Стихиры на «Господи, воззвах…» поются: В седмичные дни: святого на 8, «слава», святого, «и ныне», богородичен воскресный по гласу «славы». (В субботу – богородичен воскресный настоящего гласа). Воскресное бдение святому без знака: Стихиры на 10: воскресных (3), восточных (4), все из Октоиха, святому из Минеи (3), «слава», стихира из Минеи гласа «славы», «и ныне», воскресный богородичен настоящего гласа (напечатан в Октоихе после стихир на «Господи, воззвах…» и в приложении Минеи). Воскресное бдение святому, имеющему бдение или полиелей: На «Господи, воззвах…» на 10, а именно: воскресны гласа (3), восточна (анатолиева) (1), святого из Минеи (6), (при двух святых, каждому по (3). Воскресное бдение святому, поемому «на 6»: стихиры на «Господи, воззвах…» на 10: воскресны гласа (3), восточны (3), святого (4). «Слава», святого, «и ныне», воскресный богородичен гласа. На «и ныне» – открываются Ц.В. и совершается вход. Вход Диакон на входе отверзает Ц.В., берет кадило от служителя, подносит его с правой стороны иерею для благословения, говоря: «Благослови, владыко, кадило»; приняв благословение, целует край св. престола и идет перед иереем через горнее место в северные двери к Ц.В. Впереди идут свещеносцы. Диакон: во время пения Богородична перед Ц.В. стоя справа от священника чуть впереди слегка обратясь к нему, наклонив голову, и держа орарь тремя пальцами правой руки, тихо говорит: «Господу помолимся». Священник: тайно молитву входа: «Вечер и заутра…» Диакон: По молитве, поклонившись, говорит священнику, показывая орарём к востоку, держа его тремя пальцами правой руки: «Благослови, владыко, святый вход». Священник: Благословляет к востоку, говоря: «Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда, ныне и присно и во веки веков». Диакон: «Аминь» и кадит иерея и, став в царских вратах, ожидает окончания пения богородична (догматика). Диакон: после пения богородична, начертав крест кадилом, возглашает: «Премудрость, прости». Хор: «Свете тихий…» Диакон: Войдя в алтарь, кадит престол и горнее место.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол и Евангелие – святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее). Отпуст вседневный. §4.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае славословного Богородичного праздника в седмичный день В Типиконе всего три славословных Богородичных праздника: 9 декабря, 2 июля, 31 августа. В эти дни Октоих не поется, а устав богослужения сходен с уставом великих Богородичных праздников, разве что отсутствуют те элементы, которые принадлежат исключительно бденному и полиелейному богослужению (паремии, лития, полиелей и другие). Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры праздника на 6; «Слава и ныне»: стихира праздника. В субботу «Слава»: стихира праздника; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами. «Слава и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь праздника (единожды). Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма 395 . Повечерие Канон Богородице из Октоиха по обычаю. По Трисвятом: кондак праздника. Полунощница Вседневная (в субботу – субботняя) полунощница по чину. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Кафисмы 2 по Уставу; если славословие совершается в период зимнего расписания (9 декабря), то 3-я кафисма переносится на вечерню грядущего дня. Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Канон: 1-й канон праздника на 8 и 2-й канон праздника на 6. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. По 6-й песни: кондак и икос праздника. По 9-й песни: светилен праздника; «Слава, и ныне»: другой (или этот же) светилен праздника. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры праздника на 4; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По славословии: тропарь праздника. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма. На часах Тропарь и кондак праздника (на каждом часе). Литургия «Блаженны» на 8: 3-я песнь 1-го канона праздника на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Возглас: «Благословено Царство...». Обычное начало (с «Царю Небесный...»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы ). Великая ектения. Кафизмы нет. «Господи, воззвах», глас 1-й. В это время заканчивается проскомидия, и совершается каждение всего храма. Примечание. «Господи, воззвах поем во глас 1-й. Иерей же и диакон отшедше творят проскомидию. И ставим стихов 8, и поем стихиры воскресны 4, глас 1-й: Вечерния наша молитвы: В тоже время кадит диакон. И Триоди самогласны 3, глас 8-й, на 4» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «Таже, Господи, воззвах, во глас 1-й. Обители же священницы и диакони вси, достигшу стиху, глаголющу: Падут во мрежу свою: полагающе поклон, отходят, и облачатся и сии во одежди, и творят проскомидию» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и Великой Субботы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днешний день...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход с Евангелием (перед Плащаницей). «Свете Тихий». Прокимна нет. Царские врата затворяются, и тотчас начинается чтение 15 паримий Триоди (по традиции, перед Плащаницей). Примечание. «Прокимен не глаголется: Но абие иерей, или диакон, Премудрость. И начинает чтец чтения дне Триоди по чину их. Всех же чтений 15» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). Сначала читаются 1–6 паримии. В конце 6-й паримии, на словах: «И рекоша глаголюще», царские врата, по традиции, отверзаются. Чтец возглашает: «Поим Господеви». Певцы поют на 5-й глас: «Славно бо прославися». Чтец возглашает следующие стихи из песни пророка Моисея, певцы на оба лика после каждого стиха поют: «Славно бо прославися». После всех стихов, чтец: «Слава...». Певцы: «Славно бо прославися». Чтец: «И ныне...». Певцы: «Славно бо прославися». И в заключение сам чтец поет: «Славно бо прославися». Царские врата затворяются. Читаются 7–15 паримии. В конце 15-й паримии, на словах: «Благословен еси на тверди небесней, и препетый, и превозносимый во веки», царские врата, по традиции, отверзаются, и поется песнь трех отроков (в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь пророка Моисея). Поется: «Господа пойте и превозносите во вся веки»; далее чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому стиху припевают: «Господа пойте и превозносите Его во веки». К стиху «Да благословит земля» должно петь: «Господа да поет и превозносит Его во веки». После стиха «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа» следует петь: «Господа поем и превозносим Его во веки». Затем чтец: «И ныне». Певцы: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Последний стих, по традиции, поет сам чтец: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

8 Подчеркнем, что сейчас мы говорим только о стихирах и не рассматриваем другие песнопения воскресного Октоиха: каноны, седальны и проч. 9 На малой и великой вечернях на «Господи, воззвах» и в начале стиховны приводятся одни и те же стихиры «воскресны». 10 То есть имеющие алфавитный акростих: каждая из 24 (3 × 8 гласов) стихир начинается с новой буквы греческого алфавита. 11 Весьма вероятно, что эти богородичны, имеющие акростих ΙΩΑΝΝΟΥ (первые семь, по первым буквам строф) AMHN (последний богородичен, по первым буквам строк), то есть «Иоанново. Аминь», следует рассматривать не как самостоятельный цикл, а как составную часть цикла алфавитных стихир воскресного Октоиха. 12 Помимо Октоиха, эти 8+8 богородичнов включены в состав Ирмология и т. н. первого приложения к томам Минеи. 13 Наличие той или иной «воскресной» или «анатолиевой» стихиры уже в Древнем Тропологии свидетельствует о преемственности между Тропологием и Октоихом и позволяет частично реконструировать ранний этап истории развития Октоиха. Аналогичная работа может быть, вероятно, проделана и на материале богородичнов, но их корпус остался за рамками настоящей статьи. 14 Гласы стихир указываются согласно русской традиции, с 1-го по 8-й, то есть не так, как в греческом оригинале (где после «аутентических» гласов с 1-го по 4-й идут «плагальные» гласы, вновь с 1-го по 4-й). 15 Итак, например, 3-я «воскресная» стихира на «Господи, воззвах» 5 гласа обозначается как 5ВВ3, «воскресная» стихира на стиховне 6-го гласа – как 6ВВ4, 2-я «анатолиева» стихира на хвалитех 1-го гласа –как 1АУ2, и т. д. 16 Число, следующее за этими шифрами, означает номер страницы в томе; нередко Рену снабжает песнопения порядковой нумерацией, в таком случае после ссылки на страницу через двоеточие указывается и этот номер (тогда как при цитировании ДрИ через двоеточие указывается номер строки на странице: см. прим. 3). 17 Как показал Ш. Рену [R2, 285, note 4], текст 7АВ4 заметно отличается от соотнесенной с ним в издании 1980 г. строфы Древнего Иагари [ДрИ, 478:16; R1, 321:9].

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

10 Протоиерей Ростислав Лозинский. Русская литургическая письменность. (Пути исторического развития и анализ богословского содержания). Т. 1–2. Кострома, 1964–1967. Т. 1. С. 597 (машинопись). 15 Служба всем святым новым чудотворцем Российским, напечатася первым тиснением в христианской типографии при Преображенском богадельном доме. Творение инока Григория (XVI век). 16 Спасский И. Первая служба всем Русским Святым и ее автор//Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1949. 9. С. 54. 17 Служба всем святым новым чудотворцем Российским. Великая вечерня, ины стихиры на Господи, воззвах, 1-я стихира. 20 Там же. Малая вечерня, стихиры на Господи, воззвах, Слава. В приводимых примерах сохраняется пунктуация автора службы. — м. И. 58 Служба всем святым, в земле Российстей просиявшим. Великая вечерня, 1 я стихира на Господи, воззвах. С. 3. 66 Служба всем святым, в земле Российстей просиявшим. Утреня, канон, песнь 3-я, тропарь 5-й. С. 8–9. 81 Там же. Канон на молебном пении, песнь 1-я, тропарь 1-й. С. 28. Здесь и далее курсив в цитатах наш. — м. И. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/o-sozdanii-sluzhbyi-vs...

Стихира на стиховне, гл. 8. Светлостию жития вашего учителие равноапостольнии, яко звезды небесныя на тверди церковней просияли есте, и мрежею учений ваших многия языки Христу уловивше, ко свету неприступну востекли есте, идеже со Ангелы ныне водворяюшеся, мольбу сотворите о нас, священную память вашу о Господе празднующих. Тропарь, гл. 4. Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие Богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в православии и единомыслии, умирити мир, и спасти души наша. Величание. Величаем вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся словенския страны ученьми просветившия и ко Христу приведшия. Прокимен, гл. 4. Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Кондак, гл. 3. Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник Богопознания нам источивших, из него же даже до днесь неоскудно почерпающе, ублажаем нас Кирилле и Мефодие, престолу Вышняго предсоящих и тепле молящихся о душах наших. Стихира на хвалитех, гл. 4. Кирилле и Мефодие Богомудрии апостольским стопам последующе, ко взысканию людей заблуждших единомудренно подвигшеся, яко орли скоропарящия, страны словенския облетели есте, яже светом Богопознания озаривше, приведосте ко Иисусу человеколюбцу и Спасу душ наших. Святым первоверховным Апостолом Петру и Павлу Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла, разделеные телссы и совокупленье духом, Богопроповедников первостоятели? оваго убо, яко апостолов предначальника: оваго же, яко паче инех трудившася. Сих бо воистинну достойно бессмертныя славы венцы венчает Христос Бог наш, имеяй велию милость. Стихира на литии, гл. 5. Премудрость Божия, соприсносущное Слово Отчее, яко же в Евангелиях предрече, многоплодныя лозы, вы есте всехвальнии апостоли: иже грозд зрел и красен во ветвех ваших носящий. Его же вернии ядуще, услаждаем вкус к веселию Петре каменю веры, и Павле похвало вселенныя, утвердите стадо, еже стяжаете ученьми вашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Авторитет автора службы и ее редактора был столь велик, что вопреки существующей практике духовная цензура вообще не рассматривала этот текст. Следует отметить, что на уровне лексики эта служба вполне корректна, хотя по содержанию многие места имеют антисемитское звучание. Текст службы был утвержден с внесением трех исправлений, принадлежащих, по всей видимости, митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому) . Исправлению подверглась фраза: «Оле безумия иудейскаго, ибо и пси разумнее вас явишася» (согласно житию, тело младенца Гавриила было найдено через три дня после убийства благодаря собакам, которые лаяли, но не тронули тела). В новой версии эта фраза стала звучать так: «Оле безумия иудейскаго, ибо неразумнии пси свидетелие на вас явишася». Фраза «Гавриил младенец от Иудей страсть приимаше» исправлена на «Гавриил младенец за Христа страсть приимаше». И, наконец, фраза «тогда бо от иудей и еретик мучения христиане приимаху, ныне же от обою соблазном вдаются люте» исправлена на «ныне же от противобожников соблазнов вдаются люте». Можно предположить, что сомнения вызывали и другие фрагменты службы. В архивном деле, посвященном утверждению этой службы к печати, имеется корректурный оттиск, в которым карандашом подчеркнуты некоторые места 59 . Мы не знаем, кому принадлежат эти подчеркивания, но очевидно, что выделенные фрагменты воспринимаются не как антииудейские, но как антисемитские. В первую очередь подчеркиваются места, в которых упоминает кровь младенца Гавриила: «…и младенческую кровь до конца истощивших» (Стихира 2 на Господи воззвах); «Первее бо, кровь твою помалу изливше, еле жива суща тя оставиша иудеи, да множайшим мукам предадут твое непорочное тело, еже и смерти предавше конечным крове истощанием, на ниву в день Святой Пасхи тое безстудне извергоша» (На стиховне стихира 1); «…младенческое тело … из негоже всю кровь мучители извлекоша и кожу его повсюду прободоша» (На стиховне, стихира 2); «Излиянными твоими кровьми, Гаврииле, мучениче Христов, иудейское нечестие посрамляется, и еретическая блуждания обличаются» (Седален по полиелеи); «Днесь льстивными словесы младенец из дому отча изводится, днесь неповинная того кровь проливается, и в подземелие святый Гавриилъ от иудей заключается» (Стихира по 50-м псалме); «О, каковая терпения твоего крепость, избодение бо, и медленное крове испущание» (Седален, глас 8); «…кровь свою неповинную на истерзание отдав иудеом жестокосердым» (Канон, песнь 4, тропарь 1); «…за распятаго Спаса, кровь свою изливаше» (На хвалитех, слава, глас 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Блаженны: Октоиха на 4 и святому из 3-й песни канона Минеи на 4. Тропари и кондаки по входе: как и в дни памяти непразднуемых святых (см. следующую главу настоящего раздела). Прокимны, аллилуия, причастны – дня и святого. Апостол, Евангелие – рядовой и святого. О непразднуемых святых В данном пункте мы рассмотрим особенности богослужения одному или двум непразднуемым святым в седмичный день, кроме субботы (особенности субботней службы будут указаны в пункте «О непразднуемых святых, если случатся в субботу). Устав такой службы находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) в последованиях служб непразднуемым святым (2 сентября, 3 сентября и т. д.) В день памяти непразднуемого святого совершаются вседневные вечерня и утреня со следующими особенностями: Вечерня Кафизма рядовая по Уставу; в неделю вечера и во все те дни, накануне которых совершалось всенощное бдение, кафизмы не полагается. Стихиры на «Господи воззвах...»: Одному святому: стихиры Октоиха – 3, стихиры святого – 3; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой крестобогородичен Минеи. Двум святым: стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого – 3; «Слава» – стихира первого святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой крестобогородичен Минеи. Входа нет. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...») 337 . Затем возможны 2 варианта: – если в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется богородичен (крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира «Славы», то порядок исполнения будет следующим: «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – крестобогородичен Минеи на ряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Песнописцы отмечают, что Иуда присутствовал на Евхаристической трапезе и причастился Тела и Крови Христа. Однако он формально участвовал в этом Таинстве, в силу своего жестокосердия не понял его сути (канон утрени, 3-я песнь, 2-й тропарь) и потому его же руки и уста, которыми он принимал великую святыню, теперь участвуют в предательстве: «Руце простерл еси, имиже хлеб приял еси нетления, прияти сребреники, уста к целованию принося льстивно, имиже Тело Христово и Кровь приял еси» (канон повечерия, 9-я песнь, 7-й тропарь). Составители песнопений не скупятся на отрицательные эпитеты в адрес Иуды (действительно, наверное, всех возможных критических слов не хватит для того, чтобы адекватно описать сущность этого предательства). Он называется «бессовестным», ибо Он предал Того, Кто умыл ему ноги, продал Того, Кто дал ему Свой хлеб и Чью Кровь он не стыдясь пил (канон утрени, 8-я песнь, 2-й и 3-й тропари). Иуда — «раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися» (4-я хвалитная стихира); из этих эпитетов особое внимание обратим на фразу «раб и льстец», которая в греческом оригинале звучит как игра слов: δολος κα δλιος. Эта фраза встречается трижды (кроме указанной стихиры, еще в кондаке и икосе) и характеризует его как раба страстей и коварного обманщика. Кроме того, Иуда повел себя как истинный потомок тех нечестивых израильтян, которые восставали против Бога и Моисея: как те ели манну и вместе с тем роптали и клеветали на Питавшего их, так и «сей злочестивый Небесный Хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела», обнаружив свой «несытный нрав» и продемонстрировав «дерзость безчеловечную» (стихира на «И ныне» на «Господи, воззвах…» в четверг вечером). Сам его лукавый поцелуй не может не вызывать возмущения своей абсурдностью: «Лобызаеши и продаеши, Иудо, целуеши и не стыдишися, лестию притекий. Кто ненавидя лобызает, треокаянне? Кто любя продает на цене?» (канон повечерия, 4-я песнь, 6-й тропарь). В этом поступке открылась истинная сущность нечестивца: «Днесь Иуда нищелюбия сокрывает лице, и лихоимства открывает зрак». Предав Спасителя, Иуда «поверже святая псом»; при этом он не только продал «Непродаемого», но и весьма «продешевил», ибо взял за Владыку цену раба: «не скуп является к цене, но яко раба бежащаго продает» (2-я стихира на стиховне утрени). Безумие поступка Иуды хорошо отражено в следующих словах: «Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение?» (3-я стихира на стиховне).

http://azbyka.ru/predatelstvo-iudy-v-pes...

  Следующий тип текстов, которые мы должны рассмотреть — стихиры . Стихира, как и тропарь, представляет собою строфу, но почему же она называется стихирой? Она называется так потому, что припевается к стиху псалма. Мы перечислим все виды стихир в порядке появления их в службе, но это самый общий список, и нет такой службы, в которой бы присутствовали все виды стихир, которые мы собираемся здесь назвать. Рассмотрим стихиры в порядке появления их в службе. Первый вид — стихиры на Господи, воззвах (начальные слова псалма, к которому они припеваются). Это первые стихиры, которые появляются на вечерне. Псалмы 140-й, 141-й, 129-й, 116-й составляют неизменяемую часть богослужения и находятся в книге Часослов. Именно к их стихам припеваются стихиры, которые называются стихиры на Господи, воззвах. Этих стихир может быть разное количество: 10, 8, 6, 4. Есть уникальный случай в среду 5-й седмицы Великого поста, когда поется 30 стихир на Господи, воззвах. На Благовещение этих стихир бывает 11. Как же соединяются стихи псалма и стихиры? Сначала стихи псалма поются подряд. Потом пение «подряд» останавливается, и к каждому стиху начинает припеваться по одной стихире. Цикл стихир заключается пением стихир на Славу, и ныне. Надо запомнить, что стихиры, поемые на Славу, и ныне никогда не входят в счет стихир. Стихиры поются на 10 или на 8 и т. д., не считая стихир на Славу, и ныне. Стихиры на литии. Стихиры эти поются без стихов, и количество их очень разнообразно: от 1 до 9. Звучат они во время выхода на праздничную литию. Стихиры на стиховне . Они располагаются ближе к концу вечерни. Стихиры на стиховне называются так потому, что для них нет постоянных стихов псалма, каждый раз выбираются особенные, соответствующие содержанию стихир. Есть, конечно, случаи, когда они повторяются, но такого твердого цикла, как на Господи, воззвах, нет. И еще они отличаются тем, что к первой стихире нет стиха. Стихир этих, как правило, три (как уже известно, не считая стихир на Слава, и ныне), но в отдельных случаях бывает четыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010