Приходские попечительства избирались общим собранием прихожан по простому большинству голосов. При этом непременно в состав попечительства должны были войти священник и сельский староста (в волостном приходе – волостной старшина). Все дела (решения, назначение расходов, отчетность и пр.) должны были вестись гласно. Каждый год попечительство отчитывалось «в заведываемых суммах и имуществе» перед общим собранием прихожан. Прихожане могли для проверки расходуемых сумм назначить ревизионную комиссию. Церковно-приходское попечительство в рамках своей компетенции пользовалось самостоятельностью, а для разрешения спорных вопросов могло обратиться к епархиальному архиерею. Церковно-приходские попечительства создавались медленно (вплоть до 1882 г.) и крайне неравномерно по епархиям: в некоторых епархиях их удалось создать десятки и сотни (в Самарской – 177, в Подольской – 266), а в других – считанные единицы. По данным С.В. Римского, церковно-приходских попечительств насчитывалось: в 1867 г. – 4048, в 1868 г. – 5327, в 1869 г. – 6870, в 1872 г. – 8873, в 1873 г . – 9257, в 1879 г. – 11616, в 1881 г. – 11950, в 1882 г. – 12074, 1883 г. – 11733, в 1894 г. – 14564, при этом часть ранее созданных попечительств прекращала свое существование. «В целом, – указывает С.В. Римский, – за годы реформы количество попечительств так и не достигло даже трети от общего числа приходских храмов» 297 . В 1868 г. было собрано попечительствами на церковно-приходские нужды 506,5 тыс. рублей, в 1883 г. эта сумма возросла до 2 млн. 245,6 тыс. рублей, но на 1 приход приходилось в 1868 г. менее 100 рублей, в 1883 г. – 191,4 рублей 298 , в 1894 г. – 2,8 млн. рублей, что было явно недостаточно для выполнения тех материально-благотворительных обязанностей, которые возлагало на попечительства «Положение» от 2 августа 1864 г. Характерно, что они охотнее жертвовали на украшение и содержание церквей (75%) и менее всего на содержание причтов (8%). Остальные пожертвования шли на благотворительную деятельность в приходе 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

296 Об этом послании (так называет его сам Юстиниан в конце) упоминает Либерат (гл. 23), который свидетельсвует, что оно составлено по настоянию Пелагия, диакона римской церкви и апокрисиария, а потом одобрено папою Вигилием Прим. Лаббе — В подлиннике оно имеется на греческом и латинском языках См. Mansi, 9, 488 sq. 86, 1, 945 sq. Ред. 297 τας πιμελεαις . 298 Св. Иоанна Златоуста Бесед. на кн. Бытия, по русск. перев. Спб 1851. часть 1, стр. 202—203 Твор. IV, 1 (СПБ. 1898), стр. 103. 299 Слово 44, по русск. перев. Москва. 1844. часть 4, стр. 144. Изд. 3-е (М. 1889) ч. 4, стр. 116. 300 Св. Иоан. Злат. Бесед. на кн. Бытия, по русск. пер. Спб. 1851. часть 1, стр. 205—206. Твор. IV, I, стр. 104—105. 301 Слов. 45, по русск. перев. М. 1844. часть 4, стр. 158. Изд. 3-е (М. 1889), ч. IV, 128 302 Жит. пр. Антония, гл. 74 по русск. пер. М. 1853. ч. 3, стр. 268. Твор. ч. 3 (Тр. Срг. л. 1903), стр. 236. 303 На ариан слово 2-е, гл. 19 по русск. пер. М. 1852. ч. 2, стр. 285. Твор., ч. 2 (Тр. — С. л. 1902), стр. 287. 304 Посл. к Епиктету по русск. пер. М, 1852, ч. 3, стр, 338. Твор. ч. 3, стр. 298. 305 Беседа 16, по русс. перев. М. 1846. ч. 4, стр. 269, изд. 4 (Св. Тр. Серг. М. 1911), стр. 230—231. 306 Творения св. Григория нисск. по рус. пер. Москва. 1861, ч. 1, стр. 192—196. 307 Иероним, в письме 16, приписывает сие мнение Оригену. 308 Твор. Василия Великого по русск. переводу, Москва. 1845 г. часть 1, стр. 57 и 58. Изд. 4 (Серг. Л. 1900), стр. 52—53. 309 Твор. Григория Богослова по русск. перев. Москва. 1843 г. ч. 1, стр. 33. Изд. 3 (М. 1889), стр. 26. 310 Твор. Григ. Бог. сл. 15, по русск. перев. Москва. 1843 г. ч. 2, стр. 55 — 56. изд. 3 (М. 1889), стр. 46—47. 311 Твор. Василия вел. Пр. кр. Вопр. 267 по русск. перев. Москва. 1846 г. ч. 4, стр. 241. изд. 4 (Св.-Тр. Серг. М. 1901) стр. 290—291. 312 Там же, Москва. 1847 г. ч. 5, стр. 245—246. Изд. 4, ч. IV, стр. 207. 313 Творения Оригена , уч. александрийского в русском переводе. Изд. Каз. Д. Акад. Вып. I. О началах (Каз. 1899), стр. 46.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4152...

Том I. 5. 15 к извращению. 6. 7+(Богу). 8+( Евр. 13, 15 ). 14+(1, 3). 18+(1, 10). 7. 24+по Новому Завету. 8. 11 неподобен. 11. 15+( Мф.1:1–17 ). 38. 16+( Лк.3:23–38 ). 12. 29 призвано 31 рождено. 14. I. 1. а. 20. I, 1. δ. 27. I, 1. в. 47 23. Защищаясь против таких безумств. 28 снова. 50 17 увлекающее. 63 I. 3. а. 65 3. δ. 68 2–4 хотя и соприродно, но и отдельно, поскольку Он есть и мыслится другим (именно как Отец). 79 20 Жизни. 81 33+col. 9–656, «т. е.... Троице» – . 100 17 и имеющею. 101 8+(1, 9). 103 14+(1, 5). 106 32–33– 108 33 ξαπστειλεν. 110 31 т. е. что. 111 10 Обстоятелен Евангелист. 31+стр. 130. 119 12+(1, 9). 122 4 начало порока. 125 29 а не за. 130 I. 10. а. 132 I. 10. б. 136 3 подпали. 142 I. 14. а. 145 I. 14. δ. 147 I. 14. в. 30 Совершенном. 149 I. 15. а. 150 I. 15. 6. 155 11+(1, 15). 175 I. 29. а. 15 I. 29. б. 194 17 Еф.3:16. 197 24 явиться нам: окажется для нас. 198 31 ученикам. 199 1+(1, 36) I. 39. а. I. 39. δ. 200 I. 39. в. 21 толкование. 203 I. 46. а. I. 46. δ. 206 23 совершенно: вполне. 207 10 соделывать. 210 34 но: впрочем. 211 2 Но: И. 4 благ, – II. 14. а. 19+см. стран. 214. 213 5 уважением к этому: из стыда за них (преступления). 214 3+II. 14 δ сл. 220 23 путям: трапезам. 226 24 не сущее. 228 III. 11. а. 229 III. 11. δ. 234 30 Моисеева 32 именно по своей. 239 33+Энон., Син. в Энноне. 246 III. 31. а. 251 III. 31. δ. 252 III. 31. в. 29 как могли бы думать Его ученики. 253 8 говорит: 254 31 за Сына: Сына. 256 III. 34. а. 258 III. 34. б. 259 III. 35. а. 261 10 Его власть: данную Ему власть. III. 35. б. 264. III. 36. а. 265 III. 36. δ. 266 III. 36. в. 271 IV. а. 273 IV. 6. δ. 283 9 в рукотворных. 292 26 служа: будучи. 295 25–26 говоря по человечески. 297 IV. 27. а. IV. 27. δ. 298 —314— IV. 27. в. 302 14–15 преодолевать. 303 8 темного изучения: этой прикровенной речи. 306 IV. 35. а. 307 IV 35. б. 310 31. см. пропуск в конце 4-го тома. 315 15 вера: призыв к вере. 16 исполнение; удостоверение в исполнении. 318 32–33 содержится в стройном порядке. 320 7–8 совершенного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господ Христос свесавршено свих светих врлина. ту истину у виду, Свети Велики благовести: Ми се облачимо у Христа када волимо врлину, противимо се пороку, се правду неправди, ценимо умереност, се у добрим намерама, 284 … свети и истински предани врлини уде што су на блуд, нечистоту, страст, злу и лакомство ( Кол.3:5 )и живе у чистоти и светости. Α живот у Христу и прави живот 285 . се не само на хране телом и Господа Христа, него се и на небу хранити таквом храном, Господ исхрана виших духова и Он и извор блаженства, свих небеских Сила. Он све за све, и свакога по своме 286 . Човек живи у Христу, кад се бори са противницима кротост, безочности смиреност, пороку врлину, и тако односи коначну победу, све могу у Христу Исусу ми ( Флп.4:13 ) 287 . Непрекидно врлине неопходно ради тога, да праведник ни у чему не би имао недостатке него био готов на свако добро дело 288 . У погледу врлина не може се замислити ни од Господа Христа, ни од ο Свети Велики благовести: ο врлинама од онога оличено у самом Господу Христу. И и и благост, и храброст, и и правду – све у Господу. И разматра човечанско Господа Христа не може никаквог недостатка у врлинама. то, свети апостол Павле рекао: се на мене, као и на Христа ( 1Kop. 11, I ) 289 . плод побожности врлина 290 . Благодат светих и благодат светих врлина су. Оне се из друге, расте кроз другу, се другом. плод богочовечанске делатности и И све тако – док Христово не постане у нама, и не достигнемо «у човека савршена, у меру раста висине Христове» ( Еф.4:13 ). Сав у том молитвено-подвижничком искуству, свети Сирин благовести: Човек дужан призвати благодат, да би она обитавала у Α при благодати, човек успети у врлини 291 . Почетак пак сваке врлине вера 292 . По мери вере и обитава благодат у души 293 . спасти се него у свему Господу 294 . При врлине – не падати у од трудова, без трудова не може се познати врлина 295 . савршену одлучност Бог захтева од нас, и Сам нам снаге и победу 296 . Но и то: у се мери будеш подвизавао и трпео Господу, у се и ум и помисли Жели само спасти се, Господ оне упорно желе добити и помаже им 297 . По мери себе на дело – тело и душа се 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В обработке сей книги о таинствах видно участие Евфимия, монаха Чудова монастыря. Напр., л. 2 об., в тексте: блгодати юже имх члци – на поле: бдществовах. На полях указываются страницы книг, которыми собиратель пользовался. На л. 72–74. Образцы духовных завещаний по Греческой Кормчей, в древнем и в новом виде. В пример древней формы приведено завещание св. Григория Богослова (на Греч. перед его творениями) л. 74 об. В пример завещаний позднейших времён приводится завещание Марии, дочери Димитрия Кореси, составленное на остр. Хиосе в 1574 г. 296 (по преж. кат. 683). О семи таинствах церковных и воумление священникам, в 4 Д., скорописью, 374 л., XVII в. По листам подпись: а г октр въ дн , по указ великого гдна стйшаго киръ московского всеа всхъ сверныхъ странъ о т дана кнга стишаг келейны казны в ризниц . Л. 1. Оглавление книги о семи тайнах. С л. 3 следует самая книга. Тоже что в 295., только настоящий список представляет первоначальный текст сочинения без последующих исправлений, замеченных в описании упомянутого напр. относительно вида или совершения таинств Евхаристии и Елеосвящения. Нет в учении о таинстве покаяния постороннего отрывка, замеченного в 295. л. 35–45. Л. 137. дтемъ дховнымъ: паче же по по лица, чина, по совсти длъ. Тоже, что в ркп. 338 л. 38., но без дополнения, там замеченного л. 43–45. Л. 162. книги: Воумление от архиерея и л. 163 самая книга сия. См. о ней ниже в 297. и 298. Между сими двумя рукописями настоящая должна занимать среднее место. В ркп. 298 означенная книга представляется в первоначальном виде, в 296 исправленною, а в 297. после вторичного исправления. Так пресуществление св. Даров в Евхаристии в ркп. 298 л. 25 об. и 26 производится от слов Спасителя: приимите ядите, а в списке 297 л. 62 и 109 решительно от молитвенного призывания Духа Св., благословения и произнесения слов: сотвори убо хлеб сей; в настоящем 296 списке л. 182 об. сперва сказано тоже, что в 298, потом на основании приведённых слов Иоанна Дамаскина , Никифора патр. Константинопольского и Катехизиса Греческого, т.е. Петра Могилы (тогда ещё не переведённого), утверждается таже мысль, какая и в 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

290 Не одно ли это лицо с Мокимом, экономом Иерапольским, которому адресовано письмо 258 (гл. 162)? 291 У блаж. Феодорита в 23-й главе «Истории боголюбцев» упоминается (Спб 1853, стр. 189) славный подвижник Антонин, но он не был ни пресвитером, ни архимандритом: но, может быть, он сделался таковым после написания названного сочинения. 293 Долих, Долихия – город в Евфратисии недалеко от Кира, подчиненный в церковном отношении Иерапольскому митрополиту. Тимофей был па Халкидонском соборе. См. у Н.Н. Глубоковского . Блаж. Феодорит I, стр. 357, прим 83. 296 Ср. Eranisties Theodoreti, dialog. III (Migne, gr. ser t. LXXXIII, col 256. p. 206–207) и ниже письмо 145. 297 Имя пропущено, но, отожествляя это сочинение с упомянутым в письме 109 (на стр. 122–123). т. е. со вторым диалогом «Ераниста». Гарнье (not. V ad h. epist.: Migne. gr. ser. t. LXXXIV, col. 297298) усматривает тут Евсевия , епископа Анкирскаго См. еще письмо 151. 298 По Гарнье (not. I et II ad h. epist.: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 298), писано в конце 449 года, когда Феодорит, осужденный на Разбойничьем соборе, еще не получил предписания касательно места жительства; но содержание письма заставляет относить его ко времени Маркиана, а не Феодосия Младшего. 301 Вследствие указа Маркиана, осуждавшего Разбойничий собор, и были упоминаемые здесь анафематства Евтихия, вероятно, в Константинополе, Антиохии и Иерусалиме (Гарнье). 302 Эгого адресата Гарнье склонен отождествлять с Киром, которому назначается 13-е письмо (стр. 11). 303 Блаж. Феодорит упоминает Иоанна в числе подвижников Кирской области («История боголюбцев», гл. 23, стр. 188–189 по изд. Спб. 1853), но во время написания «Истории боголюбцев» он архимандритом не был. 307 В рукописях Аспар (арианин) называется консулом ( πατος). но таким около 450 года был Авиен (в 452 году Проспер называет его уже консулярием: S. Prosperi Aquitani Chronicon integrum: Migne, lat. ser t. LI, col. 603), имя которого и ставит в заголовок этого письма Гарнье, предполагая ошибку переписчика в имеющихся кодексах (Dissert. II, сар V, § V, not II ad h. epist: Migne, gr. ser. t. LXXXIV col. 300). Нам представлялось гораздо вероятнейшим допустить описку πτ вм. πτικ (так Бароний, Annales, t. VIII, p. 62: ad an. 450 not. XLIII. Cnf. Pagii annot., not. XII ad an 450 ibid., p. 60–63. F.H. Clinton, Fasti romani, vol. II, Oxford 1850, p. 4/3), чем σπρι вм. βιν; но † проф. В.В. Болотов отвергает это, указывая, что бывший консул (ех consule ordinario) был бы обозначен иначе, ибо в обычной жизни consulares (correctores, praesides), πατικο назывались простые clarissimi – правители более значительных провинций (в той или иной области известного диоцеза), консулами ие бывшие и имевшие очень мачо шансов на это отличие даже не в близком будущем (см. «Христ. Чтение» 1892 г., 7–8, стр. 71–72).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

260 III. С. 391. Ср. в Летописи (IV. Отд. 2. С. 160). Аналогичное у Стефана Яворского (Викторияльные слова. Тр. К.Д. А. 1874. 6 . С. 111–112): «Рачительница и искательница истины, философия научает, яко всякая противная вещь при вещи противной бывает явственнейша». 268 «В нынешний год Церковь святая неделю по сошествии Святаго Духа двадесять третию, о легеоне бесовстем Евангелие имеющую, с собором св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных вкупе в един день случает» (III. С. 580). Ср. также III. С. 196; III. С. 440 и др. 283 Так Песн.1:7 (II. С. 85); 1:8 (=2:13) (III. С. 157 и С. 163); 4:4 (III. С. 163:298); 4:5 (III. С. 299); 4:7 (III. С. 299); 6:3 (III. С. 167); 7:4 (III. С. 298); 8:10 (III. С. 291:297). Ср. в особенности всю проповедь на текст 8:10 (Аз стена и сосца моя яко столп) – III. С. 291–310. 297 Совершенно то же, например, у преп. Макария Египетского : сердце – гроб, в котором погребены и помыслы и ум, объятые тяжелой тьмою. И Господь, «отвалив лежащий на душе тяжелый камень, отверзает гроб, воскрешает подлинно мертвую душу, освобождает заключенную в лишенной всякого света темнице» (Слово 7. Гл. 1). 311 II. С. 126. У Фомы Млодзяновского, вдохновлявшего свт. Димитрия, читаем о грешниках ада: «Это уже не тела, но проклятые обгорелые трупы: волосы покрывают всю голову, подобно мелким искрам, самая голова уже не голова, а обгоревшая головешка; эти вытаращенные глазища плачут, из горла вылетает пламень; все тело обратилось в горящий кустарник; бесстыдная шея покрыта раскаленными угольями... руки твои, которыми ты оскорблял Господа Бога твоего, и эти пять пальцев, и другие пять пальцев сделаются горящими свечами, из которых будет капать твоя кровь, смешанная с пламенем» (Мацеевич Л. Фома Млодзяновский//Труды Киевской Духовной Академии. 1870. С. 221). Ср. рассказ об омерзении демонов к блуду и восклицание свт. Димитрия «О нечистото плотская похотная, скаредная, паче пса, червия сквернейшая, и паче всех нечистот нечистейшая!» (III. С. 209) с восклицанием Фомы Млодзяновского: «О гадость, отвратительная больше пса изъеденного червями, больше всех человеческих рвот и извержений, больше всех сгнивших трупов! О гадость, которой сам диавол гнушается!» (Мацеевич Л. Цит. соч. С. 226).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

389. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Т.1. СПб., 1903. С. 354. 390. Полн. собр. соч. Д.С. Мережковского. Т. XVIII. М., 1914. С. 10-11. 391. Гоголь Н.В. Собр. соч. Т.З. М., 1994. С. 120. 392. Там же. Т.1. С. 187. 393. Лихачёв Д.С. Литература— реальность— литература. Л., 1981. С. 37-52. 394. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т.1. С-Пб., 1905. С. 301. 395. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.4. С. 109. 396. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 298. 397. Солженицын Александр. Малое собр. соч. Т.6. М., 1991. С. 384. 398. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 200. 399. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. С. 233-234. 400. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 297-298. 401. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 45. 402. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2. М., 1990. С. 195-196. 403. Там же. С. 67. 404. Ильин И.А. Собр. соч. Т.6, кн.З. М., 1997. С. 371. 405. См.: Сараскина Л. «Бесы»: роман-предупреждение. М., 1990. С. 253. 406. Русские эмигранты о Достоевском. С. 179. 407. Там же. С. 126-127. 408. Лосский Н.О. Цит. соч. С. 19. 409. «Православная беседа», 1997, С. З. 410. Русские эмигранты о Достоевском. С. 63, 68. 411. Там же. С. 182. 112. Там же. С. 20-21. 413. Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. Т.2. М., 1994. С. 25. 414. Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Т.1 .Paris, 1989. С. 422-423. 415. Богословские труды. 32. С. 278. 416. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 298-299. 417. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 1996. С. 825. 418. Лосский Н.О. Цит. соч. С. 55-56. 419. Де Сад, маркиз. Жюльетта. Т.2. М., 1992. С. 136. 420. Русские эмигранты о Достоевском. С-Пб., 1994. С. 383. 421. Филон Александрийский. Толкование Ветхого Завета. М., 2000. С. 209. 422. Там же. С. 220. 423. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония... С. 1050. 424. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989. С. 101.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

318 . Умное делание. О молитве Иисусовой: Сб. поучений св. Отцов и опыт, ее делателей/Сост. и предисл. игум. Харитона; Ново-Валаамский монастырь. – Репринт. изд. 1936 г. – Pieksamaki, 1991. – 298 с. – По алф. указ. авт. изречений см.: Игнатий Брянчанинов , еп. – С. 297. Поучения свт. Игнатия см. под 38, 74, 90, 148, 191–194, 196, 199, 200–205, 220, 221, 227, 255, 270, 304, 370, 371, 374, 379, 382, 384, 385:319. Чин внимания себе для живущего посреди мира. О чистоте//С.-Петерб. епарх. вед. – 1991. – 4. – С. 66–73: портр. 320 . Изречения, поучения, наставления, извлеченные из сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : О молитве Иисусовой; Слово о молитве Иисусовой; Слово о пути соединения человека с Богом и о мире Христовом: [Дух молитвы новоначального; Слово о келейном молитвенном правиле; Слово о церковной молитве; Слово о молитве устной и гласной; Слово о поучении, или памяти Божией; Слово о молитве умной, сердечной и душевной]: (в сокр.); О молитве//Сердце чисто созижди во мне, Боже!: Сб. святоотеч. изречений и поучений. – Репринт, изд. 1991 г. – Коломна, 1992. – С. 80–145. – Все тексты публ. в сокр. 321 . О наказаниях Божиих: Поучение в неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном//Журн. Моск. Патриархии. – 1992. – 5. – С. 20–22:322. О существенном делании монаха//Памятники Отечества. – 1992. – 2/3. – С. 31–38:323. Слово о человеке: (Из наследия епископа)//Сиб. огни. – 1992. – 1. – С. 3–33:324. Сотница первая: О трезвении троечастной души в молитве; Сотница вторая: Об очищении внутреннего человека, и о состоянии сыновней блаженной любви//И дух прав обнови во утробе моей!: Сб. святоотеч. изречений и поучений. Ч. 2/Свято-Троиц. Ново-Голутвин. монастырь. – Репринт. изд. 1991 г. – [Коломна], 1992. – С. 277–293. – Все загл. от ред. 325 . Умное делание. О молитве Иисусовой: Сб. поучений св. Отцов и опыт, ее делателей/Сост. игум. Харитон. – Репринт. изд. 1936 г. – [Загорск].: изд. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1992. – 298 с. – По алф. указ. авт. изречений см.: Игнатий Брянчанинов , еп. – с. 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

52) Ркп. 586 (собрания Д. В. Пискарева 151). Сборник XVII в., в 8°, на 306 лл. Содержит несколько (не более 10) слов Максима грека , но сказания о нем никакого нет. 53) Ркп. 595 (собрания Д. В. Пискарева 160). Сборник старообрядческий, полууст. XVIIIb., в 4°, на 195 лл. (См. Каталог славянорусских рукописей Д. В. Пискарева, сост. А. Е. Викторовым , стр. 37). – В начале сборника изображение Максима грека (л. 1) и «Троицкого Сергиева монастыря выписано из летописныя книги о Максиме греке , лист 500» (лл. 2–4). Сбоку киноварью написано: «сие написание есть у гроба преподобного Максима грека на позлащенной та(б)лице». Нач.: «при державе вел. князя Иоанна, повелением его, прислан бысть из Грек цареградским патриархом святыя горы монах Максим грек» и пр. То же сказание, что у меня напечатано выше на стр. VIII-IX; но в конце после слов: «изведен бысть из Твери и повелеша ему жити в Троицком Сергиеве монастыре» (стр. IX) – присоединено след.: «индеже писано, яко сего ради на старца Максима грека и на прочиих гнев бысть великого князя и предложении вины их, сиречь оболгание безвинныя вины их, за ради того, дабы изложения и обличения их не было великому князю Василию при совокуплении брака, егда восхоте первую княгиню великую отринути от себе неплодствия ради и второму браку сопричтатися. И того ради Симоновский старец Васьян отсылается во Иосифовский монастырь, сей же есть Васьян старец от рода кралецка Иванов сын Юрьевича; а Максим отсылается во град Тверь, Савву в Зосимин монастырь, Селивана в Соловки, доброписца Михаила Медоварцова на Коломну, иже дан бысть Максиму писати книги. И прочая же о них писано в слове старца Паисея Фарепонтова монастыря14 (лл. 3 об. – 4). Далее следуют другия статьи сборника. 54) Ркп. 662 т. с. (от архим. Амфилохия). Слова Максима грека , половины XVIII в. (99 глав). Сказания о нем никакого нет. Помет владельцев нет. 55) Ркп. 1328 (собрания Н. И. Попова ). Сборник XIX в., в 4-ку. На тетрадях 25–36 (лл. 193–285) находятся выписки из рукописи Максима грека в 146 глав, составленной из малой в 77 глав и великой в обители Троице-Сергиевой лавры в 115 глав (см. ниже ркп. Императ. Публичной библиотеки F. 425). В рукописи, оригинале сей, было сказание о Максиме греке и рассказ о чудесах при его гробнице 10 июня 1651 г.; здесь выписки из них. После выписок из слов Максима грека идет (лл. 286–297) «предисловие на книгу сию, в том сказание кратко о патр. Геннадии» и диалог последнего; вероятно, все это было и в оригинале настоящей рукописи. На обороте 297 и на 298–300 лл. следует: «сие приписано здесь из особой маленькой тетратки».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010