Аще случится 40 мученик 1-я седмицы в кой-любо день, и поется служба их в субботу, со святым мучеником Феодором Тироном. В пяток вечера кафизма рядовая. На Господи, воззвах: стихиры на 10, и поем Триоди самогласен дне, дважды, и мучеников на 4, и Феодора на 4. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен первый, гласа. Вход, прокимен, и чтения дне, и мучеников 3. И по Да исправится молитва моя: 3 поклоны великия. И прочее преждесвященных. По заамвонней молитве поем канон святаго Феодора над коливом, якоже указаси в 40-це на ряду, и отпуст. ЗРИ: А идеже несть преждесвященных, вечера на Господи, воззвах: стихиры мучеников 3 и Феодора 3. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен 1-й гласа прешедшаго, без входа. Прокимен, и чтения дне, и мучеников. На стиховне самогласен дне, дважды, и мученичен. Таже припев, и поем стихиру Феодора: Божественных даров: писана на Господи, воззвах: Слава, мучеников, глас 6: В песнопениих восхвалим: По Ныне отпущаеши: тропарь мучеников. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен: Вся паче смысла: Ектения, и три поклоны великия, и поем канон святаго Феодора над коливом, и отпуст, по обычаю. Повечерие поем великое. На повечерии поем канон усопших и Минеи рядовый. Тропари же по 1-м, и по 2-м трисвятом, глаголем обоих святых, а на последнем трисвятом– кондак мучеников. На утрени, на Бог Господь: тропарь мучеников, дважды. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен: Вся паче смысла: По 1-й кафизме седальны мучеников оба. Слава, и ныне, Богородичен и чтение мучеников. По 2-й кафизме седальны Феодора. Слава, и ныне, Богородичен и чтение мучеников или Феодора. Полиелей и седален мучеников, дважды. Слава, и ныне, Богородичен и чтение мучеников. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и Всякое дыхание: и Евангелие мучеников. Псалом 50. Стихира мучеников. Каноны мучеников, со ирмосом на 6, и Феодора оба канона на 8. Катавасия: Отверзу уста моя: песни же 7-ю и 8-ю глаголем напреди в пяток. По 3-й песни кондак, и икос, и седален мучеников. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен, и чтение о святем Феодоре. По 6-й песни кондак Феодора, и икос, и чтем пролог, и синаксарий. По 9-й песни светилен мучеников. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры мучеников 3, глас 5, Подобен: Радуйся: и Феодора подобны 3, таже припев: Проидохом сквозе огнь и воду: И поем самогласну стихиру мучеников: Страстотерпцы Христовы: Слава, Феодора. И ныне, Богородичен. Славословие великое, тропарь мучеников. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен. Ектении, и отпуст, и обычное исхождение в притвор, и час 1-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В субботу на малей вечерни, стихиры воскресны по обычаю. На стиховне, стихира воскресна едина, и праздника стиховна с припевы своими великия вечерни. Слава, и ныне, праздника. Тропарь воскресен. Слава, и ныне, праздника. На велицей вечерни, по обычной кафисме, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и анатолиев един, и праздника 6, поемыя на самый праздник. Слава, праздника. И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии стихиры и Слава, и ныне, праздника: На стиховне стихиры воскресны. Слава и ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: дважды, и праздника, единожды. и чтение в посланиих апостольских. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресн, дважды. Слава и ныне, праздника: По кафисмах седальны воскресны, с богородичны их, и чтение во евангелии толковом, и непорочны, и ипакои гласа, и чтение. Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно. Воскресение Христово: псалом 50. стихира воскресна, и прочая по обычаю. Канон воскресн со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и праздника оба канона на 8. Катавасиа: Преукрашенная: По 3-й песни, кондак праздника, и икос, и ипакои праздника. По 6-й песни, кондак воскресн и икос и пролог. На 9-й песни, поем Честнейшую: Светилен воскресн. Слава, и ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны на 4, и праздника на 4 со славным, с припевы праздника. Слава, стихира евангельская. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресн точию. ектении, и отпуст, и оглашение Студитово, и исхождение обычное в притвор, и час первый, и конечный отпуст. На часех, тропарь воскресн. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника, и воскресн, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа на 6: и праздника, песнь 9-я, на 4: По входе тропарь воскресн, и праздника. Слава, кондак воскресн. И ныне, праздника. Прокимен, апостол, Аллилуиа, и Евангелие дне и праздника. Причастен: Хвалите Господа с небес: и праздника. От сего же дне катавасиа поется: Крест начертав: до 21-го септемвриа. Святаго же Луппа поется служба в 22-й день, якоже предуказася.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

благослови. иерей, отпуст: воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш: и прочая. И по отпусте глашает диакон сице: Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, успшим рабом твоим, имярек: и сотвори им вечную память. Певцы же поют: Вечная память, трижды. А идеже несть диакона, поют певцы: Рабом божиим имярек, успшим вечная память.   Глава 15. О святем имущем полиелей, аще случится в субботу. В пяток вечера, поем блажен муж, 1–й антифон. На Господи воззвах, стихиры святаго, на 6: Слава, самогласен святаго, И ныне, богородичен 1–й настоящаго гласа.   [Смотри] Аще ли имать святый великий бдение, и восхощет настоятель   На Велицей Вечерни , по предначинательном псалме, поем блажен муж, 1 антифон. На Господи воззвах, стихиры святаго, на 8: Слава, святаго: И ныне, богородичен 1–й, настоящаго гласа. Аще предпразднство: или попразднство, на Господи воззвах, стихиры праздника, 3: и святаго, 5. Слава, святаго: И ныне, богородичен настоящаго гласа. Вход. Прокимен дне: И чтения святаго, 3. На литии стихира храма, и святаго: Слава, святаго: И ныне богородичен, по гласу святаго, или праздника. На стиховне стихиры святаго: Слава, святаго: И ныне, богородичен, во глас святаго, или праздника. На благословении хлебов тропарь святаго, дважды: и Богородице Дево, единожды. Буди имя господне: трижды, с пением, псалом, 33: благословлю Господа на всякое время: до Не лишатся всякаго блага. И чтем от жития святаго.   На Утрени , на Бог господь, тропарь святаго, дважды: Слава, и ныне, богородичен 1–й, настоящаго гласа. Аще ли предпразднство, или попразднство: Тропарь праздника, дважды: Слава, святаго: И ныне, праздника. Таже, кафисма 17: ектениа, и седален святаго, дважды: Слава, и ныне, богородичен. И чтение. И посем кафисма 17, непорочны. На нейже иерей не кадит, но на полиелеи кадит. Таже седален святаго, дважды: Слава, и ныне, богородичен. И чтение. Посем полиелей святаго: и седален, дважды: Слава, и ныне, богородичен. И чтение. Степенна 4–го гласа, антифон 1. Прокимен святаго: и Всякое дыхание: евангелие, и псалом 50.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Стихира на хвалитех, гл. 1: «Братья, предварительно очистим себя царицею добродетелей, ибо вот она пришла, подавая нам богатство благ; она укрощает порывы страстей и примиряет с Владыкою прегрешивших. Поэтому примем ее с радостью, взывая ко Христу Богу: «Воскресший из мертвых, неосужденными сохрани нас, прославляющих Тебя, Одного Безгрешного». В неделю «сыропустную». Стихира на «Господи воззвах». гл. 6: «Творец, мой–Господь, взявши от земли часть и вдунув в нее душу живоносним дуновением, сделал меня живым и на земле почтил меня над всем видимым и сожительством с Ангелами. Льстивый же сатана, употребивши змия орудием, прельстил меня вкушением и лишил БожиеП славы и предал меня преисподней смерти, возвратив в землю. Но Ты, как Милосердный Владыка, снова восстанови меня». Тропарь–седален, гл. 4: «Изгнан был Адам из райского блаженства из за пагубной пищи, ибо в невоздержании он не сохранил заповеди Владыки и был присужден возделывать землю, из которой сам был взят, и в обильном поту есть свой хлеб. Поэтому будем стремиться к воздержанию, чтобы не плакать, как Адам, перед дверями рая, но войти в него». Кондак. гл. 6: «Мудрости Наставник, разума Податель, неразумных Учитель и нищих Защитник, укрепи и вразуми, Владыка, сердце мое. Ты дай разум, Отчее Слово, и вот я не удержу уста свои, чтобы восклицать Тебе: Милостивый, помилуй меня, падшего». На вечерне в воскресенье под понедельник 1 Великого поста. Стихиры на «Господи воззвах» гл. 2: 1. w Вступая на Божественный путь беспорочного поста, постараемся все усмирить плоть воздержанней; с молитвами и слезами будем искать Господа, спасающего нас, совсем забудем о зле, взывая: согрешая мы перед Тобою, Христос–Царь; спаси нас. как некогда ниневитян и сделай нас, Милосердный, участниками небесного царства». 2. «Отчаиваюсь я, Господи, в себе самом, когда размышляю о делах моих, достойных всякого " наказания, ибо вот, оставив в пренебрежении много чтимые заповеди Твои, Спаситель, я развратно провёл жизнь мою. Потому умоляю: очистив меня дождем покаяния, убели меня, как Единый Милостивый, постом, и молитвою, и не гнушайся мною, Милосердный Благодетель всего мира». 3. «Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться, как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, чтобы с ревностию преуспевая в них, всем нам сделаться достойными увидеть всечтимые страдания Христа Бога и духовно возрадоваться святой Пасхе».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Стихира эта 5-го гласа, о музыкальном колорите которого достаточно сказать, что им поются Непорочны, «Христос воскресе», «Пасха священная», но конечно, смогласными напевами. Из этих напевов к подобну «Радуйся постников» наиболее близок напев Непорочных — воскресных и Великой Субботы.    Для стихир на хвалитех, соперничающих на бдении по значению со стихирами на Господи воззвах (так как они заключительные), выбран сосредоточенно-серьезный 8-й глас, совершенно неупотребительный в двунадесятые праздники на этом месте бдения (обычно 4-й глас, реже 1-й). Но они имеют свой напев, и не просто самгласный, но самоподобный (см. выше, прим. 226) напев редкой победной торжественности.    Стихиры на литии и на поклонение Кресту самогланы и перебирают разные гласы, но первые радостные (1, 2 и 4, на который даже заключительная стихира, минуя почти обязательные для заключительных 8-й или 6-й гласы), вторые — печальные (2, 5, 6, 8, наиболее 8-го).    Седальны по кафисмах первые — мрачны — 6-го гласа, вторые — светлее, особенно для 1-й кафисмы глас 1-й, подобен «Камени запечатану», для 2-й и по полиелее 8-й глас, подобен «Повеленное тайно», самый любимый в праздники, но только средней торжественности (в более великие гл. 4-й, подобен «Удивися Иосиф»). По 3-й песни канона седален гл. 4-й, подобен «Скоро предвари», совершенно неупетребительный по грустности в двунадесятые праздники.    Светильны берут подобны из родственных по духу праздников — Вознесения (довольно редко) и жен мироносиц (самый частый).    Тропарь «Кресту Твоему» положен на торжественноскорбный 6-й глас, но на самогласный напев его, в котором 1-я половина грустная, а вторая радостная.    На литургии прокимен на глас не из радостных и исключительный для великих праздников — 7-й (в самые великие праздники 8, 4 или 3-го гл.). Но все же не 6-го.    Общее впечатление от напевов всей службы — победа, обливаемая слезами, полная серьезной думы о будущем.    Так начинается (в нов. изд. «Всю отложивше») стихира в честь бессреб¬реников Космы и Дамиана (1 ноября), имеющая один из самых красивых и умилительных напевов.     ανυψομενος приподнимаемый Первыми двумя словами сразу указывается суть праздника.     προτρπεται, или «склоняет», «увещевает».     ανυμνα при глаголе предлог такой же, как в «воздвизаем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

В четверток на малей вечерни, а Господи воззвах, стихиры храма, подобны 3, на 4: Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры храма, великия вечерни: Слава, храма: И ныне, праздника. По Трисвятом тропарь храма: Слава, и ныне: праздника: Ектениа малая: и отпуст. На велицей вечерни, по обычном псалме поем: Блажен муж, 1-ю Слава. На Господи воззвах, стихиры праздника 5, и храма 5. Слава, храма: И ныне, праздника. Вход. Прокимен дне, и чтения храма 3. На литии стихиры, и Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры праздника, с припевы праздника: Слава, храма: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь храма, дважды, и праздника единожды. и чтение храма святаго. На Бог Господь, тропарь праздника, дважды. Слава, храма: И ныне, праздника. По кафисмах седальны, и чтение праздника. таже полиелей, и седальны храма, вси по единожды. Слава, полиелейный седален: И ныне, праздника: и чтение храма. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и евангелие. псалом 50. и стихира храма. Канон праздника со ирмосом на 6: и храма на 4: и другий канон праздника на 4. Катавасиа, Божественным покровен: По 3-й песни кондак и икос праздника: и седален святаго, дважды: Слава, и ныне: праздника: По 6– й песни, кондак и икос храма: и пролог. На 9-й песни, Честнейшую не поем. Светилен праздника: Слава, храма: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника 3: и храма 3. Слава, храма: И ныне, праздника. Славословие великое. По Трисвятом тропарь храма. Слава, и ныне: праздника: Ектениа, и оглашение, и отпуст, и час 1-й в притворе. На часех, тропарь праздника: Слава, храма: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак праздника, и храма, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна от канона праздника песнь 9-я, и храма 6-я. По входе тропарь праздника, и храма: Слава, кондак храма: И ныне, праздника. Прокимен, аллилуиа, и причастен праздника и храма: апостол и евангелие дне, храма. Глава 54. Аще ли храм святаго случится в субботу Пентикостную И поем всю службу в субботу на ряду храма святаго, якоже предписася прежде в главе 4. точию на Господи воззвах, Слава, храма, И ныне, догматик настоящаго гласа: Субботы же поем службу о умерших, в мимошедшую субботу, или в четверток мимошедший. Глава 55. Аще будет храм святаго в неделю 8 на Сошествие Святаго Духа:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 сентября 4-я песнь 2-го канона в предпоследнем стихе «благоуханье обрел еси»; в кондаке преподобному Симеону «с вышними совокупляя»; 7-я песнь 2-го канона в богородичне – «ты бо явился чистотою всех пребольши»; в стихире на стиховне св. женам глава 2 – «паки в пищи райстей быша»; 4-го сентября – почти все службы пророку Моисею (стихиры пророку на Господи воззвах и на стиховне и канон); 3-го сентября – 9-я песнь канона «благочестия шары»; 5-го сентября – стихира на стиховне «слава»: «в трубных чистых советех»; 5 сент. 5-я песнь 1-й стих «в начертании имуще»; 5-го сентября в стихире на стиховне «слава»: «Свята представления оружием самовольным»; 11 сентября – весь канон мученику Автоному; 19 сентября – 2-я стихира на Господи воззвах «крест воображает»; 27-го сентября 1-ый канон Калистрату». 162 В связи с возникшими текстологическими вопросами в Москву на поиск греческих рукописей, которыми необходимо пользоваться при работе над Минеей, отправляется постоянный член Комиссии Н.Ф. Чуриловский. О характере его работы и размышлениях по поводу текстологии славянских Миней свидетельствует отправленное им из Москвы письмо, адресованное К.Я. Здравомыслову от 13 января 1917 г.: «Глубокоуважаемый Константин Яковлевич! Я всего еще только два дня занимался в Патриаршей Библиотеке, пересмотрел лишь четыре греческих рукописи, но уже пришел к довольно серьезным заключениям. Пришлось лишний раз убедиться, что наш славянский богослужебный текст образовался не случайно и даже не в никоновское время, а пришел к нам из глубины веков и явился результатом упорного, опытного и проникнутого любовью к Христовой вере труда многих поколений. Представляя собою большую духовную и историческую ценность, он требует большой осторожности в обращении с ним. Всего менее при исправлении его наша Комиссия может доверяться греческим печатным изданиям; теперь уже всем известно, что все эти издания в свое время были обработаны и отпечатаны для «грекосов» разными католическими монастырями, не без участия и лукавой Конгрегации пропаганды. Вчера и сегодня я рассматривал по греческим рукописям все сомнительные места, встретившиеся нам при чтении сентябрьской минеи и в конце минеи праздничной, оказалось, что во всех случаях, за исключением одного (...) наш славянский текст находит для себя подтверждение в греческих харатейных списках. При этом замечательно, что чем древнее греческий текст, тем ближе он подходит к нашему славянскому тексту...». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   Эти же припев и ирмос являются задостойником на Литургии. Далее к тропарям первого канона, ирмосу и тропарям второго канона прилагаются свои особые припевы.    На Литургии, как обычно в двунадесятые Богородичные праздники, — прокимен, Апостол, Евангелие и причастен праздника (в воскресенье — в соединении с воскресными). Вместо «Достойно» поется задостойник.    Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника — 25 ноября/8 декабря.    Служба на отдание соединяется (как исключение из всех двунадесятых праздников) со службой святым священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому.    Со дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) по 31 декабря (13 января нового стиля — отдание праздника Рождества Христова. — Ред.) на утрене в воскресные и праздничные дни, имеющие бдение, полиелей или великое славословие, поется катавасия: «Христос раждается, славите» (рядовая, после всех песней).    Никифор Каллист (Ксанфопул; Патриарх Константинопольский). Церковная История, кн. 2, гл. 3.    Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 1 стихира на литии.    Великая вечерня, 5 стихира на «Господи, воззвах»; 2 стихира на стиховне.    Утреня, седален по полиелее; малая вечерня и великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах»; великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии.    Великая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».    Утреня, 1-й канон, п. 5, 2.    Малая вечерня, 2 стихира на стиховне.    Малая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах» и великая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».    Утреня, припев на 9 песни канона.    Утреня, седален по 1-м стихословии.    Утреня, 2 канон, п. 3, 5. (Здесь и далее русский перевод проф. М. Скабаллановича).    Утреня, 2 канон, п. 6, 5.    Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах», 3 стихира на стиховне, 4 стихира на «Господи, воззвах».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010