236 По фульденской летописи, Святополк посылал сказать Арнульфу, между прочим, следующее: tui homines in vitam meam, nec minus in regnum meum, doloso cum Bulgaris conciliaverun (ваши люди пленили мою жизнь и царство обманом с булгарами лат. прим. ред.), t. Pertz, I, p. 400–401. 237 Правда, житие не говорит об этом посещении Паннонии Мефодием, но оно не говорит о некоторых других очень важных обстоятельствах его жизни, которые, однако же, несомненно известны, как, например, о путешествии его в Рим в 879–880 годах. Мы, конечно, не можем довольно уяснить себе, почему житие умалчивает о тех или других обстоятельствах жизнеописуемого. Но умолчание это, едва ли во всех случаях было только случайным; в некоторых оно могло быть и намеренным, сознательным, так что автор жития находил неудобным говорить о том или другом обстоятельстве. Так, он мог находить неудобным говорить о путешествии Мефодия в Рим в 879–880 годах. потому, что тут пришлось бы говорить о небезупречном образе действий самого Святополка, причастного к обвинениям в неправоверии Мефодия, занесенным в Рим. О посещении Мефодием Паннонии в 884 году жизнеописатель мог не говорить потому, что пришлось бы говорить о встреченной здесь Мефодием картине страшного разорения, нанесенного стране при вторжениях в нее Святополка во время войны 883–884 годов. 238 О письме папы Стефана V, подлинность которого прежде отрицалась, а теперь признается большинством исследователей, будет речь в другом месте. В письме не говорится прямо об анафеме на Вихинга, а как бы только об анафеме на исповедующих filioque; но прямо говорится об этом в житии Климента: «и некоего Вихинга, напоенного ересью и усиливавшегося и других напоить, Мефодий предал сатане со скопищем безумствующих единомышленников его (Вихинга)» (Ар. Migne. Patr. Graec. t. 126, р. 1208). Да и само собой понятно, что Мефодий мог произносить отлучение не на всю западную церковь или немецкую иерархию, усвоившую иопаторскую ересь, а на тех, которые принадлежали к его архиепископскому диоцезу и здесь именно усиливались утвердить символ с filioque, что только и мог делать Вихинг со своими единомышленниками и сообщниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Разумеется, практика сожительства многих архиереев с женами вызвала справедливое роптание в народе, и потому император Исаак II Ангел (1185–1195; 1203–1204) в своей новелле от 1187 г. подтвердил, что в случае хиротонии белого священника в архипастыри его жена обязана удалиться в монастырь. В конце концов на Востоке укоренилась практика, согласно которой в епископы хиротонисался монашествующий или девственник, а представитель белого священства мог стать таковым лишь в случае смерти супруги или после ее удаления в монастырь . И хотя, по строгому толкованию 2-го канона Собора в Храме Святой Софии 879–880 гг., монашество едва ли совместимо с епископским званием, в Русской церкви всегда посвящали в архиерейский сан или из монахов, или из вдовых священников, но после обязательного предварительного пострижения в монашество . Еще один показательный пример дан непосредственно Христом. Когда фарисеи спросили Его, может ли муж дать развод жене, Он ответил: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Матф. 19: 3-6). Несколько ранее Спаситель говорит: «Я говорю вам: кто разводится с женой своей, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Матф. 5: 31, 32). Очевидно, абсолютный запрет на развод, имеющий своим основанием идею вечности и нерасторжимости брачного союза: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24), адаптируется под человеческие слабости. Сам по себе нравственный идеал этой нормы никогда не утрачивал своего значения, однако конкретное правило допускает различную интерпретацию в ту или иную историческую эпоху. В этой связи нас не должен удивлять тот факт, что бракоразводное законодательство христианских государств менялось подчас кардинально в различные эпохи, тем не менее ориентируясь одни и те же слова Христа. Так под влиянием рецепции происходит образование конкретной нормы канонического права. Процесс восприятия Церковью канонов весьма сложен. Само собой разумеется, что лишь те каноны считаются обязательными для всей Кафолической Церкви, которые испытали на себе вселенскую рецепцию всего христианского общества и утверждались в своем качестве Вселенскими Соборами. Хотя часть канонов (например, правила Константинопольских соборов 861 и 879 гг., послания патриарха св. Тарасия 784–806) вообще не имеет отношения к этим великим собраниям.

http://bogoslov.ru/article/5706489

29 окт. 869 г. он был вновь предан анафеме на антифотианском Соборе вместе с патриархом Фотием и Евлампием, еп. Апамейским. Тем не менее, уже находясь в ссылке (между 868 и 871), Фотий написал Г. А. письмо, в к-ром поощрял его и далее осуществлять рукоположения (χειροθετν) и священнодействия (εροτελν), а также строить и освящать церкви ( Photii. 1983-1988. Vol. 1. Ep. 112. 9-11). Возможно, из-за ослабления визант. контроля на Сицилии в связи с вторжением арабов Г. А. мог по-прежнему исполнять архиерейские функции. В 877 г., после возвращения Фотия на Патриаршество, Г. А. был формально восстановлен в правах архиепископа Сиракузского, однако уже в следующем году город захватили арабы, и Г. А. был переведен на Никейскую кафедру, освободившуюся после смерти Амфилохия Кизического. В 879 г. Фотий направил Г. А. еще одно послание ( Photii. 1983-1988. Vol. 2. Ep. 257=Amphilochium 134). Осенью того же года Г. А. принял участие в фотианском Соборе, однако умер до его окончания, в кон. 879 или нач. 880 г. Практически полная утрата сочинений Г. А. наряду с крайне тенденциозным отношением к нему в источниках игнатианского направления (к к-рым относится подавляющее большинство из дошедших до наст. времени) затрудняют оценку личности и роли Г. А. Нет сомнений, что он был незаурядным и разносторонне одаренным человеком. Так, Никита Пафлагон в Житии свт. Игнатия сообщает, что после свержения Фотия в б-ке патриархата нашли деяния Собора 861 г., переписанные Г. А. и снабженные карикатурами на свт. Игнатия ( Nicetae//PG. 105. Col. 540D). Это ставит вопрос об отношении Г. А. (а также его учителя патриарха Мефодия) к иллюминированным Псалтирям сер. IX в. (в частности, Хлудовской ), содержащим карикатуры на иконоборцев. В Житиях прп. Феодора Студита рассказывается, как ученики Г. А. высмеивали несовершенство поэтических произведений Феодора, что свидетельствует о филологической и преподавательской деятельности Г. А. (Vita Theodori Studitae A [BHG, N 1755]//PG. 99. Col. 216C; Vita B [BHG, N 1754]//Ibid.

http://pravenc.ru/text/166799.html

Примечание. Авторитет соборов, бывших при Фотии, Востоком и Западом оценивается различно. Паписты признают восьмым вселенским собором 869 г., хотя он осужден ими же самими на последующем соборе 879 г. Напротив, Православная Восточная Церковь считает его «ничтожным», т. е. не имеющим силы собора, а принимает собор Двукратный 861 г., бывший в храме свв. Апостолов и собор 879–880 г., бывший в храме Св. Софии. Авторитет этих двух соборов в греческой церкви стоит наравне с авторитетом Вселенских Соборов. Можно сказать, что у греков собор в храме св. Софии до сих пор считается восьмым вселенским, как можно видеть из окружного послания Восточных патриархов 1848 г. Но в пашей «Книге Правил» оба эти собора отнесены к соборам поместным. Правила этих соборов причислены к общему церковному канону не высшей церковной властью, a по всей вероятности, самим патриархом Фотием, по делу которого они и созывались. Соборы русской церкви Собор 1051 г. созван был великим князем Ярославом в Киеве для избрания и поставления митрополита Илариона. Здесь в первый раз митрополит русский был избран и возведен на митрополичий престол собором русских иерархов, по воле русского князя, и из природных русских. Причиной этого, всего вероятнее, были неприязненные отношения Ярослава к византийскому императору, возникшие после недавней войны, но не имевшие дальнейших последствий для Русской Церкви. Собор 1147 г. созван был в Киеве великим князем Изяславом II, без сношения с Константинопольским патриархом, для избрания и рукоположения митрополита Климента Смолятича, родом русина. Этот собор был первой попыткой со стороны Русской Церкви освободиться от зависимости Константинопольского патриарха, вызывавшей довольно сильное недовольство как его самого, так и некоторых из русских епископов и окончившейся на этот раз победой патриарха. Собор 1158 г. составился по поводу волновавших тогда церковь споров о посте в среду и пяток, если в эти дни случится великий праздник. Вследствие сильного разногласия во мнениях между членами собор не пришел ни к какому решению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Раскрыты также 2 храмовых сооружения в форме тетраконха. Первый был выстроен, вероятно, в V в. Он расположен на вост. окраине города, за пределами стен. Снаружи стены здания образовывали форму ротонды, однако внутреннее помещение выглядело в плане как октагон с 4 апсидами по всем сторонам (его размеры 15 ´ 15 м). Вторая постройка, диаметром 9 м, находилась в центральной части города. Она была богато украшена; стены в интерьере облицованы мрамором. Возможно, здесь находился баптистерий еще не раскрытого храма. План здания «С» с апсидой Расположено к юго-западу от нимфея Каракаллы в центре города, на небольшом холме; в основном напоминает христ. базилику, но обладает рядом необычных черт. Главная большая апсида здания ориентирована на северо-запад. Внешние стены, сложенные из известняка и мрамора, образуют прямоугольное в плане сооружение (16,6×19,5 м). Однако внутри в прямоугольник вписано сложное помещение. Помимо главной апсиды его образуют 8 боковых ниш, расположенных в 2 ряда по боковым стенам. В каждом ряду 1-я и 4-я ниши имеют квадратную, а 2-я и 3-я - полукруглую форму. С юго-востока в помещение вели 3 входа; боковых дверей у здания не было. По найденным деталям декора предполагают, что здание было построено в эпоху династии Северов (1-я треть III в.) и, вероятно, использовалось как храм имп. культа (калиба). Позднее оно было переосвящено в христ. церковь; при этом ориентация здания не менялась. Храм был заброшен после землетрясения 494 г. Известные архиереи Л. Ап. Архипп (сер. I в.), ап. Нимфан (сер. I в.), свт. Сагарис (ум. ок. 166), Сисиний (?; нач. IV в.), Евгений (нач. IV в.), Нунехий (325), Аристоник (431), Нунехий (до 449 - после 458), Иоанн I (553), неизвестный (VII в.), Тиверий (681), Евстафий (787), неизвестный (816), Симеон Новопатрский (низложен в 861), Феодор (с 861), Никон (?; после 858-867, 877-886), Сисиний (870), Павел (879), Симеон (879), Иоанн II (кон. IX в.), Епифаний (905-906), Константин (до 912 - после 925), Анастасий (до 970 - после 1010), Симеон (X-XI вв.), неизвестный (1019), неизвестный (до 1043 - после 1058), Василий (1071), Михаил (1071 - после 1094), Василий (до 1144 - после 1157), неизвестный (1186), Феодор (1228), неизвестный (1343-1344), неизвестный (до 1364 - после 1370), Феофилакт (1450), Матфей (1591), Косма Ватопедин (1710).

http://pravenc.ru/text/2463113.html

164 Притом папа льстил себя надеждой, что за такую уступку император отблагодарит его возвращением Болгарской страны под юрисдикцию Римской Церкви. И вот папа ради земных расчетов решается пожертвовать традициями Римской кафедры. В августе 879 года папа Иоанн обратился с окружным посланием на Восток, имея в виду врагов Фотия из числа духовенства и из мирян; в этом послании говорилось: «Если для вас дорого ваше спасение, то вы должны войти в общение с вашим патриархом Фотием, которого теперь признала в этом достоинстве и апостольская (Римская. – А. Л.) кафедра. Если же вы не сделаете этого, то будете лишены церковного общения, пока не покоритесь. Пусть никто из вас не извиняет себя в своем противлении тем, что кто-либо из вас подписался под актами 869 года (в которых выражено осуждение Фотия. – А. Л.)», да не служит это обстоятельство препятствием к исполнению требования, ибо Церковь Христова имеет власть разрешать всякие узы». 165 Так, таким строгим языком стал говорить папа с противниками Фотия. Произошел полный переворот в воззрениях римского первосвященника. Восстановление Фотия на патриаршестве должно было произойти торжественно. Решено было собрать собор в Константинополе. И действительно, такой собор собрался в 879 году и обставлен был так величественно, как немногие даже из числа самых Вселенских соборов. Открылся собор в ноябре 879 года, а закончился 13 марта следующего (880) года. Места для заседания отцов собора менялись: первое заседание происходило в «великом секретариуме» 166 при Софийском константинопольском храме, дальнейшие заседания там же, где и собор 869 года – в верхней части храма Софийского, называвшейся катехумениями, а одно – именно шестое заседание собора – имело место в императорском дворце. Председателем собора был сам Фотий. На соборе заседали папские легаты, их было трое: Павел, епископ Анконский, Евгений, епископ Остийский, Петр, пресвитер Римский и кардинал. Первые двое прибыли еще в 878 году с поручением от папы к патриарху Игнатию, но удержаны были в Константинополе до времени собора для присутствия на нем; легат же Петр прибыл незадолго до открытия собора и принес с собой папские письма к императору, Фотию и собору – документы, имеющие важное значение в вопросе о восстановлении Фотия на патриаршестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

По резонному замечанию архиепископа Петра (Л’Юилье) , «отцы Вселенских Соборов никогда не считали, что действительность принятых решений зависит от какой бы то ни было последующей ратификации… Меры, принятые на Соборе, становились обязательными немедленно после окончания Собора и считались неотменными» 278 . Исторически окончательное признание Собора Вселенским принадлежало последующему Собору, а 7 Собор признан Вселенским на Поместном Константинопольском Соборе 879 г. История Церкви знает семь Вселенских Соборов. В церковном народе бытует мнение, согласно которому Соборов не может быть более семи, а значит, с одной стороны, нельзя впредь признать Вселенским еще один из прежде состоявшихся Соборов, с другой – в будущем невозможен созыв нового Вселенского Собора. Великий князь Московский Василий Темный заявил митрополиту Исидору, изменившему Православию на Флорентийском Соборе, что все уже было сказано на семи Вселенских Соборах и мысль о восьмом Соборе нечестива 279 . Профессор А. С. Павлов в конце 19 в. на эту тему рассуждал иначе: «В настоящее время, когда отдельные части Вселенской Церкви находятся в различных государствах, иногда враждебно друг к другу относящихся, Вселенский Собор представляется почти невозможным по политическим обстоятельствам» 280 . В православной богословской литературе нашего времени почти невозможно встретить точку зрения, догматизирующую седмеричное число Вселенских Соборов. Архиепископ Василий (Кривошеин) утверждает, что Константинопольский Собор 879 г. «как по своему составу, так и по характеру своих постановлений… носит все признаки Вселенского Собора. На нем были представлены все пять Патриархатов тогдашней Церкви, в том числе и Римской, так что этот Собор является последним Собором, общим как для Восточной, так и Западной Церквей. На нем участвовало 383 отца, то есть это был самый большой Собор со времени Халкидона. Он был созван как Вселенский Собор и называет себя в своих актах и великим, и Вселенским Собором. И хотя он не был официально признан Церковью Вселенским, ибо обыкновенно такое признание делалось на последующем Соборе, а его не было, ряд видных церковных деятелей на протяжении веков называли его 8 Вселенским Собором, например, знаменитый канонист 12 в. Феодор Вальсамон, Нил Фессалоникийский (14 в.), Нил Родосский (14 в.), Симеон Фессалоникийский (15 в.), святой Марк Ефесский , Геннадий Схоларий , Досифей Иерусалимский (17 в.). По характеру своей деятельности Собор 879–880 гг. также имеет черты Вселенского Собора. Подобно Вселенским Соборам, он вынес ряд постановлений догматико-канонического характера. Так, он провозгласил неизменность текста Символа веры без Filioque и анафематствовал всех, кто его изменяет» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Это было время громких успехов: в течение 10 лет византийские войска постоянно тревожили крепости Самосат и Малатью и даже захватили важный в стратегическом отношении город Лулую. В 879 г. арабы под командованием Абдуллы ибн Рашида ибн Кавуса были разгромлены, а их командующий попал в плен. В следующем году 30-тысячная византийская армия вошла в Адану, а затем захватила Диярбакыр. Чуть позднее греки дошли до Тарса, и арабы с великим трудом отстояли город 70 . Но в конце 879 г. императору пришлось срочно возвращаться в Константинополь: заболел его старший сын Константин. Все попытки поднять наследника на ноги не увенчались успехом: юноша вскоре умер после возвращения из последнего военного похода (декабрь 879 г.) 71 . К сожалению, эта потеря самым негативным образом сказалась на царе: с этих пор он часто впадал в глубокую депрессию, и на него даже находили приступы кратковременного безумия 72 . На Западе после взятия Сиракуз арабы вскоре начали организовывать новые рейды по всему итальянскому побережью. Но в 880 г. они потерпели тяжелейшее поражение в морской битве у берегов Греции. Стратиг Назар, организатор победы, направился к берегам Италии, где соединился с сухопутным войском византийцев под командованием протовестиария Прокопия и Льва Апостиппа, стратига Фракии и Македонии. Вместе они одержали ряд побед, в частности, вновь разгромили арабский флот и захватили целый ряд важнейших городов и крепостей. Но настроение войска было переменчивым, как морской ветер. И офицерам нередко приходилось предпринимать жесткие меры, чтобы восстановить дисциплину. Так, в ходе военных действий некоторые матросы византийского флота попытались дезертировать, но по приказу Пелопоннесского стратига Иоанна Критского их посадили на кол. Как следствие, настроение солдат резко изменилось и вновь стало боевым. Победоносный флот продолжил наступление на арабов. Восторженный папа, противопоставляя короля императору, писал Карлу Лысому, какие великолепные победы одержаны греками над арабами. Он, как живой современник тех событий, не мог не отдавать себе отчета в том, что родоначальник Македонской династии являл собой полную противоположность потомкам Каролингов. Если кому и было по силам вернуть Италию христианской цивилизации, так только Василию I 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Июнь 879 г. Пресвитер Иоанн с новым письмом папы св. Царю Борису снова отправился в Болгарию. Св. Царь Борис послал в Рим багатура Сондоке с подарками и с уведомлением о своем здоровье. (ЛИБИ, т. II, c . 166–167.) Папа Иоанн подпрыгнул от радости, как он сам пишет, от того, что наконец дождался ответа от св. Царя Бориса и таким образом получил возможность иметь связь и общаться с ним (ЛИБИ, т. II, с. 166–167). Июнь-июль 879 г. Папа Иоанн VIII письмом, посланным через Епископа Павла Анконского, запрещает св. Мефодию служить на древнеболгарском (словено-болгарском) языке. [Это подразумевается из письма папы Uoahha VIII св. Мефодию (ЛИБИ, т. II, с. 168–169.)] Распоряжение папы Uoahha VIII восточным Патриархам и св. Патриарху Фотию с обещанием снять анафему с Фотия, признать его патриаршеское достоинство и созвать церковный собор, но при условии отдать Болгарскую Церковь под юрисдикцию Римской Церкви и объявляет Патриарху Фотию, что налагает запрет на его деятельность в Болгарии (ЛИБИ, т. II, с. 170). [Согласно †Епископу Никодиму Милашу , «Словенските апостоли св. св. Кирил и Методий», C., 1903, с. 63, папа вроде бы порицал filioque.] 879/80 гг. Третья поездка св. Мефодия в Рим. Источники – три письма папы Uoahha VIII св. Мефодию, великоморавскому князю Святополку и булла для св. Мефодия (ЛИБИ, т. II, с. 168, 173–174, 177–178). Папа Иоанн VIII вызвал св. Мефодия в Рим по интригам немецкого духовенства, которое послало придворного священника великоморавского князя Святополка, пресвитера Иоанна Венецианского, к папе с доносом на св. Мефодия (ЛИБИ, т. II, с. 167–168). Особое обвинение против него состояло в том, что он исповедывал православное вероучение об исхождении Святого Духа и не считался с filioque, распространенном в Западной Церкви. Св. Мефодий успел отбить обвинения благодаря тому, что и сам папа Иоанн VIII не разделял ересь о filioque, оправдался и вернулся в Моравию. С 880 г. моравский князь Святополк начинает вести завоевательную политику, захватывает Чехию, южную Польшу (Вислянское княжество), завладевает лужичкими сорбами, Полабию, чем расширил область деятельности св. Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По первым словам правил мы можем различать две их группы: первые 19 начинаются формулой «περι του», другие же «τι ο δε» (прав. 20–45 и 49–59) либо словами «τι δει» (прав. 46–48). Есть и дублеты, как, например, правила 10 и 31; 9 и 34. Во второй группе правил можно отметить большое сходство между правилами 22-м и 43-м; это результат сложного напластования. Многие правила сформулированы исключительно лаконичным образом. Все эти данные заставляют предположить, что перед нами краткое изложение фригийского церковного законодательства по состоянию на вторую половину 4 в.» 116 . Константинопольский Собор 394 г., в деяниях которого участвовали архиепископы Константинопольский Нектарий, Александрийский Феофил и Антиохийский Флавиан и еще 17 архиереев, издал постановление о том, что для низложения епископа недостаточно суда двух или трех епископов, а требуется приговор собора многих или всех епископов области. Это постановление вошло в канонический корпус. Три Константинопольских Собора 9 в.: 861, 869 и 879 гг., – связаны с именем патриарха Фотия. Первый из них, Двукратный, состоявшийся в храме Святых Апостолов в присутствии императора Михаила III, папских легатов и 318 епископов, утвердил избрание Фотия на патриаршую кафедру и низложение святого Игнатия. Собор 869 г. по настоянию папы отменил постановление предыдущего Собора и объявил о низложении св. Фотия и восстановлении на столичной кафедре Игнатия. Константинопольский Собор 879 г. был созван в храме Святой Софии. Он проходил под председательством восстановленного в своем достоинстве патриарха Фотия уже после кончины святого Игнатия. В Соборе участвовало 383 отца Восточной и Западной Церквей. Собор восстановил прерванное общение между Восточной и Западной Церквами. Каждый из этих Соборов издавал каноны. Католическая церковь признает собор 869 г. за 8 Вселенский. Напротив, Православная Церковь придает каноническое значение лишь правилам Двукратного Собора и Собора, состоявшегося в храме Святой Софии. Некоторые же православные богословы и церковные историки, в частности архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) , приравнивают Константинопольский собор 879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010