Нач. XVI в. (ГВСМЗ) Одной из традиций, повлиявших на установление практики малого В., стало празднование в К-поле Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня 1 авг.- большинство рукописей чина малого В. прямо называют его чином «водоосвящения 1 августа». Также очевидна связь чина малого В. с чином омовения во Влахернах - Влахернский храм Богоматери и чудотворный источник в нем прямо упомянуты в тропарях малого В.: «                  ». Канонист XII в. Патриарх Феодор IV Вальсамон считал малое В. заменой языческого обычая почитать 1-й день каждого месяца (толкование на 65-е прав. Трулл.: PG. 137. Col. 741). Под «происхождением Честных Древ» подразумевается традиция обходить К-поль с Древом Креста Господня с целью благословения и освящения всего города. Имп. Константин VII Багрянородный (X в.) сообщает о том, что Честное Древо начинали носить по городу за неск. дней до 1 авг. и заканчивали 13 авг., и подробно описывает 1-й день этого шествия ( Const. Porphyr. De cerem. 2. 8). Установление практики погружать в начале авг. Животворящее Древо в воду и этим сообщать той целебные свойства, вероятно, связано с недостаточным качеством воды, поступавшей в город в жаркие летние дни. К XII в. в К-поле уже существовал обычай освящать воду не только 1 авг., но и в начале каждого месяца (γιασμς τς νεομηνας), за исключением 1 сент. и 1 янв. ( Ps. -Codin. De offic. 4. 26; толкование Феодора Вальсамона на 65-е прав. Трулл.); нек-рые Евхологии XI в. упоминают и В., совершавшиеся по воскресеньям и праздникам в храмах (см. выше). Чин малого В. сформировался в XI-XII вв.: рукописи Евхология, отражающие доиконоборческую практику, его не содержат (наиболее ранние сохранившиеся рукописи чина - Paris. Coislin. 213, 1027 г. и Athen. Gr. 713, XII в.). Впосл. чин сделался настолько популярен, что при желании его стали совершать в любое время. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает малое освящение воды в Троице-Сергиевой лавре на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает малое освящение воды в Троице-Сергиевой лавре на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Согласно совр.

http://pravenc.ru/text/155063.html

   Приходской священник обязан ежедневно служить утреню и вечерню. По воскресным дням и праздникам, а также в Великий пост по средам и пятницам — служить Божественную Литургию (Апост. 8; Трулл. 52, 80; Лаод. 49; Карф. 3; Архиер. поуч.). К обязанностям приходского священника относится также постоянное проповедование в храме (1 Тим. 2: 3, 5, 17; 2 Тим. З: 4; Апост. 58; Трулл. 19). В соответствии со священными канонами, приходской пастырь обязан следить за тем, чтобы никто из прихожан не употреблял на домашние потребности вещей, назначенных для богослужения. Он должен оберегать старые богослужебные вещи от злоупотреблений (Апост. 73; Двукр. 10; Григор. Нисск. 8). Пастырь обязан следить за тем, чтобы никто не вводил в церковь чего-либо нового и неуместного в пении, чтении и обрядах: «Желаем, — изрекли Отцы Трулльского Собора в 75-м правиле, — чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразного и несвойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающиему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов Израилевых быти благоговейными». Приходской священник обязан в своем приходе крестить (Апост. 50), исповедовать (Апост. 52), венчать, погребать (Карф. 50).    Помощниками приходских священников служат диаконы и церковнослужители.    См: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 395 (прим. 9).    Заозерский Н. Что есть православный приход и чем он должен быть. Сергиев Посад, 1912, С. 85.    См. там же. С. 87. Приход в Русской Православной Церкви Приходы в досинодальную эпоху    В Русской Православной Церкви, с самого начала ее истории, когда она еще составляла митрополию Константинопольского Патриархата, ввиду обширности ее епархий, существовали приходы. Внутреннее устройство приходов, их связь с епархиальным архиереем мало чем отличались от византийских. Однако из-за многочисленности приходов в каждой епархии епархиальному архиерею почти невозможно было хорошо знать всех клириков епархии, поэтому в Русской Церкви, как и в христианскую древность, миряне оказывали значительно большее влияние на доставление приходских священников, чем в Византии. Обычно на вакантное церковное место кандидат либо избирался прихожанами, либо назначался князем или боярином, если храм находился на земле вотчинника; после этого ставленник отправлялся в епархиальный город к архиерею рукополагаться. Окончательное же решение при поставлении клирика принадлежало епископу, но на практике в большинстве случаев архиерей доверял мнению прихожан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Анкирский Собор издал 25 правил. Десять из них (1–9, 12) имеют непосредственное отношение к главной теме и определяют церковные епитимии для разных категорий отпавших, в зависимости от того, действовали они по принуждению или добровольно; остальные относятся к общей церковной дисциплине и иерархическим отношениям в Церкви, вопросам подчинения клириков своим епископам. Десятое правило этого Собора, говорящее о браке диаконов после рукоположения, примечательно тем, что было отменено на Трулльском Соборе (Трулл., 6). Неокесарийский Собор Неокесарийский Собор состоялся вскоре после Анкирского, но до Первого Вселенского Собора, то есть в период времени между 314 и 325 годами, в городе Неокесарии, втором по значению в Понте после Анкиры. В нем принимало участие 24 епископа. Неокесарийский Собор издал 15 правил, которые имеют своей темой нравственную дисциплину в жизни духовенства и мирян: о браке клириков и мирян (1–3, 7, 8), препятствия к поставлению клириков: впадение в блуд, недостаточный возраст, принятие крещения во время болезни (9–12), некоторые частные вопросы церковной иерархии (13, 14). Последнее правило этого Собора (о числе диаконов) было отменено на Трулльском Соборе (см.: Трулл., 16). Гангрский Собор Время проведения этого Собора точно не известно и определяется в промежутке времени между 340 и 376 годами. Он был созван в Гангре, главном городе Пафлагонии (Малая Азия), и на нем присутствовало 13 епископов. Поводом к нему послужили смуты в Малоазийских Церквах, причиной которых была крайне аскетическая проповедь Евстафия, епископа Севастийского. Его последователи расторгали браки, оставляли жен и презирали всех женатых, в особенности епископов, из рук которых не хотели причащаться, перестали посещать общественные богослужебные собрания и сходились для молитв в частные дома; из ложноаскетических побуждений мирские люди заменяли свое обычное платье на монашеское, женщины стали носить мужскую одежду и стригли себе волосы под предлогом благочестия, постились в воскресные дни, а дни, установленные Церковью для поста, не соблюдали; учили, что богатые не могут иметь надежды на спасение, если не раздадут всего своего имущества. Вообще под видом благочестия они выступали против всего церковного строя и образа жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Автокефалия 14 июня 2020 Тезаурус Автокефалия церковная (греч. αυτοκεφαλον - букв. самоглавие) - независимый статус Поместной Православной Церкви. Поместная Церковь, имеющая этот статус, именуется Автокефальной Церковью . Зна­чение термина " автокефалия " в истории Церкви меня­лось. Автокефальными в византийскую эпоху назывались епархии, независимые от местного митрополита и непосред­ственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. Современное православное богословие видит сущность автокефалии в том, что Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, предстоятель избирается и поставляется своими архиереями, без участия иерархов других Поместных Церквей (впрочем, в поставлении предстоятеля, по приглашению, могут принимать участие и епископы других Поместных Церквей). Автокефалия не означает абсолютной независимости Поместной Церкви. Все Автокефальные Церкви являются частями единой Вселенской Церкви Христовой, которой вверено хранение чистоты православного веры (37-е Апост. прав.; 2-е прав. Трулл. Соб.) Общим для всех Поместных Церквей является догматическое учение. Каноническое предание также является общим для всех Церквей, однако каждая из них может применять каноны к местным условиям. В области богослужения самостоятельность автокефальных Церквей ограничена обязательным соответ­ствием богослужения единому догматическому учению. Полной самостоятельно­стью пользуются автокефальные Церкви в области админи­стративной и судебной деятельности. Автокефальная Церковь сама канонизирует своих святых, сама составляет но­вые чинопоследования и песнопения. Автокефальный статус может Церковью как приобретаться, так и утрачиваться. Например, Сербская Православная Церковь за время своего существования трижды получала и дважды утрачивала автокефалию. В ее истории также имел место случай слияния нескольких Автокефальных Церквей в одну (в 1920

http://bogoslov.ru/article/192548

Имея в виду правильное учение «Пращицы» о догматах православной веры Христовой, о составе церкви Божией, твёрдости и неодолённости её от врат адовых, и о значении церковных обрядов, что они по благословным винам церковью могут быть изменяемы без всякого нарушения веры, какового учения не могут отвергнуть и сами старообрядцы, Святейший Синод признал нужным издать сию книгу, но на Деянии на Мартина еретика и требнике Феогноста не основывался, никаких постановлений не делал и ни одним словом не упоминает об этом. Действительно ли был собор на Мартина и составлено на нём «Деяние», подлинно ли требник принадлежит митрополиту Феогносту? – Эти вопросы принадлежат к числу исторических, а не догматических. И сам Питирим, очевидно, доверчиво только отнёсся к сочинению неизвестного, хотевшего, – по выражению московского митрополита Филарета – «неправдою послужить истине». Когда же учёные отвергли подлинность «Деяния» и требника, то и Святейший Синод не только не защищал их подлинности, но прекратил печатание и самой Пращицы. Никто не оправдывает подобных явлений, как «Деяние» и требник; но винить за них церковную власть весьма несправедливо. Подобные явления бывали и в древней церкви. Так, например, Стоглавый собор говорит: «правило апостолъ сице глаголетъ: аще кто браду бретъ и преставится тако, не достоитъ надъ нимъ служити, ни по немъ пти, ни просфоры, ни свчи по немъ въ церковь принести, съ неврными да причтется, отъ еретика бо се навыкоша. О томъ же правило 11 шестого собора, иже въ Трулл Палатнмъ о брадъ» (Стоглав, глава 40). Но это подложные правила. В подлинных апостольских правилах приведённого Стоглавом не находится, и в 11 правиле шестого вселенского собора о брадобритии нет речи. Итак, вот кто-то у нас сочинил подложные правила под именем апостольского и шестого вселенского собора, а Стоглавый собор, – не частное лицо, а собор, – приводит эти правила в основание одного из своих постановлений. Списатель жития Евфросинова «от соннаго (как справедливо заметил собор 1667 года) сочинил наполненную ересями сказку о явлении ему и беседе с ним Божией Матери (у Озерского часть 2, с.180).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   Согласно 16 правилу VII Вселенского Собора, клирикам возбраняется щегольство и пышность в одежде: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епетимии, такожде и употребляющих благовонныя масти».    По словам Зонары, «люди из внешнего заключают о внутреннем и неизвестном. И если увидят, что лица, посвятившие себя в удел Богу, не держатся устава и обычая по отношению к одежде или надевают на себя светские, пестрые и дорогие одежды, то от бесчиния во внешнем отношении будут заключать и о внутреннем состоянии посвятивших себя Богу».    Высокие требования предъявляются к семейной жизни клириков. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26 Апостольское правило, «повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы».    10 правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6 е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления.    Было бы противно закону духовного роста вступать в плотский брак после хиротонии, совершаемой в образ обручения с паствой. В то же время опыт семейной жизни, опыт управления «малой церковью», по выражению св. Иоанна Златоуста, может послужить хорошей школой для подготовки к окормлению народа Божия.    Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается.    Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917гг. вынес Определение, призванное оградить достоинство священного сана. Опираясь на Апостольские наставления о высоте священного служения (1 Тим. 3:2, 12; Тит. 1:6) и на каноны (3 прав. Трулл, Соб. и др.), Собор подтвердил недопустимость второго брака для вдовых и разведенных священнослужителей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Самостоятельность автокефальных Церквей носит, разумеется, ограниченный характер, проявляясь только относительно других Поместных Церквей, но отнюдь не Вселенской Церкви, частью которой они являются. Поэтому не может быть и речи о самостоятельности отдельной Поместной Церкви в области вероучения, которое одно и то же хранится Вселенской Церковью изначально (апост. 37, Трулл. 2). Всякое расхождение с истиной, хранимой всей Церковью, влечет за собой угрозу отпадения от Вселенской Церкви. Все Поместные Церкви соблюдают святые каноны, применяя их к местным условиям. В области богослужения самостоятельность автокефальных Церквей ограничена обязательным соответствием богослужения единому догматическому учению. Но автокефальная Церковь сама приготовляет для себя святое миро, сама канонизирует своих святых, сама составляет новые чинопоследования и песнопения, полной самостоятельностью пользуются автокефальные Церкви в области административной и судебной деятельности. 20,3Вопрос о праве на автокефалию и в наше время продолжает оставаться острым и сложным. Вокруг него возникали в прошлом и имеют место до сих пор споры, которые часто приобретают болезненный характер, ведут к нестроениям и даже разделениям, вплоть до разрыва канонического общения. Для выяснения канонически бесспорных критериев автокефалии прежде всего необходимо осветить вопрос о праве учреждать самостоятельную Церковь или даровать автокефалию. Принцип: никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам, – юридическая и каноническая аксиома. Поэтому основать новую автокефальную Церковь может либо епископат Вселенской Церкви на Вселенском Соборе или каким-то иным образом, либо высшая власть кириархальной Церкви. В древности порой высказывались ошибочные суждения о том, что автокефальными могут быть лишь Церкви, основанные самими апостолами. Папа Лев Великий на этом основании оспаривал автокефалию Константинопольской Церкви. Антиохийский Патриархат отказывал в автокефалии Грузинской Церкви, опираясь на тот исторически сомнительный факт, что никто из апостолов не был в Грузии. Между тем, с одной стороны, многие из Церквей несомненно апостольского происхождения автокефалии никогда не имели (например, Коринфская), а с другой – существуют Церкви, самостоятельность которых общепризнана, хотя они и не могут похвалиться апостольским происхождением, например, Румынская или Польская.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но вместе с этим г. Суворов отмечает, что по данным истории «бессмертных» притязаний на права и власть не более чужд в то время и патриарх Константинопольский. (Византийский папа.Из истории церковно-государственных отношений в Византии. Москва 1902 г. Гл. II, стр. 70 и 71). Вот к каким печальным результатам, вред которых все более и более обнаруживается еще и до сих пор, привело возникновение некоторых епископов над всеми другими и образование их единоличной власти и прав. Стремление поддерживать эти земные преимущества не остановило епископов, как наприм., римских, пользоваться для этого и всякого рода земными средствами и способами, часто совершенно чуждыми природе Церкви, а через это сами же епископы посели зерна будущей реформации и пространства, из которых в свою очередь с течением времени ясно вышли уже зародыши полного неверия и отрицания самого христианства. 145 Журнал заседания Общего собрания Присутствия 1 июня 1906 г. Церковные Ведомости 1906 г., 25. 154 Послание святого Ефесского собора к священному собору памфийскому. Деяния Вселен. Соборов. Т. II. Казань, 1893 г. 155 Творение св. Иоанна Злотоустого. Т. Х, кп 2, Беседа 18 на 2 послание к Коринфянам. Спб. 1904 г. 156 Журнал заседания I отдела 19 мая 1906 г. Особое мнение проф. Бердникова «Церк. Ведом.» 1906 г., 22, стр. 1540. 159 Послание императора Феодосия. Деяния Вселенских Соборов, издание Казанской дух. Академии, т. III стр. 68. 161 Копия с императорского декрета об изгнании Нестория к Исидору, преторианскому префекту и консулу. Там де, т. II, стр. 121. 162 Высочайшая грамота, посланная святому собору через придворного сановника Кандидиана. Там же, т. I, XXXI. 167 Послание к императору Льву епископов области Геллеспонтской. Там же, т. IV, XLIX и послание епископов Пафлагонии L. 169 Приветственное слово отцов собора, собравшегося в Константинополе в императорском дворце Трулл к Юстиниану. Там же, т. VI, стр. 271. 171 Соборное послание к государям Константину и матери его Ирины. Деяние Вселенских соборов, т. VII, стр. 294. 172 Послание святого собора к Феодосию Великому, с приложением постановленных отцами правил. Там же, т. I, отд. II. 174 Подробно об этом сказано нам в книге: «Преобразования в Русской Церкви». Рассмотрение вопроса по официальным документам и в связи с потребностями жизни. Москва, 1906 г., гл. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Клирикам запрещается ростовщичество (Лаод. 4) и торговля, особенно винная (Карф. 18; Трулл. 9). Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и всяким предпринимательством. Отцы Халкидонского Собора в 3-м правиле изрекли: «Дошло до Святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирския дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах беспомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступити сие определение, таковый да будет подвергнут церковному наказанию». Духовным лицам запрещаются также занятия, связанные с пролитием человеческой и даже животной крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон при Большом требнике», ст. 132; постановление патриарха Луки Хрисоверга). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, возбраняется и охота, неизбежно связанная с пролитием крови. Каноны касаются и внешнего вида клириков, их одежды. Отцы Трулльского Собора в 27-м правиле изрекли: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути: но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения». Под неприличной одеждой Зонара понимает следующее: «светлые, пестрые и дорогие одежды» или «воинские одежды». А по толкованию Вальсамона, «одежда, не свойственная клирику, не есть та, какую носят воины, ибо клирик, когда-нибудь надевший такую, подвергнется строгому наказанию, но дорогие златотканые одежды, так называемые в народе перловые узоры, и бахромы, и пурпурные одежды, ибо клирики, – заключает Вальсамон, – должны быть примером и добродетели, и благообразия, а не роскоши и неблаговидной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Клирикам запрещаются ростовщичество (4 прав. Лаод. Соб). и торговля, особенно винная (18 прав, Карф. Соб.; 9 прав. Трулл. Соб.). Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и всяким предпринимательством. Отцы Халкидонского Собора в 3-м правиле изрекли: «Дошло до святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирския дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступит сие определение, таковый да будет подвергнут церковному наказанию.» Духовным лицам запрещаются также занятия, связанные с пролитием человеческой и даже животной крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст. 132; Постановление Патриарха Луки Хрисоверга). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, возбраняется и охота, неизбежно связанная с пролитием крови». Однако в отношении врачебной деятельности могут быть и исключения. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий)   С уважением, священник Михаил Самохин Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/rabota-voprosy-i-otvet...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009