«Прохирон» издан с предисловием. В предисловии указывается причина и цель издания, объясняется отношение Прохирона к Эклоге. Содержание относится большей частью к государству, гражданскому и уголовному праву, но первые 12 титулов касаются и церковного права. Так, VII т. содержит законы относительно воспрещенных браков; XI тит. о поводах к расторжению брака. После издания Прохирона в 883 г. был обнародован очищенный свод прежних законов. Этот сборник называется «Ανακθαρσις τν παλαιν νμων» и состоит из 40 книг. Далее, подобно тому, как прежде Юстиниан, по обнародованию кодекса, институций и дигест, предпринял новое издание кодекса в исправленной редакции (Codex rep. praelectionis), Император Василий издал вновь в пересмотренной редакции явившееся раньше руководство, под названием «Επαναϒϒη τν νμων» (т. е. воспроизведение, второе издание) 879 г. тоже в 40 титулах. В «епанагоге» замечательны II и III титулы, определяющие власть императорскую и церковное положение патриархов. «Анакатарсис» в первоначальном виде до нас не дошел, а дошел сборник Вазилика, т. е. царских законов, изданных сыном Василия Львом Мудрым в 888–889 г. г. в 60 книгах. В базиликах воспроизводятся императорские конституции, извлеченные как из кодекса, так и из новелл Юстиниана, поэтому в базиликах можно найти такое обширное церковное законодательство, касающееся всех сторон церковной дисциплины, как и в сборниках Юстиниана. II. Собственно церковное законодательство в период от Константина Великого до Х века Собственно церковное законодательство в период от Константина Великого до Х века развивалось: 1) Посредством вселенских соборов. Таких соборов, как известно, было семь; шесть из них оставили правила канонического содержания, которые имеют обязательную силу и в настоящее время. 2) Посредством поместных соборов, которые содействовали развитию Церковного права не только в той местности, в которой составлялись, но и во всей церкви. Правила 9-ти поместных соборов приняты были церковью как вселенское законодательство (см. выше). 3) Посредством деятельности отдельных правительственных лиц в церкви. Мнения, распоряжения и указания касательно разных предметов церковного устройства и управления, основываясь на положительных правилах, на практике, на общих соображениях, являлись верным истолкователем смысла и целей церкви и потому признаны были на Трулльском соборе 692 г. за выражение законодательства вселенской церкви наравне с правилами соборными. Сюда относятся правила следующих 13-ти отцов церкви: Дионисия Александрийского (260 г.), Григория Неокесарийского (262 г.), Петра Александрийского (304 г.), Афанасия Арх. Александрийского (362–371 г.), Василия Великого (340–378 г.), Григория Богослова (370–391 г.), Григория Нисского (372–394 г.), Тимофея Александрийского (380–385 г.), Феофила Александрийского (385–412 г.), Амфилохия Иконийского (394 г.), Кирилла Александрийского (412–444 г.), Геннадия Патриарха Константинопольского (459 г.), Тарасия Константинопольского (787 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Маркиан или Mapk II 143–153. Келадион 153–167. Агриппин 167–179. Иулиан 179–189. Димитрий 189–231. Геракл 231–246. Св. Дионисий 246–265. Максим 265–282. Феона 282–300. Св. Петр I 300–311. Ахилла 311–312. Александр 312–326. Св. Афанасий 326–373. Современные ему епископы арианские: Пист. Григорий 341–349. Григорий 355–361. Петр II правосл. 373–380. Лукий арианин 373–378. Тимофей I 380–385. Феофил 385–412. Св. Кирилл I 412–444. Диоскор монофизит 444–451. Св. Протерий 451–457. Тимофей Элур монофизит 457–477. Тимофей II Салофакиол 460–482. Петр Монг монофизит 477–490. Иоанн Талайя 482. С 483 по 539 год александрийская церковь оставалась без православного патриарха. Яковитские патриархи и монофизиты: Афанасий II 490–496. Иоанн I Мела 497–507. Иоанн II Никиот 507–516. Диоскор II 516–518. Тимофей II 518–536. Феодосий 536–538. Православные: Павел 539–542. Зоил, после монофизит 542–551. Алоллинарий 551–507. Иоанн I 568–577. Св. Евлогий 579–607. Феодор 607–609. Св. Иоанн II Милостивый 609–620. Георгий 621–630. Кир монофелит 630–640. Петр монофелит 640–654. С 654 по 727 г. церковь оставалась без патриарха. Косма 727. † после 767. Полициан † 801. Евстафий 801–805. Христофор 805–836. Софроний I 836–859. Михаил I или Хаил 859– 872 Михайл II 872–903. Христодул 906–933. Евтихий 933–940. Софроний II. Исаак. Иов. Илия ок. 964–976. Арсений до 1015. Феофил или Георгий в 1019. Леонтий. Адвксандр ок. 1059. Иоанн III. Савва в конце XI в. Феодосий в конце XI в. Кирилл II. Евлогий II 1118. Сафроний III 1166. Афтер. Илия 1180. Марк в 1195. Николай I 1210–1223. Григорий I ок. 1230–1243. Николай II 1243–1276. Афанасий III 1276–1308. Григорий II после 1308. Григорий III ок. 1354. Нифонт 1367. Mapk III . Николай III. Григорий IV. Филофей 1439 и 1450. Афанасий. Mapk IV . Филофей 1523. Григорий V. Иоаким 1529–1506. Сильвестр 1566–1590. Мелетий Пигас 1590–1601. Кирилл Лукарис 1602–1621. Герасим I Спарталиот 1621–1636. Митрофан Критопул 1636–1638. Николай, иначе Никифор Кляронзан 1638–1643. Иоанникий 1643–1653 и после.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Александрийская церковь утверждала, что основателем ее был евангелист Марк; в ней с гордостью показывали места, где святое Семейство якобы проживало при бегстве в Египет ( Мф. 2, 15–20 ). Однако подобные же ссылки на священное происхождение легко находили себе аналогию и в других местах на Востоке; как таковые они не могли оправдывать ту роль, какую играли в раннехристианской Церкви александрийские епископы. Роль эту создавало значение города, который до появления Константинополя был бесспорно вторым центром Империи после Рима; ее создавало и личное влияние и общепризнанный авторитет таких епископов, как Афанасий, Феофил или Кирилл, огромное богатство Египетской церкви и, наконец, научный и интеллектуальный потенциал этого города. Потенциал этот был особенно полезен для вычисления дат Пасхи, что стало привилегией александрийских епископов и предоставляло им возможность ежегодно посылать энциклики епископам всего мира. Другой значительной чертой египетского христианства была почти исключительная власть александрийской кафедры над всеми египетскими епископами. Эта власть, исключавшая существование местных митрополитов, была формально признана Никейским собором (6-е правило) (как исключение в системе провинциальных митрополитов, существовавшей повсюду) и простиралась на Ливию и Пентаполис. В результате все египетские епископы, которых было около ста, рукополагались Александрийским патриархом, зависели практически во всем от его руководства и суждений и следовали за ним в его богословских и церковных решениях. Эта всеобъемлющая власть выражалась в титуле «папа», который вначале часто употреблялся по отношению к любому епископу, особенно на Западе (papa – " отец»), но постепенно стал привилегией епископов Рима и Александрии. Однако, когда закончились арианские споры, выскочка, епископ Константинополя, «нового Рима», бросил вызов власти восточного-александрийского – «папы». Ему Константинопольский собор 381г. дал те же «привилегии», какие имел «ветхий» Рим, четко поставив его выше Александрии (3-е правило). Египетский первосвятитель не участвовал в этом решении и формально его отверг. Ни Тимофей Александрийский (381–385), ни его преемники Феофил (385–412), Кирилл (412–444) и Диоскор (444–451) не признавали законности этого собора, который впоследствии был признан православно-халкидонской Церковью «Вторым Вселенским» 254 . Александрийцы последовательно отрицали новоустановленный авторитет Константинополя, который являлся прямым вызовом александрийскому первенству на Востоке. Эпизод осуждения святого Иоанна Златоуста Феофилом имел как раз это значение. Александрийские епископы с радостью приняли титул «вселенского архиепископа» ( οκουμενικς ρχιεπσκοπος), который употребляли их сторонники 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

377-378 378-380 ИОАНН (Берзинь Петр Леонидович; род. 1957), еп. Каракасский Русской Православной Церкви за границей 380-381 381-382 382-385 ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог 385-387 ИОАНН (Гарклавс Янис (Екабович); Гарклава Иван Яковлевич; 1898-1982), архиеп. Чикагский и Миннеаполисский Православной Церкви в Америке (ПЦА) 400-401 ИОАНН (Вишенский (Вышенский); сер. XVI в. (?)), мон., подвизавшийся на Афоне, правосл. полемист, один из наиболее значительных западнорус. писателей 387-400 ИОАНН (Голонич; 1937-2012), архиеп. Прешовский и Словацкий Православной Церкви Чешских земель и Словакии 401-402 402-403 403-405 ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист 405-406 406-407 407-408 ИОАНН (Йованович; 1732-1805), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) 408-410 ИОАНН (Киструсский Иван Иванович; 1878-1937), еп. бывш. Раненбургский, один из деятелей григорианского раскола 411-412 ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.) 412-413 413-415 415-417 ИОАНН (Левицкий Иоанникий; 1857 - после 1926), архиеп. бывш. Кубанский и Краснодарский, деятель обновленчества 417-418 ИОАНН (Лёгкий Иван Саввич; 1907-1995), еп. Роклендский, Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 418-419 ИОАНН (Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев] (1744-1837), митр. Бодбийско-Сигнахский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ 419-421 421-422 422-423 423-426 ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог 426-427 ИОАНН (Николов Крыстю Петров; 1925-2005), еп. Драговитийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxiii.html

Коробья И.В., рязанский боярин – 566 Коровин В.И., историк русской литературы – 487, 626 Коротаев И.Н., посадский человек – 8–10, 126, 127, 130, 245, 247, 423 Коротаев Н.И., посадский человек – 8, 9, 126, 127, 245, 423 Корф M.A., государственный деятель, историк – 483 Красицкий, польский магнат – 405 Крылова Т.К., историк – 412 Ксенофонт Цареградский, сенатор, отец св. Аркадия и Иоанна, св. – 86, 201, 350, 600 Кудрявцев И.М., исследователь, археограф – 489 Куракин Б.И., князь, государственный деятель петровского времени – 485, 563 Курбский А.М., князь, писатель – 474 Л аврентий, старообрядец, основатель скита на Керженце – 406 Лаврентий, строитель Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 409 Лаврентьев A.B., исследователь, архивист – 533 Лазаревский А.М., историк – 482, 483, 623 Лазарь, «друг Христов» – 102, 219, 343, 502, 552, 607, 611 Лазарь, священноинок – 385 Лазарь, старообрядец – 386 Лазарь, тесть Евсевия Басова, житель Орла – 10, 130, 247, 423, 522 Лаптев И.П., собиратель и исследователь древних рукописей – 498 Лев Премудрый, византийский император – 420, 468, 585 Левочкин И.В., исследователь, архивист – 533 Леонид (Кавелин) , историк и археограф – 398, 403, 466, 469, 482, 483, 488, 499, 623, 624 Леонтий, инок-схимник – 404 Леонтий (Беливский, Ветковский, Москвитянин), монах, старообрядец, писатель – 125, 126, 242, 376, 385–392, 401 07, 482–485, 487, 489–501, 508, 509, 514, 518, 530, 531, 535, 623–626, 637 Леонтьева Елена, старообрядка – 389 Леопольд I, австрийский император – 568 Лефорт Ф., государственный деятель петровского времени – 616 Лещинский Станислав, польский король – 567 Лизогуб Я., черниговский полковник – 574 Лилеев М.И. , исследователь старообрядчества – 376, 385, 398, 401, 403 05, 484, 486, 495, 624, 625 Лихачев Д.С., историк и теоретик литературы – 414, 417, 448, 449, 451, 474 Лициний, римский император – 605 Лобода А.М., исследователь – 624 Логинов Иван, купец, владелец рукописи – 491 Лопарев Х.М. , историк литературы и археограф – 467, 494

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Голия, основатель монастыря – 575 Иоанн Дамаскин , церковный писатель – 576 Иоанн Златоуст , церковный писатель – 496 Иоанн Креститель (Предтеча), пророк, библ. – 141, 152, 258, 578 Иоанн Цареградский, сын сенатора Ксенофонта, св. – 86, 201, 350, 600 Иоанникий, патриарх – 602 Иоасаф, инок климовского Покровского монастыря – 409 Иоафам, иудейский царь, библ. – 612 Иов, священноинок – 385, 402 Иоиль, пророк, библ. – 608, 612 Иона, старообрядец – 390 Иона Маленький, писатель-путешественник – 506 Иосафат, иудейский царь, библ. – 610 Иосиф, волоколамский старообрядец – 385 Иосиф, монах Киево-Печерского монастыря, св. – 19, 140, 257, 571 Иосиф, старец, старообрядец – 392 Иосиф Аримафейский, член синедриона, тайный последователь Христа – 88, 90, 203, 206, 327, 584, 600, 601, 603 Иосиф Боровский, священноинок – 385 Иосиф Обручник, муж Девы Марии – 593, 598 Иосиф Прекрасный, сын патриарха Иакова, библ. – 82, 197, 324, 439, 598 Иосиф Решилов, монах-миссионер – 392, 408 Иосия, брат Иисуса Христа – 595 Ипполит Вишенский, писатель-путешественник – 455, 459, 485, 594 Ирина, жена русского царя Федора Иоанновича – 563 Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, иудейский царь, библ. – 596, 613 Ирод Антипа, иудейский царь, библ. – 578 Ирод I Великий, иудейский царь, библ. – 82, 197, 198, 324, 325, 598, 613 Иродиада, жена иудейского царя Ирода Антипы, библ. – 578 Исаак (Исак), сын патриарха Авраама, библ. – 81, 93, 98, 196, 209, 215, 323, 333, 338, 597 Исаев Иван, приказчик – 117, 236, 365, 383, 396 Исайя, пророк, библ. – 104, 221, 346, 458, 612 Исидор, греческий архитектор – 580 Искра З., предводитель украинского казачества-412 Истрин В.М. , историк и литературовед – 471 Иуда, брат Иисуса Христа – 595 Иуда, старообрядец – 386 Иуда (Иуда Искариот, Июда), ученик Христа, предавший учителя – 101, 102, 104, 218, 219, 222, 342, 473, 596, 610, 612 Иулиания, св. – 21, 141, 257, 536, 572 Иустиан, византийский император (см. Юстиниан) К админ Е.С., калужский купец, старообрядец – 116, 235, 364, 380–382, 396

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начиная с л. 33 и по многим другим листам, внизу сделана была подпись позднею размашистою рукою дьяка; но впоследствии счищена. Л. 1. Оглавление первой части устава, содержащее 67 глав. Л. 4. Первая часть устава, состоящая из 67 глав, изложена в таком же виде, как и в рук. 385. Замечательна поправка. В 385 л. 3 об. было сказано: келеисаите. рекше встанте. В 386 л. 4 об. это удержано, но прибавлено к тому: рекше. по рчи, исъксъств. повелите. Против некоторых глав, на поле, выставлено монограммою имя Марка, по предположению, что они заимствованы из Марковых глав: но это не всегда верно. См. л. 16. против главы 15. А на л. 21 об. против гл. 41, где говорится о поминовении усопших (см. опис. 385 л. 19.) выставлено имя: При конце же сей главы, или перед началом 42 гл. написано монограммой: Никфор. Если это относится к гл. 41: то не указывает ли на то, что, в некоторых списках изложенное в этой главе определение, как совершать панихиды по усопших, приписывается Никифору Ксанфопулу? См. ниже 388 л. 33. Тоже имя: Никифор поставлено и при конце гл. 42-й или перед началом 43-й. Л. 41. Вторая часть излагается полнее, нежели в 385. Здесь, между прочим, помещено последование новолетия, совершаемого 1 Сентября, со всеми тропарями, антифонами и молитвами л. 42–46. Между сими молитвами есть и принадлежащая патриарху Филофею (XIV в.) л. 46. Некоторые особенности правописания в сем последовании заставляют предполагать, что оно списано с Сербского подлинника. Напр. л. 42 помни вм. помяни, им... дари намъ ги вс же къ спсени; – об. блвена слава гн; вского; – си млтв, и проч. Молитвословие соединено с крестным ходом; совершалось святителем. Всё это перешло к нам от Греков, и, как должно заключить по встречающейся здесь молитве патр. Филофея, едва ли ранее времени митрополита Киприана. В месяцеслове имён Русских святых и праздников встречается весьма мало. Нет праздника Покрова пр. Богородицы; нет памятии св. Петра (21 Дек); под 24 Августа позднее приписано пренссение его мощей; равно как, л. 59 об., имя преп. Сергия и, л. 151 об., Игнатия еп. Ростовскаго. В тексте упоминается только память преп. Феодосия 3 Мая л. 145 об., св. Владимира «апостолом равного» л. 158 об., и Бориса и Глеба л. 161. Марковы главы включены в самом месяцеслове, с указанием на поле имени Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

III, 1612, статьи 10–12. 118 «Се аз преосвященный... Генадей поставил есмь Левонтья Филипова сына... в дьяки к церкви святого Христова Чудотворца Николы на Дворище... (Ставленная дьячку 1504 г. Мая 16 в Актах Юридических 387 См. там же ставленную пономарю того же года).» – Божиею милостью се аз смиренный Макарий, митрополит всея Руси... поставил есми дьяка Стефана Еремеева сына в четцы, и в поддьяконы, и в дьяконы, в свою митрополию, к церкви ко Введению Пресвятой Богородицы, в волость в Осугу в Торопецкую десятину... (ibid, 386, I, 1556 г. См. там же ставленую иеродьякону 1604 г. Июня 29 386, II и 1606 г. Сент. 2, 386, III) – «Милостью Божией се аз преосвященный... Кирил... поставил есмь дьяка Василия попова сына Евстафьева в четцы, и в поддьяконы, и в дьяконы, и совершил есмь его в попы, к церкви Преображения Господа нашего Иисуса Христа, в село в Игнатьевское, на реку на Сить в Моложскую десятину..,, «(ibid. 385, 1535 г. Декабря 29. См. там же ставленную священнику 1599 г. 22 Мая 385, II, и 1659 г. Сен. 26-го 385, V; ставленную иеромонаху 1684 г. 30 июня 385, VI; см. ещё ставленную священнику 1473 г. Фев. 28 в Русской исторической Библиотеке, том VI, 105). 119 О них см. Знаменского «Приходское духовенство на Руси» Православное Обозрение 1866 г. Сен. и Окт. 120 «И да не переходит от церкви к церкви без нашего благословения, или не явись нашему наместнику или десятиннику, аще ли прейдет не явись, и священнодьяконская да не действует, по сей нашей грамоте»... (Ставленная дьякону 1556 года Сент. 10 в А. Ю. 386, I. – См. ставленную священнику 1473 г. Фев. 28 в РИБ VI 105). – См. ещё благословенные (отпускные) грамоты в А. Ю. 389. Любопытна одна из них выданная 1588 г. Апр. 21 при следующих обстоятельствах. Некто Кузьма был 23 года в дьяконском и иерейском сане, потом овдовел и постригся в Кирилло-Белозерском монастыре. Ставленные грамоты его сгорели в Москве. Иов, митр. московский, обыскав о его дьяконском и иерейском поставлении и пострижении через духовника его иеромонаха того же монастыря Евпла, дал ему благословенную и отпускную грамоту, уполномочивавшую его священнодействовать в общежительных и не общежительных монастырях по всей России с дозволения местного епархиального начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

Продолжим выделение в Своде митрополита Фотия произведений, которые могут быть связаны с именем Епифания Премудрого. Под 1399 г. в Своде читается «Слово о том, како бился Витовт с Ордою, с царемь Темир–Кутлуем» . Какой–то вариант рассказа мог содержаться уже в Троицкой летописи, поэтому будем искать параллели в тех текстах, которые возникли в процессе подготовки Свода Фотия. Само оформление заголовка в виде «Слова» сближает памятник с другими «Словами» Епифания Премудрого (написанными в честь Стефана Пермского и Дмитрия Ивановича). Выражения «вкупе же с ним с единаго» (384) и «в единой думе» (385) можно сопоставить с текстом Летописной повести о Куликовской битве: «вкупе в единой мысли и в единой думе» (112). Ритмическая организация текста: «вооружився…, ополчився, устремився» (384) — вообще типична для Епифания, ср. в той же Летописной повести: «верою въоружився и креста честнаго силою укрепився, и молитвами… оградився и Богу помолися» (122). «Бояре великыи» (385) статьи 1399 г. — это те же «великие воеводы» (114, 120) и «нарочитые и старейшие бояре» (126) Летописной повести о Куликовской битве. «Многое множество бещисленое полегло» (385) в 1399 г. и «иного безчисленое множество паде» (200) при нашествии Тохтамыша. Но имеются совпадения и более значительные: Повесть 1399 г. Повесть о Тохтамыше Царь… силу свою всю роспустил воевати землю Литовьскую…, воюючи и жьгущи волости…, и много городов поплениша и много стран повоеваша, и многу погибель царь створи (385). Царь распустил силу татарскую по земли Руской воевати…, многы грады поимаша, и волости повоеваша, и села пожгоша… , и много зла Руси створишя (202—204). Таким образом, антилитовскую направленность и литературное оформление рассказа следует приписать Епифанию Премудрому (напомним, кстати, об изображении в Житии Сергия бесов в «шапках литовьскых островръхих»: МДА, 88. Л. 312 об.). Под тем же 1399 г. в Новгородской IV летописи помещен рассказ «О преставлении князя Тферьскаго»  . По существу, это такое же «Слово о житии и преставлении» — но только тверского князя Михаила Александровича.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

P. 231. 1-12; Angelidi, Papamastorakis. 2000. P. 385). Верен был традициям Палеологов и Андроник III Палеолог. В 1322 г., в период временного примирения императоров, он посетил ц. Одигитрии, чтобы поблагодарить Христа и Богоматерь за сохранение мира ( Cantacuzenos. I 34/Ed. L. Schopen. Bonn, 1828. P. 166-169; Angelidi, Papamastorakis. 2000. P. 385). Император неоднократно молился в монастыре Одигон, благодаря Господа и Богородицу за победы, попечение о его слабом здоровье, и щедро одаривал икону ( Niceph. Greg. Hist. XI 1, 5, 11. Vol. 1. P. 541-542, 554-555, 559; Cantacus. Hist. I 59. P. 305; Angelidi, Papamastorakis. 2000. P. 385). Византийский историк Никифор Григора привел не менее 6 случаев, когда императоры Андроник II Палеолог и Андроник III Палеолог давали торжественные клятвы перед иконой «О.» и прибегали к покровительству Богородицы в монастыре Одигон ( Niceph. Greg. Hist. I, II. Vol. 1. P. 298, 422, 543, 555, 559; 576; Wolff. 1948. P. 325); в этом мон-ре Андроник III Младший скончался ( Cantacus. Hist. II 40. Vol. 1. P. 557). В февр. 1347 г. имп. Иоанн VI Кантакузин также был на поклонении у «О.»: пешим он явился в ц. Одигитрии, чтобы поблагодарить Богородицу за победу; там он поклялся, что возьмет под покровительство малолетнего Иоанна V Палеолога (1341-1391), после чего перед ним были открыты ворота дворца во Влахернах, и Иоанн VI Кантакузин повторил свою клятву уже перед иконой «О.» ( Cantacus. Hist. III 99; IV 1. Vol. 2. P. 607, 614; Vol. 3. P. 8-9); Angelidi, Papamastorakis. 2000. P. 385). В XIV - 1-й пол. XV в. мон-рь Одигон оставался одной из самых значительных обителей К-поля. «О.» по-прежнему приносили во Влахерны на 5-й неделе Великого поста. Большинство путешественников, посетивших К-поль в этот период, оставили гл. обр. впечатления о вторничных процессиях. Это были: в кон. XIII - нач. XIV в. автор «Анонимного хожения в Царьград» (Новгородский архиеп. Василий Калика?) (Книга хожений. С. 84, 259, 396; Majeska. 1984. P. 114-128, 139); в 1348-1349 гг. Стефан Новгородец (Книга хожений. 1996. С. 95, 271, 400; Majeska. 1984. P. 15-27, 37); между 1391 и 1397 гг. дьяк Александр ( Сахаров И. П. Сказания рус. народа. СПб., 18493. Кн. 2. С. 71; Majeska. 1984. P. 156-159, 161); в 1410-1422 гг. диакон Троице-Сергиева мон-ря Зосима (Книга хожений. 1996. С. 121, 299, 406; Majeska. 1984. P. 166-175, 183); о своем пребывании у иконы (без описания вторничной процессии) в 1389 г. упомянул Игнатий Смолянин (Книга хожений. 1996 С. 102, 280, 403; Majeska. 1984. P. 48-74, 95).

http://pravenc.ru/text/2578199.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010