В 1858 г. близ колонны Помпея найдены катакомбы в Кармузе, к-рые получили название катакомб Вешера. В 1864 г. там были открыты росписи (вместе с планом катакомб опубл. Дж. де Росси , 1865). Катакомбы состояли из 2 помещений. С юга располагался зал с апсидой в зап. части и галереями с локулами в вост. В сев.-вост. углу зала в христ. время был устроен баптистерий. На севере помещалась камера с 3 аркосолиями. В апсиде зала и аркосолиях камеры имелись росписи. В апсиде был изображен Христос на троне между апостолами Петром и Андреем (Чудо умножения хлебов и рыб), Брак в Кане Галилейской. По сторонам от фриза апсиды представлены Иоанн, Марк, Варфоломей, Иаков и др. апостолы. В аркосолиях камеры были представлены Воскресение Христа, иллюстрация к Пс 91. 13, Вознесение Христа. Кроме того, были изображения апостолов, пророков, мучеников, креста с греч. надписью, Космы и Дамиана. По поводу датировки росписей существуют различные мнения: фриз в апсиде камеры Дж. де Росси датировал сер. IV в., О. Вульф - не ранее кон. IV в., Й. Вильперт - V-VI вв. В 1876 г. недалеко от Кармуза найдены христ. катакомбы, названные Капеллой Руфини. В 1887 г. христ. погребения обнаружены в катакомбах Мустафы-паши, а в 1897 г.- в катакомбах Абу-эль-Ашем. Церкви В христ. время нек-рые античные храмы были превращены в церкви или разрушены, а на их месте возводились церкви. Главным покровителем церковного строительства в А. был Патриарх Феофил (385-412). На развалинах Сарапеума, разрушенного в 391 г., он возвел мартирий и ц. Иоанна Предтечи. Там же была выстроена церковь, носившая имя Феодосия II . На о-ве Фарос Феофилом была возведена ц. арх. Рафаила . Вплоть до XI в. А. была резиденцией копт. патриарха. Наиболее обширный перечень городских храмов содержится в труде копт. писателя кон. XII - нач. XIII в. Абу-ль-Макарима по истории егип. церквей и мон-рей. Абу-ль-Макарим описывает 41 храм, из к-рых часть принадлежала монофизитам, часть православным (мелькитам), порой они переходили от одной общины к др. Только неск. церквей могут быть локализованы определенно. Ц. Бавкалеос, где был пресвитером ересиарх Арий , находилась в вост. части города. В окрестностях города была ц. св. Марка. В зап. части, возможно близ Большого порта, свт. Афанасий построил в 268-270 гг. ц. Бендидейон (Мендидейон), получившую позднее его имя. В Патриаршество Александра I (312-326 или 328) бывш. храм бога Крона (Сатурна) был, вероятно, превращен в ц. св. Михаила. Кафедральным собором Александрийских Патриархов сначала являлась ц. во имя еп. Феоны (282-300) в зап. части А., затем им стала ц. св. Дионисия. Совр. кафедральный собор Александрийского Патриархата, ц. св. Саввы, возможно, включает фрагменты постройки нач. VII в. Памятники искусства и художественные ремесла

http://pravenc.ru/text/64468.html

Причисляя сюда же канонические послания Дионисия александрийского и Григория неокесарийского , явившиеся еще в III в. мы получаем, таким образом, правила 12-ти отцов церкви, из которых двое принадлежат III веку, большинство IV-мy, Феофил александрийский стоит на границе между IV и V вв. (385–412), двое (Кирилл и Геннадий) принадлежат V веку. Трулльский собор 692 г. определил точным образом, какие каноны должны быть руководящими для восточной церкви, так что авторитет исчисленных трулльским собором канонов на будущее время должен был основываться не на принятии их в церковные сборники теми или другими частными составителями, а на санкции самого собора, причем придана одинаковая сила всем вообще канонам, кем бы они ни были составлены, вселенскими соборами, поместными или отдельными отцами. Трулльский собор во главе всех восточных канонов поставил 85 правил, «преданных именем святых и славных апостолов», запретив в тоже время употребление в церкви сборника апостольских постановлений, которые он назвал климентовыми постановлениями, в виду того, что древнее предание представляло их данными от апостолов чрез Климента римского . Собор исчислил затем правила соборов: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, второго вселенского в Константинополе, третьего вселенского в Ефесе, четвертого вселенского в Халкидоне, соборов сардикского, карфагенского 706 , константинопольского при Нектарии, следовательно, четырех вселенских и восьми местных или поместных соборов, затем правила отцов: Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александрийского , Василия великого , Григория нисского , Григория Богослова , Амфилохия иконийского , Тимофея александрийского, Феофила александрийского, Кирилла александрийского и Геннадия константинопольского . В заключение трулльский собор включил в число канонов правило, постановленное Киприаном карфагенским и бывшим при нем в 255 г. собором о том, что крещение еретиков недействительно, и что присоединяющиеся к церкви еретики должны быть перекрещиваемы, хотя уже со времени первого вселенского собора установился общецерковный взгляд о действительности крещения еретиков (если только крещение совершено было правильно), и хотя сам же трулльский собор в одном из своих правил высказал взгляд, несогласный с учением Киприана и тождественный с взглядом первого вселенского собора 707 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

С целью рассмотрения этой проблемы в 393 году был созван поместный Собор и в Кесарие Палестинской, решения которого стали известны из Соборного послания императору Феодосию. Основываясь на послании Капийского поместного Собора 389 года (обращенного к Феофилу Александрийскому (385-412)), Кесарийский Собор единогласным решением постановил признавать и поминать епископа Флавиана как единственного епископа-патриарха и предстоятеля Антиохийской Церкви. Спустя 17 лет, в 398 году, при посредничестве святого Иоанна Златоуста и епископа Александрийского Феофила святого Флавиана признал законным патриархом Антиохийской Церкви и Римский папа. Иерусалимский Собор 415 года при Иоанне II (386-407) Этот Собор был созван 30 июля 415 года Иерусалимским патриархом Иоанном II и пресвитерами. Причиной созыва стало рассмотрение обвинения, поступившего от молодого испанского пресвитера Павла Оросии относительно дела осужденных и объявленных «ересиархами» на Кархидонском Соборе 411 года монаха Пелагия и его друга Келестия. Благосклонность Святоградского Иоанна к Пелагию и сложность понимания значения латинского термина «благодать», которое вводил и защищал Пелагий ведя спор с блаженным Августином, послужили оправданием Пелагия. Стоит отметить, что своей настойчивостью Павел Оросия добился перенесения дела оправданного Иерусалимским Собором Пелагия на рассмотрение епископу Римскому. Диоспольский Собор 415 года Этот Собор был созван в Диосполе Палестинском с целью рассмотрения вновь выдвинутого против еретика Пелагия обвинения, на этот раз митрополитом Кесарийским Евлогием, и прошел с 20 по 23 декабря 415 года. Обвинение было составлено епископами Арелатским Геросом и Провенским Лазарем, действовавшими, как впрочем и Павел Оросия, по указанию Блаженного Августина. Однако сами епископы по причине болезни, на Соборе не присутствовали, а Павел Оросия к тому времени уже покинул Палестину. На Соборе приняли участие 14 палестинских епископов, в том числе и святой Порфирий Газский. Искажавший православное учение о первородном грехе, крещении, спасении, предопределении и проч., Пелагий сумел оправдаться, обвинив во всех грехах своего сподвижника Келестия. Предав анафеме все указанные Евлогием в выдвинутом им обвинении злоучения, сам Пелагий соборным решением был оправдан.

http://pravoslavie.ru/39971.html

Четвертое правило не требует комментариев: " О Максиме Кинике, и о произведенном им бесчинии в Константинополе, мы постановили, что Максим не был епископом, и теперь он не епископ, а также все, поставленные им на какую бы то ни было степень клира; и все, что сделано относительно него, или им самим недействительно " На Соборе присутствовал сменивший Петра на Александрийской кафедре епископ Тимофей. Он не сопротивлялся открыто принятию этих, прямо скажем, уничижающих александрийское самомнение правил. Скорее всего, Тимофей промолчал по причине недвусмысленной и твердой позиции Императора, который со своей стороны издал проскрипционный указ в отношении Киника Тимофей Александрийский активно проявил себя в другом деле: по своем прибытии на Собор, он вместе с Фессалоникским епископом Асхолием и Оксиринхским Дорофеем начал опротестовывать допустимость перевода Григория Богослова в Константинополь из Назианза, что, в конце концов, как известно, вызвало уход св. Григория. Как показывает дальнейшая история, Александрия не признала постановлений Константинопольского Собора, как церковно-политических, так и вероучительных Св. Григория сменил на Константинопольской кафедре Нектарий, умный политик, не торопившийся афишировать рост авторитета своей кафедры. Первым столичным Предстоятелем, который на самом деле начал активно утверждать свои права во Фракии и Асии, стал святитель Иоанн Златоуст (398-404). Он сопровождал, в диаконском сане, своего епископа Мелетия Антиохийского на второй Вселенский Собор, и вероятно хорошо помнил, как высоко отцами Собора был поставлен " Град Царя " в церковных делах. Самый яркий пример такого рода активности св. Иоанна его председательство на епархиальном суде в 400-м году в Эфесе, епископ которого Антонин устроил своеобразный " аукцион " вакантных епископских кафедр в подведомой Эфесу церковной области В то время Александрийскую кафедру занимал папа Феофил (385-412). Сам факт избрания на столичную кафедру антиохийского пресвитера Иоанна не мог его не раздражать, ведь он прочил на нее своего ставленника, александрийского пресвитера Исидора Разумеется, Феофил, не добившись успеха в момент выборов, должен был внимательно наблюдать за всеми важными действиями святителя Иоанна. Удобный повод показать свою силу Александрийскому Предстоятелю нашелся довольно скоро.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/423/...

Как сказано было, нет рукописных сборников творений св. Григория; поэтому и в разновременно выходящие печатные издания его творений попадало только то, что в данное время известно было под его именем. Первым изданием творений св. Григория было Gerh. Vossii, S. Gregorii, episcopi Neocaesarensis, cognomento Thanmaturgi, opera omnia. Moguntiae 1604. 4°. Здесь помещены сначала elogia et testimonia о св. Григории (р. 1–10), затем -изложение веры (р. 11–14), κατ μερος πστις – только в латинском переводе – (р. 15–28), двенадцать глав о вере (р. 29–45), первые четыре беседы (р. 50–117), каноническое послание (р. 118–134), к Татиану о душе (р. 135–148), переложение Екклесиаста – только в латинском переводе – (р. 149–158), благодарственная речь Оригену (р. 169–233), житие Св. Григория, написанное Григорием Нисским (р. 284–327); за текстом каждого произведения помещаются пояснительные примечания. Следующее, улучшенное издание представляет Frontonis Ducaei,SS. PP. GregoriiThanmaturgi, MacariiAegyptii etBasiliiSeleuciaeIsauriae episcopi opera omnia graeco-latina. Paris 1622 in folio. Здесь напечатаны: изложение веры (р. 1), двенадцать глав о вере (р. 2–9), четыре беседы (р. 9–37), каноническое послание (р. 37–41), трактат о душе (р. 42–47), благодарственная речь Оригену (р. 48–77), переложение Екклесиаста (р. 77–96), κατ μρος πστις – только в латинском переводе – (р. 97–102); в приложении присоединены: примечания Gerh. Vossii (р. 103–129), Iacobi Billii scholia inMetaphrasin (p. 119–121), Frontonis Ducaeinotae (p, 121–124). В издании P. Gallandii, Bibliotheca Veterum Patrum» Veuet. 1766–1767. T. III, напечатаны только те творения, которые признавались подлинными, а именно: изложение веры (р. 385–386), переложение Екклесиаста (р. 387–400), каноническое послание с комментариями Зонары и Вальсамона (р. 401–412), благодарственная речь Оригену (р. 413–435) и в связи с нею письмо Оригена к св. Григорию (р. 436–438) и, наконец, житие св. Григория, написанное Григорием Нисским (р. 439–469).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

82. Диоскор I Александрийский (444-451) - преемник святителя Кирилла (412-444) по кафедре, преследовал родственников и сотрудников своего предшественника и на этой почве поссорился с Константинопольским патриархом святителем Флавианом I (446-449), оказывавшим поддержку гонимым. Был ярым защитником еретика Евтихия (412-444) и участником монофизитской смуты. Евтихий был осуждён за ересь на Константинопольском «домашнем» соборе 448 г. под председательством святителя Флавиана. Евтихианство родилось из крайностей александрийского воззрения, а Диоскор, как представитель Александрийской богословской школы, счёл нужным принять его под своё покровительство в борьбе с антиохийской христологией. Кроме того, имела место борьба за иерархическое первенство - константинопольские епископы, как столичные архиереи, благодаря близости к императорскому двору, имели большое влияние на церковные дела и первенство чести среди других епископов Востока. Александрийская Церковь, как более древняя, вправе была претендовать на такое же первенство это проявлялось, например, в том, что Александрийский епископ Феофил (385-412) некогда осудил Константинопольского архиепископа святого Иоанна Златоуста (398-404), а святитель Кирилл (412-444) - Нестория (428-431). Поэтому некоторые александрийские епископы соперничали с царьградскими. Дело Евтихия для Диоскора представлялось удобным случаем для интриг против святителя Флавиана. Поэтому был созван II Ефесский «разбойничий» собор (449), на котором Диоскор был председателем. С помощью военных отрядов императора Феодосия II (408-450) и фанатичных монахов он стал чинить произвол и насилие в отношении епископов-диофизитов и добился смещения патриарха святителя Флавиана; Евтихий же был оправдан. Однако святитель Лев I (440-461) собрал в Риме собор, осудивший Диоскора и Евтихия и сам «разбойничий» собор. Между тем император умер (450) и престол занял Маркиан (450-457), женившийся на святой Пульхерии (398-453), сестре Феодосия. По распоряжению нового царя был созван IV Вселенский Собор (451), на котором «разбойничий» собор был осуждён, а Диоскор извергнут из сана. Мотивация его низложения была чисто дисциплинарная - против него не было выдвинуто обвинений в ереси, так как нравственное правило требовало, чтобы он мог иметь возможность оправдаться, а он на суд не явился, проигнорировав три вызова на собор. Но и одних канонических преступлений было достаточно для лишения его сана - за неправды и насилие, к которым он прибегал на «разбойничьем» соборе, Диоскор был низложен и сослан; умер он в ссылке в 464 г.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

— «Невский проспект» 229 — «Нос» 12, 14, 31, 363 — «Ночи на вилле» 414, 415 — «О движении журнальной литературы» 12, 366, 367 — «Отрывок» 187 («… лоскутки истребленной мною комедии»), 405 — «Ревизор» 11–13, 18, 20, 22, 26, 31, 35 («Комедия») 37, 38 («пьеса»), 39, 42, 47, 84, 98, 187, 188, 193, 205 («насчет предложения Василия Ивановича» взять на себя второе издание «Ревизора»), 269, 270, 317, 323, 329–332, 363, 365–373, 378, 381, 383, 405, 408, 421, 422, 443, 445, 446 — «Рим» 446 — «Старосветские помещики» 98 — «Тарас Бульба» 98, 383, 415 — «Театральный разъезд» 82 («Слышит ли он, и где он слышит это?»), 381 — «Тяжба» 187 («лоскутки истребленной мною комедии»), 405 — «Утро чиновника» («Утро делового человека») 11, 12, 36, 187 («лоскутки истребленной мною комедии»), 366, 367, 405 Гоголь (Головня) Ольга Васильевна («Оленька», «сестра», «сестры») 24, 36, 65, 88, 90, 114, 119, 152, 189, 208, 300, 310, 313, 329, 377, 382, 389, 391, 432 Голландия 55 Голохвастов Д. П. 27 «Горе от ума» 287, 369, 434 Горчаков Александр Михайлович 101, 386 Гофман Э-Т-А 180, 404 Грановский Тимофей Николаевич 422 Гренберг 219 Грефенсберг («Грефенберг») 226, 228 Греч Николай Иванович 149, 262, 393, 397, 409, 412 Григорий XVI («папа») 90, 103, 143, 151, 177, 384, 396 Григорович Василий Иванович — 26, 326, 444, 445 Григорьев П. И., актер 368 Гризи Джульетта 81, 96, 121, 135, 178, 218, 380, 395, 403, 410 Грифи, знакомый Гоголя в Риме 224, 412 Гродно 20 Грот Карл Яковлевич 420, 430, 434 Грот Яков Карлович 378 Д анилевский Александр Семенович 13, 14, 17, 18, 26, 34, 46 («попутчики»), 60, 61, 63, 65, 71, 74 («двоюродный брат»), 78, 81, 84, 86, 94, 96, 99, 100 («полковник»), 117, 120, 124, 131, 133, 135, 147, 152, 153, 155, 157, 158, 160, 162, 163, 166, 172, 174, 176, 178, 179, 190, 191, 195, 198, 200, 204, 206, 209, 211, 213, 217, 220, 225, 226, 233, 234, 236, 266, 275, 300, 341, 343, 365, 373, 378–380, 382, 383, 385, 386, 392–395, 397–403, 405–410, 412–415, 426, 436, 449, 450 Данилевский Елисей Семенович 170, 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Об этом было донесено градоправителю Канона Сириану, который в ярости приказал схватить обоих мужей и привести к себе. Святые Кир и Иоанн были немедленно схвачены. На допросе, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, правитель Сирией приказал жестоко пытать святых на глазах Афанасии и ее дочерей. Святые исповедники остались непоколебимыми. Оставив их, мучитель начал истязать Афанасию с дочерьми, но не смог побороть их мужества и повелел обезглавить. Вслед за ними на том же месте казнили и святых бессребреников Кира и Иоанна (†311). Христиане погребли их тела в церкви святого апостола и Евангелиста Марка. В 412 году мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канона в близлежащее селение Мануфин. В селении Мануфин было языческое капище и обитали злые духи, внушавшие всем страх. Патриарх Александрийский Феофил (385–412) хотел очистить это место, но не успел. Его преемнику святителю Кириллу (412–444) явился в видении Ангел Господень и повелел перенести в Мануфин святые мощи Кира и Иоанна. После перенесения их селение очистилось от вражеской силы. Святитель Кирилл построил в Мануфине храм во имя святых. Впоследствии их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен. Иже во святых отца нашего Никиты епископа, Новгородскаго чудотворца ВЕЧЕР Блажен муж: На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 6. Подобен: Всю отложивше: Плотское стремление/воздержанием увядил еси,/ликом постническим совокупился еси,/безстрастием украшен,/ум предочистив/непрестанными к Богу мановении,/святительства паству восприял еси,/прилежно о стаде попечение имел еси,/святителю Никито,/душетленных недугов отгоняя мрак/и просвещая светом Богоразумия./О всех прилежно молися,/спастися душам нашим. Преподобне отче,/Богоблаженне святителю Никито,/прилежныя молитвы/за люди твоя Богу приносил еси,/и,бездождию некогда бывшу,/ты, Владыку Христа умолив,/дождь с Небесе свел еси,/и чада твоя возвеселил еси,/и благодарение Богу возсылати/вся научил еси./И ныне о стаде твоем прилежно молися,/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христовы оружницы, недугующим врачеве, Кир и Иоанн,/чудес благодать от Бога приемше, исцеляют всех нас. Душевныя страсти, представше, Кир и Иоанн до конца отгоняют верою/и силою Христовою, непобедимии. Боже Зиждителю, Егоже проповедаша иногда Кир и Иоанн,/творящия память тех мучения вся ущедри. Богородичен: Матерь вси Бога нашего Божественно почтим:/Тоя бо ради Вышния сподоби хомся чести, воспевающии Ю. Светйлен. Подобен: Небо звездами: Чудодейственнии светильницы, Кире со Иоанном,/душевныя наша недуги и телесныя исцелите,/от Господа приемше благодать исцелений. Богородичен: Иже от Бога миру поданным благим Ты вина была еси, Богородице,/но и ныне моли о общем спасении Благопременнаго Бога. На стиховне Октоиха. Слава, глас 4: Достохвальными песньми, вернии, возвеличим Кира и Иоанна,/иже духом единокровныя/ и по плоти братомудрыя,/с нимиже Афанасию доблюю похваляюще/ и прозябение ея, Феодотию, Евдоксию и Феоктисту,/страстотерпицы и приснодевы,/молящия Христа о душах наших. Крестобогородичен. Подобен: Яко добля: Распинаема Христа Человеколюбца видящи Пречистая/ и ребра ископаваема копием,/плачущи, вопияше:/что сие, Сыне Мой?/Что Ти безблагодатнии людие воздаша,/за яже сотворил еси добрая им?/И тщишися безчадствовати Мя, Вселюбезнейший./Удивляюся, Благоутробне,/Твоему вольному распятию. НА ЛИТУРГИИ Блаженны Октоиха и святых, песнь 3-я. Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его: Стих: Предзрех Господа предо мною выну: Апостол к Коринфяном, зачало 153. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии: Стих: Многи скорби праведным: Евангелие от Матфея, зачало 34, от полу. Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе: Перенесение мощей святых мучеников бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна Перенесение мощей святых мучеников бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна из города Конопы, близ Александрии (где они пострадали в 311 году), в близлежащее селение Мануфин было совершено в 412 году. Это египетское селение внушало всем страх, так как раньше здесь было языческое капище и обитали злые духи. Патриарх Феофил (385–412) хотел очиститъ это место от бесов, но не успел. Его желание выполнил сменивший его на Александрийской кафедре святой Патриарх Кирилл (412–444). Он усердно молился об исполнении святого намерения. В видении святителю явился Ангел Господень и повелел перенести в Мануфин честные мощи святых Кира и Иоанна. Святейший Патриарх Кирилл исполнил повеление Ангела и построил в Мануфине церковь во имя святых мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

377-378 378-380 ИОАНН (Берзинь Петр Леонидович; род. 1957), еп. Каракасский Русской Православной Церкви за границей 380-381 381-382 382-385 ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог 385-387 ИОАНН (Гарклавс Янис (Екабович); Гарклава Иван Яковлевич; 1898-1982), архиеп. Чикагский и Миннеаполисский Православной Церкви в Америке (ПЦА) 400-401 ИОАНН (Вишенский (Вышенский); сер. XVI в. (?)), мон., подвизавшийся на Афоне, правосл. полемист, один из наиболее значительных западнорус. писателей 387-400 ИОАНН (Голонич; 1937-2012), архиеп. Прешовский и Словацкий Православной Церкви Чешских земель и Словакии 401-402 402-403 403-405 ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист 405-406 406-407 407-408 ИОАНН (Йованович; 1732-1805), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) 408-410 ИОАНН (Киструсский Иван Иванович; 1878-1937), еп. бывш. Раненбургский, один из деятелей григорианского раскола 411-412 ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.) 412-413 413-415 415-417 ИОАНН (Левицкий Иоанникий; 1857 - после 1926), архиеп. бывш. Кубанский и Краснодарский, деятель обновленчества 417-418 ИОАНН (Лёгкий Иван Саввич; 1907-1995), еп. Роклендский, Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 418-419 ИОАНН (Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев] (1744-1837), митр. Бодбийско-Сигнахский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ 419-421 421-422 422-423 423-426 ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог 426-427 ИОАНН (Николов Крыстю Петров; 1925-2005), еп. Драговитийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxiii.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010