– если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен (например, 26 сентября); – если в Минее указаны только начальные слова Богородична (25 сентября, служба преподобному Сергию Радонежскому), то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична (2 сентября, служба преподобным Антонию и Феодосию Печерским ), то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря святого. §2.2.3. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого Богородичного праздника Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последовании 8 сентября «Аще ли случится… в неделю» (Маркова глава). На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры праздника, которые берутся из великой вечерни, с их (то есть праздничными) припевами (а так как у нас для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется дважды). «Слава, и ныне»: стихира праздника из малой вечерни праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: тропарь праздника. §2.2.4. Особенности малой вечерни в случае двунадесятого Господского праздника (в любой день) или Богородичного праздника в седмичный день Особенности этой службы указаны в Типиконе в последованиях 8 и 14 сентября. На «Господи, воззвах…»: стихиры праздника на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами. «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь праздника. §2.2.5. Особенности малой вечерни в случае великого или бденного святого в седмичный день Особенности данной службы изложены в 15-й главе Типикона, а также в последовании 26 сентября. На «Господи, воззвах…»: стихиры святого на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен (например, 29 июня);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Чтец (или хор): «Сподоби, Господи...». Хор: стихиры на стиховне по Уставу. Чтец: «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Хор поет «Аминь» и тропари по Уставу. Священник произносит сокращенную сугубую ектению, состоящую из четырех прошений («Помилуй нас, Боже...»). Хор: «Господи, помилуй» (трижды на каждое прошение). Священник (возглас): «Яко милостив и человеко­любец Бог еси...» . Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» . Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...» (малый отпуст). Хор: «Великаго господина...». §2.2. Особенности малой вечерни §2.2.1. Особенности воскресной малой вечерни в случае малого святого или святого, «поемого на 6» Устав такой службы излагается в 1-й главе Типикона. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, которые берутся из великой вечерни (это первые 3 воскресные стихиры). При этом 1-я стихира поется дважды. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха, называемый также «малым догматиком» (в отличие от догматика, который поется на великой вечерне). На стиховне: воскресная стихира гласа (1-я стихира с великой вечерни) и 3 стихиры Богородице с их (то есть Богородичными) припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха (этот Богородичен поется только на малой вечерне). По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный гласа. §2.2.2. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого (бденного или полиелейного) святого Особенности такой службы представлены в 3-й главе Типикона. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как в нашем случае для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вторник, утреня. Стихира 1-я на стиховне: «Вскую, унывающи, душе моя, греху работаеши?» Уныние, производя расслабление духа, заставляет человека жить по плоти или гордости. Посему при отсутствии борьбы с ним оно непременно сопровождается грехом для унывающего. Но и само оно есть следствие греховного состояния, составляя как бы одно с ним. Поэтому оно и есть грех . А так как грех может быть очищен только благодатию Божиею, то и с унынием можно бороться только молитвою. 1925 г. Седмица 4-я Великого поста Среда, вечерня. Стихира 1-я на «Господи, воззвах» : «Благих напряжение множайшее благодеяние творит» . То есть понуждение себя к добру с напряжением сил приносит много добра всему человеку. Седмица 5-я Великого поста Среда, утреня, 2-я стихира на стиховне в конце: «Разбойническими помышленьми уязвився окаянный, и еле жив бых, Господи, пророческий же лик презре еле жива видев суща и хитростьми человеческими неисцелена» . Священник и левит в притче о милосердном самарянине отнесены здесь к пророческому лику. Значит, если ветхозаветному священству дана была благодать освящения и учительства, то тем несравненно более таковая присуща новозаветному. Стихира 3-я мученична на «Господи, воззвах» на вечерне в ту же среду: «…мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощавшаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе» . Пострадать за Христа значит понести с Ним вместе Его поношение и уничижение. Там же, стихира 17-я по «От стражи утренния» : «Езеро иссушивый страстей, кровоточивыя прикосновением ометов Твоих» . Кровотечение женское есть знак плотского страстного состояния; тело не подчиняется духу, но расслабляется от колебания души между ним и грехом. От того же могут происходить истечения и жижи, особенно у мужчин, если, конечно, последнее не от природы. Неделя 5-я поста. Стихиры на стиховне, стихира на Славу: «Помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси...» При обучении добродетели, пребывая в молчании языка и ума, уничтожаем грехи мысли. Седмица 6-я Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 6 (если в Минее всего 3 стихи­ры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется Крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется Крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. §3.2.3. В случае двух святых Устав такой службы находится в 10-й уставной гла­ве Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типико­на) в последованиях служб двум святым без знака (2 сентября, 3 сентября и так далее). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого – 3; «Слава»: стихира первого святого (редко – стихира второго святого, см. 22 сентября); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечер­ни («К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...»). Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры на «Слава», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира на «Слава», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого (первого или второго); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь первого святого; «Слава»: тропарь второго святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря второго святого. §3.2.4. В случае одного святого (шестеричного или малого) в субботу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

И этот облак подъемляше Христа (4-я стихира на литии). А в это время там, на небесах, как бы спешно, готовят уже настоящий Престол: Престол же готовлящеся, против (навстречу) облак (облаков), ждущий (там же). И когда пошел Царь, явилась самая блестящая свита Его… Апостолы еще не могли провожать Его туда, ибо недостойны и неспособны были к тому до собственного обновления… Поэтому и к ним относится предупреждение, сказанное Марии Магдалине, «еще земная мудрствующей» (8-е воскресное Евангелие): не прикасайся ко Мне… восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20:17 ). И они поэтому пока меньше торжествуют и славят, чем ангелы. Они лишь просят: не разлучися нас, Пастырю Добрый, но посли нам Духа Твоего Пресвятаго (6-я стихира на литии). Зато мир небесный, не падший, вступает в свои обязанности «со славою»… Является великое множество ангелов… А с апостолами остались беседовать лишь два юноши в белых ризах. А целые воинства Сил встретили своего Царя. И сначала они удивились чрезвычайнейшему, небывалому событию… Удивились даже, что их Царь, прежде известный им как бесплотный, теперь – во плоти… – Дивятся бесплотных чини, смотряюще Тя, Христе, носяща тело земное и, в то же время, вопреки всяким законам – возшедша на облак и к небесныя восходяща (тропарь 4-й песни канона утрени накануне)… Зрят дальше: Он, Сей «Человек», поднимается «выше» их (стихира на Господи, воззвах)… И «начальники ангелов», смотря восхождения странное (странность, диво, чудо), сначала недоумевахуся друг ко другу: что видение сие? Человек убо зраком видимый, однако, якоже (как) Бог, превыше небес с плотию восходит (стихира на хвалитех). И, удивленные, начали спрашивать, друг другу вопияху: кто есть Сей? Они готовы были сначала даже усумниться. Но глаголет к ним – в стихирах не сказано – Кто? – но ясно, что это Сам Отец: Сей есть Державный и Сильный! Сей есть сильный в брани! Сей есть воистинну Царь славы! (стихира на стиховне). И тогда все сразу меняется… Мгновенно ангелы превращаются в «повинующихся» слуг… И потом, узнав и сами и «видяще своего Владыку» (стихира на Господи, воззвах в пятницу вечера Вознесения), с величайшим торжеством стали встречать «Славы Царя» (тропарь 9-й песни 1-го канона)… Для этого они разделились, – согласно небесному порядку иерархии ангельских чинов, – на ряды – от низших к высшим… И около каждого ряда стояла «застава» для человека падшего, или «врата», как постоянно говорится в стихирах и каноне… Но теперь эти «врата» нужно немедленно убирать с пути Царя… И вот горние силы стали «взывать», передавать друг Другу:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В описании богослужения Пятидесятницы Студийско-Алексиевский Устав (далее – САУ) имеет много общего с Евергетидским Типиконом. Накануне в субботу назначается поминовение усопших по чину мясопустной субботы. В отличие от Евергетидского Устава, на вечерне в пяток вечера вместо прокимна указывается Аллилуиа, и по обычной ектении не поется тропарь в конец вечерни, а диакон произносит Премудрость , и следует отпуст. Паннихис после вечерни САУ не знает. На утрени вместо Бог Господь поется Аллилуиа с тропарем и по 17 кафизме седален мученичен с покоином из Октоиха. Вместо канона дневного святого, служба которого по САУ отменяется, первым поется заупокойный канон Октоиха 6 гласа 81 . Не упоминается о приготовлениях параекклисиарха в усыпальнице после 6 песни, светилен поется нынешний Память совершающе . На хвалитех (в гробнице) 3 мученична Октоиха и 3 подобна с  Господи, воззвах , после чего с отдельными стихами поются еще другие стихиры Октоиха; на стиховне к 1-й и 3-й стихирам Октоиха и 2-й – Триоди прибавляются с отдельными стихами иные стихиры (к примеру, нынешний славник стиховен вечерни). После отпустительного тропаря ( Со святыми упокой. .. или Воистинну суета.. . или Помяни, Господи ) диакон произносит заупокойную ектению с 40-кратным Господи, помилуй 82 , после чего следует отпуст. На Литургии 4 песнь канона на  Блаженнах . На праздничной вечерне в отличие от Евергетидского Типикона в САУ на  Господи, воззвах 9 стихир (1-я трижды), на стиховне нынешняя стихира попразднства, глас 7: Параклита имуще , исполняемая трижды с нынешними стихами; панихида отсутствует; на утрени одна кафизма с седальном и чтением Слова на 50-ницу святителя Григория Богослова; в канонах ирмосы и тропари по дважды. На хвалитех, в отличие от нынешнего Устава, на  Славу, и ныне : повторяется 3-я стихира. На стиховне (великого славословия нет) поются нынешние 1-3 самогласны с  Господи, воззвах , на  Слава, и ныне : 1-й. О часах не упоминается. На Литургии ко 2 антифону припев: Спаси ны, Сыне Божий, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа. Входный стих: Велия слава Его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на Него . На вечерне в день праздника на  Господи, воззвах 3 стихиры Некнижныя ученики по дважды, на  Слава, и ныне : то же. О коленопреклонных молитвах замечание: «чтет из алтаря на слух всем». Прочее как в Евергетидском Уставе, за исключением указания о повторении стиховен и о каждении на них. Повечерие не упоминается. На утрени все соответствует предписаниям Евергетидского Типикона, только на хвалитех поются 3 хвалитные стихиры праздника (на Слава, и ныне : повторяется 1-я), а на стиховне нынешние 1-3 с  Господи, воззвах (на Слава, и ныне : повторяется 1-я). Предписания о попразднстве в САУ имеют много общего с указаниями Евергетидского Устава. 2. 4. Афоно-Студийский Типикон

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Причастен: Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуия (трижды). – Гл. 8. Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуия (трижды). В Четверг на утрени Стихира на стиховне, гл. 3. Господи мне грешному положил еси покаяние, мене недостойнаго спасти хотя безмерною милостию Твоею. К Тебе припадаю моляся: постом душу мою приклони, яко к Тебе прибегох, Единому многомилостивому. В Четверг на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Омрачена мя прелестьми борца, Христе мой, просвети, омрачивый на кресте висяй солнце иногда, и просветивый верным свет истинный, оставления яве, яко да ходяй во свете Твоих повелений, достигну чисте воскресения Твоего зарю спасительную. Стихира на стиховне, гл. 4. Желающе Божественныя Пасхи причаститися, не от Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отъимем покаянием: препояшим чресла наша умерщвлением сластей; украсим ноги сапогми, возбранительными от всякаго дела лукаваго, и утвердимся палицею веры; не ревнуем врагом Владычняго Креста, боготворяще чрево, но последуим постом на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших. В Пятницу на утрени Стихира на стиховне, гл. 8. Постное завещание радостно восприимем: аще бо бы сие праотец сохранил, Едемскаго отпадения не прияли быхом. Красный бе в видение и добрый в снедь, уморивый мене плод; да не восхитимся веждами, ни да усладится наша гортань почитаемыми брашны, по приятии же безчествуемыми. Бежим невоздержания, и по насыщении страстен не покоримся; назнаменаимся кровию, о нас Веденнаго на смерть волею, и не коснется нас губитель; и снемы Пасху Христову священнейшую, во спасение душ наших. В Пятницу на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 5. Приидите, вернии, делаим во свете дела Божия, яко во дни благообразно ходим, всякое неправедное списание от себе ближняго отъимем, не полагающе претыкания сему в соблазн. Оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, далим требующим хлеб, и приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Праздничная Минея содержит избранные службы из Месячной Минеи, в том числе последования праздников Господских, Богородичных, особо чтимых святых. Предназначена она для употребления в храмах, в которых нет полного комплекта Месячной Минеи. В таком случае она служит дополнением к Общей Минее. У греков эта книга называется ανθολογιον (νθος – цвет), т.е. Цветослов, Цветная Минея. Дополнительная Минея была издана в начале ХХ века в качестве дополнения к Месячной Минее. Она включала службы святым, канонизированным b XIX–XX веке. Службы этой Минеи вошли в состав Месячной Минеи, изданной в 70–80 годы ХХ века. Состав Минеи На каждый день в Минее имеется служба святому или празднику, отмеченному в данный день в Месяцеслове. В большинстве случаев каждый день в Минее имеет последование с изменяемыми молитвословиями для двух суточных служб – вечерни и утрени. Встречаются в Минее указания о совершении литургии, а также последования для повечерия и полунощницы. В конце Минеи содержатся четыре приложения с богородичными для стихир и тропарей. В богослужебных книгах молитвословия Минеи обозначаются словами «святого», «праздника». Исключением составляет период пения Цветной Триоди, когда словом «праздника» обозначают молитвословия не Минеи, а Цветной Триоди. Количество, виды молитвословий вечерни и утрени в Минее зависит от знака святого в уставе. Знак в уставе Вечерня Утреня Без знака 3 стихиры на «Господи, воззвах» с крестобогородичным, тропарь (может отсутствовать) Канон на 4, по 3 песни седален, по 6 – кондак, икос, по 9 светилен (может отсутствовать) Шестеричный 6 стихир на «Господи, воззвах», тропарь Канон на 6. Славословный 6 стихир на «Господи, воззвах», тропарь Канон на 6, хвалитные стихиры (4) Полиелейный 6 стихир на «Господи, воззвах», 3 паремии, стихиры на стиховне, тропарь Седальны по кафизмам, седален по полиелее, стихира после Евангелия, канон на 8 (иногда и канон Богородице), хвалитные стихиры (4) Бденный Малая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах», стихиры на стиховне. Великая вечерня: 8 стихир на «Господи, воззвах», 3 паремии, стихиры на литии, стихиры на стиховне, тропарь

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Следующая стихира стоит особняком. Поется она уже на утрени, на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Это стихира по 50-м псалме, т. е. после 50-го псалма. В приходском служении 50-й псалом часто опускается, и вот получается такое удивительное обстоятельство: стихира после того, чего никогда не бывает. На воскресном всенощном бдении она всегда одна и та же: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». Стихиры на хвалитех поются тоже на утрени. Способ пения стихир на хвалитех подобен пению стихир на Господи, воззвах. Называются они «на хвалитех», потому что «хвалите» — первое слово многих стихов псалмов 148-го, 149-го, 150-го. Эти псалмы составляют неизменяемую часть службы и находятся в Часослове. Сначала стихи этих псалмов поются подряд, затем сплошное пение останавливается, и к каждому стиху начинает припеваться по одной стихире. Этих стихир может быть 8, 6, 4. Есть евангельская стихира. Это стихира особенная, она присутствует только на воскресном всенощном бдении и практически никогда не выпадает. Она может вытесняться со своего привычного места, но не исчезает бесследно. Ее законное место — Слава в цикле стихир на хвалитех. Берется эта стихира из особого приложения Октоиха, поскольку зависит не от гласа, а от Евангельского чтения на этой службе. На утрени также могут быть стихиры на стиховне. Их строение, число и способ пения во всем подобны пению таких стихир на вечерне. На вечерне стихиры на стиховне бывают всегда, а на утрени — только будничной.   Сейчас мы переходим к рассмотрению самой крупной гимнографической формы, того жанра, который вытеснил к VIII веку древний кондак. Жанр этот называется канон (от греч. κανον — «правило»), может быть, потому, что он составлен по определенным правилам; точного объяснения этому названию нет. Канон состоит из песен. Максимальное и нормативное число песен — девять, т. е. больше девяти песен не бывает, но вторая песнь практически всегда отсутствует и поэтому большинство канонов состоит из восьми песен. Такие каноны, состоящие из девяти или восьми песен, называются полными. А бывает, что канон состоит из 2-х, 3-х или 4-х песен. Слово трипеснец вам знакомо, оно дало название книге Триодь, но существуют и другие неполные каноны: двупеснцы и четверопеснцы. Такие неполные каноны встречаются в системе Триоди, но есть они и в Минее. Как строится песнь канона? Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей канона. Слово «тропарь» в данном случае означает не центральное и главнейшее песнопение праздника, а имеет более широкое значение: это некая гимнографическая строфа из службы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Приготовительные песнопения к Великому посту Неделя Мытаря и Фарисея Стихира на Господи воззвах, гл. 1. Не помолимся фарисейски, братие; ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пошением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя. Стихира на стиховне, гл. 5. Отягченныма очима пойма от беззаконий моих не могу воззрети и видети высоту небесную: но приими мя, яко мытаря кающася, Спасе, и помилуй мя. На утрени, по 50-м псалме. Слава, гл. 8. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему; храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. И ныне: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Глас 6. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Глас 6. Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. Кондак: гл. 4. Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя. Стихира на хвалитех, гл. 3. Фарисеа велехвальный глас, вернии возненавидевше, мытаревой же благоумеленной молитве поревновавше, не высокая мудрствуем, но себе смиряюще со умилением воззовем: Боже, очисти грехи наша. Неделя Блудного сына Стихира на Господи воззвах, гл. 1. Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки Своея славы познание дарует: и таинственное вышним совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем, заклавшему же человеколюбному Отцу, и славному заколению, Спасу душ наших. Стихира на стиховне, гл. 6. Отеческаго дара расточив богатство, с безсловесными скоты пасохся окаянный, и тех желая пищи, гладом таях не насыщался, но возвратився к благоутробному Отцу, взываю со слезами: приими мя яко наемника припадающа человеколюбию Твоему, и спаси мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010