После возвращения в Рим Л. воздерживался от участия в богословских спорах. Папские легаты не присутствовали на Ариминском Соборе (лето 359) и на Соборе в К-поле (янв. 360), участники к-рого подписали отредактированную греч. версию ариминской формулы. Со временем Л. удалось восстановить свой авторитет, о чем свидетельствует визит свт. Илария в Рим после его возвращения из ссылки. В годы правления имп. Юлиана Отступника (361-363) Л. осудил решения, принятые на Ариминском Соборе, и обратился к епископам Италии с призывом простить обманутых «по незнанию» участников этого Собора ( Liberius. 1916. P. 156-157). После Александрийского Собора, созванного свт. Афанасием в 362 г., отношения между Л. и вост. епископами стали налаживаться. После прихода к власти имп. Валента (364-378), к-рый покровительствовал арианам, вост. епископы стали искать поддержки у Папского престола; правивший на Западе имп. Валентиниан I (364-375) поддерживал никейскую партию. В 366 г. вост. епископы, участвовавшие в Соборе в Лампсаке (364), отправили к Л. посольство во главе с Евстафием Севастийским, выразив желание вступить в общение с Римской Церковью. Л. принял послов только после того, как они письменно заверили папу в том, что исповедуют Никейский Символ веры и осуждают еретиков. В свою очередь Л. вручил им послание о восстановлении общения с Церквами Востока при условии, что вост. епископы будут сохранять никейское вероисповедание ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 12). Это послание было зачитано на Соборе в Тиане (367), и т. о. мир был восстановлен. Свт. Амвросий Медиоланский в соч. «О девах» передает содержание речи, к-рую произнес «блаженной памяти Либерий» в Ватиканской базилике св. Петра во время посвящения девы Марцеллины , сестры Амвросия ( Ambros. Mediol. De virginit. III 1-15). Согласно Liber Pontificalis, Л. облицевал усыпальницу св. Агнесы мраморными плитами и построил базилику, впосл. названную его именем, недалеко от рынка Ливии (iuxta macellum Libiae) (LP. T. 1. P. 208). Папа Римский Сикст III (432-440) построил на этом месте базилику Пресв. Девы Марии (Санта-Мария-Маджоре). Л. был похоронен в катакомбах Присциллы на Соляной дороге, возможно в базилике св. Сильвестра, где находились гробницы его предшественников.

http://pravenc.ru/text/2463649.html

Рубежным памятником эпохи, определившим содержание церковного визант. искусства, является мозаичное убранство ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. Созданные в период правления папы Сикста III (432-440) росписи отразили важнейшую догматическую тему, связанную с почитанием Девы Марии как Богородицы. Догмат Боговоплощения, лежащий в основе почитания Богородицы, нашел образное выражение в росписи алтарной апсиды ц. Санта-Мария Маджоре, где изображение Богородицы было размещено впервые в этой части храма. В росписи наоса раскрыта история Божественного откровения от событий ВЗ, к-рым посвящены композиции центрального нефа, расположенные на стенах в виде прямоугольных панно, до сцен из НЗ, к-рые помещены на триумфальной арке. Росписи в целом присущ патетический, торжественный характер. Композиции на боковых стенах представляют историю ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака и Иакова, Моисея, Иисуса Навина, представленных в виде античных героев; библейские жены выглядят как рим. матроны, юноши имеют облик рим. легионеров. Особенно величественны батальные сцены: переход евреев через Чермное м., битвы Иисуса Навина. Изображения отличаются четким рисунком, яркими насыщенными цветами и светотеневой лепкой объемов. Фигуры показаны на переднем плане, что почти лишает пространство глубины. Каждое мозаичное панно, как правило, делится на 2 яруса, где представлена цепь последовательно развивающихся событий. Наряду с повествовательностью, сближающей монументальный фриз с книжной иллюстрацией, в нек-рых композициях показано развитие в христ. иконографии догматических тем. К последним относится изображение «Явления 3 ангелов Аврааму». В соответствии с толкованием этого библейского эпизода свт. Иоанном Златоустом фигура центрального ангела окружена сиянием, что указывает на Божественное присутствие. На триумфальной арке (вост. стена центрального нефа) 3 фризами располагаются сцены, посвященные темам НЗ. Лит. источником для художников послужили не канонические тексты Евангелия, а апокрифы, в к-рых чудесные обстоятельства, свидетельствующие о Божественной природе Младенца Христа, переданы с нарочитыми подробностями.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Благовещение. 432-440 гг. Мозаика. Базилика Санта Мария Маджоре, Рим В сцене «Поклонение волхвов» Иосиф изображен с самого краю – он стоит поодаль от Девы Марии и сидящего на троне Младенца Иисуса. Но смотрит он не на Марию и не на Младенца. Его взгляд устремлен на зрителя. Это единственный персонаж в композиции, который непосредственно обращается к нам. Жестом поднятой руки с раскрытой ладонью Иосиф, как главный свидетель, удостоверяет истинность Божественного чуда. Мозаичная композиция «Сон Иосифа» из иконографической программы триумфальной арки Санта-Мария-Маджоре чрезвычайно важна. Изображение лежащего на земле спящего Иосифа и склонившегося над ним Ангела станет той композиционной схемой, которая будет повторяться в христианском искусстве на протяжении всех последующих столетий. Здесь запечатлен момент, когда Ангел является во сне Иосифу и говорит ему: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе» (Мф. 2: 13). История Бегства в Египет в римской мозаике иллюстрируется достаточно редкой в изобразительном искусстве сценой, основанной на тексте апокрифа «Евангелие Псевдо-Матфея». Композиция демонстрирует, как правитель египетского города Сотин Афродисий вместе со своими приближенными торжественно встречает Младенца Иисуса, сопровождаемого Марией и Иосифом. Согласно апокрифическому тексту, когда Мария с Младенцем вошли в храм египетского города Сотин, все идолы упали на землю (Евангелие Псевдо-Матфея. XXIII). Когда Афродисий узнал об этом, он пошел поклониться Иисусу и произнес следующие слова: «Если бы Младенец сей не был Богом, наши боги не пали бы при виде Его, и не простерлись бы перед Ним. Они при­знали Его таким образом за их Владыку» В этой сцене Иосиф с жезлом избранничества стоит непосредственно за спиной Младенца, что подчеркивает значимость его фигуры в истории земной жизни Христа и домостроительстве спасения. На рельефе оклада Евангелия конца V – начала VI века из сокровищницы собора в Милане в сцене Рождества Христова Иосиф представлен рядом с яслями Младенца Иисуса (Рождество Христово. Оклад Евангелия. Слоновая кость, резьба. Конец V– начало VI в. Мастерская Равенны. Сокровищница собора, Милан). Плотничий инструмент в руках Иосифа указывает на род его деятельности. При этом композиционно подчеркивается равнозначность образов Иосифа и Марии: они сидят рядом с яслями, напротив друг друга.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте в РимеЛатеранский баптистерий Баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте в РимеЛатеранский баптистерий Баптистерий Л. к. (Сан-Джованни-ин-Фонте) - самая ранняя из сохранившихся самостоятельная постройка, предназначенная для совершения таинства Крещения (в наст. время соединена с базиликой переходом),- основан имп. Константином I в непосредственной близости (50 м к северо-западу) от базилики. Точная дата строительства неизвестна. Он упоминается в Liber Pontificalis среди построек, возведенных в период епископата Сильвестра I, предположительно представлял собой центрическое сооружение и имел круглый план. Фундамент ротондального здания (диаметр 19,20 м, толщина стен 1,7 м) обнаружен во время археологических раскопок 20-60-х гг. XX в. Для украшения крещальни из егип. каменоломен были доставлены порфировые колонны (ныне служат опорами кивория), изготовлены неск. золотых и серебряных статуй. Скульптурные изображения Агнца Божия, Иисуса Христа и св. Иоанна Крестителя в человеческий рост, а также 7 оленей, служивших водометами, располагались по краю крещального бассейна (купели). Октагональный план существующего здания, вероятно, относится ко времени перестройки баптистерия при папе Римском Сиксте III (432-440). Мозаика в конхе Латеранского баптисте-рия. 432–440 гг. Мозаика в конхе Латеранского баптисте-рия. 432–440 гг. С юго-вост. стороны баптистерию предшествует прямоугольный нартекс (притвор) с 2 полуциркульными нишами с вост. и зап. сторон, также времени Сикста III. Их конхи украшали мозаики V в. Декор восточной сохранился, а западной утрачен в 1757 г., но поддается реконструкции по описаниям (Онофрио Панвинио, ок. 1560; Ланфери, 1540) и графическим зарисовкам (А. Джаконио, кон. XVI в.). Темно-синий фон мозаик в вост. конхе покрыт растительным орнаментальным декором в виде спиралей аканфа (распространенный в раннюю эпоху мотив). В верхней ее части помещена раскрытая раковина. Ее внешний край ограничен декоративной лентой; на внутреннем крае находятся изображения Агнца Божия и 4 голубей по сторонам от Него; к ее внешней стороне подвешены 6 золотых инкрустированных камнями крестов. Девять золотых крестов изображены на синем фоне в нижней части конхи. В зап. нише были изображения стоявших и опиравшихся на посохи юных пастырей, рядом с ними - тельцов, овец, возможно, птиц. Очевидно, в верхней зоне был представлен такой же, как в вост. нише, декоративный мотив раковины. Стены нартекса и крещальни покрывали мраморные инкрустации в технике opus sectile (фрагменты сохр. в вост. части нартекса).

http://pravenc.ru/text/2463155.html

1140 Hom. 32. in S. Matth. p. 374, 375. T. 7. См. тоже T. 1. p. 453. T. 7. p. 243. T. 3. p. 362. 1143 Образцовое слово о милостыни, говоренное без приготовления T. 3. р. 249. В Бесед. на Еванг. Матфея весьма часто говорит он о любви к бедным. См. особенно Hom. 66. р. 657. 658. р. 318. Раз в Антиохии он просил милостыни для бедных в самом храме во время проповеди. Т. 10. р. 401. О милостыне в слове об Илии и вдовице (Т. 3. р. 328, в трех беседах на слова: имуще тойжде дух Т. 3. р. 260). См. еще ор. Т. 1. 733. S. 4. 315. 343. 356. 1147 Одно, состоящее из 48 статей, напр. Монфоконом. Т. 42. р. 432 s. Другое из 52 статей издано с рук. Синод. Библ. Маттеем: Novae eclogae, gr. cum. Comment ed. Matthei Mosq. et Lips. 1807. 1148 Op. 1. 202–445, de pentec. hom. 2,473. in ep. ad Roman. hom. 9. 690. in ер. ad Corinth. 10, 223. Hom. de futurorum deliciis, T. 3, 337–43. Hom. in calendas 1, 679–707. 1150 In Phocam et cont, hert 2, 705. De anathemate 1, 696. Hom. l. in Matth. 7, 402. Hom. 2. ad. Anomaeos. Сл. прим. 104. 1159 «Когда слышишь о благодати не думай, что воля лишается награды. Апостол говорит о благодати не с тем, чтобы порицать труд воли, а смиряет гордость. Итак не падай духом, что Павел назвал то благодатию. Дело признательной души называть добрые дела благодатию, потому что при совершении их имеем большую нужду в небесной помощи»; In ер. ad Roman. Hom. T. 9, 440 (478) Сл. in Math. T. 7, 346. 476. 594. In Iohan T. 8, 40. 57. 60. 269. 1165 In illud: vidua eligetur. Op. 3. 315. In illud: salutate Aquilam. 3, 175. In Math. 7, 673. in ep. ad Eches. Hom. 20. XL 150. 1167 De Incomprehensis. Dei 489. См. два слова о молитве в Хр. Чт. 1829 и 1835г. Hom. Chrysost. ed. Becher, Lips. 1839. p. 17–29. 1172 «Того, кто Сам не оскорбляет себя, ни кто не может оскорбить»; другое: «к соблазняющимся в несчастиях» Op. Т. 3, 444–514. 1175 In Genes. 4, 122. in Math. 7, 231. in act Apost. 9, 78–87, S. 310. ad pop. Antioch. 2, 91. 104. 1179 Бесед. о Давиде. 4, 770. См. особенно Hom. contra circenses ludos et theatra, T. 6, 272–278. Serm. 6 de Anna § 1. 2. Hom. 7 de Lazaro § 1. 2. Hom. 1 in illud: vidi Dominum § 3. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

424 Т. 2. С. 724. 425 Т. 3. С. 39. 426 Т. З.С. 363. 427 Т. 5. С. 338. 428 Т. 5. С. 315. 429 Т. 5. С. 371. 430 Т. 5. С. 358. 431 Т. 5. С. 370. 432 Т. 5. С. 456—457. 433 Т. 5. С. 479. 434 Т. 5. С. 479. 435 Т. 5. С. 470, примеч. 436 См. с. 96 наст. изд. 437 Т. 5. С. 473. 438 Т. 5. С. 276. Ср.: С. 374. 439 Т. 5. С. 369. 440 Т. 5. С. 448—449. 441 Т. 5. С. 449. 442 Т. 5. С. 450. 443 Т. 5. С. 443. 444 Т. 5. С. 229. Ср.: Т. 2. С. 564. 445 Т. 5. С. 16—17. 446 Т. 3. С. 345. 447 Т. 2. С. 474—475. 448 Т. 2. С. 664. 449 Т. 2. С. 210—211. 450 Т. 2. С. 211. 451 Т. 2. С. 280. 452 Т. 2. С. 695. 453 Т. 2. С. 693. 454 Там же 455 Т. 3. С. 385—386. 456 Т. 2. С. 682. 457 Т. 2. С. 695. 458 Т. 2. С. 740. Ср.: С. 628 (прп. авва Дорофей). 459 Т. 2. С. 211. 460 Т. 3. С. 357. 461 Т. 3. С. 394—395. 462 Т. 3. С. 395. 463 Т. 5. С. 370. 464 Т. 4. С. 86. 465 Т. 4. С. 177—178. 466 Т. 4. С. 510. Ср.: С. 338. 467 Т. 4. С. 581. Ср.: С. 612. Ср.: Т. 3. С. 281—282. 468 Старца-духовника. 469 Т. 4. С. 95. 470 Т. 4. С. 99. 471 Т. 4. С. 59. 472 Ср.: С. 275. 473 Т. 4. С. 380. 474 Т. 2. С. 211. 475 Т. 5. С. 73. 476 Т. 3. С. 113. 477 Т. 5. С. 11. 478 Т. 2. С. 623. 479 Т. 3. С. 226. 480 Т. 2. С. 591. 481 Т. 3. С. 281. 482 Т. 3. С. 281. 483 Т. 3. С. 281—282. 484 Т. 3. С. 431. 485 Т. 5. С. 276. 486 Т. 2. С. 619. 487 Т. 3. С. 77. 488 Т. 3. С. 77—78. Ср.: Т. 4. С. 337 (св. Феодор Студит) 489 Т. 4. С. 493. Ср.: С. 536. 490 Т. 4. С. 391. 491 Т. 4. С. 391. 492 Т. 4. С. 391. 493 Т. 4. С. 392. 494 Т. 3. С. 268. 495 Т. 5. С. 276. 496 Т. 3. С. 345. 497 Т. 5. С. 16—17, 450 и др. 498 Т. 2, С. 134 499 Т. 4. С. 159. 500 Т. 2. С. 573. 501 Т. 2. С. 572. 502 Т. 4. С. 344. 503 Там же. 504 Там же. 505 Там же. 506 Т. 3. С. 321 (св. Феодор Эдесский). Ср.: Т. 3. С. 366 (прп. авва Филимон). Т. 4. С. 504 (св. Феодор Студит). Т. 5. С. 338 (свв. Каллист и Игнатий). 507 Т. 1.С. 174. 508 Т. 1. С. 174. 509 Т. 3. С. 87. 510 Т. 3. С. 87. 511 Т. 2. С. 170—171 (прп. Игнатий Иерусалимский). 512 Т. 3. С. 242 (св. Максим Исповедник). 513 Т. 2. С. 683 (св. Исаак Сирианин).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

V в.) и в Сиро-Месопотамском районе (первые в Селевкии Пиерии и Апамее, оба кон. V в.). Не позднее рубежа IV-V вв. 4-столпная композиция внутри квадрифолия составила композицию собора Эчмиадзин в Вагаршапате; подобно миланскому храму, его венчали 5 башенок. Большинство сложных тетраконховых структур сочетали функции собора и мартирия, а нек-рые (Милан, Вагаршапат) примыкали к царским дворцам. Одним из важнейших центров ранней архитектуры В. и. был Рим, имевший тесные контакты с нек-рыми областями вост. половины империи. Здесь был особо популярен тип базилики как самой простой формы, напр. церкви Сан-Клементе (кон. IV в.), Сан-Витале (401-417), Санто-Стефано на Виа Латина (440-461), так и с колоннадами, элегантными пропорциями и полихромным решением, обилием света: ц. Санта-Сабина (422-432) на вершине Авентинского холма крупными размерами напоминавшая предшествующий век, базилики Сан-Паоло фуори ле Мура (до 400, ремонт 40-х гг. V в.), Санта-Мария Маджоре (завершена при Сиксте III, 432-440). Единственное крупное церковное сооружение центричного плана с использованием классических деталей - ц. Санто-Стефано Ротондо (освящена в 460). Базилика Студийского мон-ря в Константинополе. Сев. колоннада центрального нефа кафоликона. IV-VI вв. Базилика Студийского мон-ря в Константинополе. Сев. колоннада центрального нефа кафоликона. IV-VI вв. В К-поле церквей, построенных до имп. Юстиниана, сохранилось крайне мало. Между 404 и 415 гг. восстанавливали собор Св. Софии, композиция пропилеев к-рого напоминала Сан-Лоренцо в Милане, резьба сохранившихся фрагментов изысканна и содержит античные мотивы, тяготеющие к геометрическим формам. Новый стиль архитектурного оформления, вероятно, проник в столицу с малоазийского побережья, из Пергама, Эфеса, Милета. Из числа построенных в период 415-527 гг. известна лишь одна крупная церковь - базилика Студийского мон-ря (церковь и мон-рь были основаны сенатором Студием в 50-х гг. IV в.) с атрием, окруженным портиками, и короткой колоннадой нартекса.

http://pravenc.ru/text/383977.html

В рассматриваемый нами период Дамас, подчинивший римской юрисдикции Иллирию и установивший авторитетность Вульгаты, и Сириций, выпустивший первую подлинную декреталию, шли по стопам своих предшественников. Иннокентий I (402 – 417) пошел дальше и в пелагианских спорах осмелился утверждать, что во всем христианском мире нельзя принимать никаких решений без ведома Римской епархии и что все епископы, и особенно в вопросах веры, должны обращаться за советом к престолу святого Петра 589 . Первым папой в полном смысле этого слова был Лев I, справедливо называемый Великим в истории латинской иерархии. В его лице идея папства стала плотью и кровью. Он очень энергично и ясно воспринял ее и осуществил в духе римского владычества, насколько это позволял дух времени. С его именем связана новая эпоха в развитии папства, как с именем Киприана – новая страница в истории епископата. У него были даже более возвышенные представления о прерогативах Римского престола, чем у Григория Великого , который, хотя и правил сто пятьдесят лет спустя, был носителем скорее патриаршей идеи, чем папской. В то же время Лев был первым серьезным богословом на Римском престоле, он превосходил остротой и глубиной мысли всех своих предшественников и последователей вплоть до Григория I. Бенедикт XIV относит его (в 1744 г.) к небольшой группе doctores ecclesiae, или авторитетных учителей католической веры. Он боролся с манихеями, присциллианами, пелагианами и другими ересями и обессмертил себя как человек, придавший окончательную форму ортодоксальному учению о личности Христа. Мы не знаем, где и когда родился Лев и как прошла его юность. Его послания – основной источник информации – датируются только с 442 г. Вероятно, он был римлянином 590 – если и не по рождению, то по гордому достоинству духа и поведения, по законодательному и административному таланту высшего порядка, по силе и энергичности воли, – и отличился при Целестине (423 – 432) и Сиксте III (432440) как архидиакон и легат Римской церкви. После смерти последнего, находясь в Галлии, он был избран папой единогласным решением священников, сената и народа и находился в этой должности двадцать один год (440 – 461). Он описывает в одной из проповедей, что почувствовал, когда был избран на высокий пост: «Господь, я услышал Твой голос, зовущий меня, и испугался: я подумал о деле, которое было мне доверено, и задрожал. Ибо как можно было совместить тяжесть этого бремени и мою слабость, это возвышение – и мою ничтожность? Чего следует страшиться больше, чем незаслуженного возвышения, когда самые священные обязанности вверены тому, кто похоронен во грехе? О вы, которые возложили на меня это тяжкое бремя, несите его вместе со мной, умоляю вас; дайте мне наставление и поддержку!»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Годы после Р. Х. Аркадий 395–408 Феодосий 408–450 Маркиан 450–457 457–474 474–475 474–475 Василиск 475–477 Зенон (по восстановлении) 477–491 Анастасий 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий II 578–582 Маврикий 582–601 602–610 Ираклий 610–641 Константин III 641–641 Ираклион 641–641 Констанс II 641–668 Константин IV (Погонат) 668–685 Юстиниан II 685–695 Годы после Р. Х. Ап. Петр Клит, Анепклит или Апаклит Климент 91–100 Еварист 100–109 Александр I 109–119 Ксист или Сикет I 119–128 Телесфор 128–139 139–142 142–157 Аникита или Аницет 157–168 168–176 Елефверий 177–190 190–202 Зефирин 202–218 Каллист или Каликст 218–223 Урбан I 223–230 Понтиан 230–235 235–236 Фабиан 236–250 Корнелий (Новациан 251 г.) 250–252 Луций I 252–253 Стефан I 253–257 Сикст или Ксист II 257–258 Дионисий 259–269 Феликс I 269–274 Евтихиан 275–283 283–296 Марцеллин (Вакансия в течение четырех лет) 296–304 Марцелл 308–310 Евсевий (апреля 18-сентября 26) 310–310 Мелхиад 311–314 Сильвестр I 314–335 Марк (янв. 18-окт. 7) 336–336 337–352 Либерий (Феликс II 355–8) 352–366 Дамас (Урсин 366–7) 366–384 Сириций 384–398 Анастасий I 398–401 Иннокентий I 402–417 417–418 Бонифаций I (Евлалий 418–19) 418–422 422–432 Сикст III 432–440 440–461 Иларий 461–468 Симплиций 468–483 Феликс III 483–492 Геласий I 492–496 Анастасий II 496–498 Симмах (Лаврентий 498–505) 498–514 Ормизда 514–523 Иоанн I 523–526 Феликс IV 526–530 Бонифаций II (Диоскор сент. 17-окт. 14:530) 530–532 Иоанн II 532–535 Агапет I 535–536 Сильверий 536–537 Вигилий 537–555 Пелагий I 555–560 Иоанн III 560–573 Бенедикт I 574–578 Пелагий II 578–590 Григорий I 590–604 Сабиниан 604–606 Бонифаций III (февр. 19-ноябрь 12) 607–607 Бонифаций IV 608–615 Деусдедит 615–618 Бонифаций V 619–625 Гонорий I 625–638 Северин 638–640 Иоанн IV 640–642 Феодор 642–649 Мартин I 649–653 Евгений I 654–657 Виталиан 657–672 Адеодат 672–676 676–678 Агафон 678–681 682–683 Бенедикт II 683–685 Иоанн V 685–686 Конон (Пасхалий 687–92) (Феодор сент.-дек. 687) 686–687

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дорофей I в конце XIV в. (1347–1395 у Паламы). Феофил II (1895–1427). Феофан II (у Пал. 1 1427–1442). Иоаким 1438 (1442–1453). Феофан III (Афанасий III 1453–1457). Авраам, † 1468. Uakob III . Mapk III (у Паламы всех троих нет. Григорий II (1457–1493). Дорофей II в средине XVII века (1493–1534). Герман II 1534–1579. Софроний V (IV) 1579–1607. Феофан IV (II у Паламы) 1608–1644. Паисий 1645–1661. Нектарий 1661–1669, † 1674. Досифей II, написавший историю патриартов, 1669–1707 (1709 у Паламы). Хрисанф 1707 (1709)-1731. Мелетий 1732–1737. Парфевий 1737–1766. Ефрен II 1766–1771. Софроний VI (VII) 1771–1774. Авраамий 1775–1787. Прокопий I 1787–1788. Анфим 1788–1808. Поликарп 1808–1827. Афанамий V (IV) 1827–1845. Кирилл II 1845–1872. Прокопий 1873–1875. Иерофей 1875. Папы римские По немецкому календарю Вейденбаха 1855 г. Св. Петр † 67 июня 29. Св. Лин 67–79. Св. Анаклет 79–91. Св. Климент 91–100. Св. Еварест 100–109. Св. Александр 1 109–119. Св. Сикст 119–128. Св. Телесфор 128–189. Св. Гиган 139–142. 10 . Св. Пий 142–157. Св. Аникита 157–168. Св. Сотер 168–176. Св. Елевферий 177–190. Св. Виктор 1190–202. Св. Зефирин 202–218. Св. Каллист I 218–223. Св. Урбан I 223–230. Св. Понтиан 230–235. Св. Антер 235–236. 20 . Св. Фабиан 236–250. Св. Корнилий 251–252. (Новатиан антипана, † 268). Св. Лукий 252–258. Св. Стефан 253–257. Св. Сикст II 257–258. Св. Дионисий 259–269. Св. Феликс 269–274. Св. Евтихиан 275–283. Св. Кай 283–296. Св. Маркеллин 296–304. 30 . Св. Марелл 304 и 308–310. Св. Евсевий 310. Св. Мелиад 311–314. Св. Силвестр I 314–335. Св. Марк 336 . Св. Иулий 337–352. Св. Ливерий 352–366. (Св. Феликс 11 антипапа 355–365). (Урсин антипапа 366–367). Св. Дамас I 366–384. Св. Сариций 384–398. Св. Анастасий I 398–402. 40 . Св. Иннокентий I 402–417. Св. Зосима 417–418. (Евлалий антипапа 418–419). Св. Бонифатий I 418–422. Св. Келестин I 422–432. Св. Сикст 432–440. Св. Лев I Великий 440–461. Св. Иларий 461–468. Св. Симплиций 468–483. Св. Феликс 483–492. Св. Геласий I 492–496. 50 . Св. Анастасий II 496–498.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010