242-243 243-246 КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви 246-251 251-252 252-253 КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви 253-255 255-257 257-259 259-287 287-288 288-292 292-294 КВИРИКАШВИЛИ Лиана Сергеевна (род. 26.12.1939), доктор филологических наук, автор публикаций по визант. и груз. гимнографии 294-297 297-298 298-299 КВИРИНИЙ (ок. 46 г. до Р. Х.- 21 (?) г. по Р. Х.), рим. гос. деятель и полководец, консул 12 г. до Р. Х. 299-302 КВОДВУЛЬТДЕУС [Кводвультдей, букв.- что желает Бог] (ок. 380 или 390 - ок. 453/4), св. (пам. зап. 26 окт.), еп. Карфагенский (437-453/4), проповедник и богослов, сподвижник блж. Августина 302-307 307-309 309-311 КЕДРОВ Константин Васильевич (1827-1903), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та 311-312 312-313 313-317 318-320 320-322 322-323 323-324 324-327 327-328 КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог 329-337 КЕКРАГАРИИ в греч. церковнопевч. практике название 2 первых стихов из группы псалмов «Господи, воззвах» 336-337 337-339 КЕЛАИДИС Парфений (1830-1905), греческий клирик, участник национально-освободительного движения на Крите 339-340 340-342 342-343 КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря 343-344 344-345 345-347 347-348 КЕЛЕСТИН (Летантий), мч. Сциллийский (пам. зап. и визант. 17 июля) - см. в ст. Сциллийские мученики 348-352 КЕЛИ ДЕ общее название ирл. церковных деятелей VIII-IX вв., стремившихся к укреплению церковной дисциплины и общежительного монашества 352-359 КЕЛЛАХ [Цельс] (1080-1129), св. католич. Церкви (пам. 1 апр.), архиеп. Ард-Махи (ныне Арма, Сев. Ирландия) 359-363 363-366 КЕЛСИЙ мч. (пам. 14 окт.) - см. в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий, мученики Медиоланские

http://pravenc.ru/vol/xxxii.html

В кон. 50-х - 60-х гг. XVI в. Г. служил в Астрахани (Астраханское ханство вошло в состав Русского гос-ва в 1556), по 2-3 года, а иногда и более отсутствуя дома. В отличие от двоюродного брата Ивана или родственника Т. Субботина Г. не сделал значительной служебной карьеры и не попал не только в пришедший на смену опричному «особый» двор (1572-1584) царя Иоанна IV, но и в «земский» двор (Г. отсутствует в списке «земского» двора 1577 г.). По свидетельству Повести о прп. Иулиании, Г. с супругой жили «во мнозе добродетели и чистоте по закону Божию», утром и вечером они усердно молились Богу, совершая по 100 и более поклонов. Г. читал Свящ. Писание, сочинения Козьмы Пресвитера, жития святых, к-рые с вниманием слушала его супруга, не знавшая грамоты. В березопольском поместье Г. имелась ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, при к-рой существовали «две кельи нищии, питаются от церкви Божии» (Выпись из Нижегородских дозорных книг 1588 г.- Анпилогов Г. Н. Нижегородские документы XVI в. (1588-1600 гг.). М., 1977. С. 174). В семье Г. и прп. Иулиании было 13 детей, из к-рых 7 дожили до совершеннолетия. Известны имена 5 сыновей: Григорий (род. ранее 1574), Каллистрат (Дружина) (род. в 1578), Иван (род. в 1580), Георгий (род. в 1587) и Дмитрий (род. в 1588), последним ребенком была дочь, впосл. принявшая схиму (см. Феодосия, прп., род. в 1590). Вместе со св. супругами жили родители Г. Согласно муромской десятне, в 1578 г. Г. был боярским сыном 1-й статьи. «На государевы службы» он обязан был являться «на коне в пансыре, в шеломе, в саадаке, в сабле, да три человека на конех, в пансырех, в шапках в железных, в саадацех, один с копьем, человек на мерине с юком» (Лихачёв. Грамоты рода Осоргиных. С. 19-20). При царе Феодоре Иоанновиче, между 1584 и 1588 гг., Г. «за старость и за увечье» был отставлен от службы, его поместье перешло к старшему сыну, к-рый в кон. 1588 г. был убит холопом на охоте. 11 марта 1589 г. следующему сыну Г., Григорию, в Москве была выдана ввозная грамота на поместье отца в Нижегородском у.- дер. Ярцово-Чирьево, селище Олисеевское с пустошами Вордогино, Веретея и Вочнева. За это пожалование Григорий был обязан помимо службы царю «отца своего и мать кормит до их живота, а братью кормит до тех мест, как поспеют в нашу службу» (АСЗ. Т. 2. 337. С. 297). Однако в 1589/90 г. Григорий был убит. В соответствии с ввозной грамотой, выданной Осорьиным в Москве 4 сент. 1590 г., поместье погибшего на царской службе Григория было возвращено Г., до того времени пока кто-либо из оставшихся его сыновей на царскую службу «поспеет и будет в пятнатцать лет, и он с того отца своего поместья учнет… службу служити и его, Юрья, и меньшую братью, и сестру кормить, и, вскормив, сестру замуж выдать» (Там же. 338. С. 297-298).

http://pravicon.com/info-2048

301. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о Ангелах/Подгот. к печ., предисл.: иером. Исайя (Белов)//БТ. 1990. Сб. 30. С. 304–319. 302. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Жизнь схимонаха Феодора/Послушник Димитрий Брянчанинов//БТ. 1996. Сб. 32. С. 270–277. Схимонах Феодор (1756–1822) – ученик прп. Паисия (Величковского) . Скончался в Александро-Свирском мон-ре. 303. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Письма к монашествующим; Письма к мирянам/Архим. Игнатий//БТ. 1996. Сб. 32. С. 298–312. 304. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Понятие о ереси и расколе/Еп. Игнатий (Брянчанинов) //БТ. 1996. Сб. 32. С. 282–297. 305. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Христианский пастырь и христианин-художник/Архим. Игнатий (Брянчанинов) //БТ. 1996. Сб. 32. С. 278–281. 306. Иероним Стридонский , блж. Письмо LVII к Паммахию о наилучшем способе перевода/Пер. с лат.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: М. С. Касьян и Т. А. Миллер//АиО. 1995. 4(7). С. 173–186. 307. Иларион, митр. Киевский, свт. «Слово о Законе и Благодати» митр. Илариона. Молитва/Пер. со славянского и примеч.: А. Белицкая; Предисл.: диак. А. Мумриков//БТ. 1987. Сб. 28. С. 315–343. 308. Иоанн Дамаскин , прп. Из «Малых трактатов»/Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1995. 4(7). С. 61–64. 309. Иоанн Дамаскин , прп . Слово на Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа/Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1999. 4(22). С. 61–76. См. также 2271. 310. Иоанн Златоуст , свт. Из «Огласительных бесед»: Беседа 1-я/Пер. с греч., предисл., коммент.: И. В. Пролыгина//АиО. 2000. 2(24). С. 89–109 311. Иосиф Волоцкий , прп. Ответ недоверчивым и рассказ короткий о св. отцах, живших в монастырях, которые в русской земле находятся/Пер.: Т. П. Митрофанова//АиО. 2000. 2(24). С. 136–145. 312. Ипполит Римский , сщмч. Апостольское предание/Пер. с лат., предисл.: свящ. П. Бубуруз//БТ. 1970. Сб. 5. С. 277–296. 313. Ипполит Римский , сщмч. Фрагмент из «Слова против эллинов», или «О всеобщей причине. Против Платона»/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. Р. Фокин//АиО. 1997. 2(13). С. 96–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

C. 133–53. 288. Беда Досточтимый. Гомилия на праздник Благовещения Всеблаженной Богородицы Марии/Пер. с лат., предисл.: М. Р. Ненарокова//АиО. 1998. 4(18). С. 247–254. 289. Василий Великий , свт . Гомилия на Святое Рождество Христово/Пер. с греч., коммент.: А. Р. Фокин//БСб. 2000. 5. С. 104–117. См. также 3102. 290. Григорий Палама , свт. Святогорский томос: В защиту священнобезмолвствующих/Пер. с греч., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1995. 3(6). С. 69–76. 291. Григорий Палама , свт. Ответ Павлу Асеню/Пер. с греч.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: Ю. А. Казачков//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 101–103. О монашестве и схиме. 292. Григорий Палама , свт. Десятисловие христианского законоположения/Пер. с греч., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1998. 2(16). С. 70–77. «Декалог»: Толкование на Десять заповедей Божиих. 293. Григорий Палама , свт. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности/Пер. с греч., предисл., примеч.: К. Б. Михайлов//АиО. 2000. 4(26). С. 45–78. 294. Григорий Синаит , прп. Духовные опыты монашествующих//ВРЗЕПЭ. 1957. С. 111–126; С. 161–185; 28. С. 246–256; 29. С. 60–75. 295. Григорий Турский , свт. Страдание семи святых мучеников, в Эфесе почивших/Пер. с лат.: М. А. Тимофеев//АиО. 1998. 3(17). С. 175–180. 296. Григорий Турский , свт. Книга о чудесах блж. ап. Андрея/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев; Предисл.: А. Ю. Виноградов//АиО. 1999. 3(21). С. 214–242. Дионисий Ареопагит , сщмч. – см. 3103. 297. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Печать и знамя Христовы: (Из писем еп. Игнатия)//ВРЗЕПЭ. 1952. 10. С. 24–26. 298. Игнатий (Брянчанинов) , свт. О христианском совершенстве: (Из писем к С. Д. Нечаеву)/Еп. Игнатий//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 100–102. 299. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Неизданные сочинения: Молитва о умершем; Добавление к ст. «Сад во время зимы»; Предисл. к повести «Иосиф»; Стихотворение «Совет душе моей»//БТ. 1971. Сб. 6. С. 232–234. 300. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Слово о человеке/Подгот. к печ., предисл.: иером. Исайя (Белов)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 284–320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Похороны были весьма торжественны – 9 епископов, 100 чел[овек] духовенства в облачении и столько же без облачения. Мог ли я предполагать, когда присутствовал при первой службе на Красюковке в храме Архистратига Михаила 296 о. Вениамина, что будет он первостоятелем Церкви пред Богом? Дорогой Владыко! Пользуясь случаем поездки одной из моих духовных дочерей к старцу Исидору 297 , решился переслать с нею экз[емпляр] работы своей о св[ятой] Троице Андрея Рублева. Вот уже три года работаю над темой – идейное содержание иконы «св. Троица». Очень бы хотелось, чтобы именно Вы ее прочитали и указали, что нужно исправить. Эта икона нам, жителям Сергиева Посада, особенно дорога и близка. Близка она и питомцам Моск[овской] Дух[овной] Академии. О Рублеве много выходит работ, т. к. в будущем году, вероятно, состоится юбилей – 600 лет со дня рождения. Об идейном содержании в искусствоведческих работах очень мало сказано. Не будучи художником, я подхожу с точки зрения догматико-богословской, а именно начертываю сначала образ св[ятой] Троицы, согретый верою в сердце христианина в соответствии с учением св[ятых] отцов. Это «первообраз», кот[орый], полагаю, был пред очами иконописца. А затем уже перехожу к описаниям символич[еского] значения красок, положения фигур и проч[его]. Тема, конечно, очень трудная, но приступил к этой работе ввиду появившихся неправильных, с догматической точки зрения, толкований (средн[ий] Ангел – Бог Сын, прав[ый] Ангел – Бог Отец и т. д. ). Я послал работу Влад[ыке] Сергию 298 , но хотелось бы собрать отзывы и от других почитателей иконы, чтобы переделать в соотв[етствии] с указаниями. Очень прошу Вас не отказать в просмотре работы, временем не буду Вас стеснять. Работа не для печати, а по потребности сердца. Прошу В[аших] св[ятых] молитв и благословения. Недостойный послушник Н. Голубцов Д. 39. Л. 103–104 об. Подлинник. Автограф. 3. 4 января I960 г. 4/I–1960 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка! Всей семьей поздравляем вас с праздником Рождества Христова!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Соч. по церк. тематике: Прп. Косьма Маиумский и его каноны: Духовные размышления//БТ. 1981. Сб. 22. С. 116-138; Прп. Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографич. творчестве//Там же. 1982. Сб. 23. С. 59-93; Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии//Там же. 1983. Сб. 24. С. 320-336; Гимнографическое творчество прп. Андрея Критского//Там же. 1984. Сб. 25. С. 260-275; Труды рус. песнотворцев в Киевский период//Там же. 1987. Сб. 28. С. 230-245; Высоко-Петровский мон-рь в 20-30-х гг.//АиО. 1996. 1(8). С. 114-135; Слово о старчестве//Там же. 2/3(9/10). С. 165-208; Опыт литург. богословия в трудах рус. песнотворцев//Там же. 1997. 2(13). С. 280-316; 3(14). С. 351-365; Литургическое наследие прп. Иосифа Песнописца//Там же. 1998. 2(16). С. 292-329; Старчество на Руси//Там же. 3(17). С. 118-151; 4(18). С. 147-177 (переизд.: М., 1999); Монашество последних времен: Жизнеописание схиархим. Игнатия (Лебедева): По восп. мон. Игнатии. М., 1998; Песнотворчество прп. Феодора Студита в Триоди Постной//АиО. 1999. 1(19). С. 257-283; Свт. Герман, патриарх К-польский, как церковный гимнограф//Там же. 2(20). С. 280-299; Патриарх Сергий и Высоко-Петровский мон-рь//Там же. 3(21). С. 181-185; Жизнь и творения прп. Феофана Начертанного//Там же. 3(21). С. 324-339; О Святейшем Патриархе Алексии I//АиО. 2000. 1(23). С. 128-146; Место Великого канона прп. Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви//Там же. С. 298-319; 2(24). С. 289-310; Свт. Игнатий - Богоносец Российский//Там же. 3(25). С. 279-297; 4(26). С. 225-244; Старчество в годы гонений: Прмч. Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001; Путемерие антифонов//АиО. 2002. 1(31). С. 203-214; Божественная Литургия//Там же. 2(32). С. 259-273; Круг богородичный//Там же. 2004. 1(39). С. 319-344; 2(40). С. 346-361; Русское песнотворчество в честь Богоматери//Там же. 2004. 3(41). С. 297-311; 2005. 1(42). С. 315-330; Об отце Александре Ветелеве//Там же. 2005. 2(43). С. 248-254; О создании службы всем русским святым//Там же. 3(44). С. 265-285; Церковные песнотворцы. М., 2005; Пути творчества: Служение слову//АиО. 2006. 3(47). С. 324-336; Пути творчества: Наука//Там же. 2007. 1(48). С. 300-312; Мой ХХ век//Там же. 2008. 1(51). С. 233-246.

http://pravenc.ru/text/293507.html

296. Минея Общая , в восьмушку, без конца, 568 л.л., полууставом конца XVI в., в порванном кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 11–13. На 1–2 листах оглавление. На полях внизу листов 18–21 приписка позднею скорописыо: «Архангельской церкви что в Коробове». 297. Минея Общая , в четвертку, без конца, 410 лл., полууставом XVI–XVII в.в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете (без нижней доски); 1–3 листы писаны в конце XVII в. Порваны с ущербом для текста листы: 11, 32, 33, 95 и 115. На полях внизу листов 114 приписка: «Сия книга Минея Общая Вологодс уезда от церкви великомученика Георгия что в Заднем селе». 298. Минея Общая , в четвертку, неполная, 256 лл., полууставом разных почерков XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 14–23 приписка: «Сия книга глаголемая Минея святаго Прилуц монастыря села». Состав: 1) службы Общей Минеи (1–119 об.); 2) паремии пророку Илии (119 об.–129); последования царских часов: в навечерия: 3) Рождества Христова (130–151 об.); 4) Богоявления (152–171 об.) и 5) в великую пятницу (172–210 об.); каноны: 6) Ангелу хранителю (211–216 об.); 7) на плач Богородицы (216 об.–223); 8) на Боготелесное погребение (223–232); 9) на исход души, Андрея Критского , только начало (232 об.–233); 10) коленопреклонныя молитвы на вечерне в день Пятьдесятницы (234–249 об.); 11) отпусты на каждый день седмицы и праздничные (250–255); 12) молитва Святому Духу патриарха Филофея, без конца (255 об.–256). 299. Минея Общая , в четвертку, без конца, 310 л.л., полууставом XVII в., в дощатом с остатками кожи переплете. На полях внизу листов 1–16 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Минея Общая от церкви Воскресения Христова что на Усть реки Глушицы»; 2) полууставом: «Сию книгу Общую Минею продал в дом Воскресенью Христову Глушиц монастыря вотчины Леонтьевской поп Денис Иванов взял денег двацать пять алтын а купил староста церковный Филимон Дмитреев Билнивской а подписал сам своей рукою». Рукопись имеет следующее заглавие: «Последование Мении по уставу Иерусалимского святаго и преподобного отца нашего Саввы Освященного, избрание в всегодище празднуемым святым, которому по полиелеосе или бесполиелеоса». На лл. 310–310 об. Поучение о троичном пении, без конца. Начало: «Верующе в Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа в единици и разумевающим Божественная писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В груз. календаре X в. Sinait. iber. 34, также отражающем довизант. литургическую традицию Палестины, выделен целый ряд дней, к-рые могут быть охарактеризованы как О. или «октава»,- 1, 13 янв., 1 апр., 22 авг., 15 и 20 сент., 12 дек., они обозначаются термином /, как и в новом Иадгари. Такие указания для 1 янв., 1 апр., 22 авг., 15 сент. для вост. традиции не характерны и встречаются только в этом памятнике, а дата 20 сент. не совпадает с датой «седмицы» Обновления в новом Иадгари. Празднование Антипасхи на 8-й день после Пасхи фактически является «октавой» Пасхи и ее О. В Студийском уставе В Студийском уставе складываются терминология и устав богослужения О., к-рые переходят впосл. в Иерусалимский устав и используются до наст. времени. В частности, начинает употребляться термин «отдание» (точнее глагол ποδδοται - греч. «отдается»), однако в слав. переводах этот термин появляется не сразу. В слав. переводе Студийско-Алексиевского Типикона XI в. указание на завершение празднования передается терминами «коньчяваеться» или «оставляеться» (12 сент. по ГИМ. Син. 330, Устав Студийский XI в.: Пентковский. Типикон. С. 280, 281; см. также: ГИМ. Син. 360, 365), «престает» (15 сент.: Пентковский. Типикон. С. 283), «проважяеться» или «провожение» (31 дек., 13 янв., 2 февр.: Там же. С. 319, 320, 328). В сербских литургических рукописях XIV в., организованных в соответствии с Евергетидским Типиконом , употребляется термин «отдваем» (НБС. Археогр. отд. Рс. 5. Л. 31 об.). В Студийско-Алексиевском Типиконе О. назначается после большей части великих праздников: Вознесения в пятницу 7-й недели по Пасхе ( Пентковский. Типикон. С. 247), Пятидесятницы в субботу 1-й седмицы (Там же. С. 274), Рождества Богородицы 12 сент. (Там же. С. 281), Воздвижения 15 сент. (Там же. С. 283), Введения 22 нояб. (Там же. С. 297-298), Рождества Христова 31 дек. (Там же. С. 313), Богоявления 13 янв. (Там же. С. 319), Сретения 4 февр. (Там же. С. 328), Благовещения 26 марта (Там же. С. 334), Преображения 9 авг. (Там же. С. 360), Успения 18 авг. (Там же. С. 365). У праздника Входа Господня в Иерусалим нет О.

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

История прихода О. к власти овеяна легендой, детали к-рой ставятся историками под сомнение. В ее основе лежит рассказ Иоанна Малалы о посольстве О. в Рим с целью примирить Прокопия Антемия с Рицимером. Напряжение между ними начало нарастать после неудачной кампании против вандалов (468), осуществлявшейся по замыслу Льва I силами обеих империй, но окончившейся гибелью восточнорим. флота. Антемий в своих решениях почти всегда действовал, ориентируясь на К-поль, что не могло нравиться Рицимеру. К открытому столкновению привело следствие по делу о колдовстве, в результате к-рого были казнены мн. близкие к Рицимеру люди (470) (Ibid. P. 418). К весне 472 г. конфликт вылился в военное противостояние, в результате к-рого Антемий был осажден в Риме войсками Рицимера. В этот момент Лев и послал в Рим О. Согласно Малале, когда О. был уже в пути, Лев направил в Рим магистриана Модеста с тайным письмом, в к-ром советовал Антемию убить О. и Рицимера при переговорах и так избавиться от соперников. Однако письмо было перехвачено Рицимером, и тот показал его О. ( Ioan. Malal. Chron. P. 297-298). Др. визант. историки и зап. хронисты более лаконичны. Они констатируют приход к власти О. при живом Антемии ( Paul. Diac. Hist. Rom. P. 208) или подчеркивают, что О. был ставленником Рицимера ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 16; Ioan. Antioch. 2008. P. 420). В «Пасхальной Хронике» говорится, что О. был провозглашен императором «насильно» (βιασθες) по желанию римлян (Chron. Pasch. P. 594). Особняком стоит свидетельство Феофана Исповедника, к-рый писал, что Лев I провозгласил О. императором (ατοκρτορα) ( Theoph. Chron. Р. 118). Однако такое признание было для имп. Льва невозможным, поскольку тогда он косвенно признавал бы и права кор. вандалов Гунериха, сына Гейзериха, к-рый был женат на сестре Плацидии Евдокии ( Bury. 1886). Прибыв в Рим в марте или апр. 472 г., О. оказался в лагере Рицимера, и тогда же войска провозгласили его августом. Осада Рима продолжалась до 4 июля, в итоге Антемий был казнен, а О. признан сенатом Рима императором (11 июля).

http://pravenc.ru/text/2578307.html

После того, как царь Валент скончался неизвестной смертью, варвары снова подступили к самым стенам Константинополя и начали опустошать его предместья. Досадуя на это, народ вооружился чем попало, и выступил против них; супруга царя Доминика, всем выходящим против врагов выдавала из царской казны жалованье, какое положено было и воинам. Гражданам помогали и немногие союзные сарацины, посланные Мавией, о которой мы упоминали выше. Таким образом, народ вступил в сражение, и варвары отошли далеко от города. Глава 2 О том, что царь Грациан православных епископов вызвал из заточения, а еретиков изгнал из церквей и принял в соправители себе Феодосия Получив верховную власть вместе с Валентинианом Младшим, Грациан осудил жестокость дяди своего Валента, вызвал заточенных им и постановил законом, чтобы все, какого бы кто ни держался вероучения, свободно и безбоязненно собирались в молитвенных домах 297 , и чтобы только евномиане, фотиниане и манихеи были изгоняемы из церквей. Заметив притом, что римская империя слабеет, а варвары усиливаются, и что государство имеет нужду в доблестном муже, он принял в соправители себе Феодосия, происходившего из благородной испанской фамилии и воинскими подвигами так прославившегося, что давно уже, прежде чем был избран он Грацианом, все признавали его достойным верховной власти. Итак, провозгласив его царем в иллирийском городе Сирмии, в консульство Авзония и Оливрия, месяца января шестнадцатого дня 298 , Грациан разделил с ним воинские подвиги против варваров. Глава 3 Какие епископы в то время предстоятельствовали в великих Церквах В то время предстоятелем римской Церкви был преемник Либерия, Дамасий; иерусалимской Церковью управлял еще Кирилл. Церковь антиохийская, как мы сказали прежде, разделена была на три части: некоторые храмы находились в распоряжении арианина Дорофея, следовавшего за Евзоем, а из прочих над одним начальствовал Павлин, над другими возвращенный из заточения Мелетий. В Александрии предстоятелем арианских церквей считался Люций, находившийся теперь в изгнании, а исповедниками единосущия, после Петра, управлял Тимофей. Главой константинопольских церквей, после Евдоксия, был державшийся арианского образа мыслей Демофил, а те, которые чуждались его, имели частные свои собрания. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010