Так был пролит свет и на упоминание Даниила о том, что сам он был третьим властелином в царстве ( Дан. 5, 7, 29 ). 432 Профессора археологии Джозеф Фри и Томпсон говорят следующее. После смерти Навуходоносора (около 562 г. до Р. X.) царствовали три слабых правителя: его сын Амил–Мардук (562–560 гг. до Р. X.), которого Иеремия называет Улаймарадах, а 4-я книга Царств – Эвиалмародах ( Иер. 52, 31 . 4Цар. 25, 27 – по греч. тексту; по евр. тексту – Эвилмеродах); потом Наргаласар ( Иер. 39, 3 ; Нергал–Шарецер – по евр. тексту) и затем Лабаси–Мардук. Через девять месяцев царствования он был свергнут группой жрецов, которые провозгласили царем Набонида. Он и был последним царем Вавилона (556/555–539/538 гг. до Р. X.). Имена Эвиалмеродаха, Наргаласара и Лабаси–Мардука теперь известны по археологическим находкам и надписям на табличках. 433 Об Эвиалмеродахе, который освободил иудейского царя Иоакима, мы уже рассказывали в предыдущей главе. 434 Итак, сосредоточим внимание на Набониде, последнем царе Вавилона. Именно он нас интересует прежде всего, поскольку по поводу него существуют сомнения, которые поддерживают рационалисты, отрицая историчность книги Даниила. Набонид, последний царь Вавилона (возможно, Лабинет II – у Геродота), был человеком образованным и «первым археологом в мире. Он приказал раскопать развалины алтарей и храмов, расшифровать и перевести древние надписи. Он восстановил ступенчатую башню Ура, как следует из находок в Телль–аль–Мукайире». 435 Очевидно, он был сирийского происхождения, и ему было нелегко снискать поддержку народа. Поэтому он старался оставить о себе добрую память и завоевать расположение подданных. На стеле из базальта, которая находится в музее Константинополя, имеется надпись: «(Я, Набонид,) являюсь действительным исполнителем воли Навуходоносора и Наргаласара, моих предшественников. Войска их оказывают мне абсолютное доверие, и я не могу обращаться необдуманно с их заветами (...). Лабаси–Мардук, незрелый (юноша), еще не научившийся управлять, воссел на царский престол вопреки воле богов».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Поэтому, когда иудеи восстали против римлян, Агриппа выступил на стороне последних. Когда в 70 г. Иерусалим был взят римлянами, они позволили ему поселиться в Риме, где он сделался «претором» и умер там в 100 г. в возрасте семидесяти лет. 585   Монеты эпохи Нового Завета   Монеты, которые находят при археологических раскопках, проливают свет на важные события и лица, упоминающиеся в Новом Завете. Впервые монеты стали иметь хождение около VII в. до Р. X. Ко времени римского владычества монеты вошли в обиход уже повсеместно. Сегодня в распоряжении исследователей Нового Завета имеется поразительное разнообразие монет, дошедших с тех давних времен. В эпоху, которая нас интересует, на территории Палестины циркулировали римские, греческие монеты, монеты эллинистических государств, а также и иудейские, которые чеканили сами иудеи. В Евангелии упоминаются пять видов греческих монет. Два из них – «талант» и «мина» – обозначали, в сущности, вес серебра. Этот вес у евреев, греков и римлян в разные эпохи определялся по–разному. Так, серебряный талант мог иметь вес 22 или 45 кг. Также были известны «золотой талант», который мог весить 27 или 45 кг, и «золотая мина». Золотой талант ( Мф. 18, 24; 25, 15 ) равняется примерно 240 золотым лирам. 586 По мнению археолога Томпсона, серебряный талант был равен 960 американским долларам. Соответственно серебряная мина стоила примерно 16 американских долларов. 587 Другие считают, что мина имела достоинство в четыре золотые лиры. 588 Остальные три вида монет назывались серебряной «драхмой», оцениваемой в 16 центов США ( Лк. 15, 8, 9 ). Также в ходу была «дидрахма» – серебряная монета, примерно равная 32 центам США. 589 Римские монеты, упоминаемые в Новом Завете, были следующие: а) «динарий» – серебряная монета достоинством приблизительно в 20 центов США ( Мф. 18, 28; 20, 2, 9, 10, 13 и т. д.); б) «кодрант» – медная монета, равная одной десятой цента США ( Мф. 5, 26 ); в) «ассарий» ( Лк. 12, 6 ) достоинством в один и одну четверть цента; г) медная «лепта» ( Мк. 12, 42 ), которая первоначально не была римской монетой, обладала достоинством менее чем в одну десятую цента.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В глубокой древности, примерно в 3-м тыс. до Р. X., аккадцы, или семиты, несколькими волнами проникли с северо–запада в область, где жили шумеры, и мирно поселились среди них. Во второй половине 3-го тыс. до Р. X. царь семитов Саргон I объединил эти два народа, и семитское племя аккадцев полностью переняло культуру шумеров. Археологически подтверждено, что Ур был одним из древнейших центров шумерской культуры, хотя с очень и очень древних времен в нем и вокруг него существовало значительное число представителей семитского народа. Несмотря на то, что на вопрос, откуда изначально происходили семитские племена, еще нет исчерпывающего ответа, можно все–таки сказать, что Фарра, отец Авраама, был главой одного из их объединений, которые жили в пределах города Ура или в его окрестностях. 49 Следовательно, как пишет профессор археологии Томпсон, «нет ничего невероятного в том, что представитель одного из семитских племен, каковым являлся Авраам, мог быть родом из южной Месопотамии, хотя мы и не можем точно установить, из какой именно группы семитских племен он происходил». 50 А теперь давайте представим себе город Ур в то время. Он был одним из древнейших городов в мире и представлял собой большой, знаменитый, полный жизни, шумный и процветающий город Месопотамии, построенный в низовьях Евфрата. Ур был центром сильного государства. Раскопки сэра Леонарда Вулли открыли многое из того, что свидетельствовало о богатстве, силе, величии этого города, находки пролили свет на его архитектуру и систему застройки, религию, образование и культуру, на нравы и обычаи его обитателей. Первым открытием Вулли, сделанным во время раскопок, была знаменитая храмовая башня – зиккурат огромной высоты, построенный в глубокой древности царем шумеров Ур–Намму. Вокруг него располагались храмы, самый большой из которых имел площадь 100x60 метров и был посвящен богу луны Наннару (он же Нанна, или На–ан–на). Храмы и зиккурат занимали площадь 360 х180 метров. 51 В царских захоронениях Ура, которые датируются около 2500 г. до Р. X., были найдены музыкальные инструменты, золотые украшения, драгоценные камни, одежда, кухонная утварь, колесницы, оружие, останки вьючных животных и рабов. Все это поместили вместе с умершим, так как обитатели Ура верили в загробную жизнь. Эти вышеперечисленные предметы и рабы были похоронены вместе с царем, чтобы они служили ему и после смерти. Так, например, в могиле царя Абарги нашли останки шестерых мужчин и шестидесяти восьми женщин, которых погребли вместе с ним; все они были облачены в красивейшие и дорогие уборы. В могиле царицы Шубад были найдены останки двадцати пяти человек. Все они отправлялись в могилу заживо и умерли не от телесных повреждений; перед этим они принимали опиум или гашиш. 52 В одной из царских могил, Вулли обнаружил таблички с изображением семьи царя за столом, прислуживающих рабов, стоящих рядом воинов в воинских одеяниях и музыкантов с музыкальными инструментами, веселящих пирующих своей игрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Он работал с энтузиазмом, но не слишком преуспел. Вдобавок ко всему он не смог довести до конца свое начинание, так как его отозвали в Англию. В 1918 г. под эгидой Британского музея дело Тейлора продолжил Р. Кэмпбелл Томпсон, который был сотрудником этого музея. И все–таки важнейшие работы, увенчавшиеся блестящим успехом, были проведены позже американо–британской экспедицией, организованной совместно Музеем университета Филадельфии (США) и Британским музеем. Раскопками руководил Вулли, которому тогда было сорок три года, и за плечами у него уже были очень успешные археологические раскопки в Египте, Нубии, Кархемише и на Верхнем Евфрате. Раскопки Ура были начаты и велись с большой тщательностью. Они продолжались двенадцать лет, с 1922 по 1934 г. Эти важные исследования пролили свет на образ жизни, обычаи и нравы богатого Ура Халдейского, того самого города, из которого вышел Авраам. Однако, прежде чем говорить о том, каким был этот город во времена Авраама, следует остановиться на вопросе хронологии. Установить точную хронологию эпохи Авраама – задача не из легких, потому что мы не вполне можем опереться на системы летоисчисления, которые использовали народы Древнего Востока. Удобства ради все принимают за основу период с 2000 до 1700 г. Даты называют самые разные, но ни одной позже 1700 г. до Р. X., чаще предлагают дату ранее 2000 г. до Р.Х Итак, народ Израилев имеет свои корни там, откуда берет начало и человеческая культура, – в Уре Халдейском. Это один из древнейших городов южной Месопотамии. Раскопки показали, что древняя блестящая культура этого города зародилась на заре истории, в четвертом тысячелетии до Р. X. Город был построен на берегах Евфрата, в самой южной части той области, что расположена между Тигром и Евфратом. Ныне Евфрат поменял свое русло: он течет в трех милях к востоку от этого места. А в те времена он нес свои волны вдоль Ура, к западу от города. С древнейших времен эту землю населяли два народа разного происхождения, говорившие разных языках, – шумеры и аккадцы. Они обитали в двух одноименных с ними областях. Аккад находился в северной части, Шумер – в южной части Вавилонии Несмотря на все расовые и этнические различия, эти два народа имели общую культуру, общую религию и вели одинаковый образ жизни. Эта культура, как говорит нам археология, процветала еще в самом начале исторической эпохи. Археологические исследования постоянно и со всевозрастающей степенью уверенности подтверждают, что эта культура была создана шумерами, которые вышли на арену истории в IV тыс. до Р. Х. происхождение этого народа до сих пор неизвестно. 48

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

4) Археологическая экспедиция университета Пенсильвании, работавшая в Бефсане в течение двенадцати лет (с 1921 по 1933) под руководством Кларенса С. Фишера, Алана Роу и Г.М. Фицжеральда, обнаружила руины двух храмов. Древний Бефсан находился под большим холмом Тель–эль–Хусн на краю долины Иезрееля. В руинах этих двух храмов «были также найдены, главным образом, металлические предметы культа и небольшие ящички с изображениями змей», которые четко указывают на то, что «храмы посвящены богине плодородия Астарте и главному богу филистимлян Дагону». 256 Археолог Томпсон, комментируя находки в Бефсане, отмечает: «Мы могли быть уверены, что один из двух храмов, обнаруженных в результате раскопок, произведенных вышеупомянутой экспедицией, был храмом Астарты. В Бефсане находились характерные для того времени храмы, в которых поклонялись богам Ханаана. В них были обнаружены различные предметы культового характера. Тем не менее невозможно сказать, какой из этих двух храмов принадлежал Астарте, о святилище которой говорится в Первой книге Царств Ветхого Завета. При всем этом сегодня достаточно ясно, что в те дни в Бефсане существовал языческий храм». 257 Археолог Фри относительно вышеупомянутых находок высказался категоричнее Томпсона. Описывая расположение и размеры двух храмов, он добавляет: «Археологи, производившие раскопки в Бефсане, отождествили этот храм с храмом Астарты, в который (филистимляне) поместили доспехи Саула ( 1Цар. 31, 10 ). Храм был найден на южном склоне высокого холма и сооружен, как показали раскопки, до эпохи Саула. Длина его составляет примерно 24 м, ширина – 19 м. Храм построен в направлении с запада на восток и включает в себя большое центральное помещение с тремя круглыми каменными опорами по сторонам. В основании средней колонны были найдены хранилище и сосуд с металлическими пластинами, кольцами и серьгами, выполненными из золота и серебра. Внутри храма был обнаружен монумент из базальта с изображением богини Астарты. Археолог Роу (один из трех руководителей раскопок) полагает, что все данные, имеющиеся в нашем распоряжении, свидетельствуют о том, что храм был построен египтянами – жителями Бефсана в честь богини Астарты». 258

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Археология, устами знаменитого американского ученого Олбрайта, свидетельствует: результаты археологических раскопок достаточно убедительны и доказывают, что многие города были разрушены в начале VI в. до Р. X. и больше не заселялись; другие были разрушены тогда же, но позднее снова отчасти возродились; третьи были разрушены после долгого периода запустения. Не было ни одного случая, чтобы какой–нибудь иудейский город был населен непрерывно в течение всего периода плена». 393 Прошло около 1500 лет с того времени, как Авраам по повелению Божию покинул свою родину – Ур Халдейский, и поселился в Ханаане. Теперь, 1500 лет спустя, потомки Авраама возвращались в Ур, но не свободными, а пленниками халдеев!.. Занавес истории опустился над разрушенным Ханааном. Богоизбранный народ был призван пройти «великую школу» вавилонского плена. Там он получит множество полезных уроков.   Ниневия, город великий   В августе 612 г. до Р. X. объединенные силы трех союзников – мидийцев, вавилонян и скифов захватили Ниневию. Так был наказан еще один враг народа Божия. Через несколько лет Ниневия сошла со сцены истории. Местоположение города не могли точно определить вплоть до 1847 г. В тот год благодаря раскопкам, проведенным А.Х. Лейярдом, оно было установлено. За экспедицией Лейярда последовали экспедиции Британского и Французского музеев под руководством Л. Кинга, Р. Томпсона, М.Е.Л. Маллоуана и других. Ниневия упоминается в книгах трех ветхозаветных пророков: Ионы, Наума и Исаии. Согласно выводам археологов, Ниневия находилась на восточном берегу Тигра, в северо–западной части равнины площадью 46x28 км, которую образуют Тигр и его приток. Город был построен еще до Авраама, но стал столицей Ассирийской империи при Сеннахириме (705–681 гг. до Р. X.). Именно он возвел великую стену Ниневии, периметр которой составлял примерно 15 км, а высота – 12–13,5 м, и большой городской водопровод протяженностью около 56 километров. То, что стены Ниневии имели периметр около 15 км, заставляет рационалистов оспаривать достоверность книги Ионы, в которой говорится, что Ниневия была городом великим и что, если кто–нибудь захотел бы пройти ее из конца в конец, потребовалось бы три дня ( Иона. 3, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Оттуда, спустя некоторое время, я почувствовал зов в Библейский колледж. В итоге в течение семестра ходил в этот колледж и семинарию. Затем у меня были некоторые финансовые проблемы, и я не мог продолжать обучение, но профессора мне сказали: «не переживай об этом: у нас четыре раза в день проходят специальные сессии, и ты можешь посещать их все бесплатно, также задавать любые вопросы». Итак, я начал ходить на завтраки, ланчи и обеды вместе с профессорами, задавал много вопросов и слушал проповеди Евангелия и других книг Библии, глубоко углубляясь в труды тех авторов, которым, как считалось, можно было абсолютно доверять: от комментариев Мэтью Генри до Кеннета Ривса и А.Т. Робертсона, Дж. Кэмпбелла Моргана, Чарльза Сперджена. Можно перечислять до бесконечности я был погружен в чтение, желая убедиться, что следую не ошибочному Евангелию, а только верному. Читал материалы Чарльза Ходжа. Кальвинистские материалы были не для меня, хотя и в них было много замечательного. Но как только доходило до пяти пунктов кальвинизма, мне было крайне тяжело соотнести это со сказанным в Священном Писании, ведь они противоречат Ему. С другой стороны, они говорят о том, что надо прославлять Бога, искать Его благодати и жить святой жизнью: жить такой жизнью, чтобы все, что Вы делаете на работе, в церкви, было свято. В то время, когда я ходил в мечети, мусульмане очень хорошо меня встречали, думая про себя: «Великолепно! Вот „свежая кровь“ для обращения в нашу веру». Я к тому времени понял: лучше не говорить им сразу о том, что я новообращенный из ислама, потому что в таком случае они подумают обо мне хуже, чем о свинье, и закроют дверь. Итак, будучи невинным собеседником и не открывая им своих знаний, я мог приводить с собой больше студентов Библейской школы: мы вместе ходили в мечети и старались понять, как они проповедуют. Они нам проповедовали, а мы начинали с ними диалог о вере. Я также ходил в различные колледжи, от университета Джонса Хопкинса до института Томпсона и института Пибоди везде, где Бог открывал для нас и наших волонтеров двери, чтобы мы могли проповедовать Евангелие. И я проповедовал каждый день. Обычно 8-10 часов в сутки посвящал чтению Священного Писания и комментариев, и один час отводился на ежедневное изучение Библии нашими студентами и волонтерами. Чудо и ЦРУ

http://azbyka.ru/way/iz-islama-v-pravosl...

«Библия с комментариями» Джимми Сваггерта – самое необычное издание. Комментарии следуют непосредственно за каждым стихом Библии. Текст Священного Писания напечатан черным цветом, а комментарии взяты в скобки и напечатаны красным наклонным шрифтом. Книги Библии поделены на смысловые отрывки с названиями каждого отрывка, после каждой главы указан год ее написания. В издание есть симфония и справочные материалы: хронология переводов Библии, еврейский календарь, термины, растения и животные Библии, деньги и меры веса, симфония собственных имен, согласованность Евангелий, цветные карты. Кроме этих изданий есть и другие издания, которые могут оказаться полезными: «Библия Скоуфилда», «Новая учебная Библия с комментариями Томпсона», «Библия для самостоятельного изучения по индуктивному методу». Библейские комментарии Библейские комментарии можно классифицировать по целому ряду признаков. Во-первых, они различаются по конфессиональной принадлежности. Понятно, что вера экзегета влияет на его толкования. Читая католические комментарии на Мф.16:18–19 и Ин.21:15–17 , естественно найти указание на первенство римской кафедры. Во-вторых, комментарии различаются по богословским и философским предпосылкам авторов. Одни толкователи полагают, что в первоначальных рукописях Писания не было никаких фактических ошибок. Другие считают, что библейский текст содержит неточности. Эти предпосылки накладывают свой отпечаток на интерпретацию отдельных текстов Писания. Неподготовленному читателю не всегда можно увидеть, что движет автором, когда он высказывает ту или иную точку зрения. Не поможет здесь и конфессиональная принадлежность. Среди православных, католиков и протестантов есть те, кто верит в полную богодухновенность Библии, и есть те, кто придерживается частичной богодухновенности 6 . В-третьих, комментарии различаются по времени написания. Хотя основной смысл библейских текстов одинаково хорошо доступен для понимания во все времена, некоторые детали были уточнены в последнее время с развитием археологии и лингвистики. Поэтому современные комментарии имеют определенное преимущество при толковании лингвистических или исторических деталей. С другой стороны, святоотеческие комментарии доносят церковное понимание Писания, которое не зависит от новейших философских предпосылок.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В пользу датировки периода патриархов нач. II тыс. до Р. Х. приводятся 2 основных аргумента. Типично аморрейскими являются имена патриархов: Аврам (соответственно Авраам), Исаак (Ицхак, сокращенное от Ицхак-Эл, Эл означает Бог), Иаков (сокращенное от Йаков-Эл), Иосиф (Йосеф, сокращенное от Йосеф-Эл) и др., к-рые встречаются в источниках 1-й пол. II тыс. до Р. Х. ( Huffmon. 1965. P. 63-86; Hess. 1993; Knudsen. 1999). В более поздний период имена такого типа встречаются редко (Олбрайт считал, что вообще отсутствуют). Кроме того, в качестве параллелей обычаям патриархальной истории Олбрайт, Э. А. Спайзер и др. рассматривали известные из древневост. источников II тыс. до Р. Х. обычаи и юридические нормы. В документах из Нузи зафиксированы: практика усыновления главой семьи наследника, в т. ч. из рожденных от рабыни (ср. историю Елиезера, Быт 15. 2-3); возможность выбора бесплодной женой наложницы для мужа, чтобы она родила ему наследника (ср.: Быт 16. 3); право продажи первородства (ср. историю Исава и Иакова, Быт 25. 31-34) только членам своей семьи. В этих документах могут найти объяснения отношения между Иаковом и Лаваном, к-рый, по мнению Олбрайта, не имея прямого наследника по муж. линии, усыновил Иакова; присвоение Рахилью терафимов отца (Быт 31. 19) соответствовало обычаю, по к-рому зять, обладавший терафимом тестя, пользовался одинаковым правом с его сыновьями на наследство. В документах Нузи, как и в Библии, умирающий патриарх благословлял свою семью (ср.: Быт 27. 27-29; 49. 3-28). В ряде работ 60-70-х гг. XX в. выводы Олбрайта и его сторонников были оспорены. Исследователи пришли к выводу, что кочевые народы жили рядом с городами в этом регионе и в более раннее время и оставались здесь и позднее; а засвидетельствованные археологией изменения культуры предлагали объяснять внутренними процессами, а не вторжениями или миграцией др., кочевых народов ( Dever. 1976; Idem. 1970; Idem. 1980). Гиперкритическая концепция понимания патриархальной истории и начала евр. этногенеза связана прежде всего с именами Т. Л. Томпсона и Дж. ван Сетерса, к-рые подвергли критике указанные параллели между повествованием кн. Бытие и источниками 1-й пол. II тыс. до Р. Х. ( Thompson. 1974; Van Seters. 1975). Критики отмечали, что имена (Абрам, Абирам), близкие структурно к упомянутым в патриархальной истории, не уникальны для II тыс., встречаются в более поздних документах (ср.: Числ 16. 1; 3 Цар 16. 34; Числ 26. 38; 2 Цар 5. 11; 3 Цар 5; 3 Цар 7. 13) и в ряде случаев либо вообще говорят о др. социальных практиках, либо могут быть истолкованы двояко ( Thompson. 1974. P. 22-36, 252-269; Van Seters. 1975. P. 40-42, 68-71).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Лэйярд предложил заказчику произвести все земляные работы за свой счёт, но при условии, что всё найденное будет принадлежать ему. Через несколько дней рабочие наткнулись на стену какого-то помещения, расписанную алебастровыми плитами. Когда позже станет возможным читать клинопись, Лэйярд узнает, что обнаруженные им надписи в «Ионовом» холме были сделаны Синаххерибом и Асархаддоном (библ. Асардан). Однако враждебность местного населения вынудила прекратить дальнейшие раскопки. И до нашего времени ещё никому не удалось раскопать этот холм, который мусульмане считают священным. Основная часть руин древней Ниневии была раскопана Лэйярдом на глубине 6–10 метров. Наибольшая длина раскопок достигала 220 метров, а ширина – 180 метров. Им было найдено около 3 тыс. метров горизонтальных рельефных изображений, 27 порталов, украшенных колоссальными по размеру фигурами крылатых сфинксов. В 71 покое дворца Синаххериба, обследованном Лэйярдом при его второй экспедиции, было расчищено более двух тысяч плит с рельефами и 10 гигантских крылатых изваяний – хранителей врат. Несмотря на успех и обилие археологических находок в холме Куюнджик, Генри Лэйярд вынужден был прекратить раскопки, передав руководство ими Ормузду Рассаму. Он был серьёзно болен. Климат Ассирии подорвал его здоровье. Позже раскопки Ниневии помимо Рассама будут продолжены Смитом, Будге, Кингом, Томпсоном, Маллованом (в 1927–1932 гг.) и завершатся экспедицией под руководством М. Меллоуна (в 1949–1963 гг.). 27 апреля 1851 года Лэйярд в последний раз прогуливался среди своих любимых холмов и размышлял о том, какую пользу для потомков будут иметь его открытия. Он чувствовал, что никогда больше не вернётся в Месопотамию. Он прощался с Ассирией навсегда. В июле месяце открыватель Ниневии вернулся в Лондон. Времена, когда знания об Ассирии и Ниневии можно было найти только в книгах пророков, миновали теперь навсегда. Приложения Приложение 1. М е с о п о т а м и я Археология свидетельствует о том, что род человеческий ведёт своё происхождение из Месопотамии (ныне Ирак).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010