Византийская архитектура В эпоху раннего христианства продолжилось развитие достижений древнерим. наследия. Если основным типом христ. храма в IV-V вв. была базилика, то купольные центрические постройки использовались для мавзолеев, мартириев и баптистериев. Получили распространение развитые композиции в виде ротонд с внутренней колоннадой и круговым обходом (мавзолей Санта-Констанца в Риме, 324-326; и баптистерий в Ночера-Супериоре, IV в.). Аналогично строение 8-гранного Латеранского баптистерия в Риме (315, 432-440). Крестообразный мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (425) перекрыт глухим парусным К. на 4-гранном барабане. Простые октагональные в плане баптистерии в Равенне (Баптистерий православных, 400-450; Баптистерий ариан, VI в.) перекрыты 8-лотковыми сомкнутыми сводами. В Баптистерии православных лотки свода опираются на арки на колонках в углах октагона. Сложную структуру с 4 лепестками колонных экседр имеет тетраконх ц. Сан-Лоренцо в Милане (355-372). Конструкция завершалась 8-гранным К. на ступенчатых тромпах (К. обрушился в 1574 и заменен новым). Аналогичную композицию тетраконха, вписанного в ротонду (диаметр 36 м), которая в свою очередь была вписана в квадратный объем, имел храм в Босре (512) в Сирии; др. сир. храм, в Изре (515), построен по более простой схеме: октагон под яйцевидным К. большой стреловидности и с круговым обходом помещен внутри квадратного объема. Купол в ц. святых Сергия и Вакха в Константинополе. 527–536 или после 537 г. Купол в ц. святых Сергия и Вакха в Константинополе. 527–536 или после 537 г. К. часто мог подменяться шатром: не всегда, впрочем, ясно, какую форму имело завершение храма, если оно было деревянным. Так, центральный октагон на средокрестье 4 базилик в грандиозном комплексе Калъат-Симъан в Сирии (V в.) был перекрыт К. или шатром; первоначальное завершение ротонды Гроба Господня в Иерусалиме реконструируют по-разному: в виде сферического К. или шатра. Уже на рубеже IV и V вв. начались поиски соединения купольного центрического и продольного объемов. Первой попыткой такого соединения стал «купольный зал», где К. помещается посередине прямоугольного зала с апсидой (храм в Мариальба-де-ла-Рибера, Испания, кон. IV в.). Появляются и более крупные структуры - т. н. купольные базилики (ц. св. Феклы в Мериамлыке, V в., не сохр.; здесь К. или шатер был устроен над восточной частью среднего нефа, а вместо пары колонн - столбы).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

425. Директива наркома обороны СССР и начальника Генштаба Красной Армии командующему войсками ЗапОВО генерал-полковнику Д. Г. Павлову, [апрель 1941 г.] 426. Из записи совещания у начальника отдела обороны страны штаба ОКБ. 1 мая 1941 г. 427. Речь наркома обороны СССР Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко на военном параде 1 мая 1941 г. в Москве 428. Из дневника полномочного представителя СССР в Королевстве Румыния А. И. Лаврентьева. 7 мая 1941 г. 429. Записка НКГБ СССР И. В. Сталину, В. М. Молотову и С. К. Тимошенко с препровождением агентурного сообщения из Берлина. 1 мая 1941 г. 430. Из сообщения «Марса» из Будапешта от 1 мая 1941 г. 431. Телеграмма германского посла в Москве в МИД Германии. 2 мая 1941 г. 432. Из приложения к приказу командующего 4-й танковой группой в связи с предстоящими боевыми действиями на востоке. 2 мая 1941 г. 433. Записка НКГБ СССР И. В. Сталину, В. М. Молотову и Л. П. Берия с препровождением агентурных сообщений из Берлина. 5 мая 1941 г. 434. Записка НКГБ СССР в ЦК ВКП(б) – И. В. Сталину, СНК СССР – В. М. Молотову и НКВД СССР – Л. П. Берия с препровождением телеграмм английского посла в СССР С. Криппса. 5 мая 1941 г. 435. Записка НКГБ СССР И. В. Сталину, В. М. Молотову и Л. П. Берия с препровождением агентурных сообщений из Варшавы. 5 мая 1941 г. 436. Протокол Пленума ЦК ВКП(б). 5 мая 1941 г. 437. Выступление Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина перед выпускниками военных академий РККА в Кремле. 5 мая 1941 г. 438. Из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О производстве танков Т-34 в 1941 г.». 5 мая 1941 г. 439. Беседа полномочного представителя СССР в Германии В. Г. Деканозова с послом Германии в СССР Ф. Шуленбургом в Москве. 5 мая 1941 г. N9 440. Сообщение «Ещенко» из Бухареста от 5 мая 1941 г. 441. Спецсообщение Разведуправления Генштаба Красной Армии «О группировке немецких войск на востоке и юго-востоке на 5 мая 1941 г.». 5 мая 1941 г. 442. Записка начальника 1 управления НКГБ СССР начальнику Разведуправления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенанту Ф. И. Голикову с препровождением спецсообщения НКГБ УССР. 5 мая 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

а ) Богословско-экзегетическия: 1) Объяснение трудных мест Писания, ed Comb. Ι. 1–296, Migne 90. 241–786. – 2) Вопросы и ответы, С. 1, 300–334, М. 90, 785–856, – 3) К Феопемпту схоластику на Лук, 18, 6, – 6, 29 и Иоан. 20, 27 . С. I. 635–640, М. 90, 1393–1400, – 4) Толкование на 59 псалом С. I. 335–343, М. 90, 855–872, – 5) Краткое толкование на молитву Господню С. I. 344–356, М. 90, 871–910, 6) Сюда же можно отнести и Схолии к трудным местам сочинений Дионисие Ареопагита и Григорие Богослова , изд. Oehler’a, перепеч. у М. 91, 1031–1418, – и М. 4. 15–432. 527–576 (в сочинениях Дионисия). б) Догматико-полемическия: 1) Письмо к Иоанну против Севера С. II. 259–291, М. 91, 459–509, – 2) К Петру против того же Севера, С. II. 291–307, М. 91, 509–533, – 3) К нему же догматическое С. II. 307–313, М. 91, 533–544, – 4) К Косме об общем и свойстве (личном), то-есть о сущности и ипостаси С. II. 313–333, М. 91, 544–576. – 5) О двух природах С. II. 76–78, М. 91. 145–149, – 6) К Феодору о качестве, свойстве и различии С. II. 134–140, М. 91, 245–257. – 7) В защиту Халкидонского собора С. II, 140–142 М. 91, 257–260, – 8) Главы о сущности и природе, ипостаси и лице С. II, 143–144, М. 91, 260–264, – 9) К Иулиану о церковном догмате о воплощении Господа С. II. 336–339, М. 91, 580–584, – 10) От лица Георгия, префекта Африки, к монахиням отпавшим от кафолической Церкви в Александрии С. II. 339–342, М. 91, 584–589. Специально относящияся к полемике с монофелитством и к раскрытию учение о двуволии и двуприродности Христа: Разговор с Пирром С. II. 159–195, М. 91, 287–353, – и несколько писем к разным лицам С. II. 1–69. 74–116. 123–134. 146–158. 343–347, М. 91. 1–132. 141–216. 227–246. 265–286. 589–597. Сюда же должно отнести письмо к пресвитеру Марину об исхождении Святого Духа С. II, 69–72, М. 91, 133–140. в) Антропологическия: о душе С. II. 195–200, М. 91, 353–362, – письмо к архиеп. Иоанну о безтелесности души С. II. 238–243, М. 91, 423–433 и к пресв. Иоанну о продолжении сознательно-личного существование души по смерти С. II. 243–247, М, 91, 433–440.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

360-364 КАЗИМИР (1458-1484), св. католич. Церкви (пам. 4 марта), литов. княжич и польск. королевич, почитается как св. покровитель Литвы 364-365 365-367 367-370 КАЗУИСТИКА метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии; самостоятельная богословская дисциплина в католицизме 370-371 371-373 КАИАФА (кон. I в. до Р. Х.- сер. I в. по Р. Х.; правление ок. 18 - ок. 36 гг. по Р. Х.), первосвященник времен Иисуса Христа, принимавший, по свидетельству Евангелий, активное участие в Его осуждении 373-376 376-384 КАИНИТЫ гностическая секта, о существовании и учении к-рой сообщают христ. ересеологи периода древней Церкви 386-387 КАИР крупнейший город Ближ. Востока, столица Египта, резиденция патриархов Александрийской Православной Церкви и Коптской Церкви 387-405 405-408 408-409 409-412 412-414 КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (1792-1832), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН 414-418 КАЛАМ термин в средневек. мусульм. лит-ре; дисциплина, толкующая догматы ислама на рациональной основе 418-419 КАЛАМИУ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви 419-421 421-422 422-425 425-429 429-430 430-431 431-432 КАЛАШНИКОВ Лазарь Филиппович (3-я четв. (?) XIX в.- 1-я пол. ХХ в.), издатель, переписчик певч. книг, редактор, педагог; старообрядец поповского согласия Белокриницкой иерархии 432-434 434-435 435-437 437-440 КАЛЕНДАРЬ система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений 440-468 468-469 КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви 469-475 КАЛИ одна из форм супруги Шивы, персонификация темного и яростного аспекта сакральной жен. энергии (шакти) в индуизме и тантризме 475-476 КАЛИВИАНИ жен. мон-рь во имя Пресв. Богородицы, принадлежит Гортинской и Аркадийской митрополии Критской архиепископии К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/vol/xxix.html

Следовательно, в византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение: это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова. Помимо этого, от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи. Отсюда становится ясным, почему именно Благовещение нередко считалось днем начала церковного либо даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Надо сказать, что изображения Благовещения присутствуют уже в росписях катакомб второй половины II – первой половины III вв. в Равенне и в Риме, среди мозаик триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре (432–440), выполненных при папе Сиксте III (432–440) или даже раньше. Это с большой степенью вероятности позволяет утверждать следующее: установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV столетия. Кроме того, открытие св. равноап. Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, была возведена базилика) вызвали большой интерес к событию Рождества Христова и Тайне воплощения. Не исключено, что перечисленные события также связаны с постепенным формированием Благовещения как отдельного празднества. В начале VIII столетия армянский автор Григор Ашаруни писал: праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским , который жил и творил в третьей четверти IV века. В армянских Лекционариях V столетия Благовещение в качестве самостоятельного празднования еще отсутствует. Между тем воспоминанию события посвящен четвертый день богоявленских торжеств. Грузинские рукописные Лекционарии, фиксирующие более позднюю традицию (VII века), уже содержат особый праздник Благовещения, который датируется 25 марта. Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI столетий немногочисленны, ничего определенного об описываемом праздновании в Византии утверждать нельзя. Однако уже к концу VII века Благовещение становится здесь одним из самых почитаемых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Фабиан 236–250 Корнелий 251–253 Новациан 251–окт. 258, антипапа Луций 253–254 Стефан I 254–257 Сикст II 257–258 Дионисий 259–268 Феликс I 269–274 Евтихий 275–283 Гай 283–296 Марцеллин 296–304 Марцелл I 308–309 Евсевий 309, или 310 Мильтиад (Мельхиад) 311–314 Сильвестр I 314–335 Марк 336 Юлий I 337–362 Либерий 352–366 Феликс II 355–365, антипапа Дамасий I 366–384 Урсин 366–367, антипапа Сириций 384–399 Анастасий I 399–401 Иннокентий I 401–417 Зосим 417–418 Эвлалий 418–419,антипапа Бонифаций I 418–422 Целестин I 422–432 Сикст III 432–440 Лев I 440–461 Гиларий 461–468 Симплиций 468–483 Феликс III 483–492 Геласий I 492–496 Анастасий II 496–498 Симмах 498–514 Лаврентий 498–499; 501–506, антипапа Гормизд 514–523 Иоанн I 523–526 Феликс IV 526–530 Диоскур 530, антипапа Бонифаций II 530–532 Иоанн II 533–535 Агапит I 535–536 Сильверий 536–537 Вигилий 537–555 Пелагий I 556–561 Иоанн III 561–574 Бенедикт I 575–579 Пелагий II 579–590 Григорий I Великий 590–604   Александрийские патриархи до конца VI в (Александрийские епископы получили статус патриархов по решению Первого Вселенского Собора 325 г.) Феон 282–330 Петр I 300–311 Ахилл 312 Александр ?–328 Афанасий 328–373 Пист 336 или 338 Григорий 339 или 341; 344 или 348 Георгий 357–361 Луций 365 Петр II 373–380 Луций (вторично) 375–378 Тимофей I 380–384 Феофил 394–412 Кирилл 412–444 Диоскор 444–451 Протерий 451–457 Тимофей II Элур 457–460 Тимофей II Салофакиол 460–475 Тимофей II Элур 475–477, вторично Петр III Монг 477 Тимофей II Салофакиол 477–482,вторично Иоанн I Талайа 482 Петр III Монг 482–489, вторично Афанасий II Келит 489–496 Иоанн I 496–505 Иоанн II 505–516 Диоскур II 516–517 Тимофей III 517–535 Павел из Табенны 537–540 Зоил 540–551 Аполлинарий 551–570   Епископы Константинопольские и затем, с 381 г. по решению Второго Вселенского Собора, Патриархи до конца VI века (епископы) Руфин 284–293 Метрофан 306/307–314 Александр 314–337 Павел I 337–339 Евсевий Никомедийский 339–341 Павел I 341–342, вторично Македоний I 342–346 Павел I 346–352, в третий раз

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

И вот, в это время распада, разделения и вражды — единственной силой, которая была в состоянии обуздать притеснителей, охранить слабых, выступить с нравственными требованиями и высокими идеалами против развращенного себялюбия, была Церковь. Задача преодолеть вражду и разделения падала на нее. Единство Церкви Христовой — верное и единственное средство для спасения мира, — вот истина, с неопровержимой твердостью, ясностью и силой выраженная именно в эту эпоху. Борьбе за эту именно идею, за, идею единства всех во Христе во единой истинной Церкви Христовой и была посвящена жизнь одного из величайших святых этого времени — св. Льва Великого, папы римского. Первый период жизни и деятельности св. Льва. Нам неизвестно точно, где именно родился св. Лев. Вероятно, он родился, в Тусции, то есть в теперешней Тоскане, хотя, может быть, местом его рождения и был Рим. Что же касается времени его рождения, то и оно неизвестно. Правда, наше житие говорит, что он скончался, «пришед в старость глубоку». Так как его кончина произошла в 461 году, то можно думать, что время рождения от. Льва падает на конец IV века, и что родился он, приблизительно, между 380 и 390 г. г. Передают, что его отца звали Квинтиниан, и это — все, что мы знаем о его родителях; нам неизвестно даже, какое положение они занимали, но, судя по тому образованию, которое он получил, следует думать, что они принадлежали к высшим слоям общества. Действительно, св. Лев получил прекрасное образование, вероятно, в Риме: он основательно изучил литературу, красноречие и церковные науки, но он не умел писать по–гречески, и, по–видимому, очень плохо понимал этот язык. Св. Лев очень рано вступил в состав клира Римской Церкви. Мы встречаем его впервые в 418 г., в качестве диакона. Уже при папе Келестине, (422–432) он пользовался огромным авторитетом. Святость жизни соединялась в нем с замечательным красноречием и большими дипломатическими и административными способностями. (В важнейших вопросах церковного управления папы следуют его советам. Так было при Целестине, так было и при его преемнике, Сиксте III (432–440). Уже в это время вырабатывается и проявляется главная черта деятельности св. Льва — неустанное стремление к защите православия, то есть к защите правой истинной веры против всякого лжеучения. Деятельность папы св. Льва Великого на Западе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Состав: 1) канон Живоначальной Троице (1–16); 2) полунощница етера по вся дни (16 об.–35); 3) полунощница етера, певаемая по вся субботы (35 об.–47); 4) последование утреницы с первым часом (48–66); 5) последования 3, 6 и 9 часов и чинов избразительных и панагии (66–90 об.); 6) последование вечерни (91–99 об.); 7) чин великия повечерницы (100 об.–139); 8) устав повечерницы обычной (139–141); 9) канон молебен к Ангелу хранителю (141–151); 10) правило Святого Причащения (151 об.–169); 11) стихиры по вся дни (169–171); 12) канон (служба) по вся дни к Господу Иисусу Христу (171–182); 13) стихиры по вся субботы (183–185), 14) канон (служба) по вся воскресения (185–195 об.); 15) певаемый с Богом честный параклис Пресвятей Владычице Богородицы и Приснодевы Мариа (196–215); 16) служба Благовещению Пресвятыя Богородицы (215–233); 17) последование святыа купины в святей горе Синайстей, поет же ся во всяку субботу (233–246 об.); службы: 18) в пяток 5 недели поста «вечер» (247–260); 19) в святую великую субботу «вечер» (260–263 об.), 20) в неделю Пасхи (263 об.–274 об.), 21) часове на Святую Пасху и чрез всю неделю Святую и повечерница (274 об.–279); 22) восследование святыа великиа Четыредесятницы и Пятидесятницы (280–295 об.); 23) тропари и ипакои воскресные восьми гласов (295 об.–300); 24) тропари и кондаки дневные (300 об.–303 об.); 25) светильны чрез всю седмицу (303 об.–306); 26) троичны восьми гласов (306 – 310), 27) святого Максима-исповедника сказание извест(н)о к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком и к трудолюбствующим в миру мужем и женам о чувствех телесных и о душевных свойствех (310–313 об.); 28) месяцеслов с тропарями и кондаками, с памятями русских святых (314–420); 29) лунное течение (420–432); 30) пасхалия на восьмую тысячу лет (до 7020-го года включительно), составленная митрополитом Зосимою, с предисловием, начало которого: «Всесвятая живоначальная единосущная и неразделимая Троица Отца и Сына и Святаго Духа» (432 об.–440 об.); 31) дасть Господь Моисию скрижали написаны на Синайской горе 10-ть слов (441 об.–442 об.); 32) что суть овци и волы еже рече пророк Аввакум: оскудеша овца от пищи: не будут в лов в прияслех (443); 33) слово святого Нила (443 об.–446 об.). Начало: «Глагола брат: аз авва отнележе бых мних уставное канона»; 34) канон о плачи Святыа Богородица, без конца (447– 453).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через некоторое время Хрисолог получил важное послушание. Он был назначен экономом – распорядителем церковного имущества. Главной обязанностью диакона Петра станоли хранение церковной утвари, распределение доходов и попечение о вдовах и сиротах. Вероятно, в сане диакона Петр произнес и первые проповеди. В исключительных случаях такое право в древней Церкви давалось и диаконам. Например, на Востоке в сане диакона проповедовал преподобный Ефрем Сирин. На Западе святой папа Григорий Великий во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди. В 432 году диакон Петр был возведен в сан епископа и занял кафедру Равенны. Столь быстрое продвижение диакона (через сан пресвитера) по ступеням церковной иерархии соответствовало традиции Древней Церкви вследствие родства епископских и диаконских функций. Наречение и хиротония диакона Петра во епископа Равенны происходили в Риме. На высшую ступень церковной иерархии Хрисолога возвел епископ Рима папа Сикст III (432-440), которому, как пишет биограф Агнелл, во сне явился и преподал соответствующее благословение апостол Петр. По мысли хрониста, это чудесное явление – знак богоизбранности Хрисолога. В должности епископа Хрисолог управлял епархией с осмотрительностью, разбирал дела с рассуждением. В это время он приобрел три важные правовые функции: литургическую, учительную, и административно-судебную. В аспекте первой функции архипастырь Равенны совершал Таинства и представлял Христа в церковной общине. В аспекте второй – проповедовал с кафедры и излагал истины христианской веры (он жил в эпоху христологических споров). Как богослов и догматист, Хрисолог раскрылся в интерпретации никео-цареградского «Символа веры». Епископ Петр создал семь проповедей, посвященных толкованию Символа, кроме того, написал слово о Воплощении Христовом и ряд проповедей о Воскресении. В административно-юридическом аспекте епископ Петр заботился о всех подчиненных ему церквах, строил в Равенне культовые сооружения, ревновал о странноприимстве, рукополагал клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/

406, Музей сокровищ собора, Аоста), консул Анастасий на диптихе Анастасия (517, Национальная б-ка, Париж; Н. в виде раскрытой раковины). С Н. вокруг головы представляли персонификации солнца (лучистый Н.) и луны (рим. мозаика кон. II в. в Эль-Джеме, Тунис; напольные мозаики III в. римские виллы Орб-Босеаз в Орбе, Швейцария; серебряный диск III в., Британский музей, Лондон; мозаика III - нач. IV в. на своде языческого т. н. мавзолея Юлиев под собором ап. Петра в Ватикане), изображали Нептуна (напольная мозаика кон. II в. «Триумф Нептуна», Музей Бардо, Тунис), Диану (напольная мозаика из Карфагена со сценами охоты и жертвоприношения, Музей Бардо, Тунис, V в.), феникса (напольная мозаика III в., Лувр, Париж; роспись Греческой капеллы в катакомбах Присциллы, Рим, ок. сер. III в.), а также персонификации времен года (свод кубикулы Времен года в катакомбах Марцеллина и Петра, Рим, кон. III - нач. IV в.; Н. голубого цвета), аллегории красоты, великолепия, музыки и проч. (роспись потолка имп. дворца в Трире, ранний IV в., Музей диоцеза, Трир). В христ. искусстве с самого раннего времени Н. был принадлежностью Христа. Он мог быть простым, в виде графической обводки вокруг головы, без дополнительных элементов (костяная пластина со сценой «Вознесение», ок. 400, Национальный музей Баварии, Мюнхен; рельефы слоновой кости «Распятие», ок. 420, Британский музей, Лондон), а также содержать хризму («Христос с апостолами Петром и Павлом» на своде в катакомбах святых Марцеллина и Петра в Риме, 2-я пол. IV в.), греч. буквы Α и Ω, указывающие на Его предвечную природу, или крест («Сретение» и «Поклонение волхвов» на мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре, 432-440). Иногда разные элементы могли соединяться: напр., в росписи кубикулы Льва в катакомбах Коммодиллы (375-380) по сторонам простого Н. помещены буквы Α и Ω, на мозаике «Христос с апостолами» капеллы Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо в Милане (ок. 400) совмещены хризма и буквы. Н. Христа мог быть различного цвета, напр. «небесного» зеленовато-голубого, как на мозаике «Воскрешение Лазаря» в катакомбах Домитиллы (366-384), в росписи свода кубикулы Льва в катакомбах Коммодиллы, в композициях «Traditio Legis» и «Traditio Clavium» в рим.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010