335-346 346-350 КОЛМАН († 602?), св. (пам. зап. 24 нояб.), основатель церковного поселения Клуан-Уама (ныне Клойн, графство Корк, Ирландия) 350-354 354-361 КОЛОДЕЦ ИАКОВА находится у подножия горы Гаризим (ныне Джабаль-эт-Тур), примерно в 2 км от библейского Сихема 361-363 363-365 365-380 380-390 389-390 390-398 КОЛОМЕНСКИЙ НОВО-ГОЛУТВИН ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии) находится в г. Коломне Московской обл. Расположен в Коломенском кремле на берегу Москвы-реки 398-401 401-407 407-411 411-412 412-432 КОЛОЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Колочский; Московской епархии), расположен в дер. Колоцкое Можайского р-на Московской обл. 432-438 438-442 442-443 443-444 КОЛУМБ Христофор (Кристофоро, Кристобаль) (между 25.08. и кон. окт. 1451 - 20.05.1506), мореплаватель, в 1492 г. открывший Америку 444-447 КОЛУМБА (521-597), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 9 июня), основатель мон-ря Иона и других монашеских обителей в Ирландии и Шотландии; почитается как один из св. покровителей Ирландии и просветитель Шотландии 447-468 КОЛУМБАН († 23 нояб. 615), прп. (пам. зап. 23 нояб.), деятель зап. монашества, основатель Луксовий и Бобий; церковный писатель 468-485 485-492 КОЛУФ († нач. IV в.), мч. Египетский (пам. 19 мая; пам. копт. 24, 25 пашонса (19, 20 мая); пам. эфиоп. 25 генбота (20 мая)) 492-495 КОЛЧИЦКИЙ Николай Федорович (17.04.1890.- 11.01.1961), протопр., управляющий делами Московской Патриархии 495-496 КОЛЬБЕ Максимилиан Мария (мирское имя - Раймунд) (8.01.1894 - 14.08.1941), святой Римско-католической Церкви (пам. 14 авг.), францисканец-конвентуал, католический миссионер 496-497 КОМ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви 497-498 498-499 КОМАРОВ Виктор Степанович (17.10.1893 - 27.12.1974), регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений 499-500 КОМАРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (8.10.1883 - 5.11.1937), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в.

http://pravenc.ru/vol/xxxvi.html

386-387 ИРИНАРХ (Илья Акиндинович; 1548-1616), прп. (пам. 13 янв., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), затворник, Борисоглебский, Ростовский 387-398 ИРИНАРХ († 1621), прп. (пам. 28 нояб., 12 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий 399-407 407-410 ИРИНАРХ (Грезин Владимир Кузьмич; род. 1951), еп. Раменский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 410-411 ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь) 411-412 ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) 412-413 413-416 416-417 417-418 418-419 ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) 420-422 ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) 422-450 450-451 ИРИНЕЙ (Гаврилович Мирослав; 1930 - 20.11. 2020 ), архиеп. Печский, митр. Белградский, Патриарх Сербский с 2010 г. 451-452 ИРИНЕЙ (Бекиш Иван; 1892-1981), Блаженнейший Архиепископ Нью-Йоркский и Митрополит всей Америки и Канады (Православная Церковь в Америке (ПЦА)) 452-453 ИРИНЕЙ (кон. V - нач. VI в.), еп. Арпасийский (г. Гарпаса в Карии), церковный писатель, противник Халкидонского (Вселенского IV) Собора (451) 453-455 ИРИНЕЙ (Булович Мирко; род. 1947), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ), богослов, библеист 455-456 ИРИНЕЙ (Винарт Луи Шарль; 1880-1937), архим., основатель франц. правосл. общины зап. обряда в Париже 456-458 ИРИНЕЙ (Добриевич Мирко; род. 1955), еп. Австралийский и Новозеландский Сербской Православной Церкви (СПЦ) 459-460 460-463 ИРИНЕЙ (Михэлческу Иоанн; 1874-1948), митр. Молдавский, теолог, педагог, историк, писатель и переводчик

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

403 , и таким образом представляют из них обыкновенных людей грешного мира сего; л) епископов, священников и диаконов рукополагают, а церковников посвящают не во всякое время, когда откроется в них нужда, но только четыре раза в году по субботам, именно: весною после первой недели великого поста, летом после пятидесятницы, осенью после праздника воздвижения креста Господня и зимою после третьей недели рождественского поста 404 ; м) постятся и в субботу 405 , вопреки апостольскому постановлению 406 и древнему обычаю собственной церкви 407 ; н) не воспрещают венчания браков и в великий пост 408 ; о) священнослужители стригут волосы на голове, бреют бороду 409 и усы, в ушах носят серьги, а на шее ожерелья: что не согласно с духом постановлений древней Церкви 410 ; п) употребляется (с 1582 г.) так называемое григорианское летосчисление или, обыкновеннее, новый стиль, по которому праздник Пасхи бывает и не в то время, какое назначено для сего св. апостолами 411 и указано первым вселенским собором 412 ; р) по выражению собора Лаодикийского, бесчествуют великий пост, когда соблюдают его строго только в первый день св. Четыредесятницы, в навечерие праведного Иосифа, в навечерие благовещения, в последние три дня страстной седьмицы и в субботу, принадлежащую к так называемым четырем временам года, в остальные же пятки и субботы едят все скоромное, кроме мяса, а в прочие дни и мясо 413 , тогда как правилами древней Церкви во всю Четыредесятницу строго повелено поститься с сухоядением 414 ; с) великий пост начинают с среды нашей первой недели Четыредесятницы, а в понедельник и вторник седмицы сей едят сыр, яйца, молоко и мясо (carnaval) 415 ; т) при торжественном богослужении обязанности диаконов и иподиаконов весьма часто исправляют священники, только в диаконских облачениях 416 ; у) духовные заседают в парламентах, как депутаты и перы, защищают свои интересы в судебных палатах, как адвокаты, посещают зрелища и пиршества, бывают на гульбищах 417 , тогда как духовенству христианскому воспрещено это древними правилами 418 ; ф) когда умрет кто-нибудь, то его немедленно бросают все ближайшие родственники, оставляя на произвол погребального братства, и не присутствуют даже при похоронах, но собираются в церковь для погребальной службы в то время, когда тело его повергнуто будет в известковую яму усыпальницы 419 ; х) по входе в церковь , начертывают на земле крест, и таким образом изображенное знамение орудия спасения нашего оставляют на попрание, вопреки и гражданским узаконениям древних 420 ; ц) во время богослужения церковного, исключая некоторых случаев, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

В Четыредесятницу на утрене до среды 6-ой седмицы и на часах до пятницы той же седмицы 407 , кроме первого, во все будние дни 408 , кроме понедельника 1-ой седмицы, когда на всех часах, включая и первый, полагается нарочитое чтение – слово Анастасия Синаит о 6 псалме, как и в Алексеевском Уставе полагается читать творения св. Ефрема Сирина 409 . На 1-ом часе ежедневно, кроме среды, пятницы и недели, а равно и на трапезе ежедневно в этот период полагается чтение из Лествицы Иоанна Лествичника 410 , в среду же, пятницу и неделю за первым часом удерживается чтение, положенное по Алексеевскому Уставу в эти дни в продолжение целого года по окончании утрени, т. е. оглашении св. Феодора Студита 411 . на каждый из первых четырех дней страстной седмицы для чтений на часах назначается по целому евангелию 412 , при чем евангелие Матфея определяется читать в понедельник на 4 части (на 1, 3, 6 и 9 часах) 413 , евангелие Марка во вторник на 3 части (на 1, 3 и 6 часах) 414 , евангелие Луки на пять частей, из которых первая падает на 9 час вторника, а остальные на часы (1, 3, 6, 9) среды 415 ; евангелие Иоанна до прощальной беседы (μεχρ τς διαθκης – в четверг на 4 части (часы 1, 3, 6 и 9) 416 . На воскресные и праздничные дни великого поста Евергетидский Типикон назначает особые, чем на будние, книги для последовательного чтения, чего не делает Алексеевский Устав; из этих книг были уже упомянуты ‘Ηθικ Василия Великого и Златоуста, толкование на Псалтирь 417 ; кроме того, указываются: слова Златоуста о статуях и Шестоднев 418 . Настоятелю предоставляется право выбора из указанного сейчас ряда произведений великопостного периода 419 и даже назначение какого-либо другого из неупомянутых в Типиконе 420 . – Каждое из перечисленных произведений седмичного круга назначается Типиконом для последовательного чтения и как таковое получает специальное определение – τ προκεμενον βιβλον каждого данного периода времени, а чтение из них – чтение κ το προκειμνου βιβλου 421 ; для каждого такого чтения Типикон определяет брать «понемногу» (πρς λγον), 422 приблизительно два или три листа (φλλα) для утрени 423 , два для 1-го часа 424 и полтора для прочих часов 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Игнатий, с 1261 г. еписк. Ростов.); “Дворцов. разряды», III, 652 (встреча вселен. патриархов 1666 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 291 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Син.», II, ч. 1, 82 (в 1722 г. имел в Москве за Варвар. воротами дворовое место без строения); IV, 125 (дело 1724 г. о постриженнике м-ря иеромон. Тихоне, перешедшем в Ламскую пустынь), 338 (архим. Адриан скончался 11 апреля); VI, 1726 г., 48 (на м-ре с 1720 – 22 г. состояло недоимки 92 руб.), 411 (в 1724 г. определено быть здесь архимандрии); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1312 (писцов. книги 1626 и 1627 г. вотчинных земель м-ря в пустошах Денисовой, Юрово тоже, и Бобровой, Локтева тоже, Манатьина стана), 2119 (межев. книга 1629 г. вотчины. земли м-ря около посада), 2122 (межев. кн. 1651 г. спорных земель м-ря в дер. Семенкове), 2129 (межев. кн. 1677 г. вотчин. земли м-ря в дер. Тевелеве Сотемского стана и пустошах Конюшковой и Трясове Холмецкого стана); II, 3050 (межев. книга 1674 г. вотчин. земли в уроч. за р. Непрядвою по Куликову полю, Себинского стана Епифан. у.), книги дозорн., переписк. и проч., к 166, стр. 135 (опись 1699 г. церковн. земли в вотчине м-ря села Яфимьева Никитского стана Переслав. у.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (архим. Иосиф подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); VI, 407 (в 1709 г. в м-ре были царевны Наталья и Феодосия Алексеевны на освящении обновленной церкви св. Авраамия); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1791 г., VII, 67 (запись 1571 г. по кн. Ив. Фед. Мстиславском; архим. Феодорит), 144, 160 (приговор. грам. о монаст. вотчинах; 1580 г. архим. Иосиф, 1584 г. архим. Афанасий); “Переписн. книга Москвы», 1638 г., 152 (Ростов. уезду Богоявленского м-ря, а на нем, т. е. на подворье, дворник Ивашко Васильев, да на том же дворе книжного двора мастер Фед. Васильев); “Матер. для ист. г. Пересл. Залесс. XVII и XVIII ст.», 13 (опись 1677 г. живущих на подворье из Ростова Богоявл. м-ря); “Матер. для ист. г. Ростова XVII и XVIII ст.», 3 (дозор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По днях же неких вопросиша старицы особь 404 великую, благоверную Евфросинию, рещи им слово спасения 405 . Она же паки сущего ради в ней Святого Духа отвещав рече: святые матери и госпожи, послушайте моего к вам ответа, и не посмейтеся моему неразумию, понеже убо госпожи ваше есть мое неразумие наказати, но обаче повелено ми вами да глаголю: Похвала черноризицам, паче же и нам немощней чади пост, дотоле поститися, дóндеже дыханию в мертвенней нашей плоти, да сим воздержанием, госпожи мои, утолятся сласти телесные, слышите любицы 406 мои, что рече великий отец Иоанн, списавый святую лествицу: скорбящи утробе, смиряется сердце, преодолеваемой же той, величается помысл, и апостол глаголет: аще внешний человек истлевает, но внутренний обновляется, в плоть постом не разжизается 407 , пост возгоревшиеся погашает 408 сласти. Похвала нам черноризицам, часто пети, и молитву деяти 409 неослабно, и любовь имети нелицемерну, Бог бо любы есть. Похвала черноризицам, благое послушание со смирением. И сами госпожи мои ведите, Бог бо наш иже во плоти быв послушлив до смерти смерть, иже распятию 410 ; похвала инокиням 411 , еже плакатися горькими слезами в молитве, и милости просити, и поведающеся Господеви, и бити яко мытарь в перси и лице, да простит прещедрый Владыка Христос наши прегрешения. Похвала черноризицам, еже кротким и молчаливым быти, юным при старейших молчати, простейшим премудрых послушати, глас же умерен, и слово доброчинно имети, и не посрамити никого же, не возноситися, но последи всех себе имети, ниже ризного украшения искати, и поминати смерть выну 412 , да не Божий Дух хулится, гонити же мир и святыню, без неё же никто же узрит Бога, и Господь поможет нам и победит диавола. И сия изглаголав Евфросиния и 413 подобная сим прирече сия суть похвалы и венцы черноризицам, аще сохранят се 414 , сих ради услышат от Христа Бога нашего: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие, приидете наследуйте, их же око не виде, и ухо не слыша, ина сердце человеку не взыде, яже уготовах любящим мя, имеяй бо уши слышати да слышит, рече Господь, ему же слава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Поразительное внешнее сходство Феодора Кузьмича с Александром Благословенным (неподготовленный человек был так поражен, что потерял сознание) сочеталось с благородной манерой поведения, которую отмечали все, знавшие его, от первых шагов в Красноуфимске до последних дней его жизни в глубокой старости. «Наружность имел величественную», – написал о старце в 1881 г. томич В. Долгорукой 407 . М.Ф. Мельницкий, по рассказам людей, знавших Феодора Кузьмича с первых дней появления его в Сибири, подчеркивал, что «необыкновенно симпатичная наружность этого человека, добродушное выражение лица его, изящные манеры, умение говорить и проч.» обнаруживали в нем «хорошее воспитание и как бы знатное происхождение» 408 . Епископ Петр (Екатериновский) обратил внимание на то, что даже конвойные солдаты и этапные офицеры оказывали этому ссыльному «бродяге» особенное уважение 409 . Для тех, кто общался со старцем, было ясно, что это высокообразованный человек с широким кругом познаний в различных областях. Казак Семен Николаевич Сидоров, хорошо знавший старца в течение многих лет, свидетельствовал: «по всему заметно было, что Старец был великого образования» 410 . Другие отмечали удивительные знания в «духовной и военной части» 411 . Феодор Кузьмич свободно владел иностранными языками 412 . Дворянин М.Ф. Мельниц кий (судя по его тексту, сам образованный человек) стремился дать сводку всех услышанных им рассказов о Феодоре Кузьмиче, в том числе как о человеке «хорошо воспитанном и образованном», «поставленном в необходимость жить в массе неразвитого крестьянского населения» 413 . Для решения вопроса о тождестве старца и императора наибольший интерес представляют указания на некоторые специфические познания Феодора Кузьмича, соответствующие обстоятельствам жизни Александра I. «Взрослых он увлекал религиозными беседами, занимательными рассказами из событий отечественной истории, – писал М.Ф. Мельницкий, – в особенности о военных походах и сражениях, при чем незаметно для себя самого вдавался иногда в такие мелкие подробности, например, в эпизодах войны 1812-го года (выделено нами. – М.Г.), что возбуждал общее недоумение даже среди лиц сравнительно развитых, как-то местного духовенства и некоторых более или менее интеллигентных ссыльных» 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Страх Иакова относительно (погони) Лавана прекратился, и уже миновал, но его место теперь заступил страх относительно брата. Посему, человеколюбец Господь, желая воодушевить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал узреть ему полк ангелов (Быт., XXXII, 1–2)» 406 , как бы ограждавший его. С той же целью, т.е. «чтобы изгнать из души праведника страх и убедить его идти навстречу брату без всякого опасения», Господь благоволил допустить патриарха и до борьбы с Собою 407 . Боровшийся с Иаковом, по учению Святых Отцов, именно Сын Божий, Второе Лицо Св. Троицы 408 . «Тогда ещё, говорит по этому случаю Св. Иоанн Златоуст , было время только начинания и предуготовления к совершению нашего спасения, (поэтому) Он и являлся каждому из праотцов только в образах и видениях, как Сам говорит через Пророка ( Oc. XII, 10 ). А когда благоволил принять Он зрак раба и принести жертву искупления нашего, то облёкся в плоть уже не видением только, не мнимым, но истинным вочеловечением» 409 . «Так как праведник, по исполнении времени своей жизни, должен был переселиться от сего мира, а Божие о нём попечение и столь великое снисхождение должно было сделаться известным всему роду человеческому, то (повредил Бог у Иакова бедро), «и не ядят сынове Израилевы жилы в широте стегна, яже отерпе»» 410 у патриарха во время борьбы его с Богом. – С другой стороны, это «отерпение жил» было и наказанием патриарху. «Иаков, давши обет Богу, при исшествии своём, ту десятину, которую обещал Богу, в страхе собрал и послал к Исаву. Потому и изменилось стегно его, как сам он изменил слову своему» 411 . После этого события Иаков стал называться Израилем, т. е. Богоборцем 412 , а от него и все потомки его получили наименование Израильтян 413 . Встреча с братом, так тревожившая патриарха, прошла для него вполне благополучно, и он, продолжая свой путь, возвратился в землю Ханаанскую и остановился около города Сихема. Однажды, вскоре после этого, дочь Иакова, Дина, вышла посмотреть на девиц Сихемских. Увидел её сын князя Еммора, Сихем, и похитил её. Братья Дины, мстя за сестру, напали нечаянно на город и истребили мечом всех мужчин, не исключая и Еммора с Сихемом. «Видишь целомудрие детей Иакова? Они считала поступок Сихема величайшим для себя (для своего нравственного чувства) оскорблением» 414 . Это обстоятельство, однако же, сильно встревожило Иакова; он почитал себя теперь небезопасным среди соседних Хананеев и двинулся в Вефиль. Но Хананеи не погнались за ним 415 . «Бог поразил страхом души жителей той страны, чтобы они не погнались вслед за Иаковом. Ибо, вероятно, они хотели отмстить за Сихемлян. Но так как эти события (т.е. избиение Сихемлян) совершились без воли праведника, и Симеон и Левий поступили таким образом в отмщение за оскорблённое целомудрие своей сестры; то Бог не только самого Иакова и сынов его избавляет от мучений страха, но и на жителей страны наведши страх, удержал их от преследования Иакова» 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Феофил и Златоуст. 399 – 407 г. III. Христологические споры §135. Общий обзор. Александрийская и антиохийская школы §136. Ересь Аполлинария, 362 – 381 г. §137. Несторианские споры, 428 – 431 г. §138. Вселенский собор в Эфесе, 431 г. Компромисс §139. Несториане §140. Евтихианские споры. «Разбойничий собор», 449 г. §141. Вселенский собор в Халкидоне, 451 г. §142. Ортодоксальная христология, анализ и критика §143. Монофизитские споры §144. Три капитула и Пятый вселенский собор, 553 г. §145. Монофизитские секты: яковиты, копты, абиссинцы, армяне, марониты IV. Антропологические споры §146. Характеристика пелагианских споров §147. Внешняя история пелагианского спора, 411 – 431 г. §148. Пелагианские споры в Палестине §149. Позиция Римской церкви. Осуждение пелагианства §150. Пелагианская система: изначальное положение и свобода человека; грехопадение §151. Пелагианская система: учение о возможностях человека и Божьей благодати §152. Система Августина: изначальное состояние человека и свобода воли §153. Система Августина: грехопадение и его последствия §154. Система Августина: первородный грех и происхождение человеческой души §155. Доводы в пользу учения о первородном грехе и наследственной вине §156. Ответы на возражения пелагиан §157. Учение Августина об искупительной благодати §158. Учение о предопределении §159. Полупелагианство §160. Победа полуавгустинианства. Собор в Оранже, 529 г. Глава Х. Греческие Отцы Церкви и богословская литература I. Греческие отцы церкви §161. Евсевий Кесарийский §162. Историки церкви после Евсевия §163. Афанасий Великий §164. Василии Великий §165. Григорий Нисский §166. Григорий Назианзин §167. Дидим Александрийский §168. Кирилл Иерусалимский §169. Епифаний §170. Иоанн Златоуст §171. Кирилл Александрийский §172. Ефрем Сирин II. Латинские отцы церкви §173. Лактанций §174. Иларий из Пуатъе §175. Амвросий §176. Иероним как богослов и ученый §177. Труды Иеронима §178. Августин §179. Труды Августина §180. Влияние Августина, его связь с католичеством и протестантизмом

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Чтобы достигнуть такого состояния, человеку, желающему и стремящемуся к этому, необходимы многие труды и долгое время 406 . Только неутомимое трудолюбие в течение целой жизни в стяжании 407 молитвы, по словам святого Ефрема Сирианина, приводит к достижению меры совершенства ее 408 . Хотя выше и были приведены ободрительные указания на возможность достижения высоких молитвенных состояний для всех стремящихся к этому, однако же, по словам самих подвижников, дело это является далеко не легким и требующим не одного дня или года, а всей жизни. Для достижения ощутимого единения с Богом в чистой молитве, по словам святых Каллиста и Игнатия, «великий требуется подвиг и многолетний, да извергнется враг и вселится Христос... и дело сие не есть дело одного дня или двух, но многих лет и долгого времени» 409 . В другом месте своих творений эти же отцы говорят: «То, чтоб молиться всегда внутрь сердца, равно как и то, что за пределами сего последует, достигается не просто и как случилось, не с недолгим и малым трудом... но требует долгого времени, и труда, и подвига, телесного и душевного, и нуждения себя напряженного и продолжительного» 410 . Человек, решивший посвятить себя молитве и путем ее достигнуть совершенства своего духа, не сразу подымается на высшие степени ее. Лишь шаг за шагом, путем постепенного приобретения привычки к молитве, а также развития своего внимания с хранением ума от посторонних помыслов, может человек удостоиться высшего созерцательного состояния. Исключение из этого представляют лишь очень немногие, которые с недолгим и малым трудом... по неизреченному смотрению Божию... достигают такого устроения 411 . Вообще же, по словам святого Иоанна Карпафского , «требуется великий подвиг, и много потребно времени провесть в молитвах, чтобы достигнуть начатков безмятежного устроения сердца, сего другого некоего неба сердечного, – где обитает Христос» 412 . Безмятежие сердца, достигаемое при неразвлекающемся посторонними вещами уме, является условием, без которого нельзя осуществить чистую молитву и пожать ее плоды. Для человека же, ведущего обычную рассеянную жизнь, нелегко сразу приучить ум свой сосредотачиваться на каком-либо одном предмете. Поэтому-то святой Григорий Палама говорит, что начинающим или новоначальным «ничего из сего не дается без утомительного труда» 413 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010