Фактически, с самого начала дата падения Вавилона – 539 г. до н.э. – была установлена именно таким путём, как отметил в Кембридж, история древнего мира – Cambridge Ancient History д-р Р. Кемпбел Томпсон (R. Campbell Thompson): «Дата 539 г. до н.э. падения Вавилона была отсчитана от последних дат на контрактовых табличках каждого царя в этот период, считая с конца правления Набопаласара в 605 г. до н.э., а именно, Навуходоносор – 43, Эвил-Меродах (АмельМардук) – 2, Нергал-Шарецер (Нериглиссар) – 4, Лабаши-Мардук (только год воцарения), Набонид – 17=66». Однако Общество Сторожевой Башни признаёт только конечный продукт этого исчисления (539 г до н.э.), но отвергает само исчисление и его начальную точку, потому что это противоречит дате 607 г. до н.э.. С одной стороны Общество отвергает астрономические тексты в целом, и VAT 4956 в частности, а с другой – оно вынуждено признать наиболее проблематичный текст – Strm. Kambys. 400. В самом деле, трудно найти больший пример непоследовательности и научного заблуждения. Как показано выше, нелогично брать 539 г. до н.э. за точку отсчёта для установления даты опустошения Иерусалима. Самые надёжные даты этого периода (VI век до н.э.), которые можно установить абсолютно, находятся значительно раньше, во время правления Навуходоносора, царствование которого напрямую связано с нашей эрой табличкой VAT 4956 и другими астрономическими текстами. Далее, Библия предоставляет прямой синхронизм между царствованием Навуходоносора и опустошением Иерусалима. Как отмечалось ранее, 4 Царств 25:8 открытым текстом заявляет, что это опустошение произошло в «19-й год царя Навуходоносора». В отличие от этого, Библия не предоставляет такого прямого синхронизма для падения Вавилона. Но и это не всё. Продолжительности царствований нововавилонских царей (как выше цитировал д-р Р. Томпсон из контрактовых табличек), от первого царя, Набопаласара, до последнего – Набонида, можно твёрдо установить множеством разных способов. Фактически, хронологию этого периода можно установить по меньшей мере 17-ю различными линиями доказательств! Эти доказательства будут представлены в следующих двух главах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

В то время как рассказ об Амврии, отце Ахава, занимает в Священном Писании только шесть стихов ( 3Цар. 16, 23–28 ), Ахаву посвящено шесть глав богодухновенного текста. Многое, рассказанное о нечестивом Ахаве и его нечестивейшей жене Иезавели, производит настолько сильное впечатление, что кажется некоторым легендой и мифом. Но раскопки, дважды проведенные в столице северного царства и резиденции Ахава Самарии, показали, что все связанные с Ахавом события, которые описываются в Ветхом Завете, являются историческими. Одна археологическая экспедиция имела место в 1908–1910 гг. и была организована представителями Гарвардского университета Джорджем Райнером, Кларенсом Фишером и Д.Г. Лайоном. Другая экспедиция (1931–1935 гг.) была организована американо–британской группой под руководством английского археолога Дж. Б. Кроуфута. Благодаря этим раскопкам мы располагаем доказательствами того, что культ Ваала действительно оказал огромное влияние на всю жизнь Израиля. Находки (печати, надписи и т.п.) показывают, что имя «Ваал» очень часто встречается в качестве компонента в личных именах жителей Израиля. Примерами этому служат имена Еливаал, Абиваал, Церивваал. Разумеется, были распространены и имена с первым элементом «Ях» от Яхве (так называли Бога израильтяне). Но, по словам профессора археологии Томпсона, «на каждые одиннадцать имен с элементом «Ях» приходится по семь имен с элементом «Ваал», т.е. идолопоклонники составляли в северном царстве довольно большую часть населения. По мнению Томпсона, это означает, что народ столь сильно был увлечен культом Ваала, что, не задумываясь, стал употреблять языческие имена. Подобная картина полностью соответствует словам пророков, описывающих в Ветхом Завете великое вероотступничество народа. 303 Кроме того, распространение культа Ваала в период правления Ахава и Иезавели подтверждается тем фактом, что в ІІІ–І вв. до Р. X. в Иудее (т.е. в южном царстве) имена, найденные в надписях и на печатях, не содержат элемента «Ваал», в то время как в Израиле в интересующую нас эпоху такие имена встречаются в большом количестве. 304

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Ученые располагают археологическим материалом, также из Египта, о сподвижнике и единомышленнике Санаваллата, Товии: источником являются «Папирусы Зенона», которые были найдены в Герзе, в египетском оазисе Файюм. Эти папирусы были написаны в III веке до Р. X. в годы царствования Птолемея II Филадельфа (285–246 до Р. X.) и содержат частые ссылки на Палестину. Один из авторов этих папирусов был Товия, правитель Аммона (область на восточном берегу Иордана). В письме сообщается о том, что Товия посылает Птолемею различных животных, в том числе лошадей, собак и верблюдов. 488 «Этот Товия, – пишет археолог Фри, – несомненно, является потомком противника Неемии, упомянутого как Товия Аммонитский в книге Неемии (2, 10)». 489 Косвенным доказательством существования дома Товии в районе Аммона является следующий факт, о котором говорит археолог Томпсон: «Хотя на данном этапе мы не обладаем материалом, непосредственно относящимся к этому лицу, у нас есть достаточно сведений о его семье. Само его имя наводит на мысль, что он поклонялся Яхве, так как в его имени присутствует окончание «йах» (Тобиах). Его семья обладала политической властью в Иордании, по меньшей мере, с V по II вв. до Р. X. В Арак–эль–Эмире, очень интересной местности в центральной Иордании (почти напротив сегодняшнего Аммана), существует несколько красивых гробниц, вытесанных в скалах, и на одной из них высечено имя «Товия», написанное по–арамейски (III в. до Р. X.). Эти захоронения относятся ко времени царствования Птолемеев в Египте. 490 В той же местности находятся развалины, которые одни считают развалинами дворца, а другие – мавзолея, построенного последними правителями из семьи Товии. 491 Исходя из всего сказанного, а также принимая во внимание «Папирусы Зенона», профессор Томпсон приходит к выводу: «Следовательно, поскольку на данный момент мы не располагаем непосредственным материалом о Товии, жившем при Неемии, но, очевидно, что, поскольку в последующие века в Иордании существовала семья Товии, у нас есть все основания полагать, что эти Товии были связаны с Товией времен Неемии». 492

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

8) Археолог Томпсон пишет, что личность Дария Мидянина, о котором говорит книга пророка Даниила (5, 31; 6, 1, 28; 9,1), до сих пор абсолютно неизвестна археологам. Об этом Дарии археолог Олбрайт писал: «Мнимая проблема с Дарием Мидянином, как всегда, остается чрезвычайно запутанной и, конечно, не может быть решена просто путем гиперкритики». – «Возможно, – добавляет Томпсон, – здесь мы имеем дело с титулом», 449 а не с конкретной личностью. Все же один из текстов, найденных в Харране и датируемых 546 г. до Р. X., обращен «к царю мидийцев». 450 Эта ссылка возводит проблему на новый уровень. Д.Вайзман, который занимается научным исследованием табличек в Британском музее, предполагает, что выражение Дарий Мидянин может быть вторым именем Кира. 451 А А.Р. Шорт пишет: «Что касается Дария Мидийца, то возможно, что это титул, который присвоил себе Кир после захвата Мидии (550 г. до Р. X.)». 452 9) Рассказ о трех юношах, которых Навуходоносор бросил в пещь огнем горящую, потому что те не поклонились телу златому ( Дан. 3 ), свидетельствует о больших печах в пригородах Вавилона, где рабочие Навуходоносора обжигали кирпичи, использовавшиеся на строительстве его великолепных зданий. Археологи раскопали некоторые из этих печей. Известен аналогичный случай времен Рим–Сина, более древнего паря этой страны (1750 г. до Р. X.). Этот царь некогда по поводу четырех людей, которые бросили кого–то в огонь, приказал: «Так как (они) бросили молодого раба в печь, бросьте туда одного (их) раба». Несмотря на то что мы больше ничего не знаем об этом приказе, Е.Г. Краелинг делает замечание относительно случая с тремя юношами: «Очевидно, подобная практика не была чем–то новым в Вавилоне». 453 Прежде чем закончить перечисление того, что мы считали нужным привести в доказательство исторической достоверности богодухновенной книги Даниила, приведем два мнения: одно – ассириолога и другое – критика текста. Ассириолог доктор Р.П.Дугерти после изучения всех исторических текстов (табличек), имеющих отношение к пятой главе книги Даниила, и после сравнения их между собой приходит к выводу: «Пятая глава книги Даниила вполне сопоставима по точности с клинописными текстами... Она превосходно может быть истолкована». 454

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

250 По мнению археолога Томпсона, «по крайней мере, некоторые из этих ханаанских имен (о которых говорит Олбрайт) 251 являются, вероятнее всего, именами коренных жителей страны. Следовательно, мы можем предположить, что Давид заставил некоторых местных жителей служить ему в качестве музыкантов, подобно тому как он принудил прочих представителей подчиненных им народов служить в других сферах жизни» 252 Таким образом, музыка, музыкальные инструменты и музыкальные группы (хоры, певческие коллективы и ансамбли) существовали задолго до времен Давида.   Примечание   1. Данное утверждение Томпсона противоречит тексту Ветхого Завета ( 1Пар. 23, 16 ), в котором ясно сказано, что певцы и музыканты в храме были левитами и, следовательно, отнюдь не являлись представителями местного покоренного населения (впрочем, последние могли служить Давиду во дворце). Однако сходство имен певцов и музыкантов с именами местных жителей, обитавших здесь задолго до Давида, все же имеет силу косвенного доказательства верности сведений Священного Писания, т.к. если подобные имена бытовали в Ханаане до Давида и в его время, то и сообщение Библии о музыкантах, носивших такие исторически подтвержденные имена, достойно доверия. Причем следует иметь в виду, что израильтяне иногда носили те же имена, что и хананеи, поскольку в языковом отношении эти народы мало отличались друг от друга. Например, Авимелех, сын Гедеона, носил то же имя, что и царь филистимского Герара во времена Авраама ( Быт. 20, 2 ; Суд. 8, 30–31 ).   Ужасная смерть Саула   Жизнь Саула, первого израильского царя, была наполнена продолжительной борьбой с жившими по соседству врагами Божьего народа. В Ветхом Завете сказано, что во время военных действий против филистимлян столицей и ставкой Саула являлся его родной город Гива ( 1Цар. 10, 26; 11,4; 13 и т.д.). Начало царствования Саула было многообещающим, но закончилось оно трагически. Это произошло потому, что он неоднократно выказывал Богу неповиновение и непочтительность. Кроме того, его действия часто приводили к напряженному противостоянию самых влиятельных людей Израиля. В конце концов в ожесточенном сражении с филистимлянами на Гелвуйской горе (Северная Палестина) войска Саула были разбиты, обращены в бегство и уничтожены. Сам Саул после гибели трех сыновей совершил самоубийство, пав на свой меч, чтобы избежать пленения. Обнаружив тело Саула, филистимляне сняли с него доспехи, обезглавили и пригвоздили к стене города Бефсана. Голову Саула они поместили в храм Дагона, а доспехи положили в храм Астарты ( 1Цар. 31,1–10 . 1Пар. 10,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАДЖ [сэр Уоллис Бадж; англ. Wallis Budge] Эрнест Алфред Томпсон (27.07.1857, графство Корнуолл - 23.11.1934, Лондон), брит. востоковед, специалист в области египтологии, коптологии, мероистики и сирологии, археолог. Образование получил в Крайст-колледже Кембриджского ун-та, где изучал древнеевр., араб., сир. и эфиоп. (геэз) языки. С 1883 г. начал работать в Отделе егип. и ассир. древностей Британского музея, был хранителем отдела с 1893 по 1924 г. За этот период Б. приобрел много тысяч клинописных табличек, большое количество предметов древнеегип. искусства и папирусов, а также сир., араб., эфиоп. и др. рукописей. Он вел раскопки в Египте (в Асуане), в Судане (пирамид и храмов у скалы Гебель-Баркал в Напате и в др. местах, включая о-в Мероэ), в Ираке (Ниневия и Дер). Б.- автор более 140 книг и публикаций клинописных и иероглифических текстов и памятников лит-ры христ. Востока. Удостоен рыцарского звания в 1920 г. Б. был неутомимым путешественником, исследователем и гл. обр. популяризатором в изучении истории древних цивилизаций Сев.-Вост. Африки и Ближ. Востока. Его работы, обобщающие достижения выдающихся востоковедов своего времени, отличаются непредвзятостью оценок. Он не поддерживал теорию полноценных и неполноценных рас, первым высказал мнение о суданских корнях XXV (Эфиопской) династии Египта, суданском происхождении Кашты, одного из ранних царей Мероэ. Для совр. специалистов его публикации представляют интерес описанием деталей древних памятников Египта и Мероэ, отсутствующих в др. источниках, описанием памятников Аксума, ныне исчезнувших, а также зарисовками повседневной жизни в Египте, Судане и Эфиопии кон. XIX - нач. ХХ в. На протяжении мн. лет Б. занимался исследованиями христ. Востока. Предпринял серию публикаций копт., сир. и эфиоп. текстов, а также англ. переводов эфиоп. христ. памятников, таких, как «Слава царей» (The Queen of Sheba and Her Only Son Menyelek. L., 1922), эфиоп. синаксарь (The Book of the Saints of the Ethiopian Church. L., 1928), и др.

http://pravenc.ru/text/77340.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Велимирович. Фотография. 2001 г. [Velimirovi] Милош (10.12.1922, Белград - 18.04.2008), амер. музыковед, исследователь визант. и слав. муз. культур. В 1940 г. окончил Белградскую муз. школу (ныне им. С. Мокраняца) как скрипач и пианист. В 1941 г. после прекращения занятий в Белградском ун-те в связи с началом второй мировой войны и нем. оккупации Югославии В. поступил в Музыкальную академию и продолжил занятия по классам скрипки (у П. Стояновича) и фортепиано (у Е. Крстич). В 1943 г., избежав работы на рудниках, он сумел сформировать маленький муз. ансамбль, игравший в лагерях серб. молодежи нем. полувоенной строительной орг-ции Тодта. В дек. 1943 г. бежал в Белград; в апр. 1944 г. из-за амер. бомбардировки Белграда присоединился к войскам генерала Д. Михайловича, занимался составлением ежедневных сводок новостей. В 1945 г. был взят в плен силами И. Б. Тито, однако был определен в Клуб 23-й дивизии Югославской армии с предписанием создать джаз-банд совместно с музыкантами разных подразделений. В связи с выборами 1945 г. был арестован за причастность к силам Михайловича, провел 9 месяцев в штрафном батальоне в Словении. В 1946 г. возвратился в дивизию, располагавшуюся близ Триеста, на место пианиста и руководителя клубного ансамбля. В 1947 г. вернулся после военной службы в Белград, где продолжил занятия в Музыкальной академии (1947-1952) по фортепиано, композиции (у М. Логара) и с 1948 г. в качестве музыковеда, а также в ун-те (1947-1951) на отд-нии изящных искусств философского фак-та (среди учителей - историк-византинист Г. Острогорский ). В 1950-1951 гг. в качестве ассистента проф. А. Лорда (Гарвардский ун-т, США) занимался собиранием эпической поэзии, гл. обр. репертуара мусульм. певцов, поющих с аккомпанементом гусле, в т. ч. в Македонии. С 1952 г. учился в Гарвардском ун-те у О. Гомбоши (история музыки, муз. палеография), Р. Томпсона (контрапункт), С. Таттла (библиография, музыка англ.

http://pravenc.ru/text/150149.html

Начавшееся со времени дешифрования клинописи изучение ассировавилонской письменности привело к открытию цело ряда документов, представляющих в своем содержании черты сходства с произведениями ветхозаветной литературы. Как таковые, они дали, вместе с памятниками Египта, древнего Ханаана и других стран переднего Востока, обширный материал для сравнительного изучения почти всех сторон жизни библейского Израиля. Сопоставлению с внебиблейскими данными подвергаются в настоящее время его история, религия, формы быта, права и даже произведения субъективного религиозно-нравственного творчества. Так в параллель библейским псалмам ставятся вавилонские покаянные гимны, книга Иова сопоставляется с вавилонскою песнью страждущего праведника. И если некоторые внебиблейские параллели оказываются неудачными, то этого нельзя сказать о последнем памятнике. Наблюдаемое между ним и книгой Иова сходство является действительным, а не мнимым, и правильно понятое со стороны вызвавших его причины дает бесспорный ответ на некоторые возбуждаемые данной книгой вопросы. Их решение переносится из области предположений, в каковой до сих пор находилось, в сферу точных, положительных данных. В виду подобного значения, вавилонская песнь страждущего праведника заслуживает полного внимания. Сохранившаяся до настоящего времени в двух списках, – ассирийском и вавилонском, песнь делается известною с 1875 г. В этом году был издан Раулинсоном 2 незначительный отрывок ее ассирийского текста, найденный в библиотеке Ассурбанипала (668–626 г.). В 1888году Ewetts опубликовал два новых отрывка песни 3 , составивших с фрагментом Раулинсона ее вторую часть. В 1894 году в архиве храма бога Самаса в Сиппаре был найден Шейлем вавилонский текст песни 4 . Он несколько обширнее ассирийского, – дает для ее второй части пять новых строк, но, подобно ему, также не воспроизводит всего состава нашего памятника. Восстановление этого последнего, хотя и не во всей полноте, сделалось возможным, благодаря найденному в той же библиотеке Ассурбанипала комментарию к песне 5 и изданному Томпсоном в 1910 году ее новому фрагменту 6 . На основании комментария устанавливается текст первой и четвертой части песни, на основании фрагмента Томпсона – третьей. Значительные пропуски в том и другом памятнике лишают однако возможности восстановить содержание песни во всем его объеме. По подсчету Ястрова, основанному на изучении ее отдельных редакций, она заключила не менее 480 строк, в настоящее время известно не более 200 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Нюта Федермессер: За жизнь на всю оставшуюся жизнь Нюта Федермессер — о жизни, смерти и любви 26 ноября, 2017 Нюта Федермессер — о жизни, смерти и любви Нюта Федермессер основала фонд помощи хосписам «Вера», много лет руководила Первым московским хосписом, а с 2015 года возглавляет Центр паллиативной помощи Москвы. Она много лет борется за доступное обезболивание и возможность пользоваться ИВЛ дома. Главный редактор «Правмира» Анна Данилова спрашивает Нюту Федермессер о жизни, смерти, любви, страдании. Этот разговор – продолжение диалогов «Правмира» о жизни, смерти и любви с современниками, работающими в сфере благотворительности. Мы не подгоняем ответы наших собеседников под православные каноны, а просим собеседников поделиться своим личным миропониманием. Призвание Я всегда хотела быть балериной, и до сих пор хочу. В детстве хотела стать ветеринаром, потому что очень увлеклась книжками о животных, все читала Сетона Томпсона, Джеймса Хэрриота… Хэрриот потом был основой моей дипломной работы и диссертации. Мама про ветеринарию мне говорила: «Нюта, ну ты что, не понимаешь, что это не кошечки-собачки? Это вот как у Хэрриота. В Москве этого не будет. Это стоять в холодном коровнике, засунув руку по плечо в матку рожающей коровы. Вспомни, у нас на даче в Никитино-Троицком ноги разъезжаются в коровьих лепешках. Вот этого ты хочешь?» Я говорю: «Нет». Я очень близко подружилась с девочкой, которая сильно заикалась и тогда я начала мечтать стать дефектологом. Еще в школе начала осваивать сурдоязык. Мама поддерживала, ей тоже нравилась эта идея. Потом случились политические и экономические перемены в стране. Был такой период, когда мне два-три частных ученика в неделю приносили столько, сколько родители, оба врачи, получали в месяц. Представляю, насколько это было унизительно для них, особенно для папы с его диссертациями и профессорским званием. Когда я хотела поступать в мединститут, родители сказали: «Как ты будешь жить? Нет». Отчасти мама меня убедила, а отчасти мне не хотелось сдавать экзамены. На любом экзамене или контрольной у меня такой стресс, что даже если я показываю хороший результат, он совершенно точно не стоит этого стресса.

http://pravmir.ru/nyuta-federmesser-za-z...

Закрыть Трагедия Ильи Муромца На примере былины «Застава богатырская» 07.03.2024 271 Время на чтение 10 минут «Чем бы не козак был? – сказал Тарас, – и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» (Н.Гоголь. Тарас Бульба) Не у всех Русских богатырей отношения с детьми складывались так, как у Данилы Игнатьевича и сына его Михайлы. Вообще Русский героический эпос потрясающе богат и на тематические сюжеты и на эффектные образы. Былина «Застава богатырская (Илья Муромец и Сокольник)» – очередной прекрасный пример концентрации смыслов и ярких картин. Причём текст настолько осязаемо передаёт ощущения от прочитанного, что хочется сказать «от увиденного». Теперь непосредственно перейдем к былине, которая начинается описанием Русской богатырской заставы. На этом сторожевом посту, под командованием Ильи Муромца, были собраны практически все выдающиеся богатыри Русской земли: Заместитель атамана – Крестный отец Ильи, Самсон Колыбанович, Добрыня Никитич и Алёша Попович, Василий Буслаев и Потаня Хроменький, а также целый ряд других знаменитых Русских воинов. Ранним утром на заставе, пробудившись ото сна и умывшись, Илья Муромец сотворил полную Иисусову молитву. После, обозревая окрестности, его внимание привлекает какое-то движение из «полуночной стороны». От чьей-то тяжёлой и быстрой поступи дрожит земля. И, наконец, в пределах видимости появляется некий всадник богатырь. Его выход на арену повествования обставлен очень эффектно. Могучего воина сопровождают звери и птицы. 1. «Попереди-то его да бежит серый волк». Волк один из самых крупных и опасных хищников. Синоним воли, мудрости, силы и мужества. Практически не поддающийся одомашниванию, а значит и дрессировке. Герой мифологии, сказок и литературных произведений многих народов мира. Вспоминается Акела Киплинга, Лобо Сетона-Томпсона, «Серый помещик» Пришвина. В русской народной «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», добровольно помогающий Ивану решать все его проблемы, волк фактически является главным героем.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/07/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010