При Иоанне XXII (1316-1334) с выделением в канцелярии 2 отделов, по делам милостей и пожалований и по судебным делам, A. litterarum contradictarum была тесно связана с последним и со стоящим во главе него корректором. В XV-XVI вв. (особенно после Тридентского Собора ) значение A. litterarum contradictarum (с этого времени названия - officium contradictarum, Ufficio delle Contradette) постепенно падало из-за перераспределения ее функций между др. институтами курии (Rota Romana и верховным папским судом - Signatura apostolica ) и перенесения части юрисдикции в диоцезы. A. litterarum contradictarum была окончательно ликвидирована в XIX в., в наст. момент ее функции выполняет верховный папский суд (в первую очередь Rota Romana). Лит.: Ducange C. D. Auditor Contradictarum// idem. Glossarium mediae et infimae latinitatis. P., 1840. Vol. 1. P. 482-483; Bangen J. H. Die römische Kurie: Ihre gegenwärtige Zusammensetzung und ihr Geschäftsgang. Münster, 1854. S. 444; Försteman n J. Novae constitutiones audientiae contradictarum in curia Romana promulgatae A. D. 1375. Lpz., 1897; Barraclough G. Audientia litterarum contradictarum//DDC. Vol. 1. Col. 1397-1399; Herde P. Beiträge zum päpstlichen Kanzlei- und Urkundenwesen im 13. Jh. Kallmünz, 1967. S. 213-240; idem. Audientia litterarum contradictarum: Untersuchungen über die papstlichen Justizbriefe und die papstliche Delegationsgerichtsbarkeit vom 13. bis zum Beginn des 16. Jh.: In 2 Bd. Tüb., 1970; idem. Zur Audientia litterarum contradictarum und zur «Reskripttechnik»//Archivalische Zschr. Münch., 1973. Bd. 69. S. 54f.; idem. Die «Registra contradictarum» des Vatikanischen Archivs (1575-1799)//Palaeographica, diplomatica et archivistica: Studi in onore di G. Battelli. R., 1979. [Vol.] 2. P. 407-444; Sayers J. The Court of «Audientia Litterarum Contradictarum» revisited//Forschungen zur Reichs-, Papst- und Landesgeschichte: P. Herde zum 65. Geburtstag: In 2 Bd. Stuttg., 1998. S. 411-427. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис)

http://pravenc.ru/text/76812.html

Благодаря своему авторитету и благосклонности императора Г. после смерти еп. Бернварда Хильдесхаймского (20 нояб. 1022) стал его преемником и 2 дек. 1022 г. был рукоположен во епископа Майнцским архиеп. Арибо. По примеру аббатств Нидеральтайх и Херсфельд Г. основал в Хильдесхайме школу при кафедральном соборе, содействовав распространению просвещения среди мирян и духовенства. При нем в еп-стве было построено ок. 30 церквей. Ему удалось укрепить свое еп-ство благодаря поддержке имп. Конрада II. Г. скончался в мон-ре св. Мартина в Хильдесхайме и был погребен в кафедральном соборе. Почитание Г. началось вскоре после его смерти. Между 1038 и 1060 гг. ученик Г. Вольфер написал 1-е Житие (Vita prior; BHL, N 3581), а спустя неск. лет переработал и расширил его (Vita posterior; BHL, N 3582). По инициативе 3-го преемника Г. на кафедре Хильдесхайма Хелизана было произведено открытие его мощей, после чего в кафедральном соборе Хильдесхайма стали совершать литургическое поминовение Г. В 1131 г. канонизирован папой Римским Иннокентием II . 4 мая 1132 г. мощи Г. были открыты для всенародного почитания. В средние века почитание Г. распространилось по всей Германии, в Скандинавских странах, в Чехии, в Австрии и в Сев. Италии. Сохранилось 3 частных послания Г. (до дек. 1022) и послание к нему монахов Тегернзе, написанное, когда он был уже епископом Хильдесхайма. Соч.: Epistulae//PL. 141. Col. 1229–1232; Idem.//MGH. Epp. T. 3. P. 55–71. Ист.: BHL, N 3581–3591; Wolfero Hildesheimensis. Vita St. Godehardi//PL. 141. Col. 1159–1230; Idem.//ActaSS Bened. T. 6. P. 395–446; Vita Godehardi/Hrsg. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 11. Р. 167–218; De miraculis a Godehardo patratis...//Ibid. P. 218–221; Translatio Godehardi episcopi Hildeshaimensis//Ibid. T. 12. Р. 639–652; ActaSS. Maii. T. 1. P. 501–535; T. 7. P. 432, 581, 861; Chronicon episcoporum Hildeshaeimensium, 14//PL. 141. Col. 1276–1278; Idem.//MGH. SS. T. 7. P. 852–853. Лит.: Bertram A. Geschichte des Bistums Hildesheim. Hildesheim, 1899; Schwaiger G. Der heilige Gotthard, Abt von Niederaltaich und bischof von Hildesheim//Bavaria Sancta. Regensburg, 1973. Bd. 3. S. 111 ff.; Goetting H. Das Bistum Hildesheim. B., 1984. Bd. 3: Die Hildesheimer Bischöfe von 815 bis 1221 (1227); Brandt M. Der Schatz von St. Godehard. Hildesheim, 1988; Benz L. J. Godehard//DHGE. T. 21. Col. 407–411.

http://pravenc.ru/text/543293.html

«Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) «Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) Та же практика бытовала и в К-поле, свт. Иоанн Златоуст († 407) упоминает усиленные моления во время проливных дождей ( Ioan. Chrysost. Contra ludos et theatra. 1//PG. 56. Col. 265) и совершение сопровождавшихся шествиями «панихид» (греч. παννυχς - Всенощная) во время землетрясения ( Ioan. Chrysost. De terrae motu//PG. 50. Col. 713-716). Чин к-польской παννυχς времен свт. Иоанна Златоуста нам неизвестен; в памятниках VIII-XII вв. он состоит из 3 антифонных псалмов (Пс 119, 120 и 121), перемежающихся иерейскими молитвами и малыми ектениями, и заключается молитвой отпуста с ектенией и молитвой главопреклонения (см. Панихида , Песненное последование ). Основанный на παννυχς чин шествия встречается в слав. рукописях вплоть до XVI в. (под названиями «Чин, бываемый в литию, хотящии великыя церкви исходити» или «Чин, бываемый такожде в литиу, понеже возвратитися святителю»: ГИМ. Син. 268. Л. 124-126, кон. XV в.; 675. Л. 21, кон. XIV - нач. XV в., и др.). Однако уже с XI в. в визант. богослужебной практике получает развитие особый тип молебной «панихиды», со временем превратившийся в молебен (ср.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 372, 411, 527, 627, 636, 765; Goar. P. 673-679; Arranz. Typicon. P. XLIX, 210-211, 223-224, 428-429). Слав. старопечатные Требники XVII в. (М., 1623. Л. 442-455; 1625. Л. 114; 1633 и 1636. Л. 432; 1639. Л. 114; Львов, 1645. Л. 240 и др.) используют чинопоследование общего молебна в качестве основы для молебнов во время Б. с. В древности существовала практика внесения в календари памятей наиболее разрушительных катастроф (напр., пам. 14 сент. землетрясения в Антиохии 457/58 указана в «сирофиникийской» Праздничной Минее IX в., изданной В. В. Болотовым (ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 185), пам. землетрясения в Александрии при Юлиане Отступнике ( Созомен. Церк. ист. VI 2. 15)). Множество памятей разного рода Б. с. содержалось в к-польском Типиконе Великой ц. (25 сент., 7 и 26 окт., 6 нояб., 6 и 14 дек., 25 и 26 янв., 17 марта, 19 июня, 16 авг.). На 6 нояб. приходилась т. н. «память праха» (κνεως μνμη), т. е. воспоминание выпадения пепла в К-поле от извержения Везувия, случившегося при имп. Льве I Великом, в Хронике Марцеллина Комита указано под 472 г., в Минологии Василия II - под 474 г.; в Евангелиях могли быть даже указаны особые чтения «недель (т. е. воскресений) перед прахом» и «после праха» (напр., греч. Евангелие ГИМ. Син. греч. 43, 1055 г.; в слав. Остромировом и Мстиславовом Евангелиях на этот день указано чтение о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31), в наст. время это чтение 22-й недели по Пятидесятнице, 6-й по Воздвижении). Уже в V-VI вв. для таких дней составлялись особые песнопения и кондаки. Известен кондак прп. Романа Сладкопевца «на всякое землетрясение и пожар» (Гимн 54, на среду 3-й седмицы Великого поста - SC. 283. P. 470); в к-польской практике кондаки исполнялись после παννυχς.

http://pravenc.ru/text/77782.html

4. Τνα γον τρπωμαι; ποον κσμον εσω; 395 τνα δ τν το καλο βασιλως τ λγ νν νστσομαι πρς πϑεσιν; τν νδρεαν περϑαυμσω κα τ πρς Βαρβρους μβριϑς κα ϑυμοειδς κα οον μπριον, τ πρς τος πηκους συμπαϑς τε κα λαρν; τ προν, κα Δαυδ 396 σεμννετο, τ ερηνικν, κα Σολομν 397 δοξζετο, τ μελιχον, τ φιλνϑρωπον κα τ λον επεν ργητον, τ το βασιλως πρ τς οκουμνης μμριμνον κα κηδεμονικν κϑεισομαι, τ φιλοκνδυνν τε κα τ φιλπονον; τς τς φσεως περαγσομαι χριτας, τ εφυς δηλοντι κα τ ϑυμσοφον 398 , τ γχνουν κα τ γχστροφον; νϑεν λκουσ με τ τς μεγαλοφροσνης κα μεγαλοψυχας το ατοκρτορος, τ δ γε τς μεγαλοπρεπεας τε κα μεγαλειτητος κεϑεν αϑις νϑλκουσι. μο δ κα πιλεψειαν 399 ν κα νομτων δαι κα προσηγοριν λλεπλληλοι ϑσεις κ τν προσντων ατ κατορϑωμτων καλεν ϑλοντ μοι τν ατοκρτορα. τοσοτων γαϑν ρμαϑς· καλ στεφνη τν ρετν· κκλος οτος τν ρετν περιηγμνος τε κα πολχωρος, ο μσον μτερος οτος λιος κα περικαλλς σταται ναπαστρπτων 400 τας ρετας κα μετ κλλους ταταις ραζμενoς, σε κα γραμμς τινας εϑυωρουμνας τς φωτοβλους κτνας ποδισκεων μν κα ξμπασαν φωταγωγν τν φ’ λιον 401 . λλ’ ρτε, παρντες, π με τ τν ρετν πολυνυμον ς πολρρουν εμα παρσυρε 402 τν προκειμνων παγαγν, ς μικρο δεν πιλαϑσϑαι με τς προϑσεως, κα τατα το καιρο τν λγον ν στεν κομιδ περιγρφοντος κα βραχυλογεν ατν ναγκζοντος, οχ ς πρς δωρ μνον γωνιζμενoν, λλ κα πρς φς περαυγζoν οτω κα φωταυγν 403 . 5. Φρε τονυν ξιχνισω το βασιλως, ε ον τε, κα νερευνσω τν πορεαν το ατοκρτορος, ε κα «χνη ετο πετομνου» 404 , ποος κα οτος μεγαλοπτρυγος 405 , ν δυντ κεται κα τ κκλησιαστ. μχρι δ τνος πρ μν ο ραοι τοτου πδες 406 κεκοπικασι κα μχρι τνος τν καλν πορεαν στελαντο; μα γρ τν Περσρχην οτος μεμϑηκε τν μετρων πιβαλμενον κατορχσασϑαι (πρϑη γρ σεβς 407 οτος βρβαρος κα τ σφετρ κακ μγα νπιος 408 καυχσατο· ϑετο ν τος χελεσιν ατο δικαν κα ν τ καρδ ατο δλον 409 κα ν τ στματι ατο λλησεν περηφαναν 410 ), κα μηδ βραχ γον περιμενας πντως βασιλες πρς τν ω τ περικαλλς τοτου πρσωπον κα παμφας πεστριξεν, α δ’ μβροφροι νεφλαι 411 , α δ βαλλμενοι πυκνο νιφδες ξ ορανο, δ το χειμνος βαρτης κα δριμσσων οτος καιρς τ τοτου πρϑυμον οκ πμβλυναν· περηφανεετο γρ σεβς κατ το χριστωνμου τοτου λαο κα βασιλες τ πρ τς σφετρας κληρονομας ζλ ψυχν κα μο κα καρδαν νεπυρζετο 412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

373-377 377-378 ГАЛУППИ Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (1706 - 1785), итальянский оперный композитор венецианской школы 378-379 379-380 380-381 381-382 382-385 385-389 389-393 ГАМИЛЬТОН Джон (ок. 1511 - 1571), последний католич. архиеп. Сент-Андруса (Шотландия) перед Реформацией 393-394 394-401 ГАНГА крупная река Северной Индии; священная река в индуизме; богиня ведийской и индуистской мифологии 401-402 ГАНГРСКИЙ СОБОР Поместный Собор древней Церкви, созванный в Ганграх (пров. Пафлагония, диоцез Понт) в IV в. 402-405 405-406 406-407 ГАНДЗАСАР мон-рь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (ист. обл. Арцах); основан до X в. 407-408 ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869 - 1948), религ. идеолог, один из лидеров национально-освободительного движения в Индии ГАНЕША один из важнейших и наиболее популярных богов индуизма, почитаемый также в джайнизме и нек-рых направлениях буддизма 409-410 ГАНКА Вацлав (1791 - 1861), чеш. поэт, филолог-славист, общественный деятель; принадлежит к плеяде деятелей чеш. национального возрождения 410-411 ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. 411-412 412-414 ГАРБЕТТ Сирил Форстер (1875 - 1955), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании 414-415 ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей 415-416 416-418 ГАРЕГИН I (в миру Ншан Саркисян; 1932 - 1999), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4.04.1995) ГАРЕГИН II (в миру Ктрич Нерсесян; род. 1951), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4 нояб. 1999) 418-419 419-423 ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей 423-425 ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство

http://pravenc.ru/vol/x.html

376-377 МАТФЕЙ Иванович Гусев (1868-1938), мч. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 377-378 МАТФЕЙ Ефимович Соловьёв (1868-1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 378-379 380-383 383-384 МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок 384-385 МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата 385-386 386-387 387-390 390-391 391-393 393-394 394-395 МАТФИЙ († ок. 63), ап. (пам. 9 авг.; пам. зап. 24 февр., 25 февр. в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота 395-397 МАТФИЙ Михайлович Вознесенский (1860 - 1919), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 397-398 МАТФИЙ Михайлович Рябцев (1870-1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 394-395 399-400 399-400 «МАХАБХАРАТА» («Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты»), древнеинд. эпическая поэма, написана на санскрите 401-403 403-404 МАХАЯНА [санскр. - «великая колесница»], одно из 2 основных направлений в буддизме (наряду с хинаяной) 405-407 МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви 407-410 419-411 411-414 Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии 414-416 МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889 - 1959), российский историк искусствад-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946) МАЦХВАРИШИ ц. во имя Спасителя (X-XI вв.) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 417-419 419-420 МАЭСТА термин, использующийся в западноевропейском средневековом и итальянском искусстве эпохи Возрождения для обозначения теофанических образов, связанных с темой Апокалипсиса

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

2) Было всегда содержимо Церковию. Доказательство тому находим отчасти в некоторых из древних ее символов, например, аквилейском и других, где стоит член о сошествии Иисуса Христа во ад 399 ; но гораздо более в писаниях ее древних учителей 400 . Во втором веке истину эту выражали: а) св. Ириней: «нисходит Господь в преисподняя земли, благовествуя и тем пришествие свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, – а уверовали в Него все, ожидавшие Его, т. е. все, предвозвещавшие Его пришествие, и служившие Его распоряжениям, праведники, пророки и патриархи» 401 ; или: «три дня Он пребывал там, где находились умершие, и нисходил к ним, чтобы извлечь и спасти их» 402 ; б) Тертуллиан : «Христос Бог, умерши, как человек, и будучи погребен, по писаниям, исполнил и тот закон, что, подобно всем людям умиравшим, сошел во ад; и не прежде восшел на высоту небес, как уже нисшел в преисподняя земли, чтобы тем соделать спутниками себе патриархов и пророков» 403 . В третьем веке: в) Климент александрийский : «Господь сходил во ад не для чего-либо иного, как для того, чтобы проповедать евангелие» 404 ; г) Ориген : «Сын Божий для спасения мipa нисходил даже во ад, и воззвал оттуда первозданного» 405 ; д) Лактанций : «после того, как, исполняя волю Божию, (Господь Иисус) открыл людям истину, Он подвергся и смерти, чтобы победить и разрушить ад» 406 . В четвертом веке – е) св. Епифаний: «распинается на кресте, погребается, сходит во ад Божеством своим и душою, пленяет плен» 407 ; ж) св. Василий великий : «ясно (Давид) пророчествует ( Пс. 48, 16 ) о сошествии во ад Господа, который вместе с другими душами избавил и душу самого пророка, чтобы она не оставалась во аде» 408 ; з) св. Григорий Богослов : «погребается, но восстает, нисходит во ад, но возводит из него души» 409 ; и) св. Златоуст: «представь, каково слышать, как Бог с небес и царских восстав престолов, нисходил на землю и в самый ад, ополчался на брань» 410 . Вообще в четвертом веке, по случаю ереси аполлинариевой, верование Церкви касательно сошествия Иисуса Христа во ад обнаружилось во всей своей силе и непоколебимости. Аполлинарий отвергал во Христе бытие человеческой души; учители Церкви, в опровержение еретика, едннодушно спрашивали его: «чем же Христос сходил во ад, когда тело Его находилось во гробе, а Божеством Он вездесущ?», – очевидно предполагая общеизвестным между Христианами и несомненным это нисшествие 411 . Сами даже ариане, чтобы освободиться от подозрения в ереси аполлинариевой, вносили иногда догмат о сошествии Иисуса Христа во ад в свои вероисповедания 412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

404 «Ведь земля (персть) человеческой плоти, которая была проклята из-за первого совратителя, в этом единственном Рождении блаженной Девы дала благословенный плод и чуждый пороку своего корня (a vitio suae stirpis alienum). 405 Душа Спасителя «не имела ничего противного в Себе, исходящего от плоти а также не допускала противоречия желаний в борьбе воль Телесные чувства действовали без влияния на них закона греха и чистота душевных движений находилась под управлением Божества и разума, не увлекалась душа обольщеньями и не падала в обидах». 406 «Ибо, – пишет св. Иоанн Дамаскин , – хотя Он имел желание естественное (по человеческой природе – И.С.) (θλημα), но мнения, т.е. того что могло быть предметом Его желания, противного божественной Его воле и иного по сравнению с Его божеским желанием, Его святая душа не имела». 407 Однако по учению отцов Церкви, хотя Господь по человеческому естеству родился сверхъестественным образом но Он воспринял так называемые безукоризненные страсти (то есть страстность, тленность, смертность). 408 «Создано было тело, не подверженное страданиям, которое могло быть распято на кресте создано было бессмертное, которое могло быть умерщвлено, создано нетленное, которое могло поражаться ранами». 409 Эти страсти восприняты Богом Словом в Своем человеческом естестве не по необходимости (в силу безгрешного рождения), не как наказание за грех прародителей, а по икономии, с целью совершения добровольных страданий. 410 Итак, человеческая природа Спасителя была отлична от первозданного Адама наличием человеческих немощей (αδιβλητα) – страстности, тленности, смертности, а от падшего Адама безгрешным рождением (γνεσις) душевно-нравственным совершенством, всецело свободным, добровольным стремлением человеческой воли к исполнению Божественной воли, отсутствием наклонности ко греху (γνμη) и укоризненных страстей. 411 В полемике с монофилитами прп. Максим Исповедник , раскрывая учение о двух волях во Христе, доказал, что в Нем не могло быть никакого противоречия или борьбы воль т. к. «воплотившееся Слово, как человек, имело врожденную способность воли, движимую и формируемую Его Божественною волею». 412 Воздействию укоризненных страстей Спаситель, в отличие от нас (через помыслы, внутренние борения в душе), подвергся извне (искушение от диавола в пустыне теми же страстями, какими был испытуем и первозданный человек в раю, а также искушения от иудеев). 413 «Лукавый извне напал на Христа, конечно, не через посредство помыслов, подобно тому, как он сделал нападение на Адама Господь же отразил от Себя нападение и рассеял, как дым, для того, чтобы страсти напавшие на Него и побежденные сделались легко одолимыми и для нас, и для того чтобы Новый Адам привел в первобытное состояние древнего». 414 Здесь раскрывается и причина восприятия по икономии Спасителем безукоризненных страстей

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В церкви Медиоланской объявляли имена гораздо раньше: «Никто еще не дал своего имени – говорит св. Амвросий. – Еще в Богоявление; я бросил, сеть слова, но и доселе еще ничего не уловил» 406 . В некоторых церквах это было среди Цетыредесятницы, а в иных за 13 дней до крещения 407 . Вместе с объявлением имени, в древней церкви был обычай вносить это имя в списки. С какого времени он вошел в практику – не известно. По всей вероятности он современен распространению обычая наречения имени новопросвещаемому. Еще в произведении «О церковной иерархии» об этом факте говорится очень ясно 408 : «Прими имя христианина, припишись к сословию верующих, включись в сию книгу, да включен будешь в небесную», – говорит также Василий Великий к новопросвещаемому 409 . В подобном, же роде находятся свидетельства и у Кирилла Иерусалимского 410  и друг. Имена иногда записывались самим епископом. «Дайте мне имена, говорит Григорий Нисский к оглашенным, я впишу их в книги чувственные 411 ». Иногда этим заведывали и другие лица. Так в Деяниях константинопольского собора, бывшего в 536 г. под председательством Мины, упоминается о диаконе Стефане, которому поручено было записывать имена желавших креститься 412 . Не всегда, однако, так бывало, что имя давалось раньше крещения. Бывали случаи, когда имя принималось только при крещении, как теперь. Об этом свидетельствуют история и акты святых. Так, как мы уже видели, епископ Стефан, совершая крещение над Адрианом и Павлиною, тут же дает им имена Неона и Марии, а крещая дочь Немезия, тут же дает ей имя Луциллы. Упоминаемый нами Аттик дает название супруги Феодосия Младшего при совершении над нею крещения 413 . Можно привести и многие другие факты в подтверждение этого 414 . В заключение исторического обследования относительно принятия имени, мы можем сказать несколько слов по этому предмету в приложении его к Русской церкви. С принятием христианства Русскими, естественно, вместе с другими обычаями греческой церковной практики в области совершения крещения, сюда должен был перейти и обычай наречения имени при крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Василия, еп. селевкийского, слова, 408, 663, 754. Василия, греч. царя, Наказание сыну Льву, 758. Василию, монаху, Никона черногорца послания, 211–213. Василько, князь ростовский, 35. Василию Александровичу, в. князю, поучение, 15. Василию Димитриевичу, в. князю, послание, 236. Упом. 38, 252, 730. Василий Васильевич, в. князь, 407, 528, 765. Василий Иванович, в. князь, 100, 105, 118, 123, 150, 200, 201, 218, 411, 466, 563, 568, 597, 773. Его кончина, 805, 811. Василий Иванович Шуйский, царь, 69. Василия, архиеп. новгородского, послание, 39, 774. Василий, презвитер, автор, 625, 626, 676, 692, 733, 792. Василий Юрьев, портной, вкладчик, 468. Василий Овдокимов, дворцовый сторож, 567. Василий Димитриев Тульской, владелец, 656. Васка Протопопов, дьячек Спасский, 89. Васка Ермолин сын, владелец, 581. Вассиан, архиеп. ростовский, биограф, 692, 791. Вассиан, князь, 188, старец, 200. Вассиан, строитель (Киржачский), 640. Вассиан, старец, из Присек, владелец, 779. Введение Богородицы. Поучения на сей день, 99–106, 669, 670, 671, 786. Велисарий, воевода, 200, 201. Вельяминов Герасим, инок, владелец, 707. Венедикта, папы, житие, 153. Веретеница Григорий Иванов, крестьянин, вкладчик, 516. Веститор см. Козма. Ветошкин Миля, порука, 495. Вешняк, некто, владелец, 90. Вешняков Елисей Омельянович иером., владелец, 280. Вешняков Мартин, диакон, владелец, 267, 312. Викентий, архим. Троиц. Серг. мон., 152, 637. Виталия, игумена Дубенского, перевод, 195. Владимира Святославича, в. князя устав, 205, 206, 730, 783, 793. Крещение, 714, 765. Житие см. Жития рус. Святых. Владимир Ярославич, князь новгородский, 89. Владимира Мономаха , в. князя, устав, 15. О нем сказание, 714. Владимир Андреевич, князь, 257, 414, 648, 765. Владимир, город. Сказание о нем, 810. Василий, толмач, 118, 150. Власий Корелкин, поп Никольский, переплетчик, 295. Влахерна см. Риза Богородицы. Влемид см. Никифор. Воздвижение креста см. Крест Господень. Вознесение Господне. Поучения на праздник, 9, 103, 104, 142–144, 146, 404, 648, 724, 753, 758, 775.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010