( < < back 1) ( < < back 2) Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 г. Известен в истории, главным образом, по своей вражде к Иоанну Златоусту. Отличаясь большим честолюбием, он стремился подчинить своему влиянию Константинопольского архиепископа, и потому после смерти Нектария, занимавшего византийскую кафедру с 381 по 397 г., интриговал в пользу того, чтобы на эту кафедру было избрано преданное ему, Феофилу, лицо. Когда, вопреки планам Феофила, был избран в епископы столицы св. Иоанн Златоуст, бывший до этого пресвитером в Антиохии, Феофил затаил против него злобу и сделался опорою противной Златоусту партии. Он принял деятельное участие в сложной интриге против Константинопольского святителя, результатом которой было низложение последнего и двукратное изгнание из столицы. На соборе в Дубне, составленном врагами Златоуста с целью низложения его, Феофил присутствовал в качестве председателя. Вообще отношения его к Златоусту были такого свойства, что ложатся темным пятном на его имени. Но в остальном Феофил был довольно мудрым иерархом и сделал много полезного для Александрийской церкви. Кирилл занимал александрийскую патриаршую кафедру с 412 по 444 г. император Декий царствовал с 249 по 251 г. епископ римский, занимал римскую кафедру с 236 по 250 г. замучен был в январе 250 г., и кафедра его оставалась не занятой до июня следующего года, так как жестокости гонения не позволяли совершить избрание нового папы. Декий, будто бы, сказал, что он скорее бы согласился видеть претендента на императорский престол, чем нового епископа в Риме. В период этого годичного вдовства Римской церкви Новациан, отличавшийся красноречием и ученостью, а также суровым образом жизни, пользовался большим влиянием и мог рассчитывать на избрание в епископы. Однако расчеты эти не оправдались. Корнилий был папою в Риме с 251 по 252 г. было седьмое общее гонение на христиан. Оно направлялось, главным образом, против епископов и духовенства. Среди жертв гонения были Фабиан римский, Вавила антиохийский, Александр иерусалимский, при этом в жизни других святых мужей (как Киприана карфагенского, Оригена, Григория чудотворца, Дионисия александрийского) период этот ознаменовался ссылками и другими страданиями. Главной целью гонения было, однако же, не подвергать христиан смерти, но принуждать их к отречению. С этою целью они были подвергаемы пыткам, тюремному заключению и голоду, и при таких испытаниях твердость многих не выдержала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Con todo, algunas homilías de Teodoro descubiertas con posterioridad hacen pensar que, posiblemente, la postura del mismo no sólo no fue heterodoxa sino que, incluso, se adelantó a las definiciones de Efeso. En relación con el pecado original, Mario Mercator acusó a Teodoro de ser padre del pelagianismo, e investigadores modernos como Gross han insistido en que era contrario a la doctrina del pecado original. Sin embargo, Amann y Devreesse han apuntado a que esa interpretación es errónea y sólo se basa en fuentes manipuladas a las que cabe oponer el contenido ortodoxo de los escritos de Teodoro. En relación con la Eucaristía, Teodoro rechazó una interpretación meramente simbólica del sacramento indicando que el pan y el vino se cambiaban en cuerpo y sangre en virtud de la acción de gracias pronunciada sobre los mismos. En cuanto a la penitencia, insiste en la necesidad de que los pecados graves sean confesados en privado a un sacerdote como condición previa a la recepción de la Eucaristía. La finalidad de esta confesión es no sólo la aplicación de una disciplina eclesial sino también el consejo pastoral a fin de que el pecador corrija en adelante su camino. Teófilo de Alejandría Vida: Patriarca de Alejandría (385–412), su vida estuvo marcada por la controversia y un cúmulo de actuaciones de dudosa moralidad. Acabó formalmente con los vestigios del paganismo en Egipto, valiéndose del apoyo de Teodosio, y aprovechando para destruir y saquear antiguos templos como el Serapeum, el Mithraeum y el templo de Dionisos. Condenó el origenismo en un sínodo de Alejandría del 401 si bien parece ser que en su decisión pesó más la conveniencia táctica que la preocupación teológica o pastoral, puesto que aprovechó – con esta excusa –para desencadenar una persecución contra los monjes o «hermanos largos» de Nitria (Dióscoro, Ammón, Eusebio y Eutimio). Fue él asimismo el alma del triste sínodo de la Encina del 403 en que se depuso a Juan Crisóstomo. Con todo, parece que gozó de cierta fama en algunos ámbitos monásticos, contando hoy con una fiesta en su honor en la iglesia copta y otra en la siríaca.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/diccio...

Dídimo heredó de Orígenes la idea del purgatorio . Afirma que el «fuego espiritual» (νοητν πυρ) de Dios completa la purificación del hombre , empezada en las aguas del bautismo (De Trin. 2,12). Si llama «eterno» al fuego o castigo, no parece que emplea este término en su sentido estricto, sino como sinónimo de «duradero.» Declara explícitamente que aionios se puede aplicar literalmente sólo a Dios, pero que, cuando se dice de un castigo, hay que entenderlo en el sentido de «atemporal» (De Trin. 2,6,4). Teófilo de Alejandría T eófilo, patriarca de Alejandría, fue el tercer sucesor de San Atanasio y el predecesor de San Cirilo, que era sobrino suyo. Gobernó la Iglesia de Egipto durante veintiocho años (385–412), plenamente consciente del importante papel que su sede había jugado en la historia de la Iglesia y del Imperio. E. Gibbon (Decline and Fall I 103s) le llama «enemigo perpetuo de la paz y de la virtud, hombre osado y malo, cuyas manos se mancharon alternativamente con oro y sangre.» Es posible que haya exageración en estas palabras, pero las fuentes de que disponemos le presentan como una triste figura de obispo, violento y falto en extremo de escrúpulos. Hombre de gran habilidad intelectual, indudablemente dedicó su talento en demasiadas ocasiones a consolidar y acrecentar su poderío con medios muy dudosos. Hizo sentir su tremenda influencia en todas las cuestiones políticas que afectaron a la Iglesia o al Estado durante su pontificado. Son tres los acontecimientos importantes que están especialmente ligados a su nombre: la decadencia del paganismo en Egipto, la controversia sobre Orígenes y la destitutción y destierro de San Juan Crisóstomo. En un ataque concentrado contra los últimos restos de los cultos paganos en Egipto y con el consentimiento del emperador Teodosio, destruyó cierto número de santuarios, en particular el famoso Serapeum, el Mithraeum y el templo de Dionysos. Aprovechó la ocasión que se le presentó de esta manera para enriquecer la ciudad patriarcal con gran número de iglesias nuevas.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Gaudentius of Brescia (fl. 395). Successor of Filastrius as bishop of Brescia and author of numerous tracts. Gennadius of Constantinople (d. 471). Patriarch of Constantinople, author of numerous commentaries and an opponent of the Christology of Cyril of Alexandria. Gnostics. Name now given generally to followers of Basitides. Marcion, Valentinus, Mani and others. The characteristic belief is that matter is a prison made for the spirit by an evil or ignorant creator, and that redemption depends on fate, not on free will. Gregory of Elvira (fl. 359–385). Bishop of Elvira who wrote allegorical treatises in the style of Origen and defended the Nicene faith against the Arians. Gregory of Nazianzus (b. 329/330; fl. 372–389). Bishop of Nazianzus and friend of Basil and Gregory of Nyssa. He is famous for maintaining the humanity of Christ as well as the orthodox doctrine of the Trinity. Gregory of Nyssa (c. 335–394). Bishop of Nyssa and brother of Basil. He is famous for maintaining the equality in unity of the Father, Son and Holy Spirit. Gregory the Great (c. 540–604). Pope from 590, the fourth and last of the Latin “Doctors of the Church.” He was a prolific author and a powerful unifying force within the Latin Church, initiating the liturgical reform that brought about the Gregorian Sacramentary and Gregorian chant. Hesychius of Jerusalem (fl. 412–450). Presbyter and exegete, thought to have commented on the whole of Scripture. Hilary of Arles (c. 401–449). Archbishop of Arles and leader of the Semi-Pelagian party. Hilary incurred the wrath of Pope Leo I when he removed a bishop from his see and appointed a new bishop. Leo demoted Arles from a metropolitan see to a bishopric to assert papal power over the church in Gaul. 1 5 3 Hilary of Poitiers (c. 315–367). Bishop of Poitiers and called the “Athanasius of the West” because of his defense (against the Arians) of the common nature of Father and Son. Hippolytus (fl. 222–245). Recent scholarship places Hippolytus in a Palestinian context, personally familiar with Origen. Though he is known mostly for The Refutation of All Heresies, he was primarily a commentator on Scripture (especially the Old Testament) and other sacred texts.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

Ibid., 345–385). Панегирик весь состоит из общих фраз и не имеет исторической ценности. По этому произведению можно составить лишь превратное понятие о Михаиле. Уже встречающееся в заглавии выражение: «Михаилу, новому Константину (т. е. Великому) вычурно и непригоже. Написано до патриаршества. 3) Панегирик императору Андронику Палеологу (сыну Михаила). (Migne. Ibid., 387–417). Такого же достоинства, как и панегирик Михаилу. Замечательно, однако же, что автор именует Андроника (как это делает позднее и Григора. Виз. ист., VIII, 8) «жарким любителем науки и философов» (р. 412). Можно утверждать, что оно произнесено Григорием (Георгием) – мирянином, вскоре по вступлении Андроника на престол. 4) Письмо к другу (Migne. Ibid., pp. 125–128). Написано по низвержении Григория с кафедры и исполнено жалоб на несправедливость судьбы. У Григория есть и еще несколько сочинений, но они светского содержания. Правдивый отзыв о своих сочинениях сделал сам Григорий в своей известной «автобиографии». Он говорит: «Что не все мои произведения отделаны с одинаковой тщательностью, это само собой разумеется. Что замечаем мы у ремесленников, то же бывает и здесь: как их последующие изделия бывают лучше предыдущих, вследствие упражнения, так и у писателей и риторов труды зрелых лет бывают совершеннее первоначальных. Что касается изложения, то я не гонялся за изысканными формами, не ударялся и в другую крайность – не писал, как повсюду пишут; больше всего я хлопотал о ясности, возвышенности и благодарстве слога, добрых правилах нравственности в соединении с некоторым благозвучием». (Христ. Чт., 176; Migne. Ibid., p. 29. См. высокий отзыв Григоры (Ibid. VI, 1) о литературных достоинствах сочинений Григория Кипрского). О внутренних качествах этих же сочинений, как произведений образованного богословского ума, свидетельствует уже то обстоятельство, что почти все они переведены на русский язык достойными учеными. 543 Об Афанасии сообщают довольно подробные известия историки Пахимер и Григора. Но в их взглядах на этого патриарха есть существенная разница: Пахимер явно не одобряет Афанасия, а Григора держится середины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

In 325 he was requested by Alexander Bishop of Alexandria to help resolve a bitter dispute (the Arian controversy) about the status of the Second Person of the Trinity. Constantine’s response was to organize the first general church council at his palace in Nicea in 325. The resulting conciliar creed anathematized Arius, famously proclaiming the Son to be “consubstantial” (homoousion) with the Father, a mainstay of the Orthodox and many other Christian traditions. So overwhelming was the participant bishops’ banquet at the emperor’s palace that Eusebius (an eyewitness) strikingly likened it to the eschatological gathering of saints in Christ’s kingdom, and compared Constan­tine to Christ. Constantine died on May 22, 337, having received baptism at the hands of bishop Eusebius of Nicomedia while on a military expedition. Despite committing acts hardly compat­ible with Christian precepts (having his wife Fausta and son Crispus executed, 325), Constantine’s impact on imperial Christianity was profound. By 337, Christianity had become the official state religion; public pagan sacrifices had become outlawed; Christian clergy had joined the state elite; Palestine had been reclaimed for Christianity; Constantinople, the new Christian capital named after Constantine, had replaced the old pagan Byzantium. The Orthodox Church commemorates him on May 21, together with his mother Helena. SEE ALSO: Council of Nicea I (325); St. Athanasius of Alexandria (ca. 293–373) REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Edwards, M. J. (ed.) (2003) Constantine and Christendom: The Oration to the Saints. Liverpool: Liverpool University Press. Cyril was a native of Egypt, and when his uncle Theophilus became the archbishop of Alexandria in 385, he brought the young man to Alexandria for advanced studies. In 403, when he was 25 years old, Cyril was ordained lector, and in the same year attended Theophilus at the notorious Synod of the Oak, which deposed John Chrysostom. At his uncle’s death in 412, after a tumultuous election, Cyril was consecrated archbishop.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Swami Muktananda. Siddha Meditations. Oakland, 1975, p. 19. 293 Ram Dass. Be Here Now. Albuquerque. 1979, p. 81. 294 Swami Vivekananda. Bhakti Yoga. Calcutta, 1964, pp. 114-115. 295 преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990, с. 97. 296 Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. - М., 1993, с. 116. 297 Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. - СПб., 1994, сс. 138-139. 298 М. де Угамуно. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства. М., 1997, сс. 157, 164, 208. 299 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 267. 300 Минуций Феликс. Октавий//Богословские труды. Сб. 22. М., 1981, с. 154. 301 Померанц Г. О причинах упадка буддизма в средневековой Индии//Антология Гнозиса. Т. 1. СПб., 1994, с. 182. 302 Соловьев В. С. Буддийское настроение в поэзии// Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991, с. 445. 303 Блаватская Е. П. Перевоплощение//Переселение душ. Сборник. — М., 1994, с. 412-413. 304 Цит. по: свящ. Сергий Желудков. Почему и я - христианин. Спб., 1996, с. 202. 305 Блаватская Е. П. Разоблоченная Изида. т.1, сс. 385-386. 306 Декарт Р. Размышления о первой философии, 2.//Сочинения т. 2. М., 1994, сс. 21 и 23. 307 Соловьев В. С. Философские начала цельного знания//Собрание сочинений. Спб. 1901, т.1. с. 364. 308 Несмелов В. В. Наука о человеке. Т. 2. Казань, 1906, с. 180. 309 Бубер М. Я и Ты, с. 353. 310 Бубер М. Я и Ты, с. 352. 311 Хоружий С. С. София-Космос-Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова//Вопросы философии. 1991, 12, с. 79. 312 Указ МП преосв. Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию от 7.9.1935//Символ 1998, 39. с. 164. 313 Прот. Сергий Булгаков. Главы о Троичности//Булгаков С. Н. Труды о Троичности. М., 2001, с. 55. 314 Малевич К. Бог не скинут. Искусство. Церковь, фабрика. Тезисы лекции (1922 г.). Публ.: Лисов А. Г. Трусова Е. Г. На пути к созданию " Нового завета мира "http://Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1998, Витебск-Москва, с.73-74 315

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   Когда предпасхальный пост из недельного сделался сорокадневным, ему осталось пройти еще одну стадию, чтобы получить тот вид или вернее ту продолжительность, какие он имеет в настоящее время. Как известно, ныне Великий пост, хотя называется Четыредесятницей, продолжается не 40 дней, а 48. Это потому, что Страстная неделя не включается в Четыредесятницу, а рассматривается как самостоятельный пост.    Такой порядок пощения, можно думать, возник одновременно с другой практикою, ограничивавшей пост 40 только днями, следовательно, включавшей Страстную седмицу в Четыредесятницу. Из вышеприведенных свидетельств Сократа и Созомена мы узнаем точно, где и какой из этих порядков господствовал в их время. Практика шестинедельного поста принята была главным образом в Риме, но кроме него в Иллирии, Греции, Египте, а по Созомену, и в Палестине.    Где был принят шестинедельный пост, там его начинали в понедельник шестой недели до Пасхи, т. е. с понедельника второй недели нынешнего православнаго поста. Следовательно, вся нынешняя первая седмица поста при такой практике не входила в пост. Памятью о такой практике, которой не следует теперь и главная в древности сторонница ее-римская церковь, в этой последней церкви осталось то, что тайная молитва этого понедельника, приходящегося теперь в римской церкви шестым уже днем поста, начинается словами: „Жертву начала Четыредесятницы торжественно приносим».    Что шестинедельный срок для пасхального поста принят был кроме Рима и в некоторых церквах Востока, об этом кроме Сократа и Созомена есть и другие свидетельства, которые вполне подтверждают и точность топографических указаний этих историков. Два вышеприведенные свидетельства о Четыредесятнице Евсевия Кессарийского ясно дают понять, что автору известен был предпасхальный пост только сорокадневной продолжительности.    Св. Афанасий Великий в одном пасхальном послании дает такие термины для предстоящего пасхального года: „сорокадневный пост начнем 13-го фаменота (­9 марта); затем, завершив пост, начинаем неделю св. праздника Пасхи [как видно из последующего-Страстную седмицу] 18-го фармути (13 апреля) и прекращаем ее [букв. „отдыхаем от нее“] 23-го же фармути, и затем 24-го празднуем воскресенье; а к этим дням прибавляем 7 недель великого праздника Пятидесятницы (Пасха, следовательно, в том году приходилась 19 апреля). Не большую продолжительность имел предпасхальный пост в Александрии и при патриархе Феофиле (385—412), в пасхальном послании которого даны такие термины: 30-го мехиря (24 февраля) начало поста, 5-го фармути (31 марта) Страстная седмица, 11 фармути (6 апреля) — Пасха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Шавельский Георгий , протопресвитер. Русская Церковь пред революцией. М., 2005. С. 412.   Вениамин (Федченков) , митрополит. На рубеже двух эпох. [Б. м.], 1994. С. 112.  Цит. по:  Флоровский Георгий , протоиерей. Пути русского богословия. Репринт. Вильнюс, 1991. С. 184.   Филарет (Дроздов) , митрополит Московский и Коломенский. Творения. [Б. м.], 1994. С. 408.   Флоровский Георгий , протоиерей. Пути русского богословия. С. 188.   Сергий (Страгородский) , патриарх. Отношение православного человека к своей Церкви и инославию: Сборник статей. М., 2001. С. 82.   Евлогий (Георгиевский) , митрополит. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994. С. 202.   Шавельский Георгий , протопресвитер. Русская Церковь пред революцией. С. 387.  Там же. С. 385.  Там же. С. 344.   Евлогий (Георгиевский) , митрополит. Путь моей жизни: Воспоминания. С. 244.   Иларион (Троицкий) , священномученик. Творения: В 3-х т. Т. 3: Церковно-публицистические труды. М., 2004. С. 498.  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1910 год//Богословский вестник. 1910. 12. С. 234–235 (4-я пагин.).  Там же. С. 238.  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1910 год//Богословский вестник. 1911. 1. С. 264 (5-я пагин.).  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1910 год//Богословский вестник. 1911. 4. С. 405 (5-я пагин.).  Там же. С. 402.  Там же. С. 403.  Там же. С. 402.  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1911 год//Богословский вестник. 1911. 10. С. 131 (3-я пагин.).  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1911 год//Богословский вестник. 1912. 5. С. 443–444 (3-я пагин.).   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду Архангельскому от 19 августа (в копии ошибочно – 19 декабря) 1911 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 7 июня 1911 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду Архангельскому от 19 августа 1911 г.  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1912 год//Богословский вестник. 1912. 10. С. 107–108 (3-я пагин.).

http://pravoslavie.ru/67049.html

 Во время своего пресвитерства Иоанн предлагал беседы на послание Апостола Павла к Римлянам, на два послания к Коринфянам, на послания к Галатам, Ефесянам, Тимофею и Титу.  На пергаменте, кожаных листах, папирусе и других материалах, употреблявшихся тогда для письма.  Маркионитская ересь получила название от Маркиона, жившего во II в. по Р. Хр. Маркион учил, что вечен не один Бог, но и вещество, из которого сотворен мир (материя), с его властителем сатаною. Сотворение мира Маркион приписывал не Богу, но низшему существу — Демиургу, который представляет собою нечто среднее между Богом и материею. Душа человека — тоже творение Демиурга и отличается всеми свойствами его, т. е. она несколько духовнее видимого мира. Но материя стала постепенно поглощать душу. Все старания Демиурга спасти человечество от такого поглощения не привели ни к чему. Тогда благой Бог снисшел на землю, принял призрачное тело и открыл себя людям, как Бог милосердия и любви. Но Демиург, завидуя его славе, возбудил против него иудеев, которые и распяли Спасителя; но страдания Его были призрачны, потому что тело Его было духовно. Таким образом, Маркион не признавал искупительных страданий Спасителя и все Его дело заключал в одном научении людей божественным истинам.  Святой Нектарий управлял Константинопольскою церковию с 381 по 397 г. Пред избранием на епископскую кафедру он был сенатором и только готовился к крещению. После избрания он был немедленно крещен. Память его совершается в субботу сырную.  Феофил занимал Александрийскую кафедру с 385–412 г.  Давид отнял у Урии, воина, находившегося в походе против Аммонитян, жену его Вирсавию. Этот грех Давида изобличил пророк Нафан, который так повлиял на еврейского царя, что тот раскаялся в своем грехе, составив известный псалом, начинающийся словами: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей».  Финикия — узкая и длинная полоса земли, лежащая вдоль восточного берега Средиземного моря, к северу от Палестины. Здесь, несмотря на запрещения правительства, язычество пользовалось большою свободою.

http://pravoslavie.ru/66135.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010