B. H. Залесская. К интерпретации символики литургических сосудов из собрания Государственного Эрмитажа Символика воды и предназначавшихся для нее культовых сосудов, их связь с божественными силами известны с момента зарождения цивилизации. В ритуале почитания этой природной стихии каждая эпоха имела свои отличительные черты. Проявились они и в период средневековья как непосредственно в богослужении, так и в окололитургической практике, связанной с нуждами паломников. В собрании византийского отделения Эрмитажа имеется несколько предметов, на примере которых может быть раскрыта символика воды в литургическом действе: 1. как символа очищения и возрождения; 2. как знака присутствия Бога. Для первого случая достаточно характерным образцом являются изображения на евхаристическом блюде епископа Патерна (конец V в.) 403 . На бортике этого сосуда в извивах виноградной лозы представлены девять сцен: голуби по сторонам корзины, агнцы в виноградной лозе, павлины у вазы, голуби, клюющие грозди винограда, козлики по сторонам вазы, клюющие виноград павлины, голуби по сторонам вазы, утки по сторонам корзины, олени, пьющие из вазы. Перед нами типичные для ранневизантийских памятников, полные сакрального смысла изображения животных и птиц, заключенных в так называемую «населенную лозу» 404 . В такой символической конструкции лоза отождествлялась с древом Иессевым 405 , а последнее – с древом жизни. Корзины намекали на чудо с хлебами и рыбами, помещенные в них грозди винограда и хлеб – на таинство евхаристии, вазы – фонтаны жизни – связывались с крещением в его эсхатологическом понимании 406 . Птицы, прежде всего голуби и павлины, олицетворяли бессмертие души 407 , олень – Христа, победившего змея 408 , а птицы и животные по сторонам вазы – души, стремящиеся к истине. Таким образом, на блюде была символически представлена сцена евхаристии, суть которой – утверждение истинного учения, побеждающего смерть и силы зла и дающего вечную жизнь душам приобщившихся. Такие композиции типичны для мозаичных полов IV–VI вв. 409 , но редки в изображениях на литургической утвари. Единственной и не очень близкой аналогией бортику блюда Патерна может считаться золотая чаша из Врапа (Албания) 410 , а наибольшее сходство по структуре и характеру декора – сочетанием «живописного» бортика и графически врезанной хризмы – обнаруживает блюдо епископа Евтихиана (VI в.), найденное в 1963 г. в Кумлуке (древняя Коридалла) около Анталии 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Беседа 8. Каковы отличительные тех , о которых говорилось : когда человек сосредотачивается в мысли своей 404 и в безмолвии открываются они. И как ощущаются они и распознаются, и что они такое. 1 . Откровение блага, скрытого внутри нас, есть чувство познания истины: Царство Небесное таинственно внутрь вас есть. 405 Познание истины есть вкушение 406 Царства Небесного. О том же, что все истинное в мире сем не истинно, слушай. Истиной называем мы правильную мысль о Боге, которая – от Него, и которую человек встречает внезапно в уме своем, 407 словно в некоем изумлении. И помыслы восхитительные появляются в душе, вместе с духовными мыслями о сокровенном. 408 – изумление тайнам Духа, 409 зрелость 410 плодов образа жизни 411 внутреннего человека. 2 . Образ жизни внутреннего человека есть символ существования после воскресения, когда нет больше телесных действий, но при помощи мысленных движений совершается оно 412 и ощущается. Здесь же, поскольку это лишь символ той истины, оно совершается при помощи многих размышлений. Ибо там, будучи совокупностью всего, оно оканчивается единым размышлением, если можно это так назвать, ибо это скорее усладительный взгляд и нерассеянное видение. 3 . Чистота души есть обнажение от плотских забот и от обеспокоенности телесными помыслами. 4 . Изумление божественному Естеству есть откровение нового века. 5 . Откровения нового века суть движения восхищения Богом. Этими тайнами движимо все словесное естество в том грядущем существовании, в том небесном жилище. 6 . Ибо святые силы существуют теперь в этих побуждениях; и таков их образ бытия; этой тайной восхищены они на всякое мгновение благодаря откровениям, которые получают они различным образом через устремленность свою к божественному Естеству. 413 Это и есть тот чин, в котором все существует после воскресения. 7 . Иное – откровения нового века, и иное – откровения о новом веке. Первые относятся к достославному и великому Естеству; 414 вторые же – к различным видам дивных изменений, которые творение будет претерпевать, 415 и к каждому виду будущего существования, который в откровении прозрений узнается умом благодаря постоянному размышлению об этом 416 и озарению.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Книга Исход Название книги в еврейской и греческой библиях. Вторая книга Моисеева в еврейской библии называется начальными своими словами «Елле-Шемот – сии суть имена», т.е. имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом. Греческое же название сей книги есть «Εξοδος – Исход», поскольку главный предмет её есть повествование об исходе Израильтян из Египта. Период времени, обнимаемый содержанием книги Исход, весьма небольшой – всего около 145 лет. Ибо от смерти Иосифа до рождения Моисея протекло около 64-х годов. Моисей же вывел народ Израильский из Египта на 80-м году от рождения. Затем в следующем году им устроена Скиния свидения, чем и оканчивается книга Исход. Все сии года в общей сложности и составят 145 лет. Время, место и цель написания. Книга Исход написана Моисеем в пустыне Аравийской, по принятии от Бога законов нравственных и гражданских. Впрочем, вероятно, что не в одно время и не вдруг написана сия книга, но по мере сообщаемых откровений Божиих Моисею при горе Синае, ибо Господь неоднократно и не одновременно повелевал Моисею записывать в книгу разные свои предписания и разные происшествия 405 . Что же касается цели написания книги Исход, то её можно усматривать в том, чтобы, во-первых, показать исполнение завета, данного Богом Аврааму о наследии земли Ханаанской 406 ; во-вторых, увековечит те законы, которыми должен был руководствоваться Израиль и его потомки во времена последующие; в-третьих, изобразит попечение Господне о церкви, основанной в избранном народе Израильском; и, наконец, в-четвертых, изложить в прообразованиях тайны церкви новозаветной. Краткий очерк содержания исторического и законоположительного. В книге Исход примечаются две главные части – историческая и законодательная. Историческая часть заключает в себе три отделения со вступлением (прологом). Во вступлении (прологе) предпосылается картина страданий народа Божия в египетском рабстве 407 . Затем излагаются длинные пути Промысла в жизни Моисея, воздвигнутого Господом для спасения своего народа 408 . Далее повествуется о том, как Господь приуготовлял Евреев к освобождению от рабства египетского 409 . Наконец, идет рассказ о самом исшествии Евреев и о путешествии их до Синая 410 . В законодательной части примечаются также три отделения, с вступлением (прологом) и заключением (эпилогом). Во вступлении излагаются предварительные обстоятельства или внешняя обстановка синайского законодательства 411 . Затем излагается свод законов нравственных и гражданских, скрепленный вступлением Евреев в завет с Богом 412 . Далее идет свод законов церковно-богослужебных – об устроении скинии и священства 413 . После сего повествуется о нарушении и восстановлении синайского завета 414 . В заключении (эпилоге) делается подробное описание того, как Моисей исполнил Господние повеления об устроении скинии и священства 415 . Глава III и IV. Божие повеление Моисею избавить Израильтян от рабства египетского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (III) [лат. Constantinus; Флавий Клавдий Константин], рим. имп. (407-411), христианин; управлял Галлией, Британией и Испанией в момент сильнейшего натиска германцев на границы Зап. Римской империи и ее временного распада. К. был провозглашен императором войсками в Британии, когда эта провинция оказалась полностью отрезана от материковых владений империи. 31 дек. 406 г. вандалы, аланы и свевы перешли Рейн и начали быстро продвигаться по землям Галлии, не встречая сопротивления. Центральное правительство Западной империи имп. Гонория (395-423) в Италии не имело сил, чтобы остановить нашествие. Войска в Британии объявили императором сначала Марка, затем Грациана II, но оба они не удержались у власти и вскоре были убиты солдатами. Так же как и его предшественники, К. был простым солдатом, но сумел объединить вокруг себя рим. силы в Британии идеей противостояния варварам. После провозглашения К. переправился в Галлию и высадился в Бононии (ныне Булонь-сюр-Мер, Франция). Это событие стало началом вывода рим. войск из Британии. Позднее К. продолжал несколько лет перебрасывать силы в Галлию и в 410 г. практически полностью оставил Британию без рим. гарнизонов, выведя вместе с ними и гос. адм. аппарат. Легионы в Галлии признали власть К., и вскоре он поставил под контроль всю страну. В 408 г. К. сделал соправителем своего старшего сына Константа, к-рый ради этого оставил монашеское звание и получил титул цезаря ( Oros. Hist. adv. pag. VII 40; Sozom. Hist. eccl. IX 11; Zosim. Hist. IV 2-3; V 27; Chron. min. I//MGH AA. T. 9. P. 465; Procop. Bella. I 2; Olympiod. 12). Гонорий не признал К. и вскоре начал войну против него. Полководец Гонория Сар с войском прорвался из Италии через альпийские перевалы, нанес поражение части сил К. под командованием полководца Юстиниана и осадил К. в Валенции (ныне Валанс, Франция). Однако осада была безуспешна, и Сар вернулся в Италию. К. вновь занял Альпы и основал свою резиденцию в Арелате (ныне Арль, Франция; Sozom.

http://pravenc.ru/text/2057038.html

С.Б. Сорочан Патриарх Никифор. «Краткая история» (греческая Istoria syntomos, известная обычно под латинским наименованием «Бревиарий». В этом небольшом историческом сочинении излагаются события 602–769 гг. Вероятно, оно было написано после 775 г., поскольку император Константин V упоминается в нем как «о tote...kraton» – «правивший тогда», но до иконопочитательского синода 787 г., никак не отразившегося в тексте памятника 407 . Никифор служил в это время асикритом – секретарем в императорской канцелярии. Впрочем, годы создания «Бревиария» одинаково вероятны начиная с конца 70-х гг. до 828 г., когда автор умер, исключая только лишенное досуга время патриаршества (806–815). К истории Херсона имеют отношение те места исторического сочинения, которые касаются ссылки в этот город в 695 г. василевса Юстиниана II, его бегства оттуда к хазарам, возвращении трона в 705 г. и бесплодной борьбе с мятежными херсонитами, закончившейся гибелью императора в конце 711 г. Сведения об этом во многом совпадают с данными «Хронографии» Феофана, ввиду того, что оба автора пользовались общими источниками, однако кое в чем они расходятся, тем самым дополняя и уточняя в некоторых деталях друг друга. Это тем более важно, что Никифор не был знаком с трудом Феофана Сигрианского, хотя и умер на десять лет позже. К тексту перевода сохранен в целом комментарий И. С. Чичурова.) 695 г. [Заговор стратига Анатолика Леонтия против Юстиниана II, освобождение заключенных из константинопольской тюрьмы претория, сбор восставших в церкви св. Софии.] Толпа поносила Юстиниана 408 . И вот все отправились к ипподрому. С наступлением дня к ним выводят Юстиниана. И хотя толпа требовала предать императора мечу, Леонтий 409 , пощадив кровь Юстиниана из-за любви к его отцу Константину 410 , отрезав ему язык и нос, выслал в город Херсон 411 , на десятом году его правления. А толпа провозгласила Леонтия императором. [Далее о казни приближенных Юстиниана II – евнуха Стефана и монаха Феодота.] 704/705 г. [Византийско-арабская война за Карфаген 697 г., поражение византийского флота в 698 г., возвращение в Константинополь, провозглашение Тиверия Апсимара императором, свержение Леонтия на третьем году его правления.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.А. Степанцов Антидонатистская тенденция как экзегетический фактор в «Рассуждениях на Послание Иоанна к парфянам» Аврелия Августина Источник Содержание 1. Ер. Io. tr. 1 1.1. Ер. Io. tr. 1, 8 толкование на 1Ин.2:1 1.2. Ер. Io. tr. 1, 12 – толкование на 1Ин.2:10 1.3. Ер. Io. tr. 1, 13 – толкование на 1Ин.2:11 2. Ер. Io. tr. 2 2.1. Второе «Рассуждение...» 2.2. Ер. Io. tr. 2, 4 – толкование на 1Ин.2:12 3. Ер. Io. tr. 3 3.1. Ер. Io. tr. 3, 4–5 – толкование на 1Ин.2:18–19 3.2. Ер. Io. tr. 3, 7–8 4. Ер. Io. tr. 6 4.1. Ер. Io. tr. 6, 2 – толкование на 1Ин.3:16–18 4.2. Ер. Io. tr. 6, 11–14 – толкование на 1Ин. 4:1–3 5. Ер. Io. tr. 10, 8–10 – рассуждение по поводу 1Ин.5:1–3     «Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам» (In Epistolam Iohannis ad Parthos tractatus) – это десять гомилий на Первое Послание Иоанна, которые Аврелий Августин произнес перед своей гиппонской паствой в 407 г., причем по крайней мере восемь первых были произнесены в течение пасхальной недели, а девятая и десятая – позже, но все же в пределах пасхального периода 1 . «Посланием Иоанна к Парфянам» Августин называет Первое Послание Иоанна 2 . Это название, вероятно, возникло в результате ряда недоразумений; впрочем, Августин никак специально не разбирает смысла приводимого им названия. Десять «Рассуждений...» – признанный шедевр августиновской гомилетики: нигде с большей полнотой не выражено учение Августина о братской любви (caritas, dilectio) 3 . Тема любви господствует в его комментарии к Посланию и подчиняет другие важные его темы: вера, грех и оправдание, антихристы... С тех пор как работы А.-М. Ла Боннардьер и М.-Ф. Берруара установили год произнесения «Рассуждений на Послание Иоанна к Парфянам» (407), нашла объяснение острота антидонатистских мотивов в этой серии проповедей. Такая же острота антидонатистской полемики характерна для других проповедей Августина, произнесенных до июня 407 г., когда состоялся Карфагенский собор и были приняты законодательные меры против донатистского раскола, но и после этого – до 411 г., даты карфагенской «конференции» 4 . В «Рассуждениях...» эта полемика является не только фоном толкования Первого Послания Иоанна, но, как отметил А.Амман, одним из трех факторов, которые вообще определяют направление экзегезы Иоаннова Послания у Августина (два других фактора: пасхальный период и присутствие новокрещенных 5 ). Цель этой статьи – рассмотреть, описать и оценить проявление этого фактора в гомилиях на Первое Послание Иоанна. Сразу оговорюсь: в статье речь пойдет только о влиянии антидонатистских идей на экзегезу Послания, а не о мере справедливости и состоятельности или историческом значении той критики донатизма, которую предпринимает Августин в данной серии проповедей. С исчерпывающей тщательностью эта критика и отражение донатисткого раскола в творениях и мысли Августина проанализированы в великолепной обобщающей статье «Donatismus, Donatistae», вошедшей во второй том «Augustinus-Lexikon» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

46. 1418 г. июня 27. Послание митрополита Фотия в тот же монастырь и о том же Из синодальной рукописи 562, л. 407–411, по которой издано было в I-м томе Актов Исторических под 26. За неимением другого, более исправного списка грамоты, испорченные в ней места сверены с двумя посланиями Фотия в киево-печерский монастырь, в которых почти дословно повторяются теже самые наставления (Доп. к Акт. Истор. т. I, 180). Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в монастырь честной обители Рождества пречистой Владычице нашей Богородицы, еже есть Снетная гора, игумену и священноинокам, и клирошанам и инокам, еже о Христе братии той честной обители. Еже убо пред, сынове, присылали есте к нашему смирению свою братию, хотя уползовать евангельским и отеческим заповедям, устава прося иноческого чина; и прислали есте ко мне вашему иночестству уставление, списанное от почившего владыки Дионисия 1938 , устав изложен, взятый, якоже пишет, от ктитора честной той обители: ино несть лепно было ему и не предано такового устава полагать в чужой области. И наше убо смирение сего ради о семь не рассуди, не ведев создателя той честной обители написанного устава, и писал есмь сего ради к вам, хотя видите того ктитора 1939 устав. И ныне прислали есте ко мне свою братью, инока Ефрема, инока Никифора с своим писанием; а поведаете ми и пишете, что того устава ктиторого 1940 у вас написанного и не было. И аз убо тое запрещение и тягость Дионисьеву, отлагаю, того ради, что учинил не по преданию правильному, не в своей области, ни в епископии, и пишу вам, о Господе возлюбленные чада нашего смирения, от божественного писания вмале, понеже, по писанию вашему, коснение языка ми: много писать не дадите, но паче сами искусни есте, по писанию вашему, благовестие Христова евангелия, и божественные писания отеческие, и устав иночества. 1941 Древле соединение 1942 иночества прообразуемо преже от святых Апостолов, егда бяше их числом до 500, и паки же приобщение 1943 их к служению множайше беаше, даже и до 5.000 сообщения их, и от них даема всякие имения и притяжания; иже бо разумеша 1944 от Христовой благодати, еже 1945 сия маловременна, она же будуща и благонеизреченно радованна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

(XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Основной источник сведений о жизни и об учении Л.- рукопись Великой Лавры на Афоне, к-рая была описана в 1886-1887 гг. мон. Александром (Лавриотом) под 139 и датирована XIII в. В ней содержится подборка разнородных по жанру кратких текстов, касающихся фигуры Л. В 1900 г. мон. Александр частично опубликовал ее, однако затем она была утрачена и не была доступна исследователям более 100 лет. В 2003 г. Э. Ламберц совместно с библиотекарем Великой Лавры Никодимом обнаружил кодекс и датировал его кон. XI в. Однако полноценного описания рукописи (ей был присвоен 196) не существует ( Lamberz. 2003. S. 180). Несмотря на то, что это собрание содержит в т. ч. сочинения оппонентов Л. (они остались неизданными), компиляция предположительно принадлежит одному из его сторонников. 1-я часть сборника содержит речи Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита , обращенные к Алексею I Комнину в февр.-марте 1091 г. ( Λαυριτης. 1900. Σ. 354-358, 362-365; новое издание с использованием архива Л. Пти, также работавшего с афонским кодексом - Gautier. 1970. P. 18-55). 2-я часть сборника содержит переписку Л. с его единомышленниками и противниками. Она открывается посланием Л. к императору с критикой его политики конфискации церковной утвари ( Λαυριτης. 1900. Σ. 403-404). Затем следуют 2 письма Л. из ссылки, одно из к-рых надписано «протовестиариссе Анне» (Ibid. Σ. 404-405), однако в действительности было адресовано теще императора Марии Болгарской ( Grumel. 1946. P. 127-130), а другое - патриарху Николаю III Грамматику ( Λαυριτης. 1900. Σ. 405-407). В. Грюмель полагал, что патриарх не мог быть истинным адресатом послания ( Grumel. 1946. P. 130-132), однако его аргументация была отвергнута ( Γλαβνας. 1972. Σ. 146-149). Завершают собрание 3 послания богословского содержания: Василия, митр. Евхаитского,- севастократору Исааку Комнину ( Λαυριτης. 1900. Σ. 411-413), Николая Адрианопольского - Л. (Ibid. Σ. 413) и Л.- Николаю (Ibid. Σ. 414-416, 445-447, 455-456).

http://pravenc.ru/text/2463243.html

Евгений Холодов Скачать epub pdf 3. Анализ «восьмеричной» системы. «Попечения о плоти не превращайте в похоти» ( Рим.13:14 ) Переходим к краткому анализу каждой из восьми духовных страстей. Будем двигаться сверху вниз, описывая духовную суть каждой из них, начиная с чревоугоди и кончая гордостью, прослеживая и дальнейшую генерацию каждой страсти из «восьмерицы». 3.1. Духовная суть каждой из восьми главных греховных страстей. Монах Евагрий пишет, что бесы воюют с подвижником на идеальном (интеллектуальном) плане, подбрасывая ему определенные раздражающие помыслы. 407 Поэтому весьма важно для подвижника распознавать бесовские помыслы, тем самым обезоруживая бесов, не давая им ввести нас в обман. 408 Основных ( γενικω’τατοι ­ родовых) помыслов восемь: первый – чревоугодия, за ним следует помысел блуда, третий – сребролюбие, четвертый – помысел печали, пятый – гнева, шестой – уныния, седьмой – помысел тщеславия и восьмой – гордыни. Все эти родовые помыслы проистекают от одного главного и первого – помысла себялюбия. 409 Одним из первых, по порядку возрастания, является помысел ЧРЕВОУГОДИЯ. Этот помысел возникает от искажения естественной потребности в человеке, потребности в пище для поддержания своего организма. Монахи в IV – V вв. упражнялись в суровом подвиге поста сокращая порцион до такой степени, лишь бы не умереть с голоду. От сугубого постничества и грубой (сырой) пищи у многих монахов случались расстройства желудка и селезенки. Многие монахи саможелея себя оставляли строгий пост. Но Евагрий считает, что это искушение произведенное в монахе бесами, чтобы расстроить его духовные силы и целостность. 410 Эта страсть имеет различные проявления, как просто грубое обжорство, так и довольно тонкая мечтательность, или сновидение, какая бывает у тех, кто, внешне соблюдая пост, раздражается этой страстью внутренне. 411 Прп. Дорофей Газский говорит о практике тайноядения ( λατροφαγια), рассказывая об одном случае, когда некий брат крал еду с трапезы и тайно ее вкушал. 412 Прп. Иоанн Кассиан различает три вида чревоугодия: 1) вкушение пищи прежде положенного часа, вне трапезы (тайноядение); 2) вкушение пищи в неумеренном и большом количестве (объядени) и 3) побуждение к тому, чтобы искать вкушение особого рода пищи, услаждающей тонкий вкус (лакомство ) 413 Кроме того, известны и другие генерации чревоугоди, так Климент Александрийский различал три вида чревоугодия: 1) обжорство ( ψοφαγια); 2) чревобесие ( γαστριμαγηια) и 3) гортанобесие ( λαιμαργι’α). 414

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010