С особенной силой борьба сторонников новой и старой религий разгорелась в Александрии, где активно действовали архиепископ Феофил (385–412), прозванный «идолобойцей», и его преемник Кирилл I (412–444). Огромный мегаполис, каким была в то время столица Египта, был печально известен своим неспокойным населением, часто поднимавшим волнения и стихийные бунты. Жертвами толпы становились и римские наместники и даже архиепископы (так в 361 г. был жестоко убит арианин Георгий). Наиболее известной жертвой разгоревшейся в Александрии борьбы христиан с остававшимися язычниками стала ученая Ипатия, дочь математика Теона, последнего хранителя Александрийской библиотеки. Как и отец, она была известна как философ, математик и астроном и не испытывала симпатий к христианству. Обвиняя ее в кознях против архиепископа Кирилла, толпа фанатиков во главе с неким чтецом по имени Петр жестоко растерзала ее в 415 г. Едва ли есть веские основания винить в этом преступлении самого Кирилла Александрийского , но ему пришлось пережить немало беспокойства в связи с этими событиями. Феодосий I был последним императором, объединявшим под своим скипетром Запад и Восток Империи. После его кончины государство было разделено между его сыновьями: младшему, Гонорию (395–423) достался Запад, а старшему, Аркадию (395–408) – Восток. В это время Империя вступила в затяжную полосу непрерывных внешних угроз и военных катастроф, вызванных нахлынувшей на ее границы волной Великого переселения народов, в результате которых западная половина Римского государства распалась, a восточная едва пережила кризис. Первым знаковым событием, предвещавшим закат великой Империи, стало взятие Рима готскими полчищами Алариха в 410 г. Падение Вечного города, ставшее результатом неуступчивости жившего в Равенне императора Гонория, было воспринято современниками как вселенская катастрофа. Живший в то время в Палестине блж. Иероним писал: «Голос застревает в горле, и пока я диктую, рыдания прерывают мою речь. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен». По древнему преданию, разделявшемуся и многими христианскими богословами, судьба Рима была связана с судьбами всего человечества. Римская держава считалась последним мировым царством из видений библейского пророка Даниила, а также тем «удерживающим», который, согласно апостолу Павлу ( 2Фес. 2:7 ), препятствовал явлению антихриста (на этих представлениях основана, между прочим, позднейшая теория о Втором и Третьем Риме). В начале IV в. христианский писатель Лактанций , наставник Константина Великого , писал о конце света: «Упадок и разрушение вещей довольно близко; но пока невредим город Рим, ничего такого, как видно, не следует опасаться. А вот когда падет сия глава мира и превратится в закоулок, как предрекают Сивиллы, кто тогда усомнится, что уже наступил конец дел человеческих и вселенной?»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Албанские горы 144 Александр II («наследник») 174, 192 («Александр Николаевич») 282, 288, 345, 346, 359, 360, 388, 403, 406, 455 Альбано 132, 225, 394, 412 Альпы 58 («Альпийские горы»), 59–61, 105, 117, 390, 400 Англия 62, 183 Андросов Василий Петрович 13 Анна Федоровна, вел. княжна 73 Анненков Павел Васильевич («Жюль») 26, 28, 63, 83, 86, 96, 116, 135, 163, 376, 381, 385, 395–397 Антверпен 67, 378 Антоний, лицо неустановленное 203 «Арзамас» 399 Армфельд, проф. 24 Аттила 127 (Attila), 129 Афанасий, слуга 198, 218, 407, 410 Афанасьев, актер 12 Ахен 13, 49–51, 53–57, 64, 225, 374, 378 Б аден-Баден 13, 15, 16, 57, 58, 62, 104–107, 109, 113, 115, 375, 378, 386, 390, 401 Базель 14, 58, 62 Базилевский, знакомый Гоголя в Риме 194 («Б-ской»), 406 Базили Константин Михайлович 85, 198, 218 («Базиль»), 382, 407 — «Босфор» 85, 382 Байрон Д. 73 («творец „Шильонского узника“»), 379 — «Шильонский узник» 73 Бакунин Михаил Александрович 346, 451 Балабин Виктор Петрович 147 («братцы»), 396 Балабин Евгений Петрович 147 («братцы»), 396 Балабин Иван Петрович 147 («братцы»), 396 Балабин Петр Иванович 147, 231, 246, 387, 396 Балабина Варвара Осиповна 16, 105, 147 («маминька»), 159, 246 («маминька»), 273, 378, 386, 387, 396, 428 Балабина Мария Петровна 67, 106, 127, 129, 140, 176, 179–181, 185, 227, 231, 244, 246, 249, 375, 377, 387, 393, 395, 396, 404, 407, 412, 414, 417 Балабины 13, 15, 21, 58 («Встретил довольно знакомых»), 177, 195, 375, 377, 378, 396, 401, 425, 426, 428 Барант, жена фр. посланника 52 Баратынский Евгений Абрамович 100, 386 — «Разуверенье» 100 («Друг попечительный»), 386, 405 Барсуков Николай Платонович 14, 363, 369, 376, 379, 408, 428 Белинский Виссарион Григорьевич 11, 12, 22, 28, 363, 409, 443 — «Несколько слов о „Современнике“» 12 — О критике и литературных мнениях „Московского наблюдателя“» 11 Белли Джузеппе-Джоакито 143 («Belli»), 396 Белозерский Николай Данилович 33, 278, 364, 365, 430 Белосток 20 Белоусов, Николай Григорьевич 135, 395 Бенардаки Дмитрий Егорович 241, 416

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города. Несмотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) святой Афанасий оказался в изгнании в Фиваидской пустыне. После бесславной смерти Юлиана Отступника святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года. Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию , аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели «История ариан для монахов», «Четыре слова против ариан», «Книга о Троице и о Духе Святом». Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января). Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский Величайший богослов, родился в Александрии во 2 половине IV века в знатной и благочестивой христианской семье. Он получил блестящее воспитание и образование: в совершенстве изучил светские греческие науки, в том числе философию, но более всего преуспел в познании истин христианской веры и в разумении Священного Писания. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах. Через 6 лет он был посвящен Александрийским Патриархом Феофилом (385–412) в сан диакона, а затем возведен в архидиакона. Патриарх Феофил, видя необычайные способности и зная целомудренный образ жизни молодого клирика, поручил ему произносить проповеди . В 412 году, после смерти Патриарха Феофила, святой Кирилл был избран первосвятителем Александрийской Церкви. Став Патриархом, он возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью новацианов, которые утверждали, подобно фарисеям, свою непричастность к греху и не принимали покаяние тех, кто во время гонения принес жертвы идолам, но немилосердно осуждали таковых на вечное отлучение от Церкви. Святитель Кирилл, оберегая свою паству от этого противного духу евангельской любви учения, изгнал еретиков из Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

393 Приношение современному монашеству. С. 120 394 Аскетическая проповедь. С. 47—48 395 Там же. 396 Лествица. С. 82—83 397 Слово о смерти. С. 174 398 Слово о смерти. С. 174—180 399 Наставления//Добротолюбие. Т. 2. С. 19 400 Слова//Добротолюбие. Т. 1. С. 281, 348; Отечник. С. 168 401 Нравственно-подвижнические слова. Издание Оптинской пустыни. С. 190 402 О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 160, 163, 192, 199 403 Об осьми духах зла//Добротолюбие. Т. 2. С. 246, 271 404 Сказание//Добротолюбие. Т. 3. С. 371 405 Сорок глав о трезвении//Добротолюбие. Т. 3. С. 401, 412 406 Лествица. С. 29, 82—83 407 Слова подвижнические. С. 368, 413 408 Цветы прекрасные. С. 4 409 Там же. 410 Приношение современному монашеству. С. 121 411 Аскетические опыты. Т. I. С. 383 412 Лествица. С. 129, 89 413 Отечник. С. 97 414 Деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 331—332 415 Лествица. С. 88 416 Слово о смерти. С. 181 417 Устав скитской жизни. С. 53—54 418 Слово о смерти. С. 179—180 419 Приношение современному монашеству. С. 121 420 Лествица. С. 241, также с. 82—83, 129 421 Аскетические опыты. Т. I. С. 385 422 Слово о смерти. С. 180 423 Слово о смерти. С. 181 424 Там же. 425 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 453 426 Приношение современному монашеству. С. 118 427 Там же. 428 Там же. С. 119; Лествица. С. 221. Также Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добторолюбие. Т. 3. С. 269 429 Там же. 430 Приношение современному монашеству. С. 118 431 Слово о человеке. С. 43 432 Слово о человеке. С. 7. Аскетическая проповедь. С. 289—290. Аскетические опыты. Т. I. С. 404—405 433 Игнатий Брянчанинов, свт. Христианский пастырь и христианин — художник.//Богословские труды. 32. М.: Изд. МП, 1996. С. 278. 434 Смотри: Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 72, 73, 86, 92; Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Издание Оптинской пустыни. С. 187; Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 271; Фалассий, авва. Сотни о любви//Добротолюбие. Т. 3. С. 298; Феодор, прп. Слово умозрительное " » Добротолюбие. Т. 3. С. 351, 355, 356; Феогност, прп. О деятельной и созерцательной жизни.//Добротолюбие. Т. 3. С. 386; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 214; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 14, 17, 32—33, 99—102, 282, 300—301, 396—397

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Наставляя так епископа Палладия, преподобный Исидор поучает и нас всех целомудренной жизни, чтобы мы не только тело свое хранили от плотского грехопадения, но и душу блюли в чистоте от греховных мыслей. Торжество ума, благо безусловное; ей учит сама душа, хотя расстроенная падением, но не потерявшая внутреннего закона " . Все наставления Исидора отличаются столько же опытностью духовною, сколько знанием слова Божия. - Так как письма святого Исидора писаны по случаям, то они доставляют множество сведений полезных для историка и изыскателя древностей. Наконец, все они писаны слогом чистым, живым и сильным и по всей справедливости могут быть поставлены между образцами красноречия. Преподобный Исидор оставил в своих писаниях много наставлений о всяких добродетелях, и в устных беседах научив всех сим добродетелям, достиг глубокой старости, и благоугодив Богу, скончался в мире15. Кондак, глас 4: Денницу другую тя церковь обретши преславне, твоих словес молниями освещаема, взывает ти: радуйся всеблаженне богомудре Исидоре. 1 Александрия-город в северном Египте, при устье реки Нила; основана Александром Македонским в 331 году до Рождества Христова. Был некогда центром языческой науки и первым торговым городом на земле. В начале 4-го века стал центром христианского просвещения и резиденцией патриарха. В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море. 2 Феофил был архиепископом Александрийским о 385 г. по 412 г. - Святый Кирилл, преемник его, архиепископствовал с 412 по 444 г.; был председателем на 3-м вселенском соборе, на коем ревностно подвизался против еретика Нестория. Память святого Кирилла празднуется 9-го июня и 18-го января. 3 Гора Пилусиотская, находилась в Нижнем Египте, недалеко от реки Нила.- Пилусия, или Пелуза-один из городов северного Египта. 4 Живя здесь в глубоком уединении, Исидор с ревностью предался подвигам иноческой жизни. Он носил одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами. Отсюда преподобный Исидор путешествовал в Константинополь, чтобы видеть и слышать святого Иоанна Златоустого. То, что видел и слышал Исидор у Златоустого, равно и писания его, остались для Исидора и на последующую жизнь предметом внимательного изучения и удивления, так что ясность ума Златоустого, простота и ревность его соделались собственностью Исидора и отпечатлелись во всех его действиях. По возвращении в Пилусиотскую обитель, он продолжал свою подвижническую жизнь, не стыдясь обличать лицемеров и обидчиков: епископа своего обличил за то, что назначал цену местам, а гражданских властеначальников за пристрастие.

http://pravicon.com/info-2589

IV век 3 правила святителя Афанасия Великого (326–373), извлеченные из его Слова о праздниках и двух посланий. В одном из них говорится о непроизвольном ночном осквернении тела. 92 правила святителя Василия Великого (330–379), извлеченные из посланий святителя. Многие из них имеют своим предметом вопросы, относящиеся к заключению браков. Правила Василия Великого пользовались столь большим уважением на Востоке, что из всех правил святых отцов только они были включены в древнейший сборник церковного права – сборник Иоанна Схоластика. 8 правил святителя Григория Нисского (335 – ок. 394), извлеченных из послания святителя к Литоию, епископу Мелитинскому (в Армении). Под именами святителя Григория Богослова (329–389) и святителя Амфилохия Иконийского († после 394) в канон помещены стихотворные перечисления священных книг Ветхого и Нового Заветов, признанных Церковью каноническими. Ветхозаветные книги здесь разделяются на исторические, стихотворные и пророческие. 18 правил Тимофея, архиепископа Александрийского († ок. 385), представляющие собой ответы на вопросы, предложенные разными епископами по различным вопросам. 14 правил Феофила, архиепископа Александрийского (385–412), извлеченные из наставлений разным лицам и изложенные в виде решений на различные частные случаи. V век 5 правил святителя Кирилла Александрийского († 444), составленные из посланий святителя к патриарху Антиохийскому Домну по жалобе одного из епископов Антиохийского округа на лишение кафедры без должного исследования и законного судопроизводства и к епископам ливийским о неправильных рукоположениях, допущенных в Ливии. Окружное послание Геннадия, архиепископа Константинопольского († 471), к папе Льву I u bceм митрополитам Восточным (459 г.) против рукоположений в иерархические степени за деньги. VIII век Послание святителя Тарасия Константинопольского († 809) к папе Адриану о симонии. Об испытании ставленника Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим. 5, 22 ). Эти слова святого апостола Павла стали основой всех канонических норм относительно поставления на любую церковную степень. Соответственно этому каноны предписывают прежде совершения хиротонии испытание ставленника, в ходе которого выясняется его пригодность для той священной степени, в которую его хотят поставить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

6) Григория Нисского послание к Литойю, епископу Мелитинскому в Армении, замечательное до применению древнего философского учения о разделении душевных сил к объяснению различных преступлений и действий, происходящих от каждой силы; к сему приложены правила для исправления деятельности различных сил, весьма строгие; в «Книге Правил» послание разделено на 8 правил. 7) Под именем Григория Богослова и св. Амфилохия (394 г.) Иконийского помещено стихотворное перечисление священных книг Ветхого и Нового Завета, признанных церковью каноническими; св. Отцы разделяют ветхозаветные книги на три разряда: исторические, стихотворные и пророческие. 8) Тимофея Александрийского (380–385 г.) – 18 вопросов, предложенных ему от разных епископов по частным случаям церковно-обрядовой практики, по разным сомнениям совести и ответы на них. 9) Феофила Александрийского (385–412 г.) – 14 правил, извлеченных из его наставлений разным лицам и изложенных в виде решений на те частные случаи, которые были предложены. – Из V века: 10) Кирилла Александрийского два послания – одно к патриарху антиохийскому Домну по жалобе одного из епископов антиохийского округа на лишение кафедры без должного исследования и законного судопроизводства; другое – к епископам ливийским о неправильных рукоположениях, допущенных в Ливии; послания разделены на пять правил. 11) Геннадия Константинопольского окружное послание к папе Льву I и всем митрополитам восточным (459 г.) против рукоположений в иерархические степени за деньги. О соборах, бывших при патриархе Фотии Двукратный собор. Он составился в 861 г., из 818 епископов и заседал в Константинополе, в церкви свв. Апостолов. Этот собор осудил Игнатия и признал Фотия патриархом; кроме того, этот собор осудил иконоборчество и издал 17 правил, касающихся лиц монашествующих и монастырей (1–7 пр.), членов клира (8–13), иерархического подчинения (14–15) и условий замещения епископских кафедр. Существуют различные объяснения названия собора «Двукратным»; так, напр., одни полагают, что двукратным собор называется, потому что он делится на два отдела: об Игнатии и об иконоборцах; но Зонара и Вальсамон сообщают, что название это собор получил, потому что заседания его были прерваны вооруженным буйством иномыслящих и он должен был собираться во второй раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Святой апостол Марк 40–65 Святой Анания 65–87 Абилий 87–98 Кердон 98–107 Прим или Ефрем 107–119 Иуст 119–130 Евмений 130–143 Маркиан или Mapk II 143–153 Келадион 153–167 Агриппин 167–­179 Иулиан 179–189 Димитрий 189–231 Ираклий 231–246 Дионисий 246–265 Максим 265–282 Феона 282–300 Петр 300–311 Ахилл 311–312 Александр 312–326 Афанасий 326–373 Пист, арианин Григорий, арианин 341–349 Григорий, арианин 355–361 Петр II 373–380 Лукий, арианин 373–378 Тимофей I 380–385 Феофил 385–412 Кирилл I 413–444 Диоскор I 444–451 Протерий 451–456 (опущен коптами) Тимофей II Элур 457–460 Тимофей III 460–482 Тимофей Элур (повторно) (475–479) Петр III Монг (479–480) Тимофей III (повторно) 480–482 Иоанн I 482–482 Петр III Монг (повторно) 482–490 Афанасий II 490–497 Иоанн II Хемула 497–507 Иоанн III Никиотис 507–517 Диоскор II 517–520 Тимофей IV 520–536 Феодосий (в Константинополе) 537–567 Гайна 537–539 Павел 539–541 Зоил 541–551 + Аполлинарий (правосл.) 551–568 Петр IV 577–577 Дамиан 577–604 Анастасий 604–616 Андроник 616–622 Вениамин 622–662 Агафон 662–677 Иоанн IV 677–686 Исаак 686–689 Симон 689–703 Александр II 703–726 Косма 726–727 Феодор 727–738 Михаил I 744–766 Мина 767–775 Иоанн V 776–799 Марк 799–819 Иаков 819–837 Симон II 837–837 Иосиф 837–850 Михаил II 850–851 Косма II 851–859 Шенуда I 859–880 Михаил III 880–907 Гавриил 913–923 Косма III 923–934 Макарий 934–954 Феофаний 954–958 Мина II 964–976 Ефрем 976–981 Филофей 981–1005 Захария 1005–1032 Шенуда II 1032–1047 Христодул 1047–1077 Кирилл II 1078–1092 Михаил IV 1092–1102 Макарий 1103–1123 Гавриил ибн Тарик 1131–1146 Михаил V (9 мес.) 1146–1146 Иоанн VI 1146–1164 Mapk III Бен Зора 1164–1189 Иоанн VII Бен Абугалев 1189–1216 Кирилл III Лаклаха 1235–1243 Афанасий III Калила 1251–1262 Гавриил III 1262–1271 Иоанн VIII Абу-Саид-Сокарий 1271–1293 Феодосий Франк 1293–1300 Иоанн IX Куфис 1300–1320 Иоанн X 1321–1326 Вениамин II 1327–1339 Петр V 1339–1348 Mapk IV из Келиуба 1349–1363 Иоанн XI 1365–1370 Гавриил IV 1370–1376 Матфей 1376–1401 Гавриил V 1401–1418

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Амос, отец пророка Исайи, библ. – 612 Ананий, св. – 7, 562 Андрей (см. Адриан, русский патриарх) Андрей, сын старицы Маремьяны – 388 Андрей Критский , архиепископ, проповедник, писатель – 578 Андрей Первозванный, апостол, св. – 19, 140, 256, 569, 570 Андрей Юродивый, св. – 496 Андриан, митрополит Московский – 637 Андреян, паломник (см. Адриан) Анна, мать Богородицы, св. – 100, 101, 217, 218, 340–342, 437, 520, 607, 609 Анна Иоанновна, русская императрица 405, 575 Анненков, полковник – 135, 252, 410, 504 Антон Фрязин, итальянский архитектор – 620 Антоний, архимандрит – 391 Антоний, волоколамский старообрядец – 385 Антоний, священноинок – 385, 390, 392, 402 Антоний Великий , основатель монашества, св. – 460 Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря, св. – 19–21, 122, 123, 140, 141, 241, 256–258, 371, 401, 467, 478, 492, 570 Анфимий, греческий архитектор – 580 Аполлон, античный бог – 581 Апполинария Петрова, старица – 385, 388 Арефьев Семен, тверской купец, владелец рукописи – 491, 531 Арина, дочь В.И. Сабинина (?) – 500 Аристотель, древнегреческий философ – 616 Аркадий Цареградский, сын сенатора Ксенофонта, св. – 86, 201, 350, 600 Арсений Суханов , писатель-путешественник – 396, 462, 463, 466, 467, 477, 496, 499 Артемьев Захар, крестьянин – 387 Архипов А., исследователь – 438, 439 Аса, отец иудейского царя Иосафата, библ. – 610 Астахова А.М., исследователь – 468 Афанасий, грек, основатель монастыря на Афоне – 591 Афанасий, священник – 29, 149, 267, 538 Афанасьев Тимофей, старообрядец – 408 Ахав, иудейский царь, библ. – 593 Ахаз, иудейский царь, библ. – 612 Ахмед III, турецкий султан – 616 Б артенев П.И., исследователь и издатель – 409, 482–485, 516, 517, 623, 624 Басов Евсевий (Евсей), посадский человек – 10, 12, 13, 130, 132, 133, 249, 250, 423 Басов Илья, посадский человек – 12, 132, 247, 524 Басов Нил, посадский человек – 249, 423, 427, 472, 524 Беливский Сергей, историк старообрядчества – 398, 403, 626 Белобоцкий Андрей, писатель – 414 Белоброва O.A., исследователь литературы и искусства Древней Руси – 470

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые Отцы Церкви считают праздность матерью всех пороков, а рассеянность – их сестрой, потому настойчиво предохраняют от них. Следуя за святыми Отцами и Святитель учит: «Занятия по дому и хозяйству очень полезны: удаляют от праздности и облегчают уму невидимую его борьбу» (353). «Старайтесь не увлекаться рассеянностию. Если же случится увлечься ею по немощи, сродной всем нам, человекам, не предавайтесь унынию» (369). IX.  Осуждение Где праздность, там и осуждение. Святитель, не вдаваясь в рассуждения об этом широко распространённом пороке, призывает: «Не оглашай твоей кельи осуждениями, пересудами и ропотами; оглашай её благодарением и славословием, и гласами воздыханий о грехах, и гласами молитв твоих» (840). X. Отчаяние Среди прочих грехов отчаяние считается самым тяжким и по своему существу, и по вытекающим из него следствиям. «Этот грех уничижает Всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение, Им дарованное, – показывает, что в душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоносного яда, как от лютого зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние – злейший грех между всеми грехами» (385). XII Самоубийство Отчаяние может привести и приводит к самоубийству или к поступкам, близким к этому греху. Это тоже великий грех . «Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нём никакого поминовения, не удостаивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище» (385). XIII. Грехи смертные и не смертные; грехи мысли и слова Вслед за самоубийством идут подобной тяжести грехи смертные. И Святитель, как бы обобщая всё сказанное о пороках, в одном из писем говорит о разных грехах и по содержанию, и по обнаружению. К смертным грехам относятся: «...убийство, прелюбодеяние, ересь и другие, подобные им. Эти грехи, хотя и менее пагубны нежели самоубийство и ведущее к самоубийству отчаяние, хотя совершившему их остаётся возможность покаяния и спасения, но называются смертными. Пребывающий в них признаётся умершим душою; пребывающий в них не допускается правилами святой Церкви к приобщению Святых Христовых Таин, к участию в Богослужении. Если смерть постигнет его непокаявшимся в этих грехах, то вечная гибель его несомненна» (385).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010