Что клир и миряне обязательно присутствовали на Соборах и что некоторые из них принимали в рассуждениях Собора самое замечательное участие, это правда… Но сказать, чтобы таков был закон церковный, обязательный для всех, чтобы этого требовали правила св. Вселенских и 9 Поместных Соборов, невозможно. «Книга правил» не содержит никаких узаконений для участия клира и мирян в областных соборах, и напротив, …всюду, где говорит о соборах, …говорит только об епископах и никогда о пресвитерах, клириках или мирянах» (IV Всел. 19, Трулл. 8, VII Всел. 6, Карф. 14, 27, 87, 141, 142. Лаод. 40 и др.). Однако ради единства и мира церковного архиепископ Сергий считает приемлемой мерой призвать для участия в Соборе клириков и мирян, но «поставить это участие так, чтобы оно не разрушало… основного принципа канонического строя». Для этого всякое постановление общего Собора должно быть передано на рассмотрение архиерейского Совещания, если оно будет опротестовано хотя бы четвертью всех присутствующих на Соборе, а для пересмотра догматико-канонического решения должно быть достаточно и одного протестующего голоса. Архимандрит (ныне архиепископ) Петр (Л " Юилье) писал: «Теория, согласно которой Вселенские Соборы представляют собой своего рода «всесословные собрания» Церкви, в которых по праву должны быть представлены различные категории членов Церкви, совершенно чужда христианской мысли этого времени. Здесь снова мы видим понятие, свойственное западной средневековой корпоративной системе».    Поместные Церкви представлены были на Вселенских Соборах с разной полнотой. В них участвовали лишь немногие лица, представлявшие Западный Патриархат, хотя авторитет этих лиц всегда был высок. На VII Вселенском Соборе крайне малочисленным, почти символическим, было представительство Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей. Во всяком случае, признание вселенскости Собора никогда не обусловливалось пропорциональным представительством всех поместных Церквей.    Компетенция Вселенских Соборов заключалась прежде всего в разрешении спорных догматических вопросов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Каноны по существу дела знают исключительно собор епископов области, другими словами, поместной Церкви. Так, 19 прав. IV Всел. Соб. гласит: “Посему определил святый собор, согласно правилам святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется.” Как уже сказано ранее, 8 прав. Трулл. Соб. изменило периодичность в созыве соборов, но нисколько не коснулось их состава: “Но как по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето.” Тот же исключительно архиерейский состав собора предусмотрен в 6 прав. VII Всел. Соб. и 14 прав. Карф. Соб… В 27 прав. Карф Соб. речь идет о том, чтобы на соборах Африканской Церкви, епископат которой был особенно многочисленным — насчитыывая многие сотни архиереев, каждая митрополия была представлена не всеми епископами, но особыми представителями, при этом, конечно, непременно в епископском сане: “Подтвердити подобает на сем святом соборе, чтобы по правилам Никейского собора ради цековных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие.” Об исключительно епископском составе соборов говорят также 14, 87, 141,142 прав. Карф. Собора. 40 прав. Лаод. Соб. гласит: “Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти, или вразумлятися ко благоустроению церкви, и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется.” Одним словом, всюду, где в канонах идет речь о соборе, подразумевается собор архиерейский. Каноны не предусматривают соборов, в которых бы участвовали пресвитеры, дьяконы и миряне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Здесь кратко излагаются совещания царя с боярами и с патриархом Иеремией об учреждении патриаршества в России, свидетельствуется самый факт поставления Иова в патриархи, определяется предполагаемый штат митрополичьих, архиепископских и епископских кафедр в России, приводится список духовных лиц, принимавших участие в решении вопроса о патриаршестве, и передается соборное определение относительно нрава Русских на будущее время ставить у себя патриархов с извещением о том Константинопольскому. Вскоре после этого, щедро одаренный, Иеремия выехал из Москвы. Русское правительство стало хлопотать о том, чтобы и другие патриархи признали открытую в Москве кафедру. В мае 1590 г. на соборе в Константинополе действительно было решено: утвердить ее согласием восточных патриархов с тем, чтобы и после Иова ставились патриархи в Москве, признать права русского патриарха наравне с правами других патриархов и отвести ему пятое место – после Иерусалимского. Решение было написано в грамоте и скреплено подписями патриархов (кроме Александрийского) и других членов собора (42 митроп., 19 архиеп. и 20 епископов). В 1591 году она доставлена в Москву. Но здесь были недовольны ею во-первых потому, что не было подписи александрийского патриарха, который не участвовал на Константинопольском соборе, и во-вторых потому, что русскому патриарху отводилось последнее место в ряду патриархов. Грамотами и подарками Русское правительство хотело добиться по крайней мере третьего места своему патриарху. Но и собор 1593 г. (12 февраля), состоявшийся в Константинополе в присутствии русского посла, оставил в силе прежнее решение. Новая грамота, составленная на этом соборе и подписанная вместе с другими александрийским патриархом, была последнею: в ней говорилось, что русскому патриарху приличествует честь, «равная чином и достоинством» со всеми православными патриархами, и ссылкою на церковные каноны (28 прав. IV всел. соб., 6 пр. Ник. и 36 Трулл. соб.) давалась санкция учрежденной в России кафедре. В сознании Греков эта грамота рядом с майской 1590 года послужила как бы «неким столпом патриаршему престолу» в Москве, как выразился александрийский патриарх Мелетий Пигас, ее составлявший 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   Как первосвященник, епископ может совершать в епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов и низших клириков (1 Тим. 5:22; Тит. 1:5; Апост. 2; Трулл. 33; 7 Всел. 14; Лаод. 26), освящения антиминсов. В 31 правиле Трулльского Собора сказано: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие, или крещающие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа». Вальсамон в толковании на это правило замечает: «Для того вероятно придуманы и антиминсы и уготовляются от местных архиереев в то время, когда они совершают освящение церкви, чтобы полагать оные на святые трапезы молитвенных храмин и дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и деки святыя трапезы, то есть совершение освящения, и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие».    Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии: «Аще которой пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на Литургиях, по церковному преданию: таковый да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чин пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера» (Двукр. 13).    От епископа, как главного правителя церковными делами епархий, зависят все пресвитеры, диаконы и церковнослужители, все храмы, молитвенные дома и монастыри епархии. «Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических, да пребывают, по преданию Святых Отец, под властию епископов каждаго града — постановляет Халкидонский Собор в 8 правиле, — и да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа».    Епископ имеет право запретить клирику священнослужение, увеличить или уменьшить наложенную епитимию: «Епископы да имеют власть, испытав образ обращения, человеколюбствовати, или большее время покаяния приложити» (Анкир. 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

(Трулл., 9) Священнослужители, как, впрочем, и все христиане, не должны заниматься ростовщичеством: Так как многие причисленные к клиру, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное Писание, глаголющее: Серебра своего не отдает в рост ( Пс. 14, 5 ), и, давая в долг, требуют сотых, судил святой и великий Собор, чтобы, если кто после этого определения окажется взимающим рост с данного в заем, или иной оборот дающий этому делу, или половинного роста требующий, или нечто иное вымышляющий ради постыдной корысти, такой был извергаем из клира и чужд духовного сословия. (I Всел., 17) Посвященные не должны давать в рост и взимать лихву и так называемые имиолии, то есть половинный рост. (Лаодик., 4) Рассуждено также, чтобы клирик, давший в заем деньги, столько же денег и получал, а давший вещи получал, сколько дал. (Карф., 21) Духовным лицам правила запрещают поручительствовать за коголибо перед судом или перед третьим лицом в делах мирских – судебных и торговых: Кто из клира даст себя порукой за коголибо, да будет извержен. (Апост., 20) В обязанности клириков входит подчиняться правилам и уставам Церкви и проходить свое служение, руководствуясь церковными канонами, указаниями священноначалия и сложившейся традицией Православной Церкви: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина. (Апост., 7) Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет, да будет извержен и сам. (Апост., 11) Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать чтолибо как служителям Церкви, да будет извержен. (Апост., 45) Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? ( 2Кор. 6, 15 ). (Апост., 46) Епископ или пресвитер, если по истине имеющего крещение вновь окрестит или если от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, как насмехающийся над крестом и смертью Господней и не различающий священников от лжесвященников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

(Трулл., 17) 58 Клирик может поменять место своего служения и перейти в другую епархию только по разрешению своего правящего архиерея, которое должно быть засвидетельствовано в так называемой отпускной грамоте: Если кто, пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иной отыдет и, совсем переместясь, в другом жить будет без воли епископа своего, такому повелеваем не служить более, и в особенности если своего епископа, призывающего его к возвращению, не послушал. Если же останется в этом бесчинии, там, как мирянин, в общении да будет. (Апост., 15) По причине многих смятений и происходящих неустройств заблагорассуждено совершенно прекратить обычай, вопреки апостольскому правилу обретшийся в некоторых местах: чтобы из града в град не переходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон. Если же кто, после этого определения святого и великого Собора, таковое чтолибо предпримет или допустит сделать с собой такое дело, распоряжение да будет совершенно недействительно и перешедший да будет возвращен в Церковь , к которой рукоположен во епископа, или пресвитера, или диакона. (I Всел., 15) Если какойнибудь пресвитер, или диакон, или вообще ктолибо из священного чина, оставив свой предел, перейдет в другой, потом, совершенно переселясь, покусится пребыть в ином пределе долгое время, такому не священнодействовать, и в особенности когда собственный его епископ призывает его и убеждает возвратиться в свой приход, а он не повинуется. Если же и упорствовать будет в бесчинии, то совершенно да будет извержен от священнослужительства без возможности восстановления в прежний чин. Если же изверженного по этой причине примет иной епископ, то и он да подлежит епитимии от общего Собора, как нарушитель церковных постановлений. (Антиох., 3) Поскольку клирики различных Церквей, оставив свои Церкви, в которых они поставлены, перешли к иным епископам и без воли своего епископа определены в чужих Церквах, и таким образом они оказываются непокоривыми, поэтому определяем, чтобы никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права без увольнительной от своего епископа грамоты определен быть к иной Церкви. Не соблюдающий этого отныне, но постыжающий собой совершившего над ним рукоположение да будет извержен и сам, и неправильно принявший его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

(Трулл., 12) 4 . Духовным лицам запрещены некоторые занятия и профессии, несовместимые со священнослужением. Так как долг клириков – хранить верность своему призванию до конца жизни, каноны запрещают им иметь общественные и государственные должности и состоять на военной службе: Епископ, или пресвитер, или диакон да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина. (Апост., 6) Рекли мы, что не подобает епископу или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неупустительно быть при делах церковных. Поэтому или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никто не может служить двум господам, по Господней заповеди ( Мф. 6, 24 ). (Апост., 81) Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать оба, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф. 22, 21 ). (Апост., 83) Вчиненным единожды в клир и монахам определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирской чин, иначе дерзнувших на это и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме. (IV Всел., 7) Так как некоторые из клира, уклоняясь от силы существующего в правилах постановления, оставив свой приход, отбегают во иные приходы, наипаче же в сем богоспасаемом и царствующем граде 39 , и у мирских начальников водворяются, отправляя богослужение в их молитвенницах, то сих без воли своего и Константинопольского епископа не позволяется принимать в каком бы то ни было доме или церкви. Если же кто это сотворит и в том упорен будет, да будет извержен. A тем, которые с согласия вышереченных священноначальников это творят, не надлежит принимать на себя мирских и житейских попечений, как и божественными правилами возбранено это творить. Если же кто обрящется занимающий мирскую должность у глаголемых вельмож, или да оставит оную, или да будет извержен. Лучше же да идет учить отроков и домочадцев, читая им Божественное Писание, ибо для сего и священство получил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

(IV Всел., 2) Во епископы или в какую бы то ни было степень клира поставляемых за деньги, а не по испытанию и избранию за образ жизни повелеваем извергать, а также и тех, которыми они поставлены. (Трулл., 22) 8 . Хиротония, единожды правильно совершенная, не может быть повторена ни при каких условиях: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от коголибо второе рукоположение, да будет извержен от священного чина и он, и рукоположивший, разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещеным или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями Церкви быть невозможно. (Апост., 68) Образ жизни клириков Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4, 12 ) – эти слова апостола Павла помещены на оборотной стороне каждого священнического наперсного креста как напоминание о том, что одна из важных обязанностей священника, как и любого другого духовного лица, – быть примером для мирян во всем. Те нравственные нормы, которым должны следовать духовные лица, описываются общим правилом: в жизни клирика не должно быть ничего, что послужило бы препятствием к рукоположению мирянина. 1 . Впадение в тяжкие грехи (так называемые смертные), безусловно, несовместимо со священным саном и лишает его: Те из клира, которые согрешили грехом смертным, со степени своей низводятся, но не лишаются причастия вместе с мирянами. (Васил., 32) Отречение от Христа: Если кто из клира, устрашась человека иудея, или эллина, или еретика, отречется от имени Христова, да будет отвержен от Церкви. Если же отречется от имени служителя Церкви, да будет извержен от клира. Если же покается, да будет принят как мирянин. (Апост., 62) О пресвитерах, которые идоложертвовали, потом возобновили подвиг за веру, и притом не по ухищрению некоему, но по истине, не делая предварительного приготовления и соглашения к тому, да покажут себя как бы подвергаемыми мучениям, тогда как употребляемы были оные только для вида и притворно, рассуждено: да не лишаются чести седалища, но да не имеют власти совершать приношение, проповедовать и вообще священническое чтолибо действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Тем не менее при турецком владычестве Константинопольский Патриарх получает титул «миллет-баши Рума» и становится главой всех христиан, живущих на территории Османской империи. «Миллет-баши» – титул, включавший в себя и светские функции, буквально «глава народа». С этого времени турецкая Порта все вопросы, связанные с Восточным Православием, решает через Константинопольского Патриарха и ставит в зависимость от него все стороны общественной жизни грекоязычного населения ; на него естественным путем переходят все представления о священном характере власти, которые прежде имел Император. Это открывает Патриарху дорогу для новых претензий на универсальную власть, которые оформляются не сразу. К 1832 г., после длительной борьбы за независимость в ходе очередной русско-турецкой войны, с положительным участием Англии и Франции, образовалось греческое королевство. Это было весьма значимое событие, поскольку у Греческой Церкви появляется «город Царя и синклита», появляется свое государство, соответственно правилам (IV Всел. Соб. 17, 28, Трулл. Соб. 38), церковный центр должен был переместиться в Афины. Этого не происходит, и в 1833-м г. Греция объявляет о своей церковной независимости. Самовольная автокефалия была подтверждена Константинопольской кафедрой, находящейся в центре исламского мира – Стамбуле, в 1850-м г. Этот момент можно признать окончательным фактором в становлении современного Константинополя и оформлении новых устремлений в его экклезиологии. По логике церковных канонов, Церковь Христова – явление универсальное само по себе, она открыта для всех верующих в Христа, но эта универсальность необходимо не связана с государственными границами. Изменения этих границ приводят к изменению структуры организации, мы видим, как это происходило в длительной истории Константинопольской Церкви. Церковь всегда остается в центре политической жизни общества православных христиан, независимо от того места, в котором находится, или в которое перемещается этот центр. Греки, на протяжении многих лет имевшие центром Стамбул, конкретный город, абсолютизировали его как мифический Константинополь. Перенесение столицы из Рима в Константинополь ими было воспринято как вполне законное, тогда как перенесение Патриархата в Афины из Стамбула не представлялось возможным. Возможность нормализовать церковную жизнь путем переноса центра жизни Церкви из Стамбула в Афины не была исполнена, и это, в свою очередь, привело к изменениям в деятельности Константинопольской Церкви.

http://pravoslavie.ru/117820.html

630 По важному делу о разводе Лотаря с Титбергой. Значит папа не тотчас изменил свое мнение о легатах и осудил их за измену инструкциям, как утверждает проф. Суворов (К. I, 82). Посылая Родоальда в Галлию по его возвращении из Константинополя, папа называет его в своей грамоте: «верным Римской церкви и столпом апостольского престола», и поручает ему страхом оной содержать епископов на соборе». Правда всел. церкви 230. Захария впоследствии сделан был папским библиотекарем. 631 Вместе с тем пала просит, чтобы император выслал ему подлинник папского послания, отосланного в Константинополь в 860 г., акты первого низложения Игнатия и подлинный экземпляр деяний собора 861 г. 632 Проф. E. Е. Голубинский. Краткий очерк истории церквей Болгарской, Сербской и Румынской. М. 1871, стр. 27. 635 Вопреки 4 пр. Гангр. и 13 прав. Трулл. собора. 13-е Трулльского помещено в Декрете Грациана. В отвращении от священников, состоящих в браке, Фотий видит семена ереси манихейской. 636 Подлинных актов этого собора не сохранилось. Они будто бы отняты были у легатов на пути в Рим славянскими разбойниками. Латинский текст в переводе Анастасия у Миня s. 1. T. 129. 637 В определении сказано: «Если же кто дерзнет начертать другое изложение веры, кроме сего св. символа, который изначала от блаженных и св. Отцев дошел до нас, дерзнет называть что-либо свое определением веры и унижать достоинство исповедания оных богопросвещенных мужей, включать в него собственные изобретения и выдавать его верным или тем, которые недавно обратились от какой-либо ереси, за общее учение веры, или дерзновенно покусится повредить поддельными словами, прибавлениями и убавлениями древность сего святого и уважаемого образца веры: то по определению ныне, а равно и прежде нас от св. вселенских соборов возвещенному, если таковой имеет священный сан, подвергаем всеконечному извержению, а если мирянин – анафеме». Правда вселенской церкви, 285. Подлинник у Беверегия во II томе, 302. 638 Напрасно католики стараются оспаривать подлинность этого послания на том основании, что а) папа так говорить будто бы не мог, чего нельзя, конечно, доказать никакими средствами, и что b) Фотий об этом письме не упоминает, хотя имеет случаи к тому. Но Фотий не считает нужным упоминать о письме папы, которого он называет «нашим блаженным Иоанном», потому, что указывает в этих случаях высший авторитет – собор, Hefele (VI, 465) неправ, полагая, что это послание папы по-гречески издано только дважды: Комбефизом и Жаже (Jager, Histoire de Phomіus, Paris, 1854, 2 edition). Оно издано также Беверегием, Synodicon, II, 306–307.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009