335 Дидим – греческий грамматик из Александрии второй половины I в. до н. э:, автор большого количества комментариев на книги греческих писателей, в том числе и поэта Пиндара (ок. 522–446 гг. до н. э.). Большинство комментариев Дидима, в том числе и на Пиндара, до нас не дошло. 338 Дионисий Старший – тиран Сиракуз (ок. 430–367 гг. до н. э.). Историю святотатств Дионисия приводит Цицерон (О природе богов. 3:34:83–84). 347 Герилл – философ-стоик III в. до н. э., происходивший из Карфагена, ученик Зенона; Пиррон – древнегреческий философ, родом из Элиды. Современник Аристотеля, основатель скептической философской школы. 357 Ксенофан – греческий философ (ок. 570–489 гг. до н. э.), первый представитель Элейской школы философии. 359 Анаксагор – греческий философ (ок. 500–428 гг. до н. э.), автор сочинения О природе, последний представитель Ионийской философской школы, фактический основатель Афинской философской школы. 385 3Цар. 9:7–9 . Последняя фраза дана в нашем переводе. – В. Т. Ср. Синодальный перевод: «И скажут: “за то, что они оставили Господа, Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, за это навел на них Господь все сие бедствие”». 387 Ос. 13:13–14 . Перевод наш. – В. Т. Синодальный перевод значительно отличается: «Он – сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей. От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало?» 407 Феодор – греческий философ из Кирены (ок. 320–280 гг. до н. э.), который отрицал само существование богов (Цицерон. О природе богов. 1:1:2). 410 См.: Платон. Федр. 245с-е. Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. 1:23:53; Цицерон. О государстве. 5:25:27. 412 Полиандрион – букв. с греческого «кладбище». Ср.: «И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова» ( Иез. 39:11 ). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

1045 Исх. 12:1-3, 6. 1046 Исх. 12:15. 1047 Исх. 12:15-17. 1048 «Пасха» происходит от древнееврейского «песах» (прохождение). Имеется в виду прохождение евреев под предводительством Моисея через Синайскую пустыню. 1049 Чис. 33:3. 1050 Исх. 12:17-19. 1051 1 Кор. 5:7. 1052 Ин. 1:29-»вот Агнец Божий, который берет грех мира». 1053 Лев. 23:5-7. Фраза «первый день да будет у вас славнейшим и святым» переведена Иеронимом неверно. К оригиналу ближе Синодальный перевод, где говорится:»в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте». 1054 Лев. 23:8. В латинском переводе та же ошибка, что в 23:7. 1055 Вероятно, Беда знал сюжет «Одиссеи» по пересказам других авторов. 1056 Рим. 1:27-»получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение». 1057 Буквально palma tenent (держат пальму). Пальмовая ветвь в античности была символом не только мира, но также победы и превосходства. 1058 Быт. 1:16. 1059 Здесь Беда цитирует один из латинских переводов Библии (или ее частей), предшествовавших переводу блаженного Иеронима. 1060 Беда заимствует у Августина теорию о трех возрастах мира-возраст или эпоха до ниспослания закона, возраст закона и возраст благодати, начавшийся после воплощения Иисуса Христа. 1061 Мал. 4:2. В Синодальном переводе вместо «в крылах» (in pinnis)-»b лучах», что повторяет ошибку церковнославянского перевода. В еврейском оригинале и греческом переводе-»крыла». 1062 Авв. 3:11. См. также Нав. 10:13-»и остановилось солнце, и луна стояла». 1063 Имеются в виду пелагиане. 1064 Автор «Церковной истории» Евсевий Кесарийский играл главную роль на Никейском соборе 325 г., но о его участии в выработке 19-летнего цикла ничего не известно. 1065 Друг Евсевия священник Памфил был казнен во время гонений 309 г. Евсевий написал его житие, не дошедшее до нас, и взял себе прозвище Памфила. 1066 Феофил был патриархом Александрии в 385-412 гг. Он разработал пасхальный цикл на 418 лет (22 цикла по 19 лет) для римского императора Феодосия (правил в 379-395 гг.).

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

1) Полемические – «Против ереси Гермогена» (сочинение это, вероятно, использовано в сочинении Тертуллиана под тем же заглавием) и «Против Маркиона» – это памятники пастырской ревности Феофила в борьбе с еретическими плевелами, против которых пастыри того времени открыто выступали то на устных состязаниях с еретиками, то чрез сочинения, пользуясь в то же время наставлениями и увещаниями к самим братиям. К числу последних, может быть, относятся «Огласительные трактаты» (κατηχτικα βιβλα) Феофила, упоминаемые Евсевием. Все эти сочинения утрачены. 2) Апологетические – «Три книги к Автолику»; сюда нужно отнести упоминаемое в данных книгах сочинение «περ στο­ριν» (Theoph. Antioch. Послания к Автолику 2, 30//PG. T. 6. Col. 1100B; р. п.: C. 162), B котором говорилось o змие-диаволе (Theoph. Antioch. Ad Autol. 2, 28//PG. T. 6. Col. 1097A; р. п.: C. 161), излагалась генеалогия кн. Бытия, история Ноя и его сыновей (Theoph. Antioch. Ad Autol. 2, 30–31; 3, 19//PG. T. 6. Col. 1100–1104, 1145–1148; р. п.: C. 161–164, 182­183) и трактовалось o мифах (Theoph. Antioch. Ad Autol. 3, 3//PG. T. 6. Col. 1124–1125; р. п.: C. 172). Оно целиком утрачено, если не считать относящимися к нему [нескольких] весьма сомнительных цитат из «Хронографа Феофила» в хронике Иоанна Малалы (VI в.). Иероним, который в данном случае обнаруживает личное знакомство с сочинениями Феофила и не ограничивается повторением Евсевия, говорит ещё об экзегетических трудах Феофила – комментариях на Евангелия и на притчи Соломона, хотя по стилю считает их неподходящими к другим сочинениям Феофила. Комментарием на Евангелие Иероним пользовался (толкование на Евангелие от Матфея) и сохранил из него одну выдержку, именно – толкование о неправедном домоправителе ( Лк. 16:1–12 ) в приложении к Апостолу Павлу, его обращению к миссионерской деятельности (Hieron. Ер. 121, ad Algasiam, 6//PL. T. 22. Col. 1020). По его словам, в основу комментария было положено Четвероевангелие, то есть смешанный текст. В латинских рукописях сохранился аллегорический комментарий на Евангелие, изданный ещё в 1575 г. в Bibliotheca Patrum (т. V. Р. 169–172) Де-ля-Бинем. В рукописи комментарий приписывался Феофилу Александрийскому (385–412 гг.), но так как в нём приводилось то же толкование притчи о неправедном домоправителе, что и у Иеронима, то Де-ля-Бинь приписал его Феофилу Антиохийскому . В последнее время эту точку зрения защищал Цан. Однако как прежде, так и теперь большинство учёных отвергает её, и по следующим основаниям:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

375 Из помещенного обзора можно узнать, что еще в 1895 г. на первой Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в столице империи, Синодальная типография получила признательность за участие вне конкурса. 376 Таким образом, к 1914 г. типография уже почти двадцать лет активно демонстрировала свои достижения в области печатного дела, постоянно увеличивая тиражи. К началу Первой мировой войны типография печатала: служебные и некоторые богослужебные книги, молитвословы и т. п. издания (все это с благословения Св. Синода), различные книги, преимущественно, учебники и пособия для ЦПШ (по заказам Издательской комиссии Училищного Совета при Св. Синоде), «Церковные ведомости» с прибавлениями и приложением «Приходского чтения», педагогический журнал «Народное образование», издававшийся Училищным советом, деловые бумаги, бланки и т. п. материал для центральных учреждений Св. Синода, различные печатные работы по заказам частных лиц и учреждений. 377 В «Кратком очерке истории и современного состояния Синодальной типографии» мы можем ознакомиться также и со статистическими сведениями о количестве книг, напечатанных за период с 1 января 1903 по 1 января 1913 гг., т. е. практически за последнее предвоенное десятилетие. Несколько слов о максимальных тиражах. Больше всего напечатали кратких молитвенников для православных воинов (3 028 000 экземпляров 378 ), далее – Новых Заветов на русском языке (2 025 000 экземпляров 379 ), Евангелий на славянском и русском языках (1 190 000 экземпляров 380 ), молитвослов для мирян (775 000 экземпляров 381 ), Евангелий на русском языке (990 000 экземпляров 382 ), Псалтирей (665 000 383 ). Тираж Библии на русском языке за указанный период достиг цифры в 185 000 экземпляров. 384 Всего же было издано 13 412 885 экземпляров книг, учебников, бланков. 385 Среди наиболее распространенных изданий Училищного совета числились: «Наставление в Законе Божием» архиепископа Агафодора (2 400 000 экземпляров), «Методический сборник арифметических примеров и задач» за 1, 2 и 3 годы обучения Цветкова (2 050 000 экземпляров), «Обучение церковно-славянской грамоте» (книги 1 и 2 для учеников) Ильминского (1 600 000 экземпляров) и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

66); состоит из 13 книг. Непосредственно связан с предыдущим, хотя форма диалога здесь отсутствует; адресован Палладию и содержит типологический комментарий к избранным местам Пятикнижия. По словам К., «Глафиры» являются необходимым дополнением к трактату «О поклонении и служении в духе и истине»: если там отбирались такие места Пятикнижия, духовный смысл которых более служил целям «нравственного наставления» (θικα φηγσεις), то здесь его задача - показать, как в «тенях» ВЗ проявляется «таинство Христа» ( Cyr. Alex. Glaph. in Pent.//PG. 69. Col. 13-16, 385-388). Семь книг из 13 содержат толкование фрагментов кн. Бытие, 3 - фрагментов кн. Исход и по одной - фрагментов книг Левит, Числа и Второзаконие. Этот трактат в более строгом смысле, чем предыдущий, является экзегетическим, поскольку его композиция определена последовательным рассмотрением библейских мест в том порядке, как они расположены в Свящ. Писании. Сохранились фрагменты сир. перевода, выполненного в VI в. «Толкование на пророка Исаию» (Εξγησις πομνηματικ ες τν προφτην Ησααν; Commentarius in Isaiam prophetam; CPG, N 5203; PG. 70. Col. 9-1449; рус. пер.: Творения. 1887-1890. Ч. 6-8), написано до 429 г., предположительно между 412 и 418 гг. ( Évieux. 1991. P. 66); состоит из 5 книг (βιβλα), из к-рых одни разделяются на «слова» (λγοι), другие - на «отделения», или «томы» (τμοι). В этих книгах содержится соответственно объяснение глав 1-10, 10-24, 25-42, 42-51 и 52-66. В предисловии К. говорит о необходимости выявить как исторический смысл пророчеств, так и их «духовное созерцание» ( Cyr. Alex. In Is.//PG. 70. Col. 9). Согласно К., главное содержание пророчеств Исаии - искупление, совершенное Христом, отвержение Израиля и призвание язычников, что при особенной ясности самих пророчеств делает Исаию одновременно пророком и «евангелистом» (Ibid. Col. 13). К. указывает, что ему известны мн. сочинения его предшественников (Ibidem). Он их не называет, но исследователи отмечают сходство по содержанию его толкования с «Толкованием на пророка Исаию» Евсевия Кесарийского.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Александрийцы же для определения сроков циклического нисана выдвинули принцип: 14-й день нисана (пасхальная граница) должен быть не ранее дня весеннего равноденствия Это условие в александрийском цикле осуществилось благодаря выбору начального момента отсчета циклов (29 августа 284 г. юлианского календаря) и системе вставки дополнительного месяца Веадара. В результате пасхальные границы в цикле оказались в промежутке с 21 марта по 18 апреля включительно (см. табл.1, в п. 1). Причем нижняя пасхальная граница 21 марта совпадала с днем весеннего равноденствия в ту эпоху. Однако, по утверждению В. В. Болотова, весеннее равноденствие, как фактор астрономический, не является основным, вседовлеющим признаком александрийской пасхалии 11 . Ученый писал: « в Священном Писании нет и самого слова «равноденствие» Мало того, в Ветхом Завете нет даже слова «весна» Палестина лежит в полосе, где только два времени года: лето и зима» С. 133 – 134]. За зимою лето наступает почти без промежутка, и в еврейском языке отсутствует слово, соответствующее нашему понятию «весна». Время Пасхи, как уже не раз подчеркивалось, определено в месяце Авиве (Нисане) – в «месяце зреющих колосьев», или « месяце новых».Поэтому и в александрийскую пасхалию весеннее равноденствие вносится «как величина производная», как необходимоеусловие нисана. В эпоху создания александрийско й пасхалии новый ячмень в Палестине не созревал раньше весеннего равноденствия, поэтому до равноденствия нельзя было праздновать Пасху    В подтверждение этого положения В.В. Болотов ссылается на рассуждения «о соблюдении дня Пасхи» архиепископа Александрийского Феофила (385412 гг.), который, в частности, писал: «Св. Пасху следует соблюдать в месяце новых. А месяц новых, он же и первый, есть тот, в котором зеленеют плоды Пасху нельзя праздновать до равноденствия, ибо двенадцатый месяц есть месяц зимний, а его нельзя считать месяцем новых, когда новые плоды еще не созрели и еще нельзя посылать серп на жатву. А это именно существенным признаком первого месяца поставил Божественный закон» С. 135 – 136].

http://bogoslov.ru/article/4733283

Каргопольское земство в челобитной 1646 г. описывая ужасы, которым подвергаются мирские люди на правеже и ссылаясь на разразившийся над уездом неурожай, так как хлеб частью померз, частью был съеден червем, просит сошные деньги за хлебные запасы собирать с уезда в текущем тяжелом году «с поволкою» 385 . В том же году Заонежский Спасский Выгозерский погост пишет в челобитной, что от большого тягла из погоста сошло много крестьян и просит ради этого о рассрочке, накопившейся за погостом недоимки, указывая, что такая льгота получена уже другим Заонежским погостом, Никольским Шунским. Просьба имела успех. Государь пожаловал, велел рассрочить недоимку на два года 386 . В челобитных затрагивались оба вида повинностей, составлявших тягло, падавшее на земство: как денежные и вещественные сборы, так и личные службы, причем в одних ходатайствах содержатся общего характера жалобы на высоту сборов и тягость службы 387 ; в других специально указываются те подати и те службы, которые земство находит особенно обременительными и которые оно просит отменить или облегчить путем каких либо льгот. О характере жалоб на обременительность разных видов тягла могли уже дать представления устюжские челобитные 1638 и 39 гг. Там главную жалобу вызывал сбор на —412— содержание сибирским стрельцам, падавший исключительно на Устюжский уезд. Приведем и другие примеры. Устьянские волости тяготятся высоким сенным оброком, наложенным новыми писцами, о понижении которого и просят в 1625 г. 388 . На высоту того же оброка жалуется в 1629 г. Царевская волость Тотемского уезда 389 . В 1639 г. Двинская и Вятская земли ходатайствовали о выключении из казенных оброчных статей некоторых промыслов и о свободе заниматься ими всякому желающему. Первая просила о лодочном извозе между Холмогорами и Архангельском и в Архангельске по устью Двины, а также о «площадном» письме, т. е. о письме частных актов, чем, как известно, занимались вольные, так называемые «площадные» подьячие; вторая о праве изготовлять квас, сусло, сальные свечи и держать «пирожные харчевни».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но с сентября месяца 412 мартовского года начался 412 сентябрьский год . Таким образом, хотя bissextus dies и прибавлялся к 411 году, за 6 дней до окончания его, но результатами своими сказывался в 412 мартовском и сентябрьском году. Отсюда Пасхальным высокосным годом был не 411, а 412 мартовский или сентябрьский год . Таким образом кажущаяся разность происходит оттого, что Хавский отмечает год прибавки лишнего дня к Февралю месяцу; Горбачевский же показывает самый высокосный церковный год. Но и при таком соотношении высокосов мартовского и сентябрьского года все таки чем же мы можем удостовериться, что высокосными годами были именно 412, 416 и так далее? Драгоценнейшее указание на это мы находим в письме Кирилла к папе Льву Великому (под номер. 86, pag. 377). В данном месте св. Кирилл говорит: Simul Pascha selebremus Kal. IX Maii propter rationem embolisti anni... Так как IX Kal. Maii­23 апреля, то, следовательно, Пасха в этом высокосном году приходилась 23 апреля. Но 23 апреля Пасха была только в 444 году за все время святительства Кирилла. Если же так, то 414 год был именно, по свидетельству самого Кирилла, высокосным, так как он сам выражается: propter rationem embolisti anni, т. е. высокосного или вставочного года (простой год обозначался: communis annus). Но зная точно один высокосный год, мы уже легко можем определить и прочие годы простые и высокосные за все время святительства Кирилла. Именно мы и видим это самое распределфние простых и высокосных годов в таблицах Горбачевскаго. Отсюда время Пасхи за годы епископства Кирилла можно представить в следующем виде, где знак † означает высокосный год: Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. 14 Апреля 15 Апреля 15 Апреля 6 Апреля 6 Апреля 31 Марта 22 Марта 19 Апреля 19 Апреля 11 Апреля 11 Апреля 11 Апреля 2 Апреля 3 Апреля 27 Марта 22 Апреля 22 Апреля 16 Апреля 7 Апреля 7 Апреля 7 Апреля 30 Марта 30 Марта 23 Марта 18 Апреля 19 Апреля 12 Апреля 3 Апреля 3 Апреля 4 Апреля 26 Марта 26 Марта 23 Апреля Между пасхальными проповедями есть одна, которая содержанием своим и выражениями ясно показывает, что была первою пасхальною проповедью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Заимствовано с присоединением первого ответа и незначительным сокращением. 819 б –820 б 408 1 AB Заимствовано с буквальным сходством и с присоединением первой части «показания». Manual. contr. 820 б –821 а 1463, § 34 Почти буквальный перевод 821 б –822 а 408 1 DE 2 B 822 а –823 а 1463, § 35 823 а –824 а 408 2 DE Заимствовано с более подробным изложением одних и тех же мыслей. 824 а –825 а 1463, § 36 825 а –826 б 409 1 AE 2 AB Заимствовано с незначительными сокращениями, касающимися извлечений из сочинений Кальвина и Лютера. 832 б –833 б претык. и испр. 2-е 1461, § 43 Буквальный перевод с присоединением самостоятельного доказательства, заимствуемого из аналогии учительства Иисуса Христа (стр. 833 б ). 834 а –836 б 411 2 CDE–412 1 A 1464, §§ 44–45 Заимствовано с более подробным изложением одних и тех же мыслей. 836 б –837 а 411 2 B, 412 2 C Почти буквальный перевод 837 а –838 б Заимствовано с незначительным сокращением в количестве текстов св. Писания, приводимых в подтверждение доказываемой мысли. 396 2 DE– 397 1 AB 838 б –839 а 1469–1461, § 39 Почти буквальный перевод 839 б –840 а 1464, § 40 840 а –841 а 411 1 E 2 A Заимствовано возражение. 412 2 D, 413 1 C Почти буквальный перевод. 412 2 D, 413 1 DE Заимствовано с незначительным распространением. 842 б –843 а 412 2 DE Почти буквальный перевод. Из сделанного нами сопоставления трактата «Камня веры» о литургии с учением Беллярмина и Бекана о том же предмете мы можем видеть, что и этот отдел в произведении Яворского по своему содержанию близко соприкасается с трудами названных католических богословов. Кроме буквальных заимствований, в большей части содержания рассматриваемый трактат представляет собою сокращение соответственных отделов Беллярмина и Бекана. Сравнительно реже встречаются здесь распространения и дополнения к данным источников. Как имеющие самостоятельное значение, должны быть отмечены следующие части: а) «ведение» пятое (788–789), в котором содержится учение о различии между тайною и жертвою; б) глава VI (807 б –808 а ), где положение трактата доказывается на основании правил шестого вселенского и поместного Карфагенского соборов; в) в VII главе свидетельства свв. отцев церкви: Тимофея Александрийского, Киприана (808 б ), Василия В., Ефрема Сирина , Афанасия В. (809 аб ), Иоанна Златоуста (809 б –811 а ) и г) в первой главе полемической части возражение первое и его решение (827 а –832 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

82. Диоскор I Александрийский (444-451) - преемник святителя Кирилла (412-444) по кафедре, преследовал родственников и сотрудников своего предшественника и на этой почве поссорился с Константинопольским патриархом святителем Флавианом I (446-449), оказывавшим поддержку гонимым. Был ярым защитником еретика Евтихия (412-444) и участником монофизитской смуты. Евтихий был осуждён за ересь на Константинопольском «домашнем» соборе 448 г. под председательством святителя Флавиана. Евтихианство родилось из крайностей александрийского воззрения, а Диоскор, как представитель Александрийской богословской школы, счёл нужным принять его под своё покровительство в борьбе с антиохийской христологией. Кроме того, имела место борьба за иерархическое первенство - константинопольские епископы, как столичные архиереи, благодаря близости к императорскому двору, имели большое влияние на церковные дела и первенство чести среди других епископов Востока. Александрийская Церковь, как более древняя, вправе была претендовать на такое же первенство это проявлялось, например, в том, что Александрийский епископ Феофил (385-412) некогда осудил Константинопольского архиепископа святого Иоанна Златоуста (398-404), а святитель Кирилл (412-444) - Нестория (428-431). Поэтому некоторые александрийские епископы соперничали с царьградскими. Дело Евтихия для Диоскора представлялось удобным случаем для интриг против святителя Флавиана. Поэтому был созван II Ефесский «разбойничий» собор (449), на котором Диоскор был председателем. С помощью военных отрядов императора Феодосия II (408-450) и фанатичных монахов он стал чинить произвол и насилие в отношении епископов-диофизитов и добился смещения патриарха святителя Флавиана; Евтихий же был оправдан. Однако святитель Лев I (440-461) собрал в Риме собор, осудивший Диоскора и Евтихия и сам «разбойничий» собор. Между тем император умер (450) и престол занял Маркиан (450-457), женившийся на святой Пульхерии (398-453), сестре Феодосия. По распоряжению нового царя был созван IV Вселенский Собор (451), на котором «разбойничий» собор был осуждён, а Диоскор извергнут из сана. Мотивация его низложения была чисто дисциплинарная - против него не было выдвинуто обвинений в ереси, так как нравственное правило требовало, чтобы он мог иметь возможность оправдаться, а он на суд не явился, проигнорировав три вызова на собор. Но и одних канонических преступлений было достаточно для лишения его сана - за неправды и насилие, к которым он прибегал на «разбойничьем» соборе, Диоскор был низложен и сослан; умер он в ссылке в 464 г.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010