священства должен быть свободен от исполнения таких обязанностей перед государством, которые несовместимы со священнослужением. Согласно 81 Апостольскому правилу, не дозволяется епископам, или пресвитерам, заниматься " делами народного управления " , а 83 Апостольское правило гласит: " Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Ситуация парадоксальная, побуждающая нас к углубленному размышлению о статусе канонов в Церкви. Радикально простые решения – либо объявить всякое неприменение буквы правил злоупотреблением и, скажем, применительно к практике церковных наказаний настаивать на необходимости отлучения от причастия кающихся грешников, согласно правилам, на 7, 10, 15 или 20 лет, либо видеть в канонах только памятник христианской письменности и церковной истории и совершенно не считаться с ними в реальной церковной жизни, – представляется одинаково не разумным, не церковным и неприемлемым подходом к проблеме. Дело в том, что каноны по сути своей представляют приложение неизменных и вечных непогрешимых основ христианского нравственного учения и экклезиологических догматов, содержащихся либо прямо либо implicite в их текстах, к изменяющейся церковной жизни. Поэтому во всяком каноне можно обнаружить, с одной стороны, укорененность в неизменном догматическом учении Церкви, а с другой, – каноническая норма всегда актуальна и следовательно обусловлена исторически конкретной ситуацией, связана с обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в момент издания правила и которые впоследствии могли измениться. Таким образом, в идее всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни. Каноны отмене не подлежат, но это не значит, что правовые нормы, установленные в них, абсолютно неизменны. При этом уместную гибкость в подходе к нормам канонов можно обнаружить в текстах самих правил. Так, 37-е Апост. прав. предусматривает, чтобы епископы каждой области собирались на собор два раза в году, а в 8-м прав. Трулл. Соб. отцы, ссылаясь на набеги варваров и иные случайные препятствия, вводят новую норму – созывать соборы один раз в год. Означает ли это, что 8-е прав. Трулл. Соб. отменило 37-е Апост. прав. Нет, не означает, ибо созыв собора дважды в год по-прежнему рассматривается как желательное дело, но ввиду возникших затруднений устанавливается новый порядок. Но делать при этом вывод, что канонический порядок соблюдается только в тех случаях, когда соборы созываются два раза или единожды в год, было бы тоже каноническим буквализмом. Очевидно, что когда в связи с укрупнением Поместных Церквей, в связи с образованием Патриархатов соборы стали созываться еще реже, это не было отступлением от канонических принципов, ибо принципиальная и неизменная экклезиологическая идея 37 Апост. и 8 прав. Трулл Соб. заключается в соборности, а конкретная периодичностть в созыве соборов может, если руководствоваться примером отцов Трулльского Собора, устанавливаться с учетом обстоятельств своего времени, которые не остаются на века одними и теми же.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

(Трулл., 6) Определяем, чтобы связавшиеся вторым браком и остававшиеся в порабощении греху и не захотевшие истрезвиться от него подлежали каноническому извержению из своего чина. Ибо несообразно было бы благословлять другого тому, кто должен врачевать свои собственные язвы. (Трулл., 3) 38 Развод для священнослужителя возможен только по двум причинам: вопервых, в случае измены жены (тогда клирик должен либо развестись с ней, либо прекратить служить) и, вовторых, если духовное лицо имеет быть произведено во епископы – по взаимному согласию. Развод по любой другой причине, даже самого благочестивого характера, для священнослужителя невозможен: Епископ, или пресвитер, или диакон да не изгонит жены своей под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного, а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина. (Апост., 5) Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, и мяс, и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог , созидая человека, мужа и жену сотворил их, и, таким образом хуля, клевещет на создание, или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Так же и мирянин. (Апост., 51) Если жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Если же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестись с ней. Если же сожительствует, не может касаться служения, ему порученного. (Неокес., 8) Жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучась с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа. Если же достойна явится, да возведется и в достоинство диакониссы. (Трулл., 48) Епископы в Православной Церкви должны быть безбрачными: Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей и по совершившемся над ними рукоположении не оставляют жить вместе со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Поэтому, имея великое тщание, чтобы все устроить к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего такого. Говорим же это не к отложению или превращению апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее и о том, да не допустим какоголибо нарекания на священное звание. Ибо глаголет божественный апостол: Все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни Церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор. 10, 31–11, 1 ). Если же кто усмотрен будет творящим это, да будет извержен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Умное молитвенное делание приводит подвижников к высшим этапам богопознания. В. В. описывает, как ум пребывающего в молитве подвижника, преодолев мирское рассеяние, сосредоточивается в себе и достигает видения Божественного света; затем, полностью забыв все земное, он словно впадает в Божественное исступление: «Безмолвие - начало очищения души (συχα ον ρχ καθρσεως τ ψυχ)… Ум, не рассеиваясь на внешнее и через посредство чувств не устремляясь в мир, сосредоточивается в себе, и через себя восходит к мысли о Боге; и той красой озаряемый и просвещаемый, он забывает об этой природе и душу свою не устремляет ни к заботе о пище, ни о садах, но, упразднившись от земных попечений, все свое усердие направляет на приобретение вечных благ» (Ep. 2. 2). Так, аскетическая система В. В., как любая последовательная аскетическая система, переходит к таинственному богословию не в силу умственных построений, но опытно. В. В. стоит у истоков учения о созерцании Бога умом, систематически оно будет изложено его учениками свт. Григорием Нисским и Евагрием Понтийским ( Gribomont. 1984. T. 2. P. 435). Иером. Дионисий (Шлёнов) Сочинения В. В. в каноническом праве Нек-рые сочинения В. В. и извлечения из них вошли в правосл. канонический сборник: они составили 92 правила. Впервые пресв. Иоанн Схоластик (впосл. Патриарх К-польский) в VI в. включил правила В. В. в составленный им свод общепризнанных церковных правил: к общепринятым источникам он добавил 2 канонических послания В. В., разделив их на 68 правил. Правила В. В., составленные из 8 его посланий и из глав трактата «О Св. Духе», были включены в Номоканон XIV титулов (см.: Бенешевич В. Н. Канонический сборник XIV титулов: Со 2-й четв. VII в. до 883 г. СПб., 1905. С. 158-159, 296-297), вошли во все канонические сборники, с разницей в количестве: в Пидалионе , Афинской синтагме и Книге правил - 92; в Кормчей (гл. 21) - 91. Нек-рые из правил В. В. были повторены в текстах правил Вселенских Соборов (Васил. 27=Трулл. 26; Васил. 31, 36 и 46=Трулл. 93).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009