На «Господи, воззвах…» . Стихиры на 10: Триоди – 4 (1-я повторяется), мучеников – 6; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Вход с кадилом. Прокимен великий («Не отврати Лица Твоего…» или «Дал еси достояние…»). Паремии мучеников – 3. «Сподоби, Господи…» (на практике поется). Переоблачения в черные одежды не бывает (по причине праздника). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Богородице ты еси Лоза…». «Ныне отпущаеши…» (можно спеть). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный по гласу тропаря. Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш...» (полный праздничный отпуст с поминанием святого храма и празднуемого святого). Хор: «Великаго господина...». 3) Если праздник случится в четверг (любой седмицы, кроме 5-й), а также в пятницу 5-й седмицы, то вечерня накануне праздника совершается в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. В этом случае особенности касаются только пения стихир на «Господи, воззвах…» и чтения паремий. Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…» стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен дважды, мученичен и 3 стихиры «подобны»), Минеи – 4; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Прокимены Триоди. Паремий 5: Триоди – 2 и мучеников – 3. Далее последование литургии по чину. Отпуст полный праздничный с поминанием святителя Григория Двоеслова , святого храма и мучеников. Особенности повечерия Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следующие особенности: 1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и без пения. По Трисвятом : тропарь мучеников, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бывает (правда, крайне редко) на «Господи, воззвах» поется больше, чем 10 стихир. Скажем, на Благовещение поется 11 стихир (11–я стихира имеет особый запев: «Творяй Ангелы своя духи…» — стихира Архангелу Гавриилу). А на вечерне в среду 5–й седмицы Великого Поста поется 30 стихир на «Господи, воззвах». Почему? 6 рядовых стихир и 24 стихиры по алфавиту (по числу букв греческого алфавита). Стихиры эти приписывают Андрею Критскому, но, по всей видимости, они ему не принадлежат. Давайте двигаться от простого к сложному. Вначале изучим будничную службу — службу без красного знака либо четверичную, либо шестеричную. Как тогда поются стихиры на «Господи, воззвах»? 6 стихир: 3 Октоиха и 3 Минеи. Если два малых святых, то все 6 стихир — из Минеи (по 3 каждому святому). Если святой шестеричный, т. е. служба имеет знак три точки несовершения служения, то все 6 стихир — их Минеи (этому святому). Здесь, правда, может возникнуть затруднение. Предположим, святой шестеричный и нужно петь стихиры на 6, согласно этому указанию. Но если вы откроете Минею, то увидите там только 4 стихиры. Значит, первые две стихиры придется пропеть дважды. Это общее правило: если не хватает стихир или тропарей канона до указанного уставом количества, то первые стихиры и тропари повторяются до тех пор, пока не восполнится указанное уставом количество. Что касается праздничных служб, их мы разберем несколько позже. Далее: «Слава», святому Минеи (если есть). Иногда бывает так, что Минея указывает дополнительную стихиру — седьмую, которая поется после запева «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Такая стихира обычно называется славником. Так что после шести стихир поется славник святому, если таковой имеется. Славник, если он есть, по уставу поется на сходке — двумя ликами. Соответственно, в этом случае Богородичен — тоже. Как только появляется славник, сходимся на середине. Иные Богородичны или Крестобогородичны. Если славник отсутствует, то Богородичен или Крестобогородичен поется на «Слава, и ныне «. Какой Богородичен? Ответ на этот вопрос не вполне однозначен. Там целая наука о поиске Богородичнов, в экзаменационной программе об этом отдельный пункт, так что пока я об этом говорить не буду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого храма, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира храма; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен; – если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична, то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь храма; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря храма. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 4 и храма на 6; «Слава»: стихира храма; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии храма – 3. Стихиры на литии: стихиры храма; «Слава»: стихира храма; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира храма; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь храма (единожды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь храма, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря храма. Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря храма), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу «В неделю на утрени на Бог Господь»). Величание и избранный псалом святого храма. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален храма по 1-й кафисме, седален храма по 2-й кафисме, «Слава»: седален храма по полиелеи, «И ныне»: Богородичен седальна храма по полиелеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Посему рцем Ему: на страсть пришедый, благословен еси, Спасе (там же 3-й тропарь 9-й песни). В первой же стихире на малой вечерне праздника указывается на эту прямую и ближайшую цель: – Приял еси победную песнь… грядый ко страсти, Трисвятым пением от ангел воспеваемый. – Ваиа добродетелей принесем Христу Богу, грядущему нас ради человечески пострадати волею, Божества (же) крепостию всем бесстрастие даровати (4-я стихира на «Господи, воззвах» на малой вечерне праздника). – Нас ради на заклание грядый… восседает на жребя (стихира и ныне на «Господи, воззвах» на малой вечерне праздника). – Паки грядет к тебе, убийце Иудее, Христос, спасительную страсть желая исполнити яко Бог; егоже искала еси камением убити, се к Тебе самозван хотя приходит ко убийству твоему, во еже спасти нас (2-й тропарь 9-й песни канона в среду Ваий). Поэтому и в паримиях говорится о кровавом пути к победе над врагами. – Исперет (Иуда, сын Иакова – Христос), то есть моет, вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое ( Быт. 49:11 ), – прообразовательно этим указывается на кровь Искупителя. – И в крови завета Твоего испустил еси узники Твоя (по-русски: «ради крови завета») ( Зах. 9:11 ). – Входя, Господи, во святый град… потщался еси приити на страсть (стихира на литии). – Слава Тебе, Христе, в вышних седящему на престоле и ныне чаемому с честныя Твоим Крестом (5-я стихира на литии). – Восхвалите согласно, людие и языцы (народы): Царь бо ангельский взыде ныне на жребя и грядет, хотяй на кресте поразити враги, яко Силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю! Слава Тебе, Спасу Христу (седален по 2-й кафизме и ныне). В молитве при освящении верб читаем: да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Господь ныне пришел в Иерусалим на вольную страсть. Шестая песнь канона вся посвящена мысли, что слава Нового завета, основание Божьего Царства, освобождение пленников – все это плод «Крове». Возопиша с веселием праведных дуси: ныне миру Завет Новый завещается, и да обновятся людие кроплением Божия Крове (ирмос 6-й песни канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Бывает (правда, крайне редко) на «Господи, воззвах» поется больше, чем 10 стихир. Скажем, на Благовещение поется 11 стихир (11-я стихира имеет особый запев: «Творяй Ангелы своя духи...» – стихира Архангелу Гавриилу). А на вечерне в среду 5-й седмицы Великого Поста поется 30 стихир на «Господи, воззвах». Почему? 6 рядовых стихир и 24 стихиры по алфавиту (по числу букв греческого алфавита). Стихиры эти приписывают Андрею Критскому , но, по всей видимости, они ему не принадлежат. Давайте двигаться от простого к сложному. Вначале изучим будничную службу – службу без красного знака либо четверичную, либо шестеричную. Как тогда поются стихиры на «Господи, воззвах»? 6 стихир: 3 Октоиха и 3 Минеи. Если два малых святых, то все 6 стихир – из Минеи (по 3 каждому святому). Если святой шестеричный, т.е. служба имеет знак три точки несовершения служения, то все 6 стихир – их Минеи (этому святому). Здесь, правда, может возникнуть затруднение. Предположим, святой шестеричный и нужно петь стихиры на 6, согласно этому указанию. Но если вы откроете Минею, то увидите там только 4 стихиры. Значит, первые две стихиры придется пропеть дважды. Это общее правило: если не хватает стихир или тропарей канона до указанного уставом количества, то первые стихиры и тропари повторяются до тех пор, пока не восполнится указанное уставом количество. Что касается праздничных служб, их мы разберем несколько позже. Далее: «Слава», святому Минеи (если есть). Иногда бывает так, что Минея указывает дополнительную стихиру – седьмую, которая поется после запева «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Такая стихира обычно называется славником. Так что после шести стихир поется славник святому, если таковой имеется. Славник, если он есть, по уставу поется на сходке – двумя ликами. Соответственно, в этом случае Богородичен – тоже. Как только появляется славник, сходимся на середине. Иные Богородичны или Крестобогородичны. Если славник отсутствует, то Богородичен или Крестобогородичен поется на «Слава, и ныне «. Какой Богородичен? Ответ на этот вопрос не вполне однозначен. Там целая наука о поиске Богородичнов, в экзаменационной программе об этом отдельный пункт, так что пока я об этом говорить не буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К этому отделу у г. Малашкина присоединено окончание литургии, именно песнопения: «Благословен грядый» (стр. 26) по напеву известному и из Син. Обихода (л. 157); «Тело Христово» и «Видехом свет истины» по напеву придворному. Песнопение же «Да исполнятся уста» распето не известным в Великорусских изданиях речитативом с разделением на колена. Прочее окончание литургии весьма близко к обычному всюду напеву (стр. 28–29). «Под Твою милость» (стр. 30–31) есть сокращенный обычной клиросной практикой общеизвестный напев. Прокимны вечерние или девные, утренние и на литургии имеются не во всех ирмологах и помещаются в разных их отделах. Прокимны вечерние в ирмологе Головни (л. 4) киевского роспева, но короче изложенных в Синод. Обиходе (л. 26). У Малашкина (Всенощ. бд. Стр. 32) распеты не во глас тремя только напевами. В прочих ирмологах не имеются. Утренние прокимны в нотном изложении в первый раз встречаются в ирмологе 1709 г., где они распеты киевским распевом, подобным изложенному в «Руков. к практич. изучению древнего богослуж. пения», Н. Потулова, М. 1875 г. со стр. 347, но более развиты мелодически и положены на кварту ниже (срав. прокимны из литургии в Син. Обиходе, л.121 об.). У Малашкина (всенощ. бд. Стр 119) они изложены короче и проще; теми же напевами распеты: «Свят Господь» (стр. 156) и «Всякое дыхание» 8-ми гласов (стр. 122). В ирмологе Головни (л. 423 об.) имеются и прокимны на литургии под названием «аллилуиаревы», с повторением последних слов как и в Синод. Обих. на л. 121 об. и у Малашкина (ор. 45, стр. 7). II. Собственно Ирмолог. Содержащий ирмосы всего лета, с присовокуплением пред ними: «Господи воззвах», воскресных богородичных догматиков и «степени» Песнопение «Господи воззвах» 8-ми гласов имеется только в ирмологе 1709 г. В ирм. Головни, в особом отделе в конце книги (л. 422 об.) помещены «для охотников» по одной первой воскресной стихире каждого гласа с соответствующим запевом, киевского же роспева, но без песнопения «Господи воззвах». У г. Малашкина (стр. 10) «Господи воззвах» имеет во всех 8-ми гласах напев сходный с придворным. Затем поется по стихам весь псалом речитативно. Первая воскр. стихира каждого гласа распета по образцу «Господи воззвах» 6 . Глас 1-й

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха; – если есть светилен в Минее, то читается светилен святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...») 410 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны» Октоиха на 6. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого Минеи, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого (если есть) и дня. Апостол и Евангелие – святого (если есть) и рядовые. Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день в период пред- или попразднства Устав совершения службы малому святому в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 10 сентября, 22 ноября, 5 августа и прочих. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет славной стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак святого. На 3-м и 9-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак воскресный. Литургия «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4. По входе: – в храме Господском: тропарь воскресный, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный; – в храме Богородичном: тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропари: воскресный, храма, святого, кондаки: воскресный, храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Отпуст вседневный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…». §5.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае отдания двунадесятого праздника в неделю Если в неделю случится отдание двунадесятого праздника, то воскресная служба соединяется с песнопениями праздника (которые поются на сам праздник). Исключением является только 25 ноября, когда совершается (то есть не отменяется) служба святому. Особенности богослужения на отдание двунадесятого праздника в неделю указаны в Марковых главах 12 и 21 сентября, 14 января, 9 февраля, 13 и 23 августа. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры праздника, которые берутся из великой вечерни, с их (то есть праздничными) припевами (а так как для трех стихир в Минее всего 2 припева, то первый припев поется дважды). «Слава, и ныне»: стихира праздника из малой вечерни праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 4 и праздника на 6; «Слава»: стихира праздника, «И ныне»: догматик настоящего гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Малые праздники также делятся на два разряда. Праздники со славословием (или святые со славословием) обозначены в Месяцеслове знаком красной скобки с тремя точками посередине . На утрени в эти дни поется Великое славословие, так же поются стихиры на " Хвалите», посвященные празднуемому событию. Но в праздники святых, имеющих славословие, поются каноны Октоиха, т.е. богослужение, в отличие от полиелейных праздников, совершается по двум книгам: Минее и Октоиху. Малые праздники второго вида обозначены черной скобкой с тремя точками , и святые, которые имеют этот знак, называются шестеричными или «святыми на 6». В эти дни совершается вседневная вечерня и утреня с теми лишь особенностями, что на «Господи воззвах» поются стихиры святому на 6 и на утрени поется (в современной практике читается) канон святому на 6 (в каждой песни канона 6 из 14 тропарей посвящены святому). Святые, не имеющие никакого знака в Месяцеслове называются малыми или непразднуемыми святыми. Этим святым положены только стихиры на " Господи воззвах» и канон на 4 (т.е. по 4 тропаря в каждой песни канона). О бденном святом, случившемся в неделю Воскресное богослужение, соединяемое со службой бденному святому, в своем чинопоследовании принципиально не отличается от «обычного» воскресного богослужения, но в то же время имеет некоторые характерные особенности в своей изменяемой части (стихиры, тропари, канон и т. п.). Причем эти особенности существенно зависят от того, в какой период случится богослужение: пения Октоиха или в период пред- и попразднства двунадесятого праздника. Поэтому необходимо рассмотреть оба возможных варианта. В период пения Октоиха Основные особенности богослужения (см. 3-ю главу Типикона) следующие: Малая вечерня На «Господи воззвах» : стихиры воскресные (Октоих) – на 4; «Слава» – стихира святому (Минея); «И ныне» – богородичен Октоиха (настоящего гласа). На стиховне: одна стихира воскресная (Октоих); 1-й припев из стиховни Великой вечерни Минеи (т.е. святому); 1-я стихира святому (Минея, Великая вечерня);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На стиховне стихира воскресная, глас 7-й: «Воскресл еси из гроба, Спасе мира…», и стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й, со своими припевами (стихиры святителя и припевы к ним см. на стиховне великой вечерни). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…» (см. на литии великой вечерни), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…» (см. на стиховне великой вечерни). По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 7-й. «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст («Христос, Истинный Бог наш…»), после чего хор поет многолетны. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, праздника, глас 8-й – 3 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Премудрости рачитель быв…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…». Вход с кадилом. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю). Паримии Минеи – 3. Сугубая ектения . «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения . На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й (см. на литии). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…». На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благодать чудес…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…» . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды). Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея . Окончание великой вечерни на бдении по обычаю . На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010