к. в нем перепутаны события, время и персонажи: супруга с именем Евдоксия была у имп. Валентиниана III (425-455), к-рый правил уже после смерти папы Дамаса I (304/5-384), а дочь Галла - у имп. Валентиниана I (321-375), однако Плацидией называлась не она сама, а ее дочь, носившая то же имя. Т. о., вероятно, в Сказании об исцелении Галлы Плацидии речь идет о дочери имп. Валентиниана I, сестре буд. имп. Валентиниана II , современнице папы Дамаса, ставшей впоследствии женой имп. Феодосия I Великого. В таком случае описанные события следует датировать приблизительно 379 г. (ActaSS. Nov. T. 1. P. 93). Однако, по мнению А. Дюфурка, папа Дамас, упоминаемый в Сказании,- это папа Римский Сикст III (432-440), друг имп. Валентиниана III, а Галла - матрона Галла, дочь патриция Симмаха, и, т. о., исцеление от мощей произошло не в IV, а в V в. (PLRE. Vol. 2. P. 491). В Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) память К. обозначена 21 апр. и 1 нояб. Первая дата, возможно, связана с широким распространением почитания мученика в Риме и с освящением в этот день оратория в его честь на Палатине (MartHieron. Comment. P. 201). Однако, поскольку под этим же числом праздновался «день рождения Рима» (dies natalis Urbis Romae), память К. была впоследствии перенесена на 1 нояб. во избежание совпадения светского и церковного торжеств ( Duchesne. 1900. P. 22-23; Lanzoni. Diocesi. P. 148). Под 1 нояб. в Иеронимовом Мартирологе содержится испорченная запись: «В Террацине память святых...», далее следует ряд имен, в т. ч. Юлиан и Феликс. Согласно реконструкции А. Кантена и И. Делеэ, первоначально в этом месте читалось: «В Террацине память святых Кесария, Юлиана, Феликса» (MartHieron. Comment. P. 582). Также память К. под 1 нояб. содержится в Григория Сакраментарии (VII-VIII вв.). Кроме того, Делеэ отмечает, что память К. 1 нояб. указана и в Неаполитанском мраморном календаре (IX в.), отражающем кампанскую традицию - следов., празднование дня памяти К. 1 нояб. было известно не только в Риме, но и в области Кампания (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684269.html

Помимо четьего материала κ προκειμ νου βιβλου, в седмичный круг чтений входят указанные по Алексеевскому Уставу: пять слов Златоуста о богатом и Лазаре, читаемые с 27-го октября до конца месяца 426 ; слово Златоуста об Аврааме в неделю праотец 427 и слово Василия Великого на святое крещение в неделю по просвещении 428 ; положенное по Алексеевскому Уставу в неделю св. отец слово Григория Нисского об Аврааме в Евергетидском Типиконе переносится на неделю св. праотец, где читается на каноне вместе с «видениями пророка Даниила» 429 и мучением св. трех отроков 430 , в случае отсутствия чтения святому дня; в неделю же св. отец полагается слово св. Ефрема Сирина о прекрасном Иосифе: Боже Авраамов 431 . В порядке седмичного же круга совершаются и чтения на панихидах бдений – παννυχς γρυπνας. Четьим материалом здесь являются книги свящ. Писания, именно Деяния и послания ап. Павла; Деяния читаются последовательно от Антипасхи до Пятидесятницы 432 , послания –от недели всех святых и до недели Ваий (кроме нее), начинаясь посланием к Римлянам; в случае прочтения всех посланий, они повторяются чтением в том же порядке, но Деяния не повторяются 433 . Чтения эти называются чтениями – ναγνεις ν τ Πραξαποστλω κατ τν κολουθαν τν κυριακν 434 . Отделы (χμα) для каждого такого чтения определяются приблизительно восемью листами (φλλα) 435 . Из порядка последовательного чтения исключается послание к Евреям, которое приурочивается нарочито к панихидам недель св. отец и праотец и прочитывается все в два приема 436 . Кроме того, панихиды утрени – в преполовение и Вознесение, а также иногда пасхальная, имеют чтения, κ προκειμνου βιβλου 437 ; и несколько панихид в отношении чтений, выступая из порядка круга седмичного, определяются воспоминаниями минейного и триодного кругов церковного года: 29 июня и 6 августа читаются послания ап. Петра 438 ; 8 сентября – слово Иоанна Дамаскина : «Приидите все народы 439 ; 8 ноября «Пантолея диакона о чудесах бесплотных: Велиа и преславна и многоразлична 440 ; в неделю Ваий – одно из слов Златоуста на праздник 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Родив мальчика, она положила его в корзинку, сплетенную из тростника, покрыла ее битумом и бросила в реку. Корзинку вытащил водонос Акки, к-рый и воспитал буд. царя. Хотя Саргон правил в XXIV в. до Р. Х., его псевдоавтобиография существует лишь в списках I тыс. до Р. Х. и может отражать более древние легенды о Саргоне (жанр псевдоавтобиографии, вложенной в уста легендарного героя или основателя династии, был достаточно популярен на древнем Ближ. Востоке). Большинство ученых (впервые, по-видимому, Х.Грессман ( Gressmann. 1913)) считают, что рассказ кн. Исход в своих деталях прямо или опосредованно зависит от аккад. предания. О близости этих традиций может говорить и такая деталь, как обмазывание корзинки битумом: лодки в Н. Месопотамии делали из тростника, обмазанного битумом, к-рый добывали в битумных озерах близ Евфрата. Для егип. лодок не было необходимости в водонепроницаемой обмазке, т. к. в отличие от тростниковых месопотамских лодок их делали из более прочного и водонепроницаемого папируса. Моисей пасет стадо на горе Хоры. Моисей перед Неопалимой Купиной. Моисей получает свиток с заповедями. Рельеф ворот в базилике Санта-Сабина в Риме. 432–440 гг. Моисей пасет стадо на горе Хоры. Моисей перед Неопалимой Купиной. Моисей получает свиток с заповедями. Рельеф ворот в базилике Санта-Сабина в Риме. 432–440 гг. О спасении М. из воды говорит дочь фараона, когда дает младенцу имя (Исх 2. 10). Это подчеркнутое неск. раз чудесное спасение М. из воды можно понимать как предвосхищение чудесного спасения израильтян в водах Чермного м. (Исх 14-15). Оба события сближаются еще и тем, что спасение М. происходит в зарослях тростника (  ), а спасение израильтян - в «тростниковом море» (     - Исх 15. 4); наименование моря Красное (в слав. и синодальном переводах - Чермное) появляется лишь в LXX. В то же время спасение М. из воды вызывает ассоциации с рассказом о спасении человечества от Всемирного потопа (Быт 6-8), где речь идет о спасении буд. прародителей всего человечества, в Исх 2 - грядущего избавителя израильского народа.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

В целях стандартизации богослужебной практики и выведения из употребления искаженных текстов Е. стремился использовать технические возможности книгопечатания. Поскольку типографии с араб. шрифтом существовали только в европ. странах, в 1617 г. Мелетий вступил в переписку с Ватиканом, испрашивая разрешение на издание араб. литургических книг в Италии. Несмотря на формальное согласие рим. Конгрегации пропаганды веры, переговоры, продолжавшиеся как до, так и после смерти Е., не привели к положительному результату. До 1622 г. Мелетий завершил перевод Библии на араб. язык, однако он также не был одобрен к изданию в Риме. Между тем многолетние контакты Е. с Конгрегацией пропаганды веры и дружеское общение с зап. миссионерами в Сирии породили в католич. кругах убеждение в его пролатинских симпатиях и готовности вступить в унию с Римом. Высказывалось предположение о том, что Е. был отравлен своим окружением, опасавшимся роста католич. влияния при нем. Согласно Ватиканским архивам, в 1635 г., уже после смерти Е., в Рим прибыл его посланник свящ. Пахомий с новыми письмами об организации араб. книгопечатания и с проектом заключения унии, к-рый также не был реализован. Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 681-682; Михаил Барик ад-Димашки. Список Антиохийских патриархов//ТКДА. 1874. 6. С. 432-440. Лит.: Фома (Дибу-Малуф), архидиак. Эмесская епархия в Сирии//СИППО. 1915. Т. 26. С. 336; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 496, 631-633; Bd. 3. S. 91-93; Karalevskij C. Antioche//DHGE. T. 3. Col. 641-642; Εθμιος. Ο Β´.//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1042-1044; Nasrallah. Chronologie: 1500-1634. P. 57-62, 81, 85; idem. Euthyme II Karmé (Karma)//DHGE. T. 16. Col. 53-57; idem. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 70-86; Walbiner C.-M. «Und um Jesu willen, schickt sie nicht ungebunden!»: Die Bemühungen des Meletius Karma um den Druck arabischer Bücher in Rom//Studies on the Christian Arabic Heritage in Honour of Father Prof. Dr. Samir Khalil Samir. Leuven, 2004. P. 163-175. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187729.html

Интерьер ц. Сан-Лоренцо в Милане. Ок. 375 — кон. IV в. Интерьер ц. Сан-Лоренцо в Милане. Ок. 375 — кон. IV в. 3. В Аквилее (обл. Фриули-Венеция-Джулия), еще одном важном церковном центре, раскопками раскрыт очень ранний комплекс из 2 церквей, первый подобного рода в И. Основанный до 319 г., он состоял из стоящих параллельно друг другу однонефных безапсидных залов, устроенных в бывш. зернохранилищах: в северном располагалась базилика, в южном - катехумений; они были соединены вестибюлем, рядом устроен баптистерий. Уже в сер. IV в. базилика была значительно расширена и превращена в 3-нефную, по-прежнему без апсиды, перед ней был устроен атрий. На рубеже IV и V вв. расширен и юж. зал, перед ним был построен баптистерий (сохр. в наст. время). II. Архитектура V-VI вв. является продолжением архитектуры IV в. В это время все основные типы зданий уже были сформированы. На территории И. архитектура по-прежнему входила в общую канву архитектуры рим. Средиземноморья, не обретая явных отличий от архитектуры др. стран, тем более что до VI в. включительно связи И. с К-полем остаются очень тесными. Процессы изоляции стали более очевидными после правления Юстиниана, фактического прекращения императорского, потом временно и папского заказов на фоне завоевания большей части И. лангобардами. В этот период более заметны географические различия. Центры папского и имп. строительства, Рим и Равенна, сильно отличаются как от севера, так и от юга И. Интерьер ц. Санто-Стефано-Ротондо в Риме. 60-е гг. V в. Интерьер ц. Санто-Стефано-Ротондо в Риме. 60-е гг. V в. 1. После разграбления Рима готами в 410 г. строительная деятельность возобновилась здесь достаточно быстро. Крупнейшим сооружением стала возведенная при папе Сиксте III (432-440) базилика Санта-Мария-Маджоре - 3-нефное здание с непрерывными рядами капелл вдоль боковых нефов. При том же папе был существенно перестроен ( McClendon. 2005. P. 14-15), возможно, вообще возведен заново ( Brandenburg. 2005. P. 38-47) Латеранский баптистерий. Его центральная часть стала (подобно мавзолею Константины) ротондой с колонным обходом и барабаном с куполом, в то время как внешний восьмигранник стен соответствует форме баптистерия св.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Кородыня на рч. Кородыле Королевичи Антоновск. 474. 478 Коростани на рч. Черной, сельцо Будковск. Коростыни Городенск. 191. 217 Корошници Корпово Пидебск. Сабельск. 118. 137 Городенск. Петровск. » Радголье над оз. Хвойн. Будковск. 285. 304 Коршово Городенск. Косиба Коломенск. Коситцк. пог. Коситцк. Косовка Городенск. 234. 243 Косово на рч. Косове, сельцо Костромичи за Черною Сабельск. Костроня, сельцо Городенск. Котоля на Тигоде Солетцк. Когино Городенск. Красилово Тесовск. Красицино Лусск. Красное Солетцк. Красноходца Тигодск. Красный Бор Городенск. Креквино Будковск. Крехово на р. Оредежи 287. 355 Кречневский пог. Кречневск. Кривая Нива Сабельск. Кривино Городенск. Кривцовичи Переездовск. Крутец на Пидбе Петровск. Крутик Солетцк. 434. 437. 439 Крюковичи на р. Оредежи Будковск. Крюково Городенск. 205. 211. 219. 269 Ктышино 246. 271 Ктышина 260. 273 Кубола Тесовск. Кулагино Городенск. Кулига на Тосной Тигодск. Кунестка Малая Кунесть Купрово на Волхове Коломенск. Куренцо Лусск. Куриково Тигодск. » Игнатовское Курино Хрепельск. Курско Лусск. Куряша Заверяжье » за болотцом Лусск. Кусони Сабельск. Кусыня на у. р. Кусыни на Тиг., сц. Солетцк. Кушеварка Пидебск. Кушкино над оз. Кушкиным Будковск. 314. 329 Кельяша Лусск. Ларионова Городенск. Латовитцко над оз. Латовитцком Передольск. Латовичье над оз. Латовитцким Городенск. Грузинск. Лешково Сабельск. Тигодск. 366. 389. 411 Липки у Каменского болота Кречневск. Липники-Середнее Бабино Солетцк. Липовик Липово Лусск. Лисина Петровск. Лобожи Сабельск. Лобозово Коломенск. Сабельск. Ловголанголино Тигодск. Лог у оз. Онтова Будковск. Лощици Гдитцк. Тигодск. Передольск. Лужицы Будковск. Гдитцк. Тигодск. » на Оломне Солетцк. 415. 432. 433. 435. 440. 441. 442. 443 Лукаглядково Тигодск. Лукино Поле на Тигоде Лусско, село Лусск. Лусский Егорьевск. пог. Лусское Сабельск. Лусско Городенск. 256. 263 Лутовичи 196. 240 Лутско Тесовск. Любани на Тигоде Тигодск. 372. 396. 409 Лусск. Любино Будковск. 319. 355 » Поле на р. Полисти Коломенск. Любишье

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Однако мы уже показали, что такая деятельность бессловесной души, как ощущение, не может осуществляться без тела. А такая деятельность, как стремление, – тем более. Ибо все, связанное с чувственным стремлением, явно сопровождается какими-либо телесными изменениями; почему такие стремления и называются страстями души. Но из этого следует, что и такая деятельность чувственной души, как движение, не осуществляется без телесного органа. Ибо чувственная душа приводит в движение [свое тело] лишь посредством ощущения и стремления. Та душевная способность, которую мы называем движущей силой, заставляет члены тела повиноваться приказам стремления; строго говоря, ее следовало бы звать не движущей силой, а силой, приготовляющей тело к наилучшему осуществлению движения. Итак, ясно, что ни одна деятельность бессловесной души не может осуществляться без тела. А из этого с необходимостью следует вывод, что бессловесная душа погибает вместе с телом. 432 «...Все звери земные, и весь скот земной, и все птицы небесные,... и все рыбы морские, ... все движущееся, что живет, будет вам в пищу...; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте...» (Быт., 9:2–4). Ср. « ...Кто будет есть какую-нибудь кровь,... истреблю,... потому что душа тела в крови...» (Левит, 17:11). 436 Подробное доказательство бессмертия души как начала движения см. у Платона, Федр, 245с – 246 а; Законы, кн. X, 894 b и далее. См. тж. Цицерон. Тускуланские беседы, I, 53; Макробий. Комментарий на «Сон Сципиона», II, 13; Аверроэс. Комментарий на «Физику», VIII, 2, 5. 438 Например, после восприятия слишком яркого света, громкого звука, резкого запаха, горячей поверхности соответствующее чувство утрачивает способность воспринимать слабее ощущаемые качества, а иногда и вовсе разрушается. – См. Аристотель. О душе, 428 а 29. 440 Аристотель различает движение само по себе и движение акцидентальное, по совпадению: например, когда животное бежит, его душа перемещается вместе с телом по совпадению, но не сама по себе; сама по себе душа движется, когда волнуется, ощущает, мыслит и т.д. Перемещаться она не может, т.к. не находится в пространстве. – См. Аристотель. О движении животных, 700 b 4 слл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Тексты Агни Йоги, по утверждению их создателей, были даны тибетскими Махатмами, а авторы текстов явились лишь посредниками в передаче учений. Эти тексты, как повествует предание, были записаны методом «автоматического письма» в особом измененном состоянии сознания, и таким образом, имеют трансцендентальное, сверхчеловеческое происхождение», – пишет 431 «мэтр истории, этики и философии йоги В. А. Трефилов» 432 . Вообще-то это именно «предание», теософская легенда. У. Э. Коулман обнаружил в «Разоблаченной Изиде» Е. Блаватской около двух тысяч прямых заимствований из современных работ по магии Данлопа и Де Мюссо, масонской энциклопедии Маккензи и т. д 433 . Кроме того, «А. П. Синнетт в книге «Оккультный мир» опубликовал (по предложению самого Учителя) письма, полученные от Кут Хуми через мадам Блаватскую. Книга широко распространилась в спиритических кругах и попала в поле зрения американского медиума Генри Киддла, который написал Синнету полное упреков письмо, заметив, что Кут Хуми почти слово в слово воспроизвел фрагмент из какой-то речи самого Киддла» 434 . Но для нас сейчас важно то, что сами теософы именно так, «трансцендентально» объясняют происхождение своих трактатов. Важно потому, что под феноменом «автоматического письма» в оккультно-мистической практике подразумевается такого рода контакт с некоторым духом, при котором сам человек находится в медитативно-полубессознательном состоянии, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю духа, вышедшего на «контакт». «Автоматическое письмо – графический способ телепатической передачи текстовых посланий, не контролируемой сознанием принимающего информацию» 435 . Сама Е. Рерих полагает, что таким путем могут быть получены истинные сообшения от «Владык» 436 , хотя и уверяет «Сама я никогда автоматически не писала» 437 . Скорее всего – «гримируется». В любом случае статья Н. К. Рериха «О свободе передвижения предметов искусства» «дана автоматическим письмом» 438 , да и рисовал Николай Константинович порой в трансовом состоянии – делая именно «автоматические» рисунки 439 . Более того – Е. Рерих мечтала овладеть этим методом духообщения: «Мне тоже хотелось бы писать автоматически» 440 ; «Владыка, мне так хотелось бы писать автоматически! – Можно, но главное – не утомлять руку» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Наряду с возрождением эллинистической художественной формы в этот период идет активная разработка новых иконографических тем, среди к-рых важное место занимают образы Христа. В апсиде ц. Осиос Давид в Фессалонике (V в.) сохранилась теофаническая композиция «Христос во славе с символами евангелистов»: юный Христос, окруженный сиянием, восседает на радуге, подняв правую руку в триумфальном жесте, в левой - развернутый свиток с текстом пророчества прор. Исаии (Ис 25. 9); слева изображен склонившийся святой, приставивший руки к ушам (прор. Иезекииль?), справа - святой, сидящий с раскрытой книгой. В апсиде ц. Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400) Христос средовек в золотых одеждах восседает, величественно возвышаясь над апостолами, на золотом, украшенном драгоценными камнями троне; по сторонам, взирая на Него, у подножия трона сидят апостолы Петр и Павел, над ними 2 жен. фигуры держат победные венки; остальные апостолы, обращаясь друг к другу, оживленно жестикулируют. Фигуры изображены на фоне Небесного Иерусалима, огражденного стеной, в центре к-рого возвышается Голгофа с золотым, усыпанным каменьями крестом, в небесах парят крылатые лев, телец, орел и ангел - символы евангелистов. Традиц. изображение Христа и апостолов, являющее образ Церкви и известное по росписям катакомб, где юный Спаситель не выделяется ни одеждами, ни позой, приобретает новый смысловой оттенок: в росписи ц. Санта-Пуденциана подчеркнут царственный облик Христа как главы церкви. Одновременно продолжают существовать старые формы иконографии. Так, в апсиде ц. Сан-Лоренцо в Милане (V в.) представлена композиция, характерная для более раннего времени: апостолы с юным Христом в центре изображены в белых хитонах с клавами. В мозаиках Милана живописные приемы менее сложны, напр., в упрощенной манере трактован образ св. Виктора на мозаике «Золотое небо» (Ciel d " Oro) в капелле Сан-Витторе (ок. 470) базилики Сант-Амброджо. Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432 - 440 гг. Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432 - 440 гг.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Символы евангелистов. Христос и апостолы. Мозаика конхи апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме. Ок. 400 г. Символы евангелистов. Христос и апостолы. Мозаика конхи апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме. Ок. 400 г. Изображения крылатых животных - символов Е.- помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400) - над изображением Небесного Иерусалима человек (ангел) впервые представлен с крыльями; арка апсиды Санта-Мария Маджоре (432-440) в Риме; свод крещальни св. Иоанна Крестителя в Неаполе (IV в.); паруса свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (ок. 440) - в центре звездного неба представлена композиция «Триумф Креста». В тот же период появились изображения символов Е. с книгами: апсида ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме (V в.); свод Архиепископской капеллы в Равенне (494-519); триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549) и др. Тема видения прор. Иезекииля получила развитие в композиции «Maestas Domini», где символы расположены по диагоналям вокруг медальона с изображением стоящего или сидящего на радуге Спасителя. Самый ранний пример - рельеф врат ц. Санта-Сабина (ок. 430). В этой же композиции символы Е. в виде тетраморфа под мандорлой возносящегося Иисуса Христа представлены на миниатюре из Евангелия Раввулы (Fol. 13v) и на мозаике в апсиде ц. Осиос Давид в Фессалонике (посл. четв. V в.). Расположение символов (человек вверху слева, лев внизу слева, орел вверху справа, телец внизу справа) соответствует описанию видения пророка и стало в дальнейшем традиционным. В качестве темы алтарных росписей эта композиция получила распространение в искусстве христ. Востока: капелла мон-ря Бауит и мон-рь св. Иеремии в Саккаре, Египет (VI в.); икона VII в. «Христос - Ветхий денми» (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В V-VI вв. появились изображения самих Е. с их символами. Один из первых примеров - мозаика капеллы ц. Сан-Джованни ин Латерано (461-468): символы изображены в облаках рядом со стоящими Е. На мозаиках вимы ц. Сан-Витале в Равенне (546-548) Е. представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия св. Августина Кентерберийского, кон. VI в. (б-ка Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. Ms. 286. Fol. 129v), Лука изображен с крылатым тельцом. Византийское искусство

http://pravenc.ru/text/180937.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010