Тем, кто ослушивался, грозило отнюдь не духовное наказание: «Они не могли продавать копру. И не участвовали в общем улове. В конечном счете это означало голодную смерть» . Причем реальность гнева пастора была ощутима не только для туземцев: попробовавший противостоять ему датский торговец «через два года был разорен. Он потерял все, что накопил за двадцать пять лет. Я сломил его, и в конце концов он был вынужден прийти ко мне как нищий, и просить у меня денег для проезда в Сидней» . И эти две пары — миссионеры и врач с женой — оказываются вынуждены провести какое-то время на одном из островов, где остановился корабль, на котором они добирались к местам своей работы. Комнату в гостинице вместе с ними снимает проститутка. Она их никак не задевает, но проповедник считает своим долгом «обратить» ее, используя те методы, к которым привык, и облекая это в возвышенные слова о любви Христовой. «- Зачем тебе нужно заходить к ней, Альфред? — спросила его жена. - Это мой долг. Я ничего не хочу предпринимать, пока не дам ей возможности вернуться на путь истинный. - Ты ее не знаешь. Она тебя оскорбит. - Пусть оскорбляет. Пусть плюет на меня. У нее есть бессмертная душа, и я должен сделать все, что в моих силах, чтобы спасти ее» . И он проводит огромную работу, в том числе несколько встреч с губернатором, чтобы ее отослали в Сан-Франциско, куда она очень боится попасть. Та, на которую миссионер оказывал такое давление, разительно меняется внешне. Первая ее реакция была очень эмоциональна: «Внезапно дверь распахнулась и в комнату влетела мисс Томпсон. Она обвела их взглядом и затем шагнула к Дэвидсону. - Что ты, погань, наплел на меня губернатору? Она заикалась от бешенства. На секунду воцарилась тишина. Затем миссионер пододвинул ей стул. - Садитесь, пожалуйста, мисс Томпсон. Я давно надеялся еще раз побеседовать с вами. - Сволочь ты поганая. Она обрушила на него поток площадной ругани. Дэвидсон не спускал с нее внимательного взгляда. - Меня не трогает брань,  которой вы сочли нужным осыпать меня, мисс Томпсон, — сказал он, — но прошу вас не забывать, что здесь присутствуют дамы.

http://bogoslov.ru/article/4614911

Кроме того, Томпсон идет дальше своих источников. Как известно, Дюшен, например, не отрицал епископства ни Пофина, ни Иринея в Лионе. Автор же новой теории как бы совсем позабыл о них. Такая грубая историческая ошибка дала повод Гарнаку выразить даже удивление, как могла редакция американского журнала принять статью Томпсона, дискредитирующую, по мысли немецкого ученого, церковно-исторические исследования. 964 Что касается группы оснований автора, объединенных у нас под буквой d, то мы не будем входить в их подробный разбор. Исторические свидетельства, Относящиеся к данному времени, не представляют настолько полных и категорически определенных сведений об административном и особенно судебно-правовом устройстве Галлии, чтобы на основании их можно было сказать: «То-то могло иметь место во II в., а то-то только в III». В виду этой неопределенности, доказательства, выдвинутые Томпсоном, с равным правом могут быть обращены и против его теории. Некоторые же из них совершенно неверны. Таково, например, утверждение, будто пытки и сожжение огнем были введены только со времени Септимия Севера для государственных преступников, а в отношении к христианам стали применяться с Декия. 965 Томпсон забыл о жестокостях Нерона; почему-то считает исключительным случаем («линчевание» толпой) 966 сожжение Поликарпа Смирнского (см. Martyrium Polycarpi). Против него говорит и свидетельство Минуция Феликса (Октавий. Гл. XXXVII), где указываются те же пытки и формы смерти христиан, о каких передает послание Лионской и Виеннской церквей. 967 Иные же основания автора прямо наивны и должны быть отнесены исключительно на счет предвзятой односторонности и подозрительности его, в своем рвении доказать новую теорию и опровергнуть старую не разбирающего серьезных оснований от несерьезных. Таким, например, является ссылка его на «отсутствие имени» легата в послании галльских Церквей, о чем он рассуждает на протяжении более страницы. 968 Этой же исключительной подозрительностью (suspicion-suspicious) 969 только оправдываются и те доказательства, какие у нас приведены под буквой е. Томпсон ссылается 970 на выражения послания: «Первомученики не скрывались и были готовы, даже со всяким рвением ( μετ πσης προθυμας) произносили исповедание мученичества», 971 или: страдания «тех (не отпавших) облегчала радость мученичества» 972 и др. Здесь проявляется, по Томпсону, furor passionis martyrum, как и вообще он считает лионских христиан за ярых монтанистов. 973

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Из того обстоятельства, что Приск называет гунном прибли­женного к Аттиле сановника Эдеко, вероятного отца знамени­того впоследствии германского вождя Одоакра, Томпсон дела­ет опрометчивый вывод, что тот был не германцем, а гунном в собственном смысле слова, замечая при этом: «Если Эдеко был германцем, то почему Хрисафий разговаривал с ним через переводчика Вигилу» 733 . Аргумент этот, однако, не представляет­ся веским – почему Хрисафий должен был владеть германски­ми наречиями или Эдеко, будучи германцем, собственно скиром, служившим Аттиле, – греческим или латинским, в конце кон­цов, он мог бы знать один из этих языков и в том случае, если бы был природным тюркоязычным гунном, каковым его счи­тает Томпсон. Пожалуй только один анахронический этноним, употребляемый Приском, имеет относительно узкое значение – это «царские гунны». Именно так он часто называет господству­ющее гуннское племя, обосновавшееся вокруг ханской ставки в Восточной Венгрии. Еще одно соображение относительно номадизма или, как предпочитает выражаться Томпсон, пасторализма гуннов: в нача­ле IV столетия кочевой или полукочевой образ жизни вели, веро­ятно, уже только те гуннские племена, которые задержались в сво­ем продвижении на запад в степях Причерноморья и Прикаспия, а также такие тюркоязычные народы, как акациры, отчаянно сопротивлявшиеся гуннам, пока те не разгромили их, алциагиры, алцилдзуры, барсилы, савиры, утургуры и кутургуры, угроязычные хуннугуры и сарагуры, в то время как продвинувшееся в Придунавье господствующее племя, во главе которого со време­нем стал Аттила, представляло собой своего рода аристократию, жившую военными грабежами, взиманием дани с подчиненных народов и подарками, по существу той же данью, которыми отку­палась от них Римская империя в стремлении избежать больших потерь, сопряженных с грабительскими вторжениями, работоргов­лей и продажей награбленного, в основном предметов роскоши. Став оседлым народом, господствующие гунны сохранили военную тактику и вооружение своих предков-кочевников: обо­юдоострую или одностороннюю саблю, короткий лук с костя­ной накладкой, из которого они умели стрелять с поразительной меткостью, и такое замечательное оружие степняков, как аркан. Гунны сражались сидя на своих конях, малорослых, но исклю­чительно выносливых, быстрых и способных к самым виртуоз­ным мгновенным поворотам, так что гуннская конница отли­чалась поразительной маневренностью. Одним из изобретений гуннов, обеспечивших им военное превосходство над противни­ками, явилось жесткое седло с деревянной основой, скрепленной металлическими пластинами. Вместе с тем гунны умели пользо­ваться и артиллерийской, или, лучше сказать, стенобитной тех­никой, которой их предки овладели еще во времена нескончае­мых войн с Китаем, позаимствовали ее у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Он был обречен». История мальчика, который первым в мире получил укол инсулина 14 ноября, 2023. Марина Сенинг 100 лет назад больные диабетом жили только год — пока ортопед не научился выделять этот гормон у собак В больницу общего профиля в Торонто мужчина принес на руках мальчика. Секретарь главного врача, увидев ребенка, ахнула: никогда ранее она не видела такого худого человека. «Как с фотографии жертв голода или концентрационных лагерей», — подумала она. Мальчика звали Леонард Томпсон. Ему было 14 лет, и при росте почти в 180 сантиметров он весил всего 29,5 килограмм. За два года до этого Леонарду поставили диагноз «сахарный диабет». Шел 1920 год. Большинство детей, получивших этот диагноз, не жили больше года. 450 килокалорий в день Леонард родился 17 июля 1908 года в простой канадской семье. Его родители — Гарольд и Флоренс Томпсон — не были богатыми, но детство мальчика можно назвать счастливым. Леонард старательно учился в школе и увлекался спортом, особенно футболом. У него не было серьезных проблем со здоровьем. Все изменилось в 1919 году — в 11 лет мальчик неожиданно стал страдать ночным энурезом. Врач, которого позвала Флоренс, никак не мог понять причину этого. Только через месяц он поставил мальчику диагноз, который в то время был смертельным — сахарный диабет. К началу XX века лекарства от этого заболевания не было. Дети, которым диагностировали диабет, обычно не жили дольше 11–12 месяцев. «Лечением» была строгая диета — но это только отсрочивало смерть.  Диету прописали и Леонарду. Он питался три раза в день овощами, которые отваривали трижды, с небольшим количеством белка и жира. Ребенку также давали полторы унции виски (примерно 42,5 грамма) — чтобы облегчить его состояние и увеличить аппетит. Леонарду повезло — диета помогла ему продержаться не год, как прогнозировали врачи, а 2,5 года. Но в декабре 1921 года мальчику стало так плохо, что его госпитализировали. В больницу общего профиля Торонто Леонарда на руках внес отец. Мальчик был бледен, с тяжелым дыханием. От него пахло ацетоном — из-за химического процесса, который происходил в его организме. В течение долгого времени уровень глюкозы был слишком высок, и организм отравлялся кетонами.

http://pravmir.ru/on-byl-obrechen-istori...

Нетерпимость во имя толерантности, или Почему в современной Британии трудно быть христианином Сергей Мудров Почему даже консервативные политики в Великобритании «стесняются» своих христианских взглядов? Как удается епископам подстраивать апостольские послания под требования секулярного общества? Какие регионы остались форпостом христианских ценностей на Туманном Альбионе? И есть ли шанс у пекарни Эшес выиграть суд за отказ печь торт для однополой пары? Демонстрация с требованиями разрешить «гей-браки» в Шотландии      Однополые браки победили. Как? Рассуждения лорда-епископа Англиканской церкви, с которыми я познакомил читателей в предыдущем материале , могли показаться резкими и односторонними. Однако не согласиться с описанием происходящего в Великобритании достаточно сложно, ведь речь идет о конкретных фактах и основанных на них оценочных суждениях. С другой стороны, было бы не совсем верно представлять всё в темных тонах: в Британии есть люди, которые на самом высоком уровне заявляют о своих христианских принципах и не боятся того большинства, которое активно действует в пользу «меньшинств». За однополые “браки” проголосовало более 80% депутатов Парламента Шотландии Правда, у меня складывается мрачное впечатление, что политики, симпатизирующие христианам или даже называющие себя христианами, придерживаются парадоксально-противоречивых воззрений. Сужу об этом по некоторым встречам и беседам на Туманном Альбионе. Например, вспоминается разговор с депутатом Парламента Шотландии Дэйвом Томпсоном, практикующим христианином, членом Шотландской пресвитерианской церкви. Томпсон – один из немногих парламентариев, голосовавший против легализации однополых браков. Шотландия – автономный регион Великобритании – легализовала браки для «меньшинств» вслед за Англией и Уэльсом. «За» проголосовало более 80% депутатов – подавляющее большинство. Разделение в обществе, как показывают соцопросы, не столь однозначное, но, увы, всё равно с небольшим преобладанием «прогейского» лагеря. Депутат Парламента Шотландии Дэйв Томпсон     

http://pravoslavie.ru/81736.html

«Нас заинтересовали два момента, – говорит заместитель председателя Ярославского антисектантского центра, кандидат исторических наук Андрей Васильченко. – Упоминание, что многие книги Кремо выходили в издательстве «Бхактиведанта Бук Траст», принадлежащем «Международному обществу сознания Кришны», и контактный телефон. Этот номер, по которому предлагалось звонить представителям ярославской прессы, дабы взять у гостя эксклюзивное интервью, оказался на поверку номером одной из работниц отдела по связям со СМИ местного общества «Сознания Кришны». Мы полюбопытствовали, кто был организатором лекций Кремо в Москве. Как выяснилось – тоже кришнаиты. И они же ранее проводили турне «известного археолога» по Украине». После этого антикультисты стали наводить более подробные справки. В русскоязычной литературе не удалось обнаружить внятных упоминаний, что именно связывает американца, представлявшегося исключительно в качестве члена разных научных обществ, с тоталитарной сектой. Зато исследование англоязычных источников быстро поставило все на свои места. Выяснилось, что после окончания университета Кремо увлекся оккультизмом, мистикой и добрался до Индии, где в 1976 году произошла его встреча с основателем «Общества сознания Кришны» Свами Бхактиведантой Шрилой Прабхупадой. Как следствие, американец стал членом секты, получив там ритуальное имя «Друтакарма дас» и занялся штудированием написанных основателем тоталитарной организации работ «Бхагавадгита как она есть» и «Шримад-Бхагаватам». Затем Кремо вернулся в Лос-Анджелес, где располагается штаб-квартира «МОСК», стал членом его исполнительного комитета, сотрудником так называемого «Института Бхактиведанты», распространяющего идеи Прабхупады, и, наконец, работником издательства «Бхактиведанта Бук Траст». Как раз здесь и выпускались книги Кремо, принесшие ему скандальную известность. Под стать «известному археологу» оказались и соавторы «научных трудов». Так, книгу «Божественная природа: духовная альтернатива в кризисе окружающей среды» Кремо подготовил вместе с видным функционером «МОСК» Майклом Грантом («Мукундой Госвами»), а нашумевшую «Запретную археологию» издал в соавторстве с Ричардом Томпсоном. Последний представляется везде как математик. Однако на деле Томпсон является членом всё того же «Общества сознания Кришны», где носит ритуальное имя «Садапута Прабху», и состоит всё в том же «Институте Бхактиведанты». Про его математические достижения ничего не известно. Зато Томпсон является автором ряда книг по «ведической» космологии, а одну работу посвятил даже НЛО, трактуя «летающие тарелки» в духе учения Прабхупады.

http://drevo-info.ru/news/4033.html

Парацельс, Бойль и Ньютон много пишут не только на научные, но и на богословские темы. Кеплер и Ван Гельмонт испещряют свои научные дневники молитвами, хвалебными возгласами и богословскими размышлениями. Историки часто пренебрегали этим интересом к богословию как неким раздражающим отклонением от чисто исследовательской работы. Однако этот подход – проявление верхоглядства, ибо религиозный интерес часто был главным побуждением для научной деятельности того или иного ученого. Многие ранние ученые изучали творение в рамках своих усилий познать Творца. Позднее, когда скептическое отношение к религии набрало силу, многие ученые надеялись поддержать веру своими открытиями. Ньютон хотел, чтобы его труды использовались в поддержку христианской апологетики. Раттанзи указывает на то, что Мерсенн и Декарт “были особенно озабочены желанием доставить религии новые оружия в ее защиту – в эпоху, когда старые доводы словно потеряли силу” 551 . Декарт известен прежде всего своим методом радикального сомнения, но при этом часто забывается его основная цель: подвергнуть сомнению все, чтобы расчистить дорогу к более существенному обоснованию веры. Если будем обходить стороной и отвергать религиозные побуждения ученых, мы никогда не поймем правильно подлинную природу науки» 552 . Разумеется, невозможно перечислить огромное множество ученых, чья вера в Бога и в библейский рассказ о творении мира не помешала им сделать гениальные открытия, но все же укажем наиболее известных: Николай Коперник, Фрэнсис Бэкон, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Уильям Гарвей, Рене Декарт, Блез Паскаль, Роберт Бойль, Исаак Ньютон, Готтфрид Лейбниц, Леонард Эйлер, Михаил Ломоносов, Уильям Гершель, Антуан Лавуазье, Пьер Лаплас, Андре Ампер, Карл Гаусс, Хамфри Дэви, Майкл Фарадей, Маттиас Шлейден, Теодор Шванн, Роберт Мейер, Джеймс Джоуль, Грегор Мендель, Луи Пастер, Уильям Томпсон (лорд Келввин), Джеймс Максвелл, Иван Петрович Павлов, Генрих Лоренц, Джозеф Джон Томпсон, Макс Планк, Макс Борн, Эрвин Шрёдингер, Артур Комптон, Луи де Бройль, Вернер Гейзенберг, Чарльз Таунс, Майкл Полани, Юджин Вигнер, Чарльз Кольсон, Роберт Гриффитс, Аллан Сэндидж, Уильям Филлипс и многие современные авторитеты в разных областях знания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Кроме того, Ксенофонт упоминает в 401 г. до Р. X. Иконию как фригийский город. Также существуют филологические и археологические свидетельства (из надписей), доказывающие, что Икония считалась фригийским городом до 295 г. 666 Таким образом, отмечает археолог Томпсон, «хотя Иконию связывали с Листрой и городами Ликаонии на основании экономических соображений, в действительности же административно Икония относилась к Фригии. Это произвело сильное впечатление на Рамсея, поскольку указывало на то, что Лука был верно и точно осведомлен о столь конкретной подробности». 667 6. В Листре апостол Павел исцелил некоего хромого, который не мог ходить от рождения. В результате жители города начали говорить на ликаонском языке (т. е. на их родном языке) о том, что бози уподобльшеся человеком снидоша к нам ( Деян. 14, 8–11 ). «Недалеко от современного Катын–Серай американец С.Стеррет нашел каменный алтарь, на котором имелась надпись с упоминанием названия Lustra, что, без сомнения, означает место, где располагалась римская колония». 668 Две надписи, обнаруженные возле Листры в 1919 г., подтверждают также факт существования в этом городе культа Зевса и Гермеса. 669 В одной из них, относящейся к середине III века по Р. X., говорится о посвящении Зевсу статуи Гермеса двумя людьми с ликаонскими именами. В другой упоминается о «жрецах Зевса». Кроме того, рядом с Листрой в 1926 г. был найден каменный жертвенник, посвященный «тому, кто слышит молитвы (вероятно, Зевсу) и Гермесу». Все эти факты означают, что у жителей этой области культ этих двух богов был весьма популярен. 670 Поэтому и первая реакция людей на чудо с исцелением хромого была следующая: серьезного и молчаливого Варнаву они приняли за Зевса, а более разговорчивого Павла – за Гермеса. Найденные надписи показывают, что в данных колониях говорили на латыни, но местные жители, очевидно, общались между собой на своем языке, особенно когда находились в возбуждении, как в случае с чудом, сотворенным апостолом Павлом. Однако надписей на ликаонском языке обнаружено не было. Возможно, отмечает Томпсон, такого языка в письменной форме не существовало. 671

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

  Бесспорно, Иерусалим занимал первое место среди городов Палестины и Сирии в I веке. Однако, к сожалению, с помощью археологических раскопок к сегодняшнему дню удалось разгадать лишь малую часть его тайн. Археолог профессор Томпсон пишет: «Мы предчувствуем, что древний Иерусалим еще поставит множество вопросов перед археологами и исследователями. Для человека, изучающего и исследующего Евангелие, очень трудно рассуждать о проблемах, решение которых покоится в земле Иерусалима. По прошествии времени и при необходимости перестроить отдельные участки древнего города мы вправе были бы ожидать, что на свет появятся ценные находки. Пока же мы должны удовлетворяться хотя бы теми сведениями, что у нас есть». 612 В примечании Томпсон добавляет: «В последние годы были написаны две интересные работы, предоставляющие исследователям и ученым богатый материал о городе, в котором произнес большинство Своих поучений Господь и где Он умер и был погребен: С. Симонс. Иерусалим в Ветхом Завете (Лейден. 1952 г. – на англ, яз.); Г. Венсан и А. М. Стев. Иерусалим Ветхого Завета (Париж. 1954 г. – на фр. яз.)». Но события, описываемые в Новом Завете, происходили не только в Иерусалиме. Они имели место и в других городах Палестины, Сирии, Кипра, Малой Азии, Греции и Италии. О многих из них мы узнали благодаря раскопкам. Однако существует множество районов, в которых раскопки еще только предстоят. Ограничимся пока городами Палестины и Сирии. 1. Как известно, во времена Нового Завета Финикия находилась под властью римлян. Нас интересуют, главным образом, три финикийских города: Тир, Сидон и Птолемаида (Акко, современная Акра). а) Христос находился однажды «в странах», или «в пределех», «Тирских и Сидонских» ( Мф. 15, 21–28 . Мк. 7, 24–30 ), и местные жители пришли к Нему, чтобы послушать Его и исцелиться от своих болезней ( Мк. 3, 8 . Лк. 6, 17 ). В священном тексте не уточняется, бывал ли Христос в городе Тире. Однако известно, что некая сирофиникиянка, жившая в окрестностях города, добилась благодаря своей вере того, что Господь исцелил ее дочь, которая была одержима нечистым духом. В одной из предыдущих глав мы уже достаточно подробно говорили о Тире в связи с захватом города Александром Македонским. Раскопки 1947 г. так же, как и последующие, явили свету важные находки римского времени: монеты, надписи, улицы, галереи шириной свыше пяти метров, множество колонн из зеленого и белого мрамора, мозаики (особого вида, характерного для Тира), ипподром, саркофаги и т. д. Раскопки продолжаются, и тем самым снова и снова подтверждается правомерность характеристики, которую дал Тиру император Адриан, когда назвал его «финикийской метрополией». 613

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Профессор Томпсон отмечает, что в результате археологических исследований было получено объяснение мотивов, по которым коварная Иезавель овладела виноградником Навуфея, о чем рассказывается в 21-й главе Третьей книги Царств. Известно, что Иезавель была по происхождению хананейка. В соответствии с этим археолог Томпсон пишет, что в одном из ханаанских мифов рассказывается о богине, которая некогда встретила юного охотника с прекрасным луком, подаренным ему одним из богов. Богиня попыталась убедить охотника отдать ей лук, но тот был непреклонен. Тогда богиня испросила у верховного бога Эла позволения добыть себе лук любыми способами. Получив разрешение, она выбрала одного дурного человека и, превратив его в орла, приказала ему броситься с высоты и убить юношу. Так ей удалось безнаказанно получить прекрасный лук. В ханаанской мифологии сила всегда права. А раз боги и богини действуют столь самовластно, эгоистично и не гнушаются насилия, то, естественно, что и их почитатели поступают таким же образом. Поэтому хананейка по происхождению и идолопоклонница Иезавель полагала, что ее супруг имеет право отнять виноградник у своего подданного, даже если тот не желает этого и утверждает, что виноградник достался ему в наследство от отца. Она сказала Ахаву: «Так–то ты пользуешься своей царской властью в Израиле?.. Я доставлю тебе виноградник Навуфея» ( 3Цар. 21, 7 ). Таким образом, захватнический и грабительский поступок Иезавели уходит своими корнями в мифологическую традицию. Рассказывая о жизни нечестивого Ахава, Ветхий Завет упоминает и о «храме слоновом, яже созда» ( 3Цар. 22,39 ), т.е. о дворце с отделкой из слоновой кости, который тот соорудил. Мы располагаем многочисленными археологическими данными о дворцах и прочих зданиях, построенных Ахавом в Самарии. Первые дворцы, построенные при Ахаве, отличались удивительной красотой и несли в себе следы ярко выраженного финикийского влияния. Изнутри их стены были украшены слоновой костью в соответствии с обычаями той эпохи. Дворцы подобного типа были обнаружены в Ассирии и Финикии. Прекрасные произведения искусства из слоновой кости, найденные в столице древней Ассирии Нимруде (Калахе), включали в себя многочисленные предметы, относящиеся ко времени жизни Ахава (IX в. до Р. X.). Благодаря одной из комнат одного из нимрудских дворцов мы имеем прекрасную иллюстрацию к тому, о чем говорится в Ветхом Завете по поводу дворца Ахава ( 3Цар. 22, 39 ). Стены этой комнаты, построенные из обожженного кирпича, были отделаны пластинами из слоновой кости. 305

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010