Патриарх Александрийский Феофил (385–412), прежде неоднократно пользовавшийся щедростью святой Олимпиады, ополчился против нее за преданность Святителю Иоанну и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, которых Патриарх Феофил изгнал из египетской пустыни. Он возводил на нее несправедливые обвинения и старался опорочить ее святую жизнь. После изгнания святителя Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь Святой Софии и вслед за ней выгорела большая часть города. Всех сторонников святителя Иоанна Златоуста стали подозревать в поджоге и вызывали на допрос. Тогда же пострадала и святая Олимпиада. Ее вызывали в суд, сурово допрашивали и, хотя не представили улик, присудили ее к уплате большой суммы за поджог, в котором она не была виновна. После этого святая покинула Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Однако враги не прекратили свои преследования: в 405 году ее осудили на заточение в Никомидии, где святая претерпела много горя и лишений. Святитель Иоанн Златоуст из своего изгнания писал ей, утешая в скорби. В 409 году святая Олимпиада скончалась в заточении. Святая Олимпиада явилась во сне Никомидийскому епископу и повелела положить тело ее в деревянный ковчег и бросить его в море: «Куда вынесут волны ковчег, там да будет погребено тело мое», – сказала святая. Епископ выполнил повеление святой Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту, называемому Врохти, близ Царьграда. Жители, извещенные об этом от Бога, вышли на берег, приняли святые мощи блаженной Олимпиады и положили их в церкви святого апостола Фомы. Впоследствии во время набегов варваров церковь была сожжена, но мощи сохранились и при Патриархе Сергии (610–638) были перенесены в Царьград и положены в девичьем монастыре, основанном святой Олимпиадой. От мощей ее совершались чудеса и подавались исцеления. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Подвижники должны ненавидеть всякие неразумные желания, пока эта ненависть не войдет в привычку. А отказываться от вещей нужно только так, чтобы это не переросло в омерзение. Такое отношение – от бесов и проклято Богом. Мы избегаем пищи не как порочной, да не будет такого, но только, чтобы, отвлекшись от обилия ненужных яств, истязать плоть там, где она разгорячается, и привести её к соразмерности. Кроме того, отказавшись от лишнего, мы можем раздать сбереженные деньги нищим. Это признак искренней любви. Е. Из Отечника Однажды несколько отцов спустились с гор в Александрию, в ответ на призыв блаженного архиепископа Феофила 66 совершить молитву перед низвержением идолов. Когда они обедали у него, им подали телятину, и они ели её, не отличив на вкус, что это мясо. Архиепископ, взяв кусок, протянул его рядом возлежавшему старцу со словами: – Вот какой хороший кусок, угощайся, авва. Старцы, услышав, что речь идет о жареном мясе, ответили архиепископу: – Мы до сих пор ели только овощи. Если это мясо, то мы его не едим. И больше никто не прикоснулся к мясу. 63 Лавс Препозит был патрицием в Константинополе во времена императора Феодосия 1 (379–395). Он жил в роскошном доме в столице на площади Константина, называемой Мессия, или Регия, который сгорел во время большого пожара в 476 году. Для него преподобный Палладий написал «Лавсаик», из которого извлечено это поучение, как, впрочем, и многие другие отрывки в данной книге. 64 Манихеями назывались сторонники религии Манета, которая появилась в III в., произошла от древней персидской религии и не имела никакого отношения к христианству. Но когда она распространилась в Римской империи, то восприняла элементы иудаизма и христианства. В Малой Азии манихеи представлялись как православные, которые презирали их и считали оскорблением, когда кого-нибудь называли «манихеем». 66 Здесь: Патриарх Александрийский Феофил 1 (385–412). Он точно выполнил приказ императора Феодосия Великого о закрытии храмов идолопоклонников, и во всем Египте остался только храм Исиды (или Изиды).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Для всех православных поместных церквей и всегда обязательны церковные правила, имеющие авторитет законодательства вселенной церкви. В числе этих правил имеются и такие, в которых заключаются положения относительно той или другой стороны брака. Эти правила суть следующие: апостольские 5, 17 – 19, 26, 48, 51 и 61-е; соборов вселенских – четвертого (451 г.) 6, 14 – 16 и 27, шестого (трульского 691 г.) 3, 4, 6, 12, 13, 26, 30, 40, 47, 48, 53, 54, 72, 87, 92, 93 и 98 и седьмого 22-е, и поместных – анкирского (314 г.) 10 – 12, 16, 17, 19, 20 и 25, неокесарийского (314 г.) 1, 4, 9, 10, 14 и 17; лаодикийского (364 г.) 1, 10, 31, 52 – 54 и карфагенского (419 г.) 4, 16, 21, 25 и 102, и св. отцев: Дионисия александрийского († 246) 2 и 3-е, Василия Великого († 379) 4, 6, 9, 12, 18, 22 – 27, 30, 31, 33 – 42, 48 – 50, 52, 53, 58, 67 – 69, 77 – 80, 87, 88, Тимофея († 385) 5, 11, 13 и 15 и Феофила († 412) 5-е александрийских. В этих правилах, между прочим, говорится о существе и святости брака (апост. 5 и 51) и указываются препятствия к заключению брака, именно: отсутствие согласия родителей на брак детей и – господ на брак рабов (Василия Вел. 38, 40, 42), состояние в священном и монашеском чине (апост. 26; IV всел. 6, 14, 16; VI вселенск. 3, 6, 12; неокесарийского 6 и 18; Василия Вел. 6 и 48), родство плотское (VI вселенск. 54, неокесарийского 2-е, Василия Вел. 23, 68, 78, 79 и 87; Тимофея 11-е) и духовное (VI вселенского 53-е), состояние в непрекратившемся браке (VI всел. 87 и Василия Вел. 77) и разность в религии (IV вселенского 14, VI вселенск. 72, лаодикийского 10 и 31). – Все эти правила явились в России в самые первые времена после основания церкви и сохранялись в ней в сборниках во все последующие времена, но не всегда в одинаковой полноте, в одинаковом виде и в одной и той же редакции. В первые времена русской церкви, означенные правила могли перейти к нам лишь чрез посредство таких сборников церковного права, которые употреблялись в греческой церкви в течении VI – X вв. В Греческой церкви были в употреблении 140 в этот период времени два собрания: одно – номоканон или синагогá титулов Иоанна Схоластика; другое – номоканон из XIV титулов с синтагмою, с ним соединенною.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Рыболове влекуще невод. Тяжку же ему сущу, – радовахуся и плясаху 384 , многу ловитву, мняще, быти. Егда же невод на брег извлекоша, тогда рыб убо обретоша мало, камень же в сети великий обретоша , – скорбети начата не толико о малости рыб, елико о сем, еже сопротивная восприяша 385 . Един же некто от среды их старейший рече: «Не скорбим, о друзи! Ибо радости всегда 386 , яко же обычай, бывати сестра скорбь. И вам такоже подобает, прежде радующимся, всячески же и поскорбети». ТОЛКОВАНИЕ. Притча знаменует, яко не подобает скорбети, аще что и не получим. 16. О рыболовех Рыболовы на ловитву изшедше. И понеже многое время трудившеся, не уловиша ничтоже, зело скорбяху и разытися хотяху. Абие же рыбица селдь 412 , от великих рыб гонима, в корабль их скочи. Они же и сего вземше, с радостию разыдошася. ТОЛКОВАНИЕ. Притча являет, яко множицею 413 , яко художество 414 не подаст, сие случай дарует. 17. О жабах 415 Жабы две во езере пасяхуся. На весне 416 же езеру изсохшу, они же, оставльше се, искаху иного и обретше глубокий кладезь. Узрев, едина другой глаголет: «О друже! Снидем в сей кладезь». Другая отвещав рече: «Аще убо и та, яже в нем , вода изсохнет, то како от него изыдем?» ТОЛКОВАНИЕ. Притча являет, яко не подобает неразмысленно и неразсудително 417 приступати к вещем. 18. О старом мужи и о смерти Старец некто дрова секий в горе и на раму 418 несый. И понеже многий путь идый, утрудися, сложи с себя на землю дрова и смерти приити призывание. Смерти же абие представши и вину вопроси: чесо ради ю призывает? Старец же, убоявся 419 , рече: дабы взяла сие бремя дров и на его раму возложила. ТОЛКОВАНИЕ. Притча являет, яко всяк человек любоживотен сый: аще и тмами 420 бед впадый, мнится смерти призывати, но обаче 421 жити множае, нежели смерти, желает. 19. О бабе и о враче Баба некая , болезнующи очима, призва некоего врача, и на мзде согласившеся тако: аще убо исцелит ю, хоте ему мзду дати; аще ли же ни – ничто же дати. Восхоте убо и врач тако врачевати. И на всяк день приходя к старейшей 422 и очи ея мазаше мастию , еже никако же возрети в то время ей от помазования не могущы. Он же, егда она не смотряше 423 , едино нечто из дому ея от сосудов украдый, отхождаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

373-377 377-378 ГАЛУППИ Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (1706 - 1785), итальянский оперный композитор венецианской школы 378-379 379-380 380-381 381-382 382-385 385-389 389-393 ГАМИЛЬТОН Джон (ок. 1511 - 1571), последний католич. архиеп. Сент-Андруса (Шотландия) перед Реформацией 393-394 394-401 ГАНГА крупная река Северной Индии; священная река в индуизме; богиня ведийской и индуистской мифологии 401-402 ГАНГРСКИЙ СОБОР Поместный Собор древней Церкви, созванный в Ганграх (пров. Пафлагония, диоцез Понт) в IV в. 402-405 405-406 406-407 ГАНДЗАСАР мон-рь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (ист. обл. Арцах); основан до X в. 407-408 ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869 - 1948), религ. идеолог, один из лидеров национально-освободительного движения в Индии ГАНЕША один из важнейших и наиболее популярных богов индуизма, почитаемый также в джайнизме и нек-рых направлениях буддизма 409-410 ГАНКА Вацлав (1791 - 1861), чеш. поэт, филолог-славист, общественный деятель; принадлежит к плеяде деятелей чеш. национального возрождения 410-411 ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. 411-412 412-414 ГАРБЕТТ Сирил Форстер (1875 - 1955), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании 414-415 ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей 415-416 416-418 ГАРЕГИН I (в миру Ншан Саркисян; 1932 - 1999), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4.04.1995) ГАРЕГИН II (в миру Ктрич Нерсесян; род. 1951), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4 нояб. 1999) 418-419 419-423 ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей 423-425 ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство

http://pravenc.ru/vol/x.html

Маркиан или Mapk II 143–153. Келадион 153–167. Агриппин 167–179. Иулиан 179–189. Димитрий 189–231. Геракл 231–246. Св. Дионисий 246–265. Максим 265–282. Феона 282–300. Св. Петр I 300–311. Ахилла 311–312. Александр 312–326. Св. Афанасий 326–373. Современные ему епископы арианские: Пист. Григорий 341–349. Григорий 355–361. Петр II правосл. 373–380. Лукий арианин 373–378. Тимофей I 380–385. Феофил 385–412. Св. Кирилл I 412–444. Диоскор монофизит 444–451. Св. Протерий 451–457. Тимофей Элур монофизит 457–477. Тимофей II Салофакиол 460–482. Петр Монг монофизит 477–490. Иоанн Талайя 482. С 483 по 539 год александрийская церковь оставалась без православного патриарха. Яковитские патриархи и монофизиты: Афанасий II 490–496. Иоанн I Мела 497–507. Иоанн II Никиот 507–516. Диоскор II 516–518. Тимофей II 518–536. Феодосий 536–538. Православные: Павел 539–542. Зоил, после монофизит 542–551. Алоллинарий 551–507. Иоанн I 568–577. Св. Евлогий 579–607. Феодор 607–609. Св. Иоанн II Милостивый 609–620. Георгий 621–630. Кир монофелит 630–640. Петр монофелит 640–654. С 654 по 727 г. церковь оставалась без патриарха. Косма 727. † после 767. Полициан † 801. Евстафий 801–805. Христофор 805–836. Софроний I 836–859. Михаил I или Хаил 859– 872 Михайл II 872–903. Христодул 906–933. Евтихий 933–940. Софроний II. Исаак. Иов. Илия ок. 964–976. Арсений до 1015. Феофил или Георгий в 1019. Леонтий. Адвксандр ок. 1059. Иоанн III. Савва в конце XI в. Феодосий в конце XI в. Кирилл II. Евлогий II 1118. Сафроний III 1166. Афтер. Илия 1180. Марк в 1195. Николай I 1210–1223. Григорий I ок. 1230–1243. Николай II 1243–1276. Афанасий III 1276–1308. Григорий II после 1308. Григорий III ок. 1354. Нифонт 1367. Mapk III . Николай III. Григорий IV. Филофей 1439 и 1450. Афанасий. Mapk IV . Филофей 1523. Григорий V. Иоаким 1529–1506. Сильвестр 1566–1590. Мелетий Пигас 1590–1601. Кирилл Лукарис 1602–1621. Герасим I Спарталиот 1621–1636. Митрофан Критопул 1636–1638. Николай, иначе Никифор Кляронзан 1638–1643. Иоанникий 1643–1653 и после.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Прохирон» издан с предисловием. В предисловии указывается причина и цель издания, объясняется отношение Прохирона к Эклоге. Содержание относится большей частью к государству, гражданскому и уголовному праву, но первые 12 титулов касаются и церковного права. Так, VII т. содержит законы относительно воспрещенных браков; XI тит. о поводах к расторжению брака. После издания Прохирона в 883 г. был обнародован очищенный свод прежних законов. Этот сборник называется «Ανακθαρσις τν παλαιν νμων» и состоит из 40 книг. Далее, подобно тому, как прежде Юстиниан, по обнародованию кодекса, институций и дигест, предпринял новое издание кодекса в исправленной редакции (Codex rep. praelectionis), Император Василий издал вновь в пересмотренной редакции явившееся раньше руководство, под названием «Επαναϒϒη τν νμων» (т. е. воспроизведение, второе издание) 879 г. тоже в 40 титулах. В «епанагоге» замечательны II и III титулы, определяющие власть императорскую и церковное положение патриархов. «Анакатарсис» в первоначальном виде до нас не дошел, а дошел сборник Вазилика, т. е. царских законов, изданных сыном Василия Львом Мудрым в 888–889 г. г. в 60 книгах. В базиликах воспроизводятся императорские конституции, извлеченные как из кодекса, так и из новелл Юстиниана, поэтому в базиликах можно найти такое обширное церковное законодательство, касающееся всех сторон церковной дисциплины, как и в сборниках Юстиниана. II. Собственно церковное законодательство в период от Константина Великого до Х века Собственно церковное законодательство в период от Константина Великого до Х века развивалось: 1) Посредством вселенских соборов. Таких соборов, как известно, было семь; шесть из них оставили правила канонического содержания, которые имеют обязательную силу и в настоящее время. 2) Посредством поместных соборов, которые содействовали развитию Церковного права не только в той местности, в которой составлялись, но и во всей церкви. Правила 9-ти поместных соборов приняты были церковью как вселенское законодательство (см. выше). 3) Посредством деятельности отдельных правительственных лиц в церкви. Мнения, распоряжения и указания касательно разных предметов церковного устройства и управления, основываясь на положительных правилах, на практике, на общих соображениях, являлись верным истолкователем смысла и целей церкви и потому признаны были на Трулльском соборе 692 г. за выражение законодательства вселенской церкви наравне с правилами соборными. Сюда относятся правила следующих 13-ти отцов церкви: Дионисия Александрийского (260 г.), Григория Неокесарийского (262 г.), Петра Александрийского (304 г.), Афанасия Арх. Александрийского (362–371 г.), Василия Великого (340–378 г.), Григория Богослова (370–391 г.), Григория Нисского (372–394 г.), Тимофея Александрийского (380–385 г.), Феофила Александрийского (385–412 г.), Амфилохия Иконийского (394 г.), Кирилла Александрийского (412–444 г.), Геннадия Патриарха Константинопольского (459 г.), Тарасия Константинопольского (787 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Св. Геракл 231–246. Св. Дионисий 246–265. Св. Максим 265–282. Св. Феона 282–300. Св. Петр I 300–311. Св. Ахилла 311–312. Св. Александр 312–326. Св. Афанасий 326–373. Современные ему епископы арианские: Пист. Григорий 341–349. Григорий 355–361. Петр II правосл. 373–380. Лукий арианин 373–378. Тимофей I 380–385. Феофил 385–412. Св. Кирилл I 412–444. Диоскор монофизит 444–451. Св. Протерий 451–457. Тимофей Элур монофиз. 457–477. Тимофей II Салофакиол 460–482. Петр Монг монофиз. 477–490. Иоанн Талайя 482. Вдовство православной церкви 483–539. Яковитские патриархи и монофизиты: Афанасий II 490–496. Иоанн I Мела 497–507. Иоанн II Никиот 507–516. Диоскор II 516–518. Тимофей II 518–536. Феодосий 536–538. Православные: Павел 539–542. Зоил, после монофизит, 542–551. Аполлинарий 551–567. Иоанн I 568–577. Св. Евлогий 579–607. Феодор 607–609. Св. Иоанн 11 милостивый 609–620. Георгий 621–630. Кир монофелит 630–640. Петр ионофелит 640–654. Вдовство церкви 654–727. Косма 727, и после 767. Полициан, † 801. Евстафий 801–805. Христофор 805–836. Софроний I 836–859. Михаил I или Хаил 859–872. Михаил II 872–903. Христодул 906–933. Евтихий 933–940. Софроний II. Исаак. Иов. Илия около 964–976. Арсений до 1015. Феофил или Георгий в 1019 г. Леонтий. Александр ок. 1059. Иоанн III. Савва в конце XI в. Феодосий в конце XI в. Кирилл II. Евлогий II 1118. Софроний III 1166. Афтер. Илий 1180. Марк в 1195. Николай I в 1210–1223. Григорий I ок. 1230–1243. Николай II 1243–1270. Афавасий III с 1270–1308. Григорий II после 1308. Григорий III ок. 1354. Нифонт 1367. Mapk III . Николай III. Григорий IV. Филофей 1439 и 1450. Афанасий. Mapk IV . Филофей 1523. Григорий V. Иоаким 1529–1566. Силвестр 1566–1590. Мелетий Пигас 1590–1601. Кирилл Лукарис 1602–1621. Герасим Спарталиот 1621–1636. Митрофан Критопул 1636–1638. Николай, иначе Никифор Кляронзан, 1638–1643. Иоанникий 1643–1653 и после. Паисий 1663–1665. Иоаким 1 1665–1667. Паисий опять 1668–1676. Парфений отказался в 1685, † в 1689. Герасим II Палиота 1689–1710.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иоанн Голия, основатель монастыря – 575 Иоанн Дамаскин , церковный писатель – 576 Иоанн Златоуст , церковный писатель – 496 Иоанн Креститель (Предтеча), пророк, библ. – 141, 152, 258, 578 Иоанн Цареградский, сын сенатора Ксенофонта, св. – 86, 201, 350, 600 Иоанникий, патриарх – 602 Иоасаф, инок климовского Покровского монастыря – 409 Иоафам, иудейский царь, библ. – 612 Иов, священноинок – 385, 402 Иоиль, пророк, библ. – 608, 612 Иона, старообрядец – 390 Иона Маленький, писатель-путешественник – 506 Иосафат, иудейский царь, библ. – 610 Иосиф, волоколамский старообрядец – 385 Иосиф, монах Киево-Печерского монастыря, св. – 19, 140, 257, 571 Иосиф, старец, старообрядец – 392 Иосиф Аримафейский, член синедриона, тайный последователь Христа – 88, 90, 203, 206, 327, 584, 600, 601, 603 Иосиф Боровский, священноинок – 385 Иосиф Обручник, муж Девы Марии – 593, 598 Иосиф Прекрасный, сын патриарха Иакова, библ. – 82, 197, 324, 439, 598 Иосиф Решилов, монах-миссионер – 392, 408 Иосия, брат Иисуса Христа – 595 Ипполит Вишенский, писатель-путешественник – 455, 459, 485, 594 Ирина, жена русского царя Федора Иоанновича – 563 Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, иудейский царь, библ. – 596, 613 Ирод Антипа, иудейский царь, библ. – 578 Ирод I Великий, иудейский царь, библ. – 82, 197, 198, 324, 325, 598, 613 Иродиада, жена иудейского царя Ирода Антипы, библ. – 578 Исаак (Исак), сын патриарха Авраама, библ. – 81, 93, 98, 196, 209, 215, 323, 333, 338, 597 Исаев Иван, приказчик – 117, 236, 365, 383, 396 Исайя, пророк, библ. – 104, 221, 346, 458, 612 Исидор, греческий архитектор – 580 Искра З., предводитель украинского казачества-412 Истрин В.М. , историк и литературовед – 471 Иуда, брат Иисуса Христа – 595 Иуда, старообрядец – 386 Иуда (Иуда Искариот, Июда), ученик Христа, предавший учителя – 101, 102, 104, 218, 219, 222, 342, 473, 596, 610, 612 Иулиания, св. – 21, 141, 257, 536, 572 Иустиан, византийский император (см. Юстиниан) К админ Е.С., калужский купец, старообрядец – 116, 235, 364, 380–382, 396

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братское движение оказало влияние на решения почти всех Киевских Соборов 20-40-х гг. XVII в. Собор 1621 г. поддержал братское движение. Вероятно, в числе мирян, широко представленных на Соборе 1629 г., были и киевские братчики. Киевский Собор 17 сент. 1640 г. подтвердил ставропигию братств и мон-рей. Считается, что на Соборе был утвержден устав К. б., однако этот памятник не сохранился. В Соборах принимали участие братские священники. О священнослужителях К. б. ничего не известно, вероятно, это были игумены Братского Богоявленского мон-ря. 7 июня 1640 г. кор. Владислав IV в ответ на просьбу игум. Братского мон-ря Игнатия (Оксеновича-Старушича) , поддержанную шляхтой, предоставил мон-рю и К. б. 2 киевские церкви с их имениями: Трехсвятительскую и Воздвиженскую. Находясь в 1649 г. в Киеве, Иерусалимский патриарх Паисий I посетил местные святыни, в частности Богоявленскую обитель, в к-рой особо отметил уч-ще. Б. М. Хмельницкий и Ю. Б. Хмельницкий подтвердили акт 1632 г. о слиянии киево-печерской и братской школ. В дальнейшем упоминания о К. б. становятся редкими, его функции перешли к Братскому мон-рю и коллегиуму. В пожалованиях рус. царей К. б. не упоминается. Ист.: ПККДА. Т. 2. С. 385-422, 428-439; Ykpaihcьka лim-pa XVII ст.: Синкретична nuceмhicmь, noeзiя, дpaмamypriя, белетристика/Ред.: О. Мишанич. К., 1987. С. 232; Боротьба Nibдehho-Зaxiдhoï Pyci i Украïни проти ekcnahciï Bamikahy та yhiï (Х - початок XVII ст.): Зб. дok-mib i мam-лib. К., 1988. 162. С. 209-210; Yhibepcaлu Ibaha Мазепи (1687-1709). К.; Льbib, 2006. Ч. 2. С. 419-421. Лит.: Флеров И. Е. О правосл. церк. братствах, противоборствовавших унии в Юго-Зап. России, в XVI, XVII и XVIII ст. СПб., 1857. С. 98-103; Максимович М. А. Записки о первых временах Киевского Богоявленского братства// Он же. Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 172-204; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исследования. К., 1883. Т. 1. С. 241-412, 449-553; 1898. Т. 2. С. 241-463, 470-524; Савич А. Нариси з icmopiï культурних pyxib на Bkpaïhi та Бiлopyci в XVI-XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1684575.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010