Иконография Сретения Господня (+Иконы) Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. Оригинальные особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения еще только формируется. 14 февраля, 2014 Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. Оригинальные особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения еще только формируется. Иконография Сретения Господня — одна из немногих в христианском искусстве, имеющая два существенно различающихся композиционных варианта: симметричная композиция, в центре которой Богоматерь с Младенцем и Симеон Богоприимец, и несимметричный вариант, на котором представлено шествие Богородицы, Иосифа Обручника и пророчицы Анны к Храму. Иконография Сретения Господня Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. Оригинальные особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения еще только формируется. Первое упоминание о церковном праздновании Сретения относится концу поэтому не удивительно, что спустя полвека художники находятся в поисках выразительного решения, еще только «нащупывают» оптимальный вариант. Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г. Рим, Италия. Фрагмент Композиция имеет выраженный горизонтальный формат, продиктованный особенностями изобразительного пространства. Поверхность арки разделена на несколько горизонтальных регистров, в одном из которых и помещается сцена Сретения. В левой части изображена Богоматерь, протягивающая Младенца Симеону. Старец почтительно склонился, на его руки накинут край плаща — коснуться святыни можно только покрытыми руками. Несколько непривычно то, что Богородицу и Симеона разделяет группа «второстепенных» персонажей: Иосиф Обручник, ангел и пророчица Анна. Их жесты могут быть непонятными современному зрителю. Так изображали в античном искусстве императоров, выказывающих свое августейшее согласие или благочестие, а также брачующихся лиц императорской фамилии. Тема благочестия созвучна событиям Сретения: Богомладенец, Богородица и Иосиф проявляют послушание Закону. Идея согласия также соответствует внутреннему смыслу праздника: происходит встреча Ветхого и  Нового Завета , их согласие.

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благовещение в христианском искусстве 1 мин., 07.04.2015 Содержание Как и другие великие праздники, событие Благовещения Пресвятой Богородицы очень рано нашло свое отражение в христианском искусстве, в частности, в иконографии. Первые связанные с ним изображения встречаются уже в росписях катакомб христиан первых веков: например, Присциллы (II–III вв.), Петра и Марцеллина (III – первая половина IV в). На этих росписях изображен юноша, произносящий определенную речь. Его рука вытянута по направлению к сидящей в кресле женщине. Благовещение. Катакомбы Присциллы, II–III вв. В V веке изображения праздника Благовещения становятся более четкими, понятными и торжественными. Например, на рельефе саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне (Италия) изображен ангел с большими крыльями и посохом в левой руке. Матерь Божия написана в виде женщины с веретеном, пряжей и корзиной у ног. Благовещение. Рельеф саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне, II–III вв. В мозаиках триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440 гг.) праздник Благовещения запечатлен еще более торжественно. Богородица изображена величественно восседающей на царском престоле, в пышном платье с драгоценными украшениями. Над Ней написаны фигуры ангела и голубя (образ Святого Духа). Вокруг престола также имеется несколько фигур ангелов Божиих, которые разговаривают с Божией Матерью и праведным Иосифом. Все это говорит о том, что в тот время память о Благовещении еще более укрепилась в литургической жизни христианской Церкви, а соответственно, усилилось и почитание этого праздника. Благовещение. Мозаика триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг. Примерно в этот же период появляется и еще одна традиция изображения Благовещения в иконографии – Матерь Божия у источника (колодца), где к Ней и обращается ангел Божий. VII век рождает другой тип иконографии – Богородица, стоящая перед престолом. Однако более широко этот тип распространяется позже, в Средние века.

http://foma.ru/blagoveshhenie-v-hristian...

святитель Лев Великий Избранные сочинения Послания Слова и речи святитель Лев Великий Отец и учитель Церкви, богослов, проповедник, общественный деятель, активно противостоял ересям, способствовал созыву IV Вселенского Собора. Лев I Великий – папа римский (440–461). Происходил родом из Этрурии. Получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432–440), а после его смерти был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями. Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408–450) и Маркиану (450–457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов. На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447–449), пострадавшему за Православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви. Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силой своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/

Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. 6 апреля, 2013 Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Благовещение — один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9). Росписи катакомб Присциллы. Середина III в (?). Рим Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть. Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя. Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына  разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.

http://pravmir.ru/ikonografiya-blagovesh...

Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Святитель Флавиан Константинопольский Примирение между святым Кириллом Александрийским и Иоанном Антиохийским, достигнутое принятием согласительной христологической формулы, лишь на время прекратило богословские споры. Они возобновились после ухода из земной жизни обоих архипастырей: архиепископа Иоанна – в 441 году и святителя Кирилла – в 444 году – при их преемниках Диоскоре и Домне. Римскую кафедру с 440 года, после кончины Сикста, преемника преставившегося в 432 году святого Целестина, занимал Лев Великий, а Константинопольскую с 434 по 447 год – святитель Прокл. О том, что богословская полемика на христологическую тему не была завершена, о надеждах, возбужденных в среде восточных уходом святого Кирилла, красноречиво говорит один своеобразный документ, который зачитан был на V Вселенском соборе как послание блаженного Феодорита архиепископу Антиохийскому Иоанну, хотя в действительности он не может ему принадлежать, потому что адресован иерарху, скончавшемуся за три года до смерти святителя Кирилла. Начинается послание с выражения радости по поводу кончины Кирилла: «Наконец поздно и насилу умер злой человек. Ибо добрые и благодетельные люди переселяются туда прежде времени, а злые живут долговременно… Надобно позаботиться – и твоей святости нужно особенно предпринять эту поспешность – приказать обществу носильщиков умерших положить какой-нибудь величайший и тяжелейший камень на гробницу, чтобы он опять сюда не пришел и снова не стал доказывать нетвердые мнения. Пусть возвещает новые догматы находящимся в аду и пусть там разглагольствует днем и ночью как хочет» . Эта злая выходка, кем бы ни был сочинен текст, послуживший компрометации памяти блаженного Феодорита на V Вселенском соборе, ему приписана, но нет оснований сомневаться в подлинности слов, сказанных Феодоритом в беседе с архиепископом Домном после получения известия о смерти Александрийского святителя и также оглашенных на V соборе: «Никто уже никого не принуждает богохульствовать. Где говорящие, что Бог распят на кресте? Бог не распинается. Распят на кресте человек Иисус Христос, который от семени Давида, сын Авраама. Умерший есть человек Иисус Христос, а Бог Слово воскресил Свой храм… Нет уже спора: Восток и Египет под одним игом. Умерла ненависть, и вместе с тем прекратился спор; пусть успокоятся феопафиты» . Теопафитскую ересь – учение о страдании Божества – приписывали святому Кириллу его оппоненты.

http://pravoslavie.ru/50695.html

Явление Ангела Иосифу. 432-440 гг. Мозаика. Базилика Санта Мария Маджоре, Рим «Несомненно, добрым и верным человеком был сей Иосиф, которому была обручена Матерь Спасителя. Поистине, верный и благоразумный раб, которого Господь поставил, дабы он поддерживал Его Матерь, питал Его плоть и чтобы он был на земле единственным самым преданным Ему соработником великого замысла Божьего» Бернард Клервоский Сегодня Святой Иосиф – один из самых почитаемых святых католической Церкви. Но так было не всегда. До XV века обрученный муж Богородицы оставался в тени Девы Марии и в церковном искусстве изображался как второстепенный персонаж в сценах Рождества Христова, Поклонения волхвов, Сретения и Бегства в Египет. Становление иконографии Иосифа непосредственно связано с развитием Богородичного цикла. С 431 года, когда на Эфесском соборе был утвержден культ Богородицы, начинает разрабатываться иконографическая программа, связанная с почитанием Богоматери. До этого момента обрученный муж Марии не попадает в поле зрения интересов художников. Мужская фигура за спиной Девы Марии в сцене «Поклонение волхвов» в росписях катакомб и рельефах саркофагов IV века, которая ранее ошибочно принималась за образ Иосифа, ныне трактуется как образ ветхозаветного прорицателя Валаама, предсказавшего пришествие Христа (Чис. 24: 17) (Поклонение волхвов, начало IV в., мраморная плита, Музеи Ватикана; «Догматический» саркофаг, середина IV в., Музеи Ватикана). На первый взгляд может показаться, что в Священном Писании о Святом Иосифе почти ничего не сказано. Некоторая информация о нем дана в текстах Евангелий от Матфея и от Луки. Евангелисты Марк и Иоанн вообще ничего не говорят об Иосифе. Однако за имеющимися скупыми строчками, рассказывающими о муже Святой Марии и приемном отце Спасителя, скрываются большие смыслы. Особое внимание фигуре Иосифа уделяет евангелист Матфей. Именно в Евангелии от Матфея ярко вырисовывается незаурядный масштаб личности этого скромного, молчаливого исполнителя воли Божьей, мудрого и праведного хранителя Святого Семейства.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ» Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода, разгневанного тем, что волхвы не рассказали ему о местонахождении Младенца Христа, «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16). Изображение этого события появилось после установления в 1-й пол. V в. почитания невинных Вифлеемских младенцев как мучеников. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Помимо царя Ирода, его воинов, женщин и детей в композицию иногда включались еще неск. сюжетов из различных лит. источников. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о прав. Елисавете, к-рая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина, и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником прав. Захарии. Пророчество Иеремии, упомянутое ап. Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31. 15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. 46-49), к-рого мать спрятала от воинов Ирода под смоковницей, легли в основу изображения жены и младенца под деревом. 9-е Слово свт. Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. 57. Col. 175-184), 38-я гомилия Григория Богослова и рассказы из Миней-Четьих под 29 дек. стали источником изображения страдания младенцев и горя матерей. Сцена «И. м.» могла представлять самостоятельный сюжет и входить в развернутые композиции «Рождество Христово». Избиение младенцев. Рельеф оклада Евангелия. Ок. 460 г. (Сокровищница кафедрального собора, Милан)

http://pravenc.ru/text/293832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [греч. Εαγγελισμς; лат. Annuntiatio], один из главных христ. праздников, посвященный воспоминанию благовестия арх. Гавриила Пресв. Деве Марии и Боговоплощения. Событие Благовещения Согласно Евангелию (Лк 1. 26-38), в 6-й месяц после зачатия прав. Елисаветой св. Иоанна Предтечи арх. Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресв. Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Св. Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. Косвенно о событии Б. упоминает ап. Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал 4. 4). Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440 гг. Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440 гг. Согласно апокрифам II в.- «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»),- Пресв. Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно 1-му из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом, согласно 2-му - между ними прошло 3 дня (Новозаветные апокрифы. С. 20, 42). Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 197; Т. 2. С. 374).

http://pravenc.ru/text/149269.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРИХОН [Ариха; евр.  ; араб.  ], город, расположен на 250-260 м ниже уровня моря, в 10 км к северо-западу от Мёртвого моря , в долине р. Иордан, и в 22 км к северо-востоку от Иерусалима , в оазисе при источниках Элиша (араб. Эс-Султан), Эль-Кельт, Эд-Дуюк, Эн-Нувайима. Климат неблагоприятен из-за засушливого лета и дождливой зимы, однако почвы здесь плодородны, а близость к Иерусалиму, где зимой довольно холодно, позволяла правителям Палестины в древности использовать И. как одно из мест для постройки зимних дворцов. Вплоть до рим. эпохи окрестности И. славились своим виноградом, овощами, финиками и растениями, из которых получали ароматические масла и благовония (ср.: Песн 1. 14; Ios. Flav. De bell. I 6. 6). И.- древнейший из ныне известных центров возникновения цивилизации, возможно из городов мира (монументальные сооружения, раскрытые здесь в ходе раскопок, на 5 тыс. лет старше егип. пирамид). В Священном Писании Падение стен Иерихона. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Падение стен Иерихона. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. В ВЗ И. упоминается многократно, прежде всего в связи с историей завоевания Ханаана. Перед вступлением народа Израиля в землю обетованную Господь показал Моисею, взошедшему на гору Фасгу, «что против Иерихона», землю, в т. ч. «полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора» (Втор 34. 1-3). Согласно ВЗ, И. был 1-й крепостью, взятой вторгшимися в Ханаан израильскими племенами. В Книге Иисуса Навина подробно рассказывается о засылке в И. лазутчиков (скрывшихся у блудницы Раав, от к-рой они узнали, что жители напуганы) и о чудесном взятии города. Шесть дней воины Иисуса Навина в сопровождении священников обходили И. с ковчегом. «Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Нав 6. 15). «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ весь вместе громким и сильным голосом, и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город» (Нав 6. 19).

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОД ВЕЛИКИЙ (ок. 73-4 гг. до Р. Х.), царь Иудеи (37-4), основатель иродианской династии. Источники Основной источник сведений о жизни И. В.- сочинения Иосифа Флавия «Иудейская война» (между 75 и 79 гг.) и «Иудейские древности» (ок. 94 г.). Иосиф, не будучи современником И. В., почерпнул основные сведения о его жизни в несохранившихся «Воспоминаниях царя Ирода» и «Истории» Николая Дамасского, придворного историка И. В. Некоторые сведения об И. В. и о его эпохе содержатся в «Географии» Страбона, а также в сочинениях римских историков Аппиана («Гражданская война»), Диона Кассия («Римская история»), Плутарха («Сравнительные жизнеописания: Антоний»), Тацита («История»). И. В. неск. раз упоминается в Вавилонском Талмуде (Бава Батра. 3б - 4а; Таанит. 23а и др.) и в Мидраше Рабба (Вайкра Рабба. 35. 8; Бемидбар Рабба. 14. 20), в Евангелиях (Мф 2; Лк 1. 5) и в сочинениях раннехрист. историков: в «Диалоге с Трифоном» мч. Иустина Философа, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в «Послании к Аристиду» Юлия Африкана и др. Нек-рые из этих упоминаний носят легендарный характер и представляют собой отголоски преданий об И. В., распространенных среди иудеев и христиан в начале нашей эры. Происхождение Волхвы перед царем Иродом Великим. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Волхвы перед царем Иродом Великим. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. По свидетельству Иосифа Флавия, И. В. был 2-м из 5 детей знатного идумеянина Антипатра, отец к-рого, Антипа, был военным правителем (греч. στρατηγς) Идумеи и Газы при хасмонейском царе Александре Яннае (103-76 гг.) ( Ios. Flav. Antiq. XIV 1. 3). После его смерти эту должность унаследовал Антипатр. Отец И. В. получил рим. гражданство (Ibid. 8. 3; Idem. De bell. I 9. 5) и должность наместника (π τροπος) Иудеи ( Idem. De bell. I 10. 3; Idem. Antiq. XIV 8. 5), что в значительной мере определило дальнейшую судьбу его сына. Мать И. В., Капрос, происходила из знатного араб. (судя по всему, набатейского) рода ( Idem. Antiq. XIV 7. 3; Idem. De bell. I 8. 9). По мнению нек-рых исследователей, она была дочерью царя Ареты III ( Sullivan. 1990. P. 215).

http://pravenc.ru/text/674087.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010