Теория о том, что Константинопольский патриарший престол имеет не только «вселенскую» юрисдикцию за пределами границ других Поместных Церквей, но и уже никакими пределами не ограниченную сферу учреждения ставропигий, стала развиваться с особой силой в связи с окончательно определившимся в последнее время курсом Фанара на закрепление за Вселенским Патриархом статуса «первого без равных» — высшего иерарха всей Православной Аргументация апологетов позиции Фанара, выступавших в защиту самочинных ставропигий Константинополя в Афинах (2014) и Вилемове (2020), строится следующим образом. 1. Престол Константинополя — Нового Рима определён канонами как «второй после Рима» (II Всел. 3; IVBceл. 28; Трулл. 36) — а значит, по причине отпадения Римской Церкви, является «первым» в Православной Церкви. 2. Юрисдикция Константинопольского Патриарха распространяется на церкви «у варварских народов» (IVBceл. 28) — а значит, на все территории планеты, где нет епархий других Православных Церквей. 3. Каноны (IV Всел. 9, 17) и византийская правовая традиция (Исагога, 3.9) признают за Константинопольским Патриархом права универсальной юрисдикции. 4. В рамках этих «вселенских» полномочий Патриарх Константинопольский имеет особую — основанную на древней традиции, имеющей силу канона, — прерогативу даровать ставропигии и в епархиях всех других Православных С учётом рассмотренных выше аутентичных и авторитетных текстов на это можно возразить следующее: 1. Первенство Константинопольского Престола никогда не оспаривалось прочими Православными Церквами, но всегда понималось как первенство чести. Более того, это первенство было даровано Новому Риму — как гласят каноны (II Всел. 3) — по причине пребывания там царя и синклита; тем не менее, даже после утраты Константинополем статуса столицы православного царства, а в XX в. — и вообще какого-либо столичного статуса и, соответственно, после утраты канонических оснований для первенства Константинопольского Патриарха другие Православные Церкви не ставили под сомнение его первенство чести, уважая древнюю традицию и принимая во внимание сложное политическое положение христиан в Турции. Однако попытки Фанара толковать эту древнюю привилегию как первенство власти отвергались Православными Церквами всегда и решительно.

http://sedmitza.ru/text/9755557.html

(Двукр., 13) Разрушители церковного мира – клирики, составляющие заговоры против своего епископа и тем причиняющие вред Церкви, правилами караются извержением из сана: Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Ибо начальствующего в народе твоем не злословь ( Деян. 23, 5 ). (Апост., 55) Соумышление или составление скопища как преступление совершенно воспрещено и внешними законами, насколько более должно возбранять в Церкви Божией, чтобы этого не было. Поэтому если некоторые из клира или монашествующие окажутся обязующими друг друга клятвой, или составляющими скопище, или строящими ковы епископам либо своим сопричетникам, совсем да будут низвержены со своей степени. (IV Всел., 18) Поскольку священное правило ясно возвещает и то, что преступление соумышления или составления скопища и внешними законами совершенно воспрещено, тем более надлежит воспретить, да не бывает этого в Церкви Божией, то и мы тщимся соблюдать, чтобы, если некоторые клирики или монахи усмотрены будут вступающими в соумышления или скопища или строящими ковы епископам или соклирикам, совсем да низвергаются со своей степени. (Трулл., 34) Единственная причина, по которой священник может отделиться от своего епископа, – отступление последнего от Православия: Если же некоторым из принадлежащих к клиру в каждом граде или селе Несторием и его сообщниками возбранено священство за православное мудрствование, таким дали мы право воспринять свою степень. Вообще повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и Вселенским Собором члены клира отнюдь никаким образом не были подчинены отступившим или отступающим от Православия епископам. (III Всел., 3) Священник не должен отделяться от своего епископа, не обличив его перед этим в чемлибо, противном правде и благочестию: Если какойнибудь пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде, да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Также извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И это да будет по едином, и втором, и третьем увещании от епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

(VII Всел., 2) 18 Препятствия социального характера Препятствия социального характера касаются семейного положения ставленника, его обязанностей перед государственной властью и его общественного положения. 1 . Целый ряд правил говорит о семейном положении ставленника. Каноны предъявляют довольно строгие требования к браку кандидата в священство. Для священнослужителя обязательно строгое единобрачие, причем вступление в брак возможно лишь до рукоположения: Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы 19 . (Апост., 26) Поскольку сказано в Апостольских правилах, что из производимых в клир безбрачных только чтецы и певцы могут вступать в брак, то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения по совершении над ними рукоположения вступать в брачное сожительство, если же дерзнет сие учинить, да будет извержен. Но если кто из поступающих в клир захочет сочетаться с женой по закону брака, такой да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера. (Трулл., 6) Безусловным препятствием к получению священного сана является двоебрачие, причем не только мужа, но и жены: В настоящее время чин посвящения в певца ничем не отличается от посвящения в чтеца и совершается лишь в исключительных случаях. Поют в православных храмах, как правило, лица без специального посвящения – миряне. Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священного чина. (Апост., 17) Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную 20   не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священного чина. (Апост., 18) Двоеженцам правило совершенно возбранило быть служителями Церкви. (Васил., 12) Таким же препятствием является неверность жены. Брак ставленника должен быть беспорочен во всех отношениях: Если жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Если же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестись с ней. Если же сожительствует, не может касаться служения, ему порученного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

(Трулл., 19) Епископу, как главному правителю церковных дел, подчинены все клирики вверенной ему епархии. От него зависят все священники, диаконы и церковнослужители, все храмы, молитвенные дома и монастыри епархии: Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических да пребывают, по преданию святых отцов, под властью епископов каждого града и да не исторгаются по дерзости изпод управления своего епископа. А дерзающие нарушать это постановление каким бы то ни было образом и не подчиняющиеся своему епископу, если будут клирики, да подлежат наказаниям по правилам, если же монашествующие или миряне, да будут отлучены от общения церковного. (IV Всел., 8) Власть епископа имеет исключительно нравственный и духовный характер. Правила категорически запрещают епископам производить телесные наказания ослушников: Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих или неверных обидевших и через это устрашать хотящего, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил – напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов, будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал ( 1Пет. 2, 23 ). (Апост., 27) Апостольское и Божественное правило подвергает извержению священников, дерзающих бить верных согрешивших или неверных, нанесших обиду. Ухищряющиеся угодить своему гневу и превращающие апостольские установления разумеют это только о бьющих своеручно, хотя это правило ничего такого не означает и правый смысл так разуметь не попускает. Ибо поистине было бы нерассудительно и весьма погрешительно, если бы нанесший своеручным биением три или четыре удара подвергаем был извержению, а между тем, по данной свободе бить посредством повеления, простерший истязание до жестокости и до смерти оставался бы ненаказанным. Итак, поскольку этим правилом определяется наказание за биение вообще, то и мы согласно определяем. Ибо подобает священнику Божию вразумлять неблагонравного наставлениями и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремляться на тела человеческие с бичами и ударами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них да употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит это, на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения. (Трулл., 27) Всякая роскошь и украшение тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Если же в том пребудут, подвергать их епитимии, а также и употребляющих благовонные масти. Поскольку от древних времен всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием, ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, как глаголет Василий Великий . Но и разноцветные из шелковых тканей одежды не были носимы, и на края одежд не налагались воскрилия иного цвета, ибо слышали от Богогласного языка, что носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских ( Мф. 11, 8 ). (VII Всел., 16) 37 Духовным лицам, так же как и мирянам, правила предписывают оказывать уважение к государственной власти: Если кто досадит царю или князю не по правде, да понесет наказание. И если такой будет из клира, да будет извержен от священного чина, если же мирянин, да будет отлучен от общения церковного. (Апост., 84) 3 . Вступление в брак духовным лицам безусловно запрещено. Священники и диаконы могут быть женатыми, но должны жениться до рукоположения: Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы. (Апост., 26) Клирики, вступившие во второй брак, извергаются из своего сана, а в случае раскаяния им запрещается священнослужение: Пресвитер, если оженится, да извержен будет от своего чина. Если же блуд или прелюбодейство сотворит, да будет совсем изгнан от общения церковного и низведен в разряд кающихся. (Неокес., 1) Поскольку речено в Апостольских правилах, что из производимых в клир безбрачных только чтецы и певцы могут вступать в брак, то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения по совершении над ними рукоположения вступать в брачное сожительство, если же дерзнет это сделать, да будет извержен. Но если кто из поступающих в клир захочет сочетаться с женой по закону брака, такой пусть делает это прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Правило святых и богоносных отцов наших да соблюдается и в этом: чтобы во пресвитера прежде тридцати лет не рукополагать, если бы человек и весьма достоин был, но отлагать до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцати пяти лет и диаконисса 13   прежде сорока лет да не поставляется. (Трулл., 14) Препятствием для рукоположения служат только те телесные недостатки, которые могут затруднить священнослужение и выполнение обязанностей, которые наложит на ставленника сан. Все прочие физические недостатки и болезни не могут служить препятствием для получения священного сана: Если кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быть епископом, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна. (Апост., 77) Глухой же и слепой да не будет епископ – не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных. (Апост., 78) Скопец, если от человеческого насилия таким соделан, или в гонении мужеских членов лишен, или таким рожден, и если достоин, да будет епископ. (Апост., 21) Сам себе скопивший да не будет принят в клир. Ибо он есть самоубийца и враг Божия создания. (Апост., 22) Последние два правила повторены на Первом Вселенском Соборе: Если у кого в болезни врачами отъяты члены или кто варварами оскоплен, такой да пребывает в клире. Если же, будучи здрав, сам себя оскопил, такого, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключить и отныне никого из таких не должно производить. Но как явно то, что это изречено о действующих с намерением и дерзающих оскоплять самих себя, так, напротив, если некоторые оскоплены от варваров или от господ, в прочем же обрящутся достойны, таких в клир допускает правило. (I Всел., 1) Препятствием физического характера также является душевное заболевание и беснование, поскольку в этих двух случаях человек не может полностью владеть собой: Если кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и, если достоин, то и в клир.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Для того чтобы клирик одной епархии мог получить место в приходе другой епархии, он должен иметь от своего прежнего епископа отпускную грамоту. Как гласит 17-е правило Трулльского Собора, «понеже клирики различных церквей, оставив свои церкви, в коих они поставлены, перешли к иным епископам, и, без воли своего епископа, определены в чужих церквах, чрез сие они оказываются непокоривыми: того ради определяем, дабы от месяца яннуария минувшаго четвертаго индикта никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права, без увольнительной от своего епископа граматы, определен быти в иной церкви. Не соблюдающий сего отныне, но постыждающий собою совершившаго над ним рукоположение, да будет извержен и сам, и неправильно приявший его…». Согласно канонам, пастырь обязан постоянно жить в своей общине и не вправе удаляться из нее, особенно если в приходе вспыхивает моровая язва (эпидемическая болезнь) или какая-нибудь иная грозящая народу опасность (апост. 62, 1 Всел. 11, Петра Алекс. 3, 10). Пастырь и всякий клирик обязан строго следить за своим поведением и в обществе, и у себя дома, должен носить одежду, приличную сану. Клирик обязан устраняться от мирских занятий (апост. 6, 81; 7 Всел. 10; Карф. 16), не посещать общественных увеселений, неприличных сану (апост. 54; Трулл. 1, 62), и не оставаться в домах своих прихожан на увеселение долее, чем того требует исполнение священнических обязанностей. Приходской священник обязан ежедневно служить утреню и вечерню. По воскресным дням и праздникам, а также в Великий пост по средам и пятницам – служить Божественную литургию (апост. 8; Трулл. 52, 80; Лаод. 49; Карф. 3; Архиер поуч.). К обязанностям приходского священника относится также постоянное проповедование в храме (см.: 1Тим. 2, 3, 5, 17 ; 2Тим. 3, 4 ; апост. 58; Трулл. 19). В соответствии со священными канонами приходской пастырь обязан следить за тем, чтобы никто из прихожан не употреблял на домашние потребности вещей, назначенных для богослужения. Он должен оберегать старые богослужебные вещи от злоупотреблений (апост. 73; Двукр. 10; Григ. Нисск. 8). Пастырь обязан следить за тем, чтобы никто не вводил в церковь чего-либо нового и неуместного в пении, чтении и обрядах. Приходской священник обязан в своем приходе крестить (апост. 50), исповедовать (апост. 52), венчать, погребать (Карф. 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Тот начальник, на котором лежала обязанность созывать Соборы, за пренебрежение ею подлежал церковному наказанию. Право же и обязанность созывать поместные Соборы в округах митрополитов имел только сам митрополит, который мог также назначить место их проведения (Ант. 19, 20; 4 всел. 19; 7 всел. 6), а в патриарших округах – патриарх. Самим епископам, без митрополита, созывать Соборы не разрешалось (Ант. 20). Членами Собора, как поместного, так и вселенского, с правом решающего голоса, могли быть только епископы, как представители частных Церквей, обладающие полнотой апостольской власти. Церковные правила требовали только их непременного присутствия на Соборах, ничего не упоминая о других лицах; следовательно, только за ними признавалось право решать на Соборах церковные дела (1 всел. 5; 4 всел. 19; Трулл. 8). Постановления Соборов издавались только от их имени (см., напр., Карф. 8, 59, 61, 64 и др. Сард. 1, 5, 9, 11 и др.); только они (епископы) или представляющие их лица подписывали соборные решения и таким образом давали им силу законов. Поэтому и сами Соборы назывались Соборами св. Отцов, правила их-правилами св. Отцов (иногда, с указанием присутствовавшего на Соборе числа этих Отцов, а именно, – числа епископов; см. 4 всел. 1, 28; Трул. 1, 2 и мн. др.). Другие члены клира, как не имеющие правительственной власти в Церкви, если и допускались на Соборы, то с правом только совещательного, а не решающего голоса; они могли принимать участие в прениях с иномыслящими, оказывать епископам помощь в соборных совещаниях и т.п. (И на свое совещательное участие они получали особое позволение от присутствовавших епископов, а сами по себе на это права не имели. На 4-м вселенском Соборе, когда многие монахи, единомышленники еретиков, самовольно явились на Собор, все епископы воскликнули: «выгнать их отсюда! здесь Собор епископов.»); как показывает история Церкви, право решающего голоса они могли иметь лишь в том случае, если представляли собой уполномочившего их на то епископа, который лично не мог явиться на Собор. Для таких же совещаний приглашались иногда на Собор и мирские люди, напр., законоведы. Присутствие народа на Соборах, по крайней мере в первые века христианства, не возбранялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Тот же собор перечисляет и другие преступления духовенства в Германии. 773 Каково было нравственное состояние духовенства на Востоке, в позднейшие времена древней церкви, после V века, об этом дают нам понятие прежде всего правила соборов Трулльского и VII Вселенского. Здесь мы снова встречаемся с указаниями на те же пороки духовенства, какие замечались в нем и раньше. То же злоупотребление церковными доходами, то же корыстолюбие, та же роскошная жизнь, когда позволяли это средства и проч. Но к таким, уже известным из прежней истории недостаткам присоединяются еще новые и новые. Появились занятия в духовенстве, которые заслуживали полнейшего порицания. Так, одни из клириков содержали корчемницы (Трулл., прав. 9), а другие – даже дома терпимости (Трулл., прав. 86). Некоторые из епископов возводили на подчиненных им клириков различные мнимые преступления и налагали епитимию, а потом за золото и серебро прощали мнимых виновников (VII Всел. соб., прав. 4). Как мало даже самые первые из иерархов заботились об интересах церкви, об этом может дать представление следующий факт, случившийся в царствование Юстиниана II (конец VII и начало VIII века). Император Юстиниан II захотел разрушить одну церковь , сооруженную в честь Богоматери, с тем, чтобы на этом месте устроить ложи для цирковой партии так называемых голубых. Но император не решается прямо взяться за это дело. Его мучит совесть. И вот он требует от Константинопольского патриарха, чтобы тот благословил разрушение храма, прочитал бы приличествующую случаю молитву. Патриарх сначала было отказывался исполнить требование императора, представляя в свое оправдание то, что он знает, какие молитвы читаются при создании храмов, но что ему неизвестны молитвы, какие произносились бы при их разрушении. Тем не менее воля императора взяла верх. Слабый, угодливый патриарх уступил, решился произнести следующую молитвенную формулу, освящая разрушение храма: «слава и честь Богу, долготерпящему всегда, ныне и присно и во веки веков». 774 В духовенстве рассматриваемого времени в особенности замечается забвение того, что оно – пастыри душ, что только сюда должны быть направлены его помыслы и стремления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Автокефалию Церкви приобретали и утрачивали в процессе истории. Преемствующий апостольскому сонму, именно сонму, а не отдельным апостолам, вселенский епископат имеет бесспорное право суверенно решать вопросы об учреждении и упразднении автокефалии, о границах между Поместными Церквами. На Вселенских Соборах – высших и чрезвычайных органах епископской власти – действительно решались вопросы об учреждении Поместных Церквей (1 Всел. 5), их рангах, о границах между ними (2 Всел. 2), об упразднении автокефалии некоторых из Церквей: так, Ефесский Собор подтвердил автокефалию Кипрской Церкви (8 прав.), а Халкидонский Собор, признав автокефалию Константинопольской Церкви, подчинил ей Асийский, Понтийский и Фракийский, диоцезы (28 прав.). Но поскольку Вселенские Соборы и в древности были событиями исключительными и вот уже более 1000 лет не созываются, обычно вопрос о новой автокефалии или упразднении старой решается епископатом Поместных Церквей, компетенция которого, в отличие от вселенского епископата, распространяется лишь на пределы своей Церкви. При этом волю поместного епископата может выражать как полный собор, так и, в исключительных случаях, малый собор епископов – синод (Всел. 19, Трулл. 8, Антиох. 20). Константинопольский Патриархат предоставлял автокефалию Болгарской Церкви (932, 1234 и 1946), Сербской Церкви (1218 и 1879), Русской Церкви (в 1589 г., хотя она правомерно обрела автокефалию в 1448 г., но эта автокефалия не признавалась долго в Константинополе), автокефалия предоставлялась Константинопольским Патриархатом Элладской Церкви (1850), Румынской Церкви (1895) и Албанской Церкви (1937). Русская Церковь даровала автокефалию Польской (1948), Чехословацкой (1951) и Православной Церкви в Америке (1970). Известны и случаи слияния нескольких автокефальных Церквей в одну. Так, в 1920 г. три автокефальных Церкви: Сербская, Карловацкая и Черногорская, – а также Автономная Церковь Босно-Герцеговинская с частью Константинопольской и Буковинско-Далматинской Церквей объединились в одну Сербскую Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009