22. 11–1 Межправославная комиссия по подготовке Великого и Святого Собора Православной Церкви 22. 12 Всеправославное юбилейное празднование 2000-летие Рождества Христова 22. 12–1 Межправославная комиссия по подготовке проведения в Святой Земле торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христова 22. 12–2 2000-летие Рождества Христова 22. 13 Меконфессиональные диалоги 22. 13–1 Православие и католицизм 22. 13–2 Православие и Древние Восточные Церкви 22. 13–3 Православие англиканство 22. 13–4 Православие и старокатоличество 22. 13–5 Православие и Евангелическо-Лютеранские Церкви 22. 13–6 Православие и Реформатские Церкви 22. 2 СИНДЕСМОС и другие всеправославные молодежные организации 22. 3 Поместные Православные Церкви 1. Константинопольская Церковь а) Афон 2. Александрийская Церковь 3. Антиохийская Церковь 4. Иерусалимская Церковь 5. Русская Православная Церковь (см. отдел 23.) 6. Грузинская Церковь 7. Сербская Церковь (см. отдел 25. 1) 8. Румынская Церковь 9. Болгарская Церковь (см. отдел 25. 2) 10. Кипрская Церковь 11. Элладская Церковь 12. Албанская Церковь 13. Польская Церковь (см. отдел 25. 3) 14. Церковь Чешских земель и Словакии (см. отдел 25. 4). 16. Автокефальная Православная Церковь в Америке. 17. Синайская Архиепископия 18. Финляндская Автономная Православная Церковь . 19. Китайская Автономная Православная Церковь . 20. Критская Автономная Православная Церковь … 21. Японская Автономная Православная Церковь … 22. 4 Православная диаспора. Русская Православная Церковь ] 23. 1 Киевский период истории РПЦ (988–1240 гг.). 23. 2 Московский период РПЦ (1240–1721 гг.) 23. 3 Синодальный (Петербургский) период истории РПЦ (1721–1917 гг.) а) Царская Семья 23. 4 Новый период истории РПЦ (с 1917 г.) 23. 41 Организация и внутренняя жизнь РПЦ 23. 411 Поместные Соборы (1945, 1988, 1990 гг.)… 23. 412 Архиерейские Соборы (1989, 1990, 1992, 1994, 1997 и 2000 гг.)… 23. 412–1 Другие Церковные соборы (Львовский 1946г. и др. ). … 23. 413 Патриархи и Местоблюстители (Послания, приветствия, заявления, телеграммы, указы и награды, приемы, интервью, служения, поездки)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

820 Его мысли о том можно читать в Собрании мнений и отзывов Филарета, III, 570–576 Письма Филарета к родным, стр. 411 и т.д. 822 Как известно, а доселе в ведомстве императрицы Марш находятся воспитательно-благотворительные учреждении, с 1853 года еще более увеличившиеся в своем числе. 824 До конца 1825 года в декабре (12 дня) праздновалось рождение государя императора Александра Павловича, а теперь – тезоименитство императора Николая Павловича в декабре же 6 дня. 834 Разумеется последовавшее в ноябре сего 1853 года, высочайшее его императорского Величества повеление торжественно праздновать 50-летнее существование Московского императорского Вдовьего дома в 6 день декабря, при чем в ознаменование своего сыновнего почтения к памяти почившей основательницы этого дома императрицы Марии Феодоровны, государь император изволил пожаловать Вдовьему дому портрет её. Московские Ведомости, 1853 год, 147. 838 Сочинения Филарета, IV, 459. Далее в речи следует приличное случаю и мудрое наставление слушателям. Срав. также проповедь его в Глазной больнице, там же, стр. 412. 846 Сочинения Филарета, IV, 412–413. Составленное известным поэтом О. И. Глинкою описание этого оснащения глазной больницы см. Московские Ведомости, за 1845 год. 854 А на чужой кафедре (в Петербурге), по каноническим правилам, нельзя было Филарету проповедовать. 857 Мы помним, что это было время Турецкой войны, которой, кстати сказать, в Бозе почившая императрица при жизни своей весьма не желала, как о том свидетельствуют близкие к ней лица. См. Русский Архив, 1869 г стр. 632–633. 865 Август царским месяцем назван, очевидно, потому, что в этом месяце праздновалась коронация и тезоименитство наследника престола. 875 См. 101 Московских Ведомостей за 1837 год, стр. 757. Срав. Православное Обозрение, 1887, I, 220–221: «Письма Филарета к викарию Виталию» 880 В последнем случае разумеется воссоединение униатов, о котором у нас будет речь в своем месте. 885 Рождение наследника наследнику последовало 8 сентября и в тот же день государыня императрица Александра Феодоровна послала на имя Московского генерал-губернатора князя А. Г. Щербатова рескрипт, коим, по поручению государя, данному пред его отъездом, сообщает весть о сем радостном событии и призывает к молитве и торжеству по сему случаю. Московские ведомости, 1843 г. 109 и 110.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

авторам. Вост. редакция отражает подлинный текст И. С., тогда как западная является переработкой этого текста ( Miller. 1984. P. LXXVIII). В сир. оригинале 1-й том творений И. С. известен под именем «Часть первая»; нек-рые рукописи также содержат подзаголовок «о монашеской жизни» (      ). В греч. и рус. традициях 1-й том творений И. С. известен под названием «Слова подвижнические». Том 2 Прп. Исаак Сирин. Миниатюра из «Слов постнических Исаака Сирина». 1389 г. (РГБ. Опт. Ф. 412. 462. Л. 2 об.— 3) Прп. Исаак Сирин. Миниатюра из «Слов постнических Исаака Сирина». 1389 г. (РГБ. Опт. Ф. 412. 462. Л. 2 об.— 3) Вошел в научный оборот лишь в кон. XX в. О его существовании ученые знали со времени издания Беджана, к-рый опубликовал фрагменты из него по тексту рукописи, впосл. (в 1918) утраченной. В 1983 г. С. Брок обнаружил в оксфордской Бодлианской библиотеке др. рукопись, содержащую полный текст 2-го т. и датируемую X или XI в. (Bodl. syr. E. 7). Эта рукопись, происходящая из мон-ря Мар-Авдишо, принадлежала раббану Ишо. Она была приобретена оксфордской Бодлианской б-кой в 1898 г. у англикан. свящ. Яру М. Неесана, уроженца Урмийского региона. Манускрипт, написанный шрифтом эстрангела и состоящий из 190 листов размером 19,5×14,5 см, сохранился почти полностью, за исключением первого и последнего листов (текст в самом начале и самом конце рукописи поврежден). На последнем листе имеется надпись, начинающаяся словами: «Закончен, с помощью Господа и благодаря вспоможению от благодати Иисуса Христа, второй том (    ) Мар Исаака Сирина, епископа Ниневийского. Молитва его да сохранит переписчика и читателя, аминь. Переписал же ее муж ничтожный и грешный и лишенный праведности, но преуспевший во зле, по имени Маркос...» В дальнейшем Беседы из 2-го т. И. С. были идентифицированы еще в 8 рукописях: Paris. syr. 298 (XII-XIII вв., содержит фрагменты «Глав о знании» и Бесед 10. 30 - 39. 10 из 2-го т.); Harv. syr. 57 (содержит фрагмент «Глав умозрительных» и частично Беседы 3-20 из 2-го т.); Tehran.

http://pravenc.ru/text/674153.html

16. То же. С. 509–545 17. К вопросу о новой программе по нравственному богословию. Свящ. И. И. Филевского. С. 395–400 18. Значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Прот. И. Сергиева. С. 389–391 19. Изобразительные искусства и святые отцы Церкви 4 века. Ив. С. Бачалдина. С. 526–545 20. В чем основная ложь Ренановской жизни Иисуса. С. 546–585 21. Теистический взгляд на религию. Ив. П. Николина. С. 586–590 22. Слово Прот. И. Сергиева. С. 649–652 23. Значение предания. Свящ. И. И. Филевского. С. 697–708 24. Открытое письмо за Атлантический океан. Н. И. Троицкого . С. 709–719 25. Библия и наука. Свящ. Филевского. С. 720–723 Отдел 2 26. Религиозно–философские воззрения гр. Л. Н. Толстого и их психологический генезис. А. И. Солоникио. С. 83–116 27. То же. С. 591–619 28. То же. С. 858–792 29. История и развитие русской культуры. О. иеромонаха Тарасия. С. 117–129 30. К вопросу о религиозном воспитании в возрасте первого детства. Η. Е. Румянцева. С. 130–151 31. Проф. богословия, протопресвитер Н. А. Сергиевский (по поводу десятилетия со дня его кончины). Графа Л. А. Комаровского. С. 152–158 32. Христос в русской поэзии. И. Алешинцева. С. 236–253 33. О современных стремлениях к улучшению человеческой жизни. Свящ. Гр. М. Ключарева. С. 254–269 34. Заветные думы служителя Церкви в виду предстоящей реформы средней школы. Прот. И. Соловьева. С. 270–324 35. Пятьдесят лет служения Церкви борьбой с расколом (по поводу пятидесятилетия учено–богословской и церковно–общественной деятельности Н. И. Субботина ) Прот. И. И. Соловьева. С. 400–412 36. У преподобного Тихона Калужского. (Из путевых заметок паломника.) П. С. С. 412–429 37. История церковного пения, как наука. С. 430–449 38. По поводу 150–летия Елизаветинской Библии . Π. С. С. 619–630 39. Русская православная миссия на Дальнем Востоке. Н. Е. Румянцева. С. 724–739 40. Археологический съезд в Харькове. С. 740–757 БИБЛИОГРАФИЯ 41. А. Панков. Церковно–общественные вопросы в эпоху Царя– Освободителя. В. Хроневича. С. 158–168 42. Почитание креста язычниками, жившими до Рождества Христова. С. 168–173

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феофил, державшийся первоначально стороны «оригенистов», затем резко изменил свою позицию, поддержав «антропоморфитов» (представляющих большинство нитрийских монахов), и осудил бывших своих сторонников, подвергнув их весьма суровым и жестоким гонениям 591 . Насколько Александрийский архиепископ был искренен в такой volte-face, приходится сомневаться 592 ; скорее всего, он сделал подобный резкий поворот, исходя из чисто церковно-политических соображений 593 . Сам св. Кирилл также вряд ли был на стороне «антропоморфитов», ибо в своих позднейших сочинениях достаточно резко полемизирует против их понимания образа Божия в человеке, придерживаясь в данном вопросе старой александрийской традиции, восходящей к Клименту Александрийскому и Оригену (образ Божий – в духовном и разумном начале человека) 594 . Во всяком случае, Нитрию он вынужден был покинуть (вероятно, в 399 г.): «...положение его, как племянника Феофила, было бы здесь слишком неудобным; и если у него была мысль возвратиться в Александрию, то естественней всего ему было привести ее в исполнение именно в это время» 595 . События дальнейшей жизни св. Кирилла с трудом поддаются реконструкции. В «Александрийских синаксариях» содержится свидетельство, что Феофил поручил племяннику чтение и толкование Священного Писания 596 , рукоположив его, вероятно, в чин чтеца. В свите своего дяди молодой Кирилл предпринимает путешествие в Константинополь, где участвует в печально известном соборе «При дубе» (403), низложившем св. Иоанна Златоуста , не играя здесь, естественно, по молодости лет и по скромному своему положению, никакой роли 597 . От периода жизни св. Кирилла в 403–412 годах не сохранилось никаких известий, и детали его биографии покрыты мраком. Иногда предполагается, что около 405 года он был рукоположен во пресвитера 598 , но это остается только чистой гипотезой. Можно лишь высказать догадку, что св. Кирилл был помощником своего дяди, стяжая все возрастающий авторитет и влияние в Египетской церкви. Дальнейшие события свидетельствуют об этом. 2. Архиепископское служение св. Кирилла в период до несторианских споров (412–428)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

...Если вмещаешь, и девство храни, да возможешь весь быть Божиим и к Нему прилепиться совершенною любовью, Ему приседя всю жизнь, не развлеченно всегда печась об одном Господнем, будущую предвкушая жизнь, и как Ангел Божий, жительствуя на земле: ибо девство их принадлежность, и им уподобляется тот, кто прилепляется к девству; но еще более, чем им, уподобляется он Отцу, прежде всех век девственно рождшему Сына, и девственному Сыну из девственного Отца рожденно произшедшему вначале, в последняя же лета от Девы Матери, плотию нетленно рождшемуся, и Духу, из единого Отца, нерожденно, но исходно происходящему неизреченно. Сему единому Богу уподобляется, и нетленным браком сочетавается предызбравший истинное девство, и, девствуя душою и телом, всякое чувство, слово и помышление украшающий красотами девства (свт. Григорий Палама , 92, 311). Источник. Твой же, дева, путь очень тесен, так что и двух, вместе идущих, не вмещает (свт. Григорий Палама , 92, 263). Подобно прочим евангельским добродетелям, безбрачная жизнь избирается произволением; борьбою со стремлениями падшего естества, обузданием тела подвигами доказывается искренность произволения; испрашивается дар чистоты у Бога сознанием неспособности падшего естества к чистоте и теплейшею... молитвою; ниспосылается дар осенением Божественной благодати, изменяющей, обновляющей естество (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 476). Источник. Православная Церковь признает девство естественным человечеству, признавая собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно называть естественным падшему человечеству (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 412). Источник. Неестественно девство падшему человечеству, а потому оно никак не может быть получено одними собственными усилиями: собственные усилия укрощают плоть, а истинное девство – дар Божий, вследствие постоянной, усерднейшей, часто весьма долговременной молитвы (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 412). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Дело в том, что мартовский год рассекал Пасху с её подготовительными и последующими неделями на два года – старый и новый. Например, Пасха 412 года, в который вступил на кафедру Кирилл, приходившаяся 26 марта, подготовительными к посту неделями и частью четырфдеслтницы падала на предыдущий 411 мартовский год, самим же праздником на текущий 412 мартовский год . Но в таком случае Пасху 26 марта всего естественнее отнести к 411, а не к 412 году. Пасхой жф 412 года всего лучше считать Пасху 413 года (14 апреля). – Напротив, в сентябрьском годе Пасха всегда приходилась в том же самом году. Отсюда само собою вытекает, что в деле празднования Пасхи сентябрьский год уже опережал мартовский, между тем как в общем он против мартовского опаздывал на 6 месяцев . Это потому, конечно, что в 1 мартовском годе не могло быть Пасхи, между тем как в 1 сентябрьском это было возможно. Посему, сентябрьский год, младший на 6 месяцев мартовского, в пасхальном отношении делался старшим мартовского на 6 месяцев . Так в то время как Пасха 26 марта вернее всего должна быть отнесена не к 412 мартовскому году, в котором был только конец её, а к 411; и потому Пасхою 412 мартовского года была Пасха собственно 413 года, т. е. 14 апреля. Сентябрьский же, между тем, 412 год, начавшись 6 месяцами спустя после мартовского, имел Пасху 26 марта, т. е. Пасху собственно 411 мартовского года; Пасха же 14 апреля приходилась в следующфм 413 сентябрьском году, а не в 412,как было в мартовском году 93 . Гораздо труднее перевести на наши месяцы и числа – числа и месяцы египетского календаря. В этом отношении даже между учеными не установлено общего мнения. Однако, пользуясь многочисленными календарными заметками, рассеянными в сочинении Le Quien о тех или других событиях, мы можем сказать следующее о египетском календаре. Египетские месяцы не совсем точно совпадают с известными нашими в числах и продолжительности. Обыкновенно они начинались около последних чисел наших предыдущих месяцев и посему скорее (дней па 5) соответствующих им наших оканчивались.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Данилевский Иван Семенович 170, 189, 225, 235, 402, 412, 414 Данилов Сергей Сергеевич 369 Данте Алегьери 102, 247, 251, 417, 419, 450 — «Божественная комедия» 247 («Ты за Дантом») 417, 419 Данченко Николай Федорович 62, 86, 376, 382 Делавинь Казимир 82, 381 Дельвиг Антон Антонович 444, 445 Дементьев Александр Григорьевич 372, 444 Демидов Павел Николаевич 102, 224, 231, 386, 411, 413 Дерман А. Г. 367 Дерпт 149 Дженсапр, деревня 161 Дидро Дени 63 («Дидеро») Днепр 391 Доленга-Ходаковский Зориан 393 — Украинские народные песни 126 («две толстые рукописные книги») 393 Домо д’Осола (Domo d’Ossola), город 159, 400 Донизелли, актер 217, 219 Доттори К. 143 («Autori burleschi italiani» — ), 396 Дмитриев Иван Иванович 287 — Басни 287 Дмитриев М. А. 24 Дрезден 27, 109, 346, 347 Дризен Н. В. 368 Дурнов, художник 122, 151, 211, 397, 409 Дурова Надежда Александровна (Александров) 227, 412 — «Кавалерист-девица. Происшествие в России» 227 («Записки Александрова»), 412 Дурылин Сергей Николаевич 372, 374, 395, 444 Дюр Николай Осипович 12, 38, 368 Дюссельдорф 13, 26, 35, 343–345, 347, 449 Е вропа 50, 56, 57, 62, 95, 106, 108, 176, 191, 295, 333, 370 Егер 240 Екатерина II 63, 403 Елагин А. А. 431 Елагина Авдотья Петровна 279, 280, 284, 293, 299, 356, 431, 433, 435, 454 Елагины 374 Елизавета Фоминишка (Лизавета Фоминишна), родственница Погодиных 263, 308, 424, 439 Estelle 204 Ефимов Димитрий Егорович 222, 409, 411 Ефимовы 211 Ж анен, хозяин гостиницы 94, 385 Жанен Жюль 385 Желтухина, владелица дома 136, 163, 388 ( «Желтухов») Женева 14, 16, 58–60, 62, 63, 66, 67, 71–73, 94, 104, 109, 111, 113, 116, 117, 140, 148, 160, 173, 241, 249, 376, 385, 388, 391, 395 Женевское озеро 59, 62, 113, 132 Жиро Джованни 25, 437, 438 — «Дядька в затруднительном положении» 25, 301 («действие переведенной для него комедии»), 304 («Комедия готова»), 437, 438 Жозепе 121 Жорж m-lle (Маргарита Веммер) 83, 381 Жуков, табачный фабрикант 218 Жуковский Василий Андреевич 11–16, 18, 20, 23, 27, 35, 48, 73, 97, 100, 101, 106, 108, 110–112, 131, 159, 160, 190, 192, 195, 197, 199, 201, 204, 210, 251, 253, 255, 260, 268, 272, 273, 277, 281, 288, 317, 339, 343–345, 348, 363, 368, 371, 373, 379, 381, 385, 386, 388, 390, 393, 394, 397, 400, 403, 405–409, 418–420, 424, 426–432, 441, 443, 448–453, 455

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Нагляднее это дело представляется так, что Пасха 22 марта всецело относится к 414 сентябрьскому (ибо приходится в самую его средину), к мартовскому же, который кончается в Феврале, только подготовительными своими неделями; сама же бывает уже в 415 году. Посему при переведении Пасхи мартовского года на сентябрьский важно уменьшать год её единицей, – и на оборот . Равным образом мнимая разность между таблицами Хавского и Горбачевского и в показании высокосов, – мнимая уже потому, что время празднования Пасхи, на что имеют влияние высокосы, у того и другого обозначены сходно на целые тысячи лет . Разность эта касается одного года, например, у Горбачевского означен высокосным 412 год, у Хавского же 411. Но Горбачевский, как имеющий дело с сентябрьским годом, конечно, и высокосы определяет по этому году, Хавский же размещает высокосы в графе мартовского года. Отсюда и происходит кажущееся несогласие. На самом же деле и 411 и мартовский год и 412 сентябрьский имеют в виду один и тот же высокос. Именно и в то время, как и теперь, чрез известные периоды (чрез 3 года на четвертый) одним днем увеличивался месяц Февраль. И хотя римляне и считали в этом случае те же 28 дней в Феврале, но на самом деле февраль имел 29 дней. прибавка дня становилась незаметною от того, что римляне считали в сем случае оба ближайшие дня после 23 февраля за один день и обозначали первый посредством ante diem sextum Kal. Mart. (как во всяком другом году), второй посредством ante diem bissextum (отсюда «високос “ ) Kal. Магт. Но месяцем Февралем заканчивался мартовский (это был год гражданский) год ; с марта месяца уже начинался новый мартовский гражданский год . По гражданскому обозначению высокосным годом действительно и считался прошедший год . Но в церковном отношении высокосы имели главное значение для будущего. Теперь, если, как показывает Хавский, лишний день был прибавлен к 411 гражданскому году (в конце Февраля, а след., и самого года), то значит уже, что собственно высокосный-то год будет не этот 411, который уже прошел, а следующий 412, потому что в последнем только могли сказаться и сказались те последовательные перемены в днях месяцев и числах Пасхи, какие следуют в продолжении целого года от 23 Февраля 411 (март.) года до 23 Февраля 412 (мартовского) года.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

79 Письмо датируется концом января 412 г. отправлено в Птолемаиду с восточных окраин Пентаполя. Пресвитер Петр из других источников неизвестен. 80             πανηγυρικ γρμματα – письмо епископа своей пастве, которое отправлялось обычно после дня св. Епифании и содержало информацию о времени начала Великого поста и празднования Пасхи в предстоящем году, иногда также список епископов, умерших в прошедшем году. Несколько подобных писем александрийских епископов вв. сохранились до наших дней. 85             Письмо отправлено в конце января 412 г. из восточных областей Пентаполя в Александрию. 86             Здесь и везде ниже нужно учитывать, что греческие слова «трон» и «кафедра» имеют одно и то же значение – седалище; в языке Синезия это синонимы, однако везде, где мы сказали бы «кафедра», автор говорит «трон». Александрийская кафедра, по преданию, учреждена самим евангелистом Марком. 87             Синезий имеет в виду смерть своего старшего сына Гесихия, умершего в январе 412 г. в возрасте 7 лет. 88 Палайбиска расположена приблизительно в 45 км на восток от Кирены и приблизительно в 180 км на восток от Птолемаиды. Гидракса находится приблизительно в 10 км к юго-востоку от Палайбиски. К востоку от Гидраксы начинается провинция Сухая Ливия. 89             Граница между Пентаполем и Нижней Ливией проходила непосредственно к востоку от Эритры и Гидраксы, приблизительно в 50 км к востоку от Кирены. Эта провинция простиралась на 700 км с запада на восток. 96             После смерти Сидерия, епископа Палайбиски и Гидраксы (вероятно, в 401 г.), Феофил Александрийский вверил осиротевшие кафедры епископу Эритры Павлу. В 412 г. он счел необходимым снова избрать отдельного епископа для этих двух поселений, но не учел сложившейся за 11 лет привязанности паствы к епископу Павлу. С этой проблемой и столкнулся Синезий, который приехал с письмами от Феофила, чтобы помочь народу в избрании нового епископа. 102 Сидерий, служивший первоначально в имперской армии, неожиданно был избран епископом Палайбиски и Гидраксы (вероятно, в конце 365 – начале 366 г.). Будучи признан Афанасием Александрийским , он – по инициативе последнего – в 366/368 г. был отправлен митрополитом в Птолемаиду приблизительно до 395 г., когда вернулся к месту своего избрания, где и оставался епископом до самой смерти (в 401 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010