Святитель Александр, епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием. Когда святой Афанасий достиг 21 года, святитель Александр рукоположил его в диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра на Никейский Собор (325 г.), где выступил с опровержением ереси Ария. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником. Ариане, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя Афанасия и изгнания его в Трир. По приказу благоволившего арианам императора Констанция архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий. Святитель Афанасий отправился в Рим к папе Юлию I (337–352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным с догматами Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) святой Афанасий оказался в изгнании в Фиваидской пустыне. После бесславной смерти Юлиана Отступника святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года. Оставил огромное духовное наследие, почитается как великий учитель Церкви. Свт. Афанасий Великий Святитель Кирилл Александрийский — происходил из знатной и благочестивой христианской семьи, был хорошо образован. В юности вступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412 гг.) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти патриарха Феофила св. Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви. Писал увещевательное послание к еретику Несторию и письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри, опровергая мнения Нестория и излагая истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. На III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в городе Ефесе, святитель Кирилл был председателем. Скончался в 444 г.

http://pravmir.ru/svyatye-severnoj-afrik...

346 Т. 3. С. 38. Ср.: Т. 5. С. 371 и 379. 347 Т. 5. С. 445. 348 Т. 2. С. 139. 349 Т. 5. С. 445. 350 Т. 5. С. 445—446. 351 Т. 5. С. 441. 352 Т. 1. С. 606. 353 Т. 1. С. 281. Ср.: Т. 5. С. 445. 354 Т. 5. С. 231. 355 Т. 2. С. 671. 356 Т. 5. С. 229—231. Ср.: С. 337. 357 Т. 2. С. 133. 358 Т. 5. С. 433—434. 359 Т. 5. С. 433. 360 Т. 2. С. 140—141. 361 Т. 5. С. 379. 362 См.: Т. 1. С. 97. 363 Внимательно, неразвлеченно. 364 Т. 4. С. 42. 365 Т. 5. С. 173. 366 Т. 4. С. 43 367 Т. 5. С. 178. 368 Т. 5. С. 345. 369 Т. 5. С. 479—480. 370 См.: (1Сол.5:17). 371 Т. 5. С. 480. 372 Т. 5. С. 480. 373 См.: (Мф.6:6). 374 Т. 5. С. 480. 375 Т. 5. С. 134. 376 Т. 3. С. 146. 377 Т. 5. С. 345. 378 См.: (Рим.8:26). 379 Т. 5. С. 359. 380 Т. 5. С. 359. 381 Т. 5. С. 172. 382 Т. 5. С. 552 и др. (св. Иоанн Лествичник). 383 Т. 5. С. 131 и др. (прп. Никита Стифат). 384 Т. 2. С. 633 и др. (св. Исаак Сирианин). 385 Т. 2. С. 552. 386 Ср.: Т. 5. С. 219 (св. Григорий Синаит), по св. Иоанну Лествичнику, безмолвие есть отложение помышлений о вещах и чувственных и мысленных. 387 Т. 5. С. 131. 388 Т. 5. С. 190. 389 Ср.: о двух высочайших состояниях у св. Максима Исповедника. Т. 3. С. 178. 390 Т. 3. С. 293. 391 Т. 5. С. 190 (св. Григорий Синаит). 392 Т. 5. С. 358. 393 Т. 2. С. 556. 394 Т. 3. С. 363. 395 Т. 5. С. 300. 396 Т. 5. С. 301. 397 Т. 5. С. 474—475. 398 Т. 5. С. 475. 399 Там же. 400 Т. 3. С. 363. 401 Т. 3. С. 293 (блж. авва Фалассий). 402 Т. 5. С. 393. 403 Т. 5. С. 378. 404 Т. 3. С. 178. Т. 5. С. 370. 405 Т. 5. С. 359 (св. Исаак Сирианин). 406 Т. 3. С. 90. Ср.: С. 348 (прп. Феодор). 407 В стяжании, т. е. в приобретении. 408 Т. 2. С. 376. 409 Т. 5. С. 370. 410 Т. 5. С. 375. 411 Т. 5. С. 375. 412 Т. 3. С. 90. Ср.: Т. 5. С. 439, 244. 413 Т. 5. С. 295. 414 Т. 5. С. 236 (св. Григорий Синаит), 360 (свв. Каллист и Игнатий). 415 Т. 5. С. 433 (св. Каллист Тиликуда). 416 Т. 5. С. 376. 417 Т. 3. С. 366. 418 Т. 2. С. 432. 419 Т. 5. С. 433. 420 Т. 2. С. 752. 421 Т. 5. С. 471. 422 Т. 2. С. 724. 423 Т. 3. С. 321 (св. Феодор Эдесский). Ср.: Т. 2. С. 366 (св. авва Филимон).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

Однако опыт святости для всех святых был опытом как Святого Духа, так и Сына (Который подал им Его) и Отца (Который был им открыт Сыном в Духе). Все православные святые опытно ощущали в себе присутствие Святого Духа и осознавали его. Если и можно отметить развитие в откровении Святого Духа, то не в опыте и не в Его осознании, а в том, как эти опыт и осознание выражены. Творения преподобного Макария Великого , преподобного Симеона Нового Богослова , святого Серафима Саровского являются как бы вехами на этом пути – все более и более сильном осознании присутствия и действия Святого Духа. Свидетельство преподобного Силуана, вне всякого сомнения, достигает тут высшей точки. И в этом, несомненно, следует видеть огромную важность миссии святого Силуана для людей XX и XXI столетий. Его учение может захватить многих- в силу того, что он описывает личный, непосредственный опыт. Его мысль лишена абстрактного концептуального опосредования – его формулировки просты и пылки, они выражены языком, близким к языку Писания и святых отцов. II. Дар Духа Святого Прежде всего, нужно уточнить, что, следуя Писанию 460 и учениям святых отцов, святой Силуан тоже считает, что Святой Дух подается Богом человеку. Он повторяет это многократно (см. с. 297, 298, 305, 314–315, 339, 385, 386, 406–407, 456). Он считает нужным также уточнить, что этот дар Духа Святого – удел не загробной жизни, но что Бог по Своей благости дает Его в дар тем, кто этого достоин, уже сейчас, здесь, на земле. Он любит повторять, что Господь «дал на землю Духа Святого» (с. 363, 383, 401, 412, 427; ср. с, 372, 412, 456) 461 . И для Силуана это – причина благодарить и восхвалять Бога: «Благодарим Тебя, Господи, что Ты дал на землю Духа Святого...» (с. 412). Сказать, что Святой Дух подается Богом, означает, что его стяжание и принятие не зависят от заслуг человека (хотя, как мы увидим, они соотносятся с определенными духовными состояниями того, кто Его принимает). Следовательно, это означает также, что Он даруется не как награда. Он подается безвозмездно. «Господь... дает нам благодать Святого Духа туне...» (с. 351), – утверждает преподобный Силуан, обращаясь к Богу с такой молитвой: «Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого» (с, 327). Или, скорее, Он подается «по единой милости» (с, 297): «...благодать Святого Духа, которую дает Господь туне, по милости Своей» (с. 325). Ибо человек, будь он даже святым, всегда недостоин принять Святого Духа, настолько этот дар его превосходит, и требуется все милосердие Божие и вся Его щедрость, чтобы дар мог быть подан человеку, несмотря на его низость и невзирая на то, насколько велик его подвиг и многочисленны его заслуги. Вот почему святой Силуан говорит еще, что «Господь так любит человека, что дает ему дары Святого Духа...» (с. 324).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

I. Правила св. Апостолов: I–II вв. 85 правил. Правила Вселенских соборов: Первый – Никейский 20 правил Второй – Константинопольский 7 правил Третий – Ефесский 8 правил Четвертый – Халкидонский 30 правил Шестой – Трулльский или Пято-шестый 102 правила Седьмой – Никейский 22 правила Правила Поместных Соборов: Анкирский 25 правил Неокесарийский 15 правил Гангрский 21 правило Антиохийский 25 правил Лаодикийский 60 правил Сардикийский 20 правил Карфагенский 147 правил Константинопольский 1 правило Константинопольский Двукратный 17 правил Собора, бывшего во храме Премудрости Слова Божия 3 правила IV. %/td% %td% Правила и канонические послания Святых Отцов: 4 правила 258–262 гг. 12 правил 15 правил 356–370 гг. 3 послания 370–378 г. 91 правило Тимофея Александрийского 380–385 г. 18 ответов 370–389 г. 1 послание 8 правил 1 послание Феофила Александрийского 385–412 г. 14 правил 412–444 г. 5 правил послание 1 послание 582–595 гг. 65 правил Правила Никифора Исповедника 818 гг. 49 правил Таким образом, для того, чтобы решить заявленную нами в названии научно-практическую задачу по установлению отношения Церкви к зрелищам в целом, и к театру в частности, нам будет необходимо рассмотреть весь канонический корпус христианской Церкви на предмет выявления сущности постановлений о зрелищах. Только каноны, как не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил христианской жизни (личной и общественной), могут стать основанием для утверждения, что Церковь так или как-то иначе относится к зрелищам. Мы будем пользоваться самыми авторитетными изданиями канонов: на греческом языке – «Пидалион» и «Синтагма», – где правила приводятся в оригинале 15]; на церковнославянском – «Кормчая» на русском – «Книга Правил» Переходя к непосредственному рассмотрению канонов Православной Церкви о «зрелищах», мы попытаемся выяснить, относятся ли они к театру и если да, то какие. Наш обзор мы будем вести в порядке появления канонов: Апостольские постановления, далее определения Вселенских Соборов и Поместных Соборов, затем канонических Правил Святых Отцов и закончим мнениями о «зрелищах» различных церковных деятелей, творения которых не вошли в канонические сборники Правил, но тем не менее пользуются высоким авторитетом в Православной Церкви. I. Правила Святых Апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

для основанного им монастыря пресвятыя Богородицы. Устав Иерусалимский или Саввы Освящённого передаётся в хорошем перг. списке N 383 XIV в., из прочих его списков NN 384. 385. 386. 387. 388. и 391 принадлежали знаменитым обителям и соборным церквам. Два списка N389, 1553 г., и N 393, XVII в., правленые для издания. Для удобнейшего употребления устава Иерусалимского Геннадий, архиепископ Новгородский, составил особенный так называемый «Окозрительный уставец», как видно, исправляемый и пополняемый и впоследствии: в Синодальной библиотеке есть три таковых уставца N 395. 401 и 405, все XVII в. За сим следуют частные уставы церковные и отчасти монастырские, именно N 396. 397. 398 Моск. Успенского собора. N 399 Новгор. Софийского собора, 400. 401 сводный устав Троицкого и Кириллова монастырей, N 403 Иосифова Волоколамского монастыря и N 404 Сийского монастыря: почти все они XVII в. – Псалтыри с возследованием в библиотеке имеется шесть списков, из коих первые три N 406. 407. 408 XV в.. два XVI N 409. 410„ и один N 411 XVII в. Между ними примечательна псалтирь под N 407, принадлежавшая Соловецкой обители, а первоначально основателю её преп. Зосиме, по которой он сам совершал правило. – Октоихов семь списков, старший на перг. N 412 писанный по велению Новгородского архиепископа Евфимия для Софийского собора, 1436 г, второй XV в., за тем четыре ΧVΙ в. и один N 418, правленый для печати, XVII в. Одинакового с октоихом содержания параклитики сохраняются в четырёх экземплярах N 419–422, перг. XIV в., поступивших из Пскова и Новгорода. – Списков триоди постной пять N 423–427, из коих первый перг. XII в. с древними нотами для пения; прочие все XVI в. Цветной триоди три экземпляра: N 428, писанный в Ладожский Малышевский монастырь, перг. 1311 г., N 439 XVI в. и N 430 правленый для печати ΧVII в. – Книгу Описания заключают два хотя не одинаковые перг. списка так называемых шестодневов т.е. воскресных и вседневных служб по октоиху, к коим в том и другом списке прибавлены ещё службы избранным святым, – N 431 XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Поэтому сведения об этом периоде жизни св. Кирилла очень скудны и противоречивы. Св. Кирилл происходил из богатой александрийской фамилии 7 , пользовавшейся всеобщим уважением, о чем свидетельствует тот факт, что из этой фамилии избраны были один за другим два, а по мнению некоторых – три епископа на александрийскую кафедру: Феофил, св. Кирилл и Диоскор, которого некоторые считают племянником св. Кирилла 8 . Болландисты называют род св. Кирилла знатным 9 . С их слов это сведение повторяется и у Tillemonm’a 10 , и у Kruger’a 11 , и у Kopallik’a 12 и у многих других исследователей. Но мы не нашли в первоисточниках основания считать фамилию св. Кирилла знатною. Даже более того, есть основание предполагать, что она была не знатной 13 . Итак, св. Кирилл происходил из богатой, уважаемой, но едва ли знатной александрийской фамилии. У св. Кирилла были сестры, из которых одна называлась Исидорой 14 . О родителях же св. Кирилла ничего неизвестно. Известно только, что по матери св. Кирилл был племянником своего предшественника по кафедре, Феофила, архиепископа Александрийского (385412), который, запятнав себя постыдным делом против св. Иоанна Златоустог о, много этим повредил и св. Кириллу во мнении современников. 15 Год рождения св. Кирилла можно определить только, при­близительно, относя его ко второй половине восьмидесятых, годов IV в. (375 – 380 г.) 16 . Родиной св. Кирилла была, несомненно, славная Александрия, столица всего Египта, основанная Александром Великим по завоевании Египта в 332 г. до Р. Хр. 17 и названная по его имени. Уже при Птоломеях она достигла необычайного развития, совместивши в себе все преимущества великих центров древнего мира. Число её жителей в цветущее время разрослось до 700.000 человек 18 . Она стала центром мировой торговли: сюда стекались товары из волшебной Индии и далекой Испании, из холодной Скифии и жаркой Эфиопии. Здесь входили в сношение восток и запад, север и юг. Богатство её разрослось до чрезвычайных, размеров: в 640 г., когда Александрия шла уже к упадку, полководец Амру, завоевав ее, писал калифу Омару, что он взял город, в котором 4000 дворцов,.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Правила поместных соборов первоначально имели значение только в тех церквах, пастырями которых они были составлены; но так как основания церковной жизни были тогда повсюду одинаковы, то впоследствии правила некоторых поместных соборов были признаны обязательными для всей церкви. Такое значение получили соборы: Ангарский (314 г.), Неокесарийский (314 г.), Антиохийский (841 г.), Сардикийский (344 г.), Гангрский (362– 370 г.) Лаодикийский (343–381 г.), Карфагенский (419 г.). Потом к ним присоединены ещё правила двух соборов Константинопольских – одного 861 г. в храме св. Апостолов (так наз. двукратного) и другого 879 г. в храме св. Софии. Несколько канонов было составлено не соборами, а отдельными отцами церкви, которые писали их обыкновенно в виде ответов на вопросы, кем либо предложенные. Эти ответы или пастырские послания сначала имели значение частного мнения или местного распоряжения; но Трулльский собор 692 г. усвоил им значение правил обязательных, наравне с правилами соборными. 2-м правилом Трулльского соб. такое значение дано правилам свв.: Дионисия Александрийского († 265), Григория Неокесарийского († 270), Пётра Александрийского († 311), Афанасия Александрийского († 373), Василия Великого († 379), Тимофея Александрийского († 385), Григория Богослова († 389), Амфилохия Иконийского († 395), Григория Нисского († 395), Феофила Александрийского († 412), Кирилла Александрийского († 444), Геннадия Константинопольского († 471); впоследствии сюда же отнесено послание Тарасия Константинопольского к папе Адриану († 809). Кроме того Трулльский собор включил в число канонов правило Константинопольского соб. при патриархе Нектарии 394 г., а также постановление Киприана Карфагенского и бывшего при нем Карфагенского собора 255 г. Начиная с X в. органом законодательной деятельности в восточной церкви служит постоянный синод епископов при Константинопольской патриаршей кафедре. 2. В римско – католической церкви. Западная половина христианской церкви, называемая теперь католическою, в период вселенских соборов составляла нераздельную часть вселенской церкви, поэтому главные источники церковного права в западной церкви были те же, что и в восточной; но были у неё и не маловажные особенности в атом отношении. 11 Кроме того, на Западе признавались за источник права правила многочисленных поместных соборов , неизвестных на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Стремление влиятельных александрийских пап 14 взять кафедру Константинополя под свой контроль омрачило ход собора 381 r., когда под давлением Тимофея Александрийского от столичного престола был вынужден отказаться свт. Григорий Богослов . Еще более громкий скандал разразился во время правления на константинопольской кафедре одного из величайших проповедников в истории христианства – выходца из Антиохии свт. Иоанна Златоуста (398–404). После 381 г. в церковном статусе Константинополя возникла некоторая неопределенность. С одной стороны, столичный епископ был признан «старшим по чести» среди всех епископов Востока. Но с другой – Константинополю не было определено никакой области юрисдикции, и с формально-канонической точки зрения он, как и бывший Византий, оставался одной из епископий провинции Фракия, подчиненной митрополиту Ираклийскому. Сам Иоанн Златоуст рассматривал свое «первенство чести» как основание для решения споров между епископами и митрополитами в качестве третейского судьи. В 401 г., рассматривая жалобу одного из епископов провинции Азия, он прибыл в ее столицу Эфес, где провел Поместный собор, низложивший за злоупотребления митрополита Эфесского Антонина и нескольких других епископов. Более того, Иоанн Златоуст принял к рассмотрению и жалобы на александрийского архиепископа Феофила (385–412), который был вызван на суд в Константинополь. Такое стремительное возвышение столичной кафедры вызвало недовольство. И Эфес, и Александрия были в то время в числе крупнейших городов Империи, а их кафедры были основаны самими апостолами – Иоанном Богословом и евангелистом Марком и считались весьма уважаемыми с точки зрения древности и апостольского авторитета. Вдобавок ко всему Иоанн Златоуст оказался вовлечен в конфликт с Евдоксией, молодой женой императора Аркадия (395–408), которую святитель открыто обличал в чрезмерной любви к роскоши и развлечениям. В 403 г. собор, состоявшийся на вилле «У дуба» близ Константинополя под председательством Павла Ираклийского и Феофила Александрийского (в литературе также можно встретить его именование как «разбойничьего собора под дубом»), обвинил столичного епископа во вмешательстве в дела чужих епархий и оскорблении императрицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

281-283 283-284 284-285 285-286 288-289 289-290 290-291 291-293 293-295 295-297 297-298 298-299 299-301 301-302 302-303 БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии 303-304 304-305 305-306 306-307 307-308 БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта) 308-310 310-328 328-329 330-331 331-332 332-333 333-334 БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей 334-335 335-338 БАР-КОХБА прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее 338-339 339-341 341-342 БАРМЫ накладное оплечье, возлагавшееся поверх одежды вел. государям во время венчания на царство 342-343 343-345 345-346 346-347 347-348 348-349 349-350 350-352 352-354 354-355 БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель 355-357 357-358 358-360 360-361 361-366 366-367 367-368 368-369 369-370 370-371 БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры 372-373 373-374 375-376 375-377 377-378 БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня) БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия 379-380 380-381 381-383 383-384 384-385 385-387 387-388 БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики 388-389 389-390 390-391 391-393 393-394 394-395 395-396 396-398 398-399 399-400 400-401 401-403 403-405 405-406 406-407 407-408 408-411 411-412 412-413 БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской 413-414 БЕГИНКИ члены женских полумонашеских общин, объединявшихся для ведения совместной благочестивой жизни и не принадлежавших ни к одному религиозному ордену

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, когда дух восплачет по причине смирения. I, 204. Желающий избавиться от живущих в нем грехов, плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь в грехи, плачем избегает от впадения в них. Это – путь покаяния. I, 191. Плач есть сердечное чувство покаяния, спасительной печали о греховности и разнообразной, многочисленной немощи человека. I, 228. Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целию молитвы. I, 233. Покаяние, сокрушение духа, плач суть признаки правильности молитвенного подвига; отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. I, 233–234. Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим: то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. I, 299–300. Вечером, отходя ко сну рассмотри действия свои в течение мимо шедшего дня припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. I, 300. «Воспоминание о смерти – дар Божий», сказали отцы: он дается исполнителю заповедей Христовых, чтобы усовершить его в святом подвиге покаяния и спасения. I, 385. Страшно – не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: не приидох, говорит Он, призвати праведныя, но грешныя на покаяние. I, 412. Условия спасения заключаются в вере во Христа, в жительстве по заповедям Божиим, и в врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей: следовательно спасение предоставлено всем, при обязанностях и служениях посреди мира, не противных закону Божию. I, 467. Надо покаяться, оставить греховную жизнь, чтобы сделаться способным приступить к Евангелию. Чтоб принять Евангелие, надо в него уверовать. I, 497.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010