Самым тяжким грехом является отступничество от Христа. Наказание, к-рое предписывает В. В. отступнику,- «все время жизни своея должен быть в числе плачущих и обязан исповедатися, а при конце жизни удостоится причастия святынь, по вере в Божие человеколюбие» (прав. 73), т. е. всю жизнь оставаться на 1-й ступени покаяния, стоять во время службы вне врат церковных и с плачем просить верных молиться за него и только в конце жизни может быть удостоен св. Причащения, по вере его (ср.: Ап. 62; I Всел. 10; Анкир. 1, 2; Петр Ал. 10). Однако для тех, кто подверглись мучениям и по слабости своей уступили насилию, В. В. предусматривает (прав. 81, 82) менее тяжкое наказание (3 года молитва с припаданием, затем 3 года стояние в молитве с верными и тогда уже допускаются к св. Причащению). За волшебство или отравление устанавливают прещения правила 65, 72, 83; прибегающие к волхвователям наказываются 20-летней епитимией, как и те, кто занимаются волшебством; верящие чародеям - 6-летней епитимией. Умышленное погубление зачатого плода приравнивается 2-м прав. (как и Анкир. 21; Трулл. 91) к смертоубийству, причем отмечается, что в христ. Церкви не делается различия, получил ли плод в утробе человеческий облик или нет (ср.: Исх 21. 22-23). В 8-м прав., где речь идет о вольном и невольном убийстве, также затрагивается тема извержения зачатого в утробе. Согласно 33-му прав., «жена, родившая на пути, и пренебрегшая рожденное, да подлежит вине убийства». Более подробно святитель разъясняет свое предписание в 52-м прав.: если мать старалась, но не смогла сохранить жизнь ребенку, «то матерь достойна снисхождения». Наказания за убийство определяются правилами 8, 11, 43, 56, 57. В 8-м прав. В. В. объясняет, кого нужно считать намеренным убийцей; 56-е и 57-е правила определяют 20-летнюю епитимию для тех, кто убили намеренно, а потом покаялись, и 10-летнюю для невольно убившего. 13-е прав., отмечая, что «убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство», указывает, однако, необходимость 3-летнего удержания совершившего таковое убийство от приобщения св. Таин (ср.: Васил. 43, 55; Анкир. 22, 23; Афан. 1; Григ. Нис. 5); в убийстве основное внимание В. В. уделяет мотиву - совершает ли человек его намеренно или защищает родину, отражает нападение разбойника и проч., но, поскольку руки его и в невольном убиении обагряются кровью, он должен, полагает святитель, понести наказание.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Однако истории известны примеры, когда соображения икономии побуждали Церковь смягчать строгость действия канонов в отношении даже такого духовенства, которое получило посвящение от архиереев, не только отделившихся от кафолической Церкви, но и низложенных за это отделение. Подобную эволюцию претерпели воззрения Древней Церкви на вопрос воссоединения несторианских клириков. Объявленные на III Вселенском Соборе (431 г.) «чуждыми священства и изверженными с своея степени» (III Всел. 1:2) священнослужители из числа последователей Нестория, решением Трулльского Собора (691–692 гг.) были косвенно признаны достойными принятия в сущем сане через покаяние. Подтверждением тому является 95 соборное правило, установившее три варианта вхождения в Церковь раскольников, инославных и иноверных (посредством крещения, миропомазания или покаяния). Помимо представителей целого ряда древних ересей, миропомазание совершается над теми раскольниками, которые при сохранении правильного крещения во имя Пресвятой Троицы не имеют каноничного священства 280 . Вопреки определениям III Вселенского Собора об извержении из сана несторианских клириков, отцы Трулльского Собора постановили принимать сторонников названной ереси не через миропомазание, а посредством покаяния: «...Несториане же должны творити рукописания и предавати анафеме ересь свою (...) и потом да приемлют святое причащение» (Трулл. 95). Опираясь на это правило, Святейший Правительствующий Синод Православной Российской Церкви в 1898 г. принял решение о принятии урмийских несторианских клириков и епископа через покаяние в сущем сане 281 . Вопрос допустимости посвящения на церковное служение бывших раскольнических клириков В том случае, если ликвидация церковного раскола была произведена без признания действительности рукоположений раскольнических клириков, за последними сохраняется возможность хиротонии в канонической Церкви. Главными условиями для этого являются искреннее раскаяние в грехе раскола и соответствие нравственным требованиям, предъявляемым к кандидатам на вступление в клир.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Наконец, согласно 14 правилу Двукратного Собора, подчиненные первоиерарху епископы обязаны возносить его имя за богослужением: " Аще который епископ, — гласит канон, — поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде соборнаго раз-смотрения, отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодойствии; о таковом святый Собор определил: да будет низложен… " . Таким образом, обязанности, возлагаемые в соответствии с канонами на Первоиерарха поместной Церкви, не сводятся к председательству в соборе епископов, как это пытались представить в русской церковной печати начала XX века сторонники обновленческой тенденции [ 1 ]. В правилах, однако, определены и границы власти Первоиерарха. В делах, касающихся всей поместной Церкви, он не может решать ничего важного без согласия собора епископов (Апост. 34, 74; Антиох. 9, 19). Первоиерарх избирается и поставляется собором зависящих от него епископов; и в случае печальной необходимости подлежит их суду (1-е прав. Ефесск. Соб.). В парикии подчиненного ему епископа первоиерарх мог действовать лишь как административная власть, но не как архиерей: он не вправе был здесь ни рукополагать, ни учить, ни совершать каких-либо архиерейских действий без согласия местного епископа (Кормч. гл. 58; Ответ еп. Кипрского Иоанна III). При решении церковных дел Первоиерарх действует не единолично, а от лица всей поместной иерархии, которая представлена на Соборе. Через Собор проявляется экклезиологический принцип равенства духовной власти, равенства служения всех епископов, независимо от их титулов и принадлежащей им административной власти, о чем с замечательной глубиной и силой говорил Патриарх Сергий при его наречении во епископа: " Само епископское служение в его сущности… всегда и всюду остается одним и тем же апостольским служением, совершается ли оно в великом Царьграде или в ничтожном Сасиме " [ 2 ]. Согласно 37 Апостольскому правилу, созыв собора происходит дважды в году: " В первый раз, в четвертую неделю Пятидесятницы, а во вторый, октября во вторыйнадесять день " . Впоследствии Трулльский Собор издал новое правило: созывать собор не реже одного раза в год: " Но как, по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето… в том месте, которое, как выше речено, изберет епископ митрополии " (8 прав.). По зову первоиерарха все епископы обязаны являться на указанное им место. Отсутствующие без уважительной причины подлежат прещениям (IV Всел. 19; Карф. 87; Трулл. 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

13). От епископа, как главного правителя церковными делами епархии, зависят все пресвитеры, диаконы и церковнослужители, все храмы, молитвенные дома и монастыри епархии. «Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических да пребывают, по преданию святых отец, под властию епископов каждаго града, – постановляет Халкидонский Собор в 8-м правиле, – и да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа». Епископ имеет право запретить клирику священнослужение, увеличить или уменьшить наложенную епитимию: «Епископы да имеют власть, испытав образ обращения, человеколюбетвовати или большее время покаяния приложити» (Анкир. 5). Из прав епископа вытекают и его обязанности: строго и безусловно повиноваться святым канонам и постановлениям высшей церковной власти, непрерывно пребывать в своей епархии, а удаляться из нее на краткое время не иначе как с ведома надлежащей власти: «Не должно, не прилично и не полезно епископу, не имеющему никакой важной нужды или дела труднаго, оставляти церковь свою на время более продолжительное (3 седмицы) и огорчати вверенный ему народ» (Сард. 11). Что касается взаимоотношений епархиальной власти с высшей властью Поместной Церкви, то на архиерея возложена обязанность поминать за богослужением имя своего митрополита или патриарха (Двукр. 14), не предпринимать ничего, превышающего его власть, без ведома первого епископа (апост. 34), являться по приглашению первого епископа на Архиерейский Собор: «Епископам, которые не приидут на Собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии и свободны от всякаго необходимаго и неотложнаго занятия, братолюбно сказати слово прещения» (4 Всел. 19). Это положение повторено в 8-м каноне Трулльского Собора. Для разграничения прав архиереев, управляющих разными епархиями, каноны запрещают епископам проповедовать в чужой епархии (Трулл. 20), совершать там рукоположения без согласия епархиального архиерея (Анкир. 13) или рукополагать чужого клирика без увольнения его от своего епископа (Сард.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На епископа, как учителя веры, возложено проповедование Евангелия и распространение христианского учения в епархии. Апостол Павел учил Тимофея: Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим. 4:2 ). В 58-м правиле святых апостолов говорится: «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людех и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен». Пресвитеры проповедуют по поручению епископов. Как первосвященник епископ может совершать в епархии все священнодействия, исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов и низших клириков ( 1Тим. 5:22 ; Тит. 1:5 ; апост. 2; Трулл. 33; 7 Всел. 14; Лаод. 26), освящения антиминсов. В 31-м правиле Трулльского Собора сказано: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие или крещающие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе как по изволению местного епископа». Вальсамон в толковании на это правило замечает: «Для того, вероятно, придуманы и антиминсы и уготовляются от местных архиереев в то время, когда они совершают освящение церкви, чтобы полагать оные на святые трапезы молитвенных храмин и дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и деки святыя трапезы, то есть совершение освящения, и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие». Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго исследования и рассмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чин пресвитера и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера» (Двукр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Община, как совокупность верующих, входящих в состав церкви, ни в каком случае не могла быть субъектом церковно-имущественных прав. Это значило бы понять церковь , как корпорацию, уничтожить ее институтный характер, порвать связь ее с «Небом», мыслить ее вне союза со Христом, Ее Учредителем и Главой, лишенною учрежденной Христом иерархи. Одним словом, это значило бы отнять у нее ее специфический характер, существенно отличающий ее от древнеримских корпораций, и ввести ее в разряд этих последних. И действительно во всех источниках канонического права, начиная с самого древнего времени, мы не находим даже намека на принадлежность церковного имущества обществу верующих, их совокупности. Всегда и повсюду собственником церковного имущества является церковь , как божественное учреждение и в тоже время собрание верующих. В доканонической церковной литературе мы редко встречаем указания на то, кого церковное сознание считало собственником церковного имущества. Большею частью в ней речь идет о назначении церковного имущества. Последнее предназначалось именно для следующих трех целей: 1) для общецерковных нужд, прежде всего для совершения евхаристии, 2) для содержания лиц несших известное служение в церкви и наконец 3) на пособие бедным и нуждающимся, на содержание вдов и сирот, странников, на выкуп пленных, рабов и узников и т. д. Уже эти цели показывают, что церковное имущество существенно отличалось от имущества корпоративного, обслуживавшего лишь интересам самой корпорации. Но уже в древних христианских памятниках мы находим прямые указания на принадлежность церковного имущества не общине верующих, а самой церкви как учреждению Божию. В первом послании к Тимофею апостол вменяет в обязанность верующим содержать вдов, своих родственниц, и не обременять церкви чтобы она могла содержать истинных вдовиц ( 1Тим. 5:15 ). В другом месте ( 1Кор. 9:13 ) апостол говорит, что все, служащие жертвеннику должны брать долю от жертвенника. Что церковное имущество принадлежит именно церкви (κκλησα), чувственно представляемой в храме, об этом говорят далее Ириней 39 , Тертуллиан 40 , Киприан 41 и Апостольские Постановления 42 . В канонах поместных и вселенских соборов и в правилах Апостольских почти исключительно говорится о церкви (κκλησα, κκλησιαστικ), как собственнике церковного имущества; таковы: Ап. пр. 38. 40. 41; 4 Всел. пр. 26; Трулл. пр. 35; Гангр. пр. 7; Ант. пр. 24. 25; Карф. пр. 35. 41. 42. 92. Во всех этих местах собственник церковного имущества носит название κκλησα, т. е. церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Примечания: 85. Прав. 23 иппон. собора 393 г. 86. Tertull., De сог. rnil., с.3 [Migne, s.1., t.II, col.78 и сл.], Ниегопут., Dial. adv. Luciferianos [Migne, s.l, t.23, col.155-182]. Правило 38(47). Клирики, или воздержники, ко вдовам или к девам да не входят, разве с разрешения и согласия епископа своего или пресвитеров: но и в сем случае да входят не одни, а с другими клириками, или с теми, с которыми епископ или единые пресвитеры имеют вход к таковым женам: или же да беседуют с ними там, где присутствуют клирики, или некие почтенные христиане (IV всел. 3, 16; трулл.4, 46, 47; VII всел. 18, 20, 22). Под упоминаемыми в данном правиле клириками (ο) нужно подразумевать, судя по остальному тексту правила, неженатых лиц, от диакона и ниже; под воздержниками (ευεο) подразумеваются монахи (Василия Вел. 19). Следователено, этим клирикам и воздержникам правило воспрещает заходить ко вдовам и девицам. Под девицами (ου), говорить Зонара, нужно подразумевать посвященных девиц (ε, quae sacratae sunt) о которых мы говорили в толкованиях 16 правила IV вселенского и 4 правила трулльского соборов. Что же касается упоминаемых в этом правиле вдовиц (, viduae), то это были женщины, находившиеся под особым наблюдением церкви, заботящейся об их содержании (IV всел. 3) и назначающей им определенные в церкви обязанности Для предупреждения какого бы то ни было подозрения и соблазна (1Кор.10:32), правило постановляет, что к таким женщинам могут заходить клирики и воздержники только с разрешения и согласия подлежащего епископа ( " " ο υε), или, в случае отсутствия последнего, с согласия пресвитеров ( ευ), находящихся при епископе и принадлежащих к членам его совета. Но и получив разрешение, эти клирики и воздержники могут заходить к упомянутым женщинам не иначе, как в сопровождении других клириков или тех лиц, с которыми посещает этих женщин епископ, и беседовать с ними опять таки в присутствии других клириков или каких-либо почтенных христиан. Примечания: 87. Прав. 24 иппон. собора 393 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

   А вот 80 Апостольское правило: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится». Сравним это правило со словами апостола о том, что епископ «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6).    Целый ряд канонов (Апост. 29, Трулл. 22, VII Вс. 5, VII Вс. 19, Вас. Вел. 90, Канонические послания Патриархов Геннадия и Тарасия Константинопольских) требует, чтобы рукоположение совершалось бескорыстно. Хиротония, полученная за плату, признается недействительной, а совершившие ее подлежат извержению из сана. Особенно подробно об этом преступлении говорится во 2 правиле Халкидонского Собора; свое название — «симония» — оно получило от имени Симона Волхва, который, увидев, как чрез возложение рук апостольских подается Святой Дух, принес апостолам деньги и просил их дать и ему такую власть, на что св. Петр ответил: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20).    48 Апостольское правило содержит угрозу отлучения от Святых Тайн двоеженца: «Аще который мирянин, изгнав свою жену, поймет иную, или иным отринутую: да будет отлучен». Канону соответствуют слова Спасителя: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32).    Часто в канонах даются прямые ссылки на те места Священного Писания, которые послужили основой для этих правил. 19 (16) правило Карфагенского Собора гласит: «Разсуждено, да не бывают епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти, или управителями, и да не приобретают пропитания занятием безчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирати на написанное: никто воинствуя Богу не обязуется куплями житейскими». В правиле приведены слова апостола Павла (2 Тим. 2:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Пятое. Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии, из-за которого расторгнут первый брак, не должен вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравственного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отражена и в церковном законодательстве (Номоканон 11,1,13,5; Кормчая, гл. 48; Прохирон, гл. 49). Этаже норма повторена в 253-й статье Устава Духовных консисторий. По действовавшим в Русской Церкви до 1904 г. положениям, виновный в расторжении брака осуждался на пожизненное безбрачие. Однако указом Святейшего Синода от 14 июля 1904 г. было разрешено таковым лицам просить правящего архиерея о дозволении на вступление в новый брак, при этом он мог вступить в него только после канонически предусмотренной за прелюбодеяние 7-летней епитимии (Трулл. 87, Анкир. 20, Вас. Вел. 77). Но епархиальному архиерею предоставлено было право сократить этот срок по своему усмотрению, но не более чем до 2-х лет (Трулл. 102). В соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», принятыми Архиерейским Собором 2000 г., «после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам Василия Великого , увеличивается» (10, 3). Шестое. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека возможности свободно проявлять свою волю). Гражданские законы большинства государств, христианских и нехристианских, объявляют браки с душевнобольными и безумными недействительными. Безумными в этом случае признаются люди, не имеющие здравого рассудка с младенчества. На Руси еще при Петре I на основании Указа от 06. 04. 1722 было запрещено допускать к супружеству лиц, не имеющих здравого рассудка с рождения, неспособных ни к научению, ни к службе. И по Уставу Духовных консисторий (ст. 205, 208), браки, заключенные с безумными и душевнобольными, не признаются действительными и подлежат расторжению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Препятствия физического характера Препятствиями физического характера являются такие свойства или качества ставленника, которые делают его неспособным к прохождению возлагаемого на него служения. Эти телесные недостатки – возраст и состояние здоровья. При этом происхождение кандидата может быть любым: принадлежность к тому или иному роду не является препятствием для вступления в клир: Поскольку мы узнали, что в Армянской стране принимаются в клир только те, кто суть из священнического рода, в чем иудейским обычаям последуют так творить предприемлющие; некоторые же из таковых, и не получив церковнослужительского пострижения, поставляются священнопевцами и чтецами Божественного храма, то полагаем, да не будет отныне позволено желающим возвести некоторых в клир впредь взирать на род производимого, но испытывая, достойны ли они, по изображенным в священных правилах определениям, быть сопричисленными к клиру, да производят их в служителей Церкви, хотя бы они происходили от посвященных предков, хотя бы нет. Также никому да не будет позволено с амвона возглашать Божественные словеса народу по чину сопричтенных к клиру, разве кто будет удостоен посвящения с пострижением и получит благословение от своего пастыря согласно с правилами. Если же кто усмотрен будет творящим вопреки предписанному, да будет отлучен. (Трулл., 33) Кандидат в священство должен обладать известной зрелостью ума и опытностью. Отсюда – ограничение по возрасту, нижняя граница которого определяется правилами для каждой священной степени отдельно 11 : Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто в какую бы то ни было священную степень поставлен будет прежде определенных лет, да будет извержен. (Трулл., 15) Диаконы да не будут поставляемы ранее двадцати пяти лет возраста. (Карф., 22) 12 Во пресвитера прежде тридцати лет, если и по всему достойный человек, да не поставляется, но да оставится в ожидании. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учить. (Неокес., 11) Это правило подтверждено и на Трулльском Соборе:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009