414-415 415-416 416-424 425-426 БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) 426-432 432-433 БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым 433-436 436-439 439-440 440-441 441-442 БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии 442-443 БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников 443-444 444-445 445-446 446-447 447-452 452-453 453-454 454-455 455-457 457-458 458-459 459-461 461-462 462-463 463-465 465-466 466-467 457-503 503-504 504-505 505-506 506-508 508-509 509-510 510-511 511-515 516-517 515-516 517-518 518-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог 527-528 528-529 529-530 530-532 532-534 БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия 534-535 535-536 536-538 538-540 540-542 БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери 542-556 556-557 557-559 562-563 563-564 564-565 565-571 571-572 572-574 574-575 575-576 576-584 БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже 584-585 585-586 586-588 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 596-597 597-598 599-600 600-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 608-610 610-611 БЕНЕДИКТ БИСКОП (628 (?)-690), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель монастырей Вермоут и Ярроу

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Санта-Мария Маджоре (432-440), исполненных при папе Сиксте III (432-440) ( Кондаков. Т. 1. С. 26-27; Петровский. С. 619-622; Арган. С. 94), тем не менее можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Б. произошло не ранее IV в. Открытие св. равноап. Еленой в нач. IV в. св. мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресв. Деве явился арх. Гавриил, была построена базилика - Cabrol. Col. 2245-2246) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Б. как отдельного праздника. В нач. VIII в. арм. автор Григор Аршаруни писал, что праздник Б. был установлен свт. Кириллом I , Патриархом Иерусалимским ( Conybeare. P. 509), т. е. в 3-й четв. IV в. В древнейших арм. Лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима V в., самостоятельного празднования Б. еще нет, но воспоминанию этого события посвящен 4-й день богоявленских торжеств (т. е. 9 янв.- Ibid. P. 517). Древние груз. рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в., уже содержат под 25 марта особый праздник Б. ( Кекелидзе. С. 55-56; Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 43-45 (лат. пер.: [Pars. 2.] P. 40-41)). Поскольку сведения о к-польском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Б. в этот период в К-поле утверждать нельзя, но в VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак на Б. (SC. 110. P. 13-41); к кон. VII в.- это уже один из самых почитаемых здесь праздников: Трул. 52 запрещает совершение полной литургии в период Великого поста, за исключением суббот, воскресений и праздника Б. Прав. 52 Трул. (691-692) восходит к прав. 49 Лаодик. (ок. 343), разрешающему совершать полную литургию Великим постом только по субботам и воскресеньям. Но, хотя 49 прав. Лаодик. не упоминает Б., это не упраздняет вовсе возможности совершения благовещенской службы; скорее, можно сделать вывод, что первоначально праздник в те годы, когда он попадал на будние дни поста, мог переноситься на субботу или воскресенье.

http://pravenc.ru/text/149269.html

386-391 391-393 КРАНМЕР Томас (1489-1556), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации 393-397 КРАСИКОВ Петр Ананьевич (1870-1939), советский гос. деятель, один из руководителей религ. политики в 1918-1938 гг. 397-403 403-407 407-409 409-410 410-427 427-432 КРАСНОИЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный местночтимый образ в пос. Красноильск Сторожинецкого р-на Черновицкой обл. (Украина) 432-433 433-438 438-439 440-441 441-442 442-443 КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии) 443-448 448-464 464-465 465-467 467-468 468-477 КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы, близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция) 480-481 477-480 «КРАСНЫЙ УСТАВ» («Устав домашния молитвы и прочих христианских обрядов», «Московский устав»), свод догматических и церковно-бытовых установлений старообрядцев-федосеевцев 481-482 482-484 КРАУТХАЙМЕР Рихард (1897-1994), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества 484-485 КРАЧКОВСКИЙ Игнатий Юлианович (1883-1951), востоковед-филолог, один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христ. литературы в России 486-490 КРЕАЦИОНИЗМ религиозно-философское учение, основывающееся на признании происхождения мира через творение всемогущим Творцом 490-493 КРЕВЗА (Кревза-Бейда (Жевуский)) Лев (Лаврентий; † ок. 1639), униат. еп. Смоленский и Черниговский, писатель-полемист 493-496 496-516 КРЕМЕНЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ), находится в г. Кременец Тернопольской обл. (Украина) 516-520 520-524 524-526 526-533 КРЕМИКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

Еп. Раввула Эдесский не порвал отношений со свт. Кириллом и начал борьбу с сочинениями Феодора Мопсуестийского, к-рые он считал основой всех заблуждений Нестория. Это привело к конфликту Раввулы с местным клиром и преподавателями эдесской школы во главе с Ивой . Обеспокоенный этим, И. обратился с посланием к епископам Месопотамии, подчиненным Эдессе, предписывая им временно воздержаться от литургического общения с Раввулой, пока И. не рассмотрит его дело. Стремление архиеп. Максимиана К-польского низложить еп. Елладия Тарсийского вызвало протест папы Келестина, к-рый призвал Максимиана смягчить отношение к вост. епископам. По его мнению, следовало добиваться от Антиохии осуждения Нестория, а низложение И. и его сторонников лишь укореняло раскол. Папа Сикст III (432-440), восшедший на престол по смерти Келестина, отправил окружное послание предстоятелям Вост. Церквей, в т. ч. И., с призывом к примирению и тем самым фактически признал неправомочность решений о низложении И. и его партии Эфесским Собором. Церковный мир 433 г. Лишенный кафедры, Несторий 4 года жил в монастыре св. Евпрепия под Антиохией, куда к нему приходило много сторонников ( Evagr. Schol. Hist. eccl. I 7). Своей популярностью в Сирии Несторий ставил И. в сложное положение. В их взаимоотношениях наступило отчуждение. В эти годы позиция свт. Кирилла по вопросу об одной природе во Христе после Его воплощения смягчилась. В 432 г. имп. Феодосий приказал И. и свт. Кириллу встретиться в Никомидии и договориться о перемирии. И. отказался, сославшись на болезнь, однако, вероятно, он опасался давления со стороны придворных. В Антиохию Феодосий направил трибуна Аристолая, по предложению к-рого И. пригласил в Антиохию епископов Александра Иерапольского, Андрея Самосатского и Феодорита Кирского (вероятно, и других), чтобы обсудить условия возможного мира с Александрией. Было решено, что отказ свт. Кирилла от анафематизмов будет достаточным для восстановления общения. Было подготовлено 6 догматических глав; принятие хотя бы одной из них рассматривалось как признание общей веры.

http://pravenc.ru/text/469618.html

7. С. 216-234) и «Материалы для истории Кавказской епархии» (1880. 7. С. 232-239; 8. С. 259-268; 12. С. 403-407; 13. С. 423-429) Михайловского, «Очерк Черноморской Мариинской женской пустыни» свящ. Филиппа Николайченко (1874. 20. С. 649-658; 21. С. 683-690), «Из летописи Покровской церкви г. Ейска» свящ. Максима Прозоровского (1877. 13. С. 440-448; 14. С. 468-477; 15. С. 517-528), «Екатерино-Лебяжская Николаевская общежительная пустынь Кубанской области» архим. Самуила (Сардовского) (1878. 11. С. 382-390; 12. С. 413-423; 13. С. 440-464), «Управление Платона (Любарского), архиеп. Астраханского и Кавказского, кавказскою паствою с 1800 по 1805 г.» еп. Нестора (Метаниева) (1879. 3. С. 117-132), «О причитаниях в Черноморском крае» свящ. Петра Павильонова (1874. 14. С. 460-464; 15. С. 483-492; 16. С. 518-521; 17. С. 551-554), а также путевые записки, составленные еп. Германом при обозрении епархии (1875. 11. С. 356-372; 12. С. 383-407; 1884. 14. С. 516-528; 15. С. 555-572; 16. С. 594-613). Среди немногочисленных оригинальных статей на др. темы примечательны исследование «О христианской живописи» П. С. Случевского (1874. 1. С. 28-41; 2. С. 70-77; 3. С. 99-104; 8. С. 264-270; 9. С. 282-287) и речь «Об отношении просветительской деятельности св. Кирилла и Мефодия к основанию Русской Церкви» А. И. Васильева (1884. 9. С. 372-389; 10. С. 420-432). Лит.: Рункевич С. Г. Кавказские ЕВ//ПБЭ. Т. 7. Стб. 643-644; Никольский С. Я., прот. Указ. статей неофиц. части Кавказских-Ставропольских ЕВ за 35-летний период времени их издания, 1873-1907 гг. Ставрополь, 1907; Андреев. Христианская периодика. 293; Митрофаненко В. «Кавказские ЕВ»: (К 125-летию 1-го вып.)//Ставропольский хронограф на 1998 г. Ставрополь, 1998. С. 238-244; Слуцкая С. А. Кубань в «Ставропольских (Кавказских) ЕВ»: Библиогр. указ. Краснодар, 2009. Прот. Александр Троицкий Рубрики: Ключевые слова: ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг.

http://pravenc.ru/text/1319756.html

В иконографии обрученного мужа Пресвятой Марии интересным образом переплелись простота и сдержанность текстов Евангелий и фантазии апокрифических рассказов. Одно из ранних изображений Святого Иосифа мы встречаем в мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме Построенная папой Сикстом III в 432–440 годах, эта базилика была первой римской церковью, специально посвященной Деве Марии. Она служила своего рода визуализацией постановления Эфесского собора 431 года, согласно которому Мария провозглашалась Богородицей. Иконографическая программа мозаик триумфальной арки базилики разрабатывалась таким образом, чтобы подчеркнуть Божественную природу Младенца Иисуса и прославить Марию как Матерь Бога. Именно поэтому Мария в этих мозаичных композициях изображается в роскошных царственных одеяниях с диадемой на голове. Что же Иосиф? Он присутствует во всех сценах, иллюстрирующих историю Пресвятой Девы, и, хотя находится в некотором отдалении от Марии, играет чрезвычайно важную смысловую роль деятельного участника таинства Воплощения. В сценах «Благовещение» и «Поклонение волхвов» Иосиф представлен человеком средних лет, с черными волосами и округлой черной бородой, одетым, как римлянин, в белую тунику с клавами и паллий желто-золотистого цвета. В композиции с изображением Благовещения к Иосифу обращается Ангел с благой вестью о том, что Мария родит Сына от Святого Духа. Иосиф, вопреки тексту Евангелия, представлен не спящим, а взволнованно бодрствующим, с устремленным вдаль встревоженным взглядом. Жест вскинутой вверх правой руки, кажется, выражает недоумение. Но это лишь мимолетное состояние растерянности. В его мужественном облике прочитывается готовность к действию. В левой руке Иосиф держит жезл (посох), причем рука его прикрыта тканью в знак особого почтения к предмету, сжимаемому в кулаке. Это жезл знамения и богоизбранности, о котором говорится в апокрифах. В Протоевангелии Иакова (IX) рассказывается о том, что первосвященник собрал посохи у всех претендентов на руку Марии, вошел в святилище и стал молиться. После молитвы из посоха Иосифа вылетела голубка и взлетела Иосифу во славу. Это было знаком того, что Иосиф избран, «чтобы принять к себе и блюсти деву Господа»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...»; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя . Апостол и Евангелие – дня и святителя. 1 Ср.: Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава. 2 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 440–443. 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 432–433. 4 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 5 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри». 6 В качестве славника поется последняя стихира святителя на «Господи, воззвах», т. к. в службе Минеи на «Господи, воззвах» великой вечерни отсутствует славник. 7 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава. 8 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник. 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 10 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах). 11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 12 Там же. 13 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-01/

Возникшие на почве ортодоксального вероучения ереси можно разбить на три направления: Несторианское направление, появившееся в начале V века-. Согласно мнению Константинопольского патриарха Нестория, в Христе наличествуют два природных начала - человеческое и божественное, которые присутствуют в нем раздельно, обособленно друг от друга. Реакцией на несторианство было монофизитство, которое утверждало, что природа Христа одна - божественная, таким образом, человеческая природа Христа оказалась поглощенной божественной, слилась с ней. В то время как несторианство подобно арианству подчеркивало человеческую суть Христа, монофизитство отвергало возможность трансформации Логоса в человеке, следовательно, отрицало и Спасение. Последней фазой христологических споров стало возникновение в VII веке более слабого варианта монофизитства - монофелитства, последователи которого признавали, что Христос имеет две природы, но одну волю, богочеловеческую волю и энергию. При папе Целестине (422-432) в 431 году собрался Вселенский собор в Эфесе, чтобы осудить несторианство. Эта ересь не была популярной среди верующих, ибо отрицала божественную суть материнства Марии и, таким образом, нарушала сложившееся на Востоке восторженное почитание Марии. На соборе присутствовало 160 епископов. Среди них находился Александрийский епископ Кирилл, главный противник Нестория, защитник ортодоксальной веры. Посланцы папы прибыли на собор с некоторым запозданием. Собор принял учение Кирилла о двух природах Христа и об их отношении друг к другу. Однако так называемое эфесское вероучение, излагающее этот постулат, было принято лишь в 433 году. Первой по своему историческому значению фигурой папства, заслуживающей быть отмеченной, был папа Лев I (440-461), который укрепил и временно распространил папскую власть на всю церковь за исключением греческого Востока. Был составлен каталог, в который занесли имена 44 римских епископов от Петра до Льва I. Но они были скорее лишь первыми среди равных епископов, в то время как Лев уже действительно был папой, который считал себя, ссылаясь на Петра, стоящим над всеми епископами. Свой авторитет он поднял в результате обширной переписки и укрепления письменных контактов с епископами.

http://sedmitza.ru/lib/text/441578/

Жрецы же Митры изображались именно в таких штанах, коротких туниках, плащах и колпаках, которые мы видим у волхвов в раннехристианских произведениях. Так что, не просто чужестранцы и язычники приходят поклониться Христу на римских саркофагах и мозаиках. Это жрецы главных языческих богов, прямо в день рождения Митры, приходят в Вифлеем, чтобы поклониться истинному Богу. Подобное толкование образов волхвов поддерживается историческими событиями в церковной жизни того времени. Именно с IV по VI век идет процесс окончательного установления даты празднования Рождества Христова во всех поместных Церквях 25 декабря, в день, посвященный языческому богу Митре. Поклонение волхвов 432–440 гг. Мозаика базилики Санта-Мария Маджоре. Рим, Италия Сцена царственного приема Иисусом Христом и Его Матерью пришедших к Ним волхвов изображена в мозаиках церкви Санта Мария Маджоре (V век), одной из четырех главных базилик Рима, в которой хранятся ясли Спасителя. Богоматерь изображена здесь не в обычном Своем темном мафории, а в великолепном золотом платье с белыми рукавами, сидящей по правую руку от Своего царственного Сына. То, что это Богородица можно понять, только сравнивая изображение с мозаикой в верхнем регистре, где Дева Мария представлена в сцене Благовещения в точно таком же золотом наряде. Новорожденный Христос восседает по центру на роскошном троне, который очевидно Ему велик и рассчитан на взрослого человека. По левую руку от Него – еще одна женщина, облаченная в одеяние, похожее на традиционные одежды Богородицы. Специалисты полагают, что эта женщина символизирует Синагогу, склоняющуюся перед царственным величием Новой Церкви, образ которой воплощают Божия Матерь и Ее Сын. Вверху, над головой Христа, горит Рождественская звезда. Волхвы, одетые в соответствующие одежды языческих жрецов, стоят с двух сторон от престола; тот, что справа от него, указывает на звезду. Созданная в Санта-Мария Маджоре симметричная иконография поклонения волхвов не прижилась, и в дальнейшем изображение сюжета вернулось к иконографической схеме, сложившейся еще в катакомбный период: Богородица с Младенцем восседают на престоле справа или слева, а волхвы друг за другом несут Им дары.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г. Мозаика арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент В эпоху Ренессанса создаются сложные многофигурные композиции, действующими лицами которых становятся, зачастую, современники художника. На картине Сандро Боттичелли в свите волхвов изображена семья Медичи, их двор, и сам художник. Это желание изобразить себя в библейском сюжете изначально коренится не в какой-то гордыне самолюбования, или политических интересах, а в искреннем стремлении соучаствовать в происходящем, стать причастным к чуду. Заказчикам полотен хотелось, чтобы и их молитва и поклонение вот так, зримым образом, были принесены и приняты Богом. Хотя случалось, что художник был так безжалостно точен, что, может быть, передавал и то, что заказчик не планировал делать явным. Сандро Ботичелли. Поклонение волхвов. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Живописцы часто интуитивно, а иногда и вполне осознанно помещают библейские сюжеты в «декорации» своей эпохи. Итальянцы изображают вертеп таким, каким они привыкли видеть его на родине — навесом, крытым соломой или черепицей, или же античной руиной. Северные мастера помещают караван волхвов на заснеженную улицу тихого бюргерского городка, как это делает Питер Брейгель Старший. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Фра Беато Анджелико. Поклонение волхвов. Фреска монастыря Сан Марко. 1440-1441 г. Флоренция, Италия Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов. 1487 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Дирк Боутс. Центральная часть алтаря «Жемчужина Брабанта». 1467г. Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия Диего Веласкес. Поклонение волхвов. 1619 г. Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания Икона из Луковецкой церкви Череповецкого р-на Вологодской обл. Кон. XVIII в. Череповецкое музейное объединение Икона из праздничного ряда. Последняя треть XVIII в. Палех. Россия. Частное собрание

http://pravmir.ru/volxvy-kakimi-my-ix-pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010