366-367 367-368 АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) 368-369 370-371 АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице 371-381 381-382 382-383 383-384 АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата 384-387 387-388 АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот 388-389 389-390 390-391 АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) 391-392 392-393 АКИЛИНА Степановна Дубовская (1892-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 393-394 АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) 394-395 395-396 396-397 397-399 399-400 400-401 АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение 401-402 АКРИВИЯ способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения АКРОСТИХ формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии 403-407 АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии 408-409 АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик 409-410 410-411 411-413 413-414 414-415 АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во

http://pravenc.ru/vol/i.html

62–71, 313, 339– 46–49, 148–158, 162–196, 202–203, 50–57, 239, 247, 146–147, 263, 326– 159, 204– 327,334– (схолии 208, 268– 338. 390– других 270, 272– авторов 281, 283 72, 246, к стихам) 58–61, 256, 262, 73–74, 264–267, 160–161, Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 368, 546 [Dub.] 403–404 407–408 552–555 411–460 516–517, 4078/1– 4078/9 409, 518 522,558 Прп. Иперихий CPG Рус. пер. 5618 [=6072] Прокл Константнопольский CPG Рус. пер. «Лавсаик» Палладия CPG Рус. пер. 480 [отрывок] «Вопросоответы» прп. Анастасия Синаита CPG Рус. пер. 491 [отрывок] Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 248–409 596–641 96–197 411–476 644–680 200–208 480–521 683–689 208–220 524–533 692–693 221–240 94 537–593 696–796 PG 26 PG Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 12–145 813–820 1168–1169 145–321 837–976 1169–1179 321–468 978–980 1179–1181 468–524 984–1028 1185–1188 529–607 1029–1048 607–623 1049–1070 623–637 1072–1084 1264–1292 637–676 1085–1089 681–793 1093–1165 796–809 1165–1168 1436–1441 PG 27 PG Рус. пер. 60–545 1364–1389 1392–1404 PG 28 CPG Рус. пер. 1581–1592 Творения св. Василия Великого PG 29 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. nep 209–228 416–432 228–249 432–460 460–469 264–280 469–484 93–117 280–305 484–493 117–148 305–324 497–669, 148–164 324–349 672–768 164–188 349–388 188–208 388–416 PG 30 PG Рус. пер. 118–425 425–668 PG 31 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 164–184 472–481 869–881 185–197 484–489 881–888 197–217 489–508 889–901 217–237 508–525 905–1052 237–261 525–540 261–277 540–564 1080–1305 277–304 564–589 304–328 589–600 329–353 600–617 1321–1428 353–372 620–625 372–385 625–648 385–424 648–652 1705–1714 6 424–444 653–676 1713–1722 444–464 676–692 464–472 692–869 PG 32 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 68–217 664–1033 1092–1093 220–340 1033–1068 359, 360, 348–381 1068–1077 384–452 452–533 1084–1085 536–640 640–664 1088–1089 Творения св. Григория Богослова PG 35 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 396–401 828–832 1044–1064 408–513 832–841 1065–1080 517–525 844–849 1081–1128 532–664 852–856 1132–1152 664–720 857–909

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Окончательное падение эллинизма в Палестине. Оригенские споры После смерти святого Кирилла Иерусалимского в 386 году, епископом на Святоградский престол был избран " исполненный добродетели " пресвитер Иоанн II (386-417). Годы его служения знаменуются окончательной победой православия над возрожденным стараниями императора Юлиана Отступника в Палестине эллинизмом и введением в ее монастырях устава святого Василия Великого. До последнего момента несокрушимым оплотом палестинского язычества оставалась Газа. Однако православие восторжествовало и там, благодаря апостольскому служению святого Порфирия, который в 395 году был рукоположен Кесарийским митрополитом Иоанном (†404) в епископы и направлен на Газскую кафедру. Не прошло и дести лет, как Газу уже украшали несколько христианских храмов, самым знаменитым среди которых была освященная в 407 году базилика " Евдоксиани " , возведенная стараниями супруги императора Аркадия (395-408) Евдоксии. А тем временем долгожданный мир и покой Иерусалимской Церкви сменили оригенские споры. Уже осужденный раннее на Западе Ориген имел массу почитателей в кругах иерусалимской паствы, во главе которых стоял сам Иерусалимский епископ Иоанн II. Среди самых ярых и непримиримых обвинителей александрийского мыслителя были святой Епифаний (†403) и блаженный Иероним (†420), открыто заявлявшие, что ослепленный эллинизмом Ориген является ни кем иным, как " отцом Ария, корнем и родоначальником всех ересей " . Необходимо заметить, что такие учителя Церкви как святые Афанасий Великий и Отцы каппадокийцы всегда отличали Оригена от " оригенизма " и " оригенствующих " . В своей полемике против ариан святой Афанасий использовал учение Оригена касательно связи между Лицами Пресвятой Троицы, а Василий Великий принимал его воззрения относительно Святого Духа. Примирение наступило лишь к 411 году, когда на смену оригенским спорам в Палестину пришел пелагианизм. Пелагианство В 411 году, с прибытием в Иерусалим уже известного в церковном мире еретика Пелагия, утверждавшего, что спасение человека совершается лишь посредством совершенных дел и без участия Божией благодати, начинается новый период брожения умов в Иерусалимской Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Св. Иннокентий, скончавшийся 12 марта 417 г., похоронен на кладбище Понциана на Портуэнской дороге. По римскому календарю память его отмечается 28 июля. Сочинения До наших дней дошло свыше 30 посланий св. Иннокентия, написанных им по различным поводам. В декреталиях, направленных Виктрицию, епископу Руанскому (ок. 407 г.), испанским епископам, собравшимся на соборе в Толедо (411 г.), и Децентию Губбийскому (410 г.), он упорядочивает каноническое право в вопросах церковной дисциплины и литургии, настаивая при этом на том, что нормой является римский обычай: «Если же откроются важные дела, то после обсуждения епископов, о них сообщается Апостольскому Престолу, как постановил об этом собор и предписывает святой обычай» (Epistola ad Victricium). В послании к Экзуперию, епископу Тулузскому (ок. 411 г.), он касается вопроса канона книг Священного Писания . Получив вести от африканских епископов, а также от св. Августина о том, что, несмотря на осуждение Пелагия на двух соборах, он был реабилитирован на соборе в Лидде (415 г.), папа 27 января 417 г. написал послание, осуждающее учение Пелагия, которого он отлучил от Церкви вместе с его единомышленником Целестием до тех пор, пока они не раскаются в своих заблуждениях. Пелагианство – еретическое учение, названное по имени своего основателя, британского монаха Пелагия (ок. 360–418 гг.). Делая упор на свободу воли человека, он отрицал существование тяготеющего над ним первородного греха, подчеркивая внутренние, собственные возможности человека в достижении нравственного совершенства и спасения. По его мнению, земная жизнь и крестная смерть Спасителя не означали искупления греховности человека, но дали лишь замечательный образец для подражания. Таким образом, из его учения следовало, что человек для спасения не нуждается в помощи Бога. Главным идейным противником Пелагия выступил св. Августин. Пелагианство осуждалось на местных соборах и окончательно было признано еретическим на Вселенском Соборе в Эфесе 431 г. Ниже приводятся два послания, написанные св. Иннокентием, в связи с низложением епископа Константинопольского св. Иоанна Златоуста , в защиту которого он сразу же выступил. Латинский текст взят из Патрологии Миня: PL, т. 20, стб. 501–514.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сила молитвы неизмерима: отверзает небесные врата, изгоняет бесов, отражает напасти, отгоняет недуги, расторгает узы смерти, угашает огнь, укрощает бурю, обуздывает ярость львов, восстанавливает поколебавшиеся грады, решает войны, прекращает битвы, останавливает человеческие наветы, «одним словом – всякие бедствия» (3,411). «Молитва – крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира» (3,13). Подробно раскрывает Преподобный условия для успешности молитвы. Принимаются Богом те прошения, которые приносятся Ему с верой, потому что вера очищает сердце просящего «от безобразия сомнений ума» (5, 178). Молящийся с верой «зрит пред собой Господа» (2, 68–69). Отверзает двери молитве любовь. Молитвы без любви остаются за дверями. Что для жертв соль, то для молитв любовь. «Если пренебрежешь этим и не принесешь сих дополнений, то и жертва не будет принята, и молитва не будет услышана» (4,212). На страже молитвы стоят страх и любовь. «Страх останавливает слова срамные, любовь изводит слова досточестные. Уста могли бы не произнести доброго слова, но сего не допустит любовь; могли бы извести слово лукавое, но сего не допустит страх правды» (5,177). Восходит к Небу молитва , совершаемая «протяженно, с болезнующей душой, с напряженным умом» – не просто лежащая на устах, но в глубине ума (3,407,411). «Итак, брат мой, молись с ведением. И если во время молитвы что-нибудь, или посредством очей, или по другой какой причине, рассеивает ум твой, то знай, что это – дело врага. И не спеши оканчивать молитву свою, но осудив самого себя, снова собери ум свой, и тогда уже молись с ведением, чтобы знать тебе, о чем просишь ты Бога и для чего просишь Его, и чтобы не говорить тебе напрасно лишнего и не многословить» (3,299). Прекрасна молитва со слезами, особенно проливаемыми безмолвно – не напоказ (2, 68). «Плачь, когда молишься, чтобы найти себе упокоение там, куда ты отойдешь» (3, 84). Весьма полезна молитва общественная – в храме. Поэтому Преподобный рекомендует приходить в храм Божий прежде всех и оставаться в нём до конца богослужения (1, 89). «Как же, – вопрошает он, – иные оставляют службу Божию и уходят до отпуста без всякой нужды? Ужели, когда ты позван на вечерю к богатому человеку, осмелишься встать из среды возлежащих с тобой и пойти домой? Не будешь ли терпеливо ждать, пока встанут все вместе?» (2,108).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Шевырев Борис Степанович 221 («Борис»), 411 ( «о его жене и сыне») Шевырев Степан Петрович 11, 19, 20, 192, 212, 213, 217, 220, 224, 233, 234, 241, 247, 251, 317, 368, 406, 409–413, 416, 417, 419, 422, 443 Шевырева Софья Борисовна 221, 222, 233, 234, 241, 411, 414 Шекспир Вильям 14, 73, 133, 193, 229, 230, 296, 306, 312, 374, 436, 438 — «Гамлет» 193, 230 — «Отелло» 219 Шенрок Владимир Иванович 12, 15, 17–19, 23, 25–27, 374, 375, 378, 380, 383–385, 390, 391, 396, 398, 399, 402, 407–412, 414–421, 423–425, 429, 432, 433, 436, 438–440, 442, 445, 447, 448, 451, 453 Шереметев С. Д. 399 Шиллер Фридрих 229, 294, 295, 433 Шильон 71 Ширяев, издатель 270 Шпицер С. М. 454 Штейн, антрепренер 34, 365 Штиглиц, банкир 89, 107, 111, 116, 134, 135, 162, 384, 387, 390, 395 Штутгарт 108 Щ епкин Д. М. 24 Щепкин Михаил Семенович 12, 13, 20, 23, 25, 37, 39, 41–43, 187, 265, 287, 296, 298, 301, 304, 307, 324, 331, 333, 365, 374, 379, 405, 420, 434, 436–439, 446 Э мские воды 57 Энгельгардт 225 Эстель (Estelle) 204, 211 Ю нгфрау, долина 105 Юра, цепь гор 63 Юшкова Варвара Афанасьевна 431 Я зыков Николай Михайлович 19, 27, 346, 347, 350, 356, 449–452, 454 Языков Петр Михайлович 13, 27, 346, 347, 449, 451 Яньский Богдан 391 Сокращенные обозначения источников АННЕНКОВ П. В. Анненков. «Литературные воспоминания». Предисловие Н. Пиксанова. Вступительная статья, редакция и примечания Б. М. Эйхенбаума. «Academia». Л. 1928. БАРСУКОВ Н. П. Барсуков. «Жизнь и труды М. П. Погодина». СПб. 1888–1910. Тт. I–XXII. ГЕРБЕЛЬ Гербель. «Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко». Изд. испр. и доп. СПб. 1881. ГИППИУС. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ» Вас. Гиппиус. «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». — «Ученые записки Пермского государственного университета». Вып. 2. Пермь. 1931, стр. 61-126. «Н. В. ГОГОЛЬ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ» «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования» под ред. В. В. Гиппиуса. М. — Л. Изд. АН СССР. 1936. Тт. I–II. «ЗАПИСКИ» . «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем». СПб. 1856. Тт. I–II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

377-378 378-380 ИОАНН (Берзинь Петр Леонидович; род. 1957), еп. Каракасский Русской Православной Церкви за границей 380-381 381-382 382-385 ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог 385-387 ИОАНН (Гарклавс Янис (Екабович); Гарклава Иван Яковлевич; 1898-1982), архиеп. Чикагский и Миннеаполисский Православной Церкви в Америке (ПЦА) 400-401 ИОАНН (Вишенский (Вышенский); сер. XVI в. (?)), мон., подвизавшийся на Афоне, правосл. полемист, один из наиболее значительных западнорус. писателей 387-400 ИОАНН (Голонич; 1937-2012), архиеп. Прешовский и Словацкий Православной Церкви Чешских земель и Словакии 401-402 402-403 403-405 ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист 405-406 406-407 407-408 ИОАНН (Йованович; 1732-1805), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) 408-410 ИОАНН (Киструсский Иван Иванович; 1878-1937), еп. бывш. Раненбургский, один из деятелей григорианского раскола 411-412 ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.) 412-413 413-415 415-417 ИОАНН (Левицкий Иоанникий; 1857 - после 1926), архиеп. бывш. Кубанский и Краснодарский, деятель обновленчества 417-418 ИОАНН (Лёгкий Иван Саввич; 1907-1995), еп. Роклендский, Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 418-419 ИОАНН (Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев] (1744-1837), митр. Бодбийско-Сигнахский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ 419-421 421-422 422-423 423-426 ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог 426-427 ИОАНН (Николов Крыстю Петров; 1925-2005), еп. Драговитийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxiii.html

396 Вслед затем в правиле сказано: «кроме того (да поставляются) епископы у иноплеменников вышеупомянутых округов». Это значит, что константинопольский патриарх имел право ставить епископов и для инородцев, проживавших там, а не для одного греческого народонаселения, причем для первых назначались отдельные епископы (но не митрополиты). 397 Халкид. собор, деяние 16. 398 Mansi , VII, 428. (Деян. IV:159). 399 Lübeck . S. 231. 400 Лев писал на Восток: я напоминаю, чтобы права (преимущества) церквей оставались в том виде, как они определены Никейским собором. Пусть бесчестное (sic!) домогательство не желает ничего чужого и пусть не ищет себе прибытка через лишение другого. А патриарха Константинопольского Анатолия (при котором происходил IV Всел. собор) Лев называет гордецом, против которого он намерен употребить твердую силу. (Деян. IV:198.201). 401 Евагрий . Церк. История, кн. I. гл. 6. 402 Созомен . Церковная История, IV, 25. Сократ, II , 40. 403 Деян. Вселен, собор. Т. I, 112. Казань, 1887. 404 Феодорит . Цер. Ист., V, 9. 405 Hefele . Conciliengeschichte. В. II, S. 241. 406 Ibidem, S. 213. 407 Mansi , torn. VII, 184 (Деян. IV:78). 408 Mansi , torn. VII, 180—181 (Деян. IV:76—77). Hefele , I, 407. 409 Mansi , VII, 180 (Деян. IV:76). 410 Деян. Всел. соб. в рус. пер. Т. И, 13—14. Казань, 1861. Cf. Lübeck , 165—166. 411 Проф. П. Лепорский . История Фессалоникийского экзархата до присоединения его к Константинопольскому патриархату. СПб., 1901. Стр. 7, 211. 412 Видение II, гл. 4 (ad fin.). 413 Евсевий , IV, 23 (ad fin.). 414 Се. Ириней . Против ересей, кн. III, гл. 3, § 2. 415 Евсевий , IV, 14; V, 24 (ad fin.). 416 Harnack . Lehrbuch der Dogmengeschihte. B. I, S. 367. Freib., 1886. 417 Tertulliani . Abvers. Praxean, cap. 1. Евсевий , V, 3—4. 418 Ввиду этого допускают, что, может быть, папой отправлено было при этом не одно, а два послания на Восток. 419 Это можно считать вторым его окружным посланием по спорному вопросу. 420 Третье, по счету, письмо. 421 Harnack . De aleatoribus — ein Werk des romischen Bischofs Victor I. S. Ill- 113. Leipz., 1888.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Семен Семенов , старообрядец-начетчик: Беседы с ним об австрийской иерархии и перстосложении, ч. 1, стр. 212–236, 336–341. Сепетки , сектанты на Дону: отчего так называются и чему учат, ч. 2, стр. 377. Собора Ариминского послание к Константию – содержит свидетельство о неприкосновенности Никеоцареградского Символа, ч. 2, стр. 204–205. Собора 879 г. – свидетельство о том же, ч. 2, стр. 205–206. Собор Стоглавый – В своих определениях по Церковным вопросам превысил свою власть, ч. 1, стр. 306–407. Его клятва на не крестящихся двуперстно, ч. 1, стр. 345. Как толкует он согбение трех перстов в двуперстии, ч. 1, стр. 353–367. Сказание о Мелетии и слово Феодорита приводит не согласно с Псалтырями и Кирилловой книгой, ч. 1, стр. 357–369. Собор 1667 года: По своей цели и действиям согласует древлецерковным Соборам, ч. 2, стр. 182–183. Его значение в сравнении с Собором Стоглавым, ч. 1, стр. 406–407. Чем вызваны его клятвы на содержащих именуемые старые обряды и на кого собственно оне падают, ч. 1, стр. 412–413, ч. 2, стр. 58–60, 62–64, 196–199. Клятвы сии произнесены законно, ч. 2, стр. 63–64. Почему положил клятву за изменение Символа Веры , ч. 1 стр. 411–412, ч. 2, стр. 201–203, 207–208. Почему предал проклятию не крестящихся тремя персты, ч. 1, стр. 345, ч. 2, стр. 187–188. Его суждение о Феодоритовом Слове, ч. 2, стр. 181–182. Его определение о печати на просфорах, ч. 1, стр. 396–397. Как смотрят на сии клятвы глаголемые старообрядцы и неправильность их взгляда, ч. 1, стр. 539–540, ч. 2, стр. 157–158. Собор сей не может быть признан виною появления раскола, ч. 2, стр. 9. Появление раскола предшествовало изречению клятв сего Собора, а не ими вызвано, ч. 1, стр. 443–445. Почему старообрядцы останавливают внимание на одном только «Соборном изречении», ч. 1, стр. 467–468. Прусское издание „Соборного деяния“, ч. 2, стр. 316–318. Соборы Вселенские и Поместные. – См. Правила Соборные. Старообрядец – Не есть наименование достожелаемое для православного христианина, ч. 1, стр. 522–523, 527–528.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

109 глав К. представляют собой аскетический труд, содержащий темы, характерные для писателей-исихастов XIV в. Так, в частности, мн. главы посвящены внутренней молитве и трезвению, соединению ума с сердцем, причем особое значение придается молитвенному призыванию в сердце имени Иисуса. К. рассуждает и о Фаворском свете и Богоявлении на Синае, что характерно также для его гомилий (Ibid. P. 334-336). 14 глав были переведены на слав. язык, по всей видимости, в XVIII в. и вошли в состав слав. «Добротолюбия» (Добротолюбие. М., 1793. Ч. 2. Л. 45 об.- 46 об.). Рус. перевод глав был выполнен свт. Феофаном Затворником и включается в 5-й том рус. «Добротолюбия». Молитвы К. принадлежит 13 молитв, вошедших в визант. Евхологий ( Goar. Euchologion. P. 613-614, 618-619, 635-636, 648-655; Γνης. 1980. Σ. 264-265; подробный анализ см.: Ibid. Σ. 265-290). Кроме того, в рукописях сохранилось немало др. молитвословий, надписываемых именем К., но признать эти атрибуции по разным причинам не представляется возможным (см.: Ibid. Σ. 318-322). Возможно, К. является также составителем гимнографических текстов: канона прп. Антонию и с меньшей долей вероятности канона прп. Онуфрию ( Hannick. 1990). Соч.: Gretser J. Opera omnia de sancta cruce. Ingolstadii, 1616. T. 2. Col. 1347-1363; Goar. Euchologion. P. 613-614, 618-619, 635-636, 648-655; Θιλοκαλα. Ενετσιν, 1782. Σ. 1100-1102 (=PG. 147. Col. 813-817; Θιλοκαλα. Αθναι, 1893. Σ. 411-412; Θιλοκαλα. Αθναι, 1963. Τ. 4. Σ. 296-298); Увещание К-польского патриарха Каллиста к клиру г. Тернова относительно терновского патриарха и обряда крещения/Пер.: Г. Недетовский//ТКДА. 1871. 6. С. 555-572; Бодянский О. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Феодосия, иже в Тернове постничествовавшегося, ученика блаженнаго Григория Синаита/Списано св. Патриархом Константина града кир Калистом//ЧОИДР. 1860. Кн. 1. Отд. 3. С. I-IV, 1-22; Gelzer H. Kallistos " Enkomion auf Johannes Nesteutes//ZWTh. 1886. Bd. 29. S. 56-89; Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Търнове постничьствовавшаго, ученика суще блж. Григория Синаита/Съписано светейшим патриархом Константина града кир Каллистом//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 1-41 (отд. отт.: София, 1904); Εστρατιδης Σ. Ο οκουμενικς πατριρχης Κλλιστος ς κκλησιαστικς τωρ//Εκκλησιαστικς Θρος. 1911. Τ. 8. Σ. 112-137; Δελικρη Α. Αγιος Γρηγριος ο Σινατης. Η δρση και η συμβολ του στη διδοση του ησυχασμο στα Βαλκνια. Θεσσαλονκη, 2004; Байер Х.-Ф. Каллист I, патриарх Константинополя. Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита. Екатеринбург, 2006; Rigo A., ed. Callisto I patriarca, i 100 (109) Capitoli sulla purezza dell " anima: Introd., ed. e trad.//Byz. 2010. Vol. 80. P. 333-407.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010